окп,
юо
90
во
70 60 X)
30 20 ю
СПВ, с 30
25
20
/5
Ю
ОКП и СПВ в пределах первой (б) и второй (а) сигнальных систем у студентов в период экзаменационной сессии. 1 — исходные показатели: 2 — при первом экзамене; 3 — при четвертом экзамене.
(^учении предмета, так как умственное утомление в конце экзаменационной сессии в большей мере проявляется при восприятии второсигнальных раздражителей. Кроме того, нервно-эмоциональное напряжение повышает возбудимость колбочкового аппарата органа зрения к восприятию красного и зеленого цветов. Нами не выявлено корреляционной зависимости между СПВ, ОКП и успешностью сдачи экзаменов.
Литература
1. Зефиров Л. N.. Щербакова И. Л., Мурзина Т. Ф.— В кн.: Физиология двигательного аппарата и физиология труда. Казань, 1978, с. 136—143.
2. Маркова Е. И., Коптюх В. В. — Гиг. и сан., 1978, .4» 2, с. 45-47.
3. Хлебутина Т. А. — Жури. высш. нервн. деят., 1962, .М? 4, с. 381.
Поступила 16.01.85
УДК 613.636:628.5131:677.024
Е. В. Гарасько, А. П. Воронин
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ ИОНИЗАЦИИ ВОЗДУХА НА ФРАКЦИОННО-ДИСПЕРСНЫЙ СОСТАВ ЧАСТИЦ БАКТЕРИАЛЬНОГО АЭРОЗОЛЯ В ТКАЦКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ВНИИ охраны труда ВИСПС, Иваново; Ивановский медицинский институт
Целью данной работы явилось изучение влияния искусственной ионизации на микрофлору воздуха в ткацком производстве.
Исследования проведены в ткацком цехе хлопчатобу-фжной фабрики, где создана зона ионизации, охватывающая 56 ткацких станков |2]. Ионометрию осуществляли ионометром АСИ-1. Метеорологические условия, запыленность и дисперсный состав пыли изучали общепринятыми методами. Для бактериологического анализа пробы воздуха отбирали на чашки Петри с помощью каскадного импактора Андерсена. Посев проводили на 6 питательных сред. Проведен отбор и анализ 192 проб воздуха на микробную обсемененность.
Установлено, что в зоне ионизации отрицательных ионов 7000—8000 в 1 см3 воздуха, а положительных 5000— 6000. Коэффициент униполярности 0,71. В контрольной зоне преобладали положительные ионы, а коэффициент Р1иполярности равнялся 1,1 —1,2. Временная инструкция Минздрава СССР «Указания по компенсации аэроионной недостаточности в помещениях промышленных предприятий и эксплуатации промышленных аэроионизаторов» (1977 г.) рекомендует ПДК для легких отрицательных ионов порядка 10 000 аэроионов в 1 см3, а легких положительных — около 8000 в 1 см3 воздуха, т. е. в зоне ионизации количество отрицательных ионов приближается к рекомендуемой ПДК.
В результате искусственной ионизации изменения метеорологических параметров были незначительны. Запыленность воздуха изменялась также несущественно, но количество микроорганизмов в зоне ионизации было в 2,5 раза меньше (Р<0,01), чем в контрольной.
Исследования, проведенные в динамике рабочего дня (через 4 и 8 ч после включения ионизаторов), также подтвердили благоприятное влияние ионизации. Уже через 4 ч после начала ионизации отмечались ускоренная седиментация крупных пылевых частиц и достоверное снижение запыленности и микробной обсемененности воздуха примерно в 2 раза.
Через 8 ч ионизации крупные частицы пыли (более 6 мкм) не выделялись, тогда как без ионизации их было более 10%. Дальнейшего снижения запыленности воздуха при этом не выявлено, однако общая бактериальная обсемененность уменьшилась примерно в 5 раз, появилась тенденция к снижению в 2—3 раза количества стафилококков, стрептококов и плесневых грибов, выделялись лишь единичные колонии гемолитической кокковой микрофлоры и кишечной палочки.
До ионизации при определении общей обсемененности наибольшее количество микроорганизмов приходилось на мелкие (61,7%) и крупны*; (22,6%) частицы, тогда как с высокодисперсными частицами было связано лишь 15,6% выделенных микроорганизмов. Через 4 ч после начала
ионизации число крупных и мелких частиц, содержащих микроорганизмы, снизилось до 10,5%. За счет ускоренной сегментации микроорганизмов, связанных с крупными частицами, их содержание уменьшилось примерно в 7 раз (Р<0,01), а с мелкими — примерно в 80 раз (Р< <0,001). Вместе с тем несколько возросло количество микроорганизмов, связанных с высокодисперсной фракцией, но через 8 ч после начала ионизации и оно имело тенденцию к снижению.
Изменение фракционно-дисперсного состава частиц бактериального аэрозоля при ионизации приводит к изменению качественного состава микрофлоры. Например, до ионизации более половины (53,3%) выделенных стафилококков было связано с высокодисперсной фракцией бактериального аэрозоля. Через 4 ч ионизации произошло достоверное снижение общего количества стафилококков более чем в 2 раза, в том числе высоксдисперсных фракций в 3 раза (Р<0,05).
Аналогичные результаты получены в отношении стрептококков и ГКМ. В отношении плесневой микрофлоры выявлена несколько иная закономерность. До ионизации более половины (58,9%) выделенных плесневых грибов приходилось на мелкие и крупные частицы. Через 4 ч после начала ионизации общее количество плесневых грибов уменьшилось примерно в 2,5 раза, в том числе связанных с крупными частицами в 7,5 раза (Я<0,01), а с мелкими — примерно в 3 раза. Через 8 ч ионизации отмечалась тенденция к увеличению количества плесневых грибов, но это изменение было недостоверным и их содержание в воздухе было ниже, чем без ионизации.
Результаты проведенных исследований согласуются с данными других авторов о снижении микробной обсе-мененности воздуха при искусственной ионизации [I, 3]. Наряду с этим установлено, что снижение общей обсеме-ненностн и плесневой микрофлоры воздуха происходит в основном за счет ускоренной седиментации крупных мелких частиц. Выявлено также уменьшение количества высокодисперсных частиц и снижение содержания сани-тарно-показательных микроорганизмов.
Полученные результаты позволяют рекомендовать искусственную ионизацию воздуха для более широкого внедрения на текстильных предприятиях, сочетая это мероприятие с правильной пылеуборкой вакуумным способом, полностью исключив обдув сжатым воздухом.
Литература
1. Горбунова Е. В. — В кн.: Научная конф. Аэроионизация в гип-.ене труда. Материалы. Л., 1963, с. 102—104.
2. Солодихин А. Е., Горбунова Е. В. — В кн.: Проблемы разработки и совершенствования систем воздухообмена, кондиционирования воздуха, аспирации машин и пневмотранспорта в текстильной промышленности. Иваново, 1982, с. 99—103.
3. Ярошснко В. — В кн.: Аэроионизацня в гигиенш труда. Л., 1966, с. 184—187. ^
Поступила 26.02.85
УДК 61в.5-001.4-001.29-057-033.1-08+ 616.618-07:616.5-001.4-001.29
А. Г. Бажин
ОЦЕНКА ПОСТУПЛЕНИЯ В ОРГАНИЗМ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЗАКТИВАЦИИ ССАДИН И РАН ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ
ИХ 238Ри
Основной задачей настоящей работы являются определение коэффициентов резорбции соединений 238Ри при попадании их на ссадины или в раны и оценка эффективности дезактивации с помощью различных средств.
Экспериментальные исследования проведены на 200 крысах-самцах популяции Вистар с начальной массой тела 160—180 г. В группах было по 5—6 животных. Волосяной покров удаляли короткой стрижкой, крыс фиксировали в станках для раздельного сбора мочи и кала, ссадины площадью I см1 с глубиной повреждения кожи до 100—300 мкм наносили металлической теркой, повреждая эпидермис и верхнюю часть сосочкового слоя дермы; раны длиной около 2 см и глубиной 3 мм наносили ножницами и скальпелем [3, 6], разрезая все слои кожи, апоневроз и мышечную ткань. Обезболивание проводили тнопенталом натрия. Для исследования были избраны щавелевокислый «•Ри (рН 5,0—6,0) н азотнокислый "Фи (рН 1,0). Уровни загрязнения составляли от 77,7 до 114 кБк (2,1—3,1 мкКи). Раневые поверхности 40 крыс обрабатывали через 5 мин после загрязнения нитратом 238Ри с использованием 0,5 % раствора перманганата калия или 3% раствора перекиси водорода путем 5-кратного протирания ссадин или промокания ран ватно-марлевымн тампонами, смоченными указанными растворами, с последующей осушкой раневых поверхностей марлевыми салфетками. Эффективность обработки травм оценивали методом прямой радиометрии по сопоставлению скоростей счета загрязненного участка до и после дезактивации [4]. Животных забивали этиловым эфиром или тиопенталом натрия через 1, 3, 6 ч и I, 2, 3 сут после загрязнения ран. Элемент определяли в скелетё, печени, крови и моче по описанной методике [5]. Расчет содержания 238Ри во всем теле (системное накопление) проводили путем суммирования количеств нуклида, обнаруженных в органах, исключая участок загрязнения.
В основу математического описания процесса поступлений нуклида из раны в кровь с последующим отложением его в скелете положена экспоненциальная модель. Результаты обработаны методом наименьших квадратов. Различие результатов считали достоверным при Р^0,05.
Проведенные исследования показали, что коэффициенты резорбции обусловлены как глубиной повреждения ткани, так и наличием изучаемого соединения 238Ри. Параметры обмена его в критических органах при попадании на ссадины и в резаные кожно-мышечные раны представлены в табл. 1. Представленные данные свидетельствуют о высокой транспортабельности -38Ри из травмированных тканей. Так, через ссадии.м за 3 сут контакта в организм ступило 2,9 % нитрата 258Ри с эффективным периодом полунакопления (Тафф), равным 0,7 сут. Резобрция оксалата 238Ри (растворимое комплексное соединение) за тот же срок была в 4,2 раза больше (12,2 %) с близким периодом полунакопления (0,3 сут, Я>0,05). При сравнении полученных результатов с коэффициентами всасывания гз9Ри, установленными в ранее проведенных исследованиях [3], найдено, что нитрат гз8Ри при близких условиях опыта резорбировался в меньшем количестве (в 16 раз), чем И8Ри. Выявленные различия, по-видимому, обусловлены физико-химическими особенностями этих изотопов плутония. При одинаковой активности масса 238Ри в 270 рал меньше, чем 238Ри. В этой связи при нанесении на ра^| одинаковых по активности количеств изотопов плутония скорость гидролиза и полимеризации 239Рн, масса которого на раневой поверхности была в 270 раз больше, очевидно, протекала быстрее, так как известно, что при увеличении концентрации плутония в растворе скорость его полимеризации нарастает [1]. Вместе с тем коэффициент всасывания оксалата 238Ри через ссадины оказался близким к коэффициенту резорбции лимоннокислого 2з8Ри [3|. Некото-