Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К УЧАСТИЮ В ГОРОДСКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ'

ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К УЧАСТИЮ В ГОРОДСКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOLCHILDREN / SCHOOL SECTION / OVERALL AND SPECIAL PHYSICAL TRAINING / EDUCATIONAL EXPERIMENT / ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНАЯ СЕКЦИЯ / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитушкин В. Г., Михайлов Н. Г., Разинов Ю. И., Столов И. И.

Цель исследования - разработать и доказать эффективность методики развития быстроты и скоростно-силовых качеств с преимущественной направленностью использования спортивных игр и игровых упражнений на занятиях легкой атлетикой в школьной секции. Методика и организация исследования. Были созданы две группы школьников по 15 человек - экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе тренировочный процесс был построен на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств с преимущественной направленностью на спортивные игры (табл. 3), а в контрольной - на развитие основных физических качеств силы, быстроты, выносливости. Результаты исследования и выводы. Рассматривая эффективность разработанной методики тренировки школьников и прежде всего достигнутого уровня общей физической подготовленности, можно заключить, что в процессе педагогического эксперимента удалось добиться высокого уровня развития быстроты, скоростно-силовых качеств и значительно повысить уровень силовых способностей. Между группами обнаружены достоверные различия. Методика тренировки, направленная на совершенствование скоростных способностей и скоростно-силовых качеств подростков 15-16 лет, показала свою эффективность, может служить основой их подготовки к соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитушкин В. Г., Михайлов Н. Г., Разинов Ю. И., Столов И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training schoolchildren for municipal competitions in supplementary education system

Objective of the study was to develop and prove the effectiveness of the methodology of development of the speed and speed-strength abilities with a predominant focus on the use of sport games and game exercises during the track and field activities in school sections. Methods and structure of the study. Two groups of schoolchildren were formed - Experimental and Control Groups, 15 people each. In the Experimental Group, the training process was based on the development of the subjects' speed and speed-strength abilities with the focus on sports games (Table 3), and in the Control Group - on the development of basic physical qualities: strength, speed, and endurance. Results and conclusions. Considering the effectiveness of the developed methodology of training of schoolchildren and, above all, the achieved level of development of overall physical fitness, it can be concluded that the educational experiment contributed to the achievement of the high level of development of speed and speed-strength abilities and significant increase in the strength level. There were statistically significant differences between the groups.The training methodology aimed to improve the speed and speed-strength abilities in the 15-16-year-olds proved to be effective and can serve as a basis for their preparation for competitive activity.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К УЧАСТИЮ В ГОРОДСКИХ СОРЕВНОВАНИЯХ»

подготовка школьников в системе дополнительного образования к участию в городских соревнованиях

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Никитушкин1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Михайлов1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.И. Разинов1 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Столов1 1 Московский городской педагогический университет, Москва

TRAINING SCHOOLCHILDREN FOR MUNICIPAL COMPETITIONS IN SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM

Dr.Hab., Professor V.G. Nikitushkin1 PhD, Associate Professor N.G. Mikhailov1 PhD, Associate Professor Yu.I. Razinov1 PhD, Associate Professor I.I. Stolov1 1 Moscow City Pedagogical University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - разработать и доказать эффективность методики развития быстроты и скоростно-силовых качеств с преимущественной направленностью использования спортивных игр и игровых упражнений на занятиях легкой атлетикой в школьной секции.

Методика и организация исследования. Были созданы две группы школьников по 15 человек - экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе тренировочный процесс был построен на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств с преимущественной направленностью на спортивные игры (табл. 3), а в контрольной - на развитие основных физических качеств силы, быстроты, выносливости.

Результаты исследования и выводы. Рассматривая эффективность разработанной методики тренировки школьников и прежде всего достигнутого уровня общей физической подготовленности, можно заключить, что в процессе педагогического эксперимента удалось добиться высокого уровня развития быстроты, скоростно-силовых качеств и значительно повысить уровень силовых способностей. Между группами обнаружены достоверные различия.

Методика тренировки, направленная на совершенствование скоростных способностей и скоростно-силовых качеств подростков 15-16 лет, показала свою эффективность, может служить основой их подготовки к соревновательной деятельности.

Ключевые слова: школьники, школьная секция, общая и специальная физическая подготовка, педагогический эксперимент.

Annotation

Objective of the study was to develop and prove the effectiveness of the methodology of development of the speed and speed-strength abilities with a predominant focus on the use of sport games and game exercises during the track and field activities in school sections.

Methods and structure of the study. Two groups of schoolchildren were formed - Experimental and Control Groups, 15 people each. In the Experimental Group, the training process was based on the development of the subjects' speed and speed-strength abilities with the focus on sports games (Table 3), and in the Control Group - on the development of basic physical qualities: strength, speed, and endurance.

Results and conclusions. Considering the effectiveness of the developed methodology of training of schoolchildren and, above all, the achieved level of development of overall physical fitness, it can be concluded that the educational experiment contributed to the achievement of the high level of development of speed and speed-strength abilities and significant increase in the strength level. There were statistically significant differences between the groups. The training methodology aimed to improve the speed and speed-strength abilities in the 15-16-year-olds proved to be effective and can serve as a basis for their preparation for competitive activity.

Keywords: schoolchildren, school section, overall and special physical training, educational experiment.

и

га у

CL

CL

' "U С га

£ О OJ

л

н

Введение. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая направлена на сохранение и укрепление здоровья, в том числе посредством занятий спортом.

Проведение тренировочных секционных занятий в школе должно рассматриваться как целостная динамическая система решения специфических задач, направленных на улучшение здоровья двигательно-ослабленных детей, с одной стороны, и развитие физических качеств, формирование технического мастерства и выбор средств, методов и величин тренировочных воздействий на организм учащихся - с дру-

гой. Организуются эти занятия в соответствии с поставленными задачами, которые конкретно выражаются величиной прогнозируемого результата и обуславливают необходимую реализацию программы тренировок.

Цель исследования - разработать и доказать эффективность методики развития быстроты и скоростно-силовых качеств с преимущественной направленностью использования спортивных игр и игровых упражнений на занятиях легкой атлетикой в школьной секции.

Методика и организация исследования. Традиционная модель подготовки к спортивным соревнованиям школьников предполагает организацию в школах секций по различным видам спорта. Внутри секции комплектуются группы

72

http://www.teoriya.ru

№ Б • 2020 Июнь | June

по 15-20 человек с учетом их возраста и физической подготовленности. Занятия проводятся три раза в неделю, продолжительность которых составляет 90-120 мин.

Как правило, в большинстве случаев учитель физкультуры ведет секционные занятия по конкретному виду спорта, которым занимался сам и который он хорошо знает. Анализ секционных занятий ряда московских школ показал, что базовыми видами спорта являются игровые, скоростно-силовые, сложнокоординационные и единоборства, а именно: волейбол, футбол, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика, восточные и классические единоборства, атлетическая гимнастика.

Рассмотрим структуру и содержание секционных занятий на примере скоростно-силовых видов легкой атлетики. В нее входят учебный план и количественные характеристики тренировочной и соревновательной подготовки (табл. 1, 2).

Для учащихся школьных секций занятия начинаются с сентября в соответствии с началом учебного года в общеобразовательной школе и заканчиваются в конце июня. Таким образом, тренировки продолжаются 10 месяцев, или 44 недели, по 2 ч каждая, т. е. 264 ч. Для тех, кто тренируется круглый год (52 недели по 2 ч = 312 ч), летние месяцы (июль и август) тренировки проводятся самостоятельно.

Подготовка школьников к участию в городских соревнованиях носит спортивно-ориентированный характер и основана в первую очередь на рациональном совмещении секционных и классно-урочных форм занятий, реализации определенных видов спорта [1]. Основной задачей здесь выступает формирование у учащихся навыков систематических занятий предпочитаемыми видами двигательной активности. Известно, что включение в занятия спортивных игр и игровых упражнений способствует выполнению этой задачи.

Совершенствование физического воспитания в школе заключается в том, что в рамках реализации этого направления важное значение придается созданию вариативных учебных программ с учетом особенностей потребностей и интересов учащихся, а также профессиональных возможностей преподавателя. Альтернативные формы совершенствования физического воспитания позволяют, в отличие от традиционных форм урока физкультуры, организацию занятий в тренировочных режимах за пределами академического расписания

Таблица 3. Методика развития быстроты и скоростно-силовых качеств

Таблица 1. Учебный план секционных занятий

Учебный план Возраст занимающихся

7-8-й классы 9-10-й классы

Количество часов в неделю 6 6

Количество тренировок в неделю 3 3-4

Общее количество часов в год 264-312 264-312

Общее количество тренировок в год 156 156-166

Таблица 2. Количественные характеристики тренировочной и соревновательной подготовки

Характеристика подготовки Этапы подготовки

7-8-й классы 9-10-й классы

Общая физическая подготовка, ч 184-218 184-218

Специальная физическая подготовка, ч: 80-94 80-94

техническая подготовка; 14 19

тактическая, теоретическая, психологическая подготовка 5 5

Физическая подготовка, ч 264-312 264-312

Участие в соревнованиях, раз 5-7 7-9

в учебно-тренировочных группах. При этом учащиеся в зависимости от их интересов и уровней притязаний имеют полную свободу выбора вида занятия.

В качестве дополнительных средств в физической подготовке могут быть использованы элементы из различных видов спорта (плавание, лыжный спорт, подвижные и спортивные игры и др.), которые способствуют развитию координационных способностей, скоростно-силовых качеств, выносливости [4].

В рамках исследования была разработана методика развития быстроты и скоростно-силовых качеств для её использования в секционных занятиях (табл. 3).

Содержание Компоненты тренировочного воздействия

Длительность, мин Число повторений Интенсивность ЧСС Продолжительность интерв. отдыха, мин Характер отдыха

Беговые упражнения 3-5 3-4 170-180 4-5 Ходьба

Игры с мячом 12-15 2-3 170-180 4-5 Ходьба

Спортивные игры 12-15 2-3 170-180 3-5 Пасс.

Игры для воспитания быстроты и ловкости 3-4 10-12 160-180 2-3 Ходьба

Игры для воспитания силы и ловкости 3-5 3-4 150-170 4-5 Пасс.

Игры для воспитания скоростно-силовых качеств 10-12 1-2 150-170 4-5 Ходьба

Бег и его разновидности. 30-40 с 5-8 140-160 2-3 Ходьба

Метание легких снарядов 30-40 с 5-8 140-160 1-2 Пасс.

Прыжки и прыжковые упражнения 15-20 с 10-12 160 1-2 Ходьба

№ 6 • 2020 Июнь | Juпe

http://www.teoriya.ru

73

Таблица 4. Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности школьников (конечные данные)

Показатели Группы школьников Достоверность различий

Контрольная Экспериментальная t р

Бег на 20 м, с 3,8+0,06 3,6+0,06 2,38 <0,05

Бег на 30 м, с 4,3±0,02 4,22±0,02 2,85 <0,05

Челночный бег, с 24,3±0,2 24,0±0,2 1,01 >0,05

Прыжок в длину с места, см 230±3,8 242±3,7 2,26 <0,05

Тройной прыжок, см 730±5,5 760±5,5 3,86 <0,01

Динамометрия сильной кистью, кг 28,5±1,3 32,2±1,2 2,44 <0,05

Выпрыгивание вверх, см 39±2,16 49±2,14 3,3 <0,01

Метание мяча весом 1 кг правой, м 25±0,9 28±0,9 2,36 <0,05

Становая сила, кг 125+1,84 135+1,88 3,81 <0,01

Становая сила, кг 135+1,88 125+1,84 3,81 <0,01

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Так, спортивные игры и игровые упражнения применялись для воспитания быстроты и скоростно-силовых качеств школьников с целью закрепления пройденного материала на каждой конкретной тренировке. Объем, количество повторений, интенсивность выполнения тренировочных упражнений, продолжительность интервалов отдыха и его характер могут варьироваться в большую или меньшую сторону в зависимости от задач, поставленных на каждой конкретной тренировке.

Использование в тренировке игрового метода дает возможность преподавателю благополучно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку обучающихся. Физическая подготовка выступает фундаментом для усвоения любого вида образовательной программы. Она способствует быстрому овладению навыками и умениями прочного закрепления учебного материала.

Система спортивных соревнований является главным системообразующим фактором спортивной деятельности школьника.

Спортивные соревнования направлены главным образом на максимальную реализацию физических возможностей школьника либо школьной команды, демонстрацию уровня подготовленности, достижение высоких результатов или победы в конкретном виде спорта.

С целью подготовки школьников к участию в городских соревнованиях был проведен годичный педагогический эксперимент, в котором участвовали учащиеся 9-10-х классов. Были созданы две группы школьников по 15 человек - экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе тренировочный процесс был построен на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств с преимущественной направленностью на спортивные игры (см. табл. 3), а в контрольной - на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента было проведено контрольное тестирование, которое показало, что между группами не было обнаружено достоверных различий, группы были равны.

По окончании педагогического эксперимента было вновь проведено контрольное тестирование (табл. 4).

Рассматривая эффективность разработанной методики тренировки школьников и прежде всего достигнутого уровня

общей физической подготовленности, можно заключить, что в процессе педагогического эксперимента удалось добиться высокого уровня развития быстроты и скоростно-силовых качеств и значительно повысить уровень силовых способностей. Между группами обнаружены достоверные различия.

Вывод. Методика тренировки, направленная на совершенствование скоростных способностей и скоростно-силовых качеств подростков 15-16 лет, показала свою эффективность, может служить основой их подготовки к соревновательной деятельности.

Литература

1. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ: концептуальные основы и технологические решения / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 1. - С. 5-8.

2. Никитушкин В.Г. Методика развития быстроты и скоростно-силовых качеств юных спринтеров игровыми средствами тренировки / В.Г. Никитушкин, В.П. Черкашин, Н.Н. Чесноков // XXVII Международная научно-практическая конф. по проб. физического воспит. учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Материалы конференции). - Коломна, 2017. - С. 82-88.

3. Никитушкин В.Г. Соревнование как способ формирования у школьников интереса к физической культуре / В.Г. Никитушкин, Е.Е. Кондрашов // Вестник МГПУ № 2 (48). Серия «Педагогика и психология». - 2019. - С. 82-86.

4. Столов И.И. Спортивная школа: начальный этап - интегральный подход: учеб. пособие / И.И. Столов. - М.: 000 «Оперативная полиграфия», 2017. - 180 с.

References

1. Lubysheva L.I. Sportizatsiya obshcheobrazovatelnykh shkol: kontsep-tualnye osnovy i tekhnologicheskie resheniya [Sportization of secondary schools: conceptual foundations and technological solutions]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2016, no. 1, pp. 5-8.

2. Nikitushkin V.G., Cherkashin V.P., Chesnokov N.N. Metodika razvitiya bystroty i skorostno-silovykh kachestv yunykh sprinterov igrovymi sredstvami trenirovki [Game training tools to build speed and speed-strength qualities in junior sprinters by game training aids]. Chelovek, zdorove, fizicheskaya kultura i sport v izmenyayuschemsya mire [Man, health, physical education and sport in a changing world]. Proc. XXVII International res.-practical conf. on the problems of academic physical education. Kolomna, 2017. pp. 82-88.

3. Nikitushkin V.G., Kondrashov E.E. Sorevnovanie kak sposob formiro-vaniya u shkolnikov interesa k fizicheskoy kulture [Competition to motivate students for physical education]. Vestnik MGPU no. 2 (48). Ser. «Pedagogika i psikhologiya».2019. pp. 82-86.

4. Stolov I.I. Sportivnaya shkola: nachalny etap - integralny podkhod [Sports school: initial stage - integrated approach]. Teaching aid. M.: Operativnaya poligrafiya publ., 2017. 180 p.

74

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.