В. А. Ерылева
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СПЕЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ
Работа представлена кафедрой профессиональной иноязычной коммуникации Волгоградского государственного университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. Н. Астафурова
Статья посвящена описанию целей, функций и структуры виртуальной образовательной среды факультета лингвистики и трехэтапной модели развития в ней лингвистического, социокультурного и интерактивного компонентов межкультурной коммуникативной компетенции студентов с использованием элементов проектной методики.
The article describes goals, functions and structure of the virtual educational environment of a linguistic faculty and 3-staged model of developing linguistic, socio-cultural and interactive components of intercultural communication competence of students by means of web-project techniques.
Высокие требования, предъявляемые к профессиональному лингвистическому образованию, могут быть реализованы в учебном процессе специального факультета благодаря информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), к которым относятся средства дистанционной и локальной электронной публикации, поисковые системы, электронная почта, веб-сервисы (форумы, живые журналы, чаты) и др. В условиях отсутствия реальной языковой среды ИКТ являются средством создания на факультете лингвистики (ФЛ) виртуального
пространства взаимодействия участников учебного процесса. Как и в константной реальности, коммуникация на изучаемом языке в виртуальном мире может служить ус -ловием эффективного развития межкуль -турной компетенции студентов-лингвистов, в определенной степени воспроизводя и моделируя параметры естественной языковой среды. При организации виртуального пространства ФЛ должны учитываться содержательные и организационные особенности учебного процесса факультета лингвистики.
Виртуальная образовательная среда специального факультета как средство..
Под виртуальной образовательной средой (ВОС) в нашей работе понимается информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое ИКТ. Проанализировав некоторые из разработанных в России ВОС (Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, Американо-Российского виртуального уни-верситета, Волгоградского госуниверситета и др.), мы пришли к заключению, что ВОС является саморазвивающейся, многоуровневой и многофункциональной системой, которая объединяет: 1) специфические педагогические, дидактические и методические технологии; 2) информационные ресурсы; 3) компьютерные технологии.
ВОС ФЛ наиболее эффективно выполняет свои функции, если учебный процесс на ее основе осуществляется в парадигме активного обучающегося и реализует лич-ностно-ориентированный, контекстуальный, деятельностный, социоконструктиви-стский и коллаборативный подходы, а ИКТ в ее основе отвечают лингв одидактическим требованиям к организации обучения языку, культуре и межкультурной коммуникации, обеспечивая вариативность в выборе видов деятельности и способов предоставления учебного материала, дифференциацию и индивидуализацию обучения, дополнительный контроль учебной деятельности студентов.
Виртуальная среда спецфакультета репрезентирует содержательно-предметную ос -нову учебного процесса факультета лингвистики - обучение языкам, культуре и межкультурному взаимодействию. Основная цель виртуальной образовательной среды факультета лингвистики - в обеспечении условий создания и поддержки открытого сообщества обучающихся, учебно-исследовательская и коммуникативная деятельность в котором позволяет осуществить эффективное развитие межкультурной коммуникативной компетенции. Цель определяет основные функции среды: информационно-обучающую, коммуникационную и контрольно-административную. Для реа-
лизации цели и функций необходима удовлетворяющая требованиям содержания и организации учебного процесса компьютерная технология. Проведенный анализ компьютерных средств, используемых в настоящее время в обучении, показал, что, наряду с комплексными многоуровневыми мультимедийными интерактивными программами обучения языку (Discovery, Reward Intern@tive), наиболее эффективными для создания ВОС ФЛ являются инструментальные веб-ориентированные обучающие программы-оболочки на основе CMS (системы управления содержанием). Из существующих профессиональных программных продуктов (VLE, WebCT, LearningSpace и др.) требованиям учебного процесса ФЛ достаточно соответствует бесплатная открытая система управления содержимым курсов МООДУС1, которая благодаря вариативным модулям интерактивного общения позволяет создать виртуальное сообщество обучающихся для развития межкультурной компетенции студентов через социальное взаимодействие.
Структура виртуальной среды факультета лингвистики определяется выполняемыми ею функциями и включает: 1) ресурсный блок, состоящий из а) лингводидакти-ческого модуля хранения, доставки и управления учебной и методической информацией; б) информационно-справочного модуля, представленного динамическими программами, электронными словарями, электронными УМК, домашними страницами преподавателей курсов, тематическими сайтами и др.; 2) коммуникационный блок, представленный модулями асинхронного и синхронного взаимодействия - электронной почтой, общефакультетским форумом, закрытым форумом для преподавателей, коммуникационными сервисами курсов и дисциплин, службой доставки сообщений и чатами; 3) контрольно-административный блок, представленный модулями тестирования, управления учебными курсами, статистики успеваемости и учета посещаемости электронных курсов.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
В ходе исследования в программной оболочке МООДУС, установленной на сервере Волгоградского государственного университета (http://moodle.volsu.ru), размещено около 20 электронных курсов для теоретических и практических дисциплин, две электронные библиотеки по лингвистике, реализован российско-американский интернет-проект «ВолГУ - Mansfield SU 2005», зарегистрировано около 170 пользователей, из них 22 преподавателя (создатели курсов); регулярно ведется статистика учета посещаемости ресурсов и успеваемости студентов. Все это позволяет говорить о том, что на факультете создана виртуальная образовательная среда, складывается сообщество обучающихся, происходит апробация новых подходов и методик обучения.
Разработанная нами трехэтапная модель развития в ВОС ФЛ межкультурной компетенции, а именно ее лингвистического, социокультурного и интерактивного компонентов2, внедрена в учебный процесс и апробирована на втором и третьем курсах факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета (специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»). Упражнения, задания и тесты размещаются в ресурсных и интерактивных модулях обучающей оболочки, учебные продукты публикуются в форумах электронных учебно-методических комплексов, автоматически отслеживается посещаемость и результативность выполнения обучающих и контрольных тестов.
Первый этап обучения предполагает развитие у студентов лингвистической компетенции - пополнение словарного запаса, активизацию умений анализировать текст и гипертекст, обучение основным способам описания и экспликации фактуальной, концептуальной и имплицитной языковой информации. Аудиторные и самостоятельные интернет-уроки и лингвистические мини-проекты включают выполнение грамматических и лексических упражнений в обучающих модулях курса или в специализиро-
ванных внешних ресурсах, устное обсуждение полученной и проанализированной иноязычной информации, дискуссии обучающихся, резюмирование и электронные дискуссии в форуме раздела курса или в открытом форуме в сети Интернет; написание эссе, репортажей, обзоров и рецензий; устные презентации; разработку контента и навигации иноязычных тематических сайтов.
Второй этап обучения направлен на развитие социокультурной компетенции студентов путем усвоения отдельных лингво-культурологических концептов в рамках тем, предусмотренных программой, с помощью метода семантического картирования3 инокультурных участков Интернета. Предусматривается овладение основами знаний концептуальной и языковой картины мира носителя изучаемого языка и культуры, развитие способности описать ее и свое отношение к ней на изучаемом языке, изучение реалий иноязычной культуры и умение ориентироваться в инокультурной действительности. Овладение социо- и лингвокуль-турным опытом осуществляется посредством 1) фреймового или тезаурусного представления знаний в виде лексикографических электронных концепт-карт или тематических веб-страниц, получаемых в результате анализа и репрезентации студентами самостоятельно полученной информации о концептосфере изучаемой лингво-культуры; 2) осуществления практических действий по решению поставленной задачи в инокультурной виртуальной действительности на основе учебного сценария в виде квест-проекта, который предусматри-вает самостоятельное ориентирование в иноязычной среде, поиск определенной информации и операции с ней в сети Интернет для достижения конкретных целей в соответствии с заданными параметрами.
Третий этап обучения направлен на развитие интерактивной межкультурной компетенции в ходе долгосрочного исследовательского международного интернет-проекта, ориентированного на совершенствование навыков восприятия и понима-
Показатели развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста..,
ния аутентичной речи, определения коммуникативных интенций иноязычного партнера, регистра и стиля высказываний; умений практически реализовать основные способы построения аргументации в электронной дискуссии и адекватно использовать потенциал языка и дискуссионные навыки для достижения коммуни-
кативных целей в условиях виртуального общения.
Опытное обучение, проведенное с сентября 2003 по май 2005 г. с целью проверки изменения уровня сформированное™ межкультурной компетенции и апробации разработанной модели ее развития в ВОС ФЛ, подтвердило ее эффективность.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Модульная объектно-ориентированная дидактическая учебная среда разработана Мартином Дугиамасом (www.moodle.org) (Curtin University of Technology, Perth, Australia).
2 Астафуроеа Т. H. Компетентностный подход в лингводидактической парадигме: Материалы региональной научной конференции Поволжья и Северо-Кавказского региона, г. Волгоград, 19-21 апреля 2004 г. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. С. 41-45.
3 Buzan T. The MindMap book. (2 ed.). London, UK: BBC Books. 2004.