Научная статья на тему 'Курс «Коммуникационная культура Интернета» для студентов негуманитарных специальностей: структура и содержание'

Курс «Коммуникационная культура Интернета» для студентов негуманитарных специальностей: структура и содержание Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
16
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КУРС ПО ВЫБОРУ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кротова Анастасия Григорьевна

В статье предлагается методико-педагогическое обоснование авторского курса «Коммуникационная культура Интернета». Описывая особенности интернет-коммуникации и характер ее влияния на молодое поколение, автор обосновывает актуальность подобной методической разработки и необходимость внедрения курса в учебный процесс. В статье также уточняются структурно-содержательные особенности дисциплины и ее соотношение с общекультурными компетенциями, прописанными в ФГОС ВО негуманитарных направлений.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кротова Анастасия Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Курс «Коммуникационная культура Интернета» для студентов негуманитарных специальностей: структура и содержание»

УДК 378.1

Кротова Анастасия Григорьевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии, Новосибирский государственный технический университет, anakrv@yandex.ru, Новосибирск

КУРС «КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИНТЕРНЕТА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация. В статье предлагается методико-педагогическое обоснование авторского курса «Коммуникационная культура Интернета». Описывая особенности интернет-коммуникации и характер ее влияния на молодое поколение, автор обосновывает актуальность подобной методической разработки и необходимость внедрения курса в учебный процесс. В статье также уточняются структурно-содержательные особенности дисциплины и ее соотношение с общекультурными компетенциями, прописанными в ФГОС ВО негуманитарных направлений.

Ключевые слова: Интернет, коммуникационная культура, курс по выбору, общекультурная компетенция, информационно-коммуникационная компетенция.

Повсеместную «интернетизацию», особенно в молодежной среде, можно считать свершившимся фактом. По данным опроса, проведенным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 21-22 марта 2015 года, доля интернет-пользователей среди россиян от 18 лет и старше равна 69 %; 52 % выходят в Интернет ежедневно; 96 % - доля интернет-пользователей среди молодежи (18-24-летних). С каждым годом возможности Всемирной паутины используют все активнее. 56 % обращений к Интернету составляют медиа-ресурсы (музыка, фильмы, книги), поиск новостей и необходимой информации - по 55 %, электронная почта - 53 %, работа и учеба - 50 %. Четверо из десяти интернет-пользователей (44 %) практикуют общение в соцсетях, чатах и на форумах. Также на интернет-порталах ищут друзей (32 %), играют (31 %), совершают покупки (25 %) [4].

Не будет преувеличением сказать, что современные студенты уже не представляют себя и свою жизнь без Интернета: они общаются, учатся, работают, отдыхают с помощью интернет-технологий, удовлетворяя тем самым свои коммуникативные, познавательные, игровые потребности. Интернет для молодого поколения - такая же естественная среда коммуникации, как и реальное общение.

Молодежь, безусловно, неплохо знает и активно использует возможности Интернет, однако часто их знания, умения и навыки оказываются довольно однобокими: они

регулярно общаются в социальных сетях, но при этом не умеют вести деловую переписку, например, с преподавателем; отлично знают игровые и развлекательные сайты и практически не знакомы с образовательными ресурсами Интернета; хорошо владеют так называемым «интернет-серфингом» (быстрым просмотровым и поисковым чтением), но не воспринимают длинные тексты; агрессивно критикуют всех и вся на форумах и в комментариях, но не могут спокойно, точно, связно и аргументированно выразить свою точку зрения в серьезной дискуссии. Несмотря на большой опыт общения в Интернете, молодые люди не всегда владеют речевыми, коммуникативными и этическими нормами интернет-коммуникации; более того, они часто считают, что в Интернете «можно все».

Конечно, возникновение подобной ситуации во многом обусловлено спецификой интернет-коммуникации как таковой. Дистантность, кажущаяся анонимность, раскрепощенность и демократичность интернет-общения, нежесткая нормативность и свобода самовыражения приводят как к позитивным, так и негативным последствиям для личности. Как отмечает Н. Н. Королева, помимо расширения круга общения, сферы познавательных интересов, повышения активности, свободы выбора существует возможность и негативных последствий для физического и психологического здоровья пользователей. Для постоянных пользователей Интернета характерны существенные личностные трансформации, связанные

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

в первую очередь со снижением потребности в реальном общении, эмпатии, критичности по отношению к себе, уверенности в собственных возможностях и коммуникативных качествах, с проблемами в принятии ответственности за собственные достижения и неудачи [2].

В интернет-среде претерпевает изменения и коммуникативно-речевое поведение людей, которое, по мнению Г. Н. Трофимовой, характеризуется ростом диалогичности и полилогичности под влиянием разговорности, минимизацией избыточности, тенденцией к телеграфности речи, одновременным стремлением к экспрессивности и стандартизации высказываний с помощью клишированных формул при общей склонности к лаконичности высказывания [5]. Сами по себе данные особенности вряд ли могут быть оценены негативно; проблема, однако, заключается в том, что постоянные пользователи Интернета, особенно молодежь, часто не осознают границу, отделяющую виртуальную коммуникацию от реальной, и продолжают использовать интернет-стиль в неуместных для него ситуациях.

Проблемы, обозначенные выше, находят свое отражение в философских, социологических, психологических, лингвистических, педагогических исследованиях (см. работы Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскун-ского, А. Е. Жичкиной, Е. П. Белинской, Е. И. Горошко, М. А. Кронгауза, Г. Н. Трофимовой, М. Ю. Сидоровой, Л. Ю. Щипициной, Г. Ч. Гусейнова, Н. Б. Мечковской, О. В. Лу-товиновой, S. Barns, R. Campbell, J. Nielsen и др.). Важно подчеркнуть, что ученые пытаются осмыслить не только причины и следствия существующих тенденций, но и предложить пути их решения. На наш взгляд, учитывая высокую степень погруженности молодого поколения в интернет-среду, необходимо помочь молодежи, с одной стороны, взглянуть на интернет-коммуникацию извне, осознать ее феноменологическую природу, поскольку такой угол зрения способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в Интернете. С другой стороны, необходимо, чтобы молодые люди осознали себя в этой интернет-деятельности, включили механизмы саморефлексии, позволяющие ответственно относится к своему коммуникативному поведению в сети.

Все вышесказанное явилось методико-пе-дагогическим основанием для разработки на кафедре филологии НГТУ курса по выбору «Коммуникационная культура Интернета» для студентов негуманитарных специальностей.

Структура, содержание и учебно-организационная сторона данного курса позволяет студентам сформировать целый ряд общекультурных компетенций, которые в том или ином виде представлены во ФГОС ВО любого направления, например:

- способность владеть культурой мышления, способность обобщать, анализировать и воспринять информацию, ставить цели и выбирать пути их достижения (ОК-1);

- способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-4);

- способность осознать сущность и значение информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-8);

- способность владеть навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9) (ФГОС ВО направления подготовки 24.03.04 Авиастроение).

Важно подчеркнуть, что в отличие от многих других гуманитарных дисциплин для негуманитарных направлений, курс «Коммуникационная культура Интернета» помогает, помимо всего прочего, сформировать информационно-коммуникационную компетенцию (ОК-8 и ОК-9 в цитируемом ФГОС), под которой можно понимать профессионально значимое качество личности, обладающей знаниями, умениями, навыками в использовании информационных ресурсов средствами ИКТ и опытом их применения при решении социально-профессиональных задач [1].

Безусловно, сфера интернет-общения не является terra incognita для адресата. Тем не менее мы постарались затронуть в курсе те проблемы, которые, на наш взгляд, позволяют расширить представление студентов о коммуникации в целом и интернет-коммуникации в частности, задуматься о таком феномене, как язык Интернета, проанализиро-

110

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 / 2015

вать собственное речевое поведение в сети (в том числе и в этическом аспекте) и т. д.

Курс состоит из трех взаимосвязанных модулей: «Современная интернет-коммуникация как новая социокультурная и речевая формация»; «Языковые формы и языковые средства интернет-общения»; «Интернет как коммуникативно-информационная среда». Примерный тематический план курса представлен в таблице. Отметим, что данный тематический план обязательно должен корректироваться в соответствии с запросами аудитории и регулярно обновляться (учитывая быстроту возникновения и устаревания явлений в интернет-коммуникации).

Деление на данные модули неслучайно: первый модуль, во-первых, позволяет вписать интернет-коммуникацию в существу-

ющие коммуникационно-информационные процессы и в культуру в целом, а во-вторых, дает возможность студентам посмотреть на Интернет под особым углом и осознать его не просто как средство общения, но и как культурный феномен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй модуль - лингвистический и ор-тологический - направлен на формирование культуроречевых навыков слушателей курса. Важность данного блока сложно переоценить, поскольку проблема грамотности интернет-пользователей продолжает волновать умы как широкой общественности, так и специалистов (см. об этом, например, в [3]). При этом сами активные интернет-пользователи, т. е. студенты отмечают, что часто не задумываются о своей речи в Интернете; кое-кто считает, что в интернет-

Таблица

Тематический план курса «Коммуникационная культура Интернета»

Модуль Тема

Модуль 1. Современная интернет-коммуникация как новая социокультурная и речевая формация Коммуникация и развитие коммуникативных возможностей в современном обществе. Современная интернет-коммуникация: специфика и основные параметры. Соотношение понятий «культура» и «субкультура». Понятие об интернет-компьютерной субкультуре: история и мифология, социальная иерархия. Сетикет (нетикет): правила поведения в Интернете. Сетевая литература: новая форма литературной жизни.

Модуль 2. Речевые формы и языковые средства интернет-общения Характеристика языка Интернета. Нормированный литературный язык и ненормированный (субстандарт) в пространстве интернет-коммуникации. Влияние языка Интернета на общенародный язык. Активные языковые процессы в интернет-коммуникации (двуалфавит-ность Рунета, игровая фонетизация письма, интернет-инновации в общенародном языке, грамматические особенности интернет-языка, креолизованные знаки интернет-общения). Грамотность интернет-пользователей (от «граммар-наци» до «йазыка падонкофф»). Особенности делового общения в Интернете. Электронное деловое письмо. Устное общение в Интернете: вебинары, интернет-конференции. Справочные культуроречевые ресурсы Интернета.

Модуль 3. Интернет как коммуникативно-информационная среда Образовательные ресурсы Интернета (энциклопедии, библиотеки, словари, базы данных и корпусы, образовательные сайты). Интернет-СМИ: виды и специфические черты. Оценка достоверности информации. Блог как средство распространения информации и способ воздействия на аудиторию. Речевая манипуляция в Интернете: способы воздействия и противодействия. Речевые конфликты в Сети и пути их преодоления. Нормативно-правовые основы интернет-коммуникации. Авторское право в Интернете.

профессиональное образование

коммуникации языковых норм и правил не существует. Радуют, однако, результаты итогового анкетирования, которые показывают, что темы, связанные с языковыми средствами интернет-общения, вызывают стабильно высокий интерес у аудитории. Студенты пишут, что рассмотренные вопросы «заставили задуматься о речевом поведении», кто-то замечает, что «стал серьезнее и внимательнее относиться к собственным текстам в Интернете».

Третий модуль посвящен различным дискурсивным практикам интернет-коммуникации. Подчеркнем, что именно этот модуль обладает высокой степенью вариабельности. По нашим наблюдениям, наибольший интерес у аудитории вызывают темы «Речевая манипуляция в Интернете: способы воздействия и противодействия», «Речевые конфликты в Сети и пути их преодоления», что объяснимо спецификой самого интернет-общения (особенно некоторых его форм, популярных у молодежи), которое можно охарактеризовать как довольно агрессивное и жесткое.

В заключение отметим, что подобный курс предполагает применение на занятиях не только ИКТ (что логично), но и активных и интерактивных форм обучения, поскольку

тематика дисциплины такова, что студенты подчас знают больше об обсуждаемых проблемах, чем преподаватель. Таким образом, принцип «обучая, учимся» должен стать ведущим при реализации курса «Коммуникационная культура Интернета».

Библиографический список

1. Гареева Г. А. Формирование информационной компетентности студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2010. - 24 с.

2. Королева Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2004. - Выпуск № 9, Т. 4. - С. 168-179.

3. Мандрикова Г. М. Русский язык и Интернет // Народное образование. - 2013. - № 6. -С. 275-280.

4. Пресс-выпуск № 2836. Интернет: новая эра мобильных устройств [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. - URL: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115255 (дата обращения: 05.09.2015).

5. Трофимова Г. Н. Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2004. - 34 с.

Krotova Anastasiya Grigorievna

Cand. Sci (Philol.), Assoc. Prof.at the Department of Philology, Novosibirsk Technical State University, anakrv@yandex.ru, Novosibirsk

COURSE "COMMUNICATION CULTURE OF THE INTERNET" FOR STUDENTS OF NON-HUMANITARIAN SPECIALTIES: STRUCTURE AND CONTENT

Abstract. The article deals with the methodological and pedagogical justification of the author's course "Communication culture of the Internet". Describing the features of online communication and the nature of its influence on the younger generation, the author proves the relevance of this methodological project and the need to introduce this course in the educational process. The paper also clarifies the structural and content features of the discipline and its relation to general cultural competence, which is proposed in the Federal State Comprehensive Curriculum of Higher Education for non-humanitarians.

Keywords: Internet, communication culture, optional course, general cultural competence, information and communication competence.

Поступила в редакцию 06.09.2015

112

Сибирский педагогический журнал ♦ № 6 I 2015