СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
DOI: 10.24412/1994-3776-2022-4-93-96 УДК: 316.4
Я. А. Маргулян, Н. И. Данилова
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ НА СОЦИАЛЬНУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Y. Margulyan, N. Danilova. The influence of internet communications on the social transformation of the personal potential of modern Russian youth
Аннотация. Глобализация информационного пространства, активизация информационного воздействия на жизнедеятельность социума, его социальные институты и процессы, повышает социальную значимость цифрового общества, превращает интернет-коммуникации в важный инструмент совершенствования личностного потенциала современной российской молодёжи. Ключевые слова: личностный потенциал молодёжи, социальные сети, информационное пространство, интернет-коммуникации, сетевое взаимодействие, социальные риски. Контактные данные: 193023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21; e-mail: [email protected], e-mail: [email protected].
Abstract. Globalization of the information space, activation of information impact on the life of society, its social institutions and processes, increases the social significance of digital society, turns Internet communications into an important tool for improving the personal potential of modern Russian youth.
Keywords: personal potential of youth, social networks, information space, Internet communications, network interaction, social risks.
Contact information: 21 Sadovaya street, SaintPetersburg, 193023; e-mail: [email protected], e-mail: [email protected].
Функционирование современного российского социума характеризуется нестабильностью экономического, социального и духовного развития, усиливающегося санкционной политикой ведущих западных стран, COVID-пандемией, расширением масштабов идеологического противостояния, ослаблением межгосударственных социокультурных связей, активизацией негативного воздействия информационных ресурсов на общественное сознание граждан.
Данное положение осложняется негативными трансформациями в социальной сфере жизнедеятельности, связанной с падением реальных доходов значительной части российского населения, ухудшением демографических показателей, высоким уровнем
Маргулян Яков Аронович - доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Данилова Наталья Ильинична - кандидат социологических наук, доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Y. Margulyan - Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology and Human Resource Management, Saint-Petersburg State Economic University.
N. Danilova - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Communication Technologies and Public Relations, Saint-Petersburg State Economic University. © Маргулян Я.А., Данилова Н.И. 2022.
социостратификационных различий граждан, замедлением темпов социальной мобильности, особенно молодёжи, состоянием здоровья россиян и проблемами получения медицинской помощи, затруднением доступа населения к социальной инфраструктуре в условиях коммерциализации образования и здравоохранения, снижением социальной защищенности граждан.
В этих условиях актуализируется исследование ключевых факторов стабилизации общественного развития и, в первую очередь, рационализации использования личностного потенциала молодёжи, как важнейшей социальной группы, обеспечивающей стабильность российского социума и его будущее.
Проблема личностного потенциала исследуется в рамках философии, психологии, социологии, педагогики, политологии. Д.А. Леонтьев понимает под личностным потенциалом системную организацию личностных особенностей, образующих «стержень личности» и отражающих уровень личностной зрелости человека [4]. С. А. Богомаз и В. В. Мацута отмечают системный характер и объединение в единый конструкт через устойчивость и гибкость, способность противостоять нежелательным изменениям и, одновременно, инициировать и осуществлять желательные [1]. По мнению Г.В. Осипова, личностный потенциал формируется на основе социальных качеств личности, в процессе взаимодействия индивида с другими людьми [5, с.287].
В наиболее широком плане личностный потенциал выступает основным компонентом развития личности и представляет собой совокупность специфических интеллектуальных, социально-психологических, творческих и волевых особенностей и возможностей человека, обеспечивающих его самоэффективность и успешность в жизнедеятельности. Структурными компонентами личностного потенциала выступают: профессиональный потенциал (знания, умения и навыки, характеризующие профессионализм человека); потенциал работоспособности (способность индивида к производственно-трудовой деятельности); образовательный потенциал (интеллектуальные способности индивида); творческий потенциал (способность индивида к творческой самореализации); духовный потенциал (моральные нравственные качества) [6, с.2].
Современный уровень общественного развития характеризуется активизацией решения многочисленных социальных проблем, напрямую связанных «с поступательным развитием информатизации, созданием нового информационного режима, формированием новых технологий и средств, меняющих характер и способ протекания социальных процессов» [1, с 77]. Высокая социальная значимость энергетики информационного воздействия на социальные институты и процессы формирующегося цифрового общества позволяет рассматривать интернет-коммуникации как важнейший инструмент, влияющий на социализацию личности, её личностный потенциал и мировоззренческие основы.
Действенность интернет-коммуникаций связана с широкими возможностями: во-первых, массовизации общественного сознания. Так, например, согласно исследованиям Mediascope с июля 2021 по август 2021 года аудитория Интернета России составляла 100,2 млн. человек, что составляет 81% всего населения, в то время как еще год назад в этот же период данные показывали 95,5 млн. человек, что составляло 78,1% [3]. Во-вторых, институционализации общественных процессов, обеспечивающих участие многообразных социальных институтов общества в данной деятельности. В-третьих, профессионализации специалистов, занимающихся разработкой и применением социальных и информационно-коммуникационных технологий. В-четвёртых, социализации личности, связанной с формированием социокультурных и нравственных основ жизнедеятельности человека. В-пятых, соответствующей технологизации, обеспечивающей качественные результаты используемых технологий и механизмов социального воздействия на личность через коммуникативные каналы и интеллектуально-компьютерные средства.
Приоритетная роль интернет-коммуникаций в формировании личностного потенциала молодёжи проявляется в использовании широкого спектра разнообразных методов общения, при которых передача информации происходит по специализированным каналам с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации [2], выступающих источником и средством распространения информации, а также важным направлением обеспечения социализации молодёжи через формирование у личности нормативных образцов, ценностных ориентаций и средств конструирования социальной реальности.
Реализация интернет-коммуникаций осуществляется в условиях сетевого взаимодействия, представленного практически всеми социальными и профессиональными слоями и группами населения. Совпадение взглядов и интересов на те или иные проблемы позволяет создавать многочисленные «виртуальные» общности людей вне зависимости от их демографических, культурных, расовых, социально-экономических различий и территориальной удалённости. Создание таких виртуальных групп сопровождается, как правило, появлением формальных и неформальных лидеров, выступающих консолидирующим фактором в становлении социальной группы виртуального сетевого сообщества. Авторитет и лидерство формируют складывание определённой внутренней социальной иерархии виртуальных групп на основе общих целей и интересов.
Сегодня мы можем говорить о том, что интернет-коммуникации - это особая социальная среда со своим языком общения, способами взаимодействия, позволяющими осуществлять коммуникации вне зависимости от географических границ, в любое время суток, применяя разнообразные современные мобильные устройства. Интернет-коммуникации расширяют круг знакомств, используются для установления новых контактов и общения, спасают молодых людей от одиночества, позволяют найти собеседника (или группы) по своим интересам, что для многих является очень важным для общения, служат средством для реализации досуговых целей. Здесь стираются возрастные ограничения, давая возможность найти наиболее интересных собеседников для себя. Общение по интересам может быть абсолютно из любой области, связанной с профессиональной деятельностью, туризмом, музыкальными предпочтениями, совместными он-лайн-играми и т.д.
Важное значение для интернет-коммуникации молодёжи имеет возможность проявить себя в той или иной деятельности. Примером могут служить многочисленные блогеры, которые своей неординарностью привлекают большое внимание среди молодежи. Разную стратегию продвижения в социальных сетях используют и творческие люди из сферы шоу-бизнеса, киноискусства.
Киберпространство нивелирует социально-стратификационные различия, позволяя общаться людям из различных слоёв общества, раскрывает творческий потенциал и полную свободу личности, обеспечивает создание «виртуальной личности», отличающейся, как правило, от её персональной идентичности. Конструирование индивидуального образа такой личности преследует цели не только связанные с обменом информацией, созданием и поддержанием контактов с другими людьми, но и повышением личного рейтинга данного коммуниканта среди представителей сетевого взаимодействия через достижение эффекта постоянного «присутствия» в сообществе.
Свобода виртуализации личностного потенциала в сетевом взаимодействии, безграничные возможности представления себя, своих желаний, потребностей и возможностей, скрываясь за виртуальным образом, затягивают молодых людей в виртуальное пространство, абсолютизируют различные формы виртуальной коммуникации, повышают уровень интернет-зависимого поведения личности.
Социальные риски, генерирующие опасности трансформации личностного потенциала современной молодёжи в условиях интернет-коммуникаций включают:
- кризис функционирования традиционных социальных институтов и ценностей, снижающих потенциал социализации личности, доминирование интернет-сферы над агентами реальной социализации;
- диспропорциональность социальной структуры общества, увеличение материального расслоения, размывание среднего класса и нарастание социальной поляризации, замедление работы социальных лифтов, коррупционность;
- расширение масштабов влияния зарубежных источников информации, игр и специальных программ, навязывающих социокультурные стереотипы и ценности, культивирующие насилие, вседозволенность, расовую, национальную и религиозную нетерпимость;
- снижение общего уровня социального контроля всех субъектов сетевого взаимодействия: пользователей, сетевого сообщества, государства, контролирующего сетевое пространство путём законодательного регулирования и надзора;
- масштабирование асоциального поведения, связанного с «бегством» в Интернет, насаждением различных форм «игрового» насилия, выступающего основанием для молодежного радикализма;
- манипулятивное воздействие на личность со стороны радикальных политических сообществ, террористических структур, националистических организаций, стремящихся к изменению существующего политического строя;
- отсутствие действенной системы социокультурного образования и воспитания молодёжи, формализация в работе по поддержке социальных инициатив в сфере культуры в регионах, деградация организации досуга населения, особенно в средних и малых городах, а также сельских поселениях.
К числу важнейших мер нейтрализации вышеперечисленных опасностей относятся: во-первых, совершенствование государственной политики по обеспечению социальной безопасности и повышению качества жизни российских граждан; во-вторых, систематизация деятельности по созданию на телевидении и размещению в сети Интернет качественных российских программ и информационных платформ, интересных для молодёжи и отвлекающих её от зарубежных источников информации; в-третьих, активизация работы по пропаганде лучших произведений отечественного искусства и культуры, возрождение моды на культуру и искусство в российском обществе, в-четвёртых, обращение к отечественному духовно-эстетическому наследию, народному творчеству, где пропаганда отечественной духовности через искусство и традиционный образ жизни способствует самореализации молодежи, воспитанию патриотизма; в-пятых, профессиональная подготовка кадров в сфере культуры и досуга, позволяющее активизировать личностный потенциал молодёжи, нацелить её на творческое развитие и обучение, создание новых эстетических канонов и образцов.
Литература
1. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у современной вузовской молодежи // Психология обучения. - Вып. 12 -М.: СГУ, 2010. - С. 77-88.
2. Васильева Е.В. Интернет в контексте современных теорий коммуникаций // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2010. № 10. С. 65-73.
3. Динамика аудитории интернета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://webindex.mediascope.net/general-audience (дата обращения 01.02.2022 г.).
4. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева - М.: Смысл, 2011.
5. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. - М.: Либроком, 2009. С.287.
6. Сляднева Н.А. Социально-информационные технологии в современном Культурогенезе // Культура: теория и практика, 2015 №3(6). С.2.
7. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта. - М.: Либроком, 2011. - С.78-81.