Научная статья на тему 'Влияние инвестиционной политики на развитие социально-экономических факторов'

Влияние инвестиционной политики на развитие социально-экономических факторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСЫ / АКТИВНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПОЛИТИКА / INVESTMENTS / STATE / FINANCES / ACTIVITY / TAXATION / POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юн М.А.

В статье рассматривается влияние инвестиционной политики, ее воздействие на развитие социально-экономических факторов. Основным инвестором выступает государство и ее действия направлены на улучшение социально-экономического положения в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INVESTMENT POLITICS ON DEVELOPMENT OF SOCIOECONOMIC FACTORS

In the article influence of investment politics, her affecting, is examined development of socio-economic factors. The state and her actions come forward a basic investor sent to the improvement of socio-economic position in society.

Текст научной работы на тему «Влияние инвестиционной политики на развитие социально-экономических факторов»

УДК 378.1

ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Юн M.A., магистрантка, ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье рассматривается влияние инвестиционной политики, ее воздействие наразвитие социально-экономических факторов. Основным инвестором выступает государство и ее действия направлены на улучшение социально-экономического положения в обществе.

Ключевые слова: инвестиции, государство, финансы, активность, налогообложение, политика

INFLUENCE OF INVESTMENT POLITICS ON DEVELOPMENT OF SOCIOECONOMIC FACTORS

Yong M., Master's Degree student, SEIHPEKhMAD-Yugra «Surgut State Pedagogical University»

In the article influence of investment politics, her affecting, is examined development of socio-economic factors. The state and her actions come forward a basic investor sent to the improvement of socio-economic position in society.

Keywords: investments, state, finances, activity, taxation, politics

Государственная инвестиционная политика должна быть направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем России тесно связано с социальными проблемами. "Цель государства - максимизировать перманентный повышательный тренд, направленный на повышение благосостояния населения и эффективность страны"[6]. Инвестиционную политику надо считать важнейшим направлением для реализации социально-экономической политики государства, позволяющей добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры, с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования. "В итоге региональное развитие представляется результатом расширения всех категорий расходов, а не только вывозимых товаров. Равновесный объем производства в регионе формируется под воздействием мультипликатора расходов на региональный продукт и акселератора, выражающего зависимость требуемых инвестиционных расходов от приростов региональных продуктов"[5].

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата. "Именно государство должно формировать институциональную структуру"[10].

Надо отметить, что в научных работах нет достаточно адекватного определения и характеристики государственной инвестиционной политики. "Теория модернизации эволюционирует на протяжении долгого времени, меняя один этап на другой[7].Поэтому, системно не определены ее элементы и недостаточно рассмотрены факторы, которые влияют на эффективность ее разработки и реализации.

Государственную инвестиционную политику можно охарактеризовать как процесс разработки и реализации концепций, программ и проектов, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов любой формы и их эффективному использованию с целью обеспечения социально- экономического развития государства и роста благосостояния населения.

Основой государственной инвестиционной политики является инвестиционный механизм, который включает ряд составляющих: инвестиционные методы (ИМ), инвестиционные рычаги (ИР), законодательная база (ЗБ), нормативное обеспечение (НО), информационное обеспечение (ИО).

Таким образом, эффективность инвестиционной политики можно определить следующим выражением [1]:

Э = £ (ИМ,ИР,ЗБ,НО,ИО) (1)

В инвестиционным методам относят: оценка инвестиционной

привлекательности, оценка инвестиционного потенциала, оценка инвестиционных потоков, оценка организационного обеспечения, анализ инвестиционной эффективности, прогнозирование инвестиционных потоков, оценка влияния инвестиций на изменение параметров ВВП и валового регионального продукта (ВРП), анализ влияния инвестиций на бюджетную эффективность, анализ влияния инвестиций на отраслевую эффективность, оценка влияния инвестиций на социальное развитие, системная оценка взаимосвязи влияния факторов на конечные результаты социально-экономического развития, системная оценка взаимосвязи влияния факторов на конечные результаты социально-экономического развития, анализ влияния государственной инвестиционной политики на деятельность хозяйствующих субъектов.

Инвестиционными рычагами являются: ставки налогообложения на федеральном, региональном и местном уровне, ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, льготы по налогообложению в особых экономических зонах, организационно-правовые рычаги, лизинговой деятельности, дотации нижестоящему бюджету от вышестоящего, а также финансовая поддержка на инвестиционную деятельность отраслей национальной экономики [1]. "Задача России на современном этапе для улучшения инвестиционного климата состоит в следующем:

-установить льготные в области налогообложения режим"[4].

Законодательная база представляет собой законы и законодательные документы об инвестиционной деятельности, которые разрабатываются и реализуются на федеральном, региональном и местном уровне. Они должны обеспечивать эффективность инвестиционной деятельности во всех субъектах, а также отраслях. При этом важно, чтобы законодательная база обеспечивала приток иностранных инвестиций, как от российских, так и от зарубежных инвесторов и способствовала снижению оттока капитала.

Нормативное обеспечение представляет собой комплекс нормативных документов и инструкций, формируемых в органах исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровня, а также в министерствах и ведомствах. Основным требованием к нему является адекватность реализации законодательной базы на всех этапах формирования и внедрения инвестиционной политики. Именно это обеспечивает эффективность инвестиционной политики.

Информационное обеспечение представляет собой необходимую экономическую и финансовую информацию о состоянии как внутренней среды хозяйствующего субъекта, где реализуются инвестиционные процессы, так и внешнеэкономической. Именно учет влияния последней весьма важен при продолжающихся кризисных явлениях в мировой финансовой системе. Например, для функционирования национальной экономики про формировании и реализации федерального бюджета важно учитывать информацию о прогнозе цен на нефть и газ, которые имеют доминирующее влияние на налоговые поступления и поступления от таможенных пошлин. В итоге это влияет на ресурсное обеспечение инвестиционных программ. При этом необходимо учитывать, что "фондовый рынок систематически трясет от малейших колебаний цен на нефть"[9].

Максимально возможный объем инвестиций, который может

поступить в объект (муниципальную систему, субъект Федерации, отрасль, национальную экономику в целом), определяется формулой [1]:

^max ^С-^пр j ^возы) ^^

Иш JJ

где, г - инвестиционная привлекательность, Б<™ - финансовые возможности инвестора.

Инвестиционная привлекательность объекта - это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций или отток капиталов, включая отток человеческого капитала. Инвестиционную привлекательность регионов России, их кредитные рейтинги, рейтинги муниципалитетов, организаций и облигаций рассчитывают национальные и международные рейтинговые агентства («Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство, Stardart & Poor's, Moody's, Fitch и др.).

Инвестиционная привлекательность (климат) региона определяется инвестиционным потенциалом и интегральным инвестиционным риском. Методика их расчета была разработана специалистами «Эксперт РА». Однако она не учитывает влияние инвестиционной политики на параметры социально-экономического развития объекта.

Инвестиционная привлекательность определяется следующим выражением [1]:

,

(3)

Р1 - - Иииск

где, п"1 - интегральный инвестиционный потенциал, г - интегральный инвестиционный риск.

Интегральный инвестиционный потенциал регионов - это их потенциальные возможности в развитии экономики. Он учитывает готовность региона к приему инвестиций с соответствующими гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами и включает следующие составляющие: инновационный потенциал, производственный, институциональный, интеллектуальный, финансовый, потребительский, инфраструктурный, трудовой, ресурсно-сырьевой.

Инвестиционный риск - это вероятность (возможность) потери капитала. Интегральный инвестиционный риск определяется экономическими, финансовыми, политическими, социальными, экологическими, криминальными и законодательными рисками.

Интегральный риск рассчитывают по следующим составляющим: экономический риск, финансовый риск, политический риск, социальный риск, экологический риск, криминальный риск, законодательный риск [1].

Интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как взвешенная сумма частных видов потенциала и частных рисков.

Погрешности анализа интегрального потенциала и интегрального риска по предлагаемой методике связаны в значительной степени с определением весов (долей) составляющих потенциал и риска, а также с определением самих составляющих.

Согласно данной методике наибольший вес присваивают потребительскому, трудовому, производственному потенциалам, законодательному, политическому и экономическому рискам, наименьший вес - природно-ресурсному, финансовому и институциональному потенциалам, экологическому рискам.

Инвесторы наибольший вес присваивают трудовому и потребительскому потенциалам, т.е их интересуют, в первую очередь, качество местного труда и возможность расширения производства и продажи товаров.

Абсолютное изменение предоставляемых инвестиций определяется по формуле [1]:

Д1 = Г(ДИБ^,ДИП0Т,ДИрис1;}

(4)

див

где, Ес™ - абсолютное изменение возможности инвестора по предоставлению инвестиционных ресурсов в плановом периоде по

сравнению с отчетным периодом,

ди

-■: - - абсолютное изменение

интегрального инвестиционного потенциала объекта в плановом

ли

периоде по отношению к прошлому, г - абсолютное изменение интегрального инвестиционного риска в плановом периоде по отношению к прошлому.

Имея информацию о структуре и объеме инвестиционных вложений за прошлые периоды (годы функционирования) конкретного объекта исследования (национальной экономики, субъекта РФ,

отрасли), а также информацию о динамике структуры и объема внутреннего валового продукта, валового регионального продукта, доходов отрасли, можно, используя статистические методы, выявить между ними математическую зависимость. Вышеуказанное позволяет осуществить прогнозирование изменений экономических параметров объекта.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путем использования инновационных технологий. Конечная цель проведения государственной инвестиционной политики - обеспечение роста параметров социально-экономического развития государства [3]. Это должно способствовать приросту как основных производственных фондов предприятия, так и финансовых фондов в сфере науки, образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения, малого и среднего предпринимательства и т.д.

Особое значение для экономики страны имеет распределение реальных инвестиций по отраслям национального хозяйства, так как именно от этого зависит экономическая эффективность капитальных вложений. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций приходится на отрасли топливной промышленности, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. "Для решения вышеперечисленных задач необходимо стимулировать первичный рынок, создавать необходимые для этого условия"[8].

Инвестиции необходимы для расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, его стабильного финансового состояния и максимизации прибыли [2].

В период выхода из кризиса в значительных масштабах осваиваются базисные инновации, что требует более крупных инвестиций в освоение новых поколений техники и технологии, строительство или техническую реконструкцию действующих предприятий. Решающая роль в этом принадлежит государству, которое прямо (путем бюджетных вложений) или косвенно (с помощью экономических льгот) поддерживает эти инновации, имеющие решающее значение для оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Литература:

1. Инфраструктура поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] / Официальный web-сервер Фонда поддержки предпринимательства Югры. Режим доступа http://sb-ugra.ru. Дата обращения 21.11.2014

2. Мякшин, В. Н. Применение методологии сбалансированной оценки инвестиционной привлекательности для совершенствования региональной инвестиционной политики [Текст] / В. Н. Мякшин// Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 12 (339). - С. 23-33.

3. Экономика и организация малого и среднего бизнеса [Текст] : учеб.пособие : для студентов высш. учеб. заведений, / Н. М. Филимонова, Н. В. Моргунова, Е. С. Никишина. - Москва : Инфра-М, 2013. - С. 220.

4.Чернопятов А.М., Воронова В.Ф. Инвестиционная политика в России на современном этапе.//Транспортное дело России.-2013.-№2(105).-с.42.

5.Чернопятов А.М. Модели регионального развития.//Научное мнение. -2013.-№10(2013).-с.348-352.

б.Чернопятов А.М. Коэволюционное обеспечение верификационных требований для перманентного развития предпринимательской среды.//Инновации и инвестиции.-2014.-№6.-с.37-39.

7.Чернопятов А.М. Основные направления и механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства: монография/Чернопятов А.М^огЛ Carolina, USA: Lulu Press, 2015. 79p.

8.Чернопятов А.М. Пути и проблемы IPO в качестве инструментария увеличения капитализации: монография./Чернопятов А.М. Саарбрюкен, Германия.- 2015. с.102.

9.Чернопятов А.М. Инвестиции: Особенности российского рынка ценных бумаг.//Транспортное дело России. -2013.-№1(104).С.3-4.

10.Чернопятов А.М., Воронова В.Ф. Влияние институциональной среды на развитие предпринимательства.//Инновационная экономика. -2013.-№1-2 (11).-с.25-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.