Научная статья на тему 'Социальные технологии управления интеллектуальным капиталом'

Социальные технологии управления интеллектуальным капиталом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / INTELLECTUAL CAPITAL / СОЦИАЛЬНО-КОРПОРАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ / SOCIAL AND CORPORATE TECHNOLOGY MANAGEMENT INTELLECTUAL CAPITAL / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / НТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булатецкая Алена Юрьевна

Социально-корпоративные технологии управления интеллектуальным капиталом являются составной частью общей системы социальных технологий. Они представляют собой эффективный способ достижения общественных целей, связанных не только с активизацией производственно-хозяйственной деятельности организаций, но и с совершенствованием социальных отношений в обществе и повышением качества жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social technology management of intellectual capital

Social and corporate technology management of intellectual capital are an integral part of the General system of social technologies. They are an effective way of achieving social goals related not only to the intensification of production and economic activities of organizations, but also with the improvement of social relations in society and improve the quality of life of people.

Текст научной работы на тему «Социальные технологии управления интеллектуальным капиталом»

УДК 005.336.4

А. Ю. Булатецкая

Социальные технологии управления интеллектуальным капиталом

A. Yu. Bulatetskaya. Social technology management of intellectual capital

Социально-корпоративные технологии управления интеллектуальным капиталом являются составной частью общей системы социальных технологий. Они представляют собой эффективный способ достижения общественных целей, связанных не только с активизацией производственно-хозяйственной деятельности организаций, но и с совершенствованием социальных отношений в обществе и повышением качества жизни людей.

Ключевые слова: социальные технологии; интеллектуальный капитал; социально-корпоративные технологии управления интеллектуальным капиталом; корпоративная социальная ответственность; социальное партнерство.

Контактные данные: 614990, Пермь, ул. Букирева, д. 15; (342-2) 35-30-01; а1епа. bulatetskay@gmail.com.

Social and corporate technology management of intellectual capital are an integral part of the General system of social technologies. They are an effective way of achieving social goals related not only to the intensification of production and economic activities of organizations, but also with the improvement of social relations in society and improve the quality of life of people.

Keywords: social technologies; intellectual capital; social and corporate technology management intellectual capital; corporate social responsibility; social partnership.

Contact details: Bukireva str., 15; Perm, Russian Federation, 614990; (342-2) 35-3001; alena.bulatetskay@gmail.com.

Характерной особенностью XXI в. становится повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности и формирование новой парадигмы научно-технического развития, включающей активизацию взаимопроникновения и взаимозависимости рынков капитала и новых технологий, возрастание значимости интеллектуальных и информационных ресурсов в функционировании экономики и социальной сферы, усиление социальной направленности новых технологий, формирование глобальной тенденции создания и использования новых знаний, технологий, продуктов и услуг. Происходит перемещение важнейших цивилизационных приоритетов в область науки, культуры и образования.

Исследование социальных технологий обусловлено технологическими изменениями во всех сферах человеческой деятельности, переходом их в единый сплав науки, техники, непосредственно производства, что требует от общества решения комплекса разнообразных задач с учетом сложных взаимозависимостей общественной жизни. К. Маркс в первом томе «Капитала» отмечал, что «технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и духовных представлений, вытекающих из них» [8, с. 383]. Эта обобщающая ха-

Алена Юрьевна Булатецкая — доцент кафедры социологии и политологии Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат социологических наук.

© А. Ю. Булатецкая, 2016

рактеристика технологии во многом служит основой для ее теоретического толкования.

Важной характерной особенностью технологии является способность алгоритмизировать деятельность. Поэтому она гарантирует заданные свойства продукта, может многократно использоваться, воспроизводиться и тиражироваться для решения сходных задач, обеспечивая рациональность самого процесса деятельности. Технология выступает как важный и значимый элемент культуры управления и, как справедливо отмечают Л. Н. Албастова и Т. В. Мартыненко, существует в виде стандартов-запретов, правил, норм, а также апробированных средств, способов и приемов целесообразной человеческой деятельности, позволяющих достигнуть заданных результатов [1, с. 42-43].

В процессе перехода ведущих экономик мира на постиндустриальный уровень развития и формирования общества знания активизировалось внимание ученых к социальным компонентам технологий и появилась возможность распространить технологический подход на все стороны общественной жизни: экономику, социальное управление, образование, воспитание, политику и др. Причем в каждой из них, разработка технологии основывается не просто на обобщении эмпирического опыта, а на новейших достижениях современной науки и техники [10].

Исследование сущностных характеристик и содержательных компонентов социальных технологий начинается во второй половине ХХ в. и изначально формируется в парадигме социологии управления. Значительный вклад в исследование проблемы внесли В. Г. Афанасьев, В. Н. Иванов, Г. И. Иконникова, Л. П. Кузнецова, П. Ленжьел, М. Марков, В. И. Патрушев, К. Поп-пер, Н. Стефанов и другие. Так, по мнению болгарских ученых Н. Стефано-ва и М. Маркова, «социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели и задачи» [7, с. 57-58]. К. Поппер считает, что социальные технологии выступают как способ применения теоретических выводов в практических целях [9, с. 65]. С точки зрения В. Г. Афанасьева, социальная технология обеспечивает действия всего механизма социального управления и выступает специфическим посредником между объективно протекающими процессами и субъективной деятельностью людей. [2, с. 369]. Г. И. Иконникова отмечает, что «социальная технология — это своеобразный механизм соединения знаний с условиями их реализации. Именно через технологизацию знаний получает сознательное выражение отношение людей к организации их деятельности по реализации поставленных целей и задач» [6, с. 27].

Обобщая взгляды западных и отечественных социологов на проблему социальных технологий, следует отметить, что теоретические основы социальных технологий кроются в определении социально-технологических отношений, составляющих ядро объекта социальных технологий. Социально-технологические отношения базируются на социальной деятельности работников с их социальными качествами, мотивами поведения, социальными ролями, целями и ценностями, функционировании малых и больших социальных групп организации, реализуемых в рамках ее социальной сущности посредством взаимодействия в соответствии с их взаимными ожиданиями. Они являются специфическим средством оптимизации, интеграции, рационализации и конструирования социального пространства в жизнедеятельности социума [4].

Социальные технологии создают условия для осуществления научно обоснованного выбора оптимальных способов воздействия субъектов управления на объекты по созданию благоприятных условий повышения качества жизнедеятель-

ности людей. Предметом социальной технологии, по словам В. Н. Иванова, является «инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках» [5].

В целом социальные технологии представляют систему выработки социальной энергии путем оптимизации социальных отношений и процессов, лучшего использования социальных резервов, действенной деятельности всех социальных институтов. Итогом их реализации будет обеспечиваться новое качество социальной деятельности по воспроизводству жизненных сил социума, формированию целостной личности, новому качеству жизни в целом.

Социальные технологии характеризуются как система способов и средств оптимизации социального управления, существующих на принципах гуманизма, диалога, сотворчества, ответственности, гармонии материального и духовного, личностного и общественного, внешнего и внутреннего с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей.

Социальные технологии способствуют:

• преобразованию социальной структуры общества и его социальной инфраструктуры;

• повышению профессионального уровня работников, в том числе путем координации действий профессиональных учебных заведений, работодателей и выпускников;

• решению демографических проблем и повышению качества жизни граждан;

• регулированию миграционных потоков;

• применению гибких форм занятости и режимов рабочего времени, способствующих сохранению занятости работников и повышению удовлетворенности трудом;

• активизации мотивационных механизмов инновационной деятельности и повышению творческой активности персонала;

• формированию действенной трудовой идеологии, направленной на формирование потребности служения обществу и активной гражданской позиции, в том числе развитию корпоративной культуры, способствующей становлению трудовой идеологии.

С процессом внедрения социальных технологий связывают рассмотрение их как социально-технологического уклада общества. Именно подготовка или реализация изменения социально-технологических укладов является стержнем социальных изменений в обществе [3]. В структуре социально-экономического уклада общества выделяют три основные составляющие:

1. Основные технологические парадигмы, представляющие собой совокупность теоретико-методологических установок, которые образуют научную основу для построения социальных технологий.

2. Стиль технологической деятельности (система приемов, способов, методов социально-технологической деятельности). Его определяют как совокупность ценностей, норм, господствующих в обществе при построении и функционировании социальных технологий.

3. Базовые социальные технологии, получившие практическую апробацию и определяющие содержание и специфику определенного социума.

Широкое внедрение, операционализация социальных технологий в общественную практику положительно отражаются на развитии современного общества, делая его подсистемы более рациональными, гуманистическими и эффективными. Однако наряду с положительными социальными изменениями непродуманная практика использования социальных технологий способна

вызвать и негативные тенденции, и последствия. К примеру, под прикрытием социально-технологического подхода в обществе могут, во-первых, закрепляться устаревшие формы жизнедеятельности, во-вторых, осуществляться ущемление свобод и нарушение прав личности, в-третьих, ослабляться инновационный потенциал, возникать препятствия для творчества и разработки оригинальных управленческих решений.

С другой стороны, социальные технологии становятся эффективным способом достижения общественных целей. Они превращаются в интеллектуально-наукоемкий потенциал, опираясь на который можно как прогнозировать социальные изменения, опасности, новации, так и предметно влиять на социальную практику. Такая способность социальных технологий определяется тем, что они рассматриваются в русле инновационной методологии познания социальной реальности. Социальная инноватика, которая вызвана к жизни объективными потребностями мира, быстро меняется, в частности под влиянием научно-технической, управленческой и информационной революций, составляет сущность и основу социально-технологической теории.

Рассмотрение сущностных характеристик социальных технологий позволяет выделить их следующие основные признаки [5, с. 26]:

• Разграничение деятельности на внутренние, взаимосвязанные этапы, фазы, операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявляемых к субъекту, действующему по данной технологии; в обеспечении нормативной меры развития процесса. Чем точнее степень соответствия описания процесса его объективной логике, тем реальнее возможность достижения высокого эффекта деятельности. Поэтому жизнеспособными становятся те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на этой основе ориентируют социальный субъект на целесообразные действия, на оптимальные решения с учетом достижений науки, сочетания традиционного и инновационного опыта. Задача социальной технологизации — не только полнее влиять на социальные процессы, но и способствовать их преобразованию в соответствии с целями общества, класса, организации и т. д.

• Поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. Однако это не означает, что субъект будет «скован» установленной последовательностью. У него всегда есть возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств.

• Однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонения в действиях субъекта от параметров, предусмотренных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому.

Нынешние условия мировой глобализации требуют качественно новой концепции технологизации социума. Переход к постиндустриальному обществу осуществляются, в частности, на перекрестке формирования новой социально-технологической культуры как синтеза технического и гуманитарного знания. Меняется социально-технологическая политика, ориентируя технологии на новизну, высокую эффективность и быструю их смену совершенствования. Они отличаются гибкостью и адаптивностью к внешним условиям, которые постоянно изменяются. Следует также отметить усложнение современных технологий, а также насыщение их сложными техническими, информационными, коммуникативными и другими системами.

При разработке социальных технологий нужно учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, социальные технологии многовариантны вследствие разнообразия форм собственности на средства производства и видового разнообразия самих трудовых коллективов. Важнейшим принципом разработки социальных технологий в этом случае является учет и выражение специфики трудовых ассоциаций.

Во-вторых, трудовые коллективы реализуют активность и динамику человеческих ресурсов, а также социальные резервы и потенциал трудовой ассоциации. Социальные технологии должны иметь гуманоцентристскую ориентацию и обеспечивать накопление и реализацию человеческого капитала.

В-третьих, нормирование социальных технологий предполагает конструирование систем управления и самоуправления, развитие социально-психологического климата, построение алгоритмов поведения, дисциплины, инициативы, мотивации, культуры труда и имиджа трудовой ассоциации. На социальные технологии довольно сильное влияние оказывают техника, орудия труда и сама трудовая деятельность.

В-четвертых, социальные технологии являются проблемными, т. е. они ориентированы на профилактику или решение тех или иных социальных проблем коллектива.

Анализ показывает, что качество производственной деятельности, уровень его интеллектуализации можно изменять, изменяя факторы, его формирующие. Следовательно, создавая социальные технологии, мы должны использовать ряд принципов:

• работа должна быть творческой и осмысленной;

• она должна предусматривать непрерывное повышение квалификации и образования работников;

• работник должен участвовать в принятии производственных решений;

• работа должна предусматривать взаимопомощь и взаимовыручку членов коллектива;

• должна существовать гармоничная связь между работой и социальной средой (работа должна быть социально полезной);

• работник должен с уверенностью смотреть в будущее, не испытывая постоянной опасности увольнения, видеть перспективу в своей работе (в смысле продвижения по службе);

• условия, в которых ведется работа, должны быть здоровыми и безопасными.

В настоящее время социологическими службами активно разрабатываются и

внедряются в практику работы предприятий и организаций социальные технологии, связанные с усилением интеграции коллектива, повышением уровня удовлетворенности и социального комфорта работников, подбором, расстановкой и продвижением кадров, реализацией управленческих решений в части стабилизации трудового коллектива, социально-психологической адаптацией работников, укреплением дисциплины труда, смягчением противоречий и конфликтных ситуаций и др.

В общей системе социальных технологий выделяются социально-корпоративные технологии управления интеллектуальным капиталом. Они представляют собой определенную систему согласованного взаимодействия работодателей и наемных работников, организованную в рамках совместной производственно-хозяйственной деятельности и включающую совокупность методов и механизмов управления экономическим, профессиональным и социальным поведением участников корпоративных объединений, направленных на достижение совместных общественно значимых целей.

Социально-корпоративные технологии управления интеллектуальным капиталом являются примером поиска оптимального сочетания управленческого и социологического знания, акцентируя внимание на инструментальных ценностях, которые способны консолидировать персонал корпорации. Если сущность современного постиндустриального общества определяется информационно-компьютерными наукоемкими технологиями, то для социального прогресса важное значение приобретают социальные технологии жизнедеятельности людей, обеспечивающие не только эффективное функционирование современного общества знания, но и создание благоприятных условий для повышения качества жизни, реализации интеллектуального, творческого потенциала личности в конкретной организации.

К социально-корпоративным технологиям управления интеллектуальным капиталом относятся:

Технологии внутрифирменной мотивации труда. В обществе знания происходит насыщение производственных процессов умственными и творческими операциями, повышается значимость оценки интеллектуальных качеств человека. По своему содержанию технологии внутрифирменной мотивации труда включают саморегулирующуюся систему мотивов и стимулов, которая формируется на базе индивидуальных потребностей наемных работников и регулируется через коллективный интерес большинства.

Такие технологии предусматривают реализацию следующих промежуточных звеньев:

• побуждение человека или социальной группы к активной интеллектуальной деятельности;

• выбор и системное использование социально значимых для личности или социальной группы мотиваторов;

• создание обучающей системы для работников организации;

• обеспечение системы внутрифирменных источников инвестирования;

• технологизацию мотивационного управления организации.

Мотивационный механизм формируется с учетом особенностей персонала

(уровня образования, профессиональных знаний, опыта и компетенций), включает в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации работников и учитывает существующую структуру управления персоналом организации, факторы внешней и внутренней среды, а также сложившиеся в корпорации традиции и исторический опыт работы.

Алгоритм применения технологических механизмов включает:

1. Необходимость выявления факторов внутренней и внешней среды, воздействующих на структуру мотивационного механизма.

2. Рассмотрение возможностей их воздействия на функционирование производственной системы.

3. Выявление соответствующих механизмов и методов воздействия на мотивацию сотрудников.

4. Выбор мотивационного инструментария воздействия на трудовое поведение персонала.

5. Исследование мотивационных ресурсов в управлении (организация труда, принципы социального партнерства, возможности социальной политики предприятия).

6. Оценку эффективности мотивационной политики корпорации.

Конкретные методы стимулирования продуктивного труда в том или ином

виде используют практически на каждом предприятии, поскольку его основной целью является максимизация прибыли, однако они сильно зависят от общих установок руководства в отношении коллектива сотрудников. Переход

российской экономики на инновационный путь развития изменяет мотиваци-онную направленность технологии от стимулирования физической активности и сугубо материальной заинтересованности сотрудников к мотивации на повышение качества труда, его интеллектуализацию, стимулирование творческой активности, изобретательской инициативы, позволяющих разнообразить мо-тивационные механизмы, повышать производительность труда, закреплять работников на предприятии.

Сложность создаваемой или применяемой в корпорации системы стимулирования интеллектуализации инновационной деятельности и повышения производительности труда сотрудников зависит от существующих условий функционирования предприятия, уровня конкуренции на данном сегменте рынка, разработанной и реализуемой конкурентной стратегии, форм и видов управления персоналом, сложившейся корпоративной культуры.

Технологии формирования кадровой стратегии развития персонала. Эти технологии представляют собой совокупность последовательно производимых действий, приемов, операций, которые позволяют либо получить информацию о возможностях человека, либо сформировать требуемые для организации условия, либо изменять условия реализации [2].

Кадровая стратегия развития персонала включает совокупность мероприятий, направленных на создание комплексной системы кадровой политики по организации эффективного функционирования предприятия.

Управление интеллектуальным капиталом позволяет использовать следующие технологии кадровой стратегии развития персонала:

• поиск и привлечение на временной или постоянной основе талантливых людей из других организаций;

• регулярное знакомство работников с новыми идеями, технологиями, передовым опытом работы, с целью развития новых продуктов и технологий;

• разделение с персоналом стратегической информации о развитии организации;

• мотивацию творческой активности и рационализаторской деятельности работников;

• замену оценки персонала сверху процедурами самооценки.

реализация кадровой стратегии предполагает решение следующих важнейших целей:

1. Создание и поддержание работоспособных высокопрофессиональных коллективов, способных динамично развиваться и гибко реагировать на внешние и внутренние изменения.

2. Осуществление мероприятий по совершенствованию системы приема и отбора персонала, внедрение систем поиска лучших специалистов и профессионально подготовленных работников.

3. Создание в коллективах атмосферы «корпоративного гражданства» и «сопричастности к территории» («малая родина»).

4. Прогнозирование и планирование потребностей в персонале для обеспечения предприятия трудовыми ресурсами необходимого профессионально-квалификационного уровня.

5. Управление карьерой и профессиональным ростом сотрудников для поддержания экономической эффективности предприятия.

6. Рациональное использование имеющегося кадрового потенциала через обучение, мотивацию и оценку персонала.

7. Организация процесса адаптации, обучения, повышения квалификации, переподготовки, ротации, делегирования полномочий работников.

8. Создание условий для вовлечения персонала в управленческую, производственную, научно-техническую деятельность через взаимодействие службы управления персоналом, руководителей подразделений с работниками предприятия.

9. Формирование корпоративной культуры, направленной на поднятие престижа, рейтинга, улучшения имиджа предприятия во внутренней и внешней среде.

Особое значение в кадровой стратегии корпорации имеет профессиональное развитие работников. Оно направлено на повышение трудового потенциала, уровня образования и профессиональных компетенций работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации, совершенствование эффективности трудовой деятельности и снижение текучести кадров, адаптацию сотрудников к новым технологиям и инновационным изменениям, подготовку необходимых руководящих кадров, воспитание молодых способных сотрудников, активизацию социальных качеств сотрудников и их удовлетворенность трудом.

Технологии корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность определяется как достижение коммерческого успеха способами, основанными на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде. Это ответственность корпорации перед всеми людьми и организациями, с которыми она сталкивается в процессе своей деятельности, а также перед обществом в целом. По мнению Всемирного совета по устойчивому развитию, «корпоративная социальная ответственность — это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни» [11, с. 6-7].

в широком плане корпоративная социальная ответственность направлена:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на соблюдение общепринятых правил ведения бизнеса и корпоративной этики;

• производство товаров и услуг, отвечающих принятым стандартам и требованиям качества;

• реализацию социальной политики в отношении населения региона и общества в целом;

• обеспечение безопасности труда работников, мотивацию для повышения квалификации персонала корпорации;

• создание новых рабочих мест, подкрепление их социальными гарантиями;

• соблюдение прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;

• политику в сфере охраны окружающей среды;

• содействие сбережению культурного, исторического наследия страны;

• помощь органам власти в развитии экономики, социальной сферы регионов, где размещаются филиалы компании;

• финансирование социальных программ.

Развитие корпоративной социальной ответственности осуществляется на следующих институциональных направлениях: во-первых, на уровне трудовых коллективов предприятий, во-вторых, на уровне регионального сообщества, в-третьих, на уровне федерального и, в-четвертых, международного сообщества.

В этих условиях применение технологий корпоративной социальной ответственности позволяет решать весь комплекс многообразных вопросов, связанных с экономическим ростом, повышением качества жизни сотрудников и населения региона, совершенствованием социальной сферы, социальной защитой граждан, обеспечением экологической и продовольственной безопасности. Важность применения этих

технологий усугубляется положением корпораций, являющихся градообразующими во многих регионах современной России. От эффективности их функционирования зависит наполняемость региональных и местных бюджетов, развитие социальной сферы, социальная поддержка и защита населения и, в целом, социально-приемлемые условия жизнедеятельности людей.

Технологии социального партнерства. Определение социального партнерства сформулировано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23) — это «система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений».

Таким образом, основными участниками в системе социального партнерства являются: работники, работодатели, органы государственной власти и местного самоуправления, призванные учитывать интересы регионального сообщества и общества в целом, регулировать и координировать развитие социально-трудовых отношений, коррелировать законодательные и договорные аспекты соглашений.

механизм социального партнерства включает:

• проведение постоянного переговорного процесса между представителями сторон социального партнерства;

• заключение проектов коллективных договоров и соответствующих соглашений по всему спектру трудовых отношений;

• участие работников и их представителей в управлении организацией;

• разработка процедур согласования интересов и позиций интересов сторон;

• проведение экспертизы предлагаемых соглашений и договоров;

• участие органов государственной власти и общественных институтов в решении совместных социально-экономических проблем;

• создание постоянных и временных органов регулирования социально-трудовых отношений;

• контроль за выполнением соглашений и договоров.

Эффективность социального партнерства достигается в условиях доверия между партнерами, когда существует «прозрачность» и открытость взаимных намерений и действий. Поэтому важной задачей технологии социального партнерства является вовлечение всех заинтересованных в корпоративном и региональном развитии сторон в публичное обсуждение насущных проблем повседневной жизни населения и граждан. Основную роль в этом играют средства массовой информации: интернет-источники, газеты, радио, телевидение.

Технологии социального партнерства включают также организацию и проведение конкурсов общественно-значимых проектов и программ, направленных на интеллектуализацию творческого потенциала работников и их социальное развитие. Для этого используется проектно-программный подход, организация и проведение конкурсов и тендеров социально значимых проектов. Такой подход способствует аккумуляции средств на выделенных корпорацией и региональными органами власти приоритетных направлениях развития, препятствует коррупции и возможному распылению средств и создает благоприятный инвестиционный и интеллектуальный климат территории.

Таким образом, социальные технологии выступают как система способов и средств оптимизации социального управления. Они создаются и реализуются для выполнения определенных, конкретных проблем, представляя собой стандартизированное средство поведения и деятельности человека по решению

задач в рамках его преобразующей деятельности, ориентированной на получение заданного результата. Социально-корпоративные технологии управления интеллектуальным капиталом включают совокупность методов и механизмов управления экономическим, профессиональным и социальным поведением участников корпоративных объединений, направленных на активизацию производственно-хозяйственной деятельности и повышение качества жизни людей.

литература

1. Албастова Л. Н., Мартыненко Т. В. Управление организацией: теории и технологии. М.: Изд-во РАГС, 2004.

2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1983.

3. Байков Н. М. Кадровый потенциал органов власти: опыт социологического анализа. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2005.

4. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996.

5. Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Экономика, 2001.

6. Иконникова Г. И. О понятии социальной технологии. // Философские науки. 1984. № 5.

7. Марков М. Технологизация и эффективность социального управления. М.: Мысль, 1982.

8. Маркс К. Капитал: критика политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. М.: Политическая литература, 1960. Т. 23.

9. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. М.: Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992.

10. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под общей ред. проф. Я. А. Маргуляна. СПб.: Изд-во СПбАУиЭ, 2009.

11. Чернов Е. Корпоративная социальная ответственность // Det Norske Veritas: информационный бюллетень. 2015. № 4.

УДК 316.61

Е. А. Карпова, И. Б. Зайчикова

Перспективы понимания конфликта в процессе развития профессиональной идентичности

E. A. Karpova, I. B. Zaychikova. Prospects for an understanding of the conflict in the development of professional identity

В статье представлен анализ особенностей поведения личности в сложных и конфликтных ситуациях профессиональной деятель-

The analysis of behavior peculiarities of the personality in difficult and conflict situations of professional activity is represented in the

Елена Алексеевна Карпова — доцент кафедры управления и права Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат психологических наук, доцент.

Ирина Борисовна Зайчикова — старший преподаватель кафедры управления и права Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

© Е. А. Карпова, И. Б. Зайчикова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.