ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ OUTDOOR GAMES IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITY
Мостовая Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Mostovaya Tatiana Nikolaevna Ph. D., associate professor of the department
«Applied physical culture»> Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Донцов Владимир Владимирович ст. преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет
имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Doncov Vladimir Vladimirovich senior lecturer of the department «Applied physical culture.»
Orel State University named after I. S. Turgenev
Orel, Russia
Аннотация. Подвижные игры являются основным средством физического воспитания подрастающего поколения. На занятиях физической культурой главное внимание следует обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Готовясь к проведению подвижных игр, необходимо учитывать поставленные задачи, гендерные особенности, физическую подготовленность, количество студентов, условия проведения игры, место ее проведения, наличие пособий и инвентаря. Эмоциональный фон, сопутствующий подвижным играм, повышает мотивацию студентов к физкультурным занятиям.
Abstract. Mobile games are the main means of physical education of the younger generation. At the lessons of physical culture the main attention should be paid to education and health, as well as the education of physical qualities. Preparing to conduct outdoor games, you must consider the tasks, gender differences, physical fitness, number of students, the conditions of the game, the venue, the availability of AIDS and equipment. Emotional background that accompanies the mobile games increases the motivation of students to physical exercises.
Ключевые слова: воспитание, здоровье, игра, мотивация, подвижность, физическая культура, эмоциональность.
Key words: education, health, play, motivation, mobility, physical culture,
emotion.
В системе физического воспитания начальных, средних и высших учебных заведений страны подвижным играм отводится значительное место. Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе, в спортивном зале, на катке, в бассейне и т.д. Продолжительность одной игры зависит от ее интенсивности, сложности двигательных движений, уровня физической подготовленности участников, состояния их здоровья, и в среднем может составлять 10 - 20 минут. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразного инвентаря, что побуждает участников к определенным действиям: прыжкам, метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию.
Важно творчески подходить к проведению подвижных игр в рамках физкультурных занятий и при необходимости составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых человек особенно нуждается в данный момент. В прохладную погоду целесообразно проводить игры средней и большой подвижности, так как движения ограничены из-за теплой одежды.
На свежем воздухе можно проводить игры любой подвижности с бегом в разных направлениях, метанием мяча на дальность и в цель, с прыжками. В осенне-зимний период наиболее доступны игры, во время которых студенты бегают, подпрыгивают, метают и прокатывают мячи. Летом - игры, в которых есть бег, прыжки, лазания. Для лучшего освоения правил игры рекомендуется наиболее сложные моменты демонстрировать.
Учитывая то, что зимой движения ограничены, нагрузку уменьшают перерывами между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха. Игра - исключительно ценный способ вовлечения человека в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у молодежи постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяются как в учебных, так и во внеклассных занятиях. В соответствии с учебными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на занятиях в сочетании с разделами дисциплины (лёгкой атлетикой, спортивными играми, лыжами и т.д.). Подвижные игры на занятиях физической культурой используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В играх на занятиях физкультурой главное внимание следует обращать на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств. Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается со студентами с помощью специальных упражнений. Если вся основная часть физкультурного занятия посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на учебных занятиях физкультурой специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность.
Подвижная игра является эффективным средством воспитания, но только
при условии, что она соответствующим образом подобрана, правильно проводится и используется. Готовясь к проведению подвижных игр в рамках занятий по физической культуре, преподаватель должен учитывать поставленные задачи, гендерные особенности, физическую подготовленность, количество студентов, условия проведения игры, место ее проведения, наличие пособий и инвентаря.
В подвижных играх может участвовать от трёх до 50 человек. При проведении игр, необходимо подбирать такие, в которых могут принимать участие юноши и девушки разного уровня физической подготовленности. Знание возрастных особенностей студенческой молодежи, их интересов и запросов поможет организатору в выборе игры.
Выбор игры непосредственно зависит от места её проведения. В небольшом зале проводятся игры с линейным построением или игры, в которых участвуют поочерёдно. Во время занятий на открытом воздухе можно порекомендовать игры на местности.
При проведении игр на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Если температура воздуха низкая, то все участники должны действовать активно, в жаркую погоду лучше использовать малоподвижные игры, в которых участники выполняют игровое задание поочерёдно.
Выбор игры зависит также от наличия пособий; из-за их отсутствия и неудачной замены игра может не состояться.
Для проведения игр на воздухе необходимо выбрать ровную зелёную площадку, лучше всего её делать прямоугольной формы, шириной не менее 8 м и длиной не менее 12 м. Желательно, чтобы на расстоянии 2 м от поля были расположены скамейки.
Зимой площадку для игр надо очистить от снега и окружить снежным валом или ледяной дорожкой, которую можно использовать для катания на коньках.
Перед проведением игр на местности руководитель обязан заранее хорошо ознакомиться с местностью и наметить игровое поле.
При проведении игр в спортивном зале надо предусмотреть, чтобы в помещении не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Также важно, чтобы зал был проветрен, и пол протерт влажной тряпкой.
Успех игры в значительной мере зависит от условий объяснения. Приступая к объяснению, преподаватель обязан ясно представить себе всю игру. Объяснение должно быть кратким, логичным. Подробное объяснение правил оправдано лишь в том случае, когда игру проводят впервые. При ее повторении напоминают только основное содержание. В том случае, если известную игру усложняют, объясняются дополнительные правила и способы выполнения.
Любую игру нужно проводить живо и интересно. Только тогда она будет эффективным средством физического воспитания. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения:
- название игры;
- роль играющих и их места расположения;
- ход игры;
- цель игры;
- правила игры.
Рассказ не должен быть монотонным, без употребления сложных терминов. Новые понятия необходимо объяснять. Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом. Он может быть неполным или полным. При объяснении надо учитывать настроение участников. Заметив, что их внимание ослабло, преподаватель должен сократить объяснение или оживить его.
Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда участники играют в неё впервые, при повторениях игры следует напомнить только основные моменты.
Перед началом игры, после объяснения ее содержания, для подсчета очков, раздачи инвентаря можно назначить помощников. В зависимости от содержания игры, роль помощников могут выполнять физически менее подготовленные люди, или наоборот студенты, которые известны как хорошие игроки, беспристрастные судьи.
Играющие распределяются по усмотрению преподавателя в тех случаях, когда нужно составить команды, равные по силам (при проведении сложных спортивных игр). Играющие распределяются на команды путём расчёта: стоят в шеренгу, рассчитываются на первый-второй; первые номера составят одну команду, вторые - другую. Это наиболее быстрый способ, им чаще всего пользуются как на уроках физической культуры в школе, так и на занятиях в ВУЗе. Однако при данном способе разделения команды не всегда равны по силам.
Постоянные команды могут быть не только для спортивных игр, но и для сложных подвижных игр и игр-эстафет.
Капитаны - непосредственные помощники тренеров, организаторов, преподавателей. Они организуют и размещают участников, распределяют их по силам и отвечают за дисциплину игроков в процессе игры.
Капитанов выбирают сами играющие или назначает преподаватель. Часто капитана выбирают играющие. Они приучаются оценивать друг друга по достоинству и, выражая доверие своему товарищу, побуждают его к большей ответственности. Если играющие недостаточно хорошо организованы или плохо знают друг друга, то командира назначает преподаватель. Полезно ставить капитанами пассивных игроков, способствуя тем самым воспитанию необходимых черт характера. В постоянных командах капитаны периодически переизбираются.
Во многих играх действуют водящие. Выделять водящих можно разными способами. Желательно, чтобы в роли водящих побывало как можно больше людей. В командных играх очень важно распределить участников с таким расчетом, чтобы команды были равны по силам, иначе игра будет неинтересной.
В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Задача преподавателя - правильно определить дозировку нагрузки в игре. Следовательно, не рекомендуется чрезмерное мышечное напряжение. Необходимо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.
Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения студентов (после больших физических или умственных усилий - игры с меньшей интенсивностью).
Важно учитывать то, что с увеличением эмоционального состояния
играющих нагрузка в игре увеличивается. Играющие, увлечённые игрой, теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и перенапрягаются. Следует приучать людей контролировать и регулировать свои действия в игре. Иногда стоит прерывать игру, хотя играющие ещё не почувствовали потребности в отдыхе.
Нагрузка может дозироваться следующими приемами:
1). уменьшение или увеличение числа играющих;
2). продолжительность игры по времени;
3). размеры игровой площадки;
4). количество повторений;
5). тяжесть предметов и наличие перерывов для отдыха.
Уменьшение физической нагрузки можно осуществлять путем объявления кратковременных перерывов для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, сокращения дистанции, уменьшения числа повторений, назначения новых помощников.
Увеличивать подвижность участников игры можно следующим образом: дополняя её препятствиями, удлиняя дистанцию. Затягивать игру не следует, так как игроки могут устать, и игра для них станет неинтересной. Поэтому важно своевременно закончить игру, заранее предупредив участников словами: «Осталось две минуты», «Играем еще до одного очка». Неожиданное окончание игры неблагоприятно действует на разгорячившуюся молодежь, она долго не может успокоиться.
Желательно, чтобы во время игры все участники получали примерно одинаковую нагрузку. Поэтому удалять из игры проигравших можно только на очень короткое время.
Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными.
После проведения игры преподаватель объявляет результаты, оценивает действия отдельных игроков и указывает на допущенные ошибки. Руководитель должен быть объективным, следить, чтобы командам и отдельным участникам были созданы равные условия. Справедливая и точная оценка игры и ее результатов имеет большое значение в командных играх, где все внимание участников направлено на успешное решение поставленной перед командой задачи.
Значение подвижных игр велико и в тренировочном процессе при подготовке спортсменов высокой квалификации. Здесь подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.
Подвижные игры, являющиеся начальной ступенью спортивных игр, призваны воспитать у начинающих спортсменов специальные физические
качества, необходимые знания, умения, навыки. Формирование таких качеств происходит только в процессе направленной физической тренировки. Здесь используется своя методика введения игр, а используемые игры отличаются специфичностью, на что следует обращать внимание преподавателям и студентам, осваивающим определенный раздел учебной дисциплины «Физическая культура».
Литература
1. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учеб. пособие / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.
2. Габриелян, К. Г. 500 тестов по дисциплине «Физическая культура» / К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев. - М.: Физкультура и Спорт, 2006. - 122 с.
3. Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. - М: Здоровье, 1989. - 168 с.
4. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие / Ю. И. Евсеев -Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 384 с.
5. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - 2-е изд. - Ростов-на Дону: М.: Феникс, 2005. - 304 с.
6. Манжелей, И. В. Инновации в физическом воспитании : учебное пособие / И. В. Манжелей. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.
7. Манжелей, И. В. Педагогические модели физического воспитания : учебное пособие / И. В. Манжелей. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 185 с.
8. Физическая культура студента : учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
9. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 3-е изд. - М: Академия, 2004. - 48 с.
References
1. Barchukov I. S., Nesterov A. A. Fizicheskaya kul'tura i sport: metodologiya, teoriya, praktika [In Physical education and sport: methodology, theory and practice]. Moscow, Academy Publ., 2009, 528 p.
2. Gabrielian K. G., Ermolaev B. V. 500 testov po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» [500 tests for the discipline "Physical culture"]. Moscow, Physical culture and Sport Publ., 2006, 122 p.
3. Demchyshyn A. A., Mukhin V. N., Mozola R. S. Sportivnye i podvizhnye igry v fizicheskom vospitanii detey i podrostkov [Sports and games in physical education of children and adolescents]. Moscow, Zdorov'e Publ., 1989, 168 p.
4. Evseev Yu. I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2003, 384 p.
5. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination]. 2nd ed. Rostov-on-Don, Moscow, Feniks Publ., 2005, 304 p.
6. Manzheley I. V. Innovatsii v fizicheskom vospitanii [Innovations in physical education]. Tyumen, Tyumen state University Publ., 2010, 144 p.
7. Manzheley I. V. Pedagogicheskie modeli fizicheskogo vospitaniya [Pedagogical model in physical education]. Moscow, Theory and practice of physical culture and sport Publ., 2005, 185 p.
8. Reshetnikov N. V., Kislitsyn Yu. L. Fizicheskaya kul'tura studenta [Physical education student]. Moscow, Academy Publ., 2008, 176 p.
9. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, Academy Publ., 2004, 48 p.