Научная статья на тему 'Системная оценка влияния государственной инвестиционной политики на социально-экономическое развитие'

Системная оценка влияния государственной инвестиционной политики на социально-экономическое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / GOVERNMENTAL INVESTMENT POLICY / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / INVESTMENT MECHANISM / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / INVESTMENT METHODS / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЫЧАГИ / INVESTMENT LEVERS / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION SUPPORT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / NORMATIVE SUPPORT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / LEGISLATION BASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвиненко Владимир Анатольевич, Дёмик Николай Кузьмич

В статье изложен новый методологический подход к системной характеристике государственной инвестиционной политики и анализу ее составляющих, определен инвестиционный механизм данной политики, включающий инвестиционные рычаги, законодательную базу, нормативное и информационное обеспечение, представлен критерий эффективности государственной инвестиционной политики, предложена системная модель оценки влияния инвестиционной политики на параметры социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article puts forward a new methodological approach to the system characteristics of governmental investment policy and to the analysis of its components. The authors describe the investment mechanism of the policy, including investment levers, legislation base, normative and information support, identify criteria of governmental investment policy efficiency and advance the system model of assessing the impact of investment policy on the parameters of social and economic development.

Текст научной работы на тему «Системная оценка влияния государственной инвестиционной политики на социально-экономическое развитие»

Канд. экон. наук В. А. Литвиненко

Н. К. Дёмик

СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

В статье изложен новый методологический подход к системной характеристике государственной инвестиционной политики и анализу ее составляющих, определен инвестиционный механизм данной политики, включающий инвестиционные рычаги, законодательную базу, нормативное и информационное обеспечение, представлен критерий эффективности государственной инвестиционной политики, предложена системная модель оценки влияния инвестиционной политики на параметры социально-экономического развития.

Ключевые слова и словосочетания: государственная инвестиционная политика, инвестиционный механизм, инвестиционные методы, инвестиционные рычаги, законодательная база, нормативное обеспечение, информационное обеспечение, эффективность, социально-экономическое развитие.

Государственная инвестиционная политика должна быть направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем в России тесно связано с социальными проблемами. Инвестиционную политику надо считать важнейшим направлением для реализации социально-экономической политики государства, позволяющей добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры, с тем чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии

нации. Эти меры также будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата.

Надо отметить, что в научных работах нет достаточно адекватного определения и характеристики государственной инвестиционной политики. Так, системно не определены ее элементы и недостаточно рассмотрены факторы, которые влияют на эффективность ее разработки и реализации.

По нашему мнению, государственную инвестиционную политику можно охарактеризовать как процесс разработки и реализации концепций, программ и проектов, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов любой формы и их эффективному использованию с целью обеспечения социально-экономического развития государства и роста благосостояния населения.

Основой государственной инвестиционной политики является инвестиционный механизм, который включает ряд составляющих (рисунок).

Рис. Инвестиционный механизм государственной инвестиционной политики

Таким образом, эффективность инвестиционной политики можно качественно определить следующим выражением:

Эип = I (ИМ, ИР, ЗБ, НО, ИО).

Дадим характеристику каждой составляющей.

К инвестиционным методам относятся:

- оценка инвестиционной привлекательности;

- оценка инвестиционного потенциала;

- оценка инвестиционных потоков;

- оценка организационного обеспечения;

- анализ инвестиционной эффективности;

- прогнозирование инвестиционных потоков;

- оценка влияния инвестиций на изменение параметров ВВП и валового регионального продукта (ВРП);

- анализ влияния инвестиций на бюджетную эффективность;

- анализ влияния инвестиций на отраслевую эффективность;

- оценка влияния инвестиций на социальное развитие;

- системная оценка взаимосвязи влияния факторов на конечные результаты социально-экономического развития;

- анализ влияния государственной инвестиционной политики на деятельность хозяйствующих субъектов.

Инвестиционными рычагами являются:

- ставки налогообложения на федеральном, региональном и местном уровне;

- ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин;

- льготы по налогообложению и таможенным пошлинам в особых экономических зонах;

- организационно-экономические рычаги лизинговой деятельности;

- дотации, субвенции, субсидии, трансферты нижестоящему бюджету от вышестоящего, а также финансовая поддержка на инвестиционную деятельность отраслей национальной экономики.

Законодательная база представляет собой законы и законодательные документы об инвестиционной деятельности, которые разрабатываются и реализуются на федеральном, региональном и местном уровне. Они должны обеспечивать эффективность инвестиционной деятельности во всех субъектах, а также в отраслях. При этом важно, чтобы законодательная база обеспечивала приток иностранных инвестиций как от российских, так и от зарубежных инвесторов и способствовала снижению оттока капитала.

Нормативное обеспечение представляет собой комплекс нормативных документов и инструкций, формируемых в органах исполнительной власти федерального, регионального и местного уровня, а также в министерствах и ведомствах. Основным требованием к нему является адекватность реализации законодательной базы на всех этапах формирования и внедрения инвестиционной политики. Именно это обеспечивает эффективность инвестиционной политики.

Информационное обеспечение представляет собой необходимую экономическую и финансовую информацию о состоянии как внутренней среды хозяйствующего объекта, где реализуются инвестиционные процессы, так и внешнеэкономической. Именно учет влияния последней весьма важен при продолжающихся кризисных явлениях в мировой финансовой системе. Например, для функционирования национальной экономики при формировании и реализации федерального бюджета важно учитывать информацию о прогнозе цен на нефть и газ, которые имеют доминирующее влияние на налоговые поступления и поступления от таможенных пошлин. В итоге это влияет на ресурсное обеспечение инвестиционных программ.

Максимально возможный объем инвестиций, который может поступить в объект (муниципальную систему, субъект Федерации, отрасль, национальную экономику в целом), определяется формулой

1 max = f (Ипр, Ивозм), где Ипр - инвестиционная привлекательность;

Ивозм - финансовые возможности инвестора.

Инвестиционная привлекательность объекта - это совокупность факторов, определяющих приток инвестиций или отток капиталов, включая отток человеческого капитала. Инвестиционную привлекательность регионов России, их кредитные рейтинги, рейтинги муниципалитетов, организаций и облигаций рассчитывают национальные и международные рейтинговые агентства («Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство, Standard & Poor's, Moody's, Fitch и др.).

Инвестиционная привлекательность (климат) региона определяется инвестиционным потенциалом и интегральным инвестиционным риском. Методика их расчета была разработана специалистами агентства «Эксперт РА». Однако она не учитывает влияние инвестиционной политики на параметры сциально-экономического развития объекта.

Инвестиционная привлекательность определяется следующим выражением:

Ипр — f Шпо^ -ИрискХ

где Ипот - интегральный инвестиционный потенциал;

Ириск - интегральный инвестиционный риск.

Интегральный инвестиционный потенциал регионов - это их потенциальные возможности в развитии экономики. Он учитывает готовность региона к приему инвестиций с соответствующими гарантиями сохранности капитала и получения прибыли инвесторами и включает следующие составляющие - частные инвестиционные потенциалы:

- инновационный (уровень развития фундаментальной, вузовской и прикладной науки, уровень информатизации региона);

- производственный, связанный с инновационным (ВВП, ВРП, промышленность и их структура);

- институциональный (способность региона выполнять свои функции, степень развития институтов рыночной экономики);

- интеллектуальный (уровень и качество человеческого капитала);

- финансовый (устойчивость финансовой системы, золотовалютные резервы, сбалансированность бюджетов, объем налоговой базы, прибыльность отраслей экономики);

- потребительский (совокупная покупательная способность населения);

- инфраструктурный (экономико-географическое положение страны, региона и их инфраструктурная обеспеченность);

- трудовой (связан с национальным человеческим капиталом, определяется трудовыми ресурсами и их образовательным уровнем);

- ресурсно-сырьевой (обеспеченность экономики природными ресурсами).

Инвестиционный риск - это вероятность (возможность) потери капитала. Интегральный инвестиционный риск определяется экономическими, финансовыми, политическими, социальными, экологическими, криминальными и законодательными рисками.

Интегральный риск рассчитывают по следующим составляющим:

- экономический риск (тенденции в экономическом развитии страны, региона);

- финансовый риск (устойчивость финансовой системы, уровень инфляции, степень сбалансированности бюджетов и финансов, валютные резервы, объем чистого экспорта и др.);

- политический риск (устойчивость власти, международное положение, распределение политических симпатий населения и др.);

- социальный риск (уровень социальной напряженности);

- экологический риск (уровень загрязнения окружающей среды);

- криминальный риск (уровень преступности в стране, регионе);

- законодательный риск (устойчивость государственной системы и институтов, юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как взвешенная сумма частных видов потенциала и частных рисков.

Погрешности анализа интегрального потенциала и интегрального риска по предлагаемой методике связаны в значительной степени с определением весов (долей) составляющих потенциала и риска, а также с определением самих составляющих.

Согласно данной методике наибольший вес присваивают потребительскому, трудовому, производственному потенциалам, законодательному, политическому и экономическому рискам, наименьший вес -природно-ресурсному, финансовому и институциональному потенциалам, экологическому риску.

Инвесторы наибольший вес присваивают трудовому и потребительскому потенциалам, т. е. их интересуют в первую очередь качество местного труда и возможность расширения производства и продажи товаров.

Абсолютное изменение предоставляемых инвестиций определяется по формуле

А I = / (АИвозм, АИпот, АИриск),

где АИвозм - абсолютное изменение возможности инвестора по предоставлению инвестиционных ресурсов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом;

АИпот - абсолютное изменение интегрального инвестиционного потенциала объекта в плановом периоде по отношению к прошлому;

АИриск - абсолютное изменение интегрального инвестиционного риска в плановом периоде по отношению к прошлому.

Абсолютное изменение (увеличение, уменьшение) ВВП согласно кейнсианской теории определяется как

АВВП = К • А I, где К - мультипликатор Кейнса.

Авторами предлагается уточнение данной формулы, тогда

АВВП = К • / (АИвозм, АИпоТ, АИриск).

Уточненные расчеты влияния инвестиций на рост ВВП требуют учета воздействия человеческого фактора, в частности, состояния его интеллектуального потенциала, что определяется экспертным путем.

Для субъектов Российской Федерации изменение ВРП за счет изменения объема можно определить следующим образом:

АВРП = КврП • А1врп = КврП • / (АИвозм. ВРП, АИпот. ВРП, АИриск ВРп), где КВРП - мультипликатор для региона;

АИвозм. ВРП - абсолютное изменение возможности инвестора по предоставлению инвестиционных ресурсов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом в регионе;

АИпот. ВРП - абсолютное изменение интегрального инвестиционного потенциала объекта в плановом периоде по отношению к прошлому в регионе;

АИриск ВРП - абсолютное изменение интегрального инвестиционного риска в плановом периоде по отношению к прошлому в регионе.

Для отраслей национальной экономики изменение дохода в плановом периоде по отношению к прошлому (отчетному) периоду за счет изменения инвестиционных вложений определяется по формуле

АДотрасли — Котрасли ' У (АИвозм. отрасли АИпот. отрасли, АНриск отрасли),

где Котрасли - мультипликатор для отрасли;

АИвозм. отрасли - абсолютное изменение возможности инвестора по предоставлению инвестиционных ресурсов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом в отрасли;

АИпот. отрасли - абсолютное изменение интегрального инвестиционного потенциала объекта в плановом периоде по отношению к прошлому в отрасли;

АИриск отрасли - абсолютное изменение интегрального инвестиционного риска в плановом периоде по отношению к прошлому в отрасли.

Имея информацию о структуре и объеме инвестиционных вложений за прошлые периоды (годы функционирования) конкретного объекта исследования (национальной экономики, субъекта Российской Федерации, отрасли), а также информацию о динамике структуры и объема внутреннего валового продукта, валового регионального продукта, доходов отрасли, можно, используя статистические методы, выявить между ними математическую зависимость. Вышеуказанное позволяет осуществить прогнозирование изменения экономических параметров объекта (ВВП, дохода отрасли) в зависимости от изменения инвестиционных вложений.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путем использования инновационных технологий. Конечная цель проведения государственной инвестиционной политики как важнейшей составляющей финансовой политики - обеспечение роста параметров социально-экономического развития государства. Таким образом, при эффективном проведении инвестиционной политики должна увеличиваться доля ВВП на каждого члена общества. Это должно способствовать приросту как основных производственных фондов предприятий, так и финансовых фондов в сфере науки, образования, здравоохранения, социального и пенсионного обеспечения и т. д.

Особое значение для экономики страны имеет распределение реальных инвестиций по отраслям национального хозяйства, так как именно от этого зависит экономическая эффективность капитальных вложений. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал в современных условиях приходится на отрасли топливной промышленности, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство.

Инвестиции необходимы для расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, его стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Стремительный научно-технический прогресс является главной причиной быстрого морального старения оборудования и техники, требует систематического их обновления в короткие сроки. Именно инвестиции в научно-техническое перевооружение, модернизацию, ввод современных технологий обеспечивают укрепление экономики страны.

В период выхода из кризиса в значительных масштабах осваиваются базисные инновации, что требует крупных инвестиций в освоение новых поколений техники и технологии, строительство или техническую реконструкцию действующих предприятий. Решающая роль в этом принадлежит государству, которое прямо (путем бюджетных вложений) или косвенно (с помощью экономических льгот) поддерживает эти инновации, имеющие решающее значение для оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Важнейшим направлением государственного регулирования социально-экономического развития России является привлечение иностранного капитала и вместе с тем создание организационно-экономических, правовых и финансовых стимулов для уменьшения оттока российского капитала за рубеж, который в настоящее время значителен.

Список литературы

1. Катасонов В. Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. - М. : Анкил, 2005.

2. Корчагин Ю. А., Маличенко И. П. Инвестиции: теория и практика. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лютова И. И. Инвестиции. - М. : Национальный институт бизнеса, 2006.

4. Шевелева Е. Н., Колотилкин А. Б. О развитии ситуации в сфере инвестиций в основной капитал в 2001-2002 гг. // Промышленная политика в Российской Федерации. - 2002. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.