DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10128 Н. И. Данилова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербург (Россия)
РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье раскрыты возможности общества с возникновением и развитием Интернета: на этапе появления, а также на этапе активного развития и современного состояния. Обращается внимание на то, что Интернет за последнее время создал благоприятную среду практически для всех направлений жизни общества, особенно для молодого поколения. Раскрываются особенности использования Интернета для достижения самых различных целей. Рассмотрены отрицательные черты влияния Интернета на молодое поколение.
Ключевые слова: социальные сети, молодежь, интернет-пространство, информационные технологии, публичные форумы, виртуальные сообщества, коммуникации, коммуникационные барьеры.
Формирование и развитие современного общества связывают с развитием современных информационных технологий, которые оказывают сильное влияние на современную культуру и молодежь. Компьютерные сети проникли во все сферы жизнедеятельности человека. Важнейшим звеном в коммуникациях общества и молодежи, в частности, стал Интернет, завоевав большую популярность. С каждым днем Интернет, являясь информационной системой, объединяющей множество сетей, набирает все больше пользователей.
С возникновением и развитием Интернета у общества появились следующие возможности:
Появление Интернета [5. С. 127] Активное развитие и современное состояние Интернета
Возможность вносить коррективы в содержание текста несколько раз Получение самой различной информации: политические новости, спорт, курсы валют, культура, т. е. легкость доступа к любой информации
Возможность получения, распределения, хранения больших объемов информации, а также их ускоренной обработки В пространстве Интернета совершаются экономические сделки, создаются и распространяются произведения искусства [8. С. 83]
Мгновенная реакция на изменения ситуации на рынке за счет быстрой доставки данных, информации Интернет становится средством получения знаний; появляются возможности дискутировать на самые различные темы
Стало легче и проще получать и обрабатывать информацию о различных целевых аудиториях, их потребностях, мнениях Возникновение виртуальных библиотек, музеев, фильмотек и даже виртуальных лекториев облегчает доступ к знаниям и образовательным ресурсам, физически недоступным для большинства людей [9. С. 84]
Респонденты получили возможность быстрой отправки информации, а также обратной связи Расширяются коммуникативные возможности, формируются новые коммуникационные связи: новые знакомства, новые друзья
Экономия расходов организаций на работу с общественностью; создание корпоративных сайтов, корпоративной почты Исчезают многие коммуникационные барьеры (например, психологические, возрастные)
Большие объемы информации можно распространять на значительном расстоянии, в любую точку мира, что говорит об исчезновении географических барьеров Развитие социальных сетей, публичных форумов, блогов, сообществ, где каждый может показать себя, проявить творчество, поспорить на различные темы
Относительно недорогой канал коммуникации Появление социальных сервисов, для размещения видеороликов, которые становятся всеобщим достоянием
Бумажные носители во многих случаях потеряли свою актуальность при отправлении через почту или почтовые ящики Открытая демонстрация в социальных сетях своей жизни, интересов, индивидуальности
Быстрая отправка и доставка электронных писем Появление различных интернет-изданий, интернет-магазинов
Электронные письма сопровождаются самой разнообразной информацией: изображения, фотографии, музыка и т. д. Развитие поисковых систем
Быстрое распространение интернета по всей территории, соответственно, увеличивается количество пользователей Доступ к Интернету с мобильных устройств, расширение масштабов медиаресурсов [6. С. 22]
Отправка голосовых сообщений с компьютеров и мобильных устройств
Открыт доступ общественности к представителям власти без СМИ и наоборот
Превращение Интернета в современный канал рекламной деятельности [6. С. 22]
Развитие Интернета за последнее время создало благоприятную среду практически для всех направлений жизни общества, и, конечно, повлияло на становление молодежи, так как любая медиасреда оказывает влияние на формирование личности, живущей в обществе. Интернет объединил визуальные, звуковые, печатные и видеоматериалы всех СМИ, сделал информацию легкодоступной, что должным образом сказалось на его популярности, повлияло на общество, стиль жизни. Благодаря инновациям и технологиям на современном этапе пользователи интернета могут иметь свободный доступ в сеть абсолютно с любого устройства, будь то мобильные телефоны или же компьютеры и планшеты. Согласно интернет-статистике, на январь 2019 года 49,11 % пользователей выходили в интернет (мессенджеры, приложения, поисковые запросы и пр.) с мобильных устройств, в то время как 47,02 % - с компьютеров, и лишь 3,87 % - с планшетов (см. рис. 1) [10].
Рис. 1. Динамика трафика за 2018 г.
Такая популярность использования мобильного интернета обусловлена, прежде всего, высоким уровнем комфорта, а также многофункциональностью большинства мобильных устройств. Сегодня, имея современные смартфоны и огромные возможности интернета, мы можем решать целый спектр различных задач, начиная от покупки товаров в интернет-магазинах и заканчивая запуском сложных технических механизмов на производстве.
Среди молодежи наиболее популярными местами пользования интернетом выступают дом - 28 %, учеба/работа - 21 %, транспорт - 14 % [1. С. 313].
Использование возможностей Интернета для достижения самых различных целей имеет свои особенности [2].
Во-первых, используя Интернет как средство коммуникации, пользователи создают «виртуальные сообщества» по интересам.
Во-вторых, совершенствование компьютерных технологий и телекоммуникации как эффективного способа передачи информации электронными средствами способствует развитию проектной деятельности в Интернет-среде. Она сегодня активно осваивается как пространство для реализации самых различных телекоммуникационных проектов: образовательных, политических, предпринимательских, социальных и т. д.
Владение информационно-коммуникационными технологиями, в том числе глобальной сетью Интернет, дало современному обществу очень сильный стимул для повышения компьютерной грамотности, информационной культуры, коммуникативного общения и значительно расширило возможности самореализации и самообразования [3. С. 207].
Но хочется отметить также и отрицательные черты влияния:
1) В большинстве случаев все свободное время тратится на Интернет, поэтому произошло сокращение живого общения между людьми.
На рисунке 2 показана частота выхода в Интернет [4]:
# Реже одного раза в день
# Один-два раза в день Каждый час
ф Несколько раз в час
# Каждые 5-10 минут
Рис. 2. Частота выхода в Интернет
Таким образом, Интернет стал незаменимой потребностью среди молодежи.
2) У молодых людей увеличивается интернет-зависимость. Они отдают предпочтение виртуальному миру как наиболее удобному, комфортному для них.
По данным отчета о деятельности Фонда Развития Интернета, актуальной остается проблема интернет-зависимости. Например, в 2018 году доля обращений по этой проблеме составила 11 %. [7. С. 8].
3) Отсутствие визуального контакта и невербальных средств коммуникации нарушает передачу эмоций, из-за чего коммуникаторам трудно понять, каковы истинные чувства, о которых говорится в беседе.
4) Благодаря современным возможностям Интернета размещение информации в мировом коммуникативном пространстве не требует специальных знаний и навыков и доступно рядовым пользователям, что, к сожалению, не всегда приводит к положительному результату.
5) Под влиянием Интернета искажаются цели и мотивы развития молодежи, их методы самоутверждения и самореализации, в связи с чем происходит рост агрессии.
Несмотря на отрицательные черты влияния, Интернет на сегодняшний день занимает главное место среди молодежи по получению информации, а также по социальному взаимодействию, использованию различных социальных сетей и средств. Кроме этого, современная интернет-среда привлекательна для молодежи своей доступностью, возможностью общения в любое время, на любом расстоянии, с любыми пользователями независимо от языка и культуры. Здесь нет ограничения по времени, отсутствует регламент, каждый может выразить себя. Интернет-коммуникации можно рассматривать как особую социальную среду: они информируют, воспитывают, развлекают, обучают, влияют на культуру общества.
Однако важно помнить и о том, что любая функция Интернета несет в себе как позитивную, так отрицательную оценку, и, соответственно, может способствовать как развитию общества, так и вырождению культурных ценностей человека и его окружения.
Список литературы
1. Алексеева, В. С. Маркетинговые исследования интернет активности молодежи [Текст] / В. С. Алексеева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - Т. 2, № 12. - С. 311-313.
2. Бычкова, М. Н. Интернет как среда реализации общественных инициатив российской молодежи [Текст] / М. Н. Бычкова, Г. А. Окушова // Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - Тамбов: Грамота, 2012. - № 8. - Ч. 2. - С. 46-48.
3. Вараксин, А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи [Текст] / А. В. Вараксин // Преподаватель XXI век. -2016. - Т. 1, № 2. - С. 205-212.
4. Вьюгина, Д. М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России [Электронный ресурс] / Д. М. Вьюгина // Медиаскоп - URL: http://www.mediascope. ru/2475 (дата обращения: 04.01.2019).
5. Данилова,Н.И.Информационноеобеспечениерекламыисвязейсобщественностью [Текст] : учебное пособие / Н. И. Данилова. - Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011 - 346 с.
6. Маргулян, Я. А., Данилова, Н. И. Информационно-компьютерные технологии как фактор медиасоциализации молодежи [Текст] / Я. А. Маргулян, Н. И. Данилова // Социология и право - 2020. - № 1 (47) - С. 22.
7. Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет за 2018 год. [Электронный ресурс] // Фонд Развития Интернет. - URL: http://www.fid.su/reports/fid-report-2018.pdf (дата обращения: 04.01.2019).
8. Розенберг, Н. В., Логинов, А. В. Институт средств массовой информации и коммуникации как фактор развития социальной мобильности современной молодежи [Текст] / Н. В. Розенберг, А. В. Логинов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 78-85.
9. Статистика Интернета 2019: трафик, сайты и блоги, домены, социальные медиа, онлайн-реклама и электронная коммерция - свежие цифры и факты [Электронный ресурс] // Студия Denisov. - URL: https://sdvv.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/ statistika-interneta-2019-trafik-sayty-i-Wogi-domeny-sotsialnye-media-onlayn-reklama-i-elektronnaya (дата обращения: 02.01.2019).
Данилова Наталья Ильинична - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, гуманитарный факультет, кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10129
А. К. Ермолова, Ю. А. Клец
Северо-Кавказский федеральный университет
Ставрополь (Россия)
МЕДИАОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ФЕМИНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
Статья посвящена жанрово-тематической специфике медиаотражения такого актуального явления современности, как феминизм в отечественных общественно-политических интернет-СМИ, приведены количественные данные по публикациям на тему феминизма в исследуемых интернет-СМИ. В частности, в данной статье рассматривается жанровая палитра текстов о феминизме и приводятся результаты контент-анализа тематики публикаций, что позволяет говорить об определенной специфике преподнесения данной темы в СМИ.
Ключевые слова: феминизм, общественно-политические интернет-СМИ.