Научная статья на тему 'Влияние социальной сферы на воспроизводство человеческого капитала'

Влияние социальной сферы на воспроизводство человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL FIELD / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL SPACE / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маргулян Яков Аронович, Булатецкая Алена Юрьевна

Cтатья посвящена влиянию социальной сферы на воспроизводство человеческого капитала. Авторы рассматривают формирование и накопление человеческого капитала в рамках социального пространства, которое охватывает социальную сферу, расширяющую творческий и инновационный потенциал членов общества, активизирующий интеллектуальный ресурс всей нации и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the social sphere on the reproduction of human capital

Article is devoted to the influence of the social sphere on reproduction of a human capital. The Authors consider forming and accumulating of a human capital within social space which covers the social sphere expanding the creative and innovative potential of members of society which is making active an intellectual resource of all nation and the state.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной сферы на воспроизводство человеческого капитала»

9. Синютин М. В., Сергеев С. Ю. Кризис интеллектуального основания капитализма // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2013. № 31. С. 241-246.

10. Дудник С. И., Пру ель Н. А. Обращение образовательных благ // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 17: Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2013. № 2. С. 3-7.

11. Синютин М. В. Доверие и капиталистическая глобализация: российские метаморфозы // Экономика и социология доверия / под ред. Ю. В. Веселова. СПб.: Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2004. С. 135-149.

12. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Наука, 1990.

13. Воронов В. В., Лавриненко О. Я., Сташане В. В. Оценка динамики межрегиональных различий (европейский опыт) // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 29-39.

14. Багаева А. В. Интеграционные проекты в ракурсе проектного мышления // Научно-аналитический журнал «Обозреватель Observer». 2015. № 6. С. 30-39.

15. Воронов В. В. Трансформация экономического сознания и экономической практики: дис. ... д-ра социол. наук. СПб.: СПбГУ, 2003.

УДК 316.42

Я. А. Маргулян, А. Ю. Булатецкая 1

влияние социальной сферы на воспроизводство человеческого капитала

Ya. A. Margulian, A. Yu. Bulatetskaya. The influence of the social sphere on the reproduction of human capital

Статья посвящена влиянию социальной сферы на воспроизводство человеческого капитала. Авторы рассматривают формирование и накопление человеческого капитала в рамках социального пространства, которое охватывает социальную сферу, расширяющую творческий и инновационный потенциал членов общества, активизирующий интеллектуальный ресурс всей нации и государства.

Ключевые слова: человеческий капитал; социальная сфера; социальное пространство; социальная инфраструктура.

Контактные данные: Я. А. маргулян: 191000, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27; (812) 602-23-24; margulyn@rambler.ru |

Article is devoted to the influence of the social sphere on reproduction of a human capital. The Authors consider forming and accumulating of a human capital within social space which covers the social sphere expanding the creative and innovative potential of members of society which is making active an intellectual resource of all nation and the state.

Keywords: human capital; social field; social space; social infrastructure.

Contact details: Ya. A. Margulian: Marata Str. 27, St. Petersburg, Russian Federation, 191000; (812) 602-23-24; margulyn@ramb-

Яков Аронович Маргулян — профессор кафедры социологии и психологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор социологических наук, профессор.

Алена Юрьевна Булатецкая — доцент кафедры социологии Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат социологических наук.

© Маргулян Я. А., Булатецкая А. Ю., 2017

А. Ю. Булатецкая: 614990, Пермь, ул. Бу-кирева, д. 15; (342-2) 35-30-01; alena. bulatetskay@gmail.com.

ler.ru | A. Yu. Bulatetskaya: Bukireva Str. 15, Perm, Russian Federation, 614990; (342-2) 35-30-01; alena.bulatetskay@gmail.com.

В условиях формирования общества, основанного на знаниях, важнейшим ключевым ресурсом экономического и социального развития становится человеческий капитал, выступающий основой богатства и конкурентоспособности социально-экономических систем, способный обеспечивать дополнительную прибыль предприятиям и корпорациям за счет уникальных конкурентных преимуществ. Уровень развития человеческого капитала зависит от множества факторов: от социально-экономического состояния государства, объемов финансирования социальной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, приоритетных направлений развития социальной сферы региона, результативности осуществляемой в нем социальной политики. Его оценка служит важным показателем качества жизни граждан региона, эффективности системы управления, устойчивости экономического развития региона. Человеческий капитал можно рассматривать как объект инвестирования, причем вложения в человеческий капитал являются более выгодными в долгосрочном плане, чем инвестиции в основной капитал и финансовые активы предприятия.

Теоретические основы человеческого капитала как научной теории разработаны в 60-х годах XX в. американскими экономистами Т. Шульцем и Г. Беккером, сформулировавшими в своих работах подходы, ставшие базовыми для всех последующих исследований в этой области [14]. Ученые отмечали, что в производстве, наряду с физическим капиталом, существует человеческий капитал, к которому можно отнести знания, способности, навыки человека. В человеческий капитал необходимо вкладывать инвестиции — затраты на образование, здоровье, получение информации, миграцию и пр. Величину человеческого капитала можно оценить величиной дохода, который он может принести [6].

Следует отметить, что за последние годы сформировались различные подходы к пониманию феномена человеческого капитала. Так, по мнению А. И. Добрынина, человеческий капитал представляет собой часть общего капитала, который имеется у человека. Он включает запас знаний, умений и навыков, которые есть у человека, имеющихся у него способностей, а также здоровья и мотиваций к росту образованности, производительности труда, и как результат — росту доходов [5]. Соглашаясь с данной точкой зрения, С. Ю. Рощин и Т. О. Разумова включают в человеческий капитал, помимо знаний, еще и способность к трудовой деятельности, то есть качественную характеристику рабочей силы [12]. Е. Г. Жулина подчеркивает, что человеческий капитал понимается как совокупность качеств человека, его способностей к труду, которые определяют его производительность и могут стать источником дохода для самого человека, организации и общества в целом [7]. Н. М. Римашевская рассматривает человеческий капитал как интегральную сумму ряда составляющих, включающих здоровье, знание, культуру, свободу личности [11]. Советский экономист В. М. Гальперин в своих трудах приводил определение человеческого капитала через математическую категорию: данная величина есть сумма всех доходов, ожидаемых от труда, приведенная посредством дисконтирования к данному моменту [3].

Суммируя представленные точки зрения, следует подчеркнуть, что в наиболее общем виде человеческий капитал представляет собой совокупность

интеллектуальных ресурсов, которые используются индивидом или организацией для получения дохода. В нее входят компоненты, имеющие непосредственное отношение к человеку, такие как знания, умения, творческие способности, компетенции и способности к интеллектуальному труду, образование, ценностные установки, мотивации, лояльность, психометрические характеристики персонала.

Человеческий капитал отличается от других видов капитала тем, что он не принадлежит предприятию, поскольку творческие и мыслительные способности людей, их знания и компетенции аккумулируются в головах конкретных сотрудников компании. Именно в этом заключается ценность каждого работника, способного к творческому труду и инновационной деятельности. Наилучшая ситуация для организации, отмечает Э. Брукинг, научиться извлекать максимальную для себя выгоду из работы данного сотрудника. Последний за это заслуживает компенсации в виде заработной платы, морального поощрения, предоставления возможностей профессионального или личного роста [2].

Человеческий капитал является важным ресурсом дальнейшего развития любого объекта управления, поскольку его компонентами выступают способности, навыки, опыт и энергия сотрудников, творчески интегрирующих свои знания и компетенции в соответствующее производственное поведение. Этот ресурс в полной мере реализуется при синергетическом эффекте, когда целесообразно организована не только трудовая деятельность каждого сотрудника, но и коллективная деятельность всех сотрудников предприятия. В условиях формирования инновационной экономики человеческий капитал становится приоритетным направлением инвестирования, более выгодным в долгосрочном плане, чем инвестиции в основной капитал и финансовые активы корпорации.

Формирование и накопление человеческого капитала происходит в рамках социального пространства, где осуществляется социальная жизнь индивида, его социализация и ресоциализация, обеспечиваются условия достойного существования человека, в том числе путем его собственной преобразовательной деятельности. Это пространство выступает как подвижное поле взаимодействия личности с окружающей средой, представляющей собой совокупность физических и социальных факторов оптимизации жизнедеятельности человека.

Социальное пространство охватывает социальную сферу, которая в современном постиндустриальном обществе становится важнейшим пространством жизнедеятельности индивидов, их коммуникаций, взаимодействия, социализации. В социальной сфере происходит обучение, переподготовка и повышение квалификации работников, обеспечивается их медицинское обслуживание, труд и отдых, реализуется демографическая и семейная политика, осуществляется политика занятости и поддержания рынка труда, организуется социальная мобильность, совершенствуется социальная инфраструктура.

Именно регулирование отношений в ареале социального пространства (отношения людей с природой, друг с другом, взаимодействия с социальными институтами) является ключевым элементом социальной политики в обществе, находящим свое выражение в системе социальных отношений, с одной стороны, а с другой — в так называемом социальном качестве человеческого потенциала. Поэтому и основу социальной сферы следует видеть не столько в блоке обеспечения — отраслях социальной инфраструктуры, сколько в блоке целеполагания — реальных отношениях в рамках социального пространства, являющихся в первую очередь предметом социального управления, социальной политики в целом.

Ученые вариативно подходят к пониманию социальной сферы как общественному образованию. С точки зрения одних авторов, социальная сфера — совокупность больших социальных групп, классов, наций, народов, из которых состоит данное конкретное общество. Здесь происходит отождествление социальной сферы и социальной структуры общества. Например, по мнению В. С. Барулина, «центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и взаимосвязи» [1, с. 84].

Другой подход представлен позицией ряда экономистов, которые сводят понятие «социальная сфера» к непроизводственной сфере, отраслям услуг. Так, Б. А. Райзберг относит к социальной сфере «экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп общества в целом» [10, с. 143].

Отдельные авторы трактуют понятие «социальная сфера» как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом определяющих уровень и качество жизни людей, их благосостояние, потребление. Л. Г. Судас и М. Б. Юрасова под социальной сферой понимают «сферу жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень благосостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства» [13, с. 43]. В этих определениях социальная сфера выступает как синоним социальной инфраструктуры: образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры, общественного питания, коммунального обслуживания, пассажирского транспорта, связи и т. д.

Социологический подход позволяет рассматривать социальную сферу как устойчивую область деятельности людей по воспроизводству жизни общества, связанную с функционированием различных социальных отношений, условий и факторов, обеспечивающих жизнедеятельность социальных групп и индивидов, их воспроизводство, развитие, совершенствование. При таком понимании социальная сфера представляет собой сложную, открытую, динамично функционирующую общественную подсистему, в границах которой происходит воспроизводство непосредственной жизни, потребляются материальные блага и услуги, удовлетворяются витальные и высшие потребности человека. Именно в социальной сфере обретает смысл социальная политика государства, реализуется социальная защита и социальные права человека.

Содержательными компонентами социальной сферы общества выступают: социальная структура, социальные интересы, ценности, социальные отношения и социальная деятельность, социальная инфраструктура, институты социального управления, образ жизни людей. Поэтому социальная сфера может быть представлена как совокупность количественных и качественных проявлений социальных отношений, а социальная деятельность выступает как основа самоорганизации этой сферы. В целом социальная сфера выступает как атрибут общественного бытия, отражающего объективность возникновения, существования и функционирования неравных условий воспроизводства человека и жизнедеятельности людей, определяющих количественно-качественные параметры их публично-статусного положения.

Структурно в социальную сферу включаются: социальные субъекты (индивиды, семьи, трудовые коллективы, территориальные общности, различные группы населения), социальные организации (объекты социальной инфраструктуры), социальные институты (законодательные, нормативно-правовые

механизмы регулирования социальных отношений), а также органы управления всех уровней — федеральные, региональные и муниципальные [4, с. 418].

Социальная сфера улучшает качество и уровень жизни населения, потребляющего результаты своего труда, и в то же время она является главным фактором формирования человеческого капитала, создающего продукты труда. Социологический анализ данной сферы позволяет вычленить ее основные функции по воспроизводству человеческого капитала:

• воспроизводственную, направленную на всестороннее жизнеобеспечение личности и социальной группы;

• социальную, обеспечивающую поддержание и развитие человеческой общности, удовлетворение прямых жизненных потребностей людей и их взаимодействие, передачу исторического опыта, традиций в процессе обучения и воспитания;

• социально-экономическую, регулирующую процессы формирования целостной социальной структуры сообщества через механизмы распределения, обмена, потребления производимого совокупного продукта;

• социально-адаптирующую, развивающую у людей социальные качества, повышающие эффективность их деятельности в социуме;

• социально-регулятивную, регламентирующую процессы нормативно обусловленного обеспечения минимально необходимых потребностей социальных субъектов, а также регулирования их взаимоотношений в ходе совместной социальной деятельности и общения;

• социально-организационную, обеспечивающую формирование и взаимодействие социальных институтов и организаций, обслуживающих процессы удовлетворения материальных и духовных потребностей населения;

• социально-коммуникативную, стимулирующую взаимодействие между людьми через передачу информации, формирование и развитие социальных качеств, созидательно-творческого потенциала индивидов и групп (через образование, воспитание, охрану здоровья, внутрисемейные отношения, обычаи, традиции, профилактику социопатий и т. д.);

• социально-гуманистическую, формирующую необходимые условия для нормальной жизнедеятельности личности, достижения ею высокого уровня и качества жизни;

• социально-защитную, реализующую и обеспечивающую социальную безопасность, права и гарантии субъектов, оказание помощи и поддержки нетрудоспособным и депривированным слоям и группам, осуществляющую социальное обслуживание населения;

• социодинамическую, связанную с обеспечением активного, созидательного характера социальной практики;

• социально-гедонистическую, позволяющую удовлетворять жизнедеятельность личности через гармоничное существование или разбалансированность социального пространства.

Качественная особенность социальной сферы по развитию человеческого капитала связана с основными потребностями человека и общества как субъектов жизни способами их удовлетворения, поскольку любая такая потребность (питание, жилище, образование, отдых, общение и т. д.) обеспечивается специальной деятельностью людей, определенной отраслью экономики, социальным сектором. Качественная особенность и потенциал социальной сферы — производные характеристики от способа производства, достигнутого уровня экономики и культуры в целом.

Каждый компонент социальной сферы непосредственно или опосредованно связан с деятельностью человека. При этом важно подчеркнуть, что каждый из этих компонентов, выполняя свойственную ему функцию, находится по отношению к другим в иерархической зависимости и является производным от социальной сферы как целостной системы. Другие области человеческих отношений, оказывая непосредственное влияние на состояние социальной сферы, обеспечивают условия для нормального существования человека и реализации его потребностей в различных видах деятельности, в защите прав и свобод, досуге и отдыхе, потреблении культурных ценностей и т. д. Поэтому роль социальной сферы в жизнеобеспечении и социализации человека, прогрессивном функционировании общества чрезвычайно высока.

Характеристика социальной сферы предполагает выделение двух взаимосвязанных групп социальных связей и отношений: во-первых, отношений между обществом и личностью, позволяющих обеспечивать нормальную жизнедеятельность личности (обеспеченность работой, питанием, жильем, товарами, медицинской помощью, благами культуры и т. д.), и во-вторых, отношений между существующими в обществе социальными группами, классами, этносами и другими общностями людей.

Социальная сфера жизни каждого человека своеобразна и уникальна, как уникальны его потребности и ориентации. Здесь особо важно учитывать жизненную ситуацию, в которой развертывается жизнедеятельность субъекта. Именно в жизненной ситуации человек, социальная группа проявляют себя, действуют, утверждают новое качество своего образа жизни — обогащают и наполняют развитие социальной сферы.

Для субъекта жизненные (устойчивые и проблемные) ситуации складываются как пространственно-временные конфигурации его образа жизни, итог деятельности, поведения, взаимодействия с окружающими на определенный момент времени. Если жизненная ситуация задает внешние обстоятельства, с которыми имеет дело субъект в тот или иной момент, то способом овладения, преодоления ситуации служит деятельность человека. Она является ключевым звеном в социальной сфере и указывает на формы действий человека по удовлетворению своих потребностей, реализации целей, соотносит действия со средствами и условиями. На совершенствование деятельности, ее структуры нацелена социальная политика. В цепочке «жизненная ситуация — деятельность человека» более четко могут быть представлены пути активизации человеческого фактора, оптимизации социальной сферы.

Структура деятельности характеризует развитость социальной сферы и его социальной инфраструктуры, которая представляет собой комплекс учреждений, предприятий, сооружений, технических средств, органов управления, предназначенных для удовлетворения многообразных потребностей личности и семьи.

Материальную основу развития социальной инфраструктуры образуют расходы государственного бюджета на гражданское и жилищное строительство, пассажирский транспорт, энергетику и т. п. Другая его составляющая включает широкий спектр отраслей народного хозяйства: гражданское и жилищное строительство, коммунально-бытовое обслуживание, торговлю и общественное питание, здравоохранение и спорт, общее и профессиональное образование, культуру, искусство и т. д.

В этих отраслях социальной сферы создаются материальные блага и услуги, производится ВВП, национальный доход и национальное богатство. Другой составляющей социальной инфраструктуры является система управления, обеспе-

чивающая функционирование институтов — финансовых организаций, банков, НИИ, учреждений и т. д.

Рассмотрение специфических особенностей воспроизводства человеческого капитала позволяет выделить две важнейшие характеристики данного процесса. Во-первых, формирование человеческого капитала требует значительных качественных и длительных инвестиций на протяжении всей жизни человека. Во-вторых, его воспроизводство реализуется в процессе удовлетворения социальных и духовных потребностей человека посредством осуществления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта, науки, культуры, отдыха и т. д. Инвестиции в человеческий капитал осуществляются не только через вложение финансовых средств, но и через накопление запасов и способностей в результате определенных процессов, развивающих человеческий капитал, — образования, повышения квалификации, укрепления здоровья и профилактики, медицинского обслуживания, улучшения жилищных условий и прочего.

Главными субъектами формирования и развития человеческого капитала выступают государство, домохозяйства и предприятия (организации), в которых трудится работник. Государство выступает прежде всего в качестве гаранта условий устойчивого воспроизводства человеческого капитала, домохозяйства — как основные субъекты (и одновременно — объекты) накопления интеллектуального капитала, тогда как бизнес является релевантной совокупностью субъектов, заинтересованных главным образом в максимально эффективном использовании интеллектуального капитала [8, с. 75-82].

Процесс формирования человеческого капитала включает совокупность позитивных и негативных факторов воздействия. Факторы, входящие в каждую из обозначенных групп, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование человеческого капитала, иметь внешний или внутренний характер. Внешние факторы связаны с окружением человека и носят разнонаправленный характер, вызываемый экономическими, политическими, социальными, нравственными, демографическими, территориальными, экологическими, коммуникационными условиями жизнедеятельности. Внутренние факторы зависят от уровня развития социальной сферы жизнедеятельности человека.

Положительное влияние оказывают:

• эффективное государственное управление;

• занятость населения и высокий уровень жизни;

• доступная качественная медицинская помощь;

• обеспечение здорового образа жизни;

• создание условий безопасного существования;

• предоставление качественных образовательных услуг;

• развитие науки и инновационно-компьютерных технологий;

• высокий уровень обеспечения духовных потребностей населения;

• достойное качество жизни, связанное с удовлетворением материальных и культурных запросов людей;

• жилищное, транспортное, экологическое обеспечение, соответствующее установленным государственным стандартам;

• социальная защита граждан.

Вместе с тем существуют и негативные факторы с отрицательным уровнем воздействия на формирование человеческого капитала. К их числу относятся: непродуманная политика в сфере занятости, организация трудовой деятельности и мотивации труда, несоответствующие современным реалиям, неэф-

фективность системы профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров, использование устаревших управленческих технологий, незаинтересованность государственных структур и бизнеса в развитии науки и инноваций, низкий уровень и качество жизни населения, недостаточное финансирование развития здравоохранения, неэффективная социальная защита граждан, осуществление противоправной, коррупционной деятельности. Все эти факторы снижают уровень социализации личности, ухудшают здоровье нации, приводят к обесценению знаний, невостребованности навыков и, следовательно, снижают эффективность использования человеческого капитала, а также его стоимость.

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, формирования «общества, основанного на знаниях», значительно увеличиваются требования к масштабам финансирования всей социальной сферы, связанной с процессами обучения, повышения квалификации и переподготовки работников, улучшения их здоровья, формирования творческого потенциала и способности к активной трудовой деятельности, как со стороны государства, предприятий и организаций, так и со стороны домохозяйств. Причем стоимость человеческого капитала непосредственно зависит от профессиональной деятельности и квалификации работников [9].

В целом процесс развития человеческого капитала включает специфические особенности, связанные с индивидуальным характером жизнедеятельности личности, потребностями ее сохранения и воспроизводства, высокой инвестиционной емкостью формирования и накопления, цикличностью движения, связанного с воспроизводством здоровья, накоплением интеллектуальных, общекультурных и профессиональных знаний, компетенций, навыков и умений личности, обеспечивающих инновационный характер деятельности работника, спецификой социально-экономических условий, региональных и отраслевых особенностей, финансово-экономических возможностей корпораций, предприятий, фирм и организаций по воспроизводству человеческого капитала.

Таким образом, социальная сфера выступает как сложное образование, обусловленное коренными потребностями человека и общества как субъектов жизни способами их удовлетворения. Она активно влияет на формирование и развитие человеческого капитала, поскольку расширение потенциала образовательных, интеллектуальных, информационных и других возможностей членов общества активизирует интеллектуальный ресурс всей нации и государства, позволяя увеличивать темпы роста экономики.

литература

1. Барулин В. С. Социальная философия. М.: Фаир-пресс, 2002.

2. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.

3. Гальперин, В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: учебник. 2-е изд. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т. 1. 349 с.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социальная стратификация и социальная структура. Т. 2. М., 2000.

5. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.

6. Довбенко М. В., Осик Ю. И. Современные экономические теории в трудах нобелиатов. М.: Академия естествознания, 2011.

7. Жулина Е. Г. Экономика труда: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2010. 208 с.

8. Левченко Л. В., Карпенко О. А. Теоретические подходы к анализу категории «интеллектуальный капитал» // Экономические науки. 2009. № 52. С. 64-69.

9. Оганян К. М., Маргулян Я. А. Управление социальной сферой региона (социологический анализ): учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2013.

10. Райзберг Б. А. Основы экономики и предпринимательства. М.: Новая школа, 1993.

11. Римашевская Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10.

12. Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 400 с.

13. Судас Л. Г., Юрасова М. В. Маркетинговые исследования в социальной сфере. М.: ИНФРА-М, 2004.

14. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / В. Т. Смирнов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Т. Смирнова. М.: Машиностроение-!; Орел: Изд-во ОрелГТУ, 2005. 513 с.

УДК 316.776.3

И. А. Ильина .

Социальные обязательства прессы и общественные ожидания при восприятии материалов Сми правоохранительной тематики

I. A. Il'ina. Social obligations of the press and public expectations in the perception of the media on law-enforcement themes

Формирование общественного мнения о правоохранительных органах происходит под воздействием материалов СМИ. Отмечая прямую зависимость отношения к силовым структурам от восприятия репортажей и материалов прессы данной направленности, автор анализирует особенности восприятия материалов СМИ правоохранительной тематики.

Ключевые слова: СМИ; материалы правоохранительной тематики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А; (812) 575-02-78; i.ilyina@spbacu.ru.

Public opinion on law-enforcement authorities forms under the influence of mass media. Noting that the attitude to those authorities is in direct relation to public's perception of mass media's coverage of law-enforcement issues, author analyses specifics of these issues' perception.

Keywords: Media; the materials of law-enforcement subjects,

Contact details: Lermontovskiy Ave 44/A, Saint-Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 575-02-78; i.ilyina@spbacu.ru.

Общество формирует свое мировоззрение с помощью главнейшего инструмента — информации, которую ему предоставляют СМИ. В настоящее время люди не тратят время на серьезный анализ и поиск информации. Медиа дают потребителю уже готовые факты в обработанном и сжатом виде.

Это ставит перед государством и перед правоохранительными органами важную задачу — взаимодействия со средствами массовой информации для достижения

Ирина Анатольевна Ильина — доцент кафедры маркетинга и социальных коммуникаций Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат филологических наук.

© Ильина И. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.