Научная статья на тему 'Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий'

Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / READINESS / PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL ACTIVITY / A TEACHER OF THE VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / COMPONENTS OF READINESS FOR APPLICATION EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняева Елена Александровна, Коняев Александр Сергеевич

В статье рассматривается сущность и структура готовности будущих педагогов профессионального обучения к применению в образовательном процессе современных образовательных технологий, в частности дистанционных образовательных технологий. Раскрываются основные компоненты готовности: мотивационно-ориентационный, содержатрельно-операциональный и контрольно-оценочный. Представлены результаты диагностики компонентов готовности к применению образовательных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коняева Елена Александровна, Коняев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness for future teachers of vocational training to the application modern educational technologies

In the article essence and structure of readiness of future teachers of the vocational training is examined to the application in the educational process of modern educational technologies, in particular the controlled from distance educational technologies. Reveals the main components of readiness: motivational orientation, soderzhatrelno-the operational and control evaluative. Presents the results of diagnostic components of readiness for application educational technology

Текст научной работы на тему «Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий»

УДК 378.937:371.01 ББК 74.480.26:74.202.45

Коняева Елена Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных

методик

Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Коняев Александр Сергеевич

ведущий программист

гтч «

Іехнологический колледж Южно-Уральского государственного университета(НИУ)

г.Челябинск

Konyaeva Elena Alexandrovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor Chair of preparation teachers of vocational training and subject methods Chelyabinsk state pedagogical university Chelyabinsk Konyaev Alexander Sergeyevich leading programmer College of Technology South Ural State University (NRU)

Chelyabinsk

konyaevas@gmail.com

Готовность будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий

Readiness for future teachers of vocational training to the application modern

educational technologies

В статье рассматривается сущность и структура готовности будущих педагогов профессионального обучения к применению в образовательном процессе современных образовательных технологий, в частности дистанционных образовательных технологий. Раскрываются основные компоненты готовности: мотивационно-ориентационный, содержатрельно-

операциональный и контрольно-оценочный. Представлены результаты диагностики компонентов готовности к применению образовательных технологий

In the article essence and structure of readiness of future teachers of the vocational training is examined to the application in the educational process of modern educational technologies, in particular the controlled from distance educational technologies. Reveals the main components of readiness: motivational orientation, soderzhatrelno-the operational and control evaluative. Presents the results of diagnostic components of readiness for application educational technology

Ключевые слова: готовность, профессионально-педагогическая

деятельность, педагог профессионального обучения, образовательная технология, компоненты готовности к применению образовательных технологий, дистанционные образовательные технологии,

Key words: readiness, professionally-pedagogical activity, a teacher of the vocational training, educational technology, components of readiness for application educational technology, distance educational technologies.

Становление современной системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Смена образовательной парадигмы предполагает иные содержание, подходы, отношения и педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики c акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Важнейшей составляющей педагогического процесса становятся образовательные технологии.

Между тем, в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. отмечается, что одной из проблем современного образования является недостаточное использование современных образовательных технологий [1]. ^к справедливо отмечает Б.С. Гершунский, любые преобразования, реформы и инновации, если они претендуют на успешную реализацию и реальную поддержку в сфере образования, должны начинаться с «системы опережающего эти реформы и инновации педагогического образования, с подготовки будущих педагогов, a в особо экстремальных и неотложных ситуациях - с переподготовки педагогов, уже действующих» [2] (курсив наш). Это

обуславливает актуальность проблемы готовности будущих педагогов к применению современных образовательных технологий.

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «образовательная (педагогическая) технология», их более трехсот. Это понятие не имеет общепринятого и однозначного толкования. Многообразие формулировок зависит от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательного процесса.

Опираясь на выводы исследователей (В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Т.С. Назарова, Е.С. Полат и др.) образовательная технология нами понимается именно как технология специально организованного процесса взаимодействия (прямого или опосредованного) учителей и учащихся (преподавателей и студентов), направленного на достижение запланированных целей образования. Тогда понятия технологий обучения, формирования, развития, воспитания и т.п. образуют множество видовых понятий в классе образовательных технологий. Любая из них является технологией образовательной.

Кроме того, образовательной технологией называют и технические средства обучения, и информационные технологии, применяемые в образовании, и дистанционное обучение (особенно с применением современных технических средств и информационных сетей). В каждом конкретном случае речь идет об одном из видов образовательной технологии, поэтому он не может иметь только общее родовое имя, а должен включать указание на видовое отличие.

Исключение представляет понятие педагогической технологии, претендующее на ту же меру общности, что и понятие образовательной технологии. Это связано с тем, что образовательный процесс часто называют педагогическим. В определенном смысле понятия образовательной и педагогической технологий можно рассматривать как синонимы. Однако, учитывая возрастающую интеграцию российской и мировой систем образования и требования унификации терминологии, целесообразно отдать предпочтение термину «образовательная технология».

Формирование готовности будущего педагога к использованию современных образовательных технологий является неотъемлемым компонентом процесса профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения в вузе, поскольку одним из видов их профессиональной деятельности является организационно-технологическая, предполагающая организацию образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов). Это получило отражение в перечне основных требований Федерального государственного образовательного стандарта ВПО к общекультурным и профессиональным компетенциям выпускника вуза по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)».

В русле нашего исследования рассмотрим готовность к использованию в образовательном процессе различных технологий. Так, в исследовании Т.А. Го-ловятенко рассматривается проблема готовности будущего педагога к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий [3]. Вопросам, связанным с изучением готовности к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий, посвящено исследование М.М. Куваевой [4]. Л. А. Харитонова акцентирует внимание на готовности к использованию информационных технологий [5].

В связи с развитием современных технических средств и информационных сетей появились новые образовательные технологии, в частности дистанционные технологии обучения . На сегодняшний день понятие дистанционных образовательных технологий нашло свое законодательное закрепление в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в РФ» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. В нем четко определены понятия «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», а также закреплена территориальная принадлежность обучающихся с использованием дистанционных технологий.

Вч_/ и и Т-ч и

соответствии с изменившейся нормативно-правовой базой Российской Федерации «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [6].

В связи с этим актуальной становится проблема готовности будущих педагогов профессионального обучения к применению дистанционных образовательных технологий.

Проблему формирования готовности к использованию дистанционных образовательных технологий рассматривали С.А. Деева, Н.В. Ломовцева, И.Н. Останний и др. Исследователи акцентируют внимание не только на формировании готовности студентов к дистанционному обучению [7], к использованию информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности [8], но и на готовности преподавателей вуза к реализации дистанционных образовательных технологий [9].

Необходимо отметить, что раскрывая компонентный состав готовности к применению дистанционных образовательных технологий, авторы, как правило, выделяют от трех до четырех структурных компонентов.

В качестве компонентов готовности к применению дистанционных образовательных технологий нами избраны следующие: мотивационно-

ориентационный, содержатрельно-операциональный и контрольно-оценочный.

Мотивационно-ориентационный. Мотивация как движущая сила поведения человека занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все ее основные образования: направленность, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.

Мотивационно-ориентационный компонент предполагает пробуждение личностно значимого отношения к объекту и предмету его профессионального труда, проявляющегося в социальных мотивах, побуждающих субъекта к педагогической деятельности, вычленении социально значимой цели

профессиональных действий, в наличии тесной связи между осуществляемой системой педагогического воздействия и осознанием его мотивов; выработке навыков анализа и стремления к активному разрешению педагогических ситуаций; формирование настроя и постоянной ориентации на педагогическую деятельность.

Мотивационно-ориентационный компонент выполняет регулятивную и ориентационную функции.

Содержательно-операциональный. Здесь осуществляется формирование целостной системы общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков; формирование направленности на приобретение и обогащение информации о сущности и структуре педагогической деятельности, о ее социальнопсихологических закономерностях, на реализацию умений и навыков оперировать данной информацией в различных видах профессиональной деятельности.

Содержательно-операциональный компонент выполняет информационную и конструктивную функции.

Контрольно-оценочный. Этот компонент состоит в выработке навыков самоконтроля, самооценки, умения объективно соотнести уровень развитости личностных качеств с социально-педагогическими нормами, иначе говоря, - в формировании умений педагогической рефлексии.

Контрольно-оценочный компонент выполняет функцию контроля и направлен на объективизацию и оперативную коррекцию педагогической деятельности.

На основе положений концепции формирования личности учителя В.А.Сластенина, теоретических положений о понятии профессиональной готовности (Б.Г.Ананьев, Г.Н.Жуков, В.А.Сластенин и др.), а также на основе анализа результатов собственной опытной работы, под готовностью будущего педагога профессионального обучения к применению дистанционных образовательных технологий мы будем понимать интегративное, динамическое социальнопрофессиональное качество личности, характеризующееся единством ее знаний,

умений и способностей к творческому использованию технологий дистанционного обучения в профессиональной деятельности, выражающееся во взаимодействии мотивационно-ориентационного, содержательно-операционального и контрольно-оценочного компонентов. В данном определении нами делается акцент на социально-профессиональное качество личности, что связано с современными требованиями к личности педагога профессионального обучения.

Оценивая мотивационно-ориентационный компонент готовности, мы принимали во внимание, во-первых, мотивацию студентов к профессиональнопедагогической деятельности; во-вторых, потребность использования в профессионально-педагогической деятельности педагогических технологий, в частности дистанционных образовательных технологий, в-третьих, личностные качества: ответственность, настойчивость. Нами было опрошено в общей сложности 120 студентов 1-5 курсов ППИ ЧГПУ. Были получены следующие данные.

На вопрос: «Какие мотивы были главными при выборе профессии педагога профессионального обучения?», 11,7% студентов отметили, что основным мотивом является то, что «профессия отвечает моим основным склонностям и интересам»; «представляет большие творческие возможности» - 52,5%; «имеет широкую сферу применения»- 7,5%; «имеет большое общественное значение» -2,5%; «профессию выбрал в силу традиций своей семьи» - 4,2%. Показателен тот факт, что 21,6% студентов не собираются быть педагогами, просто привлекает возможность овладеть знаниями основ специальных дисциплин.

Следующие два вопроса были заданы только студентам 4-5 курсов. «Изменилось ли Ваше нынешнее представление о профессии, по сравнению с представлением о ней до поступления в вуз?» Ответы распределились следующим образом: «не изменилось» - 49,3%; «изменилось в лучшую сторону» - 28,7%; «изменилось в худшую сторону» - 16,2%; затруднились ответить - 5,8%. На вопрос: «Если бы Вы снова стали выбирать профессию, повторили бы свой выбор?» 55,6% студентов ответили утвердительно, «нет» - 17,7%, «не знаю» - 26,7%.

Как видно, творческие возможности профессии оказываются одним из наиболее значимых мотивов выбора педагогической профессии. Но настораживает тот факт, что почти четвертую часть опрошенных профессия педагога не привлекает и число студентов старших курсов, неудовлетворенных выбранной профессией не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Следовательно, мы выпускаем достаточно большое число педагогов, в момент окончания вуза заведомо равнодушно относящихся к педагогической профессии. Социальные и моральные последствия такого явления очевидны.

учебной деятельности студенты побуждаются целой системой целей и мотивов, находящихся в сложной взаимосвязи. Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремление студента в будущее. Однако студенты подчас не могут разобраться в своих мотивах, склонностях, способностях. Не случайно, значительная часть респондентов либо не уверена в правильности своего выбора, либо отрицательно относится к выбранной профессии. Возникновение устойчивых мотивов, побуждающих студентов к творческому учению, овладению различными методами исследования педагогического процесса, является важным условием развития готовности будущего педагога профессионального обучения к профессионально-педагогической деятельности.

Анализируя содержательно-операциональный компонент готовности к применению образовательных технологий, необходимо отметить и такой аспект исследования: студенты не достаточно осведомлены о смысле понятия «образовательная (педагогическая) технология». Так, при анализе 83 ответов студентов I и II курсов на вопросы в анкете о сущности педагогической технологии, выявлено, что большинство будущих специалистов включает в содержание понятия педагогической технологии лишь алгоритм организации педагогической деятельности и лишь 16 студентов связывают педагогическую технологию с конструированием и осуществлением такого учебного процесса, который гарантирует достижение поставленных целей.

Оценивая контрольно-оценочный компонент готовности будущих педагогов к использованию образовательных технологий, мы исходили из того, что главной, «ядерной» способностью человека является способность к рефлексивной деятельности. Именно она выполняет интегрирующую функцию в жизни человека: разрешает, запрещает, усиливает, ослабляет деятельность, организует, оценивает, корректирует ее. Она позволяет человеку ориентироваться в непрерывно изменяющихся жизненных ситуациях, обеспечивает систему отношений человека. В конечном итоге развитие способности человека к рефлексивной деятельности обеспечивает формирование потребности в постоянном повышении профессиональной квалификации и профессиональной мобильности специалиста.

Тестирование проводилось со студентами 1-5 курсов. В исследовании приняли участие 148 человек. Результаты представлены следующим образом. Уровни выраженности рефлексии в деятельности у студентов 1-3 курсов: низкий -36,78%; средний - 56,32%; высокий - 6,90%. У студентов 4-5 курсов соответственно - 16,39%; 63,94%; 19,67%. Такое различие мы объясняем следующими причинами: во-первых, неприспособленность первокурсников к условиям обучения в вузе, к новым для них формам обучения; во-вторых, трудность усвоения сложного материала психолого-педагогических дисциплин; в-третьих, приученные к ежедневной опеке и контролю в школе некоторые первокурсники, и, даже второкурсники, не умеют принимать элементарные решения, у них недостаточно воспитано трудолюбие, стремление к самообразованию и самовоспитанию.

На основании полученных данных оценки готовности будущих педагогов профессионального обучения к применению образовательных технологий нами сделаны следующие выводы.

Во-первых, будущие специалисты имеют слабое представление о содержании понятия «образовательная (педагогическая) технология»; не связывают готовность к применению образовательных технологий с профессиональными качествами личности будущего специалиста; во-вторых, мотивация студентов к профессии педагога и к учебной деятельности не достаточно высокая; в-

третьих, если в учреждениях высшего профессионально-педагогического образования не осуществляется процесс развития готовности будущих педагогов к использованию образовательных технологий в образовательном процессе, то данное свойство личности развивается в недостаточной степени, что в свою очередь сказывается на профессионализме специалиста.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что формирование готовности будущих педагогов профессионального обучения к применению современных образовательных технологий и в частности дистанционных образовательных технологий, необходимо осуществлять в педагогических вузах специально и целенаправленно в процессе изучения психолого-педагогических и специальных дисциплин, а также спецкурсов, ориентированных на изучение основ дистанционного обучения.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 08.10.2012).

2. Гершунский, Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия [Текст] / Б.С.Гершунский.- М.: Пед. об-во России, 2001. - 128 с.

3. Головятенко, Т.А. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации субъектно-деятельностных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Головятенко Татьяна Альбертовна. - М., 2011. - 204 с.

4. Куваева, М.М. Формирование готовности будущего учителя технологии и предпринимательства к использованию здоровьесберегающих образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Куваева Марина Михайловна. - Магнитогорск, 2010. - 186 с.

5. Харитонова, Л.А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Харитонова Лилия Александровна. - Чебоксары, 2005. - 205 с.

6. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29

декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ш/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 (дата

обращения: 29.09.2013).

7. Деева, С.А. Формирование готовности студентов к дистанционному обучению в образовательном процессе колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Деева Светлана Альфредовна. - Краснодар, 2009. - 190 с.

8. Останний, И.Н. Формирование готовности студентов педагогических вузов к использованию Интернет-технологий в образовательном процессе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Останний Иван Николаевич. - М., 2007. - 151 с.

9. Ломовцева, Н.В. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию дистанционных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Ломовцева Наталья Викторовна. - Екатеринбург, 2009. - 208 с.

Bibliography

1. Order of the Government of the Russian Federation of February 7, 2011 № 163 - r «On the Concept of the Federal target program of education for 2011 - 2015». [Electronic resource]. - Access Mode: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /55070647 (date accessed: 08.10.2012 ).

2. Gershunsky, B.S. Education as a religion of the third millennium [Text] / B.S.Gershunsky. - Moscow Ped . on of Russia , 2001 . - 128 p.

3. Golovyatenko, T.A. Formation of professional readiness of the future teachers for the implementation of the subject-activity-related educational technology: Dis. ... Candidate of ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / Golovyatenko Tatiana Albertovna. -M., 2011. - 204 p.

4. Kuvaeva, M.M. Formation of readiness of the future teachers of technology and business -to-use health- education technologies: Dis. ... Candidate of ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / Kuvaeva Marina Mikhailovna. - Magnitogorsk, 2010. - 186 p.

5. Kharitonova, L.A. Formation of readiness of future foreign language teachers to use information technology in professional work: Dis. ... Candidate of ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / Kharitonova Liliya Alexandrovna. - Cheboksary 2005. - 205 p.

6. The federal education law in the Russian Federation of December 29, 2012. N 273-FZ [Electronic resource]. - Access Mode: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149753 (date accessed: 29.09.2013 ).

7. Deeva, S.A. Formation of readiness of students to distance learning in the educational process of the college: Dis. ... Candidate of ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / Deeva Svetlana Alfredovna. - Krasnodar, 2009. - 190 p.

8. Ostanny, I.N. Formation of readiness of students of pedagogical universities to the use of Internet technology in the educational process: Dis. ... Candidate of ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / Ivan Nikolaevich. - M., 2007 . - 151 p.

9. Lomovtseva, N.V. Formation of readiness of high school teachers to the use of distance learning technologies: Dis. ... Candidate of ped. Sciences: 13.00.08 [Text] / Lomovtseva Natalia Viktorovna. - Ekaterinburg, 2009. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.