Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У СТУДЕНТОВ»

УДК 371.71:013.8031-057.875

Т. Л. Хлебутина, Ж. Т. Мырзаканова

ВЛИЯНИЕ НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У СТУДЕНТОВ

Семипалатннсикй .медицинский институт

Функциональное состояние организма студентов в период экзаменов привлекает внимание исследователей. Это обусловлено тем, что во время экзаменационной сессии, являющейся деятельностью высокой значимости в системе обучения и лично для каждого студента, может развиваться утомление и переутомление, приводящее к изменениям физиологических систем организма (I, 2 и др.|.

Целью нашей работы являлось изучение влияния нерв-но-эмоцноналыюго напряжения студентов медицинского института на функциональное состояние сигнальных систем.

Обследовано 130 практически здоровых студентов II курса в возрасте 19—20 лет в период летней сессии до и после экзаменов. Сессии предусматривала сдачу в июне четырех предметов. Контроль за развитием утомления при умственной деятельности в этот период проводили с помощью специальных проб, отражающих функциональное состояние первой и второй сигнальных систем. Определяли скорость простой двигательной реакции (СПДР), а также порог критической частоты мельканий (КЧМ) для красного и зеленого цвета. Определяли объем кратковременной памяти (ОКП) в пределах первой и второй сигнальных систем: испытуемому предлагали запомнить последовательность 10 слов илн 10 цветных квадратов при экспозиции 10—15 с. Учитывали процент правильного воспроизведения информации. Скорость переключения внимания (СПВ) определяли по таблицам, по которым студент должен был подсчитать последовательно за минимальное время наличие двух второсигнальпых (цифры) и затем двух первоенгнальных (цветные круги) раздражителей. Разница во времени между выполнением двух действий давала искомую величину. За исходные, данные принимали показатели, полученные в конце весеннего семестра (за I мес до начала сессии). В период сессии исследования проводили до и после первого и последнего экзамена.

СПДР и порог КЧМ у студентов в период экзаменационной сессии (М±т)

КЧМ, импульсы в секунду

Вромм исследовании СПДР. с на красный цвет на эеленыЛ цвет

Фон

До экзамена

„ Р1

После экзамена

Рг

До экзамена После экзамена

Рt

Первый зкиамен

0,35±0,01 0,31±0,02

>0,05 0.35±0,02 >0,05

Четвертый экзамен

0,39±0,08 0,44±0,1 >0,05

38±3 32,6±1,4 >0,05 50,8±2,6 <0,001

54±3,8 58,2±3,6 >0,05

45,1 ±2,6 49,6±2 >0,05 64±3,1 <0,01

78±4,4 76±3,9 >0,05

Примечание. Pt — сравнение с исходными показателями; Pf — сравнение с данными до и после экзаменов.

Как показали полученные результаты, СПДР не претерпевала существенных изменений в указанные сроки н была в пределах 0,31—0,44 с (см. таблицу). Исходный порог КЧМ был более высоким для зеленого цвета (по сравнению с красным). В период первого экзамена отмечено возрастание порогов КЧМ для обоих цветов в 1,3—1,5 раза (/><0,01). Пороги КЧМ были увеличены и в конце сессии, при сдаче четвертого экзамена. Следовательно, нервно-эмоциональное напряжение в период экзаменов вызвало повышение чувствительности аппарата цветового зрения. ОКП до экзаменов в пределах второй сигнальной системы составлял 58%, в пределах первой —84% (см. рисунок). Начало первого экзамена вызвало повышение этой величины во второй сигнальной системе на 9 % (Я< <0,05) и снижение в первой на 10 % (/><0,05) в сравнении с исходными данными. Однако уже после сдача экзаменов наблюдалось повышение ОКП в пределах пев вой сигнальной системы до 88% (/><0,05), а в пределах второй этот показатель остался на прежнем уровне. В результате определения данного показателя в конце экзаменационной сессии, т.е. до н после сдачи четвертого экзамена, установлено, что ОКП во второй сигнальной системе равен 78 % и после экзаменов снизился на 20 % (Р<0,01). На раздражители первой сигнальной системы реакция студентов была без существенных сдвигов.

Таким образом, нервно-эмоциональное напряжение у студентов в период сессии приводит к увеличению ОКП на второсигнальные раздражители, в конце же этого периода данный показатель снижается, что, вероятно, связано с уменьшением умственного напряжения и эмоционального настроя. В то же время ОКП на первосигналь-ные раздражители был достаточно большим в течений всего экзаменационного периода.

Как видно на рисунке, СПВ до начала первого экзамена во второй сигнальной системе составляла 17 с, т.е. на 8 с больше, чем до сессии (/><0,05). После экзаменов СПВ возрастала еще больше (/'<0,001). Аналогичная закономерность проявилась и в пределах первой сигнальной системы. Обращает на себя внимание тот факт, что СПВ была выше на первосигнальные раздражители, что, вероятно, связано с большей подвижностью нервных процессов в пределах первой сигнальной системы [3]. В конце экзаменов наблюдалось уменьшение СПВ в обеих си£г нальных системах, которая достигала исходных величяР. По-видимому, эмоциональный «экзаменационный» стресс способствовал повышению внимания при восприятии текста, что нашло отражение в увеличении СПВ.

Таким образом, эмоциональное напряжение в период экзаменационной сессии вызывает у студентов функциональные перестройки в работе сигнальных систем: во второй сигнальной системе увеличивается ОКП и СПВ. Внимание ко второенгнальным раздражителям ослабевает в конце сессии. В первой сигнальной системе ОКП наиболее высок н еще более возрастает после экзаменов, повыш^ ется и СПВ на первосигпальпые раздражители.

На основе полученных данных можно сделать заключение о том, что при увеличении числа экзаменов (более 4) в период сессии для их успешной сдачи студентами необходимо, чтобы методическая работа кафедр была максимально направлена на улучшение наглядности при

окп,

юо

90

во

70 60 X)

30 20 ю

СПВ, с 30

25

20

/5

Ю

ОКП и СПВ в пределах первой (б) и второй (а) сигнальных систем у студентов в период экзаменационной сессии. 1 — исходные показатели: 2 — при первом экзамене; 3 — при четвертом экзамене.

(^учении предмета, так как умственное утомление в конце экзаменационной сессии в большей мере проявляется при восприятии второсигнальных раздражителей. Кроме того, нервно-эмоциональное напряжение повышает возбудимость колбочкового аппарата органа зрения к восприятию красного и зеленого цветов. Нами не выявлено корреляционной зависимости между СПВ, ОКП и успешностью сдачи экзаменов.

Литература

1. Зефиров Л. N.. Щербакова И. Л., Мурзина Т. Ф.— В кн.: Физиология двигательного аппарата и физиология труда. Казань, 1978, с. 136—143.

2. Маркова Е. И., Коптюх В. В. — Гиг. и сан., 1978, .4» 2, с. 45-47.

3. Хлебутина Т. А. — Жури. высш. нервн. деят., 1962, .М? 4, с. 381.

Поступила 16.01.85

УДК 613.636:628.5131:677.024

Е. В. Гарасько, А. П. Воронин

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ ИОНИЗАЦИИ ВОЗДУХА НА ФРАКЦИОННО-ДИСПЕРСНЫЙ СОСТАВ ЧАСТИЦ БАКТЕРИАЛЬНОГО АЭРОЗОЛЯ В ТКАЦКОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

ВНИИ охраны труда ВИСПС, Иваново; Ивановский медицинский институт

Целью данной работы явилось изучение влияния искусственной ионизации на микрофлору воздуха в ткацком производстве.

Исследования проведены в ткацком цехе хлопчатобу-фжной фабрики, где создана зона ионизации, охватывающая 56 ткацких станков |2]. Ионометрию осуществляли ионометром АСИ-1. Метеорологические условия, запыленность и дисперсный состав пыли изучали общепринятыми методами. Для бактериологического анализа пробы воздуха отбирали на чашки Петри с помощью каскадного импактора Андерсена. Посев проводили на 6 питательных сред. Проведен отбор и анализ 192 проб воздуха на микробную обсемененность.

Установлено, что в зоне ионизации отрицательных ионов 7000—8000 в 1 см3 воздуха, а положительных 5000— 6000. Коэффициент униполярности 0,71. В контрольной зоне преобладали положительные ионы, а коэффициент Р1иполярности равнялся 1,1 —1,2. Временная инструкция Минздрава СССР «Указания по компенсации аэроионной недостаточности в помещениях промышленных предприятий и эксплуатации промышленных аэроионизаторов» (1977 г.) рекомендует ПДК для легких отрицательных ионов порядка 10 000 аэроионов в 1 см3, а легких положительных — около 8000 в 1 см3 воздуха, т. е. в зоне ионизации количество отрицательных ионов приближается к рекомендуемой ПДК.

В результате искусственной ионизации изменения метеорологических параметров были незначительны. Запыленность воздуха изменялась также несущественно, но количество микроорганизмов в зоне ионизации было в 2,5 раза меньше (Р<0,01), чем в контрольной.

Исследования, проведенные в динамике рабочего дня (через 4 и 8 ч после включения ионизаторов), также подтвердили благоприятное влияние ионизации. Уже через 4 ч после начала ионизации отмечались ускоренная седиментация крупных пылевых частиц и достоверное снижение запыленности и микробной обсемененности воздуха примерно в 2 раза.

Через 8 ч ионизации крупные частицы пыли (более 6 мкм) не выделялись, тогда как без ионизации их было более 10%. Дальнейшего снижения запыленности воздуха при этом не выявлено, однако общая бактериальная обсемененность уменьшилась примерно в 5 раз, появилась тенденция к снижению в 2—3 раза количества стафилококков, стрептококов и плесневых грибов, выделялись лишь единичные колонии гемолитической кокковой микрофлоры и кишечной палочки.

До ионизации при определении общей обсемененности наибольшее количество микроорганизмов приходилось на мелкие (61,7%) и крупны*; (22,6%) частицы, тогда как с высокодисперсными частицами было связано лишь 15,6% выделенных микроорганизмов. Через 4 ч после начала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.