Брылева В.А.,
Волгоградский государственный университет, доцент
Сафонова О.П.
Волгоградский государственный университет, старший
преподаватель [email protected]
Технология организации и методического сопровождения электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля
Аннотация
Статья описывает структуру и содержание электронной веб-ориентированной среды для учебного процесса гуманитарного профиля, базирующейся на интегративном использовании системы управления процессом обучения Moodle и персонализированной среды обучения Mahara. Авторы статьи также рассматривают технологию организации и преимущества использования электронной среды обучения.
В институте филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета с 2005 года в процесс обучения студентов направлений подготовки "Лингвистика", "Фундаментальная и прикладная лингвистика", "Документоведение", "Журналистика", "Перевод и переводоведение", "Теория и методика обучения иностранных языков и культур" активно используются информационно-коммуникационные технологии, от образовательных и информационных ресурсов Интернета и прикладных учебных программ до систем управления обучением (LMS) и персонализированных сред обучения (PLE). Основной базой работы по внедрению ИКТ стала электронная веб-ориентированная среда, позволяющая преподавателям и студентам института активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
Электронная веб-ориентированная среда института включает функциональные модули и средства:
• создания, публикации, хранения, редактирования учебного контента
и доступа к ним в интерактивном режиме;
• администрирования электронных курсов;
• регистрации и управления пользовательскими аккаунтами;
• статистики посещаемости и учета успеваемости обучающихся;
• средства создания автоматического тестирования;
• средства создания персонального виртуального пространства в виде
электронных портфолио обучающих и обучающихся.
Интерактивные возможности ЭВОС используют все преимущества технологий веб 2.0 и включают коммуникативные модули для осуществления взаимодействия между обучающим и обучающимися (чаты, форумы, блоги, средства онлайн-переписки в рамках портала); интерактивные модули электронных курсов (задания, онлайн семинары, глоссарии и корпусы текстов, тесты); средства для создания тематических групп и учебных социальных сетей; системы создания и экспорта персональных портфолио обучающихся и преподавателей; средства совместного и индивидуального создания учебного контента.
ЭВОС института филологии и межкультурной коммуникации ВолГУ базируется на интегративном использовании системы управления обучением LMS Moodle и персональной среды обучения PLE Mahara. Системы функционально взаимонезависимы, однако объединены общей базой пользователей. Каждая платформа имеет свои преимущества, и только их взаимное использование в процессе обучения представляется нам особенно эффективным.
Системы управления обучением стали активно применяться в методике преподавания иностранных языков ориентировочно с 1996 года, то есть в эпоху процветания технологий Веб 1.0, предполагающих использование интернет-ресурсов, содержащих преимущественно статическую информацию (информационные и обучающие сайты, поисковые системы). В отличие от технологий первого веба, появившиеся в 2005 году технологии поколения Веб 2.0 отличаются высокой степенью интерактивности и позволяют пользователям не только быть потребителями интернет-ресурсов, но и их авторами. Так, наличие коммуникационно-интерактивной составляющей в системе управления обучением Moodle говорит о том, что это веб-платформа, которая стоит на грани двух поколений веба. Основное назначение LMS - управление процессом обучения, в частности предоставление преподавателю средств размещения учебных ресурсов, создания электронных курсов с различными видами заданий в зависимости от формируемых компетенций, мониторинг результатов учебной деятельности, тестирование, развитие коммуникационных навыков студентов в форумах различной методической направленности. В отличие от систем управления обучением, персональные среды обучения (от английского PLE - Personal Learning Environment) являются по своим характеристикам технологиями второго поколения веба. Они создаются на основе веб-платформ, позволяющих обучающимся самостоятельно отобрать и организовать содержание учебного материала, а также поставить индивидуальные цели обучения. Персональная среда обучения Mahara отражает профессиональные и личные интересы студентов, позволяет создавать веб-портфолио результатов учебной деятельности, и, в большей мере, чем LMS, является эффективным средством общения студентов друг с другом и с преподавателем.
Таким образом, можно сказать, что основное назначение PLE -создание активного сообщества обучающихся для совместного построения компетенций, творческая, исследовательская и проектная деятельность в учебном процессе, а также средство сохранения результатов учебной деятельности. Учитывая назначение веб-платформ Moodle и Mahara, главные их отличия представлены в таблице ниже.
Табл. 1. Сравнительные характеристики LMS Moodle и PLE Mahara
LMS Moodle PLE Mahara
В центре внимания - электронный курс обучения В центре внимания - обучающиеся
Правила устанавливаются преподавателем Правила устанавливаются обучающимися
Содержание обучения выстраивается в соответствии с электронным курсом Содержание обучения формируется в зависимости от научных интересов обучающегося
Обратная связь в виде оценки Обратная связь в виде комментариев
Содержание доступно всем подписанным на электронный курс Содержание доступно только тем пользователям, которым дано разрешение автора
Социальное взаимодействие происходит в рамках предложенного курса Социальное взаимодействие определяется самими обучающимися
Формальный стиль обучения Неформальный стиль обучения
Дидактические возможности веб-платформ Moodle и Mahara:
1) Модульная объектно-ориентированная дидактическая учебная среда для дистанционного обучения и поддержки учебных курсов MOODLE.
• Размещение, хранение, редактирование учебного контента.
• Аутентичные текстовые и мультимедийные ресурсы.
• Тестирование: обучающее и контрольное.
• Статистика и администрирование курсов.
2) Система создания и редактирования электронных портфолио, персонализированная среда обучения MAHARA.
• Инструменты индивидуальной и групповой работы.
• Создание портфолио проектных работ.
• Учебная социальная сеть.
• Мониторинг роста профессиональной компетенции.
Интеграция обеих платформ в единую ЭВОС позволяет в полной мере использовать преимущества обеих и создать условия для эффективного комплексного развития профессиональных компетенций будущих специалистов. Рассмотрим пример использования обеих веб-платформ в обучении первого курса отделения «Прикладная лингвистика» факультета филологии и межкультурной коммуникации Волгоградского государственного университета в рамках одного из курсов «Английский для ИТ» (CompuTALK: English 4IT), направленного на развитие
профессиональной иноязычной компетенции студентов данного направления подготовки. Данный курс начинается с изучения темы «Computer world» и предполагает освоение студентами активного вокабуляра, развитие навыков аудирования и чтения, а также навыков устной и письменной речи в рамках заданной профессиональной тематики.
Учитывая специфику описанных выше веб-платформ, отработку активного вокабуляра необходимо проводить в рамках LMS Moodle, так как эта платформа позволяет не только интегрировать ссылки на внешние ресурсы сети Интернет, но и создавать внутри самой платформы тренировочные и контрольные тесты, отслеживать работу каждого студента, получать результаты автоматизированного тестирования. В рамках этой же платформы имеет смысл организовать развитие навыков аудирования и чтения вместе с последующим обсуждением прочитанного/услышанного в формате форума «The importance of computer technologies in modern life». Проектную и творческую деятельность студентов логичнее организовать в PLE Mahara. Задание на ведение блога («Create a blog about computer usage. During a week, take note of how you see computers being used») в персональной среде обучения позволит студенту получить обратную связь от преподавателя и одногруппников, сравнить свои наблюдения с другими, организовать дискуссию. Также в PLE Mahara, используя работу в мини-группах, уместно провести проектную деятельность на тему «Computers in various professions», предоставив каждой творческой группе самостоятельный выбор профессии, подбор материала, форму представления результата проекта.
Как видно из примера, сочетание строго определенной структуры содержания электронных курсов LMS Moolde позволяет проводить эффективный мониторинг и контроль за учебной деятельностью студентов, в то время как PLE Mahara дает возможность студентам выйти за рамки предложенных преподавателем учебных форм, проявить индивидуальное творчество.
На данном этапе в обучающем портале Института филологии и межкультурной коммуникации зарегистрировано более 400 пользователей (студентов и преподавателей), создано более 15 активных групп (академических и предметных), размещено 47 курсов для основных направлений подготовки ИФиМКК. В основном это курсы иностранных языков для разных уровней обучения, лекционно-практические курсы теоретического цикла, а также курсы для самостоятельного изучения и подготовки к уровневым экзаменам, в том числе к ЕГЭ.
Восьмилетний опыт использования ЭВОС позволил разработать технологию ее организации и внедрения в учебный процесс. В основе технологии организации электронной веб-ориентированной среды (ЭВОС) - модель использования информационных технологий в учебном процессе гуманитарного цикла (на основе защищенных диссертационных исследований); опыт практического внедрения технологий
дистанционного обучения PLE/LMS Mahara/Moodle для организации ЭВОС; стандартизированная методика создания электронных курсов и персональных портфолио для практических и теоретических дисциплин; а также апробированная программа обучения преподавателей использованию ЭВОС и технологий веб 2.0. в учебном процессе гуманитарного цикла.
Методическая модель обучения иностранным языкам на основе ЭВОС основана на положении о том, что информационно-коммуникационные технологии позволяют создать виртуальную образовательную среду -репрезентацию языковой реальности, в которой деятельность субъектов взаимодействия, такая же реальная, как и в естественной языковой среде, обеспечивает развитие профессиональной межкультурной компетенции обучающихся.
Лингводидактические свойства технологий поколения Веб 2.0 определяют содержание обучения, модифицируют его задачи, средства, формы организации обучения. Предоставляя участникам учебного процесса возможность синхронного и асинхронного создания и редактирования мультимедийного контента, организации креативной деятельности на изучаемом языке в рамках виртуального сообщества обучающихся, а также обладая другими необходимыми лингводидактическими свойствами, ИКТ поколения Веб 2.0 позволяют обеспечить эффективное обучение в рамках гуманитарного цикла, в частности, иностранным языкам.
Интеграция различных технологий поколения Веб 2.0 в единую комплексную информационную среду обеспечивается сочетанием системы электронных курсов и системы электронных портфолио. Формирование профессиональных компетенций реализуется в модели обучения, состоящей из трех этапов: 1) лингво-дискурсивный, 2) социолингвистический, 3) креативно-проектный. Содержание обучения строится на основе использования аутентичных мультимедийных материалов на родном и изучаемом языках, отражающих учебные и реальные ситуации компьютерного дискурса, и опирается на систему заданий и упражнений, направленных на развитие профессиональной межкультурной компетенции.
Эффективность модели верифицирована опытным обучением, основанном на индивидуальных и групповых формах работы в обучающем портале ИФиМКК
Несмотря на то, что ЭВОС ИФиМКК создавалась преимущественно для учебного процесса лингвистического профиля, можно утверждать, что основные принципы организации обучения в ней могут быть использованы для разработки и внедрения в обучение университетским дисциплинам общегуманитарного, общематематического,
естественнонаучного и социально-экономического цикла, а также на любых образовательных уровнях и для различных типов образовательных
учреждений.
Технология организации ЭВОС включает:
•Разработку концепции электронной учебной среды предприятия, организации или образовательного учреждения.
•Установку и настройку технологий дистанционного обучения на сервере учреждения, стороннего провайдера.
•Обучение персонала и преподавательского состава использованию
ЭВОС.
•Создание учебного контента и методических материалов для УМК
ЭВОС.
Помимо разработки, внедрение ЭВОС в учебный процесс потребует методического и технического сопровождения, разработки и регулярного обновления курсов, консультаций для преподавателей по разработке курсов и работе в среде, консультирование администраторов по развитию портала.
Разработка электронных курсов - наиболее трудоемкий процесс, новые курсы создаются, как правило, в течение учебного года, в течение следующего - модифицируются, обновляются, редактируются и наполняются актуальными материалами с учетом опыта их использования в учебном процессе. Электронные курсы дисциплин гуманитарного профиля (английский, немецкий, французский, испанский для разных уровней и целей, курсы по лингвистике и филологии) используются в рамках смешанного обучения - на аудиторных занятиях и для выполнения самостоятельных и домашних работ, а также для модульного тестирования. Процесс создания электронных курсов включает:
• разработку рабочей программы курса с учетом дидактических возможностей ЭВОС;
• разработку учебного контента - мультимедийных учебных и информационных ресурсов в соответствии с целями и структурой дисциплины;
• планирование структуры и выбор формата электронного курса;
• наполнение электронного курса учебно-методическими материалами (составление методических комментариев к курсу, создание автоматизированных обучающих тестов, комплекса упражнений с использованием мультимедийных ресурсов сети Интернет, системы коммуникативных заданий на базе интерактивных модулей MOODLE и MAHARA);
• создание промежуточных и итоговых контрольных работ/тестов. Электронный учебно-методический комплекс может иметь базовое
размещение в зависимости от направленности и дидактических целей либо в LMS MOODLE, либо в виде View в сочетании с организацией группы с системой форумов и блогов в PLE Mahara. В любом случае он поддерживается средствами другой системы, компенсирующими
отсутствие необходимых модулей. Например, при организации курса в Mahara используются средства тестирования в Moodle, а в обратном случае привлекаются возможности View и блоги в Mahara для индивидуальной творческой работы студентов.
Таким образом, можно сформировать основные преимущества использования электронной веб-ориентированной среды:
• интерактивность и диалоговость учебного процесса,
• оптимизация управления и администрирования учебного процесса,
• возможность дистанционного обучения,
• интенсификация процесса освоения дисциплин,
• возможность многократного использования и воспроизведения электронных УМК,
• автоматизация контроля обучения и всех видов контрольного тестирования,
• повышение мотивации к обучению,
• самостоятельная креативная деятельность обучающихся, рефлексия и саморефлексия.
Для успешного внедрения ЭВОС необходимы два основных условия: обязательное интегрирование электронных курсов в учебные программы и обучение профессорско-преподавательского состава работе с ИКТ в целом, и со средствами ЭВОС в частности.
Для обучения ППС нами разработана специальная программа повышения квалификации работников образовательных учреждений «Инновационные информационные технологии в гуманитарном образовании». Программа предназначена для повышения квалификации преподавателей практических и теоретических курсов гуманитарного цикла ВУЗов и средних учебных заведений.
Цель программы - совершенствование педагогического мастерства преподавателей гуманитарных дисциплин за счет развития их информационно-технологической компетенции на базе применения в учебном процессе современных инновационных информационных технологий. Обучение очно-дистанционное, с использованием электронного дистанционного курса в системе Moodle.
Программа повышения квалификации предполагает освоение моделей, возможностей и параметров учебного процесса гуманитарного цикла на основе ИКТ; обучение использованию инновационных средств ИКТ последнего поколения в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе высшего профессионального гуманитарного образования; овладение навыками автоматизации обработки учебной информации и ее стандартизации, развитие творческих навыков подачи учебного материала и разработки учебных курсов на основе ИКТ; освоение основных функций образовательной электронной среды, принципам ее создания и управления; ознакомление с современными приемами и
методами использования средств ИКТ при проведении занятий в различном формате смешанного и дистанционного обучения, в разработке исследовательских проектов, в различных видах учебной и воспитательной деятельности; ознакомление с возможностями практической реализации обучения, ориентированного на развитие личности обучающегося в условиях использования технологий мультимедиа (в перспективе "Виртуальная реальность"), информационных систем, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией.
В ходе обучения слушатели программы выполняют практические задания по поиску, подбору аутентичного и мультимедийного материала и по разработке интерактивных заданий для электронных курсов в среде Mahara и Moodle, работают с различными формами организации дистанционного обучения и коммуникации в Интернете, получают информацию о методических и дидактических особенностях работы с ИКТ. На этапе знакомства с ЭВОС преподавателям присваиваются права создателей курсов и дается представление о групповой работе со студентами в сети в виде специального практикума, в ходе которого слушатели получают навыки по созданию групп в социальной сети, работе с личным портфолио преподавателя, созданию форумов в группе, личного и учебного блога. Особое внимание уделяется администрированию электронного курса, рассматриваются лингводидактические возможности системы Moodle по разработке и управлению курсом, базовая структура курса, основные блоки страницы, различные типы курсов. Отдельным модулем в программе выделено обучение созданию автоматизированных тестов на основе программных приложений Open Source и их интеграция с Moodle.
Разработанная программа прошла апробацию и использовалась для обучения:
• профессорско-преподавательского состава Института филологии и МКК Волгоградского государственного университета в рамках повышения квалификации (октябрь-декабрь 2011 года, 72-часовая программа обучения, 40 чел.)
• преподавательского состава Центра модульных программ "Лингвин" при Экологической академии (апрель 2011, 72-часовая программа обучения, 15 чел.)
• профессорско-преподавательского состава Сургутского госуниверситета в рамках мастерклассов на Международной научно-практической конференции «Иностранные языки сегодня - 2010: тенденции и перспективы в Российском образовании» (с 29 ноября по 1 декабря 2010 года в Сургутском государственном университете ХМАО-Югры, 2 мастеркласса по 3 часа, 30 чел.)
• преподавательского состава АНО ЦИЯ «БМ Лингвистикс» (г.Москва,
ноябрь 2010, очные семинары, 11 чел.) • сотрудников международного образовательного центра English for Life (г. Истборн, Великобритания, дистанционно, май 2011, 8 чел.)
Литература
1. Брылева В.А. Виртуальная образовательная среда специального факультета как средство развития межкультурной компетенции студентов-лингвистов / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 31. Издательство РГПУ, 2007. С. 168-171
2. Сафонова О.П. Модель развития профессиональной иноязычной компетенции студентов направления «лингвистика и новые информационные технологии» на базе технологий веб 2.0 / Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 6. Издательство ВГСПУ, 2011. - С. 91-94
3. Attwell, G. (2007). Personal Learning Environments - the future of learning? eLearning Papers 2(1). Retrieved 10 March 2011: http://www.elearningeuropa.info/files/media/media11561.pdf
4. Goldsmith, D. (2007). Enhancing Learning and Assessment through E-Portfolios: A Collaborative Effort in Connecticut. New Directions for Student Services, (119), 31-42.
5. Kimball, M. (2005). Database e-portfolio systems: a critical appraisal."Computers and Composition 22: 434-458.