Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Н.С. Букатов, Е.О. Каланда, С. В. Лысенко, Ю.В. Пушкарёв УДК 378 + 316.3/.4
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Н.С. Букатов, Е.О. Каланда, С. В. Лысенко, Ю.В. Пушкарёв (Новосибирск, Россия)
В статье анализируются вопросы совершенствования современной системы отечественного образования. Выявляются те факторы, которые влияют на развитие системы высшего образования и в настоящее время формируют его. Отмечается, что в современном развитии общества инновации занимают стратегически важное место, способствуя модернизации и ускоренному развитию общества. Инновации являются основным показателем конкурентоспособности развития региона и страны в целом. Отмечается, что основной составляющей перехода на инновационный путь развития современного общества является формирование личности с развитым инновационным мышлением.
Ключевые слова: система высшего образования, ускоренное развитие общества, инновационные качества личности.
Глобализационный аспект интеграции науки и образования активно осмысливается сегодня в направлении формирования
единого научно-образовательного
пространства, в котором необходимо найти место для реализации национальных
особенностей научных и образовательных
систем. Данный аспект непременно очерчивает круг проблем, связанных с безопасностью отечественного образования в современных условиях глобализма,
интернационализации и глобализации
научно-образовательной сферы.
* Работа выполнена в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (мероприятие 1.2.1,
Гуманитарные науки, соглашение 14.В37.21.0985).
Букатов Николай Сергеевич - студент Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Каланда Екатерина Олеговна - студентка Института естественных и социальноэкономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Лысенко Сергей Вячеславович - студент Института естественных и социальноэкономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: [email protected]
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Концепция глобализации в
современных исследованиях оказывается наиболее популярным инструментом анализа социальных процессов, в том числе проблем интеграции современной научно-
образовательной сферы [1-4; 7-8; 13-14]. Но необходимо провести четкое различие между интернационализацией и глобализацией сферы образования, которые взаимосвязаны и вместе с тем принципиально отличаются друг от друга. Интернационализация - это расширение двусторонних и многосторонних связей и контактов между вузами и другими учебными заведениями различных стран на базе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Цель - повышение эффективности образовательной и научноисследовательской деятельности, в идеале -доведение ее до более высокого мирового уровня, расширение мобильности
профессорско-преподавательского состава и студентов [9-10; 14]. В период возрастающей взаимозависимости и расширения связей между государствами и народами, использования не признающих границ Интернета, мобильных телефонов, мировой телекоммуникационной связи,
дистанционного образования - и это далеко не все - интернационализация высшей школы стала (и в ближайшее обозримое время будет) объективной необходимостью [11]. Глобализация образования - это качественно иное явление. Здесь нет равноправия, есть подчинение образования интересам крупнейших иностранных транснациональных корпораций, которые навязывают свои стандарты обучения, свой язык общения, не считаются с национальными особенностями, вытесняют национальные языки - носители самобытных культур [1; 7].
Интеграция национальных
образовательных систем и проблема повышения качества образования. Образование - это важнейший фактор развития современного общества, так как информационный век требует от человека, прежде всего, знаний во многих областях, а также умения самообразовываться, самосовершенствоваться. Образование
выходит на одно из первых мест по своему значению для воспитания современной, адаптированной к современному
технологичному обществу личности.
Проблема повышения качества российской системы образования
актуализировалась в последние годы. Видимым выражением этой тенденции является введение соответствующих понятий в нормативные документы, а также развитие институциональных механизмов,
обеспечивающих диагностику и управление качеством образования (единый
государственный экзамен, государственная система лицензирования и аккредитации вузов). Российская педагогическая наука и образовательная практика ищут пути обеспечения качества подготовки педагогов, учитывая интеграционные процессы, происходящие в Европе (В. А. Сластенин
[14]).
Одной из наиболее важных задач в области образования XXI в. называют интеграцию национальных образовательных систем в европейское и мировое
образовательное пространство [6; 10; 13-14]. Болонское соглашение устанавливает
концептуальные и методологические ориентиры развития педагогического
образования в контексте европейской
интеграции. В частности, в основу развития
современной модели образования положены системные и последовательные изменения в
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
отрасли, требующие повышения
квалификации и переподготовки
педагогических кадров, обновления содержания учебников и пособий, разработки и реализации методического сопровождения в рамках нового стандарта образования, постоянного обновления технологий,
ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям
динамично меняющегося мира. Данные ориентиры ставят задачи определения эффективных педагогических условий
подготовки к деятельности на интегрированных рынках труда и образования и соответственного изменения содержания учебных программ,
совершенствования педагогического
образования. Существует объективная
необходимость научного обоснования
интернационализации образования как следствия интеграции современного мира и одновременно важного ресурса ускорения процессов общественной и экономической жизни, устранения национальной
обособленности систем образования
(А. Н. Джуринский, [6]).
Российские экономические и социокультурные реформы осуществляются в контексте глобальных изменений в мире и в европейском регионе в частности. В рамках Болонского процесса проводится унификация национальных образовательных стандартов, диверсификация образовательных моделей, совершенствование технологий обучения. Тенденция интеграции требует от каждой страны - участницы Болонского процесса развития системы непрерывного образования, создания широкой сети разнообразных учебных заведений, доступных различным социальным, профессиональным и
возрастным группам населения. В настоящее время образование должно включать в себя
такие характеристики, как непрерывность, фундаментальность, целостность. Личность учителя, его профессиональная
компетентность, социальная зрелость и духовное богатство в настоящее время оказываются наиболее важными условиями обеспечения эффективности процесса
обучения и воспитания [14].
Влияние процессов глобализации на развитие инновационного образования в регионах. Инновационное развитие
современного общества в целом невозможно без параллельного развития и модернизации образовательной системы. Ведь именно образовательная система должна
формировать кадры для инновационного развития. Качество кадрового потенциала имеет краеугольное значение для реализации планов модернизации и инновационного развития страны. Более того, от качества функционирования системы образования зависит не только инновационное развитие, но и экономическое развитие региона, страны в целом. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентной его
экономического развития [8; 12-13]. При наличии подобных внешних условий
эффективность работы системы образования во многом зависит от способности разработки, адаптации и внедрения инновационных элементов как
непосредственно в образовательный процесс, так и в сфере управления образованием.
В современном понимании система инновационного образования включает не только традиционные системы образования и повышения квалификации, все больше распространяется концепция «непрерывного образования», которую, несомненно, можно
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
отнести к типу инновационного образования [6]. Концепция «непрерывного образования» получила наиболее широкое распространение в последнее десятилетие. Сущность концепции непрерывного образования состоит в постоянном создании прибавочного элемента знания на протяжении всей активной фазы человеческой жизни. Этот процесс начинается с получением специального или высшего образования и продолжается во время трудовой деятельности. В отличие от традиционной системы повышения квалификации, непрерывное образование предполагает значительно большее разнообразие форм получения нового знания, включая как теоретические, так и практические аспекты, а также наличие существенной личностной мотивации. Становление системы
непрерывного образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: вторжении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс [6].
Несмотря на усилия, предпринимаемые для построения системы инновационного образования, на современном этапе система образования в России снижает свою мировую конкурентоспособность [8-9]. Процессы глобализации в данном случае - это «вызов» для российской системы образования, который может являться как возможностью, так и угрозой для развития национальной образовательной системы. Каков будет вектор этого воздействия, зависит от качества усилий, предпринимаемых на федеральном, региональном, местном уровнях власти, научным сообществом, бизнес сектором, образовательными учреждениями,
конкретными личностями, получающими образование.
Перед современной образовательной политикой стоит задача создать такие условия для развития региональных образовательных систем, которые бы активизировали возможности интеграции в мировое образовательное пространство, а также стимулировали рост качества образования за счет внедрения инновационных элементов [14].
Формирование личности с новыми инновационными качествами в образовании. Инновации в современном развитии общества занимают стратегически важное место, способствуя модернизации и ускоренному развитию общества. Инновации выступают основной формой превращения теоретических знаний в материальное благосостояние и являются основным показателем конкурентоспособности
развития региона, страны в целом.
Важной составляющей перехода на инновационный путь развития является наличие так называемого субъекта инноваций, то есть личности с развитыми инновационными качествами и
сформированным инновационным
мышлением. Формирование такого человека становится залогом успешного образования, в целом [12].
Современное образование становится тем инструментом, который формирует человека с новыми инновационными качествами. Образование должно образовать носителя передовых научных знаний, способного классифицировать и
переклассифицировать информацию,
оценивать ее, рассматривать проблему с новой позиции, постоянно
самосовершенствоваться. Инновационное развитие страны ориентирует систему образования на формирование целостной личности, воспитанной на основе
1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
современной мировой и национальной культуры [5]. Кроме того, современное образование превращается в непрерывный процесс. Активно обсуждается
исследователями проблема непрерывного образования или образования в течение всей жизни. Такое образование как бы завершает прорыв во временных рамках
индивидуального обучения между
поколениями, позволяя совершенствовать накопленный опыт и систему знаний
постоянно, адаптируясь к современным
инновациям. Позволяет также выделять
актуальные инновационные качества
личности, необходимые для стратегического инновационного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Билалов М. И. Единое образовательное пространство // Глобалистика: Энциклопедия. / Ред.
И. Мазур, А. Н. Чумаков. - М., 2003. - С. 326-327.
2. Грязнова А. Г. Болонский процесс: основные вехи на пути к «Европе знаний» // Вестник
Финансовой академии. - 2004. - № 1. - С. 12-22.
3. Давыдов Ю. С. Болонский процесс и российские реалии. - М. : Моск. психолого-
социальный институт, 2004. - 136 с.
4. Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. - М. : ИНФРА-М, 2003. -
650 с.
5. Демкин В. П., Можаева Г. В. Гуманитарное образование в информационном обществе -
режим доступа : http://ido.tsu.ru/ss ?unit=222&page =соПеПз
6. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для
студентов вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с.
7. Лопаткин В. М. Особенности интеграции региональных образовательных систем России в
мировое образовательное пространство: Монография. - Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. -150 с.
8. Майер Б.О., Евзрезов Д. В. Изменения в системе современного общества и реформы
высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2012.-№ 6.-С. 37-44.
9. Мирский Э. М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы
XXI века // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 1. - С. 22-27.
10.Нейматов Я. М. Образование в XXI веке : тенденции и прогнозы. М. : Алгоритм, 2002. -480 с.
11.Плаксий С. И. Парадоксы высшего образования. - М. : Национальный институт бизнеса, 2005. - 424 с.
12.Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Развитие образования в условиях новой системы ценностей глобального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 20-25.
13. Садовничий В. А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию // Высшее
образование сегодня. - 2002. - № 1. - С. 10-17.
14.Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 4-8.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© N. S. Bukatov, E. O. Kalanda, S. V. Lysenko, Yu. V. Pushkarev
UDC 378 + 316.3/.4
INTEGRATION OF EDUCATIONAL SYSTEMS AND THE PROBLEM OF FORMATION OF NEW PERSON IN THE HIGHER EDUCATION
N. S. Bukatov, E. O. Kalanda, S. V. Lysenko, Yu. V. Pushkarev (Novosibirsk, Russia)
The paper is concerned with the questions of improving the modern system of Russian education. The author considers those factors which influence the development of the system of higher education and form it. It is emphasized that innovations occupy a strategically important place in the modern development of the society, promoting modernization and accelerated development of the society. Innovations are the basic parameter of competitiveness of the development of the region and the country as a whole. It is marked that the basic component of transition to the innovative way of development of modern society is formation of the person with the developed innovative thinking.
Keywords: system of higher education, accelerated development of society, innovative qualities of the person.
REFERENCES
1. Bilalov M. I. Uniform educational space // Global studies: the Encyclopedia / eds. I. Masur, A. N. Chumakov. - M, 2003. - pp. 326-327.
2. Gryaznova A. G. Bologna process: the basic marks on a way to «the Europe of knowledge» // the Bulletin of Financial academy. - 2004. - vol.1. - pp. 12-22.
3. Davidov J. S. Bologna process and the Russian realities. - M., 2004. - 136 p.
4. Delyagin M. G. World crisis: the General theory of globalization. - M., 2003. - 650 p.
5. Demkin V. P., Mozhaeva G. V. Humanitarian education in an information society. - URL: http://ido.tsu.ru/ss ?unit=222&page =contents
6. Dzhurinsky A. N. Development of education in the modern world: the Manual for students of high schools. - M., 2003. - 240 p.
7. Lopatkin V. M. Feature of integration of regional educational systems of Russia in world educational space: Monography. - Barnaul: Publishing house BGPU, 2004. - 150 p.
8. Mayer B. O., Evzrezov D. V. Changes in system of the modern society and reform of higher education // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. -2012.-№ 6. - pp. 37-44.
9. Mirskiy E. M. Higher Humanitarian education in Russia in searches of answers to calls of XXI century // Higher education today. - 2002. - vol. 1. - pp. 22-27.
10. Neymatov I. M. Education in XXI century: tendencies and forecasts. - M.: algorithm, 2002. -480 p.
11. Plaksy S. I. Paradoxes of higher education. - M.: National institute of business, 2005. - 424 p.
12. Pushkarev Yu. V., Pushkareva E. A. Development of education in conditions of new system of
values of the global society // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2012. -№ 4. - pp. 20-25.
Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(11) 2013 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
13 Sadovnichy A. Role of education and sciences in transition to steady development // Higher education today. - 2002. - vol. 1. - pp. 10-17.
14. Slastenin V. A. Bologna agreement: a rate on integration // Pedagogical education and a science. - 2011. - vol. 8. - pp. 4-8.
Bukatov Nikolay Sergeevich - the student of the Institute of Natural and Social and Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
Kalanda Ekaterina Olegovna - the student of the Institute of Natural and Social and Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
Lysenko Sergey Vyacheslavovich - the student of the Institute of Natural and Social and Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]
Pushkarev Yury Viktorovich - the candidate of philosophy sciences, the associate professor of faculty of philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: [email protected]