ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
УДК 371.3
ББК 74.202.15
Д 45 М.В. Дикалова
Аспирант кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования готовности учителей к осуществлению дистанционных технологий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья; представлена сущность дистанционного обучения как системы организации целенаправленного процесса интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся; раскрыта специфика учебной деятельности педагога и ученика; дана характеристика модели дистанционного обучения; определены сущность и структура готовности к реализации дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный образовательный процесс, дистанционные образовательные технологии, модель дистанционного обучения, готовность педагога к реализации дистанционных образовательных технологий.
M.V. Dikalova
Post-graduate student of the Department of Social and Special Pedagogy and Psychology, Armavir State Pedagogical Academy. E-mail: Dikalova1975@mail. ru
PROFESSIONAL READINESS OF TEACHERS FOR DISTANCE LEARNING OF
DISABLED CHILDREN
Abstract. This paper deals with the formation of readiness of teachers to implement remote technologies in education of disabled children. The work shows the essence of distance learning as a system of the organization of purposeful interaction of teachers and pupils, describes specifics of their educational activity, gives the characteristic of model of distance learning, as well as defines the essence and structure of teacher readiness for realization of distance learning.
Keywords: distance learning, remote educational process, remote educational technologies, model of distance learning, readiness of the teacher to realize remote educational technologies.
Современные условия информационного общества, развитие информационной инфраструктуры школы требуют включения новых подходов, методов и технологий в образовательный процесс. Важнейшим при этом является развитие сотрудничества самой главной составляющей учебно-воспитательного процесса - «учитель - ученик» - на основе нестандартных форм и методов взаимодействия, создания научно-методической системы непрерывного образования (как учителя, так и учащегося) в рамках единого образовательного пространства. Успешность обучения и воспитания ученика во многом зависит от того, как сложится этот тандем сотрудничества, какие формы и методы при этом будут использованы, на основе каких современных технологий они будут построены.
Соответственно обращение к технологии дистанционного образования расширяет возможности учителя в плане гуманитаризации образования, осовременивает учебный
процесс, делает его привлекательным для обучающихся.
Под понятием «дистанционное обучение», приведенном в приказе о создании «Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения», будем понимать обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и учащегося [2]. Важно то, что в основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, возможность выбора, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика. При этом необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования, разноуровневую структурную организацию учебного материала.
Дистанционное обучение как система организации целенаправленного процесса интерактивного взаимодействия обучающих, обучающихся и средств обучения представлена в совокупности двух базовых подсистем, каждая из которых состоит из определенных элементов.
Первой и основной является дидактическая подсистема. Она включает характерные для традиционного обучения компоненты. В основе ее функционирования лежит упорядоченный комплекс целей, функций, способов и приемов, принципов, требований и условий эффективности их взаимодействия, факторов влияния на ее результативность. Технологии, преобладающие в дистанционном обучении, накладывают свои ограничения на отбор, последовательность и способ предъявления фрагментов содержания обучения. Каждая из этих составляющих в системе дистанционного обучения имеет свою специфику. Ее отличает как содержание каждого из названных компонентов, так и перераспределение их роли и частоты использования в образовательном процессе.
В дистанционной форме обучение с помощью технических средств становится преобладающим, а роль преподавателя как источника информации представлена содержанием разработанных им вариантов учебных курсов, а также в сообщении обучаемому информации, выходящей за пределы этого курса, или разъяснении непонятых обучаемым фрагментов текстов и заданий. Деятельность преподавателя в учебном процессе из основной трансформируется во вспомогательную, а содержание его деятельности определяется содержанием заказов обучаемого, сформулированных в виде поставленных им вопросов. Это нарушает целостность деятельности преподавателя, и в корне изменяется способ реализации характерных для традиционного обучения функций анализа и планирования. Другой задаче подчинено и планирование взаимодействия с обучаемым в дистанционном обучении. За относительно короткое время телекоммуникационной связи с обучаемым нужно ответить на его вопросы. Деятельность преподавателя носит экспромтный характер, что под силу не каждому преподавателю и требует специальной подготовки.
Второй компонент системы дистанционного обучения - техническая система обеспечения передачи информации, осуществления контрольных и консультационных функций. В отличие от традиционного обучения эта подсистема является не вспомогательной, а одной из центральных. Она представлена специфическими для этой дидактической системы средствами обучения, в качестве которых, с одной стороны, выступают печатные материалы и компьютерные программы, с другой - средства телекоммуникации.
Все названные подсистемы и их элементы взаимодействуют в образовательном процессе различными способами, выбор которых зависит от поставленной преподавателем и обучаемым цели, используемого технического средства и выбранной преподавателем модели обучения. Этот выбор зависит от уровня и темпа продвижения обучаемого и может быть предложен преподавателю и самим обучаемым. В этом взаимодействии реализуется функциональное назначение системы ДО, обеспечивается интерактивное взаимодействие
обучаемых и преподавателей в процессе обучения и возможность самостоятельной работы обучаемых, оценка их знаний и умений.
В модели дистанционного обучения в центре учебного процесса находится обучаемый; суть обучения - самостоятельная работа, развивающая способности к самообучению; в основе учебной деятельности лежит сотрудничество, а роль учащихся в обучении активнее роли преподавателя. В дистанционном обучении доминирующими являются задачи организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемого, вооружения его навыками самостоятельной работы по получению новых знаний и их практическому применению. А для детей с ограниченными возможностями здоровья это -великий шанс для осуществления психореабилитационных мероприятий.
Учебная деятельность школьников в дистанционном обучении может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов - видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения:
- познавательно-продуктивная деятельность - создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств;
- коммуникативная деятельность - взаимодействие субъектов дистанционного обучения;
- методолого-содержательная деятельность - управление учащимся содержанием и методами учебного процесса в дистантном режиме;
- психолого-воспитательная деятельность - развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств;
- техническая деятельность - овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет и др.
Соответственно именно учебная деятельность в дистанционном обучении обеспечивает реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья и предполагает следующие организационно-педагогические условия и средства: адаптирование образовательной среды учебных заведений с учетом потребностей детей целевой группы, создание безбарьерной среды учебного заведения, вариативность образования за счет использования разноуровневых образовательных программ, разнотемповости обучения, вариативно-организационной гибкости, организация деятельности инвалидов с учетом их интересов и возможностей, организация возможностей оказания социально-психологопедагогической помощи.
Между тем принципиальное значение для успешной реализации функции и задачи реабилитации детей с ОВЗ приобретает кадровое обеспечение соответствующей практической деятельности, т.е. насыщение ее инфраструктуры специалистами, владеющими современными эффективными социально-реабилитационными технологиями. Действительно, в настоящее время в информатизации образования все более актуальным становится не столько техническое оснащение образования, сколько готовность всех субъектов образовательного процесса (в частности, педагогов) к использованию дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в своей профессиональной педагогической деятельности и особенно в аспекте применения данных технологий в целях реабилитации детей с нарушениями в развитии.
Комплексный анализ состояния формирования готовности педагога к использованию дистанционных образовательных технологий, а также современных исследований по данной теме позволил нам выделить ряд противоречий:
- между наличием научно - обоснованных подходов к интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество (Э. Сеген, В.П. Кащенко, Т. Хельбрюгге, Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова и др.) и недостаточной осведомленностью педагогов и родителей о ее возможностях;
- между ускоряющимся процессом развития и внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, ДОТ в образовании и недостаточной готовностью субъектов образовательного процесса успешно применять эти технологии в
своей деятельности;
- между необходимостью формирования готовности педагога к использованию ДОТ в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, и неразработанностью структурно-содержательной модели для эффективного формирования этой готовности.
В связи с этим возникает проблема повышения профессиональной квалификации педагогов в аспекте организации дистанционного обучения.
Необходимо учитывать, что готовность к педагогической деятельности формируется в процессе профессионально-личностного развития специалиста и ее можно рассматривать как процесс и результат становления личности в качестве субъекта профессиональной деятельности.
Под готовностью к реализации дистанционного обучения будем понимать устойчивое интегральное динамическое качество личности, определяющее содержание, направленность и характер ее деятельности в процессе профессионального самоопределения и самореализации. Проблема измерения готовности к реализации дистанционного обучения связана с проблемой выявления критериев и уровней ее сформированности.
Рассматривая структуру готовности студента к реализации дистанционного обучения как единство компонентов, мы оцениваем степень развития готовности студента к реализации дистанционного обучения по следующим критериям:
- мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения;
- технологическая готовность к реализации дистанционного обучения;
- рефлексивно-результативная оценка деятельности по реализации дистанционного обучения [3].
Каждый критерий раскрывается нами через соответствующие показатели, по которым можно судить об уровне его сформированности:
Мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения:
- мотивация;
- знания о дистанционном обучении;
- отношение к дистанционному обучению;
- знания о вариантах реализации дистанционного обучения.
Технологическая готовность к реализации дистанционного обучения:
- владение методами реализации дистанционного обучения;
- владение творческими инновационными приемами и методами дистанционного обучения;
- умение пользоваться современными информационными технологиями;
- знание возможностей основных образовательных ресурсов Интернета;
- умение соотнести педагогическую задачу с возможностями образовательного ресурса Интернета.
Рефлексивно-результативная оценка деятельности по реализации дистанционного обучения:
- включение в деятельность по реализации дистанционного обучения;
- рефлексия реализации дистанционного обучения.
Приведенные критерии и показатели готовности к реализации дистанционного обучения служат исходными данными для определения уровней развития этого качества у студентов педагогического вуза. Вопрос определения уровней развития (сформированности) личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л.И. Божович, Г.А. Бокарева, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина).
Имеющийся опыт организации подготовки кадров для дистанционного образования показывает, что основные требования к системе подготовки кадров для дистанционного обучения должны быть следующими (Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В., 2001) [1]:
1. Проектирование образовательных программ в системе ДО должно быть основано на принципах и отличительных особенностях дистанционного обучения. Наиболее важным из
них является принцип распределенного обучения, когда открытая информационная система дает возможность получать знания из различных информационных ресурсов. Таким образом, распределенное обучение есть необходимый элемент в системе ДО. Построение распределенных информационных систем связано с решением ряда технических и технологических задач и наличием соответствующих специалистов в области информационных и образовательных технологий.
2. Организация и осуществление учебного процесса дистанционного обучения основаны на использовании информационной модели, в которой средства удаленного доступа к информационным ресурсам позволяют построить индивидуальную образовательную траекторию, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов. Такая технология требует наличия знаний у преподавателей не только в области информатики. Необходимо владеть методами разработки и создания интерактивных обучающих программ, реализации технологий дистанционного обучения и форм организации учебного процесса.
3. Достижение образовательных целей есть необходимое условие качества образования. Развитие личностных характеристик, профессиональных знаний и навыков определяется рядом показателей, составляющих общий уровень образовательных эффектов. Расчет таких показателей требует знания и учета психофизиологических и медикобиологических особенностей дистанционного обучения, умений в использовании современных средств и методов мониторинга качества образования (Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В., 2001).
Проанализировав деятельность педагогов, работающих в сфере дистанционного обучения, и соглашаясь с Е.С. Полат [4], мы пришли к выводу, что для формирования готовности студента к реализации ДО необходимо выполнить следующие действия:
1. Формирование у будущего педагога мотивации к реализации дистанционного обучения.
2. Включение будущего педагога в дистанционную образовательную деятельность в качестве учащегося для понимания сложностей, которые испытывает обучаемый на расстоянии, а также для осознания роли и функций педагога ДО.
3. Подготовка к реализации ДО будущим педагогом состоит из четырех этапов -планирование, выбор, подготовка средств реализации ДО и прогнозирование результата.
4. Осуществление дистанционной образовательной деятельности в качестве практиканта для отработки основных навыков, получения опыта и оценки от наблюдающего педагога; а затем в качестве педагога для формирования собственного стиля создания и проведения курсов ДО.
5. Оценка результата. Для получения объективного ответа необходимо проводить как внутреннюю оценку полученного результата деятельности по реализации ДО (осуществляется самим педагогом), так и внешнюю (состоит из ответов обучающихся на вопросы рефлексии).
6. Последействие. Корректировка деятельности по реализации дистанционного обучения будущим педагогом ДО в соответствии с полученными результатами анализа проведенного курса дистанционного обучения.
Таким образом, внедрение технологий дистанционного обучения открывает новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса в аспекте образования детей с особыми образовательными потребностями.
Примечания:
1. Демкин В.П., Майер Г.В., Можаева Г.В. Проблемы кадрового обеспечения системы открытого и дистанционного образования // Подготовка кадров для системы открытого и дистанционного образования: тез. докл. Междунар. науч.-практ. семинара, Томск, 10-13 сентября 2001 г. Томск, 2001. С. 7-10.
2. Меськов В., Манушин Э. На пути интеграции (к итогам II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // Высшее образование в России. 1996. № 4. С. 6.
3. Милохин Д.Б. Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения // Вестник ОГУ 2010. № 9 (115). С. 172-177.
4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. М.: Академия, 2004. 416 с.
5. Шебанец Е.Ю. Объективные факторы субъективного благополучия матери, имеющей ре-бенка-инвалида (с диагнозом ДЦП) // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. Вып. 1. С. 181-186.
6. Diener E., Diener М., Diener С. Factors predicting the subjective well-being of nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 851-864.
References:
1. Demkin V.P., Mayer G.V., Mozhaeva G.V. Problems of peopleware of open and distance education system // Training of personnel for an open and distance education system: synopsis of reports of the international scient. and pract. seminar, Tomsk, September 10-13, 2001. Tomsk, 2001. P. 7-10.
2. Meskov V., Manushin E. On the integration way (on the results of the II International congress of UNESCO «Education and informatics») // Higher education in Russia. 1996. No. 4. P. 6.
3. Milokhin D.B. Assessment of readiness of higher school students for realization of distance education // The OGU Bulletin. 2010. No. 9 (115). P. 172-177.
4. Polat E.S., Bukharkina M.Yu., Moiseyeva M.V. Theory and practice of distance education: a manual for students of higher teachers’ training schools. M.: Academia, 2004. 416 pp.
5. Shebanets E.Yu. Objective factors of subjective wellbeing of a mother having a disabled child (having cerebral spastic infantile paralysis diagnosis) // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: The AGU publishing house, 2011. Issue 1. P. 181-186.
6. Diener E., Diener М., Diener С. Factors predicting the subjective well-being of nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 851-864.