Эффективность учебно-тренировочного процесса
при физкультурно-оздоровительной подготовке студентов
аграрных вузов (на примере футбола)
Сторчевой Николай Фёдорович
к.п.н., доцент, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО РГАУ МСХА имени К.А. Тимирязева, timacad.ru
Мелентьев Александр Николаевич
к.э.н., доцент, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВО РГАУ МСХА имени К.А. Тимирязева, timacad.ru
Данная статья посвящена проблеме совершенствования точности передачи мяча в футболе среди студентов университета, выбравших элективный курс по футболу, мини-футболу. Целью нашей работы было изучение влияния педагогических методов и средств физического воспитания, а именно занятия футболом, на физическое развитие и двигательную активность студентов аграрных вузов. Процесс подготовки будущих футболистов заключается в реализации программ, цели которых заключается в подготовке физически подготовленных спортсменов в сельскохозяйственном ВУЗе. Кроме того, к целям подготовки также необходимо отнести и освоение техники и умений игры.
Методология. Теория спортивной тренировки (В. В. Кузнецов, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, В.М. Зацировский); базовые компоненты теории и методики подготовки футболистов (в том числе для игры в мини-футбол), предложенные такими исследователям как А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, С.Ю. Тюлень-ков, В.С. Левин, Д.В.
Результаты. В процессе работы было доказана положительное воздействие регулярных занятий игры в футбол на совокупность характеристик силовой, скоростно-силовой и скоростной подготовки спортсменов-студентов. Эффективность учебного процесса по футболу была подтверждена положительной динамикой средних показателей физического развития студентов, улучшением общей и специальной физической подготовленности.
Заключение. Сборная команда института мелиорации и водного хозяйства и строительства, (МГУП серебряный призер чемпионата вузов Минсельхоза России 2013г.) заняла первое место среди студентов первого курса университета в 2018 году. Ключевые слова: Современный футбол, тренировочный процесс, студенты-футболисты, подготовительный период, футбол в вузах, процесс подготовки, физическая подготовленность, технические приёмы, результативность передач.
Актуальность. Развитие компетенций по формированию навыков здорового образа жизни в рамках физической подготовки в ВУЗах является значимым инструментом оптимизации жизненного уклада, активного отдыха, формирования и увеличения работоспособности будущих специалистов на протяжении всего периода обучения. Базовым инструментом физического воспитания в рамках вузовской подготовки являются учебно-тренировочные занятия, характер и содержание которых определяется соответствующими образовательными стандартами. Учебно-тренировочные занятия с футболистами проводятся в секциях под руководством тренера-преподавателя и предполагают обязательное участие молодежи в спортивных соревнованиях. Учебно-тренировочные нагрузки специализированных упражнений в футболе воздействуют на все стороны подготовленности студентов спортсменов (Н.А. Годк, 2006г. П.Ф. Ежов).
Учебно-тренировочные занятия, проводимые на спортивном отделении по футболу позволяют решать задачи курса «Физическая культура», углублению специальных знаниний по спортивной технике, организации и методике тренировок, проведению соревнований, по формированию потребностей систематических занятий физическими упражнениями и спортом.
При правильной постановке учебно-тренировочной и воспитательной работы в учебных занятиях футбол может стать хорошим средством развития личности, воспитания нравственных, волевых и физических качеств, а также выработки профессионально-педагогических навыков.
Деятельность, осуществляемая в рамках тренировочного и игрового процесса позволяет осуществлять системное воздействие на физическую подготовку - выносливость, быстроту, силу, ловкость, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательное навыки.
Исследование. Данное исследование проводилось на базе стадиона «Наука» Московского автомобильного колледжа, Института мелиорации и водного хозяйства и строительства, МГУП .
Методы исследования. Методами исследования явились педагогические инструменты и методы: систематизация, синтез и анализ научно-методической литературы, педагогические измерения, прогнозирование, наблюдение, тестирова-
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч
сч
01 г
ния и эксперименты; и психологические методы: оценки психомоторики, определение быстроты и точности реакции на движущийся объект.
Этапы исследования. Исследование проводилось в 2016 - 2017 гг. Для удобства проведения исследования само исследование проводилось в три этапа. Каждый этап соответствовал одному учебному семестру. Это позволяло проводить целенаправленное тестирование с каждой из изучаемых групп.
На первом этапе сентябрь - декабрь 2016 года: анализировалась научно-методическая литература, документы планирования учебно-тренировочного процесса, развивалась физическая подготовка, физические качества: скоростные качества, выносливость, координация. Результаты анализа позволили обосновать направление и содержание исследовательской работы, сформулировать ее задачи ..
На втором этапе февраль - май 2017 года : на данном периоде были предложены инновационные программы тренировок подготовки игроков различных позиций, проводилась отработка техники силы удара, крученого удара , резаного, паса, остановка мяча, отработка передвижения, подхода к мячу длинные и короткие передачи, дриблинг. Ставилась задача систематизировать информацию по выявлению напряженности игровых моментов и сопоставить соответствующие модели, предлагаемые тренером.
На третьем этапе сентябрь - декабрь 2017 года было произведено использование средств и методов тренировки на психофизическую готовность будущих специалистов аграрных ВУЗов и были критически проанализированы результаты педагогических наблюдений, материалов собственных экспери-ментальных исследований, отрабатывалась игровая тактика. Делался упор на соревновательный опыт. Проводился формирующий эксперимент (исследо-вание), который заключался в экспериментальном обосновании разработанной технологии управления соревновательной деятельностью и проводился на базе команды РГАУ -МСХА имени К.А. Тимирязева.
Гипотеза исследования состояла в том, что занятия футболом могут стать действенным средством приобщения молодежи, которые положительно скажутся на их физическом развитии, будут способствовать укреплению их здоровья.
Задачи исследования. Задачами исследования явились воспитание основных двигательных качеств - быстроты, ловкости, выносливости; совершенствование специальных способностей и качеств, позволяющих успешно овладеть техникой и тактикой игры в футбол.
Основной задачей реализуемого педагогического эксперимента является оценка эффективности управления учебным и тренировочным процессом, ориентированным на формирование функциональной подготовленности футболистов, при регулярном применении комплексного дифференцированного контроля на каждом этапе подготовки.
Исследование. По результатам первичного тестирования были созданы две равные по показателям физического развития группы: экспериментальная и контрольная. Еженедельно в каждой группе проводили трехразовые занятия. Но содержание тренировочных занятий отличалось в каждой группе, как по подбору упражнений, так и по методам их применения. Учитывая особенности психики студентов, на этапе начального обучения футболу, в опытной группе были использованы метод круговой тренировки, игровой метод в каждое учебно-тренировочное занятия мы включали наиболее эмоциональные спортивные и подвижные игры, в том числе учебную игру в футбол.
На первом этапе обучения учебно-тренировочные занятия в опытной группе отличались предельной насыщенностью общеразвиваю-щих упраж-нений. Но, учитывая, что у данной категории футболистов интерес к моно-тонным занятиям весьма ограничен, упражнения по обучению техники и тактике, а также общеразвивающие упражнения проводились в игровой форме. Кроме того, на занятия по общефизической подготовке часто включали комбинированные эстафеты, челночный бег, в которых использовали различный спортивный инвентарь: гантели, блины от штанги, набивные мячи и т. д.
К концу первого этапа исследования студенты стали более сознательно относиться к учебно-тренировочным занятиям. У большинства студентов к концу первого этапа интерес к занятию футболом стал более устойчивым и перешёл в увлечённость. Это позволило на втором этапе исследования занятия по ОФП силовой направленности со студентами опытной группы проводить как специальные. В них включали различные подвижные и спортивные игры, большой комплекс упражнения с отягощением, легкоатлетические упражнения и другие образовательные упражнения. В ходе учебно-тренировочных занятий в этот период также углублённо изучали технику и тактику учебной игры футбола.
На втором этапе данного исследования учебные и тренировочные занятия по футболу со студентами соответствовали действующей программе. Занятия в контрольной группе на всех этапах проводились согласно общепринятым методическим рекомендациям .
На третьем этапе: осуществлена проверка результативности модели прикладной физической подготовки в аграрном вузе .
По причине вариативности двигательных раздражителей игра в футбол предъявляет специфические требования к спортсменам. Здесь весьма необходима высокая способность приспособления психики к самым разнообразным воздействиям: творческая реализация двигательных возможностей на основе адаптации, предвидение замыслов соперника и партнёров по команде, быстрое и точное тактическое мышление, высокая степень коллективной интеграции и дисциплины, владение своими эмоциональными переживаниями, а также специализированное развитие тех или иных пси-
хических функций и волевых качеств футболистов. В рамках физического воспитания происходит реализация оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Среди оздоровительных задач значимое место отводится охране жизни и укреплению здоровья студентов, комплексное физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общего уровня работоспособности.
Результаты исследования. В рамках данной работы было определено прямое воздействие регулярных занятий футболом на систему характеристик общей силовой, скоростно-силовой и скоростной подготовленности студентов. Эффективность учебного процесса по футболу была подтверждена положительной динамикой средних показателей физического развития студентов, улучшением общей и специальной физической подготовленности. Значительно возросли показатели быстроты, ловкости, выносливости, а также спортивного мастерства и развития массового спорта в системе высшего образования.
Исследования педагогических измерений динамики изменений показателей физического состояния испытуемых в течении учебного года. В результате педагогического эксперимента была исследована эфективность научно обоснованно подобранных инструментов и методов развития компетенция в области физической культуры и спорта с использованием методики учебно-тренировочного занятия было определено, что характеристики физического развития к моменту завершения эксперимента положительно изменились в экспериментальной и контрольной группах.
Исследование результатов тестирования указывает на то, что в завершении эксперимента с высоким уровнем достоверности повысились показатели жизненной ёмкости лёгких, силы левой и правой кисти (Р > 0,001). Относительно межгрупповых различий необходимо отметить то, что данные преимущества выявляются исключительно в характеристиках жизненной ёмкости в пользу студентов опытной группы. Можно сделать вывод о том, что преимущество испытуемых этой группы можно объяснить за счёт использования в течение учебного года большого объёма специальных упражнений, направленных на развитие общей выносливости, быстротыскорости. Наиболее значимые изменения были зафиксированы в показателях физической подготовленности (табл. 1).
В качестве контрольных нормативов выбраны следующие показатели: количество подтягиваний (в экспериментальной группе данное значение увеличилось на 3,5%, в контрольных на 2,3%), бег на 100 метров (в экспериментальной группе скорость увеличилась на 4,7%, в контрольных -4,3%), 1500 метров (в экспериментальной группе скорость увеличилась на 1,6%, в контрольных -0,6%), 3000 метров (в экспериментальной группе -на 1,7%, в контрольных - 0,8%).
В качестве показателей качества физической подготовленности поготовленных футболистов необходимо исследовать количественные показа-
тели, опрееляющие уровень сформированности базовых двигательных способностей: время бег 5 раз. по 30 м. с места время челночного бега 7 раз по 50 метров (специальная выносливость); прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности) - 204-220см.
Таблица 1
Вариация характеристик физической подготовленности студентов различных специальностей в рамках периода обучения
№ п/ п Показатели Исходные данные (сентябрь) Ко-неч- % от-ношение к исходным данным Исходные данные (сентябрь) Конеч- % от-ноше-
физического воспитания ные данные (май) ные данные (май) ние к исходным данным
Контрольная группа Экспериментальная группа
1 Бег 100 м, с 14,55 14,79 103,1 14,61 14,72 107,3
2 Бег 3000 м, с 14,01 13,10 106,9 14,02 13,02 107,6
Прыжки в
3 длину с места (см) 227,5 238,2 104,7 228,0 239,8 105,2
5 Подтягивание (ко - во раз) 7,2 7,5 118,1 7,5 7,6 132,0
6 Отжимание на брусьях 9,2 10,5 112,3 10,0 13,9 128,06
Механизмом управления системой тренировочных нагрузок в рамках подготовительного периода является: - «обще-подготовительный» этап: переменный метод - 30%, повторный метод -32%, интервально-серийный метод -38%; «пред-соревновательный» этап: повторный метод - 30%, интервально-серийный метод - 50%. В этих условиях тренировочная программа; а) общеподготовительный этап; б) специально-подготовительный этап; в) предсоревновательный этап (табл. 2).
Таблица 2
Показатели учебного и тренировочного процесса будущих футболистов на различных этапах подготовки.
№ Показатели Этапы
п\п 1-обще-подготовительный 2-специально подготовительный 3- предсоревно-ва-тельный
1. Количеств дней 11 16 8
2. Количество тренировочных занятий 22 32 11
3. Объем, час 33 48 16,5
4. Количество товарищеских игр 1 3 2
5. Количество тестирований 1 1 1
6. Количество дней отдыха 2 3 1
Примечание; 1- этап общей подготовки; 2 этап специальной подготовки; 3-этап подготовки к соревнованиям
о о и и т
О т э т Д А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
о
Е
СП
0
(Ч
N
01 г
Необходимо применять в рамках учебного и тренировочного процесса футболистов незначительного количества специальных инструментов подготовки. В процессе подготовки игроков рекомендуется применять около 90% специализированных техник в процессе подготовки [6]. Необходимо отметить, что их состав варьируется незначительно. Неспециализированные средства, используемые в подготовке квалифицированных футболистов, в основном выполняются спортсменами на открытом воздухе. Применяемые инструменты необходимо систематизировать следующим образом: общеразвивающие, прыжковые, беговые упражнения, а также подвижные игры (табл. 3).
Таблица 3
Показатели неспециализированных, специализированных упражнений
№ п/п Содержание упражнений Условия выполнения упражнений Размеры площадки, длина дистанции, время
Характеристика неспециализированных упражнений
1 Ускорения 10 х 40 м. 400 м.
2 «Рывки» 5х30м. (отдых 90 сек) 10х100 м. (отдых 100 с) 10х60 м. (отдых 90 с) 150 м. 1000 м. 600 м.
3 Прыжки со скакалкой 4 х 100 раз 400 прыжков
Характеристика специализированных упражнений в учебно-тренировочном процессе квалифицированных футболистов
1 Поперечные передачи мяча двух игроков в движении по длине всей футбольной площадке. а) одно касания Расстояние между игроками 10 м.;
2 Квадрат 3 х 1 одно касание 5м х 5м
3 «Квадрат 4 х 2» два касания 5 м. х 5 м.
4 «Квадрат 5 х 2» одно касание 5 м. х 5 м.
5 Двусторонняя игра 4 х 4 Малые ворота без ограничения касаний % ф. п.
Исследование результатов табл. 3 неспециализированных инструментов подготовки демонстрирует, что данные краткосрочного тренировочного эффекта этих упражнений подвержена вариации. Необходимо указать, что упражнения, перечисленные в таблице, выполнялись футболистами в условиях открытого воздуха.
Следовательно, применяемые неспециализированные средства использовались в учебно-тренировочном процессе подготовленных футболистов в рамках подготовительного периода, характерна широкая вариация выраженной ориентированности тренировочного эффекта нагрузок на формирование определенной двигательной способности спортсменов.
В рамках учебно-тренировочного процесса подготовленные футболисты применяют упражнения в парах; вариации упражнения «квадрат» и различных игр в командах, как специализированное средство ориентированное на воспроизводст-
во условий соревнований. При этом необходимо соблюдение точной рекомендации для выполнения всех упражнений, особенно выполняемых в парах.
Показано, что указанные специализированные упражнения применяются при формировании учебно-производственного процесса подготовленных футболистов как инструмент активного отдыха в перерывах между повторениями базового упражнения; при разминке; при совершенствовании некоторых технических и тактических действий; для формирования определенных двигательных способностей; для психологической разгрузки после тяжелых тренировочных нагрузок. В табл. 2 перечислены показатели, характеризующие специализированные средства и используемые в подготовке квалифицированных футболистов.
Педагогические измерения учебно-тренировочного процесса подготовленных футболистов указывают на то, что парциальный объем применения двусторонних игр не превышает 7% -8% (табл. 3).
Таблица 4
Парциальные (частичные) объемы применения специализированных средств.
№ Содержание упраж- Величина компонен- Сре Приме-
п/ нения тов нагрузки в бал- дни нение
п лах й Бал (%)
л
Тактиче- Техниче-
ская ская
1 Передача мяча в парах в движении 5 3 8 19
2 Двусторонние игры на площадках уменьшенных размеров 8 8 16 12
3 Учебно-тренировочные игры 10 10 20 7
4 Бег с мячом змейкой в быстром темпе 6 5 11 11
5 Челночный бег с мячом 5 3 8 8
6 Ведение мячом по прямой удар по воротам 4 5 11 6
Исследование данных таблицы 3 указывает не то, что в учебном процессе подготовки подготовленных футболистов используются в большинстве случаев простые по величине воздействия на различные показатели подготовки спортсменов тренировочные нагрузки. Более сложным по величине воздействия на различные стороны подготовленности квалифицированных игроков тренировочным нагрузкам исследуется в подготовительном периоде в рамках от 7 до 12% совокупного времени. (19-26%).
В результате педагогических измерения тренировочной деятельности и применения методики, предложенной П.Ф. Ежовым, были определены соотношения компонентов нагрузки по определенным видам подготовки на некоторых этапах подготовительного периода.
В спортивных играх, к которым относится футбол, получила распространение система пропорциональных шкал [1.]. где результаты, демонстрируемые спортсменами в тестах, оцениваются в баллах.
Таблица 5
Шкала определения уровня формирования двигательных способностей (баллы)
Тесты Баллы
5 4 3 2 1 0
Челночный 68,0- 69,6- 71,1- 72,9- 74,6- >7,62
бег 7x50 68,7 70,4 72,0 73,6 75,3
м(с)
Бег 30м с 4,16- 4,46- 4,76- 5,06- 5,36- >5,66
места, с 4,30 4,60 4,90 5,20 5,50
Прыжок в 220- 212- 203-200 1 95-1 91 1 86-1 83 <178
длину с 217 209
места, см
На результат игры оказывают воздействия случайные и системные факторы, такие как: ошибки судейства, психологическая устойчивость игроков, уровень их подготовленности, мотивация и. т. д. Следовательно, целью объективизации характеристик соревновательной деятельности футболистов необходимо применять индивидуальные и командные технические тактические действия. По мнению специалистов показатели этих действий указывают не только техническое и тактическое мастерство отдельных игроков, но и игровую активность команды.
Таблица 6
Показатели технико-тактической (ТТД) деятельности квалифицированных футболистов.
Показатели Короткие, передачи в поперек Ведение Обводка Отбор Перехваты Удары по воротам ногой Сумма
Количество ТТД 1 48 75 28 60 43 34 542
Выводы.
1. В современных условиях эмпирика спортивной подготовки футболистов не позволяет эффективно решать повседневные задачи по созданию оптимальной адаптации организма к мышечным нагрузкам без применения дополнительных инструментов разработки.
2. Характеристики физической работоспособности как базы функциональной подготовленности будущих футболистов существенным образом изменяется на этапах многолетний подготовки.
3. Определение значимости показателей совокупности категорий факторов в обеспечениие достаточного уровня функциональной подготовки применительно к определенному этапу тренировки студентов, реализуемой последовательно несколько лет, которая позволяет формировать стратегию системного контроля.
4. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов прежде всего связана с совер-
шенствованием управления тренировкой, в процессе которой и осуществляется повышение уровня подготовленности.
5. Одним из важнейших результатов тренировки является реализованные технико-тактические действия, характеризующиеся последовательным сокращением количества неточно выполненных действий.
6. Разработанные модельные тренировочные программы включают экспериментально обоснованны методы круговой тренировки и силовой направленности по спортивным играм - футбол.
И.В. Волков и В.М. Зациорский, исследующие их состав, предложили предожили применять для педагогических измерений и планирования нагрузки пять ее базовых составляющих: длина упражнения; активность упражнения; длина интервала отдыха между повторениями. Следовательно, повышение функциональной подготовки футболистов необходимо осуществлять посредством системной целевой оптимизации. В этих условиях становится видна эффективность совокупного применения как необходимым образом систематизированных традиционных тренировочных инструментов и методов, так и инструментов целенаправленного воздействия на функциональные системы. В современных условиях, опыт спортивной подготовки будущих футболистов не является эффективным инструментом по решению основных задач по формированию адаптации спортсмена к физическим нагрузкам в условиях отсутствия обоснования инновационных инструментов воздействия и применения адаптогенных средств.
Заключение.
Исследование источников, посвященных проблеме научного поиска, как теоретических, так и эмпирических подтверждает гипотезу работы. Таким образом, занятия в рамках физкультурно-оздоровительной работы средствами футбола способствуют поддержанию у студентов интереса к физической культуре, предупреждают развитие различных заболеваний, формируют сознательный интерес и мотивацию к занятиям футболом, позволяют воздействовать на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы студентов, что способствует сохранению и укреплению здоровья студенческой молодежи.
Литература
1. Андреев С.Н., Левин В.С. Мини-футбол. Методическое пособие. ГУ «РОГ», 2004.- 496с.
2. Козловский В.И. Об управлении учебно-тренировочным процессом футболистов //Теория и практика физической культуры. -1979.- М. С. 48-50
3. Железняк Ю.Д.Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. дис. док. пед. наук. - М., 1981/-48с.
4. Шамардин А.И. Технология оптимизации функциональной подготовленнос-ти футболистов: Автореф. дис. пед. наук. -. М-2000. 50с.
о о и и т
О т э т й А
X £ т О
х О т
0
01 и А ы О и А X X т
0
сч
сч
01 Z
5. Сторчевой Н. Ф. и др. Формирование технико-тактических действий в образовательном процессе группы спортивного отделения по футболу в аграрных вузах: методические рекомендации. М.: Издат. Центр ФГБОУ ВПО МГАУ, 2011. - 20 с.
6. Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки. М.: Терра-Спорт, 2000 -82 с.
7. Научно-теоретический журнал 9-2013 Ставропольский ГАУ: профессионализм и спорт - залог успеха! Теория и практика физической культуры. Мини-футбол как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов. Кандидаты педагогических наук, профессора Н. Ф. Сторчевой, Е. М. Беликов.
8. Сторчевой Н.Ф. и др. Формирование технико-тактических действий в образовательном процессе группы спортивного отделения по футболу в аграрных вузах: методические рекомендации. М.: Издат. Центр ФГБОУ ВПО МГАУ, 2011. - 20 с.
9. Сторчевой Н.Ф., Беликов Е.М., Максименко А.В., Смехунов А.А. Научно-теоретический журнал №9-2013г Ставропольский ГАУ: профессионализм и спорт - залог успеха! Теория и практика физической культуры. Мини-футбол как средство профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов.
10. Консалтинговые услуги в процессах формирования управленческих команд на предприятиях сферы сервиса. Мелентьев А.Н.: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2002
11. Мелентьев А.Н., Тикланов С.И., Мусаев И.С.Х Учебно-тренировочный процесс по видам спорта в учебных занятиях по физическому воспитанию в сельскохозяйственных вузах со студентами основного отделения. Труды Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова. 2012. № 12,13. С. 141-150.
12. Мелентьев А.Н. Основы физической культуры в вузе : учебное пособие: в 2ч.- Ч.1. /-Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова» ,2013.-92 с.
13. Мелентьев А.Н. Введение в дзен психологию управления игровыми дей-ствиями в настольном теннисе. Спортивный психолог. 2011. № 1 (22). С. 14-18.
14. Мелентьев А.Н., Прохорова Т.И Построение системы управления образовательным процессом в высшем учебном заведении физкультурной направленности и оценка его эффективности..В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. С. 94-97.
15. Мелентьев А.Н., Корнишин И.И., Заппаров Р.И.Формирование эффективной педагогической команды на кафедре физической культуры в высшем учебном заведении Kant. 2018. № 3 (28). С. 63-67.
16. Мелентьев А.Н. Построение модели системы управления образовательным процессом в высшем учебном заведении физкультурной на-
правленности. В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхо-за России материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 11-17.
The effectiveness of the training process in physical education and fitness training of students of agricultural universities (for example, football) Storchevoy N.F., Melent'ev A.N.
Russian state Agrarian University - Moscow agricultural Academy This article is devoted to the problem of improving the accuracy of the transfer of the ball in football among university students who have chosen an elective course in football and futsal. The purpose.The aim of our work was to study the influence of pedagogical methods and means of physical education, namely, playing football, on the physical development and physical activity of students of agricultural universities. Training of football players consists in educating athletes who are ready to meet the requirements of the work program for physical education in an agricultural university, as well as possession of technical and tactical skills and abilities to play football. Methodology. The theory of sports training (V. V. Kuznetsov, Yu. D. Zheleznyak, L. P. Matveev, V. M. Zatsirovsky); conceptual foundations of the theory of football and futsal techniques (AM Zelentsov, VV Lobanovsky, S.Yu. Tyulenkov, VS Levin, DV). Results. In the course of the study, the positive influence of systematic playing football on the indicators of students' overall strength, speed-strength and speed readiness was clearly traced. The effectiveness of the educational process in football was confirmed by the positive dynamics of the average indicators of students' physical development, improvement of general and special physical fitness. Conclusion.The combined team of the Institute of Land Reclamation and Water Management and Construction, (MGUP silver medalist at the University of Agriculture Ministry of Russia 2013 Championship) won the first place among first-year university students in 2018. Key words. Modern football, training process, football students, preparatory period, football in universities, the preparation process, physical fitness, technical techniques, the effectiveness of programs. References
1. Andreev S.N., Levin V.S. Mini football. Toolkit. The State Office
"ROG", 2004.- 496p.
2. Kozlovsky V.I. On the management of the training process of
football players // Theory and practice of physical culture. -1979.- M. p. 48-50
3. Zheleznyak Yu.D. Improving the system of training sports re-
serves in team sports: Author's abstract. dis. doc ped. sciences. - M., 1981 / -48p.
4. Shamardin A.I. Technology optimization functional preparedness
of football players: Author's abstract. dis. ped. sciences. -. M-2000. 50p
5. Storchevoy NF and others. The formation of technical and tacti-
cal actions in the educational process of the group of the sports department in football in agricultural universities: guidelines. M .: Izdat. Center FGBOU VPO MSAU, 2011. - 20 p.
6. Tyulenkov S.Yu., Fedorov A.A. Football in the hall: the training
system. M .: Terra-Sport, 2000 - 82 p.
7. Scientific and theoretical journal 9-2013 Stavropol State Agrarian
University: professionalism and sport - the key to success! Theory and practice of physical culture. Mini-football as a means of professional-applied physical training of students of technical universities. Candidates of pedagogical sciences, professors N.F. Storcheva, E.M. Belikov.
8. Storchevoy N.F. et al. Formation of technical-tactical actions in
the educational process of the group of the sports department in football in agricultural universities: methodical recommendations. M .: Izdat. Center FGBOU VPO MSAU, 2011. - 20 p.
9. Storchevoy N.F., Belikov E.M., Maksimenko A.V., Smekhunov
A.A. Scientific theoretical journal №9-2013g Stavropol State Agrarian University: professionalism and sport - the key to success! Theory and practice of physical culture. Mini-football as a means of professional-applied physical training of students of technical universities.
10 11
12
13
14
15
16
o
o
m
■o
m
S
m
X
X
o
m
n
m
b
A
O
-i
S
£
m
O
X
O
m
O
DI
■o
A
u
o
00
A
X
s
m
55
Consulting services in the formation of management teams at the service enterprises. Melentiev A.N .: dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Moscow, 2002 Melentyev, AN, Tiklanov, SI, Musaev, ISH Educational and training process in sports in physical education classes in agricultural universities with students of the main department. Proceedings of the Grozny State Oil Technical University. Academician MD Millionshchikov. 2012. № 12,13. P. 141-150. Melentiev A.N. Fundamentals of physical culture in high school: textbook: in 2 hours - Part 1. / -Moscow: FGBOU VPO "REU them. GVPlekhanova, 2013.-92 p.
Melentiev A.N. Introduction to Zen psychology of game play management in table tennis. Sports psychologist. 2011. № 1 (22). P. 14-18.
Melentyev, AN, Prokhorova, T. I. Building a management system for the educational process in a higher educational institution of physical culture and evaluating its effectiveness. In the collection: Modern Society, Education and Science, a collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference: 9 parts. 2014. p. 94-97. Melentyev A.N., Kornishin I.I., Zapparov R.I. Formation of an effective teaching team at the Department of Physical Culture in the higher education institution Kant. 2018. No. 3 (28). P. 63-67. Melentiev A.N. Building a model of the educational process management system in a higher education institution of physical culture. In the collection: Actual problems and prospects of development of physical culture and sports in higher education institutions of the Ministry of Agriculture of Russia materials of the All-Russian scientific-practical conference. 2014. P. 11-17.