СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА
УДК 378:005.96
Я. А. Маргулян
Современные информационные технологии в подготовке управленческих кадров
Y. A. Margulyan. Present day information technologies in managerial personnel training
В статье рассматриваются проблемы совершенствования подготовки управленческих кадров в условиях реформирования высшей школы в соответствии с требованиями Болонской декларации и перехода страны на инновационный путь развития. Особое внимание уделяется опыту применения инновационных информационно-ком муни ка-ционных технологий в гуманитарном образовании студентов Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
Ключевые слова: инновационная экономика, информационно-коммуникационные технологии, гуманитарное образование, подготовка специалистов и бакалавров, обучение и воспитание студентов.
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 575-03-37; [email protected].
The article reviews issues of improvement in managerial personnel training in the conditions of higher school reforming in compliance with the requirements of Bologna declaration and transition of the country on the innovative way of development. Special attention is devoted to the experience of innovative information and communication technologies in the liberal education of the students of Saint-Petersburg University of management and economics.
Keywords: innovation economy, information and communication technologies, humanitarian education, training of specialists and bachelors, students’ training and mentoring.
Contact information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44; (812) 575-0337; [email protected].
Переход общественной жизни на рельсы рыночной экономики, развивающиеся экономические, социальные, демографические и политические процессы изменяют роль высшей школы, выдвигая на первый план новые требования и задачи по подготовке управленческих кадров, соответствующих современным реалиям инновационного развития и обладающих высокими когнитивными, личностными, социальными компетенциями, опытом самостоятельной профессиональной деятельности. В этих условиях многие российские вузы становятся
Яков Аронович Маргулян — декан факультета социального управления Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор социологических наук, профессор.
© Я. А. Маргулян, 2011.
исследовательскими площадками, генерирующими наиболее продуктивные образовательные технологии, которые апробируются непосредственно в учебной практике и закрепляются в коллективно-проектной исследовательской деятельности обучающихся.
Передовые вузы начинают активно внедрять инновационные образовательные программы, открывают новые направления бакалавриата и магистратуры, используют современные информационно-коммуникационные образовательные технологии, перерабатывают учебные планы, чтобы учитывать новый уровень требований к специалистам. На основе инновационных образовательных программ они осуществляют интеграцию с ведущими научно-исследовательскими и инновационными центрами, производственными предприятиями и фирмами, а также учреждениями всех уровней системы образования.
Раньше безусловным ориентиром образования было формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают ее готовность к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества в процессе формирования разносторонне и гармонично развитой личности. Новая модель формирует у обучающихся «способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем, стимулирует потребности продуктивного творческого характера» [1, с. 31-32].
Таким образом, образовательные технологии направляются на подготовку выпускника к инновационной деятельности, в основе которой лежит творческий процесс, предполагающий способность личности гибко реагировать на сложившиеся условия решения профессиональных задач.
Одним из важнейших компонентов проведения инновационной образовательной политики в вузах является использование современных информационнокоммуникационных технологий в гуманитарном образовании.
В современном информационном обществе гуманитарное образование нацелено не только на получение профессиональных знаний, но и на формирование фундаментальных основ личности, позволяющих человеку решать сложные мировоззренческие задачи, осуществлять нравственный, правовой или идеологический выбор, ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Следует согласиться с мнением В. П. Демкина, Г. В. Можаевой, что «целевые установки гуманитаризации направлены на то, чтобы закладывать основы широкого мировоззрения, не ограниченного естественно-научной картиной мира, формировать инновационное мышление. Гуманитарное образование помогает человеку найти самого себя, отстоять свое право на самореализацию, самоопределение, создает его культурное поле, т. е. берет на себя груз проблем мировоззренческого, общекультурного, духовного и интеллектуального развития личности» [2].
В Санкт-Петербургском университете управления и экономики используются разнообразные информационно-коммуникационные технологии в образовании студентов различных форм обучения. В процессе перехода обучения студентов на балльно-рейтинговую систему, в соответствии с требованиями Болонской декларации, активизировалось применение технологии проектирования подготовки будущего специалиста, бакалавра, магистра. Данная технология связана
с процессом определения целей и задач, условий, методов и средств формирования информационно-технологических знаний, умений, личного опыта, воспитания нравственных качеств, эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Стратегической целью подготовки будущего управленца является формирование у него общегуманитарных и профессиональных компетенций, воспитание информационно-технологической культуры [3]. В соответствии с поставленной целью подготовки определяются задачи для каждого учебного занятия с учетом преемственности в формировании знаний и умений. Например, формируя научные знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, преподаватель одновременно создает основу для воспитания эмоционально-ценностного отношения к профессии. Воспитательные задачи, решаемые в процессе обучения, мотивируют потребность студентов в гуманитарных и профессиональных знаниях. Продумывая содержание конкретных учебных заданий, определяющих характер и способы деятельности студента на занятиях, преподаватель опирается на требования учебной программы, содержание учебного материала и соответствующую образовательную технологию [4].
Повышению эффективности применения профессорско-преподавательским составом информационно-коммуникационных технологий способствуют созданные в университете кабинет психологических тренингов, лаборатория психологических практикумов, лингафонные кабинеты, компьютерные классы, кабинеты социальной работы и документоведения, позволяющие увеличить долю учебных занятий, построенных на использовании передовых информационных технологий, мультимедийных средств, возможностей Интернета.
В университете широко применяются такие информационно-коммуникационные методы обучения, как деловая игра, семинар-конференция, вебинары, конкурсы по профессии, решение ситуационных задач, обучающие и виртуальные экскурсии, кейс-методы, видеотренинги, индивидуальное и групповое консультирование психологов, дидактические игры и тренинговые упражнения, междисциплинарные комплексные занятия, используются самые современные психодиагностические методики, включая и компьютерные версии. На сайте университета представлены описания учебных дисциплин, размещены портфолио преподавателей и лучших студентов университета и др.
Для повышения уровня подготовки профессорско-преподавательского состава и внедрения дистанционных образовательных технологий и инновационных методов обучения Институтом разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения проводятся курсы повышения квалификации по программе «Инновационные методы обучения и технологии e-learning». Преподаватели кафедр, совместно с Институтом разработки и внедрения дистанционных технологий и инновационного обучения, принимают участие в эксперименте по внедрению в учебный процесс смешанной и дистанционной форм обучения. Используются такие дистанционные образовательные технологии, как вебинар, рубежное и промежуточное тестирование через СДО «Прометей», файл-сервер, форум. Учебные дисциплины сопровождаются электронными учебными пособиями.
Важной инновационной образовательной технологией является информационнотелекоммуникационная технология, позволяющая студентам экстерната с дистанционным сопровождением обеспечить однородную учебную среду в любом географическом пункте, погрузиться обучаемому в непрерывный учебный процесс через использование различных учебных продуктов (электронных учебников, видео и телелекций, компьютерных обучающих программ, слайд-лекций и аудио-
курсов); регулярного применения наиболее эффективных методов тренинговых занятий; организации самостоятельного поиска и творческого осмысления информации; обеспечения индивидуального подхода к обучению (индивидуальный учебный план, индивидуальное расписание, индивидуальная дидактика — темп усвоения знаний, количество повторов и т. д.); формирования профессиональной компетентности в предметных областях.
Составной частью технологии телекоммуникационного ресурсного обеспечения является организация обмена информацией между университетом, его институтами и филиалами. Бесперебойное и эффективное функционирование данной системы лежит в основе информационно-спутниковой образовательной технологии (ИСОТ), позволяющей реализовать дистанционный учебный процесс в каждом филиале с использованием электронных учебных продуктов.
Таким образом, в условиях глубоких трансформационных изменений институтов общества необходима целенаправленная, системная и научно обоснованная деятельность федеральных и региональных органов государственной власти по модернизации вузовского образования и созданию современных инновацинно-образовательных систем и информационно-коммуникационных технологий, способных к эффективному формированию профессиональной компетенции и гуманитарному образовании студентов вузов.
Литература
1. Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Современная учебная книга. М., 2001.
2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Гуманитарное образование в информационном обществе. [Электронный ресурс] // Открытый междисциплинарный электронный журнал «Гуманитарная информатика». Вып. 1. 2010. иИЬ: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/magazine/17 demkin.htm.
3. Рапацевич Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005.
4. Цой Л. Н. Организационный конфликт-менеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. М.: Книжный мир, 2007.
УДК 331.108.2
Н. И. Данилова
Влияние личностных характеристик лидера на социально-психологический климат организации
N. I. Danilova. Influence of personal qualities of a leader on social and psychological climate of an organization
В статье рассматриваются личностные ха- The article reviews personal qualities of a
рактеристики лидера, влияющие на соци- leader which influence social and psycho-
ально-психологический климат организа- logical climate of the organization. In the
ции. Анализируя роль личностных качеств, analysis of the personal qualities the author
Наталья Ильинична Данилова — доцент кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат социологических наук. © Н. И. Данилова, 2011.