Научная статья на тему 'Юридический факультет на марше'

Юридический факультет на марше Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ПРАВОВЫЕ КЛИНИКИ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВОВАЯ ПРАКТИКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глущенко Петр Петрович

Статья посвящена показу истории и современности функционирования юридического факультета Академии. Из истории следует, что только за последние четыре года факультет превратился в учебно-методический, научно-исследовательский и воспитательный центр подготовки высококвалифицированных юристов. Это стало возможным благодаря работе на факультете 21 доктора юридических наук, профессора, 29 кандидатов наук, доцентов, представленных на шести кафедрах. За указанное время: открыта аспирантура, где об учается свыше 100 аспирантов, работает малый юридический факультет, ежегодно издается 7-10 монографий, 10-15 учебников и учебных пособий, публикуется свыше 100 статей, докладов, проводятся минимум 2 международные конференции, исполняется 4-5 внешних НИР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридический факультет на марше»

лиалов. В ее работе принимают участие выпускники педагогических колледжей города. Олимпиада проводится по английскому, немецкому и испанскому языкам. Для преподавателей, сотрудников, аспирантов и студентов Академии организованы: семинар по использованию современных обучающих средств совместно с Международной книжной компанией, общегородской семинар с представителями издательства «МакМил-лан», читается лекция генерального консула Великобритании, почетного профессора Академии Т. Эллиотта по теме «Глобальный экономический кризис».

Освоению коммуникационных практик способствует проведение ежегодных международных научно-практических конференций. Так, например, факультетом социального управления выигран грант правительства Санкт-Петербурга на проведение в мае 2010 г. IX Международной научно-практической конференции «Диалог культур — 2010: наука в обществе знания», в работе которой приняли участие представители различных стран мира, политические и государственные деятели, ученые, преподаватели, аспиранты и студенты Академии и профильных вузов города.

Переход к инновационному информационно-коммуникационному образовательному процессу предполагает реализацию технологии формирования у выпускников вузов высокого уровня конфликтологической культуры и конфликтологической компетентности. Конфликтологическая компетентность — это способность руководителя (организации, социальной группы, общественного движения и т. д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликтного взаимодействия и перевода социально-негативных процессов в социально-позитивное русло. Она представляет собой осведомленность о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение обнаружить и объединить ресурсы для реализации инновационных проектов и внедрения инноваций [5].

Практика свидетельствует, что выпускники высшей | школы не готовы к преобразующей конфликтологи- 5 ческой деятельности во взаимодействии с предметной ^ и социальной подсистемами профессиональной сре- 2 ды, что выражается в недостаточном развитии у них < профессионально важных качеств, которые обеспе- ш чивают специалисту ориентировку в сложной ситуации Ц профессионального взаимодействия, оценку значи- ^ мости объекта конфликта, управление отрицательны- ^ ми эмоциональными состояниями, воздействие на оппонента, выполнение предупреждающих или разрешающих конфликт действий.

Таким образом, в условиях глубоких трансформационных изменений институтов общества необходима целенаправленная, системная и научно обоснованная деятельность федеральных и региональных органов государственной власти по преобразованию вузовского образования и созданию современных инновацинно-образовательных систем и информационно-коммуникационных технологий, способных к эффективному формированию профессиональной компетенции и гуманитарному образованию студентов вузов.

Литература

1. Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Современная учебная книга. М., 2001.

2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Гуманитарное образование в информационном обществе // Гуманитарная информатика: Открытый междисциплинарный электронный журнал. 2010. Вып. 1. Режим доступа: http://huminf.tsu.ru/e-^гпа^тадагтеЛ/Сеткт.Мт.

3. Рапацевич Е. С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005.

4. Цой Л. Н. Организационный конфликт-менеджмент: 111 вопросов, 111 ответов. М.: Книжный мир, 2007.

5. Цой Л. Н. Конфликтологическая компетентность современного руководителя. Режим доступа: Ь|Пр://со^ИС:тап-agement.ru.

Юридический факультет на марше

Faculty of law on a march

УДК 378:34

Глущенко Петр Петрович

декан юридического факультета Санкт-Петербургской академии управления и экономики, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит A

Glushenko Petr Petrovich

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

Статья посвящена показу истории и современности функционирования юридического факультета Академии. Из истории следует, что только за последние четыре года факультет превратился в учебно-методический, научно-исследовательский и воспитательный центр подготовки высококвалифицированных юристов.

Это стало возможным благодаря работе на факультете 21 доктора юридических наук, профессора, 29 кандидатов наук, доцентов, представленных на шести кафедрах.

За указанное время: открыта аспирантура, где обучается свыше 100 аспирантов, работает малый юридический факультет, ежегодно издается 7-10 монографий, 10-15 учебников и учебных пособий, публикуется свыше 100 статей, докладов, проводятся минимум 2 международные конференции, исполняется 4-5 внешних НИР.

This article is devoted demonstration of history and modernity of faculty of law of Academy functioning. From history follows that only for last four years the faculty has turned to center of scientific and methodical, research and educational for training of highly skilled lawyers. It became possible thanks to work at the faculty of 21 doctors of jurisprudence, professors, 29 candidates of science, associate professor are presented on six chairs.

s For this time: the postgraduate study where it is

trained over 100 post-graduate students is opened, the ш small faculty of law works, 7-10 monographies published

5 annually, 10-15 textbooks and manuals, over 100 articles

^ published, reports, two international conferences are

g spent, 4-5 external SRW is executed.

Ш

^ Ключевые слова: юриспруденция, юридическое об-

ш разование, законодательная база, правовые клиники,

Q юридическая консультация, правовое воспитание,

^ юридическая помощь, правовая практика, юридиче-

ская техника, правовые принципы, правовое обоснование

Keywords: jurisprudence, juridical education, legislative base, legal clinics, legal consultation, legal education, legal assistance, legal practice, legal technique, legal principles, legal substantiation

Подготовка юристов во все века и в различных государствах занимала и занимает особое место в силу того, что от них во многом зависит будущее и настоящее любого государства. Создание перспективной, продуманной правовой системы, правовой базы, обстоятельное, всестороннее урегулирование взаимоотношений между государством, личностью и обществом, успешное, правомерное разрешение возникающих проблем, разногласий и конфликтов гораздо цивилизованнее осуществлять на основе законопредписаний. Разработка, принятие и применение законов и подзаконных актов осуществляются людьми, имеющими должный уровень правовой культуры, включающий в себя три основные части: знание законодательства, умение им пользоваться и — главное — стремление, желание руководствоваться в жизни и деятельности только законопредписаниями.

Подготовка такого специалиста требует особого государственного подхода. Однако начиная с 1991 г. юристов стали готовить все кому не лень. Результат не только налицо, но обнаруживается вокруг: несовершенство законодательства (пробелы, противоречия, сложность восприятия и применения); неиспол-няемость предписаний, их подмена указным и телефонным правом, денежными подкупами; отсутствие должной ответственности за судьбу Отчизны, отдельно взятого человека у дознавателей, следователей, прокуроров, судей и адвокатов и еще одна огромная беда — наличие особой страсти к наживе у лиц, к которым мы вынуждены обращаться в случае возникновения той или иной проблемы, сложности.

Явный перебор числа вузов, взявшихся за подготовку юристов, нанес значительный ущерб делу подготовки высококвалифицированных, преданных государству, народу специалистов, готовых и желающих защищать интересы государства и граждан, а не только толстосумов. Существенные изменения в политике, экономике, социальной, образовательной сферах не замедлили сказаться на многих общественных отношениях, в том числе и на образовательных, состояние которых всегда было и остается мерилом состоятельности государства, его способности обеспечить суверенитет, независимость, благосостояние своему народу, ибо образованные кадры всегда решали, решают и будут решать почти все.

Вступление России в Совет Европы, стремление к активизации межгосударственных отношений: политического, экономического, административно-правового, таможенного характера, признание общепризнанных принципов и норм международного права составной частью правовой системы Российской Федерации и имеющих преимущественное право над российским законодательством предопределили не-

обходимость поиска новых подходов к образовательной деятельности, в том числе и в части, касающейся подготовки юристов. Образовательная инноватика хороша в том случае, если она способна определить и внедрить в практику обучения, подготовки специалиста фундаментальные теоретические основы.

Неумение их найти, определить чревато тем, что: во-первых, это способно привести к непредсказуемым последствиям, неоправданным издержкам; во-вторых, к использованию внешне привлекательных образовательных моделей, однако далеко не долгосрочных, т. е. способных быть истребованными недолгое время; в-третьих, они рано или поздно приведут к негативным последствиям, которые очень сложно будет локализовать, и в-четвертых, к порождению непродуктивных затрат.

Образовательная инноватика прежде всего требует учета личности как обучающего, так и обучаемого, их активности, нацеленности на конечный положительный результат и одновременно предупреждает о том, что недопустимы кампанейщина, использование популистских лозунгов и решений. Возникает обоснованный вопрос, насколько реально ожидать от перехода к двухуровневому высшему образованию, особенно в сфере подготовки юристов, положительных результатов, в значительной степени отличающегося от действовавшего в Российской Федерации.

Юридический факультет готовит высоко квалифицированных юристов по принципу: школа, лицей, гимназия — юридические классы (17 в пяти районах, находящихся вблизи Академии) — малый юридический факультет (обучение октябрь—май) — колледж — юридический факультет — практика (не менее четырех).

Проведению в жизнь данного принципа позволили: умело подобранный профессорско-преподавательский состав (21 доктор наук, профессор, 7 заслуженных юристов, 29 кандидатов наук, доцентов, имеющих высокий уровень теоретических знаний и практических навыков), работающий на постоянной основе (более 75%) — должным образом оборудованная, оснащенная учебно-методическая база — всесторонняя обеспеченность каждой учебной дисциплины, спецкурса необходимыми учебно-методическими источниками — разветвленная база прохождения различных видов практик (факультет имеет договоры более чем с 80 юридическими структурами: двумя комитетами Государственной Думы РФ, Департаментом судебных приставов РФ, Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, прокуратурами, судами, нотариатами, адвокатскими объединениями города и области, юридическими отделами предприятий, учреждений, избирательными комиссиями города и области, законодательными собраниями города и области).

В значительной степени на качестве юридического образования сказались:

• ежегодные международные научно-практические конференции ППС и студентов, аспирантов, на которых осуществляется обмен опытом ведения занятий на основе новых технологий, инновационных форм обучения (так, 11-12 ноября 2010 г. была успешно проведена международная научно-практическая конференция на тему: «Правозащитная деятельность правового государства: история и современность, теория и практика», в работе которой приняли участие около 700 участников, в том числе более 30 представителей других государств);

• (кейсовые задания, круглые столы, ролевые занятия, реферирование монографий, статей, разра-

ботка образцов документов, использование криминалистической лаборатории, зала судебных заседаний;

• активизация работы СНО, научных кружков кафедр;

• участие во Всероссийских юридических конкурсах (не менее 3-5, результатом которых являются завоеванные призовые места: более 5 — первых, 12 — вторых, 19 — третьих);

• повседневная работа бесплатной студенческой юридической консультации, где студенты не только учатся, но и убеждаются в спросе, важности приобретаемой ими специальности;

• межвузовские взаимоотношения студентов, ГШС, аспирантов (с более 17 вузами, 5 зарубежными);

• совместная учебно-методическая, научно-исследовательская организационно-воспитательная деятельность ППС, студентов, сотрудников и учащихся колледжей, с которыми заключены договоры (Петровский, Александровский колледж и Колледж городского хозяйства). Ежегодно из трех колледжей на юридический факультет поступает 50-70 абитуриентов;

• разработка и оснащение учебного процесса учебниками, учебными пособиями, сборниками задач и тестовых заданий, отвечающими последним требованиям юридической практики (студентам не нужно тратить деньги на приобретение изданий, их готовят ученые факультета);

• активная, целенаправленная научно-исследовательская деятельность ППС кафедр, позволяющая ежегодно оснащать учебный процесс 7-10 монографиями, выполнять 5-6 внешних НИР на миллионы руб., пятью сборниками научных статей, авторами которых являются педагоги, студенты, аспиранты, практические работники, студенты колледжей, слушатели малого юридического факультета;

• деятельность Попечительского совета юридического факультета активно используется для совершенствования обучения, оснащения кафедр новой техникой и технологиями; участие в трудоустройстве студентов и выпускников;

• выплата стипендий студентам очной формы обучения за отличную учебу, активное участие в жизни факультета, Академии (по 1000 рублей в месяц);

• поддержка факультета депутатами Государственной Думы РФ: С. Е. Савицкой, В. С. Романовым, О. Н. Смолиным, В. П. Войтенко, И. И. Мельниковым; Е. Г. Драпеко, судьями Конституционного суда РФ С. П. Мавриным, В. Г. Стрекозовым, А. Н. Ко-котовым; депутатами законодательных собраний города — В. Я. Дмитриевым, Ю. В. Карпенко и области — Р. А. Илларионовой, С. М. Бебениным; представителями Федеральной службы судебных приставов РФ А. В. Поповым, В. А. Гольцмером; представителем Главного управлениями Внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области Е. В. Зарембой; прокурорами, судьями, нотариусами; представителями избирательных комиссий города и области А. В. Гнетовым и В. П. Журавлевым соответственно;

• введение в действие образовательной инноватики. Рассмотрим, что она собой представляет применительно к юридическому факультету Санкт-Петербургской академии управления и экономики. Новая система подготовки юриста требует перехода от монополии к диалогике во взаимоотношениях между обучаемым и обучающимся. Возможно ли это? Ча-

стично это уже используется благодаря тому, что | учебные группы по своему количеству не приемлют s обычных лекций, — это должен быть именно диалог, ^ собеседование, совместное разрешение, рассмотре- 2 ние конкретных ситуаций. Дело за малым, а именно < за наличием способности педагога организовать и ш осуществить такой диалог Вот где одна из важнейших Ц проблем, — найти таких, помочь стать такими. Воз- ^ можно ли это в наших условиях? Вполне. Однако, как v это уже обнаруживается, интенсивность, затратность педагога возрастут, а это потребует возрастания и затрат на него. Решить данную проблему можно только посредством набора определенного, оптимального числа студентов, создания для педагога соответствующих условий работы и технического оснащения. Набором необходимо будет заниматься всем, а варианты для этого использовать разнообразные: заключение взаимовыгодных договоров с образовательными учреждениями; открытие в них правовых, специализированных классов; организация презентаций специализаций, кафедр, факультета; открытие малого юридического факультета; проведение дней открытых дверей, юридических олимпиад, конференций; открытие бесплатной юридической консультации для школьной молодежи и родителей.

Образовательная инноватика требует перехода от одномерности к многомерности подходов к студентам, обучающимся на различных формах (очной, заочной, очно-заочной), в части, касающейся использования индивидуальных планов подготовки, прохождения стажировок, форм осуществления контроля, зачета задолженностей, выдачи заданий на самостоятельную подготовку, выбора тем контрольных, курсовых, дипломных работ и т. д.

Важное место в образовательной инноватике должно быть отведено переходу от монообразования к полиобразованию, что обязывает предлагать студентам не одну, а несколько наиболее истребуемых специальностей, тем более специализаций. Пожалуй, это самое узкое место нашего факультета, но пока. Мы готовы к тому, чтобы предоставить студентам очной формы обучения, завершившим III курс, возможность поступить на другую специальность и обучаться по очно-заочной форме (вечерней).

Особое внимание в образовательной инноватике должно быть уделено переходу от фиксирующего образования к упреждающему, прогнозируемому в связи с тем, что придется использовать так называемые контрольные, зачетные баллы (единицы), а это требует своевременного учета допущенных проблем и ошибок ранее с тем, чтобы не фиксировать их, а предупреждать, не допускать.

Двухуровневая система подготовки юристов также требует внесения существенных изменений в государственные стандарты и учебные планы, а именно: необходимо увеличение часов, отводимых на прохождение различных видов практик, т. е. начиная со II курса практика должна быть не менее 30 суток с тем, чтобы и студент разобрался с существом будущей специальности, и его можно было бы реально оценить. Пройдя таким образом четыре вида практик в объеме 30-60 суток каждую, можно реально определить, в какую именно структуру логичнее уходить выпускнику. Одновременно необходимо факультету, вузу заключать договоры о совместной деятельности с различными юридическими структурами как для прохождения практик, так и для возможного трудоустройства в них по завершении обучения на основе результатов пройденных ранее различных видов практик.

В качестве заключения следует сказать, что обра-5 зовательная инноватика настоятельно предписывает ^ подготовку специалиста юриста по следующей схе-2 ме: самооценка обучаемых и обучающих — собесе-< дование — обучающего с обучаемым — тестирование ш знаний обоих субъектов образовательных отноше-Ц ний — моделирование выбираемых форм, видов, ^ будущей должности — консилиум — решение кафе-^ дры, факультета совместно с субъектами образовательных отношений в случае необходимости разрешения возникших проблем — итоговое заключение — выработка решение — программа коррекционной работы, если в этом возникает необходимость. Итак: самооценка — собеседование — тестирование — моделирование — консилиум — итоговое заключение — программа коррекционной работы = высококвалифицированный специалист.

Результатом указанной деятельности кафедр юридического факультета является ежегодное трудоустройство 89-91% выпускников по специальности. В настоящее время выпускники юридического факультета занимают значимые должности, посты во всех видах органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной, правоохранительной, правозащитной. * * *

Становление и совершенствование юридического факультета осуществлялось и осуществляется по таким основным направлениям как:

Организационно-управленческое

Юридический факультет создан в 1998 г. В его состав до 2006 г. входили три кафедры: публичного, частного права и теории и истории государства и права. В 2006 г. на факультете были дополнительно созданы кафедры: трудового права и охраны труда; управления правоохранительной деятельностью и административного и финансового права. Кафедра публичного права была преобразована в кафедру государственного и международного права, а частного права — в кафедру гражданского права и процесса.

Таким образом, с 2006 г. на факультете успешно действуют шесть кафедр: кафедра государственного и международного права, возглавляемая доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом РФ П. П. Глущенко; кафедра гражданского права и процесса — доктором юридических наук, профессором И. Е. Нельговским; кафедра теории и истории государства и права — доктором исторических наук, кандидатом юридических наук, профессором Б. П. Белозеровым; кафедра трудового права и охраны труда — кандидатом юридических наук, доцентом М. В. Сербиным; кафедра административного и финансового права — кандидатом юридических наук, доцентом С. Ф. Мазуриным и кафедра управления правоохранительной деятельностью — кандидатом юридических наук, доцентом О. В. Гревцовым.

Учебно-методическое

В 2001 г. факультет в составе Академии принят в Ассоциацию юридических вузов, прошел три аккредитации, последнюю в 2008 г. — Свидетельство о государственной аккредитации № 1339 от 23.06.2008 г., Лицензия сер. АА № 282449, регистрационный № 10364 от 3 июня 2008 г. Следующая аккредитация — в 2013 г.

В 2006 г. юридический факультет принят в Ассоциацию ЮНЕСКО по программе «Информация для всех», что позволило всей Академии пользоваться на бесплатной основе правовой системой «Кодекс», с еженедельным обновлением законодательной базы.

В 2007 г. на юридическом факультете открыта аспирантура по двум специальностям 12.50.01. — «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»; 12.50.14 — «Административное право; финансовое право; информационное право». В аспирантуре обучается около 150 аспирантов дневной и заочной форм обучения.

В 2009 г юридический факультет принят в Молодежный союз юристов Российской Федерации, что позволило обеспечить осуществление публикаций в издательствах ВАК РФ, которыми располагает МСЮ РФ.

В 2010 г. Общественной палатой РФ по инициативе Молодежного союза юристов РФ факультету было доверено оказание бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации по федеральному бесплатному номеру. С мая по октябрь профессорско-преподавательским составом и студентами юридического факультета была оказана бесплатная юридическая помощь 435 гражданам.

Научно-исследовательское

С 2006 г. кафедрами юридического факультета выполняется 5-7 внешних НИР, издаются: 7-10 монографий, 2-3 юридических сборника, 1-2 сборника научных статей. За указанное время студентами и аспирантами во Всероссийских конкурсах заработано 5 дипломов I степени; 19 — II степени; 35 — III степени. Более подробная информация о результатах данного направления размещена на сайте Академии.

Правозащитно-воспитательное

Ежедневно профессорско-преподавательским составом, студентами юридического факультета совместно с адвокатами «Адвокатской коллегии Нарышкиных» бесплатно оказывается юридическая помощь любому в ней нуждающемуся. В среднем за неделю через студенческую консультацию проходит 15-20 человек. Важность, социальная значимость данного направления заключается, с одной стороны, в росте авторитета факультета, Академии, юридической специальности, а с другой стороны — позволяет активно воздействовать и на студентов, и на граждан, обращающихся за помощью, в части, касающейся роли и места знания законов, умения их применять. Данное направление в большей степени способствует выбору профессии.

Представленные направления деятельности кафедр юридического факультета предопределили: а) ежегодное, начиная с 2006 г., перевыполнение плана набора студентов на все формы обучения на 50-70% (в том числе ежегодно из других вузов, переводится более 60 студентов); б) постоянное приближение учебно-методической, научно-исследовательской и правозащитной деятельности к требованиям времени, пожеланиям работодателей; довольно успешное трудоустройство не только выпускников, но и студентов вечернего и заочного отделений; значительное увеличение набора студентов. Так, в 2006 г. на факультете обучалось всего 370 студентов, выпускалось 30-50, в настоящее время ежегодно обучается 9501020 студентов, выпускается 130-200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.