УДК 796.323.2(292.552)
ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КОНДИЦИЙ И УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИРАКА В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ БАСКЕТБОЛОМ
Преподаватель факультета физической культуры и спорта*, аспирант** Х. Д. Ктайман, Вавилонский государственный университет (г. Вавилон, Ирак),
"Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
В статье приводятся сведения о динамике физических кондиций и уровня подготовленности юных баскетболистов Ирака в процессе секционных занятий по разработанной трехмесячной программе.
Основанием для разработки трехмесячной программы секционных занятий баскетболом старшеклассников Ирака стали неутешительные результаты определения эффективности традиционных тренировок, обусловившие низкий уровень физического здоровья, физической и технической подготовленности, а также результативность соревновательной деятельности, уступающая, в основном, модельным значениям.
Кроме того, результаты анкетирования показали большую популярность занятий баскетболом среди учащейся молодежи Ирака и большой спектр мнений относительно изменения соотношения выполняемых нагрузок по мере приближения важного турнира спортивного сезона.
Представлено соотношение вклада тренировочных средств юных баскетболистов экспериментальной группы в общее время занятий, а также их динамика от первой до двенадцатой тренировочной недели по таким видам подготовки, как общая и специальная физическая, техническая, тактическая, игровая.
Приводятся изменения уровня физического здоровья, физической и технической подготовленности старшеклассников города Вавилон (Ирак), занимающихся баскетболом по традиционной и разработанной тренировочной программам.
Положительные изменения в экспериментальной группе по отношению к контрольной: доля
здоровья в контрольной группе на 30% больше, чем в экспериментальной; из 22-х параметров физической, технической подготовленности и результативности соревновательной деятельности по 17 критериям (77,3% измерений) отмечено достоверное преимущество экспериментальной группы над контрольной.
Экспериментальное подтверждение разработанной программы позволяет рекомендовать её для применения в процессе занятий баскетболом с юными баскетболистами Ирака.
Ключевые слова: старшеклассники; баскетбол; секционные занятия; физическое здоровье; физическая, техническая подготовленность; соревновательная деятельность.
Введение. В настоящее время баскетбол пользуется большой популярностью среди учащейся молодежи различных стран, в том числе и у старшеклассников Ирака, так как большая эмоциональность и огромное разнообразие движений, присущих игре в баскетбол, способствуют развитию и укреплению у занимающихся опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, активизации деятельности органов дыхания и кровообращения, вовлечению в работу всех групп мышц, улучшению обмена веществ [3].
Результативное выполнение баскетболистами тактических действий во время тренировок и соревнований выдвигает на первый план сложность функционирования системы перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в постоянно изменяющихся условиях деятельности и в связи с необходимостью в кратчайшие отрезки времени восприятия возникающих ситуаций, принятия и реализации решений о способах продолжения игры
баскетболистов с низким уровнем физического [4].
Необходимость проведения исследования определялась существующим противоречием между:
а) растущей популярностью баскетбола среди подростков и юношей Ирака и нехваткой научно-методической литературы, что отрицательно влияет на качество тренировочно-соревновательного процесса;
б) необходимостью успешного выступления во внутренних, региональных и международных юношеских соревнованиях и отсутствием программ, учебных планов, вариантов эффективной и качественной подготовки к ним.
Методы и организация исследования. Педагогическое наблюдение проводилось в 2013 году, педагогический эксперимент - с 10 февраля до 10 мая 2014 года на базе спортивного клуба Hillas города Вавилон (Ирак). В них приняли участие 30 старшеклассников, разделенных поровну на экспериментальную и контрольную группы. Возраст испытуемых - 17-18 лет, классификация юных баскетболистов - спортсмены массовых разрядов.
Физическое здоровье испытуемых определялось по методике Г. Л. Апанасенко и Р. Г. Науменко (цит. по Б. Х. Ланда [2]), физическая и техническая подготовленность, а также эффективность соревновательной деятельности - по общепринятым, метрологически проверенным методикам [4, 5]. Статистическая обработка данных осуществлялась по традиционным компьютерным программам [1].
Результаты исследования и их обсуждение. Определение эффективности традиционной программы занятий баскетболом юношей 17-18 лет, проживающих в городе Вавилон, включало в себя изучение структуры и содержания инструктивных документов по планированию, организации и реализации процесса спортивной подготовки, изучение мотивов и потребностей учащихся в регулярных занятиях баскетболом, определение уровня их физического здоровья, физической и технической подготовленности, а также результативности соревновательной деятельности.
На основании сравнительного анализа величин изучаемых показателей и их модельных значений выявилась результативность традиционных занятий баскетболом и были определены направления оптимизации структурно-содержательных и организационно-методических аспектов процесса спортивной подготовки юных баскетболистов.
Оказалось, что баскетбол пользуется популярностью среди учащихся Ирака, так как в стране во многих общеобразовательных школах и клубах имеются секции и группы занимающихся этим видом спорта. Занятия в секциях и тренировочных группах проводятся в основном 2-3 раза в неделю при продолжительности отдельной тренировки от 1,5 до 2-х часов.
Годовой объем занятий баскетболом составляет у юных спортсменов от 175 до 185 часов, из которых 1517 часов уходит на 3-5 официальных соревнований, 2-3 из них являются для спортсменов и их тренеров самыми важными. Существует значительный спектр мнений
относительно сроков и содержания процесса непосредственной подготовки к соревнованиям, включая различные варианты соотношения времени, выделяемого на разные виды подготовки. Отсутствует общепринятая недельная и месячная структура занятий, обуславливающая характер динамики выполняемых нагрузок, что обеспечивает формирование спортивной формы у игроков к моменту начала соревнований.
Выявились стуктурно-содержательные и организационно-методические недоработки, снижающие эффективность отдельно проводимых занятий и всего процесса спортивной подготовки в целом: несбалансированные объемы времени, выделяемые на различные виды подготовки, излишний вклад упражнений, выполняемых при ЧСС менее 140 уд/мин, однообразие применяемых тренировочных средств, сопряженное использование упражнений, развивающих общую и специальную физическую подготовленность юных баскетболистов и т. д.
Низкий уровень физического здоровья участников обследования, их физической и технической подготовленности, а также результативность соревновательной деятельности, уступающая модельным значениям, обусловили разработку модифицированной программы занятий баскетболом, включающую комплекс инноваций, касающихся планирования, организации и методики проведения тренировочного процесса.
В разработанной трехмесячной программе занятий баскетболом объем игровой подготовки был уменьшен до 20% общего тренировочного времени, причем во втягивающем и первой половине базового мезоциклов он составлял 10-15%, а затем постепенно увеличился к середине предсоревновательного мезоцикла до 30%.
Средства общей и специальной физической подготовки стали применяться в основном последовательно
- во втягивающем мезоцикле соотношение используемых средств ОФП и СПФ планировалось как 70% и 30%, в базовом мезоцикле соответственно как 35% и 60%, в предсоревновательном - как 15% и 85%.
Изменения соотношения средств подготовки в период педагогического эксперимента приводятся в таблице.
Уровень физического здоровья в контрольной группе колебался от одного балла (низкий) до 11 баллов (средний) и в среднем по группе составил 4,2 балла (низкий). У девяти юных баскетболистов (60% объема выборки) уровень физического здоровья колебался от 1 до 4 баллов (низкий), 5 человек (33,3%) по этому показателю были оценены как «ниже среднего» (от 5 до 9 баллов), один человек набрал 11 баллов (6,7%), что соответствует среднему уровню здоровья.
В экспериментальной группе оценка уровня физического здоровья колебалась от 2-х баллов (низкий) до 9 баллов (ниже среднего), в среднем составляя 5,1 балла (ниже среднего). У юных баскетболистов колебания этого показателя составили от низкого уровня - 6 человек (40% группы - от 2 до 4 баллов) до ниже среднего
- 9 человек (60%) - от 5 до 9 баллов.
Таблица
Динамика вклада средств подготовки юных баскетболистов экспериментальной группы (%)
в общее время занятий
№ п/п Виды Ыозвпемсoкoвки Недели заняти° -йн%н ооп СФП Техническая Тактическая Игровая Всего
1 1-е неделя лт 10 30 5 65 100
2 3-4 30 20 25 5 20 100
3 5-6 20 30 20 5 25 100
4 7-Н (5 ян е 30 100
5 9-10 10 ра ан 10 ен 100
6 11-12 5 25 30 10 30 100
"66,5
73,3
%
80 70 60 50 40 30 20 10 0
исходное конечное исходное конечное тгета^шгая
контрольная экспериментальная группы
Рисунок 1. Изменение соотношения параметров юных баскетболистов с низким (Ц), ниже среднего (О) и средним (5) уровнем физическогоздоровьяв контрольной и экспериментальной группах в начале (исходное тестирование) и после завершения
(конечное тестирование)педагогическогоэксперимента
Разницу межцу исходным уровнем физического здоровья баскетболистовкомтрольной и экспериментальной групп, составляющую 0,9 балла, можно считать несущественной и подттермцающей о-нородность кн-манд - участниц педагогического эксперимента.
Регуляеные занятия ба скмтболомв ктчонио т рех мо-сяцев по традиционной и разработанной программам вызвалв реннсвкфаженнор^^шрние значений сома-зателейнповыыненкм тровня фмзкчнского здоеотья у юных баскетболистов (рисунок 1).
В коетннльнлй грмтпнчислоюиые (^^с^кеа^Нмл^^т^^н с низким уровнем физического здоровья уменьшилось до 4 чеоотнк иктало с^тав/^?^тьмемыопт их общего числа, зато количество спортсменов, повысивших этот параметр до уровня ниже среднего и среднего, - возросло до7Н,Н% (11емловем). Скеднийпмзмзатеоь физического здоровья в группе увеличился на 0,6 балла и составии 5,5 На лио, то есте - ниже сред немо.
В экспериментальной группе улучшение более значительное: три месяца занятий по разработанной про-
грюмммениветн к тымр, чте ^с^н? нмые баскетболисты, иеевшию внавале тренировок низкий уровень физического здоровья, повысили его до ниже среднего и среднего. Доенспзетcмeнoв нм тредним уровнем физического здоровья составила 26,7% (4 человека), ниже лpнднеюo-еЗ, 3% (11человок).
Физическая подготовленность юных спортсменов, кт%пксиpoвaнння переы нрчаломгфоведения педа-гогьчecконо экспеенменка, елаза-ые даже немного хуже, чем у их сверстников из контрольной группы, так евктолько по одному и-еaзaтелюиз р (прыжок в длину с места) они превосходили модельные значения.
Однако целенаправленные тренировки по разработанной программе привели к достоверному улучшению результатов выполнения пяти тестов из шести (Т3,3%) пре Р<0,Н1( То етль, оз%чонние более значительное: результат прыжка в длину с места улучшился на 2Р,6 см, чте почвмв Н % аза больно чнм в контрольной группе, прыжок в высоту с места увеличился на 7,1 см (больше чем в контрольной в 3,1 раза). Аналогичное,
Рисунок 2. Преимущество экспериментальной группы над контрольной по результатам выполнения тестов по физической (I), технической (II) подготовке, эффективностисоревновательной деятельности(111)исумме всехизучаемыхпараметров (IV) (%)
I I -различиянедостоверны; 0 -различиядостоверны.
более выраженное улучшение отмечено и по другим тестам, кроме ускорения на 6 м.
Исходный уровень техн и ч ее койподготовленности в экспериментальной группе оказался по всем критериям, кроме скоростного передвижения в защитной стойке 3х5 м, >онке модельны хзнотениТ.
Однако за три месяца занятий результаты выполнения тестов значитеодин ул^ошилтино свали до всео пяти показателям превосходить контрольные нор ма-тивы.
Разница меледу елтндоолн о конечнымн ренульт=г тами очень заметна: эффективность штрафных бросков повысилась с 4г,е% до 65,3%, тн еедь дистанционнл1х бросклт л с дн 48,0%, то ессь в
1,8 раза.
Аналогичная степень улучшения бгдечленеяив других тестах, обеспечивая по всей батарее тестирующих процедур достоверные отличия с высокой степенью вероятнее™ Д=4675-Н,%л,нли е <0,0')
Схожая картина наблюдается и при сравнении исходных и котечтын результбтовоестирования тенои-ческой подготовленности юных баскет в кон-
трольной и экспериментальной групп.
Исходный уровень эффективности соревновательной деятельности юных баскетболистов в контрольной группе на 36,4% (4 показателя) оказался выше модельных значений, а на 63,6% равнялся или уступал им.
Занятия в течение трех месяцев по традиционной программе привели к некоторому улучшению результативности соревновательных действий - отставание от контрольных нормативов сократилось до 34,6% и по трем параметрам (сумма атакующих передач, «передал мяч и выходи» и заслон) произошло достоверно улучшение - 1=2,11-4,13, при Р<0,05-0,01. Вместе с тем улучшение по 8 критериям результативности соревновательных действий из 11 (72,7%) в контрольной группе оказалось статистически недостоверным.
В экспериментальной группе изменения рассматриваемых показателей более значительны.
Тренировки по разработанной программе за время педагогического эксперимента привели к тому, что по 8 показателям из 11 выявлено статистически достоверное улучшение - 2,35-5,80, при Р<0,05-0,01.
Если взять весь массив из 22-х параметров физической и технической подготовлеоности, с также результативности соревновательной деятельности (рисунок 2), то п^имуществозаспериментальной группы над контрольной отмеченопо 17 критериям, или в 77,3% измерений.
Яакоусеное. Скким образсм, океяериментально подтверждено, что разработанная программа трех-мнеяккой 90-уасовой подгхтнвус юношей 17-18 лет к оимоуеняу соревнованию сезона эффективнее традиционной, что позволяет рекомендовать ее для приме-кмеуя верюцккнсспортевной бодготчеои юных баскет-боли стов Ирака.
ЛИТЕРАЮ/ДА:
1. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической дея-тео ьнест и в фиоккес кок фвеоу/н и с порте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, А. К. Петров. - 6-е изд., перераб. - М.: Изд. Цент «Академия», 2013. - 288 с.
2. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.
3. Лихачев, О. Е. Особенности методики проведения рекреационных занятий баскетболом / О. Е. Лихачев, А. В. Мазурина, В. В. Гуков. - В сб. матер. Межд. научно-прак-тич. конф. «Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте». - Смоленск, 2011. - С. 77-81.
4. Портнов, Ю. М. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю. М. Портнов, В. Г. Башкирова, В. Г. Луничкин и др. - М.: Советский спорт, 2006. - 100 с.
5. Popovich Gregg Complete conditioning for basketball / Gregg Popovich. - USA: Florida: Human Kinetics, 2007. - 205 p.
DYNAMICS IN THE PHYSICAL CONDITIONS AND THE LEVEL OF PREPAREDNESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS OF IRAQ IN THE PROCESS OF BASKETBALL TRAINING SESSIONS
Ktaiman H., Lecturer Physical Education and Sport Faculty*, Post graduate student**
*The Babylonian State University (Babylon, Iraq),
**Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for corespondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.
The article provides information about the changes of physical conditions and the level of preparedness of young basketball players of Iraq in the process of training sessions according to developed three-month programs.
The basis for the development of three-month programs of basketball training sessions in high school students of Iraq became the disappointing results of determining the effectiveness of traditional technique trainings caused the low level of physical health, physical and technical training, as well as the effectiveness of competitive activity, mostly inferior to the model values.
In addition, the survey results showed the popularity of basketball among youngsters of Iraq and a wide range of views on the changes of the ratios of executed loads as we approach an important tournament of the season.
It is presented the ratio of the contribution of training means of young basketball players of the experimental group in the total training time, as well as their dynamics from the first to the twelfth training weeks on those types of training as general and special physical, technique, tactical, gaming.
The article also presents changes in the level of physical health, physical and technique preparedness of high school students of the city of Babylon (Iraq) who play basketball according to the traditional and the developed training programs.
Positive changes in the experimental group relative to the control were the following: the percentage of players with a low level of physical health in the control group was 30% more than in the pilot; of the 22 parameters of the physical, technical readiness and effectiveness of competitive activity, in 17 criteria (77,3% of measurements) were registered a significant advantage in the experimental group over the control one.
Experimental validation of the developed program allows to recommend it for the use in the process of basketball training with young basketball players of Iraq.
Keywords: high school students, training sessions, physical health, physical and technical preparedness, competitive activity.
References:
1. Zhelezniak lu. D. Petrov A. K. Osnovy nauchno-metod-icheskoi deiatel'nosti v fizicheskoi kul'ture i sporte: 6-e izd., pererab [Bases of scientific and methodical activity in physical culture and sport: 6th edition, reslave]. Moscow, Izd. Tsent «Akademiia», 2013, 288 p. (in Russian).
2. Landa B. Kh. Metodika kompleksnoi otsenki fizicheskogo razvitiia i fizicheskoi podgotovlennosti: uchebnoe po-sobie [Metodik of a complex assessment of physical development and physical fitness: manual]. Moscow, Sovetskii sport, 2004, 192 p. (in Russian).
3. Likhachev O. E., Mazurina A. V., Gukov V. V. Features of a technique of carrying out recreational occupations by basketball. V sb. mater. Mezhd. nauchno-praktich. konf. «Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreatsii i sporte» [5 collection of materials of the International scientific and practical conference "Sports in Physical Training, a Recreation and Sport"]. Smolensk, 2011, pp. 77-81(in Russian).
4. Portnov lu. M. , Bashkirova V. G., Lunichkin V. G. Basket-bol: primernaia programma sportivnoi podgotovki dlia detsko-iunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovan-nykh detsko-iunosheskikh shkol olimpiiskogo rezerva [Basketball: the approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic reserve for children and young people]. Moscow, Sovetskii sport, 2006,100 p. (in Russian).
5. Popovich Gregg Complete conditioning for basketball. USA, Florida, Human Kinetics, 2007, 205 p.