Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста'

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСАНКА / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ / ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОСТАВА / ШКОЛЯРі / ФіЗИЧНЕ ВИХОВАННЯ / ЗДОРОВ'ЯЗБЕРіГАЮЧі / ЗДОРОВ'ЯФОРМУЮЧі ТЕХНОЛОГії / ЕФЕКТИВНіСТЬ / BEARING / SCHOOLBOYS / PHYSICAL TRAINING / PRESERVING HEALTH / HEALTH SHAPING TECHNOLOGIES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспутчик Владимир Георгиевич, Хотько Александр Владимирович, Ярмолюк Валентина Анатольевна

Современные условия жизни, характер основных видов деятельности младших школьников приводит к дефициту движений, вызывает статическое перенапряжение мышц, формируют неправильное физическое развитие. Экспериментальная программа способствовала более выраженному приросту показателей физической подготовленности мышечных групп, способствующих поддержанию и формированию правильной осанки, приобретению элементарных знаний, умений и навыков по данной проблеме. Полученные результаты представляют теоретическую и практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспутчик Владимир Георгиевич, Хотько Александр Владимирович, Ярмолюк Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preserving health and healthshaping technologies of preventive maintenance of infringements and education of a bearing at children of younger school age

Modern living conditions, character of principal views of activity of younger schoolboy's leads to deficiency of movements, causes a static overstrain of muscles, form wrong physical development. The experimental program promoted more expressed gain of indicators of physical readiness of the muscular groups promoting maintenance and formation of a correct bearing, acquisition of elementary knowledge, skills on the given problem. The received results represent the theoretical and practical importance.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей младшего школьного возраста»

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитание осанки у детей

младшего школьного возраста

Беспутчик В. Г., Хотько А. В., Ярмолюк В. А.

Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

Аннотации:

Современные условия жизни, характер основных видов деятельности младших школьников приводит к дефициту движений, вызывает статическое перенапряжение мышц, формируют неправильное физическое развитие. Экспериментальная программа способствовала более выраженному приросту показателей физической подготовленности мышечных групп, способствующих поддержанию и формированию правильной осанки, приобретению элементарных знаний, умений и навыков по данной проблеме. Полученные результаты представляют теоретическую и практическую значимость.

Ключевые слова:

осанка, школьники, физическое воспитание, здоровьесберегающие,

здоровьеформирующие технологии, эффективность.

Беспутчик В.Г., Хотько О.В., Ярмолюк В.А. Здоров’язберігаючі і здоров’яформуючі технології профілактики порушень і виховання постави у дітей молодшого шкільного віку. Сучасні умови життя, характер основних видів діяльності молодших школярів приводить до дефіциту рухів, викликає статична перенапруга м'язів, формують неправильний фізичний розвиток. Експериментальна програма сприяла більше вираженому приросту показників фізичної підготовленості м'язових груп, що сприяють підтримці й формуванню правильної постави, придбанню елементарних знань, умінь і навичок по даній проблемі. Отримані результати представляють теоретичну й практичну значимість.

постава, школярі, фізичне виховання, здоров’язберігаючі, здоров’яформуючі технології, ефективність.

Besputchik V., Khotko A., Yarmoluk V. Preserving health and healthshaping technologies of preventive maintenance of infringements and education of a bearing at children of younger school age. Modern living conditions, character of principal views of activity of younger schoolboy's leads to deficiency of movements, causes a static overstrain of muscles, form wrong physical development. The experimental program promoted more expressed gain of indicators of physical readiness of the muscular groups promoting maintenance and formation of a correct bearing, acquisition of elementary knowledge, skills on the given problem. The received results represent the theoretical and practical importance.

bearing, schoolboys, physical training, preserving health, health shaping technologies, efficiency.

Введение.

За последние годы состояние здоровья детей Республики Беларусь характеризуется отсутствием положительной динамики. На протяжении последних 20 лет сохраняется устойчивая тенденция к росту патологии костно-мышечной системы среди детского населения страны. По статистике, у 40 % белорусских школьников к окончанию начальной школы наблюдаются стойкие нарушения осанки. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем складывается в образовательных учреждениях нового типа (гимназиях) из-за увеличения объема учебных нагрузок и интенсификации обучения [1].

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных и сложных задач современности. Возникла необходимость создания здоровьесберегающего направления в школьном обучении.

Проблема нарушений осанки у детей в настоящее время становится достаточно сложной для ее решения. Данной проблеме посвящено большое количество научных и методических работ таких авторов, как Хамзин Х. Х (1969), Ловейко И. Д. (1970), Герус А. И. (1993), Соколов А. А. (1993), Губко Б. В. (1993), Кашин А. Д. (1996), Янкелевич Е. И. (2001), Халем-ский Г. А. (2001), Боковец Ю. В. (2005), Скиндер Л. А. (2006), Кустова Н. В. (2007) и других. Несмотря на это, число учащихся с признаками нарушения осанки возрастает, и они составляют основной процент так называемых школьников с признаками нарушения здоровья, поэтому данная проблема не утратила актуальности в настоящее время (1, 2, 3, 4).

Проблема внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательный © Беспутчик В. Г., Хотько А. В., Ярмолюк В. А., 2009

процесс находится в поле зрения многих ученых-исследователей: Лехтмана В. Ф. (1999), Смирнова Н. К. (2002), Тараканова Л. А. (2002), Степанова О. А. (2002), Кузнецова И. В. (2003), Голубева Г. Н. (2003), Талызина Н. Ф. (2003), Калинкина Л. А. (2003), Карасева Т. В (2005), Науменко Ю. В. (2005), Нестерова Л. В. (2005), Митина Е. П. (2006), Мухаметова Ф. Г. (2006) и других. Но данная проблема еще не достаточно изучена и на сегодняшний день находится в поле зрения ученых и практиков многих стран мира [5].

Несмотря на усилия медицинских работников, учителей физической культуры, количество детей с нарушениями осанки из года в год увеличивается, проблема из общепринятой медицинской перерастает в педагогическую, которая может быть решена только совместными усилиями медицинских работников, педагогов и родителей.

Таким образом, мы считаем актуальным выбранное направление исследования. Полученные результаты представляют теоретическую и практическую значимость. Сферой применения экспериментальной программы могут быть общеобразовательные школы, а также образовательные учреждения нового типа (гимназии).

Работа выполнена по плану НИР Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина и заданию государственного учреждения образования «Музыкальной гимназии № 4 города Бреста».

Цель, задачи работы, материал и методы.

Предполагалось, что разработанная технология проведения урока физической культуры и здоровья, будет способствовать поддержанию и формированию осанки, развитию основных мышечных групп и

эффективному выполнению учебной программы по предмету физическая культура и здоровье.

Цель работы - теоретико-экспериментальное изучение предпосылок формирования осанки у учащихся младших классов музыкальной гимназии № 4 города Бреста с помощью здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий построения урока физической культуры и здоровья.

Задачи исследования:

1) проанализировать по данным литературы здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, используемые в теории и практике физического воспитания;

2) выявить состояние проблемы по формированию и поддержанию правильной осанки у учащихся музыкальной гимназии № 4 города Бреста;

3) выяснить готовность учителей и родителей к участию в программе по формированию и поддержанию осанки у школьников;

4) экспериментально установить эффективность здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий построения урока физической культуры и здоровья, направленных на формирование и поддержание осанки младших школьников.

Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, Интернет-анкетирование, тестирование (силовой выносливости мышц брюшного пресса, статической силовой выносливости мышц спины, правой и левой сторон туловища), педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, математико-статистическая обработка результатов.

Предмет исследования - физическое развитие младших школьников с помощью здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологии проведения урока физической культуры и здоровья.

Объект исследования - учащиеся младших классов музыкальной гимназии № 4 г. Бреста.

Исследования проводились на базе государственного учреждения образования нового типа музыкальной гимназии №4 г. Бреста с января 2008 года по апрель 2009 года.

В начале исследования мы определили отношение учащихся к физической культуре как к учебному предмету, знания об осанке, готовность к участию в программе по поддержанию и формированию осанки. Для этого_использовалось анонимное анкетирование,

в котором приняло участие 40 учащихся младших классов, из них 13 мальчиков и 27 девочек.

Для изучения готовности родителей к участию в программе по формированию и поддержанию осанки учащихся с ними было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 22 родителя.

В анкетировании для учителей физической культуры по проблемам поддержания и формирования осанки приняли участие 27 учителей физической культуры и здоровья СШ № 10, 12, 14, 16, 23, 29, 37, а также гимназии № 1, 2, 4, 6 города Бреста. Для сравнения было проведено Интернет-анкетирование, в котором приняли участие 18 учителей физической культуры и здоровья.

Тестирование проводилось в два этапа. До и после эксперимента, используя стандартные функциональные пробы, снимались показатели силовой выносливости мышц брюшного пресса, правой и левой сторон туловища, а также мышц спины.

Для оценки силовой выносливости мышц спины мы использовали следующую методику: школьник должен лечь вниз лицом поперек гимнастической скамейки, чтобы верхняя часть туловища до гребешков подвздошных костей находилась на весу, руки на поясе (ноги удерживает обследователь). В таком положении обследуемый должен удержать туловище как можно дольше. Время до полного утомления мышц спины определяется по секундомеру.

Для оценки силовой выносливости правой и левой стороны туловища мы использовали следующую методику: ученик ложится поперек гимнастической скамейки на бок и удерживает туловище в таком положении максимальное время.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса определяется числом переходов из положения лежа на спине в положение сидя и обратно (ноги удерживает обследователь).

Результаты исследования.

В результате анкетирования выяснилось, что 22% родителей имеют высокую мотивацию и уровень знаний по данной проблеме, 40% - имеют средний уровень, 38% - имеют низкий уровень знаний (см. рис. 1).

Предложив родителям оценить роль семьи и педагогического коллектива в формировании осанки, 86% опрошенных ответили, что это общая задача семья и

педагогического коллектива, 7% - считают, что первостепенную роль в проблеме формирования осанки играет семья, 7% - считают, что эта ответственность возлагается, в первую очередь на педагогический коллектив.

Предложив родителям оценить роль семьи и педагогического коллектива в формировании осанки, 86% опрошенных ответили, что это общая задача семья и педагогического коллектива, 7% - считают, что первостепенную роль в проблеме формирования осанки играет семья, 7% - считают, что эта ответственность возлагается, в первую очередь на педагогический коллектив.

По данным анкетирования, 63% учителей нашего города осуществляют связь с родителями по формированию осанки, по данным Интернет-анкетирования

- 33%.

Участвовать в индивидуальной программе физической подготовки изъявили на условиях: наставник

- сверстник - 28%; наставник - одноклассник - 10%; наставник - учитель физической культуры - 98%. Хо -чется отметить авторитет у учащихся учителя физической культуры.

Для тестирования были взяты два младших класса: контрольный (5 мальчиков и 9 девочек, п = 14), который занимался по обычной школьной программе, и экспериментальный (5 мальчиков и 9 девочек, п = 14), в котором уроки проводились по предложенной нами технологии с акцентом на поддержание и формирование правильной осанки.

После анализа полученных результатов были обнаружены следующие характерные особенности. В контрольной группе не было обнаружено достоверных различий. В экспериментальной группе были обнаружены достоверные различия по силовой выносливости мышц брюшного пресса и статической силовой выносливости мышц-разгибателей спины (см. табл. 1).

В экспериментальной группе результаты детей по показателям силовой выносливости мышц брюшного пресса увеличились в 1,3 раза (с 51,10 ± 2,76 раз до 65,10 ± 2,55 раз, при Р < 0,01), статической силовой выносливости мышц разгибателей спины - в 1,3 раза (с 68,50 ± 7,97 с до 89,00 ± 5,72 с, при Р < 0,05). Статическая силовая выносливость мышц боковых по-

Таблица 1

Результаты определения параметров функционального состояния мышечного аппарата у учащихся младших классов

Время обследования Силовая выносливость мышц

брюшного пресса (кол-во раз) спины (с) правой боковой поверхности туловища левой боковой поверхности туловища

контрольная группа (п = 14, мальчики п = 5, девочки п = 9)

до эксперимента 51,60 ± 3,13 73,30 ± 8,76 50,40 ± 7,27 43,30 ± 6,68

после эксперимента 53,10 ± 3,15 75,10 ± 8,56 52,90 ± 6,51 44,40 ± 6,93

р > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

экспериментальная группа (п = 14, мальчики п = 5, девочки п = 9)

до эксперимента 51,10 ± 2,76 68,50 ± 7,97 47,40 ± 6,50 43,40 ± 5,16

после эксперимента 65,10 ± 2,55 89,00 ± 5,72 49,80 ± 5,80 44,70 ± 5,29

р < 0,01 < 0,05 > 0,05 > 0,05

1,03 1,02 1,05 1,05 1,03 1,03

1,3 1 1,3 1 1

брюшной пресс спина правая боковая левая боковая

поверхность туловища поверхность туловища

Ш Контрольная группа □ Экспериментальная группа Рис. 2. Увеличение показателей состояния мышечного аппарата младших школьников

верхностей туловища, в данной группе, увеличилась незначительно (см. рис. 2).

Выводы.

1. На основании изучения научной и научнометодической литературы выяснилось, что по данной проблеме ощущается нехватка исследований эффективности использования различных форм, средств, методов физического воспитания в практике работы учреждений образования нового типа, имеющих свою специфику учебной и неучебной деятельности.

2. В связи со спецификой учебной и неучебной работы в гимназии № 4 города Бреста значительно обострилась проблема формирования и поддержания осанки, выражающаяся в увеличении числа школьников, имеющих нарушения осанки, недостатке знаний учеников и родителей, внимания со стороны учителей к использованию средств формирования и профилактики осанки, а также низкий уровень взаимодействия по решению данной проблемы учителей и родителей.

3. Учащиеся, учителя и родители выразили готовность к участию в программе по формированию и поддержанию осанки, хотя в исследуемый период наблюдалось недостаточное их взаимодействие по устранению данной проблемы.

4. В решении обозначенной проблемы ученики отдают приоритет учителю физической культуры, родители считают, что это общая задача, однако отмечена недооценка учителями физической культуры и здоровья города Бреста роли семьи.

5. Достоверные различия, определяемые в группах обследуемых после применения предложенной техно-

логии, обнаружены по показателям силовой выносливости мышц брюшного пресса и статической силовой выносливости мышц-разгибателей спины, способствующим формированию и поддержанию осанки.

6. Полученные данные педагогического эксперимента подтверждают эффективность и необходимость использования в практике физического воспитания здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий по формированию и поддержанию осанки.

Дальнейшее исследование предполагается провести в средних общеобразовательных учреждениях нового типа разнопредметной направленности, а также изучение других проблем формирования и коррекции осанки.

Список литературы.

1. Боковец, Ю. В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Ю. В. Боковец. - Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2005. - 102 с.

2. Забалуева, Т. В. Закономерности формирования осанки средствами физической культуры / Т. В. Забалуева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 51-54.

3. Кашин, А. Д. Сколиоз и нарушение осанки: лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: учеб.-метод. пособие для врачей и инструкторов лечебной физкультуры / А. Д. Кашин. - 2-е изд. - Минск: НМЦентр, 2000. - 240 с.

4. Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьников: пособие для учителей и школьных врачей / И. Д. Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с.

5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н. К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 121 с.

Поступила в редакцию 24.09.2009г. Беспутчик Владимир Георгиевич Хотько Александр Владимирович Ярмолюк Валентина Анатольевна [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.