УДК 796.08 Сысоев Р.В., Ляпич Е.Н., Веретенников И. С.
Сысоев Р.В.
старший преподаватель 211 кафедры Учебно-научного центра Военно-воздушных сил
Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж, Россия)
Ляпич Е.Н.
преподаватель 211 кафедры Учебно-научного центра Военно-воздушных сил
Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж, Россия)
Веретенников И.С.
преподаватель 211 кафедры Учебно-научного центра Военно-воздушных сил
Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж, Россия)
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация: с помощью спортивных игр решаются задачи всех видов подготовки: физической, специальной, технико-тактической и психологической. В то же время решаются задачи специально направленной физической подготовки летчиков, танкистов, мотострелков, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД, ракетчиков, представителей других воинских специальностей.
1665
Ключевые слова: спортивные игры, подготовка, подвижные игры.
Анализ классификаций игр отечественных и зарубежных авторов свидетельствует о том, что они освещают вопрос классификации игр с различных точек зрения, на которых сказалось влияние исторических и общественно -экономических факторов, этапов развития методической и теоретической мысли в области физического воспитания и смежных наук.
Важнейшей задачей научного исследования является теоретическая систематизация всего необозримого множества форм и видов игры применительно к системе физической подготовки военнослужащих.
В большинстве случаев при создании такого рода типологических схем исходят из двух различных критериев: во-первых, из самой игры, во-вторых, из субъекта игры, игрока, при этом преобладает «объективный принцип рассмотрения».
Основоположником российской системы классификации подвижных игр является П.Ф. Лесгафт, который наиболее точно и тщательно разработал группировку и классификацию.
П.Ф. Лесгафт классифицирует игры по двум группам - игры подражательные, относящиеся к дошкольному периоду жизни ребёнка, и игры школьного периода. В основу деления школьных игр в системе Лесгафта положен принцип организации коллектива играющих. Он различает: 1) игры простые, в которые каждый игрок, преследуя свою цель,
2) игры сложные (или партиями). В играх партиями (командами) играющий в условиях сотрудничества действует только в интересах команды, стремясь к достижению общей цели.
Внутри каждой названной группы игры подразделяются по видам физических упражнений. К 1-й группе относятся: а) игры с бегом, б) игры с метанием. Ко 2-й группе: а) игры с бегом и прыжками, б) игры с метанием, в) игры с борьбой.
1666
В каждой подгруппе игры расположены последовательно с переходом от простых к сложным. Подвижным играм «в виде сложных действий» П.Ф.
Одной из задач наших исследований являлось разработать классификацию военно-прикладных подвижных игр, а именно баскетбол, применяемых в системе физической подготовки военнослужащих.
Рассматривая подвижные игры по признаку организации играющих, можно проводить их в следующих вариантах: без разделения коллектива на команды и с разделением его на команды. К первому типу относятся игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками.
Совместное действие по преодолению препятствий доставляют играющим наибольшее удовольствие. Каждый имеет возможность убедиться в результатах личных действий и сравнивать свои силы с достижениями товарищей. Второй тип игр характеризуется тем, что играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда по личному желанию, помогают товарищам, выручая их. Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели.
Игры третьего типа характерны проявлением более сложных отношений между играющими и направлены на воспитание коллективных действий, товарищеской сплочённости. Каждый участник действует в интересах команды, подчиняя личные интересы интересам коллектива. Правила таких игр сложнее для решения игровых задач от участников требуется настойчивость, выдержка и умение действовать в коллективе.
На занятиях физической культурой находят применение игры - поединки, парные игры, игровые упражнения. В этих играх, построенных по принципу «кто больше», «кто сильнее», «кто быстрое», «кто точнее» и т.д., по очереди соревнуются представители каждой команды.
Следующий раздел систематики игрового материала основан на основе игр с точки зрения преимущественного проявления участниками тех или иных физических качеств. Следует оговориться, что такой подход является условным, поскольку в большинстве игр проявляется ряд качеств (проявление какого-то
1667
одного качества в играх - редкое явление). Таким образом, в данной группировке речь идёт о преимущественном проявлении играющими таких качеств как быстрота, ловкость, сила, выносливость.
Важнейшим моментом в систематизации игровых средств является признак преимущественного проявления вида движения: бег, прыжки, лазания, метания, действия с мячом, сопротивление силой, ориентирование с закрытыми глазами, комбинированные действия.
Профессор В.Г. Яковлев, объединив отдельные группировки игр, предложил педагогическую классификацию коллективных подвижных игр, исходя из принципа взаимоотношений и взаимодействий участников в игре.
Данная классификация направляет педагога на воспитание у детей понимания интересов коллектива. Такое распределение игрового материала облегчает установление методической преемственности между отдельными играми, помогает определить степень сложности игры по содержанию и форме.
В некоторых сборниках и руководствах по играм группировки подвижных игр не редко подчиняются частным методическим задачам.
Например, известны распределения игр по группам на «зимние» и «летние».
В других случаях предусматривается преимущественное соответствие
определённым формам организации занятий: «игры на занятиях», «массовые игры на праздниках», «игры на различных экскурсиях» (в пути и на привалах) и т.д.
Нередко игры группируются по характеру их подвижности. Игры
большой подвижности:
1. Все (или большинство) занимающихся активно и одновременно участвуют в беге, прыжках, метаниях, бросании и ловле в сочетании с бегом (прыжками), сопротивлением (силой).
2. В перечисленных выше движениях активно участвует каждая из двух групп (команд) попеременно.
1668
Игры средней подвижности:
1. Все (или большинство) занимающихся активно участвуют в таких движениях как ритмическая ходьба, свободная ходьба в сочетании с перебежками, передача, бросание, ловля и метание, а также творческие или подражательные движения (без бега и прыжков).
2. В таких движениях как бег, прыжки, передача, метание, бросание и ловля в сочетании с бегом (прыжками) сопротивление, участвуют отдельные игроки или небольшие группы (до 4-х человек).
Игры малоподвижные:
1. В типичных для игры движениях активно сравнительно продолжительное время попеременно участвует по одному, по два игрока.
2. Все (или большинство) участники свободно передвигаются (ходят) или выполняют спокойные движения.
Это деление игр сугубо ориентировочно, подвижность игры в значительной степени зависит от методики её проведения. Для отбора, группировки, классификации военно-прикладных подвижных игр в системе физической подготовки военнослужащих у нас возникла необходимость на основе имеющийся классификации изучить, прогнозировать и выявить наиболее оптимальную, на наш взгляд, классификацию военно-прикладных подвижных игр в системе физического
воспитания. Она характеризуется, прежде всего, многоступенчатостью, то есть наличием ряда уровней.
На первом, наивысшем уровне классификации военно-прикладные подвижные игры можно разделить на три большие группы: индивидуальные, парные и командные. В свою очередь каждая из этих групп имеет ряд уровней классификации.
Так, на первом уровне классификации индивидуальных военно-прикладных подвижных игр они подразделяются на игры без водящего, с водящим, салки и игры перебежки. А на втором уровне классификации эти игры подразделяются на игры, которые своей классификацией указывают на ряд
1669
конкретных действий. Так, например, индивидуальные игры с водящим подразделяются без смены водящего и со сменой водящего, что указывает на то, что необходимо игрокам выполнять. То же самое относится к салкам: с касанием рукой или с касанием предмета.
Первая ступень классификации коллективных военно-прикладных подвижных игр подразделяется в зависимости от особенностей характера организации играющего коллектива на три типа:
1. Игры без разделения коллектива на команды.
2. Игры «переходные» к командным.
3. Игры с разделением коллектива на команды.
К первому типу относятся игры, основанные на простейших взаимоотношениях между участниками. Совместные действия (общие для своего коллектива) по преодолению препятствий доставляют играющим наибольшее удовлетворение. Каждый активный участник игры может многократно убеждаться в результатах личных действий, сравнивать свои силы и сноровку с достижениями товарищей. Правила таких игр обычно
немногочисленны и просты, игровые конфликты разрешаются сравнительно быстро,
Ко второму типу относится небольшое количество игр, по ходу которых, из одного играющего коллектива постепенно создаются две группы.
Одна из них становится всё больше и, в конце концов, превращается в один коллектив. Такая группа или оказывает помощь водящим или постепенно усложняет игру.
Подобные «переходные» игры от первого типа игр к третьему имеют большое воспитательное значение. Участникам предоставляются разнообразные условия для активных действий. Играющие побуждаются к совместным согласованным решениям различных простейших тактических задач. При этом не стесняется инициатива каждого игрока.
1670
Игры третьего типа требуют проявления более сложных отношений
между играющими, основанных на развитом чувстве дружбы, товарищеской сплочённости. В них отдельные группы (команды) ведут борьбу за предмет, за место, за выигрыш времени, интересы участников направляются преимущественно на достижение общей конечной цели. В результате личных действий каждого участника игры заинтересована его группа (команда).
Правила таких игр сложнее, для решения игровых задач от участников требуется настойчивость, выдержанность. Этими играми обычно увлекаются подростки.
На второй ступени классификации игры первого и третьего типов разделяются на более мелкие группы (в зависимости от различных форм взаимоотношений в играющем коллективе). Среди игр без разделения на команды различаются: игры без водящих и игры с водящими.
Игр с разделением на команды тоже две: игры без вступления участников в соприкосновение с противником, в которых участники, добиваясь победы своей команды, действуют согласованно между собой, но не могут оказывать непосредственного влияния на изменение хода игры в другой команде или затруднять действия отдельных игроков команды противника, а также игры с вступлением участников в непосредственное соприкосновение с противником, где играющие, добиваясь победы могут заставлять игроков другой команды делать промахи, ошибки, ставить их в невыгодные условия.
Кроме этого, существует еще один уровень классификации, на котором располагаются встречные гонки и эстафеты. Эстафеты в свою очередь подразделяются на линейные, встречные и круговые.
Обобщение вышеизложенного теоретического материала, а также результаты собственных исследований позволили нам предложить педагогическую классификацию военно-прикладных подвижных игр в системе физической подготовки военнослужащих.
Эта классификация также носит многоуровневый характер. В зависимости от их применения они подразделяются на игры, которые
1671
применяются в различных формах физической подготовки, затем в ее разделах и игры применяемые на этапах боевой подготовки.
Сначала рассмотрим классификацию игр в формах физической подготовки. Так, в процессе проведения учебных занятий военно-прикладные подвижные игры подразделяются на игры, которые можно использовать в подготовительной, основной и заключительной частей занятия.
Во время физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности игры подразделяются на, которые можно использовать непосредственно на местности и игры используемые в полевых лагерях.
На занятиях по ускоренному передвижению применяются подводящие и развивающие игры, такие как баскетбол. В начале периода обучения целесообразно использовать общефизические военно-прикладные подвижные игры, применение которых будет преимущественно направлено на развитие основных физических качеств: ловкости, быстроты, силы и силовой выносливости где баскетбол станет самым подходящим вариантом и менее травмоопасным, в сравнении с другими командными играми. Учитывая тот факт, что при проведении спортивных игр могут использоваться подвижные игры, их можно подразделить на: подготовительные, подводящие и тренирующие. Подготовительные игры будут направлены на развитие и совершенствование необходимых качеств. А подводящие, разделяются на: и тактические, которые в свою очередь используются в зависимости от вида спортивной игры.
Таким образом можно сделать вывод о том, что такое распределение игрового материала в процессе физической подготовки военнослужащих облегчает установление методической преемственности между отдельными играми и помогает определить степень сложности игры по содержанию и форме. Предложенная классификация военно-прикладных подвижных игр в системе физической подготовки военнослужащих, безусловно, не является постоянной и неизменной. В зависимости от решаемых задач, от условий их применения данная классификация может творчески видоизмениться и дополниться.
1672
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенов К.В. Обоснование физического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 2. - С. 50-55;
2. Бузоев А.С. Формирование волевой сферы студентов средствами физической культуры // Балтийский гуманитарный журнал 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 80-95;
3. Виленский М.Я. Физическая подготовка как базовый компонент профессионально-личностного развития личности // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 3. - С. 10-15;
4. Закирьянов К.Х., Орехов Л.И. Экспериментальные методы в педагогике, психологии и физической культуре. - Алматы: Казахская академия спорта и туризма, 2002. - 100-110 с;
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 320-340 с
1673
Sysoev R. V., Lyapich E.N., Veretennikov I.S.
Sysoev R.V.
Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin
(Voronezh, Russia)
Lyapich E.N.
Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin
(Voronezh, Russia)
Veretennikov I.S.
Air Force Academy named after N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin
(Voronezh, Russia)
CLASSIFICATION OF SPORTS GAMES IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL
Abstract: with the help of sports games, the tasks of all types of training are solved: physical, special, technical, tactical and psychological. At the same time, the tasks of specially directed physical training of pilots, tankers, motorized infantry, cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs, rocket scientists, representatives of other military specialties are being solved.
Keywords: sports games, training, outdoor games.
1674