Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.К. Медчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 613.632:546.181-07:612.816

А. А. Мамырбаев, Я. М. Троппер

ВЛИЯНИЕ ПИТАНИЯ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА РАБОЧИХ ФОСФОРНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

Казахский филиал Института питания АМН СССР, Алма-Ата

Целью настоящей работы являлось сравнительное изу-I чение влияния фактического и рекомендованного [1] питания на функциональное состояние нервно-мышечного ап-I парата рабочих фосфорного производства. Т Исследования проведены на базе санатория-профилактория Чимкентского производственного объединения «Фосфор». Состояние нервно-мышечного аппарата изучали в течение 24 дней у 28 рабочих, получавших фактическое и рекомендованное питание.

Дважды — до и после курса лечебно-профилактического питания — определяли следующие показатели: максимальное произвольное усилие (МПУ) правой и левой кисти, показатель статической выносливости (ПСВ), индекс снижения силы (ИСС), время сокращения и время расслабления (соответственно ВС и ВР) мышц предплечья. Кроме того, регистрировали ряд электромнографнческих показателей: время появления максимальной биоэлектрической активности (МБЭА) при выполнении статической нагрузки, равной 50% МПУ с плечелучевой мышцы (ПЛ), поверхностного сгибателя пальцев (ПСП), длинного лучевого разгибателя кисти (ДЛРК), а также степень возрастания (СВ) БЭА с общего разгибателя пальцев (ОРП) к 30-й секунде.

Как видно из таблицы, к повторному обследованию у рабочих обеих групп все изученные показатели улучшились. Это можно объяснить тем, что лица обеих групп

Функциональное состояние нервно-мышечного аппарата у рабочих фосфорного производства при фактическом (А) и рекомендованном (Б) питании

Показатель

МПУ кисти, кг: правой левой ИСС, кг ПСВ кисти, с: правой левой ВС, мс „ВР, мс %БЭА, с: ПЛ

ДЛРК ПСП СВ БЭА ОРП

2,4±0,8 1,9±0,9 —0,5±0,5

4,9±1,4 4,1±1,3 —20±6 —21±6

4,28±1,03 4,64±0,97 4,64±0,82 —0,22±0,02

2,7±0,9 2,3±0,5 —0,9±0,5

9,6± 1,9 8,3±1,6 —45±8 —50±9

7,14±0,69 7,86± 1,01 7,5±1,01 —0,3±0,02

<0,05 <0,1 <0.02 <0.02

<0,05 <0,05 <0,05 <0,01

подвергались воздействию таких благоприятных факторов, как организованный отдых в профилактории, занятия спортом, комплекс физиотерапевтических процедур и др.

Вместе с тем прирост показателей статической выносливости оказался выше у рабочих, получавших рекомендованное питание. Из литературы известно, что особенностью биологического действия фосфора является снижение активности ферментов анаэробного окисления [2], а обогащение рациона токоферолом и тиамином в принципе способствует их индукции. Поэтому повышение статической выносливости у лиц, получавших рекомендованное питание, можно связать с активацией изученных ферментов. Лимитирующим фактором статической работоспособности является накопление в мышцах метаболита анаэробного окисления — молочной кислоты. По-видимому, этим же можно объяснить улучшение »лектромнографических показателей. Накопление молочной кислоты в работающей мышце приводит к ингибированию гликолитических ферментов и, следовательно, снижению скорости гликолиза. При статической нагрузке, когда мышца испытывает недостаток в кислороде, гликолиз является ведущим источником энергии. В этих условиях происходит постепенное снижение сократительной способности активных двигательных единиц (ДЕ). Для компенсации мышечного утомления происходит рекрутирование новых ДЕ, что выражается в увеличении БЭА мышцы. Большее отставание в появлении МБЭА с работающих мышц у лиц, находившихся на рекомендованном питании, указывает на более позднее вовлечение новых ДЕ в сокращение.

Уменьшение степени возрастания БЭА общего разгибателя пальцев, особенно выраженное у рабочих, получавших рекомендованное питание, указывает на снижение дискоординации деятельности двигательного аппарата, при котором возбуждение распространяется на мышцы-антагонисты. В свою очередь уменьшение ВС и BP объясняется меньшим снижением скорости проведения импульса по мышечным волокнам ДЕ при утомлении у лиц, получавших рекомендованное питание [3].

Таким образом, использование рекомендованного рациона лечебно-профилактического питания приводит к улучшению функционального состояния нервно-мышечного аппарата рабочих фосфорного производства.

Литература

1. Питание рабочих на производстве фосфорных соединений. Метод, рекомендации. Алма-Ата, 1984.

2. Стрелюхина Н. А. — Гиг. труда, 1982, № 11, с. 34—37.

3. Vutasalo Lukka Н. Т., Komi Raavo V. — Енгор. J. appl.

Physiol., 1977, vol. 37, p. 111—121.

Поступила 19.03.85

УДК 613.956-07

И. К. Медчук

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ

Львовский медицинский институт

Проведено изучение внешкольного режима учащихся с целью выявления наиболее значимых факторов, приводящих к его нарушению, и разработки соответствующих гигиенических рекомендаций.

Установлено, что в городах 35,1% мальчиков и 29,9% девочек нарушают распорядок дня. Среди них учащихся старшего возраста было соответственно 29,4 н 32,6%, среднего возраста — 39,9 и 33,9%, младших школьни-

коп — 54,2 и 45,8%. В сельской местности 36% мальчиков и 38% девочек допускают указанные нарушения. Показатели по возрастным группам были соответственно 51,3 и 25,3 28,2 и 46,5, 33,5 и 39,3%. Обращает на себя внимание то, что среди городских детей наиболее пренебрегают распорядком дня мальчики и девочки младшего школьного возраста, а среди сельских — мальчики старшего и девочки среднего школьного возраста.

Особое место в домашнем режиме занимает послешколь-ный отдых. Установлено, что определенная часть школьников проводят послешкольный отдых нерационально с гигиенической точки зрения — находятся в квартире, причем мальчики чаще отдыхают до 2 ч, девочки — до 3 ч и более. Это отмечено у учащихся всех возрастных групп, кроме младшей в сельской местности. Выявлены некоторые отличия в зависимости от места проживания. Так. сельские школьники обоего пола всех возрастных групп чаще, чем городские, проводят свободное время дома. Среди компонентов режима существенное значение имеет выполнение домашних заданий. Оказалось, что мальчики, кроме младшей группы, чаще допускают нарушения при приготовлении уроков — работают без перерыва, что характерно для всех поселений. Среди городских учащихся по сравнению с сельскими школьниками больше детей, не делающих перерывов при приготовлении домашних заданий. Очевидно, это может быть объяснено обучением значительной части городских учащихся в специальных школах (художественных, музыкальных, спортивных и др.).

При изучении продолжительности просмотра школьни-

ками телевизионных передач установлено, что у мальчиков и девочек часовой просмотр их наиболее распространен в младшей группе, двухчасовой — у мальчиков и девочек среднего школьного возраста, трехчасовой — у учеников среднего и старшего возраста. Вследствие указанных и

других причин учащиеся допускают отклонения в режиме ночного сна. Так, ложатся спать в 22 ч и позже 5нф%

1

I- т

мальчиков и 63,1% девочек младшего школьного возрасга в городах и соответственно 29,5 и 12,8% в селах. В связи с этим значительная часть обследованных детей недосыпают. Оказалось, что длительность ночного сна до 7 ч в городах у 51,4% мальчиков и 62,2% девочек, в селах — I соответственно у 59,7 и 72,4%. Поверхностный сон у 4,3% городских (1,5% мальчиков и 7% девочек) и 3,1% сельских (2,4% мальчиков и 3,9% девочек) школьников. Более^ частые нарушения сна у девочек могут быть частично* объяснены их большим прилежанием в учебе и выполнением домашней работы.

С целью оптимизации домашнего режима труда и отдыха учащихся рекомендуется санэпидстанциям совместно с органами народного образования наладить строгий контроль за соблюдением Устава школы, запрещающего задавать домашние задания школьникам на выходные дни. Одновременно необходимо усилить пропаганду гигиенических знаний среди родителей, учителей и школьников по вопросам рационального режима для учащихся, широко используя при этом средства массовой информации.

Поступила 21.05.85

УДК 371.71:612.825.8.014.49

Ж. Т. Мырзаканова, Т. А. Хлебутина

АДАПТАЦИЯ СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЧЕЛОВЕКА К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Семипалатинский медицинский институт

В литературе имеется значительное число работ, посвященных адаптации детей разного возраста к школьной нагрузке. Установлено, что наиболее общим показателем адаптации организма к учебному процессу является снижение выраженности а-волн и увеличение медленных волн на электроэнцефалограмме. Такие изменения ведут к увеличению активности в тормозной системе коры больших полушарий. К началу учебного года в крови детей содержание адреналина и норадреналина возрастает, а к концу уменьшается. С возрастом метаболические процессы снижаются, что связано с постепенным привыканием к школьной обстановке и учебной нагрузке. Адаптационные реакции выявляются также в системах дыхания, крови, кровообращения, ЦНС [1—4]. Однако в литературе почти нет работ, касающихся вопросов адаптации человека в переходном периоде от школы к вузу. Приспособление же организма абитуриентов к новым условиям социального существования и новому режиму, связанным с поступлением в высшие учебные заведения, сопровождается изменениями поведенческих реакций, появлением нового стереотипа, перестройкой многих функциональных систем. Поэтому изучение приспособительных механизмов у учащихся выпускных классов и студентов первых курсов должно заслуживать внимания исследователей.

Целью нашей работы являлось изучение адаптации сигнальных систем к новым условиям, связанным с поступлением человека в высшее учебное заведение. Исследования проведены на 30 практически здоровых учащихся 10-х классов в возрасте 16—17 лет и 60 студентах I—II курсов в возрасте 17—19 лет. Определяли показатели функционального состояния сигнальных систем: скорость простой двигательной реакции (СПДР) на световой раздражитель, объем кратковременной памяти (ОКП) на раздражители первой и второй сигнальных систем, выража-

емый в процентах, скорость переключения внимания (СПВ),£ изучаемую с помощью таблиц, включающих перво- и вто-росигнальные раздражители. Исходным фоном служили данные десятиклассников.

Как показали результаты наших исследований (см. таблицу), ОКП в пределах первой сигнальной системы увеличивается с 71±5,7 до 87,9±3,4% (Я < 0,01) в первый год обучения и далее имеет тенденцию к снижению. В пределах второй сигнальной системы в первый год обу-

Динамика показателей функционального состояния сигнальных систем человека при адаптации к занятиям в институте

Показатель 10-й класс I курс II курс

ОКП, %:

первая сигнальная система Р 71±5,7 87,9±3,4 <0,01 57±7,0 >0,05

вторая сигнальная система Р СПВ, с: 72±5,7 65,0±3,0 >0,05 56±5,2 <0,05

первая сигнальная система Р 6,0±1,0 4,0±0,8 >0,05 2,7±0,4 <0,05

вторая сигнальная система Р СПДР, с Р 5,6±0,2 0,8±0,02 10,5±0,3 <0,001 0,66±0,08 <0,05 6,0±0.2 >0.05 0,64±0,04 <0,05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.