Научная статья на тему 'Региональная инвестиционная политика как основа государственного управления структурными преобразованиями'

Региональная инвестиционная политика как основа государственного управления структурными преобразованиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1506
1089
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мякшин В. Н.

В статье обоснована взаимосвязь инвестиционной деятельности и реструктуризации экономики региона, исследованы проблемы региональной инвестиционной политики. На основе анализа инвестиционной политики Архангельской области определены основные задачи ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инвестиционная политика как основа государственного управления структурными преобразованиями»

Инвестиционная политика региона

УДК 332.14:330.332.12

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ

В. Н. МЯКШИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики приарктических регионов E-mail: [email protected] Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

В статье обоснована взаимосвязь инвестиционной деятельности и реструктуризации экономики региона, исследованы проблемы региональной инвестиционной политики. На основе анализа инвестиционной политики Архангельской области определены основные задачи ее совершенствования.

Ключевые слова: инвестиционная политика, региональные инвестиционные программы, инвестиционная привлекательность, реструктуризация экономики

Недостаточное развитие рыночных институтов, обусловленное непоследовательностью и бессистемностью институциональных реформ в России, не позволяет в полной мере использовать для повышения инвестиционной привлекательности региона рыночные механизмы саморегулирования экономики, что подтверждает необходимость поиска новых подходов к государственному регулированию инвестиционного процесса.

Формирование стратегии повышения инвестиционной привлекательности региона происходит в условиях достаточно высокой степени неопределенности инвестиционных процессов в России,

вызванной в первую очередь институциональными факторами.

Незавершенность структурных и институциональных преобразований создает дефицит экономических инструментов для регулирования регионального инвестиционного процесса.

Основным негативным последствием нерегулируемых процессов изменения инвестиционной привлекательности является увеличение структурных диспропорций, препятствующих сбалансированности экономического развития как основы экономического роста.

Реструктуризация экономики возможна лишь при наличии инвестиционных ресурсов, достаточных для модернизации производственного потенциала. Как показывает анализ, одной из причин недостаточности средств для модернизации экономики является низкокачественный инвестиционный менеджмент — управление инвестиционными потоками на уровне региона.

На данном этапе экономического развития исключительно рыночные механизмы, направленные на достижение наибольшей прибыли, не могут обеспечить сбалансированность экономи-

ческого развития региона, поэтому необходимо государственное регулирование региональной инвестиционной деятельности, которое позволит достичь сбалансированности всех инвестиционных потоков для ресурсного обеспечения структурных преобразований.

Доля бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал Архангельской области по источникам финансирования в 2011 г. составила 24 % (из них доля инвестиций из федерального бюджета — 17,8 %, из регионального — 5,3 %), что свидетельствует о росте государственного участия в инвестировании экономического развития области [ 1].

Необходимость государственного регулирования обусловлена тем, что рыночные механизмы (структуры, институциональная среда, мораль) неразвиты или отсутствуют. Органы государственной власти могут компенсировать эту проблему на коротком отрезке времени. Участие государства в регулировании экономики должно быть постепенно заменено рыночным саморегулированием по мере развития институтов рынка.

Доминирующая роль частного инвестирования предполагает акцентирование не на распределительной функции государственных капиталовложений, а на повышении инвестиционной привлекательности региона для частных инвесторов.

Для реализации стратегии реструктуризации экономики региона необходимы разработка и проведение активной инвестиционной политики. Выбор приоритетов экономического развития и механизмов инвестиционной поддержки их реализации является первостепенной проблемой региональной инвестиционной политики, решение которой предполагает концентрацию ограниченных ресурсов на осуществлении приоритетных инвестиционных проектов. Постановка целей привлечения инвестиций в приоритетные отрасли должна подчиняться общим задачам развития экономики региона и устранения структурных диспропорций [2].

Основу формирования инвестиционной политики Архангельской области составляют следующие положения:

1) определение «точек инвестиционного роста» на основе исчисленных с применением метода межотраслевого баланса коэффициентов инвестиционной индукции, характеризующих способность приоритетных видов экономической деятельности инициировать инвестиционную активность в смежных сегментах экономики региона;

2) активизация механизма инвестиционной индукции посредством повышения инвестиционной привлекательности приоритетных сегментов или через маневренность бюджетных финансовых ресурсов;

3) повышение сбалансированности экономического развития региона посредством формирования секторов экономического роста, способствующих устранению структурных диспропорций [3].

При наличии жестких финансовых ограничений возможна, по мнению автора, лишь точечная поддержка инновационных разработок в рамках приоритетных направлений, что подчеркивает необходимость более четкого ранжирования соответствующих приоритетов.

Структура формирования и реализации региональной инвестиционной политики может быть представлена в виде трех взаимосвязанных блоков.

Первый блок представлен комплексом политико-экономических, социальных, производственно-финансовых, природно-ресурсных факторов, а также факторов развития (интеллектуальных, инновационных, инфраструктурных), которые связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики и определяют уровень инвестиционной привлекательности.

Второй блок составляют этапы формирования региональной инвестиционной политики:

1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики;

2) формирование региональной инвестиционной программы;

3) разработка механизма реализации региональной инвестиционной политики.

Третий блок представлен механизмом реализации инвестиционной политики, цель которого — воздействие органов регионального управления на всех участников инвестиционного процесса для достижения намеченных показателей социально-экономического развития региона.

Основная цель региональной инвестиционной политики — формирование достаточного инвестиционного обеспечения социально-экономического развития региона.

В данной работе цели инвестиционной политики сформированы в виде критериальных значений факториальных признаков инвестиционной привлекательности. Для оценки ожидаемых результатов реализации используется система сбалансированных показателей, характеризующих политико-эко-

номические, социальные, природно-ресурсные, производственно-финансовые аспекты региональной экономики, а также перспективы развития.

Ключевыми задачами государственной инвестиционной политики на современном этапе развития России являются:

— кардинальное улучшение инвестиционного климата (федеральный аспект) и повышение инвестиционной привлекательности (региональный аспект);

— инвестиционное обеспечение инновационно-технологической модернизации и развития производственного потенциала.

В связи с этим при реализации инвестиционной политики Архангельской области необходимо решить следующие частные задачи:

— дальнейшее совершенствование нормативно-законодательной базы в целях обеспечения государственной поддержки инвестиционных проектов;

— создание условий для повышения роли амортизационных отчислений как источника инвестирования;

— расширение практики страхования и гарантирования государственной поддержки инвестиционных проектов в целях уменьшения инвестиционных рисков;

— повышение сбалансированности экономического развития региона посредством устранения структурных диспропорций;

— активизация точек инвестиционного роста в целях ресурсного обеспечения структурных преобразований в экономике региона;

— привлечение новых источников прямых инвестиций и кредитных ресурсов.

Инвестиционная политика в регионе должна исходить, во-первых, из стратегических целей и задач развития региона, во-вторых, учитывать сложившуюся структуру экономики региона, в-третьих, должна быть направлена на повышение инвестиционной привлекательности.

Для повышения инвестиционной привлекательности необходимо:

— проанализировать особенности воспроизводственного процесса в регионе;

— оценить технический и технологический уровень производства;

— определить приоритеты развития экономики региона;

— разработать инвестиционно привлекательные проекты;

— обосновать источники финансирования, в том числе привлечение иностранного капитала при соблюдении региональных интересов;

— определить механизм реализации инвестиционной политики при условии обеспечения баланса интересов производителей в смежных отраслях.

В соответствии с теорией инвестиций основными принципами инвестиционной политики на всех уровнях являются целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, регулируемость, комплексность.

При формировании инвестиционной политики кроме общих принципов необходимо учитывать и региональные особенности.

Основные принципы формирования региональной инвестиционной политики Архангельской области:

— научная обоснованность в соответствии с учетом требований объективных экономических законов и их проявления в реальных условиях региональной экономики;

— системность (формирование системообразующих элементов финансовой и производственной инфраструктуры посредством создания общесистемных механизмов нормативно-правового и государственного регулирования инвестиционной деятельности);

— альтернативность, предполагающая наличие различных вариантов развития региона, чем обеспечивается возможность выбора наиболее эффективных условий реализации стратегии;

— постепенная децентрализация инвестиционного процесса, повышение роли внутренних источников инвестиционных ресурсов при сохранении бюджетного финансирования для ключевых объектов, имеющих некоммерческий характер (социальные объекты);

— разграничение функций инвестиционного регулирования между федеральными, региональными и территориальными органами исполнительной власти;

— сбалансированность (гармоничное сочетание внутренних и внешних источников инвестирования).

Механизм реализации инвестиционной политики включает в себя:

1) совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

2) осуществление концентрации инвестиционных ресурсов на стратегических направлениях инвестиционных программ;

3) мобилизация всех источников инвестиционных ресурсов, включая институциональные и сбережения населения;

4) осуществление мониторинга инвестиционной деятельности для своевременной корректировки инвестиционной политики.

С решением проблемы повышения инвестиционной привлекательности связаны следующие приоритетные направления реализации инвестиционной политики в регионе.

1. Целевые инвестиционные программы и проекты. В рамках этого направления реализуются задачи программно-целевого управления как формы государственной инвестиционной политики в регионе. Средства реализации: формирование совокупности инвестиционных проектов, объединенных по отраслевому и территориальному признакам.

2. Наука и инновационная деятельность. Основной задачей данного направления является создание в регионе точек инвестиционного роста на основе высокотехнологичных производств. Средства реализации: создание системы научного обеспечения процессов развития и мониторинга инвестиционной деятельности, подготовка инновационных инвестиционных проектов, разработка программ подготовки научных кадров.

3. Развитие инвестиционной инфраструктуры. Направление предусматривает развитие инвестиционных институтов как целостной системы, обеспечивающей сбалансированность спроса и предложения на инвестиционном рынке, в соответствии с потребностями различных категорий пользователей инвестиционных ресурсов. Средства реализации: развитие материально-технической базы кредитно-финансовых и других институтов инвестиционной инфраструктуры, применение инвестиционных технологий в соответствии с принципами рыночной экономики, обеспечение прозрачности системы финансирования инвестиционных проектов.

4. Кадровое обеспечение. Направление ориентируется на решение задачи количественного и качественного обеспечения потребности инвестиционного процесса (прежде всего инвестиционной инфраструктуры) в кадрах соответствующей квалификации. Средства реализации: совершенствование системы подготовки кадров и повышения квалификации, а также комплекс мероприятий, способствующих развитию человеческого фактора.

Предлагаемые подходы к реализации региональной инвестиционной политики позволят

создать предпосылки для стабилизации инвестиционного потенциала региона, формирования благоприятного инвестиционного климата по привлечению отечественных и иностранных инвестиций с целью эффективного развития производственной, инновационной и социальной составляющих экономики региона.

Регулирование инвестиционной деятельности представляет программу скоординированных действий органов государственного управления по реализации указанных целей, задач, направлений инвестиционной политики, обеспечивающих распределение инвестиционных ресурсов в соответствии с потребностями региона на данном этапе экономического развития.

Под механизмом регулирования инвестиционной деятельности понимается совокупность экономических, правовых, административных, организационных форм и методов регулирования инвестиционного процесса.

Механизм регулирования инвестиционной деятельности является многоуровневым, то есть эффективность применения любого структурного элемента механизма требует согласованности действий на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Это обусловливает необходимость рассмотрения проблемы разграничения полномочий управления инвестиционной деятельностью как на федеральном, так и на региональном уровнях, чем определяется выбор инструментов и рычагов управления, которые находятся в компетенции тех или иных органов государственной власти.

Основные инструменты инвестиционной политики определяются на федеральном уровне в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными инвестиционными законами. Региональным органам управления делегированы полномочия правоприменительной деятельности.

Для реализации механизма повышения инвестиционной привлекательности используется система инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью.

По характеру воздействия методы регулирования инвестиционной деятельности подразделяются на две группы: прямые и косвенные (см. рисунок).

По механизмам воздействия методы могут быть классифицированы как правовые, административные, экономические, организационные.

Административные

Развитие нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность на территории региона; формирование механизма гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности.

Разработка и реализация региональных инвестиционных программ. Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств бюджета субъекта РФ, конкурсный отбор инвестиционных проектов.

Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ на финансирование утвержденных инвестиционных проектов.

Прямое управление государственными инвестициями и участие в них; установление порядка и условий предоставления гарантий и поручительств, порядка лицензирования, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение размера платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним

г

Прямые Косвенные

Экономические

Предоставление налоговых льгот, определение налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ.

Установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера.

Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, ссуд и льготных займов. Оказание помощи при создании инфраструктуры бизнеса, определение условий и порядка природопользования. Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами. Координация внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением субъектами инвестиционной деятельности

Активно-структурные инструменты:

- государственная поддержка (предоставление средств регионального бюджета; предоставление бюджетных ссуд; предоставление инвестиционных налоговых кредитов и т.п.);

- прямое бюджетное инвестирование приоритетных направлений инвестиционного развития региона;

- государственно-частное партнерство.

Бюджетно-налоговая политика:

- бюджетное регулирование определения доходных и расходных статей регионального бюджета;

- льготное финансирование

и кредитование (дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды);

- налоговое регулирование в части местных налогов (назначение и дифференциация налоговых ставок, определение налоговых льгот, установление специального налогового режима);

- регулирование направления инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- амортизационная политика.

Кредитно-денежные инструменты:

- регулирование денежной массы;

- антиинфляционные меры;

- регулирование процентной ставки по операциям ЦБ;

- рефинансирование коммерческих банков;

- операции на рынке ценных бумаг

Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности

Приоритетными являются правовые методы, так как регулирующее воздействие должно осуществляться в соответствии с инвестиционным законодательством, обеспечивающим нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Возможности регионов по повышению инвестиционной привлекательности определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, предоставляющими органам государственной власти субъектов РФ полномочия по

государственному регулированию инвестиционной деятельности.

В Архангельской области разработана и действует правовая база по регулированию государственных инвестиций. Элементы инвестиционной политики в региональном разрезе представлены, в частности, в Стратегии социально-экономического развития Архангельской области на период до 2030 года, одобренной распоряжением администрации Архангельской области от 16.12.2008 № 278-ра/48 (далее — Стратегия).

Кроме того, действует ряд других законодательных актов, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности:

— областной закон от 24.09.2010 № 188-15-ОЗ «О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности»;

— областной закон от 24.06.2009 N° 52-4-ОЗ «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области»;

— постановление правительства Архангельской области от 02.03.2010 № 54-пп «Об утверждении Порядка сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории Архангельской области»;

— постановление правительства Архангельской области от 19.10.2010 № 321-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011—2013 годы»;

— распоряжение правительства Архангельской области от 14.09.2010 № 455-рп «О создании сети промышленных парков в Архангельской области»;

— указ губернатора Архангельской области от 15.02.2010 № 14-у «Об утверждении Положения о комиссии по инвестиционной политике и развитию конкуренции в области»;

— указ губернатора Архангельской области от 17.09.2010 № 175-у «Об утверждении Положения о консультативном совете по иностранным инвестициям при губернаторе Архангельской области».

При этом в отличие от федерального уровня регулирования на региональном уровне действуют ограничения:

— формирование региональной нормативно-правовой базы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством;

— как правило, региональные инвестиционные программы детализируют федеральные и направлены на участие регионов в их реализации;

— применение отдельных механизмов воздействия осуществляетсяв рамках бюджетов субъектов РФ.

Специфика административных методов состоит в том, что они представляют собой комплекс обязательных для исполнения требований и распоряжений государства по отношению к субъектам инвестиционной деятельности. Косвенные методы предполагают воздействие государства на экономические интересы участников инвестиционного

процесса, создание таких рамок их инвестиционной деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной. Из сути этих методов видно, что административные методы значительно ограничивают свободу экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время экономические методы оставляют полную свободу выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних перед первыми.

Экономические инструменты могут быть представлены следующими группами:

— активно-структурные инструменты;

— инструменты бюджетно-налоговой политики;

— инструменты денежно-кредитной политики.

Инструменты бюджетно-налоговой политики

направлены на сокращение региональных бюджетных расходов, повышение налогов или на то и другое одновременно, что обеспечивает регулирование потенциального инфляционного воздействия притока инвестиционного капитала. Данная группа включает в себя все виды воздействия, возникающие в связи с формированием и использованием бюджета, условиями налогообложения и определяемого ими протекания финансовых и инвестиционных потоков.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы с целью прямого или косвенного воздействия на экономические процессы. На региональном уровне инструментом монетарного воздействия может служить целевое кредитование.

Для успешной реализации региональной стратегии повышения инвестиционной привлекательности необходимо применить следующие основные организационно-управленческие формы воздействия:

1) информационно-аналитическое обеспечение;

2) методы повышения инвестиционного имиджа территории;

3) методы реструктуризации экономики региона;

4) методы продвижения приоритетных инвестиционных проектов.

Реализация стратегии должна опираться на институциональное подкрепление в виде специально созданной организации: службы, которая бы полностью отвечала за формирование политики инвестиционной привлекательности и ее реализацию.

Такая структура должна иметь статус независимой организации во избежание риска зависимости от политического и бюджетного давления административных учреждений.

Несмотря на определенные ограничения в механизмах реализации инвестиционной политики, накладываемые статусом региона как субъекта Российской Федерации, в рамках имеющихся у региональных органов управления полномочий и возможностей можно сделать многое для укрепления инвестиционного потенциала региона и повышения инвестиционной привлекательности. Как показывает анализ, в настоящее время недостаточно средств для модернизации экономики области. Одной из причин является низкокачественный инвестиционный менеджмент — управление инвестиционными потоками на уровне региона. Кроме того, серьезным недостатком существующего механизма инвестиционного развития является отсутствие в его составе научно-методологического аппарата, предназначенного для оценки инвестиционной привлекательности региона.

Основным инструментом реализации инвестиционной политики являются региональные целевые программы. Направленные на развитие инвестиционной деятельности, эти программы должны быть комплексными, то есть должны включать мероприятия, направленные на развитие в первую очередь инновационных видов экономической деятельности.

В соответствии со Стратегией одним из путей динамичного развития экономики Архангельской области является активизация инвестиционных процессов.

В Архангельской области реализуется среднесрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011—2013 годы», утвержденная постановлением правительства Архангельской области от 19.10.2010 № 321-пп (далее — программа).

Основные структурные элементы программы представлены в табл. 1.

Общий объем финансирования программы составляет 295 944,7 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета — 175 944,7 тыс. руб. (59,5 %), за счет внебюджетных источников — 120 000 тыс. руб. (40,5 %).

В 2011 г. на финансирование этой программы было предусмотрено 22 084,7 тыс. руб., что составляет 0,3 % расходной части бюджета области.

Предполагается, что каждый рубль бюджетных средств, направленных на финансирование реализации программы, обеспечит прирост объема инвестиций в основной капитал до 82 руб.

Проведенный автором анализ содержания программы позволяет сделать следующие выводы.

Следует отметить, что разработанный документ содержит полезную аналитическую информацию, в нем представлена верная нормативная постановка отдельных задач.

Тем не менее данный документ не отражает в полном объеме проблемы повышения инвестиционной привлекательности, в нем не представлены инструменты решения проблем, не определены условия для роста инвестиционной активности. Кроме того, базисные положения, исходные термины документа не совсем точны.

В программе не сформулирована основная задача модернизации — реструктуризация экономики. Необходимо отразить связь задач повышения инвестиционной привлекательности области с задачами формирования структуры экономики в аспекте инновационных возможностей.

Финансовое обеспечение программы не учитывает вероятности потерь выделяемых средств, предполагает выполнение всех задач в срок и с заложенной эффективностью, что маловероятно в условиях, когда структурные и институциональные проблемы, а также технологическая основа региональной экономики выступают в качестве ограничителя развития. Кроме того, не учитываются последствия мирового финансового кризиса 2008 г.

Наряду с формированием рыночных моделей инвестиционной инфраструктуры необходимо предусмотреть восстановление государственных объектов инвестиционной инфраструктуры.

Архангельская область по своим природно-климатическим и географическим условиям, обеспеченности квалифицированными кадрами является инвестиционно привлекательным регионом. Вместе с тем уровень инвестиционной активности в Архангельской области неадекватен уровню ее инвестиционного потенциала, что обусловлено рядом проблем:

— отсутствуют механизмы финансовой поддержки инвестиционной деятельности;

— в регионе нет земельных участков с развитой инженерной инфраструктурой, которые можно предоставлять в пользование инвесторам для размещения новых производств;

Таблица 1

Основные направления среднесрочной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области

на 2011—2013 годы» [5]

Раздел программы Направления программы

Задачи Совершенствование законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности. Развитие эффективных мер государственной поддержки инвесторов. Привлечение внимания российских и иностранных инвесторов к Архангельской области и представление области для потенциальных инвесторов как перспективного партнера. Стимулирование инновационной активности бизнеса в Архангельской области

Перечень основных мероприятий Совершенствование законодательства Архангельской области в сфере поддержки инвестиционной деятельности на территории Архангельской области. Создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций в экономику Архангельской области. Создание объектов инвестиционной инфраструктуры в Архангельской области. Продвижение инвестиционного потенциала Архангельской области на внутреннем и внешних рынках. Развитие инновационной деятельности в Архангельской области. Развитие механизмов государственно-частного партнерства в Архангельской области

Ожидаемые конечные результаты Повышение эффективности нормативно-правовой основы инвестиционной деятельности. Рост объема прямых инвестиций в экономику Архангельской области. Облегчение доступа инвесторов к объектам инженерной инфраструктуры (создание одного промышленного парка в г. Архангельске). Рост числа инвестиционных проектов с высокой степенью проработки. Повышение информированности российских и иностранных субъектов инвестиционной деятельности об инвестиционной привлекательности Архангельской области. Стимулирование организаций Архангельской области к разработке и внедрению инновационных технологий и выпуску высокотехнологичной продукции. Создание условий для развития механизмов государственно-частного партнерства в Архангельской области

Целевые показатели Инвестиции в основной капитал (в действующих ценах) — до 49 300 млн руб./г. Повышение рейтинга инвестиционного потенциала Архангельской области — на 2 пункта. Количество новых рабочих мест — до 1 050 новых рабочих мест. Количество созданных промышленных парков — 1 ед. Количество вновь созданных организаций с участием иностранного капитала — 13 ед. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения — 40 тыс. руб./чел.

— отсутствует эффективная система продвижения Архангельской области как в России, так и за рубежом;

— недостаточно используются механизмы государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов;

— не осуществляется поддержка инноваций [4].

Основными факторами, ограничивающими

инвестиционную деятельность в Архангельской области (по данным выборочного обследования Росстата), являются недостаток собственных финансовых средств (на это указали 73 % руководителей организаций), высокий процент коммерческого кредита (35 %), неопределенность экономической ситуации в стране (51 %) и недостаточный спрос на продукцию (25 %).

Правительство Архангельской области принимает меры по решению стратегической задачи повышения инвестиционной привлекательности в части формирования нормативно-правовой основы инвестиционной деятельности, создания организационной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

В Архангельской области сформирован ряд компонентов организационной инфраструктуры для привлечения инвестиций:

— управление инвестиционной политики и внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития Архангельской области;

— государственное унитарное предприятие «Инвестиционная компания «Архангельск»;

— Фонд имущества и инвестиций Архангельской области;

— Архангельский региональный бизнес-инкубатор.

Начата разработка программы инвестиционного маркетинга Архангельской области с целью продвижения инвестиционного потенциала области на внутреннем и внешнем рынках.

В настоящее время в Архангельской области реализуется 67 инвестиционных проектов различного масштаба общим объемом 2 169 067,9 млн руб., в том числе 25 % инвестируемых средств составляют собственные средства. При этом 95 % общего объема инвестиций приходится на инфраструктурные проекты, 2 % — на добычу полезных ископаемых, 1,5 % — на проекты в лесопромышленном комплексе, 0,6 % — на проекты в агропромышленном комплексе (табл. 2).

Оценка влияния долгосрочных региональных целевых программ на величину объема инвестиций может быть использована в качестве дополнительного индикатора эффективности деятельности региональных органов управления.

Проекты с участием государства составляют 72 % от общего количества реализуемых инвестиционных проектов.

Восемь инвестиционных проектов, реализуемых на территории Поморья, включены во всероссийский перечень, одним из них является проект создания в Архангельской области крупнейшей

лесопильной компании на северо-западе России (объем инвестиций составит 1,7 млрд руб.).

Общая постановка задач повышения инвестиционной привлекательности региона должна осуществляться в контексте структурного и воспроизводственного процесса и сопровождаться определением приоритетных направлений развития производства. Необходимо четко определить роль государства в инвестиционном процессе, так как на данном этапе развития при современном состоянии развития в области рыночных институтов именно бюджетные расходы и возможности их будущей мультипликации могут обеспечить повышение инвестиционной привлекательности.

Насущной необходимостью становится разработка методики формирования инвестиционных программ, которые отражают особенности экономики региона.

Эта задача не может быть сведена к утверждению соответствующей методики на федеральном уровне, регионы должны использовать собственные разработанные методики при условии, что они не противоречат утвержденным федеральным рекомендациям, а, возможно, служат их совершенствованию.

В современных условиях целесообразно разрабатывать методики формирования среднесрочных инвестиционных региональных программ, так как

Таблица 2

Характеристика инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в Архангельской области

Количество инвестиционных проектов Инвестиционные средства Количество Социальная эф-

Вид экономической деятельности Общий объем инвестиций, млн руб. В том числе за счет собственных средств, млн руб. проектов с участием государства фективность (количество новых рабочих мест)

Добыча полезных 4 43 904,00 25 261,00 1 2 050

ископаемых

Социальная сфера 2 1 550,00 245,00 2 —

Лесопромышленный 19 31 638,08 20 401,38 8 1 996

комплекс

Рыбоводство 1 62,00 62,00 1 3

Туризм 8 1 494,90 271,20 5 165

Пищевая 4 436,1 150,50 4 465

промышленность

Агропромышленный 16 13 694,40 3 046,50 16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

комплекс

Инфраструктурные 10 20 712 527,80 489 350,00 6 9 000

проекты

Производство электро- 3 1 053,50 911,50 3 30

энергии, газа и воды

Строительство 2 3 707,12 178,22 2 —

Итого 67 2 169 067,90 539 877,30 48 14 609

разработка долгосрочных программ требует анализа долгосрочных тенденций развития региональной экономической системы, прогнозирования государственной инвестиционной политики на федеральном уровне, что повышает степень неопределенности разрабатываемых решений.

Проведенное исследование практики разработки инвестиционных программ на основе документов регионального законодательства показало, что, несмотря на осуществление определенной деятельности по регулированию инвестиционного развития Архангельской области, ощущается недостаток механизмов решения инвестиционных проблем в соответствии с балансом интересов населения региона, инвесторов, государственных органов регионального управления.

Географическое положение и обеспеченность природными ресурсами, квалифицированными кадрами обусловливают достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности Архангельской области. Вместе с тем инвестиционный потенциал области реализуется далеко не полностью, что обусловлено рядом проблем:

— усилением в экономике области структурной несбалансированности экономического развития, которая выражается в сырьевой направленности экономики, находящейся в зависимости от колебания мировых цен на энергетические ресурсы;

— высоким уровнем износа основных фондов в подавляющем большинстве видов экономической деятельности (степень износа составляет около 40 %, доля полностью изношенного оборудования превышает 10 %);

— несбалансированностью инвестиционных потоков в отдельных видах экономической деятельности;

— низкой привлекательностью перерабатывающих отраслей для инвесторов;

— неразвитостью механизмов финансовой поддержки инвестиционной деятельности;

— отсутствием эффективного механизма капитализации сбережений населения и превращения их в инвестиции;

— недостаточным использованием механизмов государственно-частного партнерства в реализации крупных инвестиционных проектов;

— недостаточной поддержкой инноваций.

Доминирующая роль частного инвестирования

предполагает смещение акцента с распределительной функции государственных капиталовложений на повышение инвестиционной привлекательности региона для частных инвесторов.

Список литературы

1. Инвестиции в России. 2011: статистический сборник. М.: Росстат. 2011. 303 с. URL: http://www. gks.ru/free_doc/doc_2011/invest.rar.

2. Мякший В. Н. Приоритеты реструктуризации инвестиционных процессов в развитии реального сектора экономики Северо-Арктического региона // Экономика и управление. 2012. № 7. С. 133—141. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17871717.

3. Мякшин В. Н. Стратегия государственного управления структурными преобразованиями в экономике региона: монография. Архангельск: ИПЦ САФУ. 2013. 241 с.

4. Мякшин В. Н., Песьякова Т.Н. Сбалансированная оценка деятельности регионального лесопромышленного комплекса // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 20 (120). С. 80—84. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=11516443.

5. Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011—2013 годы»: постановление правительства Архангельской области от 19.10.2010 № 321-пп.

Investment policy

REGIONAL INVESTMENT POLICY AS THE BASIS FOR GOVERNMENT-ADMINISTERED STRUCTURAL REFORMS

Vladimir N. MIAKSHIN

Abstract of the regional investment policy. The analysis of the

The article justifies the interaction of investing and Arkhangel'sk-region investment policy determines the regional economy restructuring. It considers the issues major challenges facing its improvement.

Keywords: investment policy, regional investment programs, investment attractiveness, economic restructuring

References

1. Investitsii v Rossii. 2011: statisticheskii sbornik. [Investments in Russia. 2011: Statistical Data Collection]. Moscow, Rosstat, 2011, 303 p. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/invest.rar.

2. Miakshin V. N. Prioritety restrukturizatsii in-vestitsionnykh protsessov v razvitii real'nogo sektora ekonomiki [Priorities of restructuring of investment processes in development of a real sector of economy]. Ekonomika i upravlenie — Economics and Management, 2012, № 7, pp. 133—141.

3. Miakshin V. N. Strategiia gosudarstvennogo up-ravleniia strukturnymi preobrazovaniiami v ekonomike regiona [Strategy of public administration of structural transformations in a region economy]. Arkhangel'sk, SAFU Publ., 2013, 243 p.

4. Miakshin V. N., Pes'iakova T. N. Sbalansirovan-naia otsenka deiatel'nosti regional'nogo lesopromysh-lennogo kompleksa [The balanced assessment of the regional timber industry]. Vestnik Iuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta—Herald of the Southern Ural State University, 2008, no. 20, pp. 80—84.

5. Executive Order of the Government of the Arkhangel'sk region «On approval of the long-term target program of the Arkhangel'sk region «Improving the investment appeal of the Arkhangel'sk region for 2011—2013» of October 19, 2010 № 321-pp. (In Russ.)

Vladimir N. MIAKSHIN

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangel'sk, Arkhangel'sk region, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.