Научная статья на тему 'Популяризация феминизма в российских медиа и политическое движение: постановка проблемы'

Популяризация феминизма в российских медиа и политическое движение: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1820
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / МЕДИА / MEDIA / ФЕМИНИЗМ / FEMINISM / ДИСКРИМИНАЦИЯ / DISCRIMINATION / ГЕНДЕР / GENDER / ПАТРИАРХАТ / PATRIARCHY / МЕДИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / MEDIA BEHAVIOR / МИЗОГИНИЯ / MISOGYNY / МИЗАНДРИЯ / MISANDRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зауэр А.А.

В статье дан краткий обзор истории популяризации феминизма в российских медиа. Рассматриваются основные проблемы при освещении данного политического движения. Указаны социальные причины некорректного освещения феминизма в СМИ, прогнозируются возможные последствия непрофессионализма российских журналистов относительно феминизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POPULARIZATION OF FEMINISM IN THE RUSSIAN MEDIA AND POLITICAL MOVEMENT

The article gives a brief overview of the history of popularization of feminism in the Russian media, examines the major issues in the coverage of the political movement, specifies social grounds for irresponsible media coverage of feminism and predicts the negative effects of non-professionalism of Russian journalists covering issues facing modern feminism.

Текст научной работы на тему «Популяризация феминизма в российских медиа и политическое движение: постановка проблемы»

УДК 070

А.А.Зауэр

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФЕМИНИЗМА В РОССИЙСКИХ МЕДИА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В статье дан краткий обзор истории популяризации феминизма в российских медиа. Рассматриваются основные проблемы при освещении данного политического движения. Указаны социальные причины некорректного освещения феминизма в СМИ, прогнозируются возможные последствия непрофессионализма российских журналистов относительно феминизма.

Ключевые слова: СМИ, медиа, феминизм, дискриминация, гендер, патриархат, медийное поведение, мизогиния, мизандрия

Ранее отдельные аспекты эксплуатации женского образа в российских СМИ рассматривали О.Воронина,

В.Козлов, Т.Винникова и многие другие отечественные психологи, социологи и журналисты. Но автор данной статьи обращается к проблеме дискредитации феминистического движения на отечественной медийной площадке.

Несмотря на активную работу мировых, государственных и региональных правозащитных и активистских организаций, проблема дискриминации по половому признаку остается сегодня пугающе актуальной. Общественное давление, вызванное гендерной стереотипизацией общества, вынуждает большую часть мужчин и женщин соответствовать одобряемым патриархальным сознанием нормам.

Сегодня проблема гендерной несвободы в России является достаточно острой. В рейтинге тендерного неравенства ООН это государство занимает 52-е место, а в рейтинге Global Gender Gap Index — 61-е место из 186 стран. При этом, пока известные в стране личности продолжают говорить в СМИ о том, что феминизм является опаснейшим явлением современности, позиции России продолжают снижаться.

Ещё в 1990-х гг. яркое проявление сексизма в отечественной рекламе и СМИ считалось нормой. Женские журналы, в том числе для молодой аудитории, пестрели однотипными заголовками о том, как угодить мужчине, воспитывать ребенка и ухаживать за домом.

Реклама, будь то телевизионный, баннерный или любой другой текст, помещала женщину в строго отведенное ей пространство — на кухню или в спальню, тем самым практически превращая ее в объект потребления. При этом оспаривание данных стереотипов воспринималось негативно.

Ситуация изменилась всего несколько лет назад: журналисты активно заговорили о «гендерном программировании», закладываемом в человека с самого детства. В медийном пространстве стали сообщать о массовых случаях, связанных с домашним насилием, изнасилованиями, некорректными и оскорбительными высказываниями по отношению к тому или иному полу и пр. При этом впервые журналисты, эксперты и значительная часть их аудитории начали снимать с женщин ответственность за случившееся с ними насилие. Фактически современные СМИ занялись деконструкцией устоявшихся патриархальных стереотипов и моделей поведения.

Безусловно, значительная часть населения не была готова к осознанию и принятию новых общественных норм. Однако, включившись в мировой тренд по борьбе с гендерным неравенством, медийные работники все больше акцентировали внимание на необходимости освобождения от деструктивных социальных традиций.

В современном медиаполе появились издания с феминистическим уклоном ("Wonderzine"), крупные популярные медийные проекты стали включать в свой контент материалы о проблемах сексизма и развитии феминизма в России. Женские журналы, пропагандировавшие ранее только патриархальные установки, заговорили о двух принципиально разных позициях — традиционной и феминистической. Например, журнал "Cosmopolitan" периодически публикует материалы о необходимости принятия идей равноправия.

Нужно понимать, что подобная «лавина» материалов о политическом движении, направленном на то, чтобы женщины могли пользоваться всеми правами свободного человека не только на бумаге, но и в реальной жизни, нередко вызывает болезненную реакцию в обществе, привыкшему к совсем другим установкам. Ясно, что именно от медийного поведения журналистов во многом зависит принятие или отвержение того или иного явления.

Сегодня, пытаясь быть в мировом тренде, российские СМИ нередко не справляются со своей задачей и представляют политическое движение, от развития которого зависят судьбы миллионов людей, в неадекватном свете. Так, например, отечественные журналисты часто выносят в заголовок слово «женщина», акцентируя внимание на её современной деятельности. При этом очевидно, что нет необходимости подчеркивать тот факт, что женщина пользуется базовыми правами человека. В итоге аудитория СМИ встречается с агрессивным или комичным эффектом, а героиня медийного материала оказывается в цирковом амплуа, словно вынесенной в клетке на всеобщее обозрение.

Другой немаловажной проблемой является освещение деятельности провокационных, радикальных, эпатажных псевдофеминистских сообществ. Как правило, журналисты не вдаются в детали, намеренно

обобщают или путают политическое движение с шовинистической деятельностью отдельных социальных групп. Например, автор материала «Одеяло угнетало, обижала простыня. Как российские феминистки ненавидят мужчин в сети» Д.Саркисов некорректно называет феминистической деятельностью то, чем занимаются представительницы сообщества «Мизандрия» в социальной сети «ВКонтакте». Участниц данной группы объединяет ненависть к мужчинам, что не имеет ничего общего с феминизмом как политическим течением. Так как Саркисов не указывает на данный аспект и не приводит примеров адекватного проявления феминизма в социальных сетях, у аудитории складывается ложное представление о феминизме.

К ещё одной весомой проблеме можно отнести проявление мизогинии в СМИ. Мизогиния (от др.-гр. «ненависть к женщине») являет собой дискриминацию по признаку женского пола, оправдание насилия и сексуальную объективацию женщин. Нередко мизогинию проявляют сами женщины, выросшие в патриархальной системе.

В российском медиаполе мизагония занимает весомую часть контента всевозможных СМИ. Например, авторы отдельных текстов не только подчеркивают необходимость в том, чтобы поведение женщин соответствовало патриархальным стереотипам, но и призывают к прямому насилию над теми, кто борется за уравнивание прав. Так, автор новости «Бабе дорога — от печи до порога» Е.Чинкова не просто сообщает о том, что киевские казаки заколотили офис «FEMEN» досками, но и добавляет: «Право же, лучше б повоспитывали тут же на глазах у всех. Эффектнее было бы и эффективнее». Кроме того, она агрессивно высказывает негативную оценку по отношению к феминисткам. В коротком тексте Чинкова успевает назвать правозащитниц «распоясавшимися девицами-феминистками» и «полуголыми спильщицами крестов». При этом журналистка не дает хотя бы краткой справки, раскрывающей явление феминизма, оправдывает порчу чужого имущества и подстрекает читателей к новым конфликтам.

Данная и упомянутые выше публикации являются доказательством нарушения принципов Кодекса профессиональной этики российского журналиста и непрофессионализма работников СМИ при освещении различных феминистических аспектов. С социологической и психологической точек зрения это можно объяснить тотальной неготовностью общества, веками впитывавшего патриархальные традиции, принимать принципиально новые идеи. Журналисты являются частью этого общества, а значит и им сложно адаптироваться к новым аспектам реальности. При этом важно понимать, что в любой ситуации, согласно нормам этики журналиста, работник СМИ обязан оставаться объективным. Поэтому личная «неготовность» и нередко личное отрицание, лежащие в основе многих публикаций, не могут быть оправданием некорректного освещения феминизма в медиа.

Таким образом, мы можем говорить о том, что с начала 1990-х гг. российские СМИ сделали большой шаг вперед и заговорили о необходимости уравнивания прав между людьми. В отечественном медиаполе стали звучать такие понятия как «гендер», «мизогиния», «патриархат», «объективация» и «феминизм». Но несмотря на это, сегодня мы нередко встречаем деструктивное или некорректное освещение различных аспектов глобального политического движения. Многие российские журналисты склонны поверхностно освещать феминизм, забывать говорить об его истинных целях, подменять понятия, демонизировать или насмехаться над его приверженцами, демонстрировать открытую мизогинию.

Так как институт СМИ напрямую влияет на сознание и поведение населения, а также на восприятие им тех или иных явлений, то подобное поведение может быть социально опасным. Актуальность данной проблемы делает его перспективной для новых исследований. В частности, ещё предстоит изучить такие её аспекты, как, например, пропагандистский потенциал, направленный на отрицание феминизма, и речевые средства, сознательно или бессознательно используемые журналистами, для дискредитации феминизма как такового и торможения его развития в России.

1. Слободчикова О. Сексизм: в центре внимания на Западе, но не в России [Электр. ресурс] // BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/society/2014/10/141021_sexism_russia_politics (дата обращения: 22.01.2017).

2. Патриарх Кирилл назвал феминизм очень опасным явлением [Электр. ресурс] // BBC. URL: http://www.bbc.com/ukrainian/rolling_news_russian/2013/04/130410_ru_n_patriarch_feminism (дата обращения: 22.01.2017).

3. Как не быть сексистом в России [Электр. ресурс] // Meduza. URL: https://meduza.io/cards/kak-ne-byt-seksistom-v-rossii (дата обращения: 22.01.2017).

4. Грибацкая С. Ты против феминизма? Посмотри во что превратится твоя жизнь без него [Электр. ресурс] // Cosmopolitan. URL: http://www.cosmo.ru/lifestyle/society/ty-protiv-feminizma-posmotri-vo-chto-prevratitsya-tvoya-zhizn-bez-nego/ (дата обращения: 22.01.2017).

5. Чикирис М. Женский день. Сразу две женщины дебютировали в субботу на мужском чемпионате мира по волейболу в качестве судей [Электр. ресурс] // Советский спорт. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/410214 (дата обращения: 22.01.2017).

6. Саркисов Д. Одеяло угнетало, обижала простыня. Как российские феминистски ненавидят мужчин в сети [Электр. ресурс] // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2016/04/09/femenpablos/ (дата обращения: 22.01.2017).

7. Чинкова Е. Бабе дорога — от печи до порога. [Электр. ресурс] // Комсомольская правда. URL: http://www.irk.kp.ru/daily/25945.4/2889633/ (дата обращения: 22.01.2017).

References

1. Slobodchikova O. Seksizm: v tsentre vnimaniya na Zapade, no ne v Rossii [Elektr. resurs] // BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/society/2014/10/141021_sexism_russia_politics (data obrashcheniya: 22.01.2017).

2. Patriarkh Kirill nazval feminizm ochen' opasnym yavleniem [Elektr. resurs] // BBC. URL: http://www.bbc.com/ukrainian/rolling_news_russian/2013/04/130410_ru_n_patriarch_feminism (data obrashcheniya: 22.01.2017).

3. Kak ne byt' seksistom v Rossii [Elektr. resurs] // Meduza. URL: https://meduza.io/cards/kak-ne-byt-seksistom-v-rossii (data obrashcheniya: 22.01.2017).

4. Gribatskaya S. Ty protiv feminizma? Posmotri vo chto prevratitsya tvoya zhizn' bez nego [Elektr. resurs] // Cosmopolitan. URL: http://www.cosmo.ru/lifest^le/society/t^-protiv-feminizma-posmotri-vo-chto-prevratitsya-tvoya-zhizn-bez-nego/ (data obrashcheniya: 22.01.2017).

5. Chikiris M. Zhenskiy den'. Srazu dve zhenshchiny debyutirovali v subbotu na muzhskom chempionate mira po voleybolu v kachestve sudey [Elektr. resurs] // Sovetskiy sport. URL: http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/410214 (data obrashcheniya: 22.01.2017).

6. Sarkisov D. Odeyalo ugnetalo, obizhala prostynya. Kak rossiyskie feministski nenavidyat muzhchin v seti [Elektr. resurs] // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2016/04/09/femenpablos/ (data obrashcheniya: 22.01.2017).

7. Chinkova E. Babe doroga — ot pechi do poroga. [Elektr. resurs] // Komsomol'skaya pravda. URL: http://www.irk.kp.ru/daily/25945.4/2889633/ (data obrashcheniya: 22.01.2017).

Zauer A.A. The popularization of feminism in the Russian media and political movement. The article gives a brief overview of the history of popularization of feminism in the Russian media, examines the major issues in the coverage of the political movement, specifies social grounds for irresponsible media coverage of feminism and predicts the negative effects of non-professionalism of Russian journalists covering issues facing modern feminism.

Keywords: media, feminism, discrimination, gender, patriarchy, media behavior, misogyny, misandry

Сведения об авторе: А.А.Зауэр — магистрант кафедры журналистики филологического факультета ИГУМ; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого; anzhelikasauer@gmail.com.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 28.01.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.