Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

АДАПТАЦИЯ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
58
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

коп — 54,2 и 45,8%. В сельской местности 36% мальчиков и 38% девочек допускают указанные нарушения. Показатели по возрастным группам были соответственно 51,3 и 25,3 28,2 и 46,5, 33,5 и 39,3%. Обращает на себя внимание то, что среди городских детей наиболее пренебрегают распорядком дня мальчики и девочки младшего школьного возраста, а среди сельских — мальчики старшего и девочки среднего школьного возраста.

Особое место в домашнем режиме занимает послешколь-ный отдых. Установлено, что определенная часть школьников проводят послешкольный отдых нерационально с гигиенической точки зрения — находятся в квартире, причем мальчики чаще отдыхают до 2 ч, девочки — до 3 ч и более. Это отмечено у учащихся всех возрастных групп, кроме младшей в сельской местности. Выявлены некоторые отличия в зависимости от места проживания. Так. сельские школьники обоего пола всех возрастных групп чаще, чем городские, проводят свободное время дома. Среди компонентов режима существенное значение имеет выполнение домашних заданий. Оказалось, что мальчики, кроме младшей группы, чаще допускают нарушения при приготовлении уроков — работают без перерыва, что характерно для всех поселений. Среди городских учащихся по сравнению с сельскими школьниками больше детей, не делающих перерывов при приготовлении домашних заданий. Очевидно, это может быть объяснено обучением значительной части городских учащихся в специальных школах (художественных, музыкальных, спортивных и др.).

При изучении продолжительности просмотра школьни-

ками телевизионных передач установлено, что у мальчиков и девочек часовой просмотр их наиболее распространен в младшей группе, двухчасовой — у мальчиков и девочек среднего школьного возраста, трехчасовой — у учеников среднего и старшего возраста. Вследствие указанных и

других причин учащиеся допускают отклонения в режиме ночного сна. Так, ложатся спать в 22 ч и позже 5нф%

1

I- т

мальчиков и 63,1% девочек младшего школьного возрасга в городах и соответственно 29,5 и 12,8% в селах. В связи с этим значительная часть обследованных детей недосыпают. Оказалось, что длительность ночного сна до 7 ч в городах у 51,4% мальчиков и 62,2% девочек, в селах — I соответственно у 59,7 и 72,4%. Поверхностный сон у 4,3% городских (1,5% мальчиков и 7% девочек) и 3,1% сельских (2,4% мальчиков и 3,9% девочек) школьников. Более^ частые нарушения сна у девочек могут быть частично* объяснены их большим прилежанием в учебе и выполнением домашней работы.

С целью оптимизации домашнего режима труда и отдыха учащихся рекомендуется санэпидстанциям совместно с органами народного образования наладить строгий контроль за соблюдением Устава школы, запрещающего задавать домашние задания школьникам на выходные дни. Одновременно необходимо усилить пропаганду гигиенических знаний среди родителей, учителей и школьников по вопросам рационального режима для учащихся, широко используя при этом средства массовой информации.

Поступила 21.05.85

УДК 371.71:612.825.8.014.49

Ж. Т. Мырзаканова, Т. А. Хлебутина

АДАПТАЦИЯ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Семипалатинский медицинский институт

В литературе имеется значительное число работ, посвященных адаптации детей разного возраста к школьной нагрузке. Установлено, что наиболее общим показателем адаптации организма к учебному процессу является снижение выраженности а-волн и увеличение медленных волн на электроэнцефалограмме. Такие изменения ведут к увеличению активности в тормозной системе коры больших полушарий. К началу учебного года в крови детей содержание адреналина и норадреналина возрастает, а к концу уменьшается. С возрастом метаболические процессы снижаются, что связано с постепенным привыканием к школьной обстановке и учебной нагрузке. Адаптационные реакции выявляются также в системах дыхания, крови, кровообращения, ЦНС [1—4]. Однако в литературе почти нет работ, касающихся вопросов адаптации человека в переходном периоде от школы к вузу. Приспособление же организма абитуриентов к новым условиям социального существования и новому режиму, связанным с поступлением в высшие учебные заведения, сопровождается изменениями поведенческих реакций, появлением нового стереотипа, перестройкой многих функциональных систем. Поэтому изучение приспособительных механизмов у учащихся выпускных классов и студентов первых курсов должно заслуживать внимания исследователей.

Целью нашей работы являлось изучение адаптации сигнальных систем к новым условиям, связанным с поступлением человека в высшее учебное заведение. Исследования проведены на 30 практически здоровых учащихся 10-х классов в возрасте 16—17 лет и 60 студентах I—II курсов в возрасте 17—19 лет. Определяли показатели функционального состояния сигнальных систем: скорость простой двигательной реакции (СПДР) на световой раздражитель, объем кратковременной памяти (ОКП) на раздражители первой и второй сигнальных систем, выража-

емый в процентах, скорость переключения внимания (СПВ),£ изучаемую с помощью таблиц, включающих перво- и вто-росигнальные раздражители. Исходным фоном служили данные десятиклассников.

Как показали результаты наших исследований (см. таблицу), ОКП в пределах первой сигнальной системы увеличивается с 71±5,7 до 87,9±3,4% (Я < 0,01) в первый год обучения и далее имеет тенденцию к снижению. В пределах второй сигнальной системы в первый год обу-

Динамика показателей функционального состояния сигнальных систем человека при адаптации к занятиям в институте

Показатель 10-й класс I курс II курс

ОКП, %:

первая сигнальная система Р 71±5,7 87,9±3,4 <0,01 57±7,0 >0,05

вторая сигнальная система Р СПВ, с: 72±5,7 65,0±3,0 >0,05 56±5,2 <0,05

первая сигнальная система Р 6,0±1,0 4,0±0,8 >0,05 2,7±0,4 <0,05

вторая сигнальная система Р СПДР, с Р 5,6±0,2 0,8±0,02 10,5±0,3 <0,001 0,66±0,08 <0,05 6,0±0.2 >0.05 0,64±0,04 <0,05

ченпя в институте этот показатель существенно не изменяется, а на втором уменьшается с 72±5,7 до 56±5,2% (Р<0,05). Изменение ОКП, вероятно, объясняется ломкой «школьного» динамического стереотипа и характеризует адаптацию организма к условиям института. СПВ существенно не изменяется в пределах первой сигнальной сяггемы у студентов I курса и возрастает в 2,2 раза у второкурсников (Р<0,05). На раздражители второй сигнальной" системы СПВ в течение первого года обучения в вузе значительно (в 1,9 раза) снижается (Р<0,001) и достигает исходного уровня на II курсе. СПДР на раздражители первой сигнальной системы у студентов I и II курсов увеличивается по сравнению с учащимися 10-го класса ■ > с 0.8 до 0,66 с (Р<0,05).

Таким образом, ломка школьного динамического стереотипа у подростков вызывает ряд функциональных перестроек в работе сигнальных систем: у первокурсников возрастает ОКП на раздражители первой сигнальной систе-

мы. снижается СПВ в пределах второй сигнальной системы, повышается СПДР. Второй год обучения в вузе характеризуется снижением у студентов ОКП на раздражители обеих сигнальных систем, возрастанием СПВ, что, очевидно, связано с процессами адаптации к занятиям в институте и выработкой нового динамического стереотипа.

Литература

1. Антропова М. В.— В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М., 1975, с. 7—8.

2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке / Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Алферова В. В. и др. М., 1982.

3. Волков Н. И. Физиологические основы современных методов тренировки выносливости. М., 1961

Поступила 16.04.85

УДК 613.647-07:612.663+612.663.014.426

И. П. Козярин, И. И. Швайко

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ СВЕРХВЫСОКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ (50 Гц) ЧАСТОТ НА ГЕНЕРАТИВНУЮ ФУНКЦИЮ ЖИВОТНЫХ

Киевский медицинский институт им. А. А. Богомольца

В настоящее время в научной литературе накоплено значительное количество данных о биологическом действии электромагнитных полей (ЭМП) различных частот на биологические объекты. Особое место среди этих работ занимает изучение генеративной функции человека и животных при воздействии данного физического фактора окружающей среды [1—6].

Нами исследовано влияние ЭМП сверхвысокой частоты (СВЧ) и промышленной частоты на лабораторных животных.

Эксперименты проведены на беспородных белых крысах обоего пола массой 120—130 г по 30 особей (24 самки и 6 самцов). 1-я группа служила контролем, крысы 2-й и 3-й групп подвергались воздействию СВЧ-поля с плотностью потока энергии (ППЭ) соответственно 10 и 100 мкВт/см2 при экспозиции 2 ч в сутки, 4-й и 5-й групп — воздействию ЭМП промышленной частоты интенсивностью 10 и 20 кВ/м при той же экспозиции на протяжении 60 дней.

Моделирование СВЧ-поля достигалось с помощью генератора «Луч-58» (частота 2480 Гц, длина волны 12,6 см). Животных опытных групп облучали в зоне сформироваи-^ного поля в помещении с кирпичными стенами в условиях ^комфортного микроклимата. ППЭ электромагнитного поля СВЧ контролировали прибором ПО-1 «Медик». Интенсивность поля измеряли по всей площади комнаты. Клетки с животными, склеенные из листов фанеры, размещали таким образом, чтобы исключить возможность эффекта взаимного экранирования.

ЭМП промышленной частоты создавали с помощью электростатической установки, разработанной сотрудниками нашего института. Напряженность поля между электродами создавали с помощью высоковольтного трансформатора и контролировали измерительной аппаратурой, разработанной сотрудниками Института электродинамики Ц АН УССР. Животные содержались в условиях вивария, получали корм в соответствии с действующими нормативами. В процессе выполнения экспериментов за ними вели регулярное наблюдение (контролировали внешний вид, шерстный покров, активность, подвижность, поедание корма).

Для оценки эмбрионального развития животных изучали число желтых тел в яичниках, число плодов на 1 самку, пред- и раннюю постнмплантационную гибель эмбрионов, массу эмбрионов, их краниокаудальные размеры.

а также, используя комплекс физиолого-биохимических показателей оценивали функциональное состояние материнского организма до и в течение беременности при воздействии ЭМП.

При анализе основных результатов исследований установлено, что у самок опытных групп при моделированных параметрах изучаемого фактора нет существенных отличий от контроля со стороны таких интегральных показателей, как масса тела и коэффициенты массы внутренних органов. При исследовании показателей, отражающих функциональное состояние нервной системы, зарегистрированы определенные сдвиги, приобретающие достоверное отличие от контроля на протяжении эксперимента и характеризующие тенденцию к ее угнетению под влиянием электрополей.

Так, в период случки и на 20-й день беременности у крыс 3-й и 5-й групп (более высокая напряженность ЭМП) зарегистрировано существенное увеличение сумма-ционио-порогового показателя и угнетение норкового рефлекса, а также снижение работоспособности и потребления кислорода у подопытных животных по сравнению с контролем. Следовательно, у половозрелых самок при наступлении беременности этн сдвиги не сглаживаются, а продолжают нарастать, в первую очередь у животных, подвергающихся воздействию более интенсивных ЭМП (100 мкВт/см2 СВЧ-поля и 20 кВ/м поля промышленной частоты).

Показатели, характеризующие развитие эмбрионов у крыс, подвергавшихся облучению ЭМП сверхвысокой промышленной частоты, свидетельствовали о том, что число желтых тел на I самку у подопытных животных не отличалось от контрольного, так же как и гибель зародышей после имплантации. Другие изученные показатели имели отличия от контроля. Так, предымплантацнонная гибель плодов (яйцеклеток) оказалась существенно увеличенной у животных 2-й и 4-й групп, т. е. при более низких уровнях ЭМП обеих частот. Несколько меньшее увеличение этого показателя наблюдалось у животных 3-й группы (СВЧ 100 мкВт/см2) и не отличалось от контроля у животных 5-й группы (промышленная частота 20 кВ/м).

Увеличение массы эмбрионов зарегистрировано только у животных 3-й и 4-й групп. У крыс 2-й и 5-й групп этот показатель находился на уровне контроля.

В результате определения краниокаудальных размеров эмбрионов установлено, что у подопытных самок они были

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.