Научная статья на тему 'Подвижные игры в системе физического воспитания Российской империи (вторая половина XIX - начало XX века)'

Подвижные игры в системе физического воспитания Российской империи (вторая половина XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3151
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / HISTORY OF PHYSICAL CULTURE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ / PHYSICAL EXERCISES / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Г.М.

В статье поднимается проблема генезиса средств физического воспитания в дореволюционной России, к которым относили подвижные игры и занятия физическими упражнениями. В трудах П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, И. Я. Герда разрабатывалась теория подвижных игр, давались описание и классификация игр и методики их применения в школьном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимов Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE (the Second Half of the XIX - the Beginning of the XX Centuries)

The problem of the genesis of physical education in prerevolutionary Russia with outdoor games and physical training is discussed in this article. In the works by P. F. Lesgaft, E. A. Pokrovsky, I. Gerd a theory of outdoor games was worked out, a description and a classification of games and the methods of their implementation in school education were presented.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры в системе физического воспитания Российской империи (вторая половина XIX - начало XX века)»

6. Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. Формирование сети раннегородских центров и становление государства (Древняя Русь и Скандинавия) // История СССР. 1986. № 5. С. 63-77.

7. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб.: Евразия, 2005. 640 с.

8. Санников С. В. Образы королевской власти эпохи великого переселения народов в раннесредне-вековой западноевропейской историографии. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. 216 с.

9. Гуревич А. Я. «Круг Земной» и история Норвегии // Снорри Стурлусон. Круг Земной. М.: Наука, 1980. С. 612-632.

10. Гуревич А. Я. История и сага. М.: Наука, 1972. 196 с.

11. Ciklamini M. "Ynglinga saga": Its Function and its Appeal // Medieval Scandinavia. 1975. Vol. 8. P.86-98.

12. Снорри Стурлусон. Сага об Инглингах // Снорри Стурлусон. Круг Земной / пер. М. И. Стеблин-Каменского. М.: Наука, 1980. С. 11-37.

13. Гвоздецкая Н. Ю. Мотив военного похода и создание образа прошлого в «Саге об Инглингах» (опыт лингво-нарратологического анализа) // Восточная Европа в древности и средневековье. Ранние государства Европы и Азии: проблемы политогенеза / XXIII Чтения памяти В. Т. Па-шуто. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2011. С. 40-44.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (вторая половина XIX - начало XX века)

OUTDOOR GAMES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE (the Second Half of the XIX - the Beginning of the XX Centuries)

Г. М. Алимов

В статье поднимается проблема генезиса средств физического воспитания в дореволюционной России, к которым относили подвижные игры и занятия физическими упражнениями. В трудах П. Ф. Лес-гафта, Е. А. Покровского, И. Я. Герда разрабатывалась теория подвижных игр, давались описание и классификация игр и методики их применения в школьном образовании.

G. M. Alimov

The problem of the genesis of physical education in pre-revolutionary Russia with outdoor games and physical training is discussed in this article. In the works by P. F. Lesgaft, E. A. Pokrovsky, I. Gerd a theory of outdoor games was worked out, a description and a classification of games and the methods of their implementation in school education were presented.

Ключевые слова: история физической культуры, физическое воспитание, физическое упражнение, подвижные игры.

Keywords: the history of physical culture, physical education, physical exercises, outdoor games.

В современной педагогике важная роль и значение подвижных игр в системе как физического, так и нравственного и умственного воспитания не подвергаются сомнению. В повседневной жизни человека игра является одной из форм его деятельности и одновременно важной социальной функцией, поскольку он постоянно использует элементы игры в своем существовании. Фундаментальное обоснование теории игры и ее связи с развитием человека как социального существа дал в начале XX в. нидерландский историк, философ и культуролог Йохан Хейзинга [1], который, постигая глубинные основы игры, акцентировал внимание на эстетическом начале как элементе прекрасного, проявляемого в ней. Этот тезис был важен в осмыслении физической культуры личности, обладающей ярко выраженной эсте-

тической сущностью. Игра необходима человеку как биологическая функция, считал Хейзинга, а обществу - в силу своего значения как способа самовыражения людей и формирования духовных и культурных связей между ними. В игровой деятельности весьма важным является элемент напряжения, физические и духовные силы игрока, его мужество и выносливость подвергаются испытанию, что дополнительно придает игре новое содержание как средства развития физических и волевых качеств человека [1, с. 29]. Подобное понимание игры стало одним из центральных в формировавшейся во второй половине XIX в. теории физического воспитания.

В конце XIX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры в качестве объяснения возникновения физической культуры. Согласно этой теории человек разви-

вался физически и умственно благодаря трудовому процессу, который, в свою очередь возник из игры. Теорию игры поддерживали Г. Спенсер, Бюхер и Гросс, а среди российских ученых Иван Яковлевич Герд (1840-1913), Егор Арсеньевич Покровский (1835-1895) и Петр Франце-вич Лесгафт (1837-1909).

Анализ литературы, посвященной проблеме изучения места подвижных игр в системе физического воспитания дореволюционной России, показал, что специальных исследований по этой теме не так много. В трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Е. Н. Водовозовой раскрыты фундаментальное педагогическое значение и общая психологическая природа подвижных игр, были исследованы общие принципы и способы включения игр в педагогический процесс. Стали классическими работы М. В. Лей-киной [2], исследования, посвященные воспитательно-образовательному значению подвижных игр в теории П. Ф. Лесгафта, Б. Е. Кулагина [3], труды о системе физического воспитания Е. А. Покровского и общетеоретические работы В. И. Элашвили [4] и Ю. А. Левады [5].

Авторы многочисленных комплексных исследований по истории физической культуры и спорта, безусловно, констатировали применение подвижных игр в практике физического воспитания дореволюционной России, однако подробного отдельного анализа эта тема пока не получила. Между тем в России еще в XVIII в. сформировалось понимание того, что подвижные игры должны быть отнесены к важнейшим средствам физического воспитания, упоминания об этом встречались у И. И. Бецкого и А. А. Прокоповича-Антонского, а в XIX в. игры как предмет научной рефлексии стали рассматривать педагоги, врачи и общественные деятели. Изучение подвижных игр ведущими учеными и педагогами-практиками способствовало формированию теории физического воспитания. Игровая деятельность, используемая в учебных заведениях разного типа, подготавливала переход к применению систематической физической подготовки в процессе обучения.

По существу, одним из основных тезисов дореволюционной педагогики в области физического воспитания было выделение подвижных игр и занятий физическими упражнениями - гимнастикой как главных его средств. Однако игра принципиально отличается от упражнений тем, что является деятельностью и формой поведения. Основными признаками подвижной игры являются свобода движений, удовольствие, привносимое ею; замкнутость игры, которая всегда имеет определенный круг участников, время и место проведения; повторяемость; наличие игрового пространства; наличие правил или упорядоченность. К специфическим средствам физического воспитания подвижные игры позволяет отнести то, что в их основе лежит обучение таким действиям, которые способствуют развитию организма и полноценному воспитанию личности, в том числе и воспитанию ее физических качеств.

Наиболее значительным достижением дореволюционной педагогики стала разработка теории подвижных игр в трудах Е. А. Покровского и П. Ф. Лесгафта. Описание и классификацию игр, а также методику их проведения и

применения в практике школьных занятий давали многие исследователи, но наиболее значимыми в этой области стали сочинения И. Я. Герда [6] и некоторых педагогов-практиков. Среди последних особенно интересны произведения П. Н. Бокина [7] и Н. С. Филитиса [8]. П. Н. Бокин был преподавателем гимнастики Петровско-Полтавского кадетского корпуса и Петербургской военной прогимназии, после выхода в отставку он был приглашен в знаменитое Тенишевское училище, где и внедрял в практику физического воспитания подвижные игры. Н. С. Филитис -преподаватель гимнастики в реальном училище Мазина, являлся автором ряда систематизированных сборников подвижных игр, адресованных педагогам.

И. Я. Герд собирал материалы об играх и состязаниях, которые можно было использовать в обучении и воспитании детей, кадетов военных и юнкерских училищ. Он отмечал, что современная ему педагогика явно недооценивает роль и значение игр, хотя еще в работах знаменитого немецкого педагога Ф. Фребеля обращалось внимание на игру как метод и средство воспитания детей. Игра имеет огромное значение для ребенка, поскольку посредством игры он познает себя, свой внутренний мир, границы своих сил и способностей, учится познавать свои желания. В то же время игра - средство познания окружающего мира, воспитывающая навыки общения и взаимодействия детей в коллективе: «...наука и забава, дело и развлечение, работа и отдых, игра самое серьезное занятие для ребенка» [6, с. 8]. Родителям участие в детских играх необходимо с целью научиться понимать внутренний мир своего ребенка, больше сблизиться с ним.

Игры, которые можно использовать в процессе физического воспитания, педагог разделил на следующие группы: мелкие игры с мячом, игры с мраморными шариками или камешками, игры с шарами, игры с палками и деревяшками, игры со жгутом, веревкой, игры в движении, игры с завязанными глазами, атлетические игры. Атлетические игры Герд рекомендовал использовать в учебных заведениях, прежде всего в мужских и военных, как важное воспитательное средство, заставляющее учащихся сплотиться, почувствовать дух товарищества, коллективизма. К подобным играм он относил городки, барры (пятнашки с более сложными правилами), лапту, командные игры с мячом, крикет (английская лапта).

Использование игр в учебном процессе требовало издания четких инструкций и правил ведения игры, обустройства и даже строительства необходимых для ведения игр площадок и помещений. Это отмечал Н. С. Филитис, предложивший составлять инструкции, включающие число играющих, определение места игры, описание необходимого оборудования, правил и хода игры и физических элементов, входящих в игру. Н. Филитис систематизировал известные к тому времени народные и публичные подвижные игры, используемые в учебных заведениях [8, с. 125-127].

Большинство игр - это пятнашки, то есть игры на основе бега и других простых движений, с усложненными правилами и дополнительными игровыми элементами или оборудованием для того, чтобы придать игре разнообра-

зие. К таким играм относились турецкие пятнашки (можно спастись от «пятнания» присев на корточки), «черный человек» (пятнающий становится неким грозным черным человеком), попрыгунчики (пятнашки внутри условного круга), пятнашки с мячом, где прикасаются не рукой, а бьют мячом, уголки, море волнуется, барры. Игры на основе прыжков, всевозможные игры с мячом, палками, шарами: «зайчик», крикет, все разновидности лапты, городки. Ролевые игры - «пожарная команда», «лошадки», «звери» включали элементы представления и спортивного соревнования, они придумывались непосредственно педагогами. Ряд игр был основан на народных играх, популярная игра «зайчик» - это передача мяча за спиной по кругу играющими, при этом водящий старается отобрать мяч, а игроки могут его «пятнать» мячом, который переходит к нему, и затем убегать, чтобы водящий не запятнал в ответ. Фактически, Н. С. Филитис делил все подвижные игры на целевые и ролевые, в первых предполагалось достижение заранее поставленной цели, чаще всего - победа над соперником или преодоление себя. Ролевые игры предполагали реализацию некоего сценария, содержанием игрового действия становилось исполнение и трансформация ролей, в процессе которого происходило усвоение определенных поведенческих форм, воспитывались навыки коммуникации, формирующие развитие личности.

П. Н. Бокин делил игры на три группы: простые игры без оборудования, где основу составляют бег и прыжки; игры с палками и шарами, где главные элементы - метание и удары; игры с мячом, сложные, включающие бег, прыжки, метание в подвижную цель, удары, «отбои, а также ловля и схватывание мяча» [7, с. 6]. Сама природа заложила в человеческое существо потребность к движению, наилучшим образом удовлетворяет эту потребность физическая активность в форме игры, считал педагог. Наиболее рациональны те физические упражнения, писал он, где индивидуум сам выбирает свои движения согласно инстинкту, то есть производит свои движения в свободной игре или спорте. Преимуществом игры перед другими видами двигательной активности, таким образом, является то, что движения и способ их выполнения в процессе естественные: ходьба, бег, прыжки, легкая, живая борьба. В игре движения не создаются, а совершенствуются, как правило, они простые и не требуют специального обучения, но в то же время обеспечивают развитие опорно-двигательной системы человека.

Выдающийся русский врач, антрополог и этнограф-любитель, педагог Е. А. Покровский исследовал историю и природу подвижных игр. Традиционно его исследования относят к сфере изучения особенностей народных, прежде всего русских игр, однако нам подобная оценка представляется недостаточной. Е. А. Покровский стал одним из создателей теории подвижных игр и их применения в системе физического воспитания. Он считал непригодными для детских учебных заведений системы шведской и немецкой гимнастики, а также военную гимнастику, с его точки зрения наиболее естественным видом физических упражнений являлись подвижные игры. Преимущество их состояло

в том, что в процессе игры работает и упражняется весь организм, «игры бесспорно составляют одно их наиболее правильных, здоровых и гигиеничных упражнений» [9, с. 30]; они проводятся на открытом, чистом воздухе и способствуют укреплению здоровья. «Игра представляет собою свободную непринужденную деятельность духа и тела, составляет прекрасное вполне свойственное молодежи развлечение, а вместе с тем лучшее средство восстановления сил» [9, с. 33]. Покровский обосновал тезис о том, что подвижные игры оказывают разностороннее оздоровительное воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект. В игре ребенок познает возможности своего тела и учится их использовать и совершенствовать, посредством игры приобретаются навыки определения расстояния, величины, веса, прочности предметов, что развивает наблюдательность и внимание в ребенке, делает его ум острее. Подвижные игры развивают сообразительность, силу духа и волю к победе, воспитывают характер, в то же время развивают творческие способности детей, отмечал ученый. Таким образом, игра обеспечивает комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Причем этот процесс происходит в благоприятных условиях умеренных физических нагрузок, осуществляемых посредством естественных движений, и позитивной эмоциональной атмосферы.

Игра, по Покровскому, - это действие, совершаемое без осознанной цели в силу одних только внутренних физиолого-психологических потребностей и побуждений, причем с полным удовлетворением этих потребностей организмом. В 1887 г. ученый подготовил фундаментальный труд, посвященный теории детской игры, с обширным историческим очерком и анализом значения игр в контексте этнографии, истории, антропологии и отчасти психологии и педагогики [10]. Подвижную игру Покровский рассматривал как свободное выражение душевных и физических сил ребенка, поэтому в системе физического воспитания она должна была занять одно из центральных мест как основное педагогическое средство [10, с. 20]. Ученый дал общее понятие игры как деятельности, совершаемой в силу внутренних, физиолого-психических потребностей человека [10, с. 18]. Биологизируя игру, в соответствии со своим антропологическим мировоззрением, Покровский понимал ее как естественное и необходимое проявление природы человеческого и особенно детского организма.

Свою классификацию игр Покровский строил исходя из этнографических, педагогических и антропологических оснований. Классификация стала отличаться научностью и включила в себя целый комплекс игр. Ученым выделяются игры символические, подражательные, с предметами. Игры символические являлись своеобразными театрализованными представлениями, основанными на детских наблюдениях за жизнью, это игры в солдатиков, разбойников, зверей. Игры подражательные отражают события и действия реальной жизни в игровой форме. Покровский, изучая подобные игры, сделал важный вывод о тесной связи детских игр с особенностями характера и жизни народа, об их этнической и социальной при-

роде [10, с. 19]. Эти игры способствуют самосовершенствованию детей и подготовке их к практической жизни. Игры с различными предметами способствуют развитию и укреплению чувства самосознания ребенка, с их помощью он разграничивает впечатления, которые идут извне, от впечатлений, получаемых от собственного организма, и отделяет себя от внешнего мира.

Покровский высоко оценивал значение игры для полноценного физиологического и психологического развития и воспитания ребенка. Посредством игры дети изучают окружающий мир, учатся мыслить, приобретают конкретные знания об окружающем мире. Что касается физического развития ребенка, то именно игры способствуют процессу его активизации. Игра как разновидность телесного упражнения благотворно влияет на мускульную систему, центральную нервную систему и другие органы. «Мы можем точно утверждать, что как игры, так и всякого другого рода физические упражнения способствуют не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума», - отмечал исследователь, в связи с чем считал необходимым включить подвижные игры наряду с физическими упражнениями в программу школьного обучения [10, с. 27].

Наиболее законченный вид теория подвижных игр приобрела у П. Ф. Лесгафта, который предложил оригинальную систему физического образования с целостным комплексом средств, среди которых игры занимали одно из центральных мест. Две трети его педагогического труда «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (ч. II) посвящены подвижным играм [11]. Ученый дал обоснованную классификацию, описание и тщательно продуманную методику школьных игр. Лес-гафт считал игры сложными действиями более высокого порядка, чем просто физические упражнения: «Игре должны предшествовать физические упражнения, содействующие умению владеть собой и развитию ловкости и силы, игра же является как бы их применением» [11, с. 95]. Следовательно, игра - это способ комплексного применения усвоенных физических упражнений в постоянно изменяющихся условиях игрового действия.

Игры развивают самостоятельную, творческую деятельность ребенка, готовят его к будущей профессиональной деятельности, отмечал выдающийся педагог: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни» [11, с. 133]. В игре ребенок должен самостоятельно, сообразуясь с правилами, целесообразно применить те навыки бега, метаний, прыжков и других физических упражнений, которыми он овладел в процессе занятий. В игре происходит завершение процессов анализа-синтеза, то есть целенаправленного использования и объединения изученных движений и приемов.

Игра приучает ребенка к мышлению и нахождению частного приема для решения двигательной задачи, возникшей непосредственно во время игры. Благоприятным фактором является также в целом повышенный мышечный и физиологический тонус, который дает игра. Творческое разрешение задач, возникающих в процессе игрового дей-

ствия, коллективные усилия детей и сотрудничество вызывают интерес, повышают удовольствие от учебного процесса, делают его разнообразным. По мнению, Лесгафта, подвижные игры решают воспитательные и образовательные задачи: развитие творческой самодеятельности, выработка дисциплинированности на основе выполнения общеобязательных задач, воспитание уважения к интересам коллектива, развитие чувства товарищества на деловой почве достижения общей цели, закалка воли и характера. Игры Лесгафт делил на простые и сложные в зависимости от содержания и решаемых воспитательно-образовательных задач. В простых играх, используемых на начальных этапах физической подготовки, каждый участник преследует только одну собственную цель. По мере усложнения игры дополнительными правилами или более сложной организацией они становятся сложно-командными с ярко выраженной общей целью.

Классификация игр проводилась Лесгафтом также в зависимости от возраста обучаемых. По этому основанию ученый выделял игры имитационные, «подражательные» для дошкольного возраста и игры школьного периода. Основой методики имитационных игр было поощрение самостоятельности и активности детей. Игры школьного периода требовали четкого осознания решаемых в процессе игры задач, игровое действие должно было быть институционализировано, начинаться с определения правил, то есть с самоорганизации. Новым в методике игр, предлагаемой Лесгафтом, являлось самоуправление учащихся при контроле и наблюдении за выполнением правил игры руководителем физического воспитания. Игру Лесгафт называл одним из главных видов физических упражнений и средств физического образования.

В России во второй половине XIX - начале XX вв. появились фундаментальные, оригинальные как в теоретической, так и в практической части педагогические сочинения по теории и методике применения подвижных игр в физическом воспитании. Игра использовалась как метод общей физической подготовки, комплексного развития и закрепления психофизических качеств и навыков в условиях относительно самостоятельной инициативной практики играющих. В своих исследованиях по этой проблеме П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, И. Я. Герд, педагоги-практики, обосновывали значение игры тем, что под идеалом воспитания понимают полное и гармоничное развитие всех сторон природы человека и именно в играх элементы физического и духовного порядка сочетаются наилучшим образом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хейзинга Й. Homo Ludens: Ст. по истории культуры / пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестро-ва. М.: Айрис-Пресс, 2003. 486 с.

2. Лейкина М. В. Игры в системе физического образования П. Ф. Лесгафта // Памяти П. Ф. Лесгафта: сб. ст. М.: Физкультура и спорт, 1947. С.89-101.

3. Кулагин Б. Е. Деятельность и взгляды Е. А. Покровского в области физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. М.: ГЦОЛИФК, 1952. 227 с.

4. Элашвили В. И. Игры - средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1986. № 10. С. 13-14.

5. Левада Ю. А. Игровые структуры в системах социального действия // Системные исследования: методологические проблемы [ежегод.]. М.: Наука, 1984.С.273-293.

6. Герд И. Я. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов с предисловием для родителей и воспитателей. М.: Тип. А. А. Карцева, 1888. 355 с.

7. Бокин П. Н. Подвижныя игры. Руководство для родителей, воспитателей и самих учащихся. Пг.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс, б/г. 346 с.

8. Филитис Н. С. Подвижныя школьныя игры. М.: Типолитогр. т-ва И. Н. Кушнерева, 1894. 128 с.

9. Покровский Е. А. Детские игры и гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи. М.: Типолитогр. В.Ф. Рихтер, 1893. 40 с.

10. Покровский Е. А. Детския игры, преимущественно русския (в связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной). М.: Тип. А. А. Карцева, 1887. 368 с.

11. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 2. СПб.: Тип. А. Бенке, 1909. 144 с.

«РУССКАЯ ИДЕЯ» В КОНТЕКСТЕ МЕССИАНСТВА СЛАВЯНОФИЛОВ

THE «RUSSIAN IDEA» IN THE CONTEXT OF MESSIANISM OF THE SLAVOPHILES

С. И. Скороходова

В контексте мессианства славянофилов раскрывается понимание славянофилами «русской идеи». Философы указывают на ее мессианский и хилиа-стический смысл. Автор выявляет сходство во взглядах славянофилов и Н. А. Бердяева на мессианское предназначение России в мировой истории. Также раскрывается полемика между Е. Н. Трубецким и М. К. Морозовой. Автор пришел к заключению, что понятие «супранационализм» наиболее точно раскрывает понимание славянофилами соотношения общего и частного, общечеловеческого и национального. Раскрывается отличие христианского хилиазма, который был присущ славянофилам, от ветхозаветного.

Ключевые слова: «Русская идея», супранациона-лизм, мессианство, миссианство, христианская теократия, ветхозаветная теократия, национализм, Святая Русь, «Третий Рим».

S. I. Skorokhodova

The article outlines the Slavophiles' understanding of the «Russian Idea». The Philosophers emphasize its messianic and chiliastic sense. The author discovers similarity in views of the Slavophiles and NA. Berdy-aev with respect to the messianic destination of Russia in the world history. The article also describes the debates in this regard between E.N. Trubetskoy and M.K. Morozova. The author concludes that the concept of the «supranationalism» is the most precise to define the Slavophiles' understanding of correlation between the general and particular, the universal and national. The article also describes the difference between the Christian chiliasm, which was peculiar to the Slavophiles, and the Old Testament one.

Keywords: the «Russian Idea», supernationalism, mes-sianism, missianism, Christian theocracy, Old Testament theocracy, nationalism, Holy Russia, «Third Rome».

В отличие от Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева славянофилы признавали единство всего человечества. А. С. Хомяков в «Семирамиде» писал: «Тогда еще (в глубокой древности. - С. С.) жили народы жизнью общею: не писаными законами, не мертвым обычаем, не хитростью политического устройства связаны были между собою лица, составляющие общество, но единством мысли, воли и быта. Слово семья человеческая было не слово, а дело. Кровное родство связывало людей, родство физиономии, внутренней организации, жизни теле-

сной и духовной» [1, 64]. В «Речи Шеллинга» И. В. Киреевский религиозно-мистически обосновывал единство человечества: будущее единство «не может опять быть народом, но только самим человечеством в его первобытной цельности и нераздельности» [2, с. 244]. Между тем «первобытная нераздельность уже не может быть внешнею, она возможна только как внутреннее единство сознания» [2, с. 244]. Однако, по мысли славянофилов, возвращение народов к единству возможно через приобщение к абсолютной истине, которая должна освещать все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.