философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики - Тамбов: Грамота, 2012. - № 8. - Ч. 2. - С. 46-48.
3. Вараксин, А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи [Текст] / А. В. Вараксин // Преподаватель XXI век. -2016. - Т. 1, № 2. - С. 205-212.
4. Вьюгина, Д. М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России [Электронный ресурс] / Д. М. Вьюгина // Медиаскоп - URL: http://www.mediascope. ru/2475 (дата обращения: 04.01.2019).
5. Данилова,Н.И.Информационноеобеспечениерекламыисвязейсобщественностью [Текст] : учебное пособие / Н. И. Данилова. - Саарбрюккен : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011 - 346 с.
6. Маргулян, Я. А., Данилова, Н. И. Информационно-компьютерные технологии как фактор медиасоциализации молодежи [Текст] / Я. А. Маргулян, Н. И. Данилова // Социология и право - 2020. - № 1 (47) - С. 22.
7. Отчет о деятельности Фонда Развития Интернет за 2018 год. [Электронный ресурс] // Фонд Развития Интернет. - URL: http://www.fid.su/reports/fid-report-2018.pdf (дата обращения: 04.01.2019).
8. Розенберг, Н. В., Логинов, А. В. Институт средств массовой информации и коммуникации как фактор развития социальной мобильности современной молодежи [Текст] / Н. В. Розенберг, А. В. Логинов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 4 (28). - С. 78-85.
9. Статистика Интернета 2019: трафик, сайты и блоги, домены, социальные медиа, онлайн-реклама и электронная коммерция - свежие цифры и факты [Электронный ресурс] // Студия Denisov. - URL: https://sdvv.ru/articles/elektronnaya-kommertsiya/ statistika-interneta-2019-trafik-sayty-i-Wogi-domeny-sotsialnye-media-onlayn-reklama-i-elektronnaya (дата обращения: 02.01.2019).
Данилова Наталья Ильинична - кандидат социологических наук, доцент, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, гуманитарный факультет, кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10129
А. К. Ермолова, Ю. А. Клец
Северо-Кавказский федеральный университет
Ставрополь (Россия)
МЕДИАОТРАЖЕНИЕ ТЕМЫ ФЕМИНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-СМИ
Статья посвящена жанрово-тематической специфике медиаотражения такого актуального явления современности, как феминизм в отечественных общественно-политических интернет-СМИ, приведены количественные данные по публикациям на тему феминизма в исследуемых интернет-СМИ. В частности, в данной статье рассматривается жанровая палитра текстов о феминизме и приводятся результаты контент-анализа тематики публикаций, что позволяет говорить об определенной специфике преподнесения данной темы в СМИ.
Ключевые слова: феминизм, общественно-политические интернет-СМИ.
Движению за права женщин, направленному на прекращение дискриминации по половому признаку, - феминизму - уже более века, однако сегодня данный вопрос не теряет, а скорее приобретает остроту и актуальность. Проблема адекватной презентации интересов женщин в СМИ неоднократно становилась объектом изучения теоретиков и практиков журналистики. Сегодня исследователи приходят к основному выводу: СМИ не отражают реального положения женщин в обществе, реальных проблем, с которыми женщины сталкиваются повседневно. Ученые говорят о том, что отсутствие женских общественных движений приводит к саморазрушению и насилию в обществе. Социально-культурное равенство женщин и мужчин - это вопрос равенства человеческого существования. Общество не способно гармонично развиваться, если в нем принижена чья-либо роль [10].
Говоря о стереотипизации, навязывании определенных образцов поведения для женщин в обществе, об открытой половой дискриминации, исследователи связывают это в том числе и с ролью СМИ в освещении данной проблемы. Журналистка, феминистка Наталья Биттен в докладе «За феминизм» указывает на актуальность исследования этой темы и приводит следующие данные: у большинства медиакомпаний мира нет отдельной политики, посвящённой вопросу феминизма; в большинстве средств массовой информации женщины представлены как сексуальные объекты или жертвы; 64 % опрошенных журналистов в 44 странах отметили, что женщины неадекватно представлены в СМИ; СМИ почти всех стран игнорируют женщин-лидеров; только 15 % первополосных материалов газет всего мира, так или иначе, говорят о женщинах; женщин не привлекают в качестве аналитиков и экспертов. Везде присутствует стереотипизация по признаку пола и образы, которые унижают достоинство женщин. Это относится к СМИ разного уровня (от локального до национального и международного) и разных видов собственности (государственных и частных медиа) [5].
Актуальность и острая злободневность самой темы обусловили возросший в последние годы научный интерес к вопросу освещения феминизма в современных отечественных средствах массовой информации. Подтверждением этого служат исследования Натальи Биттен [4, 5], Ольги Ворониной [6, 7, 8], Надежды Ажгихиной [1, 2, 3], Натальи Кигай [9], Ольги Здравомысловой [9] и др.
В данной работе для исследования медиаотражения темы феминизма в общественно-политических интернет-СМИ мы рассмотрели следующие медиа: kommersant.ru, lenta.ru, novayagazeta.ru, meduza.io, vedomosti.ru, rg.ru. Нами было проанализировано 1227 текстов за 2017-2018 гг., которые распределились следующим образом по изданиям: «Коммерсант» - 329, «Лента» - 344, «Новая газета» - 88, «Медуза» - 216, «Ведомости» -29, «Российская газета» - 221. Материалы на тему феминизма были представлены в рубриках «История», «Политика», «Общество», «Разбор», «Страна», «Ценности» и т. д. Их авторами чаще всего являлись критик Галина Юзефович, журналисты Ольга Страховская, Анна Федорова, Татьяна Васильчук, Александра Черных, Алёна Кожевникова, Наталья Кочеткова и др.
Говоря о частоте появления текстов, следует отметить, что данная тема не является профильной в общественно-политических средствах массовой информации, однако, несмотря на это, появляется довольно часто. Так, в исследуемых СМИ представлена следующая периодичность публикаций о феминизме: в kommersant.ru - 4 материала в неделю, в lenta.ru журналисты пишут о феминизме - 5 раз в неделю, авторы novayagazeta.ru посвящают теме феминизма 1 публикацию в две недели, meduza.io говорит о феминизме 3 раза в неделю, vedomosti.ru пишут 1 раз в две недели, а rg.ru -3 текста в неделю.
Следующим критерием исследования являлась жанровая палитра данных текстов. В анализируемых нами современных отечественных общественно-политических интернет-СМИ (kommersant.ru, lenta.ru, novayagazeta.ru, meduza.io, vedomosti.ru, rg.ru) превалируют материалы о феминизме, выполненные в информационных жанрах (676 текстов), что объясняется типологическим обликом данных СМИ. Как правило, это были заметки, предметом отображения которых являлись актуальные культурные события, прошедшие акции, связанные с феминизмом или же какие-либо громкие инциденты.
Аналитические жанры в освещении данной темы также не редкость, что показывает желание авторов интерпретировать проблему, указать вектор ее развития, пути решения. Подобные материалы составляют 45 % всех текстов и представлены такими жанрами, как статья, рецензия, комментарий, аналитическое интервью и др. В жанровом отношении при освещении темы феминизма доминируют статьи, позволяющие автору провести анализ актуальных, общественно значимых процессов и явлений, каким является феминизм. Данная тема в жанре статьи представлена в материалах «Это норма» Владислава Крылова (URL: https://lenta.ru/articles/2018/01/22/ takemetothepilot/), «Актриса, феминистка, отличница. За что борется Эмма Уотсон (и почему ее обвиняют в лицемерии) (URL: https://meduza.io/feature/2017/03/19/aktrisa-feministka-otlichnitsa), «Как публичные скандалы и борьба за равноправие меняли Голливуд. И почему он до сих пор не избавился от сексизма, расизма и гомофобии» Антона Хитрова (https://meduza.io/feature/2017/12/05/kak-publichnye-skandaly-i-borba-za-ravnopravie-menyali-gollivud-i-pochemu-on-do-sih-por-ne-izbavilsya-ot-seksizma-rasizma-i-gomofobii) и др.
Проведя контент-анализ тематики публикаций текстов на тему феминизма, мы выделили следующие тематические линии материалов: культурные события (360 текстов); личность (493 текста), скандалы и акции, связанные с феминизмом (231 текст), исторические факты о феминизме (143 текста).
Один из доминирующих по количеству материалов тематический блок - «культурные события». В данных текстах журналисты описывают такие мероприятия, как выход книг, фильмов, показ спектаклей, постановка пьес, организация кинофестивалей, которые так или иначе связаны с темой феминизма и т. п. Этот блок ярко иллюстрируют такие материалы, как: «Вредные книги о женщинах, которые притворяются полезными» Галины Юзефович (https://meduza.io/feature/2017/03/08/vrednye-knigi-dlya-zhenschin-kotorye-pritvoryayutsya-poleznymi), «Убить Билла» Михаила Визеля (https://rg.ru/2018/05/23/ vyshla-v-svet-kniga-o-100-samyh-reshitelnyh-zhenshchinah-mira.html), «О чем новая книга Виктора Пелевина «iPhuck 10» Льва Оборина (https://www.vedomosti.ru/lifestyle/ articles/2017/10/02/736201-novii-roman-pelevina-iphuck-10), «Из чего же сделаны наши девчонки?» Ольги Страховской (https://meduza.io/feature/2017/02/18/iz-chego-zhe-sdelany-nashi-devchonki), «А избы горят и горят: книги о выдающихся женщинах» Геннадия Устиян (https://kp.vedomosti.ru/humans/article/2017/05/10/689275-5-knig-o-vidayuschihsya-zhenschinah), «Трудно не только двигаться, но и дышать» (https://lenta.ru/ articles/2018/05/13/book) и др.
Интересно отметить, что большинство журналистов в материалах данного блока не дают прямых оценок явлению феминизма, но подборка фактов, те или иные выразительные средства помогают читателю понять отношение автора и к определенному событию, и к явлению феминизма в целом. Меньшинство составляют тексты, в которых автор явно отстаивает ту или иную позицию, напрямую оценивает и обосновывает свою точку зрения, эмоционально-образно призывает читателя разделить его позицию - подобное встречается в авторских колонках.
Книжный критик Галина Юзефович в материале «Вредные книги о женщинах, которые притворяются полезными» говорит о «полезной» литературе, которая якобы
помогает женщинам стать лучше и счастливее, а мужчинам - понять женщин. Автор пишет о достаточно популярных книгах, которые на самом деле скорее вредны, чем полезны, так как навязывают читательской аудитории стереотипы и заключают в рамки поведение женщин в обществе. Галина Юзефович говорит об учебниках, пособиях и методиках, за которыми скрываются женоненавистнические издания, в которых читатель обнаруживает и мизогинию, и сексизм, и бодишейминг.
Ольга Страхова в публикации рассказывает о феминистском ролике, который выпустила компания Nike. Автор пишет, что данное видео призывает людей отказаться от стереотипов, которые окружают женщин с самого детства, а также отмечает, что Nike на фоне огромного количества сексистских клише, создала прецедент на российском рынке. Автор приводит в материале несколько точек зрения и подчеркивает, что большая часть общества отреагировала на ролик положительно. В следующем материале журналист говорит о вышедшей книге для «юных бунтарок», а также публикует самые интересные на ее взгляд выдержки из книги о женщинах, которые изменили этот мир, таким образом, автор поддерживает идеи феминизма и просвещает читательскую аудиторию: говорит о целях, задачах данного явления.
Таким образом, в материалах данной тематической линии авторы пишут о культурных событиях, связанных с феминизмом. Материалы данного блока зачастую носят информационный характер, однако сам подбор фактов, отсутствие их отрицательных характеристик со стороны автора указывает на положительное отношение журналистов исследуемых СМИ к данному явлению.
Второй из доминирующих по количеству материалов тематической линией является «личность». Материалы данного блока, как правило, посвящены известным актрисам, певицам, влиятельным и знаменитым женщинам. Например, «Актриса, феминистка, отличница» Алисы Таежной (https://meduza.io/feature/2017/03/19/aktrisa-feministka-otlichnitsa), «Мне не нравится, что женщина должна бороться. Она должна кайфовать!» Александра Горбачева (https://meduza.io/feature/2017/11/17/mne-ne-nravitsya-chto-zhenschina-dolzhna-borotsya-ona-dolzhna-kayfovat), «Женщина, которая не сплевывает вбок» Татьяны Васильчук (https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/11/25/74675-zhenschina-kotoraya-ne-splevyvaet-vbok), «Как Лейла Слимани задумала и написала роман о няне-убийце, получивший Гонкуровскую премию» Саймона Купера (https://www. vedomosti.ru/lifestyle/articles/2018/05/04/768500-leila-slimani), «Женщина никому ничего не должна» (https://lenta.ru/articles/2017/03/30/shisgirl) и т. д.
Алиса Таежная посвятила публикацию Эмме Уотсон. Автор отмечает, что актрису просили не говорить слово «феминизм», когда она произносила речь в ООН, из-за того, что это могло отпугнуть широкую аудиторию. Но оно прозвучало: актриса посвятила часть речи его уникальному свойству многим действовать на нервы. А также отметила, что если слово «феминизм» все еще бесит кого-то, то стоит о нем забыть, потому что «важно не слово, а идея». Основная идея текста в том, что не все женщины, а только малая их часть, имеют те же права, что и знаменитые актрисы, певицы, известные поэтессы, а также, что быть феминисткой - это в первую очередь свобода распоряжаться своим телом, а не ждать одобрения окружающих.
Материал Александра Горбачева - интервью с певицей Луной. Певица гордится тем, что «я не какая-то обозленная на мир женщина-феминистка, которая сейчас всем докажет, что она очень умная, много читает и бла-бла-бла», также отмечает, что по ее ощущениям, понимание феминизма очень сильно искажено. С ее точки зрения, женщины должны своей женственностью вдохновлять, а не становиться черствыми и грубыми. При всем своем положительном отношении к феминизму как явлению Луна допускает сексистские суждения: «Мне кажется, что штаны женщине не идут абсолютно. Вот мой посыл», «женщина должна как бы расслаблять человечество посредством сексуальной
энергетики». Автор задает певице вопросы о равенстве, говорит о том, что феминизм -это не только борьба за равноправие, но и за то, чтобы никто не считал, что женщина по определению слабее или легкомысленнее мужчины. Таким образом, в этом материале читательская аудитория может видеть разные точки зрения на один и тот же вопрос.
Саймон Купер пишет о восточной женщине из Марокко Лейле Слимани, которая смогла стать феминисткой, известной писательницей и послом президента Макрона по продвижению французского языка.
Татьяна Васильчук пишет об экспертной дискуссии на тему «Равны ли женщины и мужчины в России?», прошедшей в штабе кандидата в президенты. Автор цитирует Ксению Собчак, которая говорит о том, что в России само понятие «феминизм» трактуется неверно даже среди образованных людей. Татьяна Васильчук цитирует героиню материала: «Нельзя выбирать ни менеджера, ни президента по принципу: еврей ли он, гомосексуалист ли он, женщина или мужчина».
Материалы следующего блока - скандалы и акции, как правило, освещают наиболее яркие информационные явления, выступления, демонстрации, связанные с движением феминизма. Журналисты напрямую редко оценивают те или иные акции, события, скандалы, предоставляя аудитории самостоятельно делать выводы. К данному блоку мы отнесли, например, текст Анны Федоровой «Нас обманули» (https://lenta.ru/ columns/2017/03/09/feminist_fail), повествующий о фейковой феминистской акции. Автор говорит, что из-за подобных поступков происходит дискредитация феминизма. Или материал Александра Черных «Вместо диалога им кричат: вы расисты, вы наследники линчевателей» (https://www.kommersant.ru/doc/3389375), в котором автор рассуждает о том, что образованные девушки-феминистки говорят правильные вещи -но ужасно сложным языком, непонятным собеседнику. Для того чтобы их понять, нужно прочитать немалое количество книг, которые сформировали их мировоззрение. Очевидно, что большинство не станет этим заморачиваться - отсюда неверная трактовка и понимание самого явления. Оппоненты даже не пытаются понять их и ограничиваются выводом, что «феминизм хочет сделать всех лесбиянками с небритыми подмышками».
Наименее представленный количественно тематический блок -исторические факты. Материалы данного блока, как правило, посвящены малоизвестным историческим событиям и деталям, связанным с феминизмом, истории движения в целом, политическим и общественным деятелям, внесшим вклад в развитие данного движения. Авторы текстов стремятся показать корни данного явления, основы его возникновения в различных странах мира, особенно в России. Публикации, соответствующие данной тематической линии, присутствуют только в таких исследуемых интернет-СМИ, как kommersant.ru и novayagazeta.ru.
Так, например, в публикации «Табель о женщинах» (https://www.novayagazeta.ru/ articles/2018/03/05/75703-tabel-o-zhenschinah) Валерий Ширяев пишет о Петре Великом и отмечает, что тот стал иконой русского феминизма. Автор говорит о деятельности императора, упоминает, что именно Петр I запретил мужьям продавать жен, самовольно клеймить их. Также Петр Великий запретил насильственную выдачу замуж, издал указы против социальной дискриминации незаконнорожденных. Именно благодаря Петру образование девочек стало обязательным.
Мария Башмакова (https://www.kommersant.ru/doc/3635025) поднимает вопрос образования девушек, которые получили право быть зачисленными в университет только в 1914 году. Автор подкрепляет свои слова высказываниями исследователей, публицистов, историков и т. п., тем самым желая показать читательской аудитории, как важно отстаивать свои права, интересы, как необходимо женщинам такое движение, как феминизм, ведь права женщин и мужчин до сих пор совсем не равны.
Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время для общественно-политических интернет-СМИ тема феминизма является одной из актуальных, несмотря на то, что тип данных СМИ не специализирован на подобных вопросах. Чаще всего авторы освещают указанный вопрос в информационных жанрах, отражая последние события, акции, культурные явления, связанные с феминизмом. Однако достаточно большой пласт аналитических публикаций позволяет говорить о стремлении оценить, интерпретировать данное явление, сформировать у аудитории определенное отношение к нему. Что касается оценки данного явления, здесь журналисты общественно-политических СМИ достаточно единодушны и, даже указывая на некие недостатки и проблемы феминизма сегодня, в целом движение оценивают положительно и информационно поддерживают в своих публикациях.
Список литературы
1. Ажгихина, Н. И. Новости женского рода [Текст] / Н. И. Ажгихина // Журналист. -2005. - № 3. - С. 74.
2. Ажгихина, Н. И. Новый фундаментализм как изнанка большевизма [Текст] / Н. И. Ажгихина // Журналист. - 2006. - № 6. - С. 77-78.
3. Ажгихина, Н. И. От Пекина до Нью-Йорка [Текст] / Н. И. Ажгихина // Журналист. -2005. - № 4. - С. 72.
4. Биттен, Н. Г. Сексизм в СМИ как проявление языка вражды в отношении женщин [Текст] / Н. Г. Биттен // Журналист. - 2017. - № 3. - С. 50-54.
5. Биттен, Н. Г. ИГ «За феминизм» [Текст] / Н. Г. Биттен. - М., 2012.
6. Воронина, О. А. Основные идеи и концепты феминистской социальной эпистемологии [Текст] / О. А. Воронина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - № 2. - С. 141-151.
7. Воронина, О. А. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа [Текст] / О. А. Воронина // Феминизм. Восток. Запад. Россия. - М., 1993.
8. Воронина, О. А. Феминизм и гендерное равенство [Текст] / О. А. Воронина. - М., 2003. - 320 с.
9. Здравомыслова, О. М., Кигай, Н. И. Женская тема в средствах массовой информации [Электронный ресус] / О. М. Здравомыслова, Н. И. Кигай. - URL: http://www.gorby.ru/ userfiles/file/zhenskaya_tema_v_smi.pdf (дата обращения: 14.01.2020).
10. Крыкова, И. В. Феминизм в пространстве современной гуманитарной культуры [Текст] / И. В. Крыкова. - Тамбов, 2009. - 188 с.
Клец Юлия Александровна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Северо-Кавказского федерального университета, [email protected].
Ермолова Анастасия Константиновна - магистрант кафедры журналистики СевероКавказского федерального университета, [email protected].