Научная статья на тему 'Классификация молдавских народных подвижных игр как специфических средств физической культуры для учащейся молодежи'

Классификация молдавских народных подвижных игр как специфических средств физической культуры для учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1964
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛДАВСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / MOLDAVIAN POPULAR OUTDOOR GAMES / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENTS' YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самолюк Ольга Ивановна, Собянин Федор Иванович, Зайцева Светлана Михайловна

Представлены данные о классификации молдавских народных подвижных игр с точки зрения возможности их применения в сфере физической культуры. Такая попытка сделана впервые, хотя в исторических и фольклорных исследованиях народные игры уже рассматривались в качестве особого рода двигательной активности. Исследование народных подвижных игр Молдавии производилось с помощью анализа исторической и научной литературы, педагогического наблюдения, пульсометрии, дифференцирования. В течение 2011-2016 гг. данные были собраны на территории Молдавии и Приднестровской Молдавской Республики. Анализ литературы производился в библиотеках Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Университета физического воспитания и спорта Республики Молдова, в архивах Приднестровской Молдавской Республики. Изучено свыше 250 различных источников, проведено 65 педагогических наблюдений, 120 обследований учащихся общеобразовательных учреждений и студенческой молодежи с помощью пульсометрии. Приведены данные этнографических экспедиций по изучению молдавских народных подвижных игр, рассмотрены примеры классификации народных подвижных игр, разработанных ранее. В результате исследования более 200 молдавских народных подвижных игр были дифференцированы по 12 признакам: место проведения игры; связь игры с традициями и укладом жизни населения Молдавии; уровень физической нагрузки во время игры; преимущественные виды движений в игре; сложность построения игры; виды взаимодействия играющих; возраст играющих; возможности применения игр с девочками и мальчиками; способ организации игры; направленное развитие с помощью игр физических качеств у участников игр; возможность применения игр в различных частях занятий по физической культуре; наличие элементов игры, схожих с элементами техники в различных видах спорта. Согласно избранным признакам классификации, подобраны народные молдавские подвижные игры, которые в дальнейшем объединены в 49 групп и представлены конкретными играми, обнаруженными в ходе проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самолюк Ольга Ивановна, Собянин Федор Иванович, Зайцева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF MOLDAVIAN POPULAR OUTDOOR GAMES AS SPECIFIC MEANS OF PHYSICAL TRAINING FOR STUDENTS

The data of Moldavian popular outdoor games classification from the point of view of possibility of their use in the sphere of physical training are presented. This attempt is made for the first time, but in historical and folk researches popular games were considered as special type of physical activity. The research of popular outdoor games of Moldavia was carried out with the help of historical and scientific literature analysis, pedagogic viewing, pulse measuring, differentiation. For 2011-2016 the data were collected on the territory of Moldavia and Transnistria. The analysis of literature was carried out in libraries of Taras Shevchenko Transnistria State University, University of Physical Education and Sports of Republic of Moldova, in archives of Transnistria. More than 250 different sources were studied, 65 pedagogic viewing were made, 120 examinations of general educational institutes students and students’ youth with the help of pulse measuring. The data of ethnographic expeditions on Moldavia popular outdoor games are given, the examples of classification of popular outdoor games developed earlier. The result of the research is that more than 200 Moldavian popular outdoor games were differentiated according to 12 features: the place of game; the connection of game with traditions and way of life of Moldavia; level of physical training during the game; prevailing types of movement in game; complexity of game building; types of players’ relation; the age of players; the possibilities of application of games with girls and boys; the way of game organization; aimed development of physical features among game participants with the help of games; the possibility of application of games in different parts of physical training; the presence of game elements, similar to elements of technics in different types of sports. According to the chosen features of Moldavian popular outdoor games classification were collected which were united in 49 groups and presented by concrete games found during the research.

Текст научной работы на тему «Классификация молдавских народных подвижных игр как специфических средств физической культуры для учащейся молодежи»

УДК 379.8

КЛАССИФИКАЦИЯ МОЛДАВСКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СПЕЦИФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

© Ольга Ивановна САМОЛЮК

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова, преподаватель кафедры гимнастики и спортивных единоборств, e-mail: ms.samolyuk@inbox.ru © Федор Иванович СОБЯНИН Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru © Светлана Михайловна ЗАЙЦЕВА Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории и методики физической культуры, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru

Представлены данные о классификации молдавских народных подвижных игр с точки зрения возможности их применения в сфере физической культуры. Такая попытка сделана впервые, хотя в исторических и фольклорных исследованиях народные игры уже рассматривались в качестве особого рода двигательной активности. Исследование народных подвижных игр Молдавии производилось с помощью анализа исторической и научной литературы, педагогического наблюдения, пульсометрии, дифференцирования. В течение 2011-2016 гг. данные были собраны на территории Молдавии и Приднестровской Молдавской Республики. Анализ литературы производился в библиотеках Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Университета физического воспитания и спорта Республики Молдова, в архивах Приднестровской Молдавской Республики. Изучено свыше 250 различных источников, проведено 65 педагогических наблюдений, 120 обследований учащихся общеобразовательных учреждений и студенческой молодежи с помощью пульсометрии. Приведены данные этнографических экспедиций по изучению молдавских народных подвижных игр, рассмотрены примеры классификации народных подвижных игр, разработанных ранее. В результате исследования более 200 молдавских народных подвижных игр были дифференцированы по 12 признакам: место проведения игры; связь игры с традициями и укладом жизни населения Молдавии; уровень физической нагрузки во время игры; преимущественные виды движений в игре; сложность построения игры; виды взаимодействия играющих; возраст играющих; возможности применения игр с девочками и мальчиками; способ организации игры; направленное развитие с помощью игр физических качеств у участников игр; возможность применения игр в различных частях занятий по физической культуре; наличие элементов игры, схожих с элементами техники в различных видах спорта. Согласно избранным признакам классификации, подобраны народные молдавские подвижные игры, которые в дальнейшем объединены в 49 групп и представлены конкретными играми, обнаруженными в ходе проведенного исследования.

Ключевые слова: молдавские народные подвижные игры; классификация; учащаяся молодежь.

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21 -2(154)-47-54

Во многих странах отмечается снижение интереса к занятиям физической культурой при их традиционной методике и организации. Это является одной из причин снижения, например, у студентов вузов показателей физического развития, физической подготовленности, появления нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы, существенных различий в состоянии здоровья между девушками и юношами [1; 2]. По-

этому требование к новизне средств и методов, применяемых во время занятий физической культурой, является серьезной проблемой, с которой сталкиваются педагоги в системе физкультурного образования в различных учреждениях. Специалисты постоянно ведут поиск с целью обновления содержания занятий физической культурой с учащейся молодежью. Одним из перспективных средств физической культуры традиционно

считаются спортивные и подвижные игры. Однако до настоящего времени мало внимания уделяется применению народных подвижных игр, которые имеют большую педагогическую ценность как специфические средства физической культуры. Этим определяется актуальность данного исследования.

Цель данной статьи - представить классификацию молдавских народных подвижных игр в качестве специфического средства физической культуры, способного повысить новизну и эффективность занятий физической культурой с учащейся молодежью.

В исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение данных литературы, педагогическое наблюдение, пульсометрия, классифицирование.

В течение 2011-2016 гг. были собраны научные данные на территории Молдавии и Приднестровской Молдавской Республики. Анализ литературы производился в библиотеках Приднестровского государственного университета им. Т.Г Шевченко, Университета физического воспитания и спорта Республики Молдова, в архивах Приднестровской Молдавской Республики. Изучено свыше 250 различных источников; организовано 65 педагогических наблюдений для уточнения правил игр, особенностей их сюжетного построения, характера преобладающих движений в игре, возможностей применения игр для игроков разного пола, подведения итогов игр; проведено 120 обследований учащейся молодежи и студентов с помощью пульсо-метрии для определения уровня физической нагрузки отдельных игр. Полученные данные в ходе анализа были использованы для определения признаков для классификации игр в отдельные группы. В обследовании участвовали учащиеся младших, средних и старших классов школ г. Тирасполя и студенты юридического факультета и Института истории государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Всего в обследовании было задействовано 258 человек.

Анализ литературы показал, что сбором и изучением молдавских народных подвижных игр занимались молдавские фольклористы в середине XIX в. [3]. С описанием игрового фольклора молдаван изданы книги в начале XX в. В результате проведенной в 1980-1981 гг. Комитетом по делам искусств

АН МССР этнографической экспедиции, направленной на изучение молдавских народных подвижных игр, на территории бывшей Молдавской ССР было описано более 400 игр [4]. В результате, в конце XX в. молдавские народные подвижные игры были изучены и описаны авторами Г.А. Грумеза, И.П. Боян [4; 5]. В работах этих ученых молдавские подвижные игры рассматриваются как эффективное средство, применяемое во внеклассной и внешкольной работе, на уроках физической культуры, в организации праздников. Однако в данных источниках молдавские народные подвижные игры не классифицированы. В то же время становится очевидной с точки зрения необходимости повышения эффективности физкультурного образования классификация молдавских народных подвижных игр, что позволит более целенаправленно выбирать и применять их для различных практических целей. Классификации явлений в сфере физической культуры всегда имеют вполне конкретное значение и применение[6].

Данные литературных источников свидетельствуют о том, что на сегодняшний день существует множество классификаций народных подвижных игр. Вместе с тем создание единой классификации народных подвижных игр связано с определенными трудностями. Например, сложно сформулировать основополагающие признаки для группировки игр, которые отличаются большим разнообразием сюжета игры, правилами, условиями оценки играющих и прочими факторами.

Различными учеными игры группируются в зависимости от целей исследования. Историки, искусствоведы, педагоги классифицируют игры по таким признакам, которые часто не пересекаются между собой [7-10]. По этой причине названия групп игр в различных классификациях бывают весьма произвольные (например, «игры на устойчивость»). В народных играх прошлых лет существовали группы игр с наказаниями (практиковались наказания в виде ударов ремешком, палкой и т. д.). Нужно отметить, что подобные подвижные игры есть и в числе молдавских.

Исторические основы народных подвижных игр накладывают отпечаток на их разнообразие. В результате, в каждом конкретном отборе игр сам игровой материал

содержит в себе предпосылки для классификации не только благодаря своей типичности, но и в силу своей уникальности. Часто в классификациях некоторые игры попадают сразу в несколько групп, и, наоборот, бывают случаи выделения игр, не подходящих ни к одной группе. В некоторых случаях такие игры объединяют в раздел «Разные игры».

Замечено, что в более ранних классификациях, составленных в конце XIX - начале XX в., почти всегда игры группируются по типу участников: игры детские, девические, мужские, обоего пола. Однако данный признак является достаточно общим и подразумевает дальнейшее дробление игр на подгруппы. Также часто встречающиеся группировки - по месту проведения игр и по временам года: комнатные, уличные, зимние и летние. Существуют классификации игр по ключевым игровым действиям: метания, бег, прыжки, борьба, поиск объектов, воспроизведение действий [11; 12].

Среди прочих общепризнанными считают классификации народных подвижных игр В.Н. Всеволодского-Генгросса и Е.А. Покровского. Е.А. Покровский классифицировал русские народные подвижные игры по степени умственного и физического напряжения, происходящего во время игры, а также выделял символичные игры («Гуси-лебеди», «Казаки-разбойники»). В.Н. Всево-лодским-Гернгроссом символичные игры были обозначены как драматические и должны были содержать по его определению элементы народной культуры. Кроме того, известны и другие классификации. Например, В.И. Прокопенко разделял игры нанайского народа по принципу отражения в них навыков, необходимых в народных промыслах [13]. М.Н. Мельниковым игры классифицированы по признаку использования игровых орудий: мячей, скакалок, костей, палок, ремешков, камней [14]. В.В. Гориневский разделял народные подвижные игры на игры, решающие педагогические задачи, и игры с преобладанием чисто физиологических влияний на организм занимающихся. В классификациях подвижных игр встречается от 2 до 8 классификационных признаков. Надо отметить, что более поздние классификации

отличаются тем, что они лучше обоснованы и практически применимы.

Учитывая вышеуказанные положения, в данном исследовании упор при классифицировании молдавских народных подвижных игр был сделан главным образом на подходы к классификации, представленные в работах Е.А. Покровского, Н.В. Всеволода-Генгросса, Е.М. Геллера, И.М. Короткова. Для более точного классифицирования молдавские народные подвижные игры были многократно апробированы на занятиях по физической культуре в школах и в вузе.

В результате теоретического и практического изучения более 200 молдавских народных подвижных игр были выявлены 12 классификационных признаков, а на их основе -49 групп молдавских народных подвижных игр (табл. 1).

Классификация игр по принципу места проведения игровых занятий облегчает подбор игр для применения в различных условиях: в спортивном зале, на площадке, в лагере отдыха, в лесу, в парке и т. д. Большинство молдавских народных подвижных игр можно применять в любом месте проведения игровых занятий. Многочисленной является группа игр, в которые можно играть на свежем воздухе, что увеличивает их оздоровительное воздействие.

Молдавские народные подвижные игры являются культурным наследием молдавского народа, в них ярко отображаются традиции в трудовой деятельности и в проведении досуга. Фольклор и язык молдавского народа, сложившиеся традиции сохраняются в содержании народных подвижных игр, что определило необходимость выделить группы на основе связи с традициями жизнедеятельности молдавского народы. Сюда относятся игры, связанные с трудом и обычаями населения, игры с зачинами (игровые действия сочетаются с произношением специальных стихов), а также игры-развлечения (отражают традиции в проведении досуга, чаще - без определения победителя). Часть из этих игр содержит в себе элементы архаизма, однако, они представляют огромный интерес как историческое и культурное наследие. В процессе занятий возможна корректировка игр, их адаптация к современным условиям.

Таблица 1

Классификация молдавских народных подвижных игр

№ п/п Признак классификации Группа игр Примеры игр

1 Место проведения Игры на открытых площадках «Свинья на границе» и др.

Игры в закрытых помещениях «Движущийся стул» и др.

Игры в лагерях отдыха «Скользящий прут» и др.

Игры в любом месте «Ремешок», «Ляпша» и др.

2 Связь с традициями жизнедеятельности молдавского народа Игры, связанные с трудом и обычаями молдаван «Волк, овцы и пастух» и др.

Игры с зачинами «Кошка и мышка» и др.

Игры с развлечениями молдаван «Ходули», «Восцулик» и др.

3 Уровень физической нагрузки Игры с большой нагрузкой (ЧСС выше 180 уд./мин.) «Охотник, воробей и пчела» и др.

Игры со средней нагрузкой (ЧСС до 180 уд./мин.) «Последняя пара убегает» и др.

Игры с малой нагрузкой (ЧСС до 140 уд./мин.) «Игра в камешки» и др.

4 Уровень сложности построения игры Игры простые «Яблоко», «В козла» и др.

Игры переходящие «В войска», «Забитый мяч» и др.

Игры командные «Гнезда гайдуков» и др.

5 Ведущее двигательное действие Игры с бегом «Крабы и креветки» и др.

Игры с прыжками «Хромой черт» и др.

Игры с метаниями мяча, предметов «Коснись мяча» и др.

Игры с силовым сопротивлением «Охотник и медведь» и др.

Игры с ориентировкой в пространстве «Жмурки», «Прятки» и др.

Игры с комбинированными действиями «Ойна» и ее разновидности

6 Вид соперничества Игры с индивидуальным соперничеством «В обожженного» и др.

Игры с коллективным соперничеством «Крепости» и др.

Игры с индивидуальным соперничеством против коллектива «Тише едешь - дальше будешь» и др.

7 Возраст игроков Игры для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Лошадки», «Пастух и стадо» и др.

Игры для детей среднего школьного возраста «Между двух огней» и др.

Игры для детей старшего школьного возраста (и взрослых) «Ремешок», «В щетку» и др.

8 Пол игроков Игры для мальчиков «Одиннадцать» и др.

Игры для девочек «Стеклышко» и др.

9 Способ организации игры Игры с водящим «В щетку», «Ляпша» и др.

Игры без водящего «Разрывные цепи» и др.

Игры с предметами «В свинью», «Удочка» и др.

Игры без предметов «Охота на лис» и др.

Игры ролевые «Наседка и кобчик» и др.

Игры сюжетные «Пастух и стадо» и др.

10 Ведущее развиваемое физическое качество Игры на быстроту «Знамя», «Палочка» и др.

Игры на силу «Разрывные цепи» и др.

Игры на выносливость «Ляпша» и др.

Игры на ловкость (и на внимание) «Индийский танец» и др. «Лови палку» и др.

11 Часть занятия (урока) Игры для подготовительной части занятия «Ойна в круге» и др.

Игры для основной части занятия «Футбол раков» и др.

Игры для заключительной части занятия «Лови палку» и др.

12 Элементы видов спорта Игры с элементами легкой атлетики «В дятла» и др.

Игры с элементами футбола «Одиннадцать» и др.

Игры с элементами гандбола «Мяч в цель», «Ойна» и др.

Игры с элементами хоккея на траве «В свинью» и др.

Игры с элементами спортивной гимнастики «Задиристый осел» и др.

Игры с элементами лапты «Чижик», «Палочка» и др.

Игры с элементами волейбола «Резкий мяч» и др.

В результате наблюдения за играми, а также проведения пульсометрии некоторые игры были разделены по трем зонам физической нагрузки: игры с малой, средней, высокой интенсивностью. По данным Е.М. Геллера, игры с малой физической нагрузкой -это такие игры, в которых пульс поднимается примерно до 140 уд ./мин. Данные игры представлены поединками, гонками, играми-развлечениями, включающими в себя локальные движения руками, ногами, спокойную ходьбу, игры на внимание и др. В играх со средним уровнем нагрузки ЧСС достигает 180 уд./мин. Как правило, это двусторонние игры без соприкосновения с противником, включающие в себя свободную ходьбу в сочетании с перебежками, передачи и ловлю мяча, метания, короткие ускорения, прыжки с заменой игроков, переползание, комплексные движения. В играх с высоким уровнем нагрузки ЧСС достигает уровня выше 180 уд./мин. Это двусторонние игры с соприкосновением с противником, включающие в себя продолжительное участие всех (или большинства игроков) в беге, прыжках, метаниях, передачах и ловле мяча в движении в сочетании с бегом, переносом тяжестей, сопротивлением силой. Следует отметить, что такая группировка подвижных игр является весьма условной, т. к. интенсивность игры во многом определяется методикой и условиями ее проведения. Увеличивая или уменьшая площадь, где разворачиваются игровые действия, меняя продолжительность игры, количество участников, можно варьировать игровую нагрузку.

Затем включался комплекс игр, дифференцированных по сложности построения. Этот комплекс разделялся на игры простые, переходящие и командные. В равной степени в молдавской культуре представлены простые игры (где каждый играет отдельно без партнеров) и командные подвижные игры, меньше игр переходящих.

В следующий комплекс молдавских народных подвижных игр вошли те, которые отличаются по преимущественному виду двигательных действий играющих: бег, прыжки, метание, силовое сопротивление, ориентирование в пространстве. Больше всего в этом комплексе игр с применением бега и метаний.

Подбирая подвижные игры для решения различных воспитательных задач, необходимо знать тип взаимодействия участников. Учитывая предпочтения группы, подбирались игры с индивидуальным соперничеством, коллективным (где есть разделение на команды) и индивидуальным соперничеством против коллектива. Индивидуальное и групповое действие всегда ценится не только в сфере физкультурного образования, но и в сфере спорта [15]. Участие в различных видах соперничества по-разному влияет на то, как проявляются и воспитываются личные качества человека. Игры с индивидуальным соперничеством сложнее контролировать и судить, в коллективных играх нагрузка, как правило, выше. В играх с индивидуальным соперничеством против коллектива нагрузка не всегда распределяется равномерно: большую нагрузку несут водящие. В классификацию молдавских народных подвижных игр вошло примерно одинаковое число игр с различным типом взаимодействия игроков.

Следующие группы игр подбирались в зависимости от того, к какому возрасту игроков они больше всего подходят. Они разделены на игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста, среднего школьного возраста, старшего школьного возраста и взрослых. При комплектовании игр были учтены физиологические особенности и интересы игроков разного возраста. Однако, подбирая игры для определенной возрастной группы, следует учитывать, что в каждом случае при их организации могут возникнуть некоторые особенности. Наибольшая группа молдавских народных подвижных игр представлена играми для среднего школьного возраста.

В классификации учитывается гендер-ный подход при подборе игр. Это важно как при дозировании нагрузок по мере взросления игроков, так и при учете интересов мальчиков и девочек к различным видам двигательной активности. Игры для мальчиков в числе молдавских народных подвижных игр содержат элементы футбола, более жесткие правила игры или требуют проявления значительной физической силы. Отдельно для девочек игр меньше. Большинство молдавских народных подвижных игр подходит для применения в занятиях как с девочками, так и с мальчиками.

Кроме того, игры распределялись по способу организации игры. В нее включались игры с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные. Среди молдавских народных подвижных игр большинство предполагают использование подручного материала: палки, самодельные мячи, камни, лук и стрелы, ходули и т. д. Однако больше игр с применением палок, что, возможно, обусловлено особенностями местности в Молдавии. В современных условиях можно использовать в играх гандбольные и волейбольные мячи, гимнастические палки.

Комплекс игр, разработанный для направленного развития физических качеств, включает в себя игры для развития быстроты, ловкости (включая игры на внимание), силы, выносливости. Наиболее многочисленные игры на ловкость и быстроту.

Анализ особенностей игр и результаты наблюдений позволили сгруппировать игры, соответствующие различным частям занятий по физической культуре. Наибольшее количество таких игр относится к основной части занятий.

Группирование игр по признаку наличия в них элементов видов спорта весьма условно, т. к. подвижные игры являются комплексным упражнением. Некоторые игры, предназначенные для легкоатлетов, могут быть полезными для представителей спортивных игр и наоборот. В числе молдавских народных подвижных игр много таких, которые имеют схожие элементы с хоккеем на траве, лаптой, гандболом.

В связи со всем вышесказанным можно сделать следующие выводы.

1. Проведенное исследование позволило выявить более 200 молдавских народных подвижных игр, пригодных для применения в качестве средств физической культуры для учащейся молодежи и студентов в образовательных учреждениях разного уровня и вида. Вместе с тем имеются все основания утверждать, что таких игр гораздо больше, и это обстоятельство позволяет считать данное направление исследований весьма перспективным.

2. На основе анализа содержания молдавских народных подвижных игр определено больше классификационных признаков, чем обычно встречается в классификациях подвижных игр других народов. Данный

факт свидетельствует о специфичности, самобытности, оригинальности и богатстве культуры молдавского народа.

3. В ходе исследования определено 12 классификационных признаков, а на их основе 49 групп молдавских народных подвижных игр. Дальнейшее изучение молдавских народных подвижных игр будет способствовать уточнению классификационных признаков и игровых групп, что повысит ее научную и прикладную ценность.

4. Разработанная классификация молдавских народных подвижных игр является новой, имеет определенное значение для развития теории народных подвижных игр, народной педагогики игры, теории применения игрового метода в теории и методике физической культуры. Она может широко применяться в практике занятий физической культурой с разным контингентом занимающихся с целью развития интереса к занятиям и повышения их эффективности.

Список литературы

1. Баламутова Н.М. Педагогический контроль физического состояния студентов по результатам исследования функциональных показателей сердечно-сосудистой системы // Физическое воспитание студентов. 2013. № 1. С. 711.

2. Прусик К., Прусик Е., Козина Ж.Л., Ермаков С. С. Особенности физического развития, физической подготовленности и функционального состояния юношей и девушек -студентов польских высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов. 2013. № 1. С. 54-61.

3. Игры народов СССР: сборник материалов / под ред. В.Н. Всеволодского-Гернгросса. Москва; Ленинград, 1933.

4. Грумеза Г.А. Жокурь мобиле молдовенешть. Кишинэу, 1983.

5. Боян И.П. Стартурь веселе. Кишинеу, 1980.

6. Khudolii O.M., Iermakov S.S., Prusik K. Classification of motor fitness of 7-9 years old boys // Journal of Physical Education and Sport. 2015. Vol. 15. Issue 2. P. 245-253. doi: 10.7752/ jpes.2015.02038.

7. Геллер Е.М. Подвижные игры в спортивной подготовке студентов. Мн., 1977.

8. Гориневский В. Избранные произведения: в 2 т. М., 1951. Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Григорьев В.М. Этнопедагогика игры // Традиционная культура. 2002. № 1. С. 37-40.

10. Подвижные игры / авт.-сост. И.М. Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмиче-ва [и др.]. М., 2002.

11. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М., 1895.

12. Кудрявцев В.Ф. Детские игры и песенки в Нижегородской губернии: этнографические материалы // Нижегородский сборник / под ред. А.С. Гацинского. Н. Новгород, 1871. Т. 4.

13. Прокопенко В.И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: Игры и состязания. Екатеринбург, 1992.

14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1971.

15. Kozina Zh.L., Sobko I., Bazulyuk T., Ryepko O., Lachno O., Ilnitskaya A. The applying of the concept of individualization in sport // Journal of Physical Education and Sport. 2015. Vol. 15 (2). P. 172-177. doi: 10.7752/jpes.2015.02027.

References

1. Balamutova N.M. Pedagogicheskiy kontrol' fizi-cheskogo sostoyaniya studentov po rezul'tatam issledovaniya funktsional'nykh pokazateley ser-dechno-sosudistoy sistemy. Fizicheskoe vospita-nie studentov, 2013, no. 1, pp. 7-11.

2. Prusik K., Prusik E., Kozina Zh.L., Ermakov S.S. Osobennosti fizicheskogo razvitiya, fizicheskoy podgotovlennosti i funktsional'nogo sostoyaniya yunoshey i devushek - studentov pol'skikh vys-shikh uchebnykh zavedeniy. Fizicheskoe vospi-tanie studentov, 2013, no. 1, pp. 54-61.

3. Vsevolodskiy-Gerngross V.N. (ed.). Igry naro-dov SSSR. Moscow; Leningrad, 1933.

4. Грумеза Г.А. Жокурь мобиле молдовенешть. Кишинэу, 1983. (In Moldavian)

5. BoaH H.n. Cmapmypb eece^e. KnmHHey, 1980. (In Moldavian)

6. Khudolii O.M., Iermakov S.S., Prusik K. Classification of motor fitness of 7-9 years old boys. Journal of Physical Education and Sport, 2015. vol. 15, no. 2, pp. 245-253. doi: 10.7752/ jpes.2015.02038.

7. Geller E.M. Podvizhnye igry v sportivnoy podgo-tovke studentov. Minsk, 1977.

8. Gorinevskiy V. Izbrannye proizvedeniya: V 2 t. Moscow, 1951, vol. 1.

9. Grigor'ev V.M. Etnopedagogika igry. Tradit-sionnaya kul'tura, 2002, no. 1, pp. 37-40.

10. Korotkov I.M., Byleeva L.V., Klimkova R.V., Kuz'micheva E.V. [i dr.] (eds.). Podvizhnye igry. Moscow, 2002.

11. Pokrovskiy E.A. Detskie igry, preimushchest-venno russkie. Moscow, 1895.

12. Kudryavtsev V.F. Detskie igry i pesenki v Nizhegorodskoy gubernii: etnograficheskie materialy. In: A.S. Gatsinskiy (ed.). Nizhego-rodskiy sbornik. Nizhny Novgorod, 1871, vol. 4.

13. Prokopenko V.I. Traditsionnoe fizicheskoe vos-pitanie nanaytsev: Igry i sostyazaniya. Yekaterinburg, 1992.

14. Mel'nikov M.N. Russkiy detskiy fol'klor Sibiri. Novosibirsk, 1971.

15. Kozina Zh.L., Sobko I., Bazulyuk T., Ryepko O., Lachno O., Ilnitskaya A. The applying of the concept of individualization in sport // Journal of Physical Education and Sport, 2015, vol. 15 (2), pp. 172-177. doi: 10.7752/jpes.2015.02027.

Поступила в редакцию 1.02.2016 г. Received 1 February 2016

UDC 379.8

CLASSIFICATION OF MOLDAVIAN POPULAR OUTDOOR GAMES AS SPECIFIC MEANS OF PHYSICAL TRAINING FOR STUDENTS

Olga Ivanovna SAMOLYUK, Taras Shevchenko Transnistria State University, Tiraspol, Republic of Moldova, Lecturer of Gymnastics and Combat Sports Department, e-mail: ms.samolyuk@inbox.ru

Fedor Ivanovich SOBYANIN, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor of Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru

Svetlana Mikhaylovna ZAYTSEVA, Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory and Methods of Physical Training Department, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru

The data of Moldavian popular outdoor games classification from the point of view of possibility of their use in the sphere of physical training are presented. This attempt is made for the first time, but in historical and folk researches popular games were considered as special type of physical activity. The research of popular outdoor games of Moldavia was carried out with the help of historical and scientific literature analysis, pedagogic viewing, pulse measuring, differentiation. For 2011-2016 the data were collected on the territory of Moldavia and Transnistria. The analysis of literature was carried out in libraries of Taras Shevchenko Transnistria State University, University of Physical Education and Sports of Republic of Moldova, in archives of Transnistria. More than 250 different sources were studied, 65 pedagogic viewing were made, 120 examinations of general educational institutes students and students' youth with the help of pulse measuring. The data of ethnographic expeditions on Moldavia popular outdoor games are given, the examples of classification of popular outdoor games developed earlier. The result of the research is that more than 200 Moldavian popular outdoor games were differentiated according to 12 features: the place of game; the connection of game with traditions and way of life of Moldavia; level of physical training during the game; prevailing types of movement in game; complexity of game building; types of players' relation; the age of players; the possibilities of application of games with girls and boys; the way of game organization; aimed development of physical features among game participants with the help of games; the possibility of application of games in different parts of physical training; the presence of game elements, similar to elements of technics in different types of sports. According to the chosen features of Moldavian popular outdoor games classification were collected which were united in 49 groups and presented by concrete games found during the research.

Key words: Moldavian popular outdoor games; classification; students' youth. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-2(154)-47-54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.