УДК 796.83
ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В РУКОПАШНОМ БОЕ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ
Михаил Александрович Факеев, соискатель,
Евгений Анатольевич Митин, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по оценке специальной физической и технической подготовленности юных спортсменов, занимающихся рукопашным боем с учетом развития психомоторных функций.
Ключевые слова: рукопашный бой, специальная физическая и техническая подготовленность.
EVALUATION OF THE SPECIAL PHYSICAL AND TECHNICAL READINESS OF THE YOUNG ATHLETES IN HAND-TO-HAND FIGHT TAKING INTO ACCOUNT THE DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR FUNCTIONS
Michael Aleksandrovich Fakeev, the post-graduate student,
Eugeny Anatoljevich Mitin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
The Herzen State Pedagogical University of Russia,
St.-Petersburg
Annotation
The article present the results of research upon the evaluation of special physical and technical readiness of the young athletes who are engaged in hand-to-hand fight taking into account the development of their psychomotor functions.
Keywords: hand-to-hand fight, special physical and technical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
В предыдущих исследованиях нами была показана возможность применения в учебно-тренировочных занятиях по рукопашному бою с детьми разного возраста специальных тренировочных средств направленного развития психомоторных функций в определенный сенситивный период, экспериментально обоснована методика их ускоренного формирования [2,3].
Поэтому задачей данного исследования является оценка влияния методики, включающей тренировочные средства направленного развития психомоторных функций, на результативность специальной физической и технической подготовленности юных спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании участвовали юные спортсмены 9-15 лет, занимающиеся рукопашным боем. Оценка специальной физической подготовленности проводилась по контрольным упражнениям, описанным в примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва по рукопашному бою [1, с. 31-32]. Экспертами также оценивалось качество выполнения основных технических приемов в условиях учебного «мини рукопашного» боя по 9-ти балльной шкале. В спортивнооздоровительной группе регистрировались результаты выполнения 6 технических приемов. Поэтому любой из спортсменов максимально мог набрать 54 балла. В группе начальной подготовки фиксировались 8 показателей, таким образом, каждый спорт-
смен мог набрать максимально 72 балла. В учебно-тренировочной группе оценивались 11 показателей, в связи с чем, спортсмен мог набрать максимально 99 баллов.
Количественный состав контрольной и экспериментальной групп, возраст участников в каждой группе, упражнения по которым проводилось тестирование, а также полученные результаты исследования представлены в таблицах 1-3.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных экспериментальных данных показывает следующее. В спортивно-оздоровительной группе (табл. 1) достоверные различия на 2 этапе исследования между КГ и ЭГ зафиксированы по суммарному времени выполнения 6 боковых ударов ногами (1=2,3; р<0,05).
Таблица 1
Изменение показателей специальной физической подготовленности детей 9-10
лет, занимающихся рукопашным боем в спортивно-оздоровительной группе
Тесты 1 этап 2 этап
КГ (п=11) ЭГ (п=10) КГ (п=11) ЭГ (п=10)
Суммарное время 6 прямых ударов руками (с) 5,6±0,17 5,7±0,17 5,4±0,17 5,3±0,19
1=0,42; р>0,05 1=0,39; р>0,05
Суммарное время 6 боковых ударов ногами (с) 8,1±0,18 8,1±0,19 7,8±0,14 7,2±0,22
1=0; р>0,05 t=2,3; р<0,05
Суммарное время 6 «входов» (с) 7,9±0,18 8,0±0,15 7,6±0,15 7,5±0,11
1=0,41; р>0,05 1=0,56; р>0,05
Это можно объяснить тем, что применяемые средства в этой возрастной группе, в большей степени были направлены на развитие вестибулярной устойчивости, которая и определяет специфику выполнения данного технического приема. По остальным упражнениям достоверных различий в результатах контрольной и экспериментальной групп на 2 этапе не обнаружено, хотя в обеих группах имеется тенденция улучшения этого показателя.
При проведении учебно-тренировочных занятий в группе начальной подготовки использовались упражнения, направленные не только на развитие вестибулярной устойчивости, но также на быстроту действий в заданном промежутке времени и способность распределять усилия во времени.
Таблица 2
Изменение показателей специальной физической подготовленности детей 11-13
лет, занимающихся рукопашным боем в группе начальной подготовки
Тесты 1 этап 2 этап
КГ (п=10) ЭГ (п=11) КГ (п=10) ЭГ (п=11)
Суммарное время 6 прямых ударов руками (с) 4,9±0,17 4,9±0,12 4,7±0,12 4,4±0,10
1=0; р>0,05 t=2,14; р<0,05
Суммарное время 6 боковых ударов ногами (с) 7,3±0,24 7,4±0,24 7,1±0,17 6,6±0,15
1=0,27; р>0,05 t=2,23; р<0,05
Суммарное время 6 «входов» (с) 7,2±0,13 7,1±0,16 6,9±0,13 6,4±0,18
1=0,32; р>0,05 t=2,27; р<0,05
Анализируя полученные результаты (табл. 2) во всех оцениваемых упражнениях можно констатировать следующее. На 2 этапе юные спортсмены, тренировавшиеся в экспериментальной группе, показали достоверно лучшие результаты по всем упражнениям: «Суммарное время 6 прямых ударов руками» - 1=2,14; р<0,05; «Суммарное время 6 боковых ударов ногами» - 1=2,23; р<0,05; «Суммарное время 6 «входов»» -1=2,27; р<0,05. Исходя из анализа полученных данных, можно говорить о том, что в этой группе прослеживается зависимость между развитием указанных выше показателей психомоторных функций и результативностью выполнения технических приемов.
В учебно-тренировочной группе (табл. 3), где основной акцент в тренировочных занятиях был сделан на развитие быстроты действий в заданном промежутке вре-
мени и способности распределять усилия во времени, достоверные различия между результатами в группах наблюдались по упражнению «Суммарное время 6 прямых ударов руками» - 1=2,14; р<0,05.
Таблица 3
Изменение показателей специальной физической подготовленности детей 14-15
лет, занимающихся рукопашным боем в учебно-тренировочной группе
Тесты 1 этап 2 этап
КГ (п=10) ЭГ (п=10) КГ (п=10) ЭГ (п=10)
Суммарное время 6 прямых ударов руками (с) 4,6±0,12 4,6±0,12 4,5±0,12 4,2±0,09
1=0; р>0,05 t=2,14; р<0,05
Суммарное время 6 боковых ударов ногами (с) 7,0±0,12 7,0±0,13 6,8±0,09 6,6±0,11
1=0,3; р>0,05 1=1,43; р>0,05
Суммарное время 6 «входов» (с) 6,6±0,13 6,6±0,12 6,4±0,15 6,1±0,09
1=0,3; р>0,05 1=1,76; р>0,05
По остальным упражнениям наблюдалась тенденция в увеличении различий результатов юных спортсменов экспериментальной и контрольной групп, но они не достигли достоверных значений. Выявленная тенденция в возрастной группе 14-15 лет может свидетельствовать также и о том, что при увеличении длительности воздействия в учебно-тренировочных занятиях специально направленных средств, обусловливающих развитие психомоторных функций, различия в результатах могут достигнуть достоверных значений.
Помимо инструментального доказательства эффективности разработанной методики, использовались и косвенные показатели. Такими косвенными показателями являлась экспертная оценка качества выполнения юными спортсменами каждой возрастной группы технических приемов в условиях учебного «мини рукопашного боя».
Анализ результатов позволяет заключить следующее. На спортивнооздоровительном этапе в контрольной группе средний показатель качества выполнения технических приемов составил 25,2 баллов, в то время как в экспериментальной -31,7 баллов. Оценка различий по Т-критерию Уайта показала их достоверность: Тн=47, Тк=81 (р<0,05). На начальном этапе в контрольной группе средний показатель качества выполнения технических приемов составил 54,8 баллов, в экспериментальной - 58,3 балла. Оценка различий по Т-критерию Уайта также показала их достоверность: Тн=65,5, Тк=81 (р<0,05). На учебно-тренировочном этапе в контрольной группе средний показатель качества выполнения технических приемов составил 79,2 баллов, в экспериментальной - 83,9 баллов. Оценка различий по Т-критерию Уайта была тоже достоверной и в этой группе: Тн=51,5; Тк=78 (р<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что применение специальных тренировочных средств, которые обеспечивают развитие показателей психомоторных функций, положительно влияет на результативность специальной физической подготовленности и на качество выполнения технических приемов в изучаемых возрастах.
Необходимо также сказать и о том, что проведенная нами диагностика позволила выявить индивидуальные особенности детей и в зависимости от этого дифференцированно подобрать средства сопряженного воздействия на показатели психомоторных функций, специальную физическую и техническую подготовленность юных спортсменов, занимающихся рукопашным боем.
Поэтому, представленный в нашем исследовании комплекс тестовых испытаний целесообразно применять для оценки показателей специальной физической и технической подготовленности детей 9-15 лет, занимающихся рукопашным боем. Это позволит индивидуализировать учебно-тренировочный процесс и более предметно подойти к дифференциации тренировочных средств в возрастном аспекте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рукопашный бой : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / сост. О.А. Акопян, Д.И. Долганов, Г. А. Королев, М.И. Найденов, Е.П. Супрунов, В.И. Харитонов. - М. : Советский спорт, 2004. - 116 с.
2. Факеев, М.А. Экспериментальное обоснование методики ускоренного формирования психомоторных функций юных спортсменов-рукопашников / М.А. Факеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 108-111.
3. Факеев, М. А. Изучение вклада показателей психомоторных функций юных спортсменов в успешность освоения технических приемов в рукопашном бое / М. А. Факеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 108-112.
Контактная информация: [email protected] УДК 796.92.093.642:796.922:796.926.093.612
ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЕДУЩИХ ЗИМНИХ МНОГОБОРЦЕВ МИРА, ЕВРОПЫ, РОССИИ
Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
Санкт-Петербург.
Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук, профессор, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства,
Москва
Аннотация
Динамика структуры соревновательной деятельности в процессе анализа объективной модели преимущественно характеризует основные двигательные способности спортсменов.
Ключевые слова: динамика, структура, объективная модель, ведущие способности, видовые группы, двигательный потенциал.
DYNAMICS OF THE STRUCTURE OF COMPETITIVE ACTIVITY OF LEADING WORLD, EUROPE AND RUSSIAN WINTER ALL-ROUNDER
Vadim Valerevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg
Konstantin Stepanovich Dunaev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Moscow State Academy of Municipal Services and Building
Moscow
Annotation
Dynamics of the competitive activity structure in frames of the analysis of objective model characterizes mainly the basic motion abilities of athletes.
Keywords: dynamics, structure, objective model, leading abilities, species groups, motion potential.
ВВЕДЕНИЕ
Для подтверждения результатов исследований и с полным отсутствием материалов изучения динамики эффективности структуры соревновательной деятельности в процессе многолетней подготовки в спорте, целесообразно подвергнуть анализу объективную модель, где исследователь не оказывает влияние на анализируемые результаты. В качестве такой модели были выбраны биатлон, лыжное двоеборье и полиат-лон, где каждая отдельная дисциплина, входящая в комплекс, преимущественно характеризует основные двигательные способности спортсменов.