8. Шеховцов В. Визначення шляхв та пдход'ю до управл'1ння процесами змни форми власностi п1'дприемств ОПК та можливостi у зв'язку з цим державного контролю за Ух д'яльн'ютю [Електронний ресурс]/В. Шеховцов, О. Шевченко. - Режим доступу: http://www.niss.gov.Ua/Monitor/May2013/6.htm
9. Шпильова В. О. Корпоративна культура: сутнсть та актуальн проблеми сучасностi [Електронний ресурс] / В. О. Шпильова // Ефективна економка. - Режим доступу: http://www.economy.nayka. com. ua/index.php ?operation=1&iid=70
10. Штерн Г. Ю. Корпоративне управлння: навч. посб. /Г. Ю. Штерн. - Харкiв: ХНАМГ, 2011. - 243 с.
References
1. Voloshyn A.I. Povysheniie effektivnosti upravleniia paketami aktsii nakhodiashchikhsia v gosudarstvennoi sobstvennosti [Improving the Efficiency of Control Blocks of State-owned Shares]. Ekonomichnyi prostir [Economic Space]. no.18. (2012). pp. 102-110.
2. Vyplata dyvidendiv [Payment of Dividends]. Spravochnik ekonomista [Manual of Economist]. http://www.economist.net.ua/? q=node/174.
3. Derzhavnyi komitet statystyky Ukrainy [State Statistics Committee of Ukraine]. http://www.ukrstat.gov.ua.
4. Kushlak O.I. Mihratsiia kapitalu yak umova vstupu Ukrainy v hlobalnyi ekonomichnyi prostir [The Migration of Capital as a Condition of Entry of Ukraine in the Global Economic Space]. http://www.intkonf.org.
5. Smitiukh A. Arifmetika korporativnogo kontrolia [Arithmetic Corporate Control]. http:// antiraider.org. ua/2012/02/18/print:page,1, arifmetika-korporativnogo-kontrolja.html
6. Semenenko D.Yu. Problemy ta perspektyvy zaluchennia inozemnykh investytsii do ekonomiky Ukrainy [Problems and Perspectives of Attraction Foreign Investments in Ukraine's Economy]. http//www.masters.donntu.edu.ua.
7. Cherpak A. Korporatyvnyi kontrol v systemi upravlinnia aktsionernym tovarystvom [Corporate Control in the System of Management of a Joint-stock Company]. Visnyk Ternopilskoi akademii narodnoho hospodarstva [Bulletin of Ternopil Academy of National Economy]. no. 3. (2011). pp. 162-170.
8. Shekhovtsov V., Shevchenko O. Vyznachennia shliahiv ta pidkhodiv do upravlinnia protsesamy zminy formy vlasnosti pidpryiemstv OPK ta mozhlyvosti u zviazku z tsym derzhavnoho kontroliu za ikh diialnistiu [Determining of Ways and Approaches to Manage the Enterprises (OPK) and the State Control for their Activities]. http://www.niss.gov.ua/Monitor/May2013/6.htm
9. Shpylova V.O Korporatyvna kultura: sutnist ta aktualni problemy suchasnosti [Corporate Culture: the Essence and Problems of Modernity]. Efektyvna ekonomika [Effective Economy]. http: // www. economy. nayka. com. ua/index. php? operation=1&iid=70
10. Shtern H.Yu. Korporatyvne upravlinnia: navchalnyi posibnyk [Corporate Governance: Educational Accessory]. Kharkiv: KhNAMH, 2011. 243 p.
ДАНI ПРО АВТОРА
1гнатенко Микола Васильович, кандидат eKOHOMi4HMx наук, доцент кафедри економки шдприемства
ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький ДПУ iMeHi Григорiя Сковороди»
вул. Сухомлинського, 30 ауд.103, м.Переяслав-Хмельницький,08401, Украша
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Игнатенко Николай Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия
ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды»
ул. Сухомлинского, 30 ауд.103, м.Переяслав-Хмельницкий, 08401, Украина
DATA ABOUT THE AUTHOR
Ignatenko M.V., Ph.D in Economics Science, Associate
SHEE «Pereiaslav-Khmelnytskyi Hryhorii Skovoroda State Pedagogical University» 30, Sukhomlynskyi st., 103 flat, Pereiaslav-Khmelnytskyi, Kyiv region, 08401, Ukraine
УДК 332.142
РЕГЮНАЛЬНА 1НВЕСТИЦ1ЙНА ПОЛ1ТИКА
Герасенко В.П.
Ключов'1 слова: регон, '¡нвестицшна полтика, механiзм реалiзацiУ регонально'У ¡'нвестиц'йноУ полiтики, прiоритети ¡'нвестиц'йно'У д'яльност'! в регiонi, iнвестицiйний клмат, '¡нвестицшна активнють, форми залучення '¡нвестицйного капталу.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Герасенко В.П.
В статье рассмотрено содержание региональной инвестиционной политики; механизмы ее реализации, обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе;
© Герасенко В.П., 2016
Економiчний вюник ушверситету | Випуск № 29/1
65
предложена программа по формированию привлекательного инвестиционного климата в регионе; отражены направления совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь, включая совершенствование форм привлечения иностранного капитала, инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности.
Цель: активизировать региональную инвестиционную деятельность на основе совершенствования региональной инвестиционной политики.
Методология: Инструментарий исследования базируется на общенаучных методах познания.
Результаты работы: в рамках региональной политики предложены механизмы реализации региональной инвестиционной политики, обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе; разработана программа формирования привлекательного инвестиционного климата в регионе; предложены направления совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь, включая формы привлечения иностранного капитала.
Ключевые слова: регион, инвестиционная политика, механизм реализации региональной инвестиционной политики, приоритеты инвестиционной деятельности в регионе, инвестиционный климат, инвестиционная активность, формы привлечения инвестиционного капитала.
REGIONAL INVESTMENT POLICY
Gerasenko V.P.
The article deals with the content of a regional investment policy; mechanisms for its implementation, study and choice of priorities of investment activity in the region; proposed program for the development of an attractive investment climate in the region; reflected directions of improvement of the investment policy in the Republic of Belarus, including the improvement of the forms of attracting foreign capital, tools and mechanisms for increasing investment activity.
Objective: To strengthen the regional investment activity by improving the regional investment policy.
Methodology: The study is based on a toolkit of general scientific methods of cognition.
The results: in the framework of regional policy of the mechanisms of implementation of the regional investment policy, justification and selection of investment priorities in the region; a program for creating a favorable investment climate in the region; suggested ways of improving the investment policy in the Republic of Belarus, including the form of attracting foreign capital.
Keywords: region, investment policy, the mechanism of realization ofthe regional investment policy, investment priorities in the region, investment climate, investment activity, forms of attracting investment capital.
Введение. В условиях реформирования экономики возникает необходимость как концентрации потенциальных возможностей для повышения темпов экономического роста, наращивания экспортного потенциала с целью привлечения дополнительных инвестиций в экономику страны и повышения на этой основе уровня жизни населения, так и совершенствования региональной инвестиционной политики. Необходимо учитывать влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных факторов поведения инвесторов, государственной бюджетной и инвестиционной политики. В переходных условиях на первое место выходит потребность активизации инвестиционной деятельности региона с учетом совокупности инвестиционных интересов всех региональных субъектов и стратегических целей социально-экономического развития.
Постановка проблемы. Перед региональной экономической наукой встает задача научно обоснованного формирования новых условий повышения инвестиционной активности в регионе через совершенствование системы регулирования инвестиционной деятельности, анализ факторов активности инвесторов, разработку мотивационного механизма инвестиционного рынка, целевое увеличение объемов инвестиций с направлением ресурсов в приоритетные направления экономики [1].
Методология проведения работы. Современное состояние отечественной экономики требует реализации структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося на инновационной основе. Особенно актуальными становятся разработка и реализация механизмов активной государственной политики в инвестиционной сфере, а также гибкого и модифицирующегося взаимодействия рыночных структур и государственного регулирования [2].
1. Механизм реализации региональной инвестиционной политики
Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации.
В нашем понимании механизм политики включает общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей.
Региональная инвестиционная политика - это система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого и социально-ориентированного развития региона.
Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из ряда взаимосвязанных и взаимозависимых блоков.
Первый блок - это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся:
1) инвестиционный климат в регионе [3, с. 15];
2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона;
3) уровень инвестиционных рисков;
4) факторы внутреннего и внешнего воздействия.
Приведенные основные факторы главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые в свою очередь определяют комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых республиканским законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.
Второй блок представляет непосредственно этапы формирования инвестиционной политики:
1) определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики;
2) формирование региональной инвестиционной программы;
3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики.
Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.
Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых предусматривается достижение намеченных целей. Основополагающими элементами этого блока являются комплекс применяемых экономических, административных, социально-психологических методов управления и система правового, организационного, информационного обеспечения его действия.
Целенаправленное воздействие органов регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.
Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.
Динамичность инвестиционного процесса обусловливает наличие гибких форм его организации и управления, что, в свою очередь, требует комплексного регулирования основных его стадий с ориентацией на конечные результаты. В процессе реализации инвестиционной деятельности все ее участники используют сочетания различных методов с соответствующим разнообразием форм, стимулов и ограничений. Все это, безусловно, отражает сложность, как самого инвестиционного процесса, так и механизма реализации инвестиционной политики, сущность которого состоит в целенаправленном воздействии региональных органов власти и управления на развитие инвестиционного процесса в направлении, заданном стратегическими документами социально-экономического развития региона. Исходя из такого понимания сущности рассматриваемого механизма, следует акцентировать внимание на то, что инвестиционная политика является частью региональной социально-экономической политики, поэтому ее реализация должна быть направлена на достижение целей социально-экономического развитая региона.
Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность инструментов (методов, моделей), при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.
К числу главных целей функционирования предлагаемого механизма относятся:
- мобилизация инвестиционных ресурсов в регионе;
- формирование инвестиционных потоков и направление их в сектора и отрасли экономики, где обеспечивается наибольшая эффективность от вложений;
- повышение эффективности использования инвестиций;
- прогресс инвестиционной активности в регионе.
Функции, которые призван выполнять данный механизм, состоят в:
- упорядочении воспроизводственного процесса с помощью формирования благоприятной инвестиционной среды и соответствующей системы государственного регулирования;
- реализации инвестиционного потенциала территории;
- формировании мотивационного механизма процесса инвестирования;
- снижении возможных или ожидаемых противоречий экономических интересов участвующих субъектов.
Содержание механизма реализации инвестиционной политики в регионе, которое, по нашему
мнению, можно охарактеризовать как процесс концентрации и мобилизации инвестиционных ресурсов, организации контроля за их эффективным использованием, выработки регулирующих воздействий, направленных на усиление позитивных тенденций в инвестиционной сфере и ослаблении негативных.
Особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон. Поэтому важное место в структуре рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. При этом может иметь место противоречие интересов участников, поэтому важно установить полный спектр движущих мотивов.
2. Механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе
Основу совершенствования региональной инвестиционной политики в регионе должен составлять системный подход, согласно которому необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др.
В целях развития инвестиционного потенциала регионов Республики Беларусь все большую актуальность приобретает выбор приоритетных направлений эффективного вложения средств.
Важность выявления региональных приоритетов обусловлена крайней необходимостью концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на наиболее острых проблемах развития или направлениях, способных обеспечить конкурентные преимущества региональной экономики как на рынке интеграционных образований постсоветских стран, так и мировом рынке. Выбор стратегических направлений инвестиционной политики позволяет сосредоточивать инвестиционные ресурсы на четко обозначенных в ней целях, что в конечном итоге повышает эффективность инвестиционного процесса в регионе.
В этой связи в целях совершенствования регионального управления инвестиционной деятельностью необходимо выделять инвестиционные приоритеты, то есть совокупность наиболее перспективных направлений развития, обусловленных складывающимися предпочтениями потенциальных инвесторов, осуществляющих вложения в определенные объекты и проекты, цель которых - обеспечение достижения стратегических целей и эффективное повышение конкурентных преимуществ региона.
В настоящее время актуально решение проблемы разработки методов оценки, выбора и установления приоритетов экономического развития, с отбором и ранжированием отраслей производства в региональном аспекте.
Методы технико-экономического обоснования приоритетного развития отраслей и производств должны находиться в русле общей концепции построения рыночных отношений, предусматривающей использование экономических механизмов, при формировании инвестиционных средств конкретными хозяйствующими субъектами, с целью концентрации их на реализации приоритетных направлений.
При определении инвестиционных приоритетов региона необходимо, прежде всего, учитывать, что в условиях напряженности формирования республиканского, региональных и местных бюджетов, низкой платежеспособности большой части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона сложно. В этих условиях становится практически неизбежной необходимость более качественного научного обоснования соответствующих приоритетов инвестиционной политики, важнейшими элементами которого должны стать сокращение их общего количества и ориентация на получение максимального социально-экономического эффекта.
В числе приоритетных направлений формирования новой структуры экономики, отвечающей перспективам перехода к ее устойчивому росту целесообразно выделить следующие:
- идентификация «точек роста» и выделение из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств;
- критериями отнесения к «точкам роста» являются способность формирования «секторов роста», содействие развитию социальной сферы и повышению уровня жизни населения, увеличение рабочих мест внутри региона, экспортная ориентация и обеспечение импортозамещения, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, улучшение экологической обстановки;
- оценка платежеспособного спроса и потребностей в товарах и услугах, формируемых на основе учета государственных нужд и программ республиканского, регионального и местного уровней управления и развитие системы государственных закупок;
- реализация системы плановых проектов и программ (научных, инновационных, производственных), базирующихся на результатах анализа перспектив развития мирового рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты рынка и обеспечение в будущем жизненно важных национальных интересов.
Отмеченные направления структурной политики могут быть взяты за основу и адаптированы в регионах с учетом сложившихся социально-экономических условий и особенностей их развития.
Важнейшим приоритетом инвестиционной политики является расширенное воспроизводство. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование развития высокотехнологичных средств труда и предметов труда, путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла.
При расширении функций сбережения и инвестирования финансово-кредитной системой региональной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста следует уделять надлежащее внимание формированию потенциала структурно-инновационной модернизации основного капитала всех отраслей национальной экономики, обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет приоритетного развития наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.
В целях определения приоритетных направлений инвестирования представляется актуальной разработка методических подходов, позволяющих отслеживать состояние и развитие отраслей экономики региона.
Как показывает международный опыт, одним из эффективных способов оценки привлекательности отраслей экономики для инвестирования является количественный анализ различных сторон их финансово-экономической деятельности. Для этой цели в мировой практике используется система коэффициентов, фактические значения которых сравниваются со значениями, рекомендованными в качестве нормативных.
Коэффициенты, отражающие финансово-экономическое положение отраслей экономики региона, приведены в таблице.
Коэффициенты, отражающие финансово-экономическое положение отраслей экономики региона
№ п/п
Основной коэффициент
Коэффициенты, характеризующие основной коэффициент
коэффициент автономии
1.
Финансовой устойчивости
коэффициент отношения выручки от реализации к просроченной дебиторской задолженности и авансов_
коэффициент отношения выручки от реализации к просроченной кредиторской задолженности_
Деловой активности
коэффициент оборачиваемости запасов
коэффициент оборачиваемости капитала
коэффициент рентабельности всего капитала
Эффективности
коэффициент рентабельности продаж
коэффициент рентабельности собственного капитала
Динамики развития отрасли
коэффициент темпов роста
Ликвидности
общий коэффициент покрытия
Для получения сводной характеристики экономико-финансового положения отраслей рассчитывается интегральный показатель, учитывающий значение каждого из рассмотренных коэффициентов, а также их значимость.
Инвестиционные приоритеты региона (отраслевые и территориальные) должны вытекать из общей стратегии его социально-экономического развития.
В условиях рецессии мировой экономики, когда платежеспособный спрос уменьшается, важнейшим вопросом является определение отраслевой структуры инвестиций. В этой связи достаточно эффективным является вложение средств в те производства, в которых спрос стабилен.
Приоритетной задачей инвестирования является достижение устойчивого роста сильных и динамично развивающихся отраслей промышленности путем включения их проектов в различные республиканские программы и привлечения крупных внешних инвесторов. Депрессивные же отрасли промышленности, важные для жизнеобеспечения региона и имеющие экспортный потенциал требуют первоочередной поддержки из республиканского бюджета.
Кроме того, определение региональных инвестиционных приоритетов должно исходить из оценки критериев инвестиционной привлекательности регионов. При этом для каждого региона страны должен быть выделен свой блок инвестиционных приоритетов, удовлетворяющих следующим требованиям: направленность на развитие «отстающих» факторов инвестиционного потенциала и снижение уровня риска, поддержание отраслей специализации региона, диверсификация его хозяйства с целью уменьшения зависимости социально-экономической ситуации в нем от состояния доминирующей отрасли.
Таким образом, для обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе необходимо создание такой системы, которая позволяет учитывать потенциальные возможности республиканского, регионального и местных бюджетов, а так же реальную на каждый период времени платежеспособность финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскивать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона.
3. Программа по формированию привлекательного инвестиционного климата в регионе
В настоящее время в Беларуси приняты нормативно-правовые акты по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности, которые провозглашают общие принципы защиты инвесторов, их права, а порой даже конкретные льготы и гарантии частным инвесторам.
В ходе разработки программ социально-экономического развития регионов необходимо учесть заявки и предложения местных органов власти.
Основной целью программ должно явиться создание инвестиционной привлекательности административно-территориальных единиц, чтобы в их экономику пошли инвестиции и, прежде всего, частные и иностранные. Для достижения этой цели в региональных программах необходимо предусмотреть решение следующих задач:
- использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы с максимальной эффективностью. Эффективность в данном случае означает не только наибольшую загрузку производственных мощностей, но и получение максимума прибыли и отдачи для экономики региона;
- увеличивать объемы накопления посредством реализации программных мероприятий. Доля накопления в валовом региональном продукте должна быть повышена и улучшена его структура;
- создать наилучшие условия для трансформации накоплений, сбережений населения, а также средств потенциальных инвесторов в инвестиции: полная, достоверная, актуальная информация, благоприятное законодательство, привлекательность хозяйствующих субъектов и региона в целом, сильные и надежные финансовые институты и посредники, обслуживающие рынок;
- повысить эффективность инвестиций в результате выполнения программных мероприятий и с этой целью увеличить в максимально возможной степени долю частных инвестиций;
- найти оптимальное соотношение между краткосрочными и долгосрочными инвестициями;
- осуществить структурную перестройку экономики путем приоритетного направления дополнительно привлеченных инвестиций в модернизацию оборудования, внедрение новых передовых технологий, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятиями регионов;
- создать в каждом районном центре новые производства, выпускающие востребованную на внутреннем и внешнем рынке продукцию;
- вызвать экономические предпосылки для решения социальных проблем, стоящих перед регионами страны.
Подъем производственного потенциала регионов позволит существенно увеличить доходную базу бюджетов всех уровней.
С целью выполнения этих задач необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, в которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, существенное снижение инвестиционных рисков, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать и производить.
Система мероприятий программы должна предусматривать решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях ее реализации.
В рамках организационной работы необходимо создать эффективную систему управления инвестиционными процессами в регионах [4]. Для этого требуется сформировать региональный координирующий инвестиционный орган на правах юридического лица, в функции которого необходимо вменить эффективное продвижение и сопровождение инвестиционных проектов. Разработать четкую и простую систему разрешительно-согласовательных процедур для участников инвестиционного процесса, позволяющую сократить до минимума процесс согласования и ускорить, таким образом, период реализации проектов. Необходимо создать специализированную инфраструктуру инвестиционного рынка в регионах и обеспечить взаимодействие всех его участников.
Важнейшей задачей региональной инвестиционной политики является проведение постоянной системной работы по поддержке инвестиционной деятельности в регионе, используя для этого печатные средства массовой информации, электронные СМИ, включая современные сетевые технологии; проведение специализированных выставок проектов, пресс-конференций, круглых столов по вопросам привлечения инвестиций, полиграфическую деятельность.
Одним из главных условий реализации программы является ее стабильное финансовое обеспечение. С целью концентрации финансовых ресурсов, направляемых на реализацию программы, может быть сформирован бюджет программы, основными источниками финансирования которого будут бюджетные целевые средства финансирования инвестиционных проектов, внебюджетные фонды различного назначения, а также привлеченные средства, включая иностранные инвестиции.
Непосредственно бюджетное финансирование программы предлагается осуществлять за счет консолидации средств на ее реализацию из различных источников: областного бюджета, внебюджетных источников, а также за счет привлечения средств местных бюджетов.
Средства областного бюджета предлагается использовать, в первую очередь, на создание в области необходимой инфраструктуры инвестиционного рынка, а также для реализации различных мероприятий по информационной обеспеченности инвестиционной деятельности (издание различных буклетов, каталогов инвестиционных проектов, свободных промышленных площадей, инвестиционного паспорта региона (области, района), выпуска СД-дисков об инвестиционной привлекательности региона, создание интернет-страницы сформированной региональным координирующим инвестиционным органом.
Внебюджетные средства предприятий и организаций необходимо привлекать к финансированию ряда мероприятий программы, в порядке долевого участия: для издания ежегодника по инвестиционной деятельности, обеспечения регулярного представления потенциальным инвесторам оперативно обновляемой статистической информации по динамике развития экономики регионов, а также для рекламного оформления их территории.
Отдельные мероприятия и проекты программы могут финансироваться за счет привлечения дополнительных средств, включая кредиты и иностранные инвестиции.
Управление программой, сформированной региональным координирующим инвестиционным органом, должно проводиться по следующим направлениям:
- создание системы мониторинга реализации программы и обеспечение ее функционирования;
- ежегодное корректирование совместных действий органов государственного управления, местной власти регионов с организациями-исполнителями программы;
- разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовых документов обеспечения выполнения программы, а также формирование перечня первоочередных работ и координационных планов;
- содействие разработке и реализации мероприятий по выполнению проектов программы на уровне административно-территориальных единиц;
- ежегодное уточнение, корректировка с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизмов реализации программы и состава исполнителей.
Контроль за реализацией программы осуществляет государственный заказчик. Разрабатывается комплекс мероприятий в рамках программы по созданию благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику.
Таким образом, для выполнения задач поставленных в программе необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, для которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать, а так же существенное снижение инвестиционных рисков.
4. Совершенствование инвестиционной политики в Республике Беларусь
4.1 Инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности
В стране давно назрела объективная необходимость создать прогрессивный инвестиционный потенциал, разработать механизмы аккумуляции финансового капитала и денежных ресурсов, установить стимулы для роста сбережений и формирования дополнительных кредитных ресурсов. Универсальных инструментов формирования соответствующего типа экономического поведения нет и не может быть по причине различия экономических моделей развития в разных странах, особенностей эволюции ситуации в тот или иной период времени.
Эффективным действием по формированию инвестиционного потенциала и стимулирования экономической динамики является путь по либерализации рынков, цен на товары и ресурсы, при одновременном снижении налогов. При этом у предпринимателей и хозяйствующих субъектов появится возможность использовать большую часть получаемых доходов на накопление.
Сам процесс формирования и использования дополнительных кредитных ресурсов связан с методами регулирования денежного и финансового рынка и спецификой экономической стратегии страны. Если в рамках принятой стратегии развития ставка делается на стимулирование накопления и формирование инвестиционного потенциала, то можно использовать следующие активные механизмы:
- изменение процентной ставки Национального банка Республики Беларусь с целью создания мощного макроэкономического регулятора на денежном и финансовом рынке. Повышение учетной ставки ведет к удорожанию кредита, а это будет привлекать денежные ресурсы, используемые на потребление или покупку акций и иных ценных бумаг;
- валютная политика, как средство использования накоплений в СКВ и их возможного привлечения и использования в виде кредитных ресурсов. Это относится и к формированию обменного курса, который может быть выгодным для конвертации и к созданию условий для притока капитала и свободного его перемещения;
- фондовый рынок, устойчивость и надежность его функционирования.
Кроме отмеченных основных составляющих активизации привлечения кредитных ресурсов существенное значение имеет и использование современных технологий денежного обращения.
Для увеличения объемов привлекаемых денежных ресурсов (причем не только со стороны «внутренних» субъектов, но и внешних) применимы следующие меры:
- создание надёжной системы гарантий вложений и сбережений. Это может обеспечиваться надёжной системой страхования вкладов;
- развитие региональных программ жилищного строительства и создания широкой сети финансовых участников;
- использование эффективной системы налогообложения на физических лиц, размещающих деньги на депозитные счета, что стимулирует процесс сбережений и инвестирование денег домашних хозяйств в экономику;
- проведение соответствующей идеологической и пропагандистской работы по привлечению денежных ресурсов в страну.
Данные методы являются необходимыми и первоочередными в деле расширения кредитных ресурсов в стране и вовлечения в экономический оборот средств хозяйствующих субъектов, местных органов власти и домашних хозяйств.
4.2. Совершенствование форм привлечения иностранного капитала
Существует прямая необходимость в сотрудничестве с иностранными инвесторами и привлечении иностранного капитала в экономику нашей страны.
Работы на государственном уровне по привлечению в страну иностранного капитала может включать:
- разработку концепции привлечения иностранных инвестиций, её обсуждение и утверждение Президентом;
- развитие нормативно-правовой базы, способствующей привлечению иностранных инвесторов в Республику Беларусь;
- создание системы государственного управления процессом привлечения иностранных инвесторов. Проблема привлечения иностранных инвестиций может быть увязана с организацией производства
продукции на базе использования лучших зарубежных образцов с помощью импорта лицензий. Для разработки и реализации такой политики представляется целесообразным:
- заключить с развитыми странами соглашение о сотрудничестве в области технологического обмена;
- создать при отраслевых концернах фонды для долевого финансирования импорта технологий по основным направлениям структурной перестройки.
Одним из каналов притока финансовых ресурсов может стать создание определённых условий для размещения в Республике Беларусь филиалов крупнейших иностранных банков и представительств международных компаний и корпораций, работающих со странами СНГ, Балтии и Восточной Европы.
Деятельность филиалов иностранных банков должна быть поставлена под адекватный финансовый контроль. Такой подход позволит значительно улучшить работу по привлечению финансовых ресурсов и обслуживанию инвестиционных потоков.
Выводы. В результате проведенного исследования обоснована необходимость совершенствования региональной инвестиционной политики. Предложен механизм реализации региональной инвестиционной политики. Разработан механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе. Предложены направления совершенствования инвестиционной политики в Республике Беларусь, включая инструменты и механизмы повышения инвестиционной активности, а так же совершенствования форм привлечения иностранного капитала.
Список использованных источников
1. Герасенко В.П., Насеко Г.А., Герасенко П.В. Инвестиционный менеджмент: комплексная концепция. Монография. Гомель: Белорусский центр бизнеса «Альтаир», 2000. - 60 с.
2. Герасенко В. П. Модель инвестиционной политики региона // Опыт и проблемы инвестирования предприятий и регионов. Материалы международной научно-практической конференции. 9 октября 2003 г. / УО «ВГТУ». - Витебск. - С. 91-97.
3. Герасенко А. В. Формирование и реализация инвестиционных решений в системе потребительской кооперации/А.В. Герасенко; под науч. ред. В.Ф. Медведева. - Минск: Право и экономика, 2013. -138 с.
4. Герасенко В.П., Мельник М.В., Козлова О.Л., Петров-Рудаковский А.П. Организационно-экономический механизм управления инвестициями // Сборник докладов Y научно-методической конференции студентов и преподавателей ВФ УО ИСЗ. - Витебск: Витебский филиал УО «Институт современных знаний», 2003. - С. 137-138.
References
1. Gerasenko V.P., liqueurs G.A. Gerasimenko P.V. Investment management: a comprehensive concept. Monograph. Gomel Belarus «Altair» business center, 2000. - 60 р.
2. Gerasenko V.P. Investment Policy Model Region // Experience and problems of investment companies and regions. Proceedings of the international scientific-practical conference. October 9, 2003 / EE «VGTU». -Vitebsk. - Р. 91-97.
3. Gerasenko A.V. Development and implementation of investment decisions in the system of consumer cooperatives. ; under the scientific. Ed. VF Medvedev. - Minsk: Law and Economics, 2013. -138 p.
4. Gerasenko V.P., Melnik M.V., Kozlov O.L. Petrov-Rudakovskiy A.P. Organizational-economic mechanism of investment management // Proceedings of the Y Scientific Conference of students and teachers WF UO satellites. -Vitebsk: the Vitebsk branch of the educational establishment «Institute of Modern Knowledge», 2003. - P. 137-138.
ДАН1 ПРО АВТОРА
Герасенко Володимир Петрович, доктор економiчних наук Бторуський державний економiчний ушверситет
Проспект Партизанський, 26, ауд.704, 220070, м. Мшськ, Республка Бторусь ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Герасенко Владимир Петрович, доктор экономических наук
Белорусский государственный экономический университет
Проспект Партизанский, 26, ауд.704, 220070, г. Минск, Республика Беларусь
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Gerasenko Vladimir Petrovich, Doctor of Economics Belarus State Economic University
2nd Cycle lane, 3 (hostel № 6), section 21, 220033, Minsk, Republic of Belarus