Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ НА ФОНЕ ВООБРАЖАЕМЫХ И РЕАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ НА ФОНЕ ВООБРАЖАЕМЫХ И РЕАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ НА ФОНЕ ВООБРАЖАЕМЫХ И РЕАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ»

Целенаправленное применение парциальных грудных отведений с зон путей притока и оттока правого желудочка позволило с большей информативностью выявить признаки перегрузки и гипертрофии правого желудочка, обусловленные изменениями легочного кровообращения. Изменения сердечно-сосудистой системы у детей Крайнего Севера более выражены в условиях промышленного города.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют об изменении функционального состояния сердечно-сосу-дистой системы организма человека на Крайнем Севере. Общими характерными чертами, специфическими для жителей Заполярья, являются: относительное увеличение артериального давления, периферического сопротивления сосудов, признаки увеличения напряжения со стороны правых отделов сердца и усиление тонуса легочных сосудов.

Следует отметить, что степень выраженности изменений со стороны сердечно-сосудистой системы, сохраняя свою общую направленность обусловленную природно-климатическими факторами среды, зависит также от условий проживания и характера труда. Полученные изменения в дальнейшем необходимо учитывать при оценке степени адаптации организма, региональных норм, разработке оздоровительных мероприятий.

Литература. Авцын А. П., Марачев А. Г., Матвеев Л. Я. —Вести. АМН СССР, 1979, № 6, с. 32—39.

Бутченко Л. А. — В кн.: Проблемы спортивной медицины. Вопросы предпатологии и патологии при занятиях спортом. М„ 1959, с. 33—34.

Деденко И. И., Устюшин Б. В.. Лыткин Б. Г. — Гиг. и сан., 1980, № 12, с. 20—22.

Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере. М., 1968.

Кривощеков С. Г. — В кн.: Физиология и патология адаптации человека в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1977, с. 74—78.

Матвеев Л. И., Медведев С. Н. — В кн.: Основные аспекты географической патологии на Крайнем Севере. Норильск, 1976, с. 119—120.

Милованов А. П. — Физиология человека, 1977, т. 3, № 6, с. 1023—1035.

Неязов В. А., Пономаренко Г. С. — В кн.: Особенности патологии коренного и пришлого населения в условиях Крайнего Севера. Красноярск, 1981, т. 1, с. 32—38.

Пуликов А. С. и др. — Там же, с. 17—18.

Рапопорт Ж. Ж■ Адаптация ребенка на Севере. Л., 1979.

Тесленко Ж■ А. Векторкардиограмма спортсмена. Автореф. дне. канд. Л., 1962.

Турчинский В. И. — Вестн. АМН СССР, 1979, № 6, с. 23— 31.

Поступила 10.02.82

УДК 613.863-02: [613.867 + 612.825.8]:37

Н. Я. Волкинд

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ НА ФОНЕ ВООБРАЖАЕМЫХ И РЕАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ

Красноярский педагогический институт

Интеллектуальный труд состоит из двух частей: из воображаемой и реальной. Он часто характерен высоким нервно-эмоциональным напряжением. Реальная умственная деятельность, отягощенная эмоциями, делает эмоционально напряженной и ее воображаемую часть. Мысленно представляемый умственно-эмоциональный труд недостаточно изучен физиологами. В этой области имеются немногочисленные работы (М. Н. Валуева; Н. Я. Волкинд; М. Н. Русалова). Это связано с методическими трудностями при организации таких исследований и с кратковременностью вегетативных сдвигов при воображаемой работе, вследствие этого легко ускользаемых, трудно улавливаемых при их регистрации. Кратковременность функциональных сдвигов в этих случаях объясняется большой подвижностью нервных процессов, протекающих во второй сигнальной системе (Л. Б. Гаккель).

Мы проводили сравнительный анализ эмоционального напряжения на фоне сдачи государственных экзаменов по физиологии человека, воображаемых и реальных. Испытуемыми служили 90 выпускников института. Они были разделены на 4 экспериментальные группы. 1-ю группу составили 30 студентов, сдавающих реальные государственные экзамены, 2-ю — 30 человек, подвергавшихся воздействию воображаемых экзаменационных ситуаций. В 3-ю и 4-ю (по 15 человек в каждой) группы вошли соответственно низко- и высокоуспевающие студенты, подвергающиеся такому же воздействию (для выяснения реакции лиц разной успеваемости на мысленно представляемый умственный труд). Формирование воображаемых экзаменационных ситуаций производили у испытуемых за 2—1 день до сдачи ими реальных экзаменов и только в состоянии покоя (после завершения экзаменов и во время возбуждения исследуемых их образование было невозможно). Это формирование производили с помощью специально разработанной нами словесной информации о

ходе испытаний, включавшей весь экзаменационный пери-от от момента получения студентом экзаменационного билета до объявления преподавателем оценки. Второсиг-нальные раздражители, формировавшие различные воображаемые экзаменационные ситуации, теряли свою действенность, эффективность при повторении — представления о государственных экзаменах в этом случае были слабыми. Вызывая второсигнальнымн раздражителями такие ситуации, мы помнили указания И. П. Павлова о том, что «слово благодаря предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражителями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

Словесная информация по частям соответственно отдельным этапам реальных экзаменов объявлялась будущим экзаменатором студенту, сидевшему напротив. Интервал между отдельными воображаемыми экзаменационными ситуациями составлял 3 мин.

Об эмоциональном напряжении студентов, возникающем у них на фоне воображаемых экзаменационных ситуаций, соответствующих определенных этапам хода государственных экзаменов, судили по сдвигам сердечной деятельности, улавливаемым по изменениям ЭКГ. Биотоки сердца испытуемых записывались перед созданием мнимой экзаменационной обстановки и после каждой воображаемой экзаменационной ситуации, а также после объявления оценки. Регистрацию ЭКГ производило другое лицо. Эту регистрацию осуществляли у студентов в положении сидя на электрокардиографе модели 061. Использовали 3 стандартных отведения. Контрольный милливольт был равен 10 мм. Для быстрой записи биотоков сердца на разных этапах хода мнимых испытаний наложенные на верхние и нижние конечности испытуемого

Динамика интервалов Я — 1?, Т — Я (в с) и частоты пульса (в минуту) на разных этапах экзаменационного периода во время сдачи воображаемых (ВГЭК) и реальных государственных экзаменов (РГЭК) (п=20; М±т)

Этап экзаменов Экзамены Р . Т-Н Р Частота пульса Р

Перед получением экзамена- вгэк 0,748±0,048 <0,05 0,220±0,042 <0,05 81,70±5,50 <0,05

ционного билета ргэк 0,630±0,039 0,112±0,030 96,65±5,74

После получения экзамена- вгэк 0,710±0,052 <0,05 0,189±0,043 <0,05 86,45±6,34 <0,05

ционного билета ргэк 0,615±0,033 0,108±0,032 98,60±5,06

Подготовка к ответу вгэк 0,720±0,047 <0.05 0,196±0,041 >0,05 84,85±5,54 >0,05

ргэк 0,680±0,042 0,165±0,039 89,55±5,18

Во время ответа вгэк 0,698±0,042 <0,05 0,174±0,032 <0,05 87,40±5,34 <0,05

ргэк 0,568±0,037 0,072±0,037 106,85±6,31

После объявления оценки вгэк 0,788±0,048 >0,05 0,260±0,044 >0,05 77,25±4,88 >0,05

ргэк 0,750=0,051 0,213±0,031 81,50±5,31

Относительный покой вгэк 0,970=0,045 >0,05 0,380±0,041 >0,05 62,05±2,70 >0,05

ргэк 1,018=0,050 0,397±0,030 59,25±2,75

электроды оставались на нем до их завершения. Анализ ЭКГ производили по II стандартному отведению. Регистрацию ЭКГ и ее анализ на разных этапах экзаменационного периода производили при соблюдении тех же методических условий и при сдаче студентами реальных экзаменов. Это давало возможность провести сравнительный анализ эмоционального напряжения при мысленном и реальном выполнении одного и того же умственно-эмоционального труда. Контрольным функциональным состоянием испытуемых служил покой, который обычно регистрировался утром следующего дня после сдачи экзаменов. Статистическую обработку экспериментальных данных выполняли в вычислительном центре Института физики СО АН СССР. Обработке были подвергнуты данные 2/з испытуемых. Экспериментальный материал, полученный у остальных испытуемых, подвергали визуальному анализу.

По нашим данным, эмоциональное напряжение возникает у студентов не только во время сдачи реальных государственных экзаменов, но и на фоне воображаемых экзаменационных ситуаций, вызванных второсигнальными раздражителями. Об этом свидетельствуют существенные изменения ЭКГ испытуемых. Эти изменения были наибольшими на ответственных этапах воображаемых и реальных экзаменов — перед получением студентом экзаменационного билета, после его получения и во время ответа. После объявления оценки экзаменатором следовал быстрый возврат элементов ЭКГ к уровню покоя.

На фоне воображаемых ситуаций эмоциональное напряжение было кратковременным, длилось только минуты, при сдаче же реальных экзаменов оно сохранялось длительно. У мнимо экзаменующихся это напряжение было меньшим, чем у реально экзаменующихся, что было видно по характеру изменений ЭКГ у тех и других.

Так, интервалы Я— Я и Т — Я укорачивались по длительности при воображаемых и реальных экзаменах. Это укорочение, свидетельствующее о тахикардии, у мнимо экзаменующихся было меньшим, чем у реально экзаменующихся (см. таблицу). Различия по укорочению интервалов между обеими группами экзаменующихся были достоверны (Я<0,05) перед и после получения студентом билета и при ответе, т. е. на этапах хода экзаменов, характеризующихся высоким эмоциональным напряжением. При подготовке к ответу, после объявления оценки, когда напряженное состояние студентов снижалось, достоверность отсутствовала (Я>0,05). Эмоциональное напряжение испытуемых в обоих случаях прослеживали также по частоте пульса, определяемой по интервалу Я— Я ЭКГ. Хотя при воображаемой экзаменационной обстановке пульс по частоте был ниже, чем при реальной, однако он был достаточно высоким, свидетельствующим об эмоциональном состоянии мнимо экзаменующихся (см. таблицу).

Фактический систолический показатель на фоне воображаемых экзаменационных ситуаций превышал должный. Так, перед и после получения билета, при ответе это превышение составляло соответственно, 5,15, 7,65, 7,35 %, в покое — 2,95 %. При сдаче реальных экзаменов отклонение фактической величины от должной на этих же этапах экзаменационного периода достигало 8,60, 10,75, 12,85 %, в покое — 2,40 %. На фоне мысленно представляемой и реальной экзаменационной обстановки превышение было достоверным (Я<0,05). Раз- , личия по этому отклонению между группами испытуемых, сдающих мнимые и реальные экзамены, были достоверны (Я<0,05) только на ответственных этапах экзаменационного периода. Допустимое отклонение в пределах нормы составляет ±5% (Л. А. Бутченко). Таким образом, эмоциональное напряжение в первом случае намного ниже, чем во втором.

Фактическая электрическая систола также превышала должную при мнимых экзаменах, что свидетельствует о развитии напряженного состояния у таких испытуемых. Перед получением студентом билета, после его получения, при ответе это превышение составляло соответственно 0,043, 0,051, 0,051 с, в покое — 0,030 с, а при сдаче реальных экзаменов — соответственно 0,061, 0,067, 0,069 с, в покое — 0,023 с. В обоих случаях превышение было достоверным (Я<0,05). Допустимое отклонение фактической величины от должной в пределах нормы ' составляет ±0,04 с (Л. А. Бутченко). В первом случае эмоциональное напряжение испытуемых было намного меньше, чем во втором.

Была обнаружена тенденция, хотя и слабая, к увеличению амплитуды зубца Я на ответственных этапах мнимых экзаменов. Так, перед и после получения студентом билета, во время ответа амплитуда зубца составляла соответственно 1,20±0,18, 1,28±0,16, 1,28±0,18 мм, в покое — 1,12±0,13 мм. У сдающих реальные экзамены эта тенденция была более явной: амплитуда зубца Я на этих же этапах достигала соответственно 1,48±0,25, 1,48±0,23, 1,65±0,28 мм, в покое — 1,10±0,14 мм. Возрастание зубца Я во время экзаменов наблюдал и Б. М. Федоров.

Прослеживалось явное уплощение зубца Т при воображаемых экзаменационных ситуациях. На ответственных этапах мнимого экзаменационного периода амплитуда зубца составляла соответственно 2.20±0,46, 2,32±0,57, 2,00±0,43 мм, в локое — 2,92±0,40 мм. При реальных экзаменах, когда эмоциональное напряжение было значительно высоким, уплощение зубца Т на этих же этапах • было сильно выраженным: амплитуда Т равнялась соответственно 1,65±0,40, 1,68±0,42, 1,30±0,39, в покое — 3,60±0,47 мм. Сглаживание зубца Т на фоне высокого эмоционального напряжения, наблюдаемое и другими авторами (М. Н. Валуева, М. В. Фролов и Е. П. Свири-

дов), связано с ослаблением сократительной функции миокарда (Т. Н. Никитина).

У низкоуспевающих студентов эмоциональное напря-« жение на фоне воображаемых экзаменационных ситуаций было большим, чем у высокоуспевающих. Это четко прослеживалось по частоте пульса и уплощению зубца Т. Так, частота пульса на ответственных этапах мнимых экзаменов у первых составляла соответственно 84,70±8,11, 91,20±10,94, 93,00±8,63 в минуту, в покое — 62,00±4,85 в минуту, у вторых — соответственно 78,70±8,56, 81,70± ±7,26, 81,30±5,98, в покое — 62,20±3.51 в минуту. Амплитуда зубца Т на этих же этапах экзаменационного периода у низкоуспевающнх студентов достигала соответственно 1,80±0,48, 1,60±0,53, 1,55±0,46 мм, в покое — 2,65±0,48 мм, у высокоуспевающих — соответственно 2,60±0,79, 2,65±0.84, 2.45±0,68 мм, в покое — 3,20± ±0,68 мм. Большее эмоциональное напряжение у низкоуспевающих студентов, чем у высокоуспевающих, мы наблюдали во время сдачи ими и реальных государственных экзаменов.

Эмоции, формировавшиеся у студентов при воображаемых ситуациях, проявлялись в изменениях ЭКГ, характерных для напряжения людей, занятых нервно-эмоциональным трудом (Е. В. Андрющенко; И. М. Волкова; Р. И. Пастухина, и др.).

Разные интенсивность и скорость угасания эмоционального напряжения на фоне мысленно представляемого и реального труда, отягощенного эмоциями, прослежены и при физической работе (Н. Я. Волкинд и В. М. Стани-славчук). Воображаемые соревновательные ситуации, вызванные сложными второсигиальными раздражителями и связанные с определенными этапами хода реальных спортивных соревнований, всегда вызывали у спортсменов меньшее напряженное состояние, чем реальные состязания; эмоции при этих ситуациях также были минутными, при соревнованиях — длительными.

В заключение необходимо отметить, что воображаемая сдача экзаменов интересна не только тем, что в ней прослеживается эмоциональное напряжение, правда, слабое и скоропреходящее. Воображаемый компонент при сдаче экзаменов еще важен тем, что он обеспечивает высокое качество ответа студента на экзаменационный билет, значительно снижает его стресс при встрече с экзаменатором, вызывающей высокое напряжение сердечной деятельности.

Большинство студентов при подготовке к ответу на билет не продумывают «в уме», его содержание, свою предстоящую беседу с экзаменатором, а стараются пользоваться готовым учебным материалом, взятым из книги, напряженно строча на бумаге заученное на память и отвечая, пользуясь своими записями. Такая подготовка не учит думать студента, не развивает его абстрактное мышление, не формирует у него прочные, глубокие знания, являясь аппеляцией к его памяти, а не к уму. Стоит преподавателю изменить формулировку своего вопроса и экзаменующийся начинает теряться при ответе. Такая подготовка вызывает высокий, длительно сохраняющийся стресс, не обеспечивает высокое качество ответа.

Продумывание «в уме» учебного материала делает студентов более уверенными в своих знаниях при речевом контакте с экзаменатором, а следовательно, уменьшает их напряженное состояние, делает их ответ более качественным. Поэтому на экзаменах мы всегда должны рекомендовать студентам при подготовке составлять план ответа (для этого экзаменующиеся всегда могут пользоваться программами изучаемых дисциплин, лежащими на экзаменационном столе) и этот план тщательно продумывать до встречи с преподавателем. Воображаемый компонент важен и при многодневной подготовке к экзаменам, обеспечивает высокое качество такой подготовки.

Выводы. 1. При воображаемых экзаменационных ситуациях, соответствующих определенным этапам реального экзаменационного периода, обнаруживаются ослабленные, скоропреходящие эмоции (длятся минутами); реальные же государственные экзамены вызывают у студентов сильное, длительно сохраняющееся эмоциональное состояние.

2. Ответственные этапы экзаменационного периода, связанные с получением студентом экзаменационного билета и его ответом, всегда более отягощены эмоциями, чем другие этапы. Это прослеживается и при мнимых, и при реальных экзаменах.

3. У низкоуспевающих студентов на фоне мнимых и реальных экзаменов эмоции более ярко выражены, чем у высокоуспевающих.

Литература. Андрущенко Е. В. — Врач, дело, 1957, № 5, с. 533—535.

Бутченко Л. А. Электрокардиография в спортивной медицине. Л., 1963, с. 38—39.

Валуева М. Н. — В кн.: Нервное напряжение и деятельность сердца. М„ 1969, с. 210—227.

Волкинд Н. Я. — Ж. высш. нервн. деят., 1975, № 6, с. 1181— 1187.

Волкинд Н. #., Станиславчук В. М. — В кн.: Проблемы физического воспитания, физиологии, социалогии спорта. Красноярск, 1973, с. 43—49.

Волкова И. М. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 74— 76.

Гаккель Л. Б. — В кн.: Научная конф. по вопросам совместной деятельности первой и второй сигнальных систем в норме и патологии. Тезисы. М., 1957, с. 21.

Никитина Т. Н. — Кардиология, 1970, № 2, с. 120—124.

Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.—Л., 1947, т. 4, а 337.

Пастухина Р. И. — В кн : Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, с. 94—96.

Русалова М. Н. Физиология человека, 1976, № 2, с. 273— 281.

Федоров Б. М. Эмоции и сердечная деятельность. М., 1977, с. 141.

Фролов М. В., Свиридов Е. П. — Ж- высш. нервн. деят., 1974, № 5, с. 1052.

Поступила 04.11.81

УДК 613.95:614.39

Г. Л. Туровец

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ КАК НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА

Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Накопленные научные данные о влиянии различных факторов на растущий организм позволили сформулировать представление о множестве отдельных факторов риска и их сочетаний, предопределяющих более высокий уровень заболеваемости детского населения. И хотя не все закономерности формирования здоровья ребенка еще изучены.

большинство исследователей сходятся в том, что среди этнологических моментов целого ряда предотвратимых заболеваний важнейшее место принадлежит неблагоприятным санитарно-гигиеническим условиям (Г. Н. Сердюковская).

На основании многократно проведенного в разных условиях анализа результатов массовых исследований со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.