обществом; принципиальность в вопросе защиты своих убеждений не востребована; образование не может обеспечить профессиональное становление молодежи; полученное высшее образование не способствует выработке уверенности в будущем.
В связи с этим сегодня следует говорить «о новом наполнении содержания образования, и о новых способах получения знаний, умений, убеждений, идеалов, и о новых механизмах взаимодействия образования как одной из подсистем общества с другими структурными уровнями общества, и о новых функциях образования в обществе, ставящем перед собой задачу модернизации. Только в таком случае мы получим не насильственную, сопровождаемую многочисленными социальными коллизиями модернизацию, а органичную, в которой экономическое развитие гармонично сочетается с развитием других сторон жизни общества» [6].
литература
1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: учеб. пособие. М.: КноРус, 2010. 240 с.
2. Конституция Республики Армения: принята 5 июля 1995 г. Ст. 35.
3. Макарова С. Н. Успешная профессиональная социализация: основные подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 17. С.145-155.
4. Титов В. А. Общая педагогика: конспект лекций. М.: А-Приор, 2008. 271 с.
5. Харчев А. С. Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М.: Статистика, 1978. 224 с.
6. Шаповалов В. А. Социокультурный потенциал университетского комплекса // Вестник СГУ. 2001. № 27. С. 4.
УДК 005.35
Я. А. Маргулян, А. Ю. Булатецкая
технология корпоративного социального инвестирования: региональная специфика, принципы
и этапы реализации
Ya. a. Margulyan, a. Yu. Bulatetskaya. Technology of corporate social investment: regional specifics, principles and stages of implementation
Успешное применение технологии корпоративного социального инвестирования повышает эффективность реализации социальных проектов и программ, осуществляемых
The successful application of technology of corporate social investment improves the efficiency of the implementation of social projects and programs which arecarried out by
Яков Аронович Маргулян — профессор кафедры социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор социологических наук.
Алена Юрьевна Булатецкая — доцент кафедры социологии и политологии Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат социологических наук.
© Маргулян Я. А., Булатецкая А. Ю., 2017
региональными органами государственной власти и корпоративным бизнесом.
Ключевые слова: социальные инвестиции; социальные технологии; социальная сфера; социальная инфраструктура; технология корпоративного социального инвестирования.
Контактные данные: Я. А. маргулян: 191000, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27; (812) 602-23-24; та^и1уп@гатЫег. т | а. Ю. Булатецкая: 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15; (342-2) 35-30-01; а1епа. [email protected].
the bodies of regional public authorities and corporate businesses.
Keywords: social investment; social technologies; social sphere; social infrastructure; technology of corporate social investment.
Contact details: Ya. A. Margulyan: Marata Str. 27, St. Petersburg, Russian Federation, 191000; (812) 602-23-24; margulyn@rambler. ru | A. Yu. Bulatetskaya: Bukireva Str. 15, Perm, Russian Federation, 614990; (342-2) 35-30-01; [email protected].
В условиях инновационного развития современной российской экономики происходят существенные трансформации стратегических целей, задач и направлений функционирования корпораций. Реализация стратегических инвестиционных программ требует не только значительных финансовых вложений в обновление технических и технологических ресурсов, но и в повышение эффективности социальной сферы с внедрением механизма управления социальными инвестициями, которые в рамках корпоративной инвестиционной программы позволяют решать внутрикорпоративные задачи, реализовывать стратегии регионального развития, связанные с повышением качества жизни регионального сообщества.
Активизация участия бизнеса в социальных проектах позволяет гарантировать предприятиям корпоративного сектора реализацию своих основных интересов, связанных с получением коммерческой прибыли, и поскольку корпорации являются наиболее активными субъектами экономических отношений, именно их программы корпоративного социального инвестирования во многом определяют инвестиционный ландшафт регионов. Поэтому усиливается внимание ученых и практиков к выявлению технологий корпоративного социального инвестирования в региональную социальную среду.
В наиболее общем виде под инвестициями понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [9].
Инвестиционная сфера определяется ключевыми направлениями инвестирования и включает в себя, по мнению ряда исследователей, различные сферы функционирования: сферу капитального строительства, инновационную сферу, сферу финансового капитала, сферу реализации имущественных средств, сферу формирования инвестиционных ресурсов и сферу информационной индустрии [1]. Нам представляется такая структура неполной, поскольку отсутствует важный компонент — социальная сфера, определяющая в современных условиях направление социально-экономического развития экономической системы в целом.
В данном контексте социальная сфера выступает как область инвестиционной активности субъектов в социальной среде, представляющей собой совокупность социальных институтов, отраслей и организаций, выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных системой социально-экономических отношений, технологических связей и регулируемых отраслевыми органами управления.
Эффективное функционирование корпораций невозможно «вне рамок социальной окружающей среды» [10], представляя ее часть и выступая объектом реализации инвестиционной деятельности в виде социального инвестирования. В то же время социальная среда является компонентом социальной сферы, которая, в свою очередь, выступает составной частью инвестиционной сферы. Таким образом, социальное инвестирование как важный элемент системы инвестирования в целом представляет собой процесс осуществления инвестиционной деятельности в рамках социальной сферы.
Само понятие «социальное инвестирование» сформировалось сравнительно недавно, в 1980-х гг., и получило развитие в трудах отечественных и зарубежных ученых1. В наиболее общем виде большинство авторов под социальным инвестированием понимают вложение средств и ресурсов в объекты социальной среды, направленные на получение определенного «полезного эффекта» для общества. Например, по мнению И. П. Соболевой, под социальным инвестированием понимаются долгосрочные вложения средств «с целью улучшения качества жизни людей посредством создания новых технологий и механизмов распределения средств среди различных групп населения с учетом их потребностей» [7]. Аналогичной точки зрения придерживаются С. В. Братющенко и В. Е. Селиверстов [2], считая, что социальные инвестиции представляют собой «форму финансовой помощи, выделяемую компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества. Возвратность средств не является обязательным условием».
По мнению этих и других авторов, основными целями социального инвестирования выступают: обеспечение экологической безопасности, стимулирование экономического роста, целесообразное распределение материальных благ, развитие образования и здравоохранения, питания, выдача трансфертов, нуждающимся в получении минимального гарантированного дохода [6].
Нам представляется, что изложенные точки зрения носят достаточно односторонний характер, поскольку не учитывают двойственную природу социального инвестирования, связанную с необходимостью удовлетворения потребностей в получении полезного эффекта для субъектов инвестирования в форме максимизации прибыли корпорации.
Поэтому более правильным является определение социальных инвестиций в следующей интерпретации: «Социальные инвестиции представляют собой материальные, технологические, управленческие или иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, которые направляются по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен определенный (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект» [4, с. 9].
Социальные инвестиции отличаются от благотворительности тем, что являются непосредственным компонентом инвестиционной деятельности корпорации, позволяющей получать определенные преимущества на рынке. К числу данных преимуществ относятся: дополнительные возможности для продвижения товара, РИ и рекламы; рост стоимости бренда и нематериальных активов; получение
1 См. труды И. А. Бланка, Л. Гитмана, М. Джоика, А. Б. Идрисова, Б А. Колтынюка, А. Г. Лобко, А. П. Морозовой, Б. А. Райзберга, К. Столпера, Т. В. Тепловой, Ф. Фабоцци, Я. Фишера, В. В. Шеремета, К. Хопкинса и др.
преимуществ перед конкурентами; закрепление и расширение маркетинговой ниши; сохранение старых и завоевание новых клиентов; развитие партнерских отношений; дополнение и расширение возможности влияния на местные сообщества; улучшение отношений с местной властью, возможность равноправного диалога с нею; создание новостных поводов и оптимизация работы со СМИ; развитие новых навыков персонала; рост лояльности сотрудников; укрепление репутации; повышение устойчивости при кризисах; снижение возможных рисков бизнеса; улучшение финансовых показателей, рост капитализации и прибыльности [8, с. 51].
Социальные инвестиции отличаются также от других видов инвестиций наличием духовной компоненты, своим эмоционально-этическим характером, двойственной стороной, связанной с взаимодействием инвестора и благополучателя. Они могут быть направлены в любой проект социальной среды, позволяющий достигать определенный положительный эффект как самому инвестору (доход, полезный эффект), так и социальному объекту, обеспечивая баланс интересов корпоративного сектора с интересами общества и государства. Их следует рассматривать как «долгосрочные вложения в объекты социальной среды с целью улучшения качества жизни населения посредством создания новых технологий и механизмов распределения средств среди различных групп населения с учетом их потребностей» [7].
отличительными характеристиками социального инвестирования являются:
• создание устойчивого финансирования и получения прибыли в долгосрочном периоде;
• общественный характер, способствующий совершенствованию внутрикорпоративных и внешних региональных отношений и связей;
• выбор направления финансирования, которое позволяет поддерживать не отдельную проектную идею, а «машину» по производству проектных идей;
• не всегда рациональный, а зачастую эмоционально-этический характер мо-тивационных управленческих решений инвесторов;
• выстраивание отношений с региональными органами государственной власти, общественными организациями и деловыми партнерами по совместному решению социальных проблем;
• взаимодействие инвестора и грантополучателя через партнерство, совместную разработку и реализацию социальных программ.
Социальные инвестиции следует рассматривать не только как содержательную компоненту инвестиционной деятельности, но и как социальную технологию воздействия корпоративного сектора на социальную среду с целью удовлетворения потребностей населения, а также достижения определенных положительных эффектов непосредственно для корпорации-инвестора.
Технология социального инвестирования направлена на совершенствование корпоративной социальной политики и практики, улучшение отношений с внешними и внутренними заинтересованными сторонами, так называемыми стейк-холдерами (англ. — stakeholder) корпорации.
Непосредственно для развития корпорации технология социального инвестирования позволяет достигать:
• определенной финансовой эффективности, связанной со страхованием рисков, повышением эффективности HR, маркетингом и продажами, сокращением операционных расходов и транзакций и др. [11];
• улучшения нефинансовой эффективности, обеспечивающей укрепление взаимодействия с органами государственного управления, имидж и репутацию бренда, лояльность клиентов и персонала;
• совершенствования эффективности влияния на региональное сообщество, связанного с развитием социальной инфраструктуры, качества жизни граждан, социальной мобильности населения, реализацией демографической, молодежной, семейной, миграционной политики, повышением уровня образования, культуры, экологии региона.
Субъектом реализации данной технологии выступает корпорация, ее топ-менеджмент и ведущие акционеры, объектом социального инвестирования — работники корпорации, клиенты, бизнес-партнеры, поставщики, конкуренты, инвесторы, органы государственной власти, некоммерческие организации, местные сообщества, СМИ, население региона в целом.
выделяются следующие принципы осуществления корпоративной социальной инвестиционной деятельности в регионе:
• принцип целесообразности и гуманизма, позволяющий получать положительный эффект для корпорации-инвестора и регионального сообщества;
• принцип проактивности, определяющий направленность деятельности корпорации по самостоятельному выбору социально активных региональных проектов, приносящих максимальную пользу региональному сообществу и прибыль корпорации, а не по просьбе тех или иных органов или организаций;
• принцип оптимальности, заключающийся в потребности осуществления рациональной и социально защищенной жизнедеятельности людей;
• принцип адресности, направленный на решение конкретных социальных задач, затрагивающих интересы и условия жизнедеятельности граждан региона;
• принцип открытости, дающий возможность участия в формировании и реализации социальных проектов различным субъектам деятельности.
Принципы осуществления социальной инвестиционной деятельности закладываются в основу формирования корпоративной социальной политики в регионе. Социальные программы и проекты разрабатываются и реализуются в режиме социального партнерства и учитывают интересы сотрудников корпорации и жителей региона, где развивается бизнес.
отличительными особенностями современного этапа корпоративного социального инвестирования становятся:
1) комплексное взаимодействие с региональными органами власти и местного самоуправления, общественными организациями и представителями местного сообщества, волонтерами по реализации региональной социальной политики;
2) отход от решения «сиюминутных социальных проблем», содержания объектов «соцкультбыта» к применению долгосрочной социальной стратегии, направленной на улучшение качества жизни населения региона и соблюдение деловых интересов корпорации;
3) расширение масштабов социального инвестирования в человеческий капитал и объекты социальной инфраструктуры;
4) изменение механизмов мотивации граждан, проживающих на определенной территории, к участию в улучшении качества своей жизни, формированию совместных долгосрочных социальных проектов, инициированных самим местным сообществом;
5) активное применение инновационных современных социальных технологий и механизмов управления, связанных с конкурсным распределением материальных и финансовых ресурсов, долевым финансированием, внедрением мониторинга и оценки социальных и экономических результатов.
В настоящее время выделяются две важные тенденции социального инвестирования: максимизация прибыли и повышение рентабельности бизнеса, которая создает условия для образования капитала, трансформируемого в социальные инвестиции; решение проблем, существующих в общественной жизни и окружающей среде, открывающие новые возможности для компаний, связанные с тем, что их бизнес используется для решения социальных проблем и, соответственно, улучшения деловой репутации и отношений с потребителями и населением [3, с. 111].
выделяются следующие основные этапы реализации технологии социального инвестирования:
Первый этап — этап подготовки и планирования. На этом этапе выявляются:
• наиболее острые социальные проблемы населения региона, ожидания и запросы граждан;
• приоритетные стратегические направления корпоративной социальной политики, которые закрепляются в корпоративном кодексе и других внутренних документах социальной отчетности;
• направления работы, обеспечивающие максимальный эффект социального проектирования;
• наиболее активные социальные группы, которые привлекаются для реализации социальных проектов (волонтеров, творческой интеллигенции, молодежи, активных пенсионеров и ветеранов, представителей общественных организаций инвалидов, женских организаций, национальных объединений);
• партнеры для выполнения социальных проектов и программ, дополнительные финансовые и материальные ресурсы;
• системы оценки эффективности реализации корпоративных социальных программ.
Второй этап — этап организации и управления. Характерными особенностями данного этапа являются:
• создание специальной структуры в сфере социальной ответственности корпорации, например центра социальных программ, комитета при совете директоров;
• проведение дополнительного обучения сотрудников и представителей местного сообщества;
• реализация социальных программ в соответствии с планами и программами, в том числе в партнерстве с органами власти, некоммерческими организациями, или передача их в аутсорсинг;
• информирование сотрудников корпорации и граждан региона по горячей телефонной линии или в сети Интернет по организации и результатам реализации социальных проектов;
• проведение обучающих семинаров для потенциальных заявителей, а затем и победителей конкурса;
• развитие мотивационных механизмов корпоративного волонтерства сотрудников в реализации образовательных проектов, проведении социально-культурных, экологических и спортивных мероприятий, экспертизе или кураторстве научно-практической деятельности для школьников и студентов;
• поиск и использование дополнительных возможностей для обеспечения максимального эффекта на всех этапах работы;
• организация обратной связи и соответствующая корректировка действий.
Третий этап — этап социального мониторинга и диагностики эффективности программ. Данный этап характеризуется:
• сбором информации по итогам реализации социальных проектов программ и оценкой их эффективности;
• организацией диалога с партнерами и заинтересованными сторонами по результатам выполнения намеченных планов;
• сбором и анализом обратной связи по результатам годовой отчетности;
• формированием общественного мнения по эффективности социальной политики корпорации;
• проведением аудита социальных проектов и программ;
• определением проблемных болевых точек в области социального развития региона, поиском путей решения обнаруженных проблем;
• выявлением стратегических направлений социальной политики на будущий год;
• организацией диалога с работниками корпорации и местным сообществом по результатам проведенной работы, внесением корректив, планированием дальнейших действий;
• контролем баланса между интересами всех заинтересованных групп.
Четвертый этап — этап отчетности. Этот этап включает следующие
направления деятельности:
• подготовку, обсуждение и издание годового социального отчета;
• координацию объединения дочерних компаний корпорации в единую систему социальной отчетности;
• проведение отчетного годового собрания по вопросам социальной деятельности с презентацией социального отчета;
• освещение деятельности корпорации в СМИ и Интернете в контексте реализации корпоративной социальной политики в регионе.
Анализ показывает, что характер и содержание социальных инвестиций во многом зависит от отраслевой принадлежности инвесторов, уровней трудо-, энерго- и материалоемкости, характерных для соответствующих отраслей. Учитывая, что трудоемкие отрасли в большей степени связаны со сферой услуг, они отличаются высокой по сравнению с другими секторами экономики долей социальных инвестиций, выделяемых на выстраивание отношений с контрагентами — потребителями (16,8%) и деловыми партнерами (2,0%). В то же время в энерго- и материалоемких отраслях, представленных сырьевым и перерабатывающим секторами, наблюдается иная картина: большое внимание уделяется вопросам экологии и охраны здоровья сотрудников (30,9% и 12,5% соответственно) [3, с. 111].
Процесс активного социального инвестирования в нашей стране более характерен для представителей крупного бизнеса. Объемы затрат на эти цели могут достигать весьма значительных сумм — от 3 до 14% заявляемой прибыли [5, с. 3]. Среди важнейших направлений социального инвестирования выделяются: инвестиции в развитие персонала (44,4%), ресурсосбережение (21%), охрану здоровья (9,3%), развитие местных сообществ (9,1%), добросовестную деловую практику (5,1%) [4]. Получают развитие также социальные инвестиции в охрану труда, социально-ответственную реструктуризацию, реализацию и поддержку инфраструктурных проектов.
Реализация направлений социального инвестирования осуществляется с использованием разнообразных социальных механизмов: грантовых конкурсов социальных и культурных проектов, преобразующего инвестирования (трас^ туевМ^), создания корпоративных фондов социальной помощи и поддержки, социально ответственного маркетинга, мониторинга и оценки социальных и экономических результатов и др.
За последние годы все большее распространение получает организация грантовых конкурсов социальных и культурных проектов. Грантовые конкурсы позволяют решать социально значимые проблемы через вовлечение общественности в развитие регионального пространства, социальной инфраструктуры, социальной защиты граждан и охраны окружающей среды, расширять масштабы активности населения в социальной и духовной сферах и улучшении качества жизни регионального сообщества, создавать условия для справедливого состязания и отбора наиболее перспективных проектов, совершенствовать профессиональные компетенции местных общественных объединений, заинтересованных в реализации социально значимых идей.
Осуществление грантовых конкурсов социальных и культурных проектов предусматривает реализацию следующих принципов проведения: открытости и информационной доступности, публичности проведения мероприятий, социальной значимости конкурсных проектов, прозрачности и гласности принимаемых решений, равноправия всех участников.
в конкурсе могут принимать участие:
• зарегистрированные общественные, благотворительные, некоммерческие организации;
• муниципальные и частные образовательные, медицинские, социальные учреждения;
• инициативные группы граждан и отдельные граждане под гарантии юридического лица (некоммерческие, либо муниципальные организации);
• благотворительные и иные фонды.
Представляет интерес опыт реализации грантовых конкурсов социальных и культурных проектов в деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» (табл.). Начиная с 2002 г. корпорация отошла от традиционной и достаточно неэффективной модели благотворительности и стала применять конкурсный механизм распределения средств. За это время реализовано более 2 тыс. социальных проектов на сумму 278 млн руб.
Таблица
основные количественные показатели реализации технологии грантовых конкурсов социальных и культурных проектов в деятельности ооо «лУКоЙл-ПЕрмь»
Год Количество районов, ед. Количество заявок, шт. Профинансировано, шт. Грантовый фонд, тыс. руб.
2002 12 143 33 2078
2003 14 337 57 4000
2004 23 294 84 10 000
2005 25 605 117 25 660
2006 26 940 192 26 923
2007 27 1003 196 28 000
2008 26 1207 208 28 450
2009 27 644 164 14 000
2010 27 683 171 14 000
2011 28 776 145 14 000
2012 28 917 194 24 000
2013 29 1099 186 24 000
2014 29 1033 144 24 00
2015 29 982 103 14 000
2016 30 1070 153 25 000
Использование грантовых конкурсов позволило: возродить камнерезный промысел в Ординском районе, восстановить уникальное изразцовое производство в Усолье, создать школы народных промыслов и ремесел на 14 территориях края, развить уникальное строгановское золотое шитье в Чусовском районе, наладить выпуск оригинальной деревянной игрушки на Краснокамской фабрике игрушек, создать 12 ассоциаций, объединяющих около 900 мастеров, открыть 25 магазинов, специализирующихся на продаже изделий мастеров народных промыслов и ремесел.
Грантовые конкурсы способствовали развитию следующих региональных брендов: колокольных звонов; Селенитовой шкатулки; Небесной ярмарки Урала; Медового Спаса; Ильина дня в Ильинском; Сердца Пармы (с 2010 г. — Зов Пармы); Строгановской регаты; Ермаковой братины; Уральских зорь; Еловской рыбки; Свободного неба; Хлебного Спаса.
Таким образом, технология социального инвестирования является важным и перспективным направлением социального развития регионального сообщества, позволяющего активизировать человеческий потенциал, его творческую и моти-вационную активность, повышать уровень качества жизни граждан, укреплять взаимодействие корпоративного бизнеса и органов государственной власти в реализации социально-инфраструктурных проектов.
литература
1. Бард В. С. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2000. 384 с.
2. Братющенко С. В., Селиверстов В. Е. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики // Регион: экономика и социология. 2007. № 4. С. 189-206.
3. Деркач Ю. В. Тенденции и механизмы развития социального инвестирования // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. 2014. № 4. С. 107-113.
4. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. Роль бизнеса в общественном развитии / под общ. ред. С. Е. Литовченко. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. С. 9.
5. Зендриков К. Социальные инвестиции: механизмы возвратности // PR-manager. 2006. № 8. С. 3.
6. Нидзий Е. Н., Романенко Н. М. Финансовая структура социальных инвестиций. Волгоград: Авторское перо, 2004. 154 с.
7. Соболева И. П. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Экономист. 2003. № 3. С. 65-73.
8. Тульчинский Г. Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие. СПб.: НИУ ВШЭ, 2012.
9. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3.
10. Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. 509 с.
11. Экономическая эффективность корпоративной социальной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.urbaneconomics.ru (дата обращения: 02.10.2017).