УДК 332.1(985)
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА:
ОЦЕНКА, ИНСТРУМЕНТЫ, МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ
© В.Н. Мякшин, канд. экон. наук, доц. А.В. Пластинин, д-р экон. наук, проф.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, наб. Северной Двины, 17, г. Архангельск, Россия, 163002; е-mail: [email protected]
Обоснованы методологические подходыв к решению проблемы управления инвестиционной привлекательностью региона. Курс на модернизацию на основе экономически оправданных инноваций признан и неизбежен, является единым проектом национального масштаба. Переход от экспортно -сырьевой модели развития к инновационной экономике является высокозатратным, требует привлечения дополнительных частных и иностранных инвестиций. Значительный рост инвестиционной активности возможен только на основе повышения инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и отдельных регионов. Обеспечить динамичное устойчивое повышение объема инвестиций возможно лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности региона. С позиции системного подхода раскрываются основные понятия, проблемы и инструменты управления инвестиционной привлекательностью региона. Рассмотрение категорий инвестиционной проблематики с точки зрения системного подхода позволило установить иерархию используемых при оценке инвестиционной привлекательности категорий с учетом их экономического содержания. На основе исследования отечественных методик выделены основные подходы к оценке инвестиционной привлекательности, проанализированы их преимущества и недостатки. Особое внимание уделено анализу факторов инвестиционной привлекательности, принципам их классификации, элементной структуре. Рассмотрены теоретические основы концепции управления инвестиционной привлекательностью, обоснованы методические подходы к ее оценке. Проведенные экономические исследования позволяют констатировать, что разнообразие и многоаспектность научных подходов к оценке инвестиционной привлекательности, отсутствие универсальных аналитических инструментов и механизмов приводит к преобладанию субъективных решений в инвестиционной сфере. Все вышесказанное подтверждает необходимость и актуальность дальнейших разработок методов, инструментария и механизмов управления инвестиционной привлекательностью, которые осуществляются в проекте «Основные направления повышения инвестиционной привлекательности Северо-Арктического региона России» выполняемого в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
Ключевые слова: управление инвестиционной привлекательностью, инвестиционный климат, инвестиционная активность, факторы инвестиционной привлекательности, инвестиционный потенциал.
Курс на модернизацию российской экономики на основе экономически обоснованных инноваций признан и неизбежен, является единым проектом национального масштаба.
Переход от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной экономике высокозатратен, требует привлечения дополнительных частных, государственных и иностранных инвестиций. Значительный рост инвестиционной активности возможен только на основе повышения инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и отдельных ее регионов и отраслей.
Переход от фрагментарного характера исследования инвестиционной привлекательности к комплексной направленности заключается в разработке научных основ управления инвестиционной привлекательностью как совокупности теоретико-методологических положений и методического инструментария, позволяющих с позиций диалектико-системного подхода изучать взаимозависимость инвестиционной привлекательности, инвестиционной активности и эффективности использования инвестиционных ресурсов в экономических системах.
Рассмотрение категорий инвестиционной проблематики с точки зрения системного подхода позволяет установить иерархию используемых при оценке инвестиционной привлекательности категорий с учетом их экономического содержания и дает ключ к пониманию сущности управления ею.
На рисунке в обобщенном виде изображены взаимосвязи между основными структурными элементами инвестиционного климата, представленные в экономической литературе.
С одной стороны, инвестиционная привлекательность может рассматриваться как компонент (подсистема) инвестиционного климата, который в свою очередь представляет собой систему различных объективных условий и возможностей для привлечения инвестиций в экономику региона и обеспечения интенсивности инвестиционной деятельности, сложившихся под влиянием комплекса факторов (политических, экономических, социальных, природных, экологических).
Для характеристики интенсивности инвестиционной деятельности в регионе в экономической литературе используется категория «инвестиционная активность».
Таким образом, инвестиционный климат - это совокупность взаимосвязанных компонентов: инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности.
С другой стороны, инвестиционная привлекательность является результирующей характеристикой взаимодействия двух комплексных факторов -инвестиционного потенциала и инвестиционных некоммерческих рисков.
Инвестиционный потенциал - это совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов, составляющих ту часть накопленного капитала, которая представлена на инвестиционном рынке в виде потенциального инвестиционного спроса, способного и имеющего возможность превратиться в реальный
Взаимосвязь инвестиционной привлекательности с основными структурными элементами инвестиционного процесса
инвестиционный спрос, обеспечивающий удовлетворение материальных, финансовых и интеллектуальных потребностей воспроизводства капитала [6].
Инвестиционные риски - неспецифические (некоммерческие) риски, которые определяют вероятность недоиспользования инвестиционного потенциала региона под влиянием внешних по отношению к инвестиционной деятельности факторов регионального характера. К таким факторам относятся политическая обстановка в регионе, уровень социальной напряженности, динамика экономических процессов в регионе, состояние природной среды и др.
С учетом вышесказанного, инвестиционная привлекательность региона - это совокупность объективных признаков, средств, привлекающих инвестиции и обеспечивающих максимально возможный (с учетом ограничений) эффект инвестиционных вложений [2].
Как следует из схемы, инвестиционная привлекательность является ключевым элементом формирования потока инвестиций, определяющим фактором для принятия инвестором решения. Поэтому управление инвестиционной привлекательностью экономической системы как один из основных спо-
собов регулирования инвестиционной деятельности требует разработки методик ее оценки и выявления факторов, воздействие на которые позволит повысить уровень инвестиционной привлекательности.
Одной из основных причин невысокой эффективности существующего механизма инвестиционного развития регионов является отсутствие научно-методологического аппарата, обеспечивающего комплексный учет факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, исходя из основных тенденций мировой экономики и специфических условий хозяйствования в российских регионах.
При оценке инвестиционной привлекательности в основном используют классификацию факторов на основе функционального признака, количественный и качественный состав меняется в зависимости от целей исследования. При этом состав фундаментального ядра факторов остается стабильным и включает экономические, политические, финансовые, организационно-правовые (законодательные), социальные (социокультурные), природоохранные (экологические), инфраструктурные, природно-географические, ресурсные (производственные, природные, трудовые, в том числе интеллектуальные) составляющие.
Элементный состав основных групп факторов, применяемых в различных методиках оценки, также отличается.
Так, институциональные и инфраструктурные факторы могут рассматриваться в рамках одной группы или выделяться в отдельные группы, природные факторы - в рамках группы природно-географических или ресурсных факторов. Инновационные факторы также выделяются в отдельную группу или рассматриваются в рамках трудовых (интеллектуальных) или производственных. Возможно выделение в отдельную группу информационных факторов, с учетом их влияния на современную экономическую деятельность.
На наш взгляд, в современных исследованиях уделяется недостаточно внимания разграничению факторов по степени влияния на процесс общественного производства в целом, инвестиционные процессы в регионах, инвестиционную активность и инвестиционную привлекательность регионов в частности. Кроме того, не учитывается эффект от взаимодействия различных факторов, превышающий сумму эффектов от воздействия на инвестиционную привлекательность каждого фактора в отдельности (эффект синергизма).
Поэтому исследование в направлении совершенствования многофакторного подхода к оценке инвестиционной привлекательности, в том числе в отношении выделения базовых факторов инвестиционной привлекательности, целесообразно.
Анализ трактовки экономического содержания понятия «инвестиционная привлекательность» учеными-экономистами выявляет расширение представлений от определения, включающего только характеристики финансового состояния экономической системы, до определений, учитывающих влияние на инвестиционную привлекательность все более полного перечня факторов.
В соответствии с изменением представлений о содержании понятия «инвестиционная привлекательность» меняются и методики ее оценки.
Анализ отечественных методик позволяет выделить четыре наиболее характерных подхода к оценке инвестиционной привлекательности.
Первый (суженный) подход базируется на оценке динамики макроэкономических показателей, пропорций накопления и потребления, развития инвестиционных рынков, анализа законодательного регулирования инвестиционной деятельности. В рамках данного подхода в качестве основного показателя оценки инвестиционной привлекательности региона предлагается уровень прибыльности используемых активов, исчисляемый как отношение прибыли (балансовой или от реализации товаров и услуг) к общей сумме используемых активов.
Второй (факторный) подход базируется на оценке факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность. При факторном подходе интегральным показателем оценки инвестиционной привлекательности региона выступает сумма средневзвешенных оценок по всем исследуемым факторам.
Третий подход позволяет осуществлять сопоставление инвестиционной привлекательности регионов на основе оценки уровня инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков с учетом законодательных условий инвестирования.
Интегральные рейтинги, составленные на основе балльно-экспертных оценок частных факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность, позволяют объединить регионы методом кластерного анализа в отдельные группы в соответствии с уровнем инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков, что, несомненно, важно, но по ним невозможно определить, насколько уровень инвестиционной привлекательности одного региона отличается от другого (превосходит или уступает) даже в рамках одной группы. Наряду со сравнительной (рейтинговой) оценкой необходима объективная оценка, позволяющая отслеживать динамику инвестиционной привлекательности отдельно взятого региона.
Четвертый подход имеет отличительную особенность - комплексная оценка инвестиционной привлекательности проводится на основе учета взаимосвязи между инвестиционной привлекательностью региона и инвестиционной активностью в нем [5]. Преимуществами данного подхода является определение критерия обоснованности применяемой методики оценки, а также исследование инвестиционной привлекательности региона во взаимосвязи с результатом ее реализации (инвестиционная активность в регионе с учетом временного лага).
Несмотря на значительные достижения исследований последних лет, необходимо отметить существующую объективную потребность в практическом инструментарии для разработки стратегии повышения инвестиционной привлекательности региона, который может быть создан только на научной
теоретической и методологической основе исследований инвестиционных процессов в регионе.
Необходимо обеспечить переход от констатации факта неоднородности инвестиционной привлекательности регионов России к содержательному выделению и количественному измерению факторов, определяющих особенности регионов с позиции возможности повышения инвестиционной привлекательности, что позволит обосновать методы рационального государственного регулирования инвестиционной привлекательности.
Совершенствование научного обеспечения государственного управления инвестиционной привлекательностью региона предполагает, на наш взгляд, создание методологии, которая характеризуется целевой направленностью, комплексностью, системностью и сбалансированностью в проведении исследований.
Методология оценки инвестиционной привлекательности региона должна обеспечивать:
- решение задачи совершенствования научного обеспечения государственного управления инвестиционной привлекательностью на региональном уровне, что априори предопределяет ее целевой характер;
- комплексность исследований инвестиционной привлекательности региона, что предполагает исследование всех возможных аспектов данной экономической категории, прежде всего, региональных. Это необходимо для обеспечения возможности выбора методов государственного регулирования инвестиционной привлекательности регионов России на единой методологической основе;
- системность исследований инвестиционной привлекательности регионов, что предполагает возможность оценки различных аспектов инвестиционной привлекательности региона (статических, динамических, структурных), осуществление оценки с использованием не только качественных, но и обоснованных количественных критериев;
- сбалансированность оценки, т. е. результаты оценки должны соответствовать информационным потребностям всех участников инвестиционного процесса (инвесторов, реципиентов, региональных органов управления и населения региона в целом).
В наибольшей мере удовлетворяющей принципам научного анализа и технологиям принятия решений является методология комплексной оценки инвестиционной привлекательности региона на основе концепции сбалансированной системы показателей.
В условиях формирования институциональной рыночной среды для оценки инвестиционной привлекательности предлагается сбалансированная система показателей, сформированная на основе взаимосвязи частных показателей с ключевыми инвестиционно-значимыми факторами. При отборе пока-
зателей также реализованы важнейшие принципы системного подхода: достаточного разнообразия, целевой ориентации, минимальной достаточности.
Для разработки региональной инвестиционной политики инвестиционная привлекательность региона может быть оптимально охарактеризована ограниченным числом показателей, составляющих сбалансированную систему взаимосвязанных количественных измерителей. Сбалансированная система включает показатели, характеризующие производственно-финансовые, социально-экономические, природно-ресурсные факторы, а также факторы развития (инновационные, интеллектуальные, институциональные). При этом комплексная количественная оценка инвестиционной привлекательности региона может производиться только с использованием сводных, интегральных показателей, сконструированных из частных, отражающих различные аспекты инвестиционной привлекательности и представляющих собой относительные величины.
Очевидно, что для управления инвестиционной привлекательностью необходимо отбирать факторы, изменение которых под воздействием инвестиционной политики позволит добиться прогнозируемого изменения целевого индикатора инвестиционной привлекательности.
Таким образом, основными критериями отбора факторов инвестиционной привлекательности должна быть степень влияния фактора на целевой индикатор и степень подверженности фактора управленческим воздействиям, т. е. предпочтительны динамические факторы (поддающиеся изменению в достаточно короткие сроки) [3].
Отбор ключевых факторов инвестиционной привлекательности производится на основании сопоставления множества региональных характеристик по критерию «максимальная репрезентативность и инвестиционнозначи-мость», а также с учетом возможности их идентификации на основе количественной оценки, т. е. частные показатели должны обеспечивать достоверную оценку всех аспектов инвестиционной привлекательности, являться инвести-ционозначимыми и измеряемыми количественно с максимально возможным использованием данных государственной статистики (преобладание отчетных данных государственной статистики в общем информационном массиве является обязательным условием отбора факторов).
В соответствии с особенностями инвестиционного процесса Архангельской области на современном этапе развития предложена сбалансированная система, включающая 39 показателей, из которых 34 (87 % от общего числа) рассчитаны на основе статистической информации, предоставленной Федеральной службой государственной статистики, 3 (8 %) - на основе информации, полученной в результате специальных исследований, 2 показателя (5 %) имеют балльную оценку. Таким образом, 95 % показателей, составляющих представленную систему, оценены количественно (см. таблицу).
Состав сбалансированной системы показателей для определения интегрального уровня инвестиционной привлекательности региона
Производственно-финансовая составляющая
Социально-экономическая составляющая
Природно-ресурсная составляющая
Составляющая развития
1. Доля прибыльных предприятий.
2. Показатель сбалансированности доходной и расходной частей бюджета региона.
3. Доля просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности.
4. Доля улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ от общего их количества, отходящего от всех стационарных источников загрязнения.
5. Доля инвестиций на охрану окружающей среды в общей сумме инвестиций в основной капитал региона.
6. Коэффициент ле-совосстановления в лесном фонде.
7. Уровень износа основных фондов.
8. Рентабельность активов.
9. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг).
10. Рентабельность трудовых ресурсов.
1. Объем валового регионального продукта (ВРП).
2. Динамика показателя ВРП.
3. Уровень инфляции в потребительском секторе.
4. Уровень инфляции в промышленном секторе.
5. Показатель, характеризующий отношения собственности в регионе.
6. Показатель степени развития предпринимательства.
7. Открытость экономики региона.
8. Коэффициент общей заболеваемости.
9. Уровень безопасности труда.
10. Число зарегистрированных преступлений на 1 тыс. населения.
11. Финансирование социальной сферы.
12. Численность населения с доходами выше прожиточного минимума.
13. Уровень безработицы.
14. Коэффициент соотношения темпов роста производительности труда и темпов роста средней заработной платы.
1. Уровень экономической активности населения.
2. Природные запасы углеводородных ресурсов (нефть и газ).
3. Природные запасы минерально-сырьевых ресурсов (кроме углеводородных).
4. Объем лесного фонда.
5. Показатель обеспеченности предприятий региона собственными финансовыми ресурсами.
6. Географическое положение региона.
7. Уровень благоприятности климата в регионе.
1. Доля работников с высшим образованием.
2. Коэффициент повышения квалификации кадров.
3. Доля затрат на НИОКР.
4. Доля затрат на технологические инновации.
4. Коэффициент использования информационных технологий.
6. Коэффициент обновления основных фондов.
7. Коэффициент инвестиционной емкости реализованной продукции.
8. Плотность путей сообщения.
Количество показателей сведено к минимуму, что позволяет избежать дублирования и противоречивости при сбалансированной оценке инвестиционной привлекательности региона.
Для исчисления интегральных показателей как по отдельным составляющим, так и в целом по региону предлагается применять формулу многомерной средней.
При этом для приведения разнородных (т. е. имеющих разные измерители и размерности) частных показателей инвестиционной привлекательности к сопоставимому виду используется предусмотренная методом многомерной средней процедура предварительной стандартизации (нормализации) их значений путем отнесения числового значения каждого частного показателя не к среднему показателю, рассчитанному по всей совокупности регионов России, а по отношению к целевым значениям частных индикаторов.
Это позволяет исключить влияние среднероссийских показателей фак-ториальных признаков на показатели инвестиционной привлекательности региона, так как при применении для процедуры стандартизации средних значений показателей в целом по Российской Федерации инвестиционная привлекательность региона становится зависимой от удельного веса региона в формировании общероссийского показателя и от динамики инвестиционной привлекательности других регионов
В результате расчетов получается матрица интегральных показателей, которая позволяет дать оценку инвестиционной привлекательности региона, определить проблемы и выявить резервы инвестиционного роста.
Предлагаемая нами система показателей оценки инвестиционной привлекательности Архангельской области позволяет осуществить оценку всех аспектов инвестиционной привлекательности, выявить резервы ее повышения.
Достоинствами системы являются сбалансированный характер, использование открытых источников, относительная простота сбора данных, высокая информационная ценность показателей, причинно-следственная взаимосвязь показателей с ключевыми факторами инвестиционной привлекательности.
Управление инвестиционной привлекательностью на уровне региона определяется как стратегия, обеспечивающая полное удовлетворение потребности региона в инвестициях за счет достижения значения показателя инвестиционной привлекательности, соответствующего уровню потребностей в инвестициях, и привлечения объема инвестиций, соответствующего этому показателю.
Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона - это, прежде всего, управление тенденциями [1].
Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций (создание нормативной базы, формирование структурных механизмов, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам и т. д.), должно дать устойчивый результат такого масштаба, который позволит говорить о наличии определенной тенденции.
Обеспечить динамичное устойчивое повышение объема инвестиций возможно, управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности региона [4].
Все вышесказанное подтверждает необходимость и актуальность дальнейших разработок методов, инструментария и механизмов управления инвестиционной привлекательностью, которые осуществляются в проекте «Основные направления повышения инвестиционной привлекательности СевероАрктического региона России», выполняемого в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Машкин В. Управление инвестициями в реальный сектор экономики // ЭиЖ-Сибирь. 1999. № 10-11. С. 9-11.
2. Мякшин В.Н. Оценка текущего состояния инвестиционной привлекательности Северо-Арктического региона России // Экономика и управление: всерос. науч. информ. журн. 2011. № 7. С. 94-103.
3. Мякшин В.Н., Песьякова Т.Н. Сбалансированное управление эффективностью регионального лесного комплекса // Вестн. Южно-Ур. гос. ун-та. Серия «Экономика и менеджмент». Вып. 11. 2009. № 29(162). С.75-80.
4. Пластинин А.В. Бизнес-план: экономическая эффективность инвестиций: учеб. пособие. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2011. 110 с.
5. Ройзман И.И. Комплексная оценка и анализ инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации: межрегиональная дифференциация //Экономика строительства. 2000. № 10. С. 27-36.
6. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. М. : Экономика, 1999. 267 с.
Поступила 30.05.13
UDC 332.1(985)
Investment Attractiveness of the North Arctic Region: Estimation, Tools, Management Mechanisms
V.N. Myakshin, Candidate of Economics, Associate Professor A. V. Plastinin, Doctor of Economics, Professor
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Naberezhnaya Severnoy Dviny, 17, Arkhangelsk, 163002, Russia; e-mail: [email protected]
The article is devoted to the justification of methodological approaches to the problem of the investment attractiveness of the region. The course to the modernization on the basis of the cost-effective innovation is recognized and inevitable. It is a single project of federal importance. The moving process from raw materials export model of development to the innovation economy is quite costly, it requires additional private and foreign investment. A significant increase of investment activity is possible only on the basis of improving of the in-
vestment attractiveness of the country and the individual regions. To provide dynamic increase in the volume of investments is possible only by managing the process of increase of the investment attractiveness of the region. This article develops basic definitions, problems and tools of the management of investment attractiveness of the region from the comprehensive approach. Consideration of the categories of investment issues from the perspective of a systematic approach has allowed establishing a hierarchy used in the assessment of the investment attractiveness of categories based on their economic substance that provides the key to the understanding the essence of investment attractiveness. Based on the study of the national practices the main approaches to the evaluation of investment attractiveness were marked, their advantages and disadvantages were analyzed. Particular attention is paid to the analysis of factors of investment attractiveness, the principles of their classification, cell structure. The theoretical foundations of the concept of the investment attractiveness are considered and the methodological approaches to the assessment of investment attractiveness are substantiated. Economic studies enable to state the fact that the variety and diversity of scientific approaches to the assessment of investment attractiveness, the lack of universal analytical tools and mechanisms lead to the predominance of subjective decisions in the investment field. All this confirms the necessity and urgency of further development of methods, tools and mechanisms of investment attraction management, which are carried out in the project "The main directions of improving the investment attractiveness of the North Arctic region of Russia" performed in the framework of the Federal Target Program "Scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia".
Keywods: management of investment attractiveness, investment climate, investment activity, factors of investment attractiveness, investment potential.
REFERENCES
1. Mashkin V. Upravlenie investitsiyami v real'nyy sektor ekonomiki [Management of Investments in the Real Economy]. EiZh-Sibir', 1999, no. 10-11, pp. 9-11.
2. Myakshin V.N. Otsenka tekushchego sostoyaniya investitsionnoy privlekatel'nosti Severo-Arkticheskogo regiona Rossii [Assessing the Current State of the Investment Attractiveness of the North Arctic Region of Russia]. Ekonomika i upravlenie: vserossiyskiy nauchno-informatsionnyy zhurnal, 2011, no. 7, pp. 94-103.
3. Myakshin V.N., Pes'yakova T.N. Sbalansirovannoe upravlenie effektivnost'yu re-gional'nogo lesnogo kompleksa [Balanced Performance Management of Regional Forest Complex]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i menedzhment, 2009, no. 29 (162), pp. 75-80.
4. Plastinin A.V. Biznes-plan: ekonomicheskaya effektivnost' investitsiy: uchebnoe posob [Business Plan: Economic Efficiency of Investments]. Arkhangelsk, 2011. 110 p.
5. Royzman I.I. Kompleksnaya otsenka i analiz investitsionnoy aktivnosti v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii: mezhregional'naya differentsiatsiya [Comprehensive Assessment and Analysis of Investment Activity in the Constituent Entities of Russian Federation: Inter-Regional Differentiation]. Ekonomika stroitel'stva, 2000, no. 10. pp. 27-36.
6. Tumusov F.S. Investitsionnyy potentsial regiona: Teoriya. Problemy. Praktika [Investment Potential of the Region: Theory. Problems. Practice]. Moscow, 1999. 267 p.
Received on May 30, 2013