МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ИНТЕГРАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА
Алиев Аяз Аладдин оглы
аспирант кафедры финансового
менеджмента
РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский
экономический университет имени
Г. В. Плеханова», 117997, Москва,
Стремянный пер., д. 36.
E-mail: ayaz.797@mail.ru
В статье рассматриваются теоретические основы и меры структурного регулирования инвестиционного и инновационного развития нефтегазовой отрасли в Азербайджанской Республике, опирающиеся на механизм и систему экономических, административных и правовых инструментов. Сравниваются объемы иностранных и внутренних инвестиций в экономику Азербайджана и анализируются результаты их использования, показана роль государственных предприятий в прямых иностранных инвестициях. Автором выделены основные принципы инвестиционной политики. Описываются проблемы инвестиционной политики на национальном и международном уровне, а также инструменты прямого и косвенного государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: инвестиционная политика, инновационная деятельность, инвестиционно-инновационное развитие, инвестиционный процесс, нефтегазовый комплекс, Азербайджанская Республика.
THE INTEGRATION OF INVESTMENT POLICY AND THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF AZERBAIJAN
Aliev, Ayaz А.
Post-graduate student of the Department for Financial Management of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: ayaz.797@mail.ru
This article discusses the theoretical foundations and structural adjustment measures of investment and innovation development of the oil and gas industry in the Republic of Azerbaijan, based on the mechanism and the system of economic, administrative and legal instruments. Compares the volume of foreign and domestic investments in Azerbaijan's economy and analyzes the results of their use, shows the role of state enterprises in foreign direct investment. Author highlights the main principles of investment policy. Describes the problems of investment policy at the national and international level, as well as tools of direct and indirect state regulation of investment activities.
Keywords: investment policy, innovative activity, investment and innovative development, investment process, oil and gas complex, Republic of Azerbaijan.
Меняющиеся условия в инвестиционной политике
Инвестиционная политика не формируется в вакууме. Она разрабатывается и принимается в политическом и экономическом контекстах, а также на глобальном и региональном уровнях. В последние годы целый ряд кризисов в области финансов увеличили глобальные дисбалансы.
Во-первых, экономический и финансовый кризис определил долгосрочные изменения в экономике развитых стран и на развивающихся рынках.
Во-вторых, финансовый кризис, в частности, привел к росту роли государства в экономике, как в развитых, так и развивающихся странах.
В-третьих, кризис привел к возникновению проблем, которые ни одна страна не может решить в одиночестве. Международная координация, объединив свои усилия, может решить проблемы на региональном уровне и повысить объемы денежных потоков на мировом уровне.
И в-четвертых, центральное место занимают глобальный политический и экономический контекст и проблемы, которые должны быть решены в социальном и экономическом аспекте. Исходя из этого появляются новые парадигмы развития, связанные с экономическим ростом и развитием инвестиционной составляющей.
В развивающихся странах и в странах с переходной экономикой в настоящее время основным направлением развития являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В Азербайджанской Республике в 2012 г. ПИИ составляли 5,3 млрд долларов. Рост по сравнению с 2011 г. составил 857 млн долларов. Более 80% ПИИ в общей структуре иностранных инвестиций в экономику Азербайджана были направлены в нефтегазовый сектор.
Наибольшая доля средств была финансирована компаниями BP Exploration (Shah Deniz) и Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК), которые разрабатывают блок месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли».
Впервые после 2010 г. развивающиеся страны получили более 50% мировых потоков ПИИ. Этому послужило падение доли прямых иностранных инвестиций в развитых странах (табл. 1).
Данные потоки увеличивают возможности, а также долю стратегических инвестиций, ориентированных на поощрение и защиту политики в развивающихся странах.
Т а б л и ц а 1
Иностранные инвестиции, направленные в экономику Азербайджана*
(в млн долл.)
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Всего иностранных инвестиций, направленных в экономику страны 4 893,2 5 052,8 6 674,3 6 847,4 5 468,6 8 247,8 8 673,90
В том числе:
международные кредиты 698,4 983,5 1 576,6 2 357,9 1 438,3 3 405,9 3 692,50
инвестиции в нефтяную 3 799,9 3 422,3 4 003,3 3 350,7 2 412,7 2 955,3 3 407,80
индустрию
Объемы инвестиций зарубежных компаний с совме- 230,5 368,4 439,1 494,1 624,4 659,6 886,0
стным участием
В том числе по
странам-инвесторам:
Турция 96,2 136,6 109,2 60,8 76,8 147,5 89,1
Нидерланды 1,2 - - 43,8 28,0 163,5 173,3
США 24,8 70 78 108,8 117,6 40,0 73,8
Иран 1,2 17,5 4,6 - 6,8 3,2 11,2
Германия 21,5 17,4 22,9 48,2 38,8 17,0 32,5
Россия 5,1 4,6 10,7 5,8 50,3 11,7 35,0
Великобритания 39,5 39,1 80 146,4 160 144,0 148,8
ОАЭ 5,7 18,3 12,3 38,5 43,2 30,3 75,3
Швейцария 0,5 2,7 3,5 3,7 16 11,7 26,7
Франция 2,6 11,1 4,4 - 4,5 6,2 14,3
Кипр 0,2 5,4 13,2 2,2 - 1,6 -
Китай 0,2 1,3 1,2 8,1 25,9 33,5 -
Италия 4,6 2,8 14 2 9,8 10,3 -
Пакистан - 3,1 - - - - -
Япония - - - 0,4 2,8 1,4 2,5
другие страны 27,2 38,5 85,1 25,4 43,9 37,7 203,5
Другие привлеченные инвести- 163,4 261,6 587,1 641,2 992,2 1 225,0 667,7
ции
* Источник: Официальный сайт Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики. - URL: http://www.stat.gov.az
Следует отметить, что страны с развивающейся экономикой стали не только важными получателями ПИИ, но и крупными инвесто-
рами. Их доля в экспорте инвестиций приближается к 30%, в то время как эти страны ранее были более подвержены давлению со стороны иностранных инвесторов, сталкивались с проблемами обеспечения защиты инвестиций, сделанными крупными иностранными корпорациями. Экономика Азербайджана является примером данного типа инвестиционной политики (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Инвестиции, направленные в экономику Азербайджана за период с 2004 по 2011 г.* (в млн долл.)
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Иностранные инвестиции 4575,5 4 893,2 5 052,8 6 674,3 6 847,4 5 468,6 8 247,8 8 673,90
Внутренние инвестиции 1347,3 2 225,3 3 247,6 5 391,8 9 374,6 7 564,9 9 343,60 12 915,0
* Источник: Официальный сайт Государственного комитета по статистике Азербайджанской Республики. - URL: http://www.stat.gov.az
Несмотря на многократное превышение доли иностранных инвестиций в экономике Азербайджана в начале 2000-х гг., к 2011 г. доля внутренних инвестиций превысила иностранные в полтора раза. Данный факт подтверждает, что мировой рынок капитала и инвестиций не стоит на месте, со временем начали появляться новые типы инвесторов на мировой сцене инвестиций.
Государственные предприятия (ГП) становятся важным игроком ПИИ. По данным ЮНКТАД, в 2010 г. в Азербайджане насчитывалось около 650 многонациональных государственных предприятий, у которых около 8 500 иностранных филиалов1. Несмотря на это, ГП составляют лишь 1% от общего числа многонациональных предприятий. Их зарубежные инвестиции составляют примерно 11% от глобальных потоков ПИИ. Но с общим объемом активов в управлении 4-5 трлн долларов возможности для дальнейших прямых инвестиций в производственные активы увеличиваются.
В 2006 г. в Азербайджанской Республике было создано открытое акционерное общество «Азербайджанская инвестиционная компания» (АИК). АИК выполняет программу инвестиционного развития отечественных и иностранных компаний, функционирующих в ненефтяных отраслях экономики. Ее уставный капитал был сформирован за счет средств Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики и на момент создания составлял 100 млн долларов
1 См.: Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). -URL: http://unctad.org/ en/Pages/Home.aspx
(90 млн манатов). Необходимо отметить, что АИК не только инвестирует собственные финансовые ресурсы, но и активно привлекает внешних инвесторов для участия в потенциальных бизнес-проектах, в том числе и иностранных. Важное условие для инвестиций АИК - недопустимость выкупа контрольного пакета или доли участия в уставном капитале коммерческих организаций.
В нефтегазовой промышленности стратегическим предприятием является основанная в 1992 г. Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (SOCAR). Основной миссией компании является совместное финансирование региональных и международных проектов в области энергетики и максимизация прибыли от продажи углеводородов и производных продуктов на внутреннем и внешнем рынках.
Инвестиционная политика нового поколения направлена на поддержание благоприятного инвестиционного климата не только на макроуровне, но и на уровне стратегически важных отраслей экономики и предприятий, их формирующих. Ключевая задача политики - нахождение оптимального баланса между регулированием собственных инвестиционных активов и открытостью к иностранным инвестициям.
В целом инвестиционная политика нового поколения характеризуется:
1) признанием роли инвестиций в качестве основной движущей силы экономического роста и развития и, как следствие, реализации инвестиционной политики как центральной части стратегии развития;
2) желанием продолжать устойчивое развитие на основе собственных инвестиций государства по различным направлениям финансирования;
3) признанием необходимости поощрения экспорта инвестиций национальными бизнес-структурами.
Вышеперечисленные аспекты инвестиционной политики нового поколения могут дать новый импульс для решения многолетних проблем, связанных с недостатками инвестиций, которые препятствовали эффективному финансированию проектов на различных уровнях и вызывали риск и неопределенность для инвесторов.
Основные проблемы инвестиционной политики
На национальном уровне ключевым аспектом инвестиционной политики является синтез инвестиционной политики и общей стратегии развития или политики промышленного развития, которая обеспечивает согласованное развитие с другими отраслями. Политика нового поколения включает целевые ориентиры, такие, как направление инвестиций в ключевые области экономического и промышленного развития, на рост, поддержание и улучшение производственного по-
тенциала и международной конкурентоспособности с элементами инновационного развития на макро- и микроуровне.
В инвестиционной политике нового поколения больше внимания должно уделяться качественным аспектам инвестиций, таким как перспективные инновационно-технологические проекты с добавленной стоимостью, дающие высокую отдачу.
На уровне частных компаний путем создания сильных институтов для реализации инвестиционной политики и динамичного управления принятой инвестиционной стратегией было бы актуальным создать систему стимулов (табл. 3).
Т а б л и ц а 3 Проблемы национальной инвестиционной политики
Проблемы Пути решения
Интеграция инвестиционной политики и стратегического развития Направление инвестиций в ключевые области для наращивания производственного потенциала и международной конкуренции
Обеспечение согласованности инвестиционной политики, направленной на общее развитие целей
Включение основных целей устойчивого развития в программу инвестиционного развития Максимизация положительного и сведение к минимуму отрицательного воздействия инвестиций
Поощрение национального инвестора
Обеспечение продолжительной и эффективной инвестиционной политики Создание сильных институтов для реализации инвестиционной политики
Мониторинг устойчивого развития и эффективности инвестиций
На международном уровне изменение среды инвестиционной политики порождает следующие глобальные проблемы:
- международные инвестиционные соглашения (МИС) могут чрезмерно сдерживать национальные экономические приоритеты развития;
- МИС сосредоточены исключительно на защите инвесторов, а не на привлечении инвестиций в целях развития отдельных приоритетных отраслей экономики (табл. 4).
Вышеприведенные проблемы призывают к интеграции инвестиционной политики в общую структуру развития на уровне страны, отрасли или конкретно взятого предприятия.
Т а б л и ц а 4
Проблемы международной инвестиционной политики
Проблемы Пути решения
Укрепление аспекта развития МИС Формирование стимулирующей политики поощрения инвестиций для приоритетных отраслей экономики
Баланс прав и обязательств государств и инвесторов Отражение в МИС обязанностей инвестора
Формирование базовых принципов управления
Основными принципами инвестиционной политики в целях устойчивого развития на различных уровнях функционирования являются:
1. Поощрение инвестиций для всеобъемлющего роста и устойчивого развития.
2. Встраивание основных положений инвестиционной политики в общую стратегию развития отдельных отраслей или предприятий, их формирующих.
3. Последовательность и непротиворечивость инвестиционной политики как на международном, так и на национальном уровне.
4. Регулярная трансформация инвестиционной политики для ее эффективной адаптации в условиях динамичного развития.
5. Сбалансированность инвестиционной политики, устанавливающей права и обязательства государств и инвесторов в интересах всех субъектов политики инвестиционного развития.
6. Обеспечение защиты инвесторов.
7. Согласование политики в области стимулирования инвестиций и направление ее на сведение к минимуму финансовых рисков как на макро-, так и на микроуровне.
В современной рыночной экономике инновационная деятельность является основной движущей силой экономического прогресса, рычагом экономического развития. Экономика XXI в. вывела на ведущее место фактор роста эффективности ресурсов на базе НИОКР и инноваций, что послужило источником формирования концепции инвестиционно-инновационного типа экономического развития [3]. Данная концепция, к которой перешли развитые страны, базируется не просто на производстве товаров и услуг, а на производстве товаров и услуг высоких технологий. Основным источником такого экономического развития являются инвестиции и инновации.
Основная задача инвестиционно-инновационного развития - инвестиции в основной капитал. Между инвестициями в основной капитал и инновационным развитием существует тесная корреляционная
связь, которая зависит от времени, характера инвестиций и эффективности их использования.
В Азербайджане инвестиции в основной капитал после развала СССР были на минимальных уровнях (табл. 5).
Т а б л и ц а 5
Макроэкономические показатели Азербайджанской Республики*
(в % к предыдущему году)
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
ВВП 105,8 110,0 107,4 111,1 109,9 110,6 111,2 110,2 126,4 134,5 125,0 110,8 109,3 105,0 100,1 102,2
Инвестиции в основной капитал 139 123 98 103 121 184 174 135 117 115 124 132 82 121 127 118
* Источник: Официальный сайт Статкомитета СНГ. - URL: http://www.cisstat.com/
Подписанное в 1994 г. международное соглашение «Контракт века» между 12 крупными нефтяными компаниями дало новый импульс развития нефтегазовой отрасли страны, а также других приоритетных направлений экономики. Объем инвестиций, в том числе и в основной капитал, ежегодно повышался (табл. 6).
Т а б л и ц а 6
Инвестиции в основной капитал в Азербайджанской Республике в 2000-2012 гг.* (в млн манатов)
Год Январь Январь - июнь Январь - декабрь
2000 53,3 420,5 967,8
2001 54,3 399,5 1 170,8
2002 108,2 860,5 2 107
2003 198,7 1 439,8 3 786,4
2004 405 2 321,7 4 922,8
2005 364,2 2 555,2 5 769,9
2006 338,6 2 644,8 6 234,5
2007 352,7 2 736,8 7 471,2
2008 364,3 3 687,4 9 944,2
2009 277,5 3 522,1 7 724,9
2010 401,3 3 766,9 9 905,7
2011 432 4 476,6 12 776,4
2012 459,4 5 924,9 15 338,5
* Источник: Официальный сайт Статкомитета СНГ. - URL: http://www.cisstat.com/
Несмотря на регулярный рост инвестиций в 2011-2013 гг., в настоящее время, по различным оценкам, в стране в обновлении нуждается от 50 до 80% предприятий. Таким образом, экономика нуждается в крупных инновационных проектах.
Теоретически развитие может происходить и при минимальных инвестициях, снижая конкурентоспособность страны и предприятий на международном рынке.
В Азербайджане и ряде других стран с сырьевой направленностью экономики состояние нефтегазового комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и на социально-экономическое развитие регионов. В настоящее время управление нефтегазовой отраслью в Азербайджане рассматривается не как крупная иерархическая структура с взаимно подчиняющимися организациями отрасли, а как система управления инвестиционным развитием нефтегазового комплекса при контролирующей и регулирующей роли государственных органов управления.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности нефтегазовой индустрии - своеобразная функция государственного управления, призванная объединить государственные и частные интересы для формирования рациональных соотношений в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций.
В экономической практике принято выделять две группы методов, при помощи которых государственные органы регулируют инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. В Азербайджане основным законодательным и правовым актом по вопросам инвестиционного регулирования является Закон Азербайджанской Республики от 13 января 1995 г. № 952 «Об инвестиционной деятельности». В соответствии с данным законом все формы государственного регулирования инвестиционного процесса можно разделить на три блока: правовой, административный и экономический (табл. 7, 8). В Азербайджане в большей степени используются инструменты прямого государственного регулирования.
Государственные структуры, влияя на инвестиционный климат через инструменты налоговой, фискальной и монетарной политики, определяют «правила игры» на формирующемся рынке инвестиций и инноваций. Несмотря на высокие темпы роста экономики Азербайджана, на рынке инноваций наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одним из стратегических направлений инвестиционной политики является поиск дополнительных источников инвестиционных ресурсов.
Как показывают исследования, правительства развитых стран используют методы косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика), за счет которых можно до-
полнительно стимулировать приток иностранных и внутренних инвестиций.
Т а б л и ц а 7
Инструменты прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности
Правовые Административные Экономические
активно-структурные фискальные (бюджетно-налоговые) монетарные (денежно-кредитные)
Разработка и утверждение нормативно-правовых актов Защита национальных компаний от поставок и использования устаревших технологий Государственная поддержка и бюджетное финансирование инвестиционных проектов Льготное финансирование инвестиционных проектов Льготные займы
Совершенствование системы государственного контроля Проведение экспертиз инвестиционных проектов Участие в уставном капитале перспективных компаний Дифференциация налоговых ставок Антиинфляционные меры и регулирование общей денежной массы
Разработка механизмов защиты национальных инвестиционно-инновационных компаний и усиление межрегиональных связей Вовлечение в инвестиционный процесс объектов и проектов, находящихся в государственной собственности Прямое проектное финансирование инвестиционных проектов Дотации, субсидии, бюджетные ссуды
Т а б л и ц а 8
Инструменты косвенного регулирования инвестиционной деятельности
Правовые Административные Экономические
активно-структурные бюджетно-налоговые денежно-кредитные
Меры по защите интересов инвесторов Проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции Инвестиционные скидки Совершенствование системы налогообложения, специальных налоговых режимов Ценовой контроль государства
Антимонопольная политика Лицензирование стратегически-приоритетных видов деятельности Предоставление льготных условий пользования объектами государственной собственности Совершенствование механизма начисления амортизации Установление предельных ставок процентов по банковским кредитам
Описанные методы и инструменты могут обеспечить поступательное увеличение инвестиционной активности с преобладанием в инвестициях инновационной составляющей, необходимой для активизации инвестиционных и инновационных процессов на стратегических предприятиях, таких как SOCAR, и в стратегических отраслях экономики Азербайджана.
Список литературы
1. Екимова К. В., Чернышев А. Н. Об организации системы эффективного взаимодействия предпринимательских структур национальной экономики // Вестник ЮУрГу. Серия «Экономика и менеджмент». - 2011. - № 28 (245). - С. 124-127.
2. Кеменов А. В. Макрологистическая поддержка развития ИСК // Финансовая жизнь. - 2012. - № 4.
3. Кузьмина Л. А. Инновационный процесс и качество экономического роста // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. - № 4.
4. Халилов Т. Т. Характерные черты и особенности развития бизнеса в Азербайджане / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 8 (50). - С. 117-120.
References
1. Ekimova K. V., Chernyshev A. N. Ob organizatsii sistemy effektivnogo vzaimodeystviya predprinimatelskikh struktur natsionalnoy ekonomiki [On the Organization of Effective Interaction between Business Structures of the National Economy], Vestnik YuUrGU. Seriya «Ekonomika i menedzhment» [Bulletin SUSU. Series «Economics and Management»], 2011, No. 28 (245), pp. 124-127. (In Russ.).
2. Kemenov A. V. Makrologisticheskaya podderzhka razvitiya ISK [Macrologistical Support the Development of CSI], Finansovaya zhizn [Financial Life], 2012, No. 4. (In Russ.).
3. Kuzmina L. A. Innovatsionnyy protsess i kachestvo ekonomicheskogo rosta [Innovation Process and the Quality of Economic Growth], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova [Bulletin Nekrasov Kostroma State University], 2010, No. 4. (In Russ.).
4. Khalilov T. T. Kharakternye cherty i osobennosti razvitiya biznesa v Azerbaydzhane [Characteristics and Features of the Development of Business in Azerbaijan], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2012, No. 8 (50), pp. 117-120. (In Russ.).