Научная статья на тему 'Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере Алтайского государственного института культуры)'

Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере Алтайского государственного института культуры) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1034
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЯЗЫК / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / SPEECH CULTURE / A PERSONALITY'S COMMON CULTURE / INTERNET / WEB COMMUNICATION / INTERNET SLANG (NETSPEAK) / INTERNET CONTACTS / UNDERGRADUATES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаховалов Н.Н., Шаховалова Е.Г.

Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся является актуальным аспектом изучения в условиях образовательной организации высшего образования, поскольку речевая культура является одной из центральных категорий базовой культуры человека, демонстрирует его умственное развитие, моральные и духовные ценности, коммуникативные способности. Ведущими компонентами речевой культуры являются: нормативный, коммуникативный, содержательный, этический. Коммуникативный компонент формируется с момента становления личности, развивается и совершенствуется в системе непрерывного образования, являясь основой интеграции личности в социум. В современных условиях все больше усиливается роль сети Интернет в общении между людьми, процесс коммуникации в режиме очных встреч заменяется на онлайн (виртуальное) общение. Данное явление влечет за собой трансформацию сознания и мышления человека, изменяется осознание его роли в обществе, профессии, семье. Процесс коммуникации, взаимодействия между людьми становится виртуальным. Интернет является средоточием для позиционирования возможностей личности, дает широкий спектр для взаимодействия и общения. Интернет-коммуникация способ общения, при котором информация передается, ею обмениваются виртуально в сети Интернет. Массовое использование интернет-коммуникаций закономерно повлекло за собой употребление интернетязыка как новой формы языкового взаимодействия. Интернет-язык это сленг, жаргон, используемый участниками сети Интернет. Авторами статьи изучены основные аспекты использования интернет-коммуникаций обучающимися образовательных организаций высшего образования (в марте 2018 года было опрошено пятьдесят обучающихся Алтайского государственного института культуры, Барнаул, Россия). В статье представлены примеры популярных речевых формул, используемых в современном интернет-общении, раскрыто содержание отдельных единиц интернет-сленга, даны прогнозные оценки возможности замещения«сетевым» жаргоном традиционной лексики и фразеологии в обыденной речи обучающихся образовательных организаций высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF WEB COMMUNICATION ON SPEECH CULTURE OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (A CASE OF ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)

The influence of Internet communications on the speech culture of students is an important aspect of the study in the educational organization of higher education, as speech culture is one of the Central categories of the basic culture of man, demonstrates his mental development, moral and spiritual values,communication skills. The leading components of speech culture are: normative, communicative, meaningful, ethical. The communicative component is formed from the moment of formation of the personality, develops and improves in the system of continuous education, being the basis for the integration of the individual into society. In modern conditions, the role of the Internet in communication between people is increasingly increasing, the process of face-to-face communication is replaced by online (virtual) communication. This phenomenon entails the transformation of human consciousness and thinking, awareness of its role in society, profession, family. The process of communication and interaction between people becomes virtual. The Internet is the focal point for positioning the capabilities of the individual, giving a wide range for interaction and communication. Internet communication a way of communication in which information is transmitted, it is exchanged virtually on the Internet. The mass use of Internet communications naturally led to the use of the Internet language as a new form of language interaction. Internet language is the slang, the jargon used by the participants in the Internet. The authors of the article studied the main aspects of the use of Internet communications by students of educational institutions of higher education (in March 2018, more than fifty students of the Altai state Institute of culture, Barnaul, Russia were interviewed). The article presents examples of popular speech formulas used in modern Internet communication, discloses the content of individual units of Internet slang, provides predictive estimates of the possibility of replacing the "network" jargon traditional vocabulary and phraseology in everyday speech of students of educational institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере Алтайского государственного института культуры)»

УДК 81'271.2:378.1:008-057.87(571.150) DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-2-336-344

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ НА РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)

THE IMPACT OF WEB COMMUNICATION ON SPEECH CULTURE OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (A CASE OF ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE)

Н.Н. Шаховалов, Е.Г. Шаховалова N.N. Shakhovalov, Е.& Shakhovalovа

Алтайский государственный институт культуры, Россия, 656055, г.Барнаул, ул. Юрина, 277

Altai State Institute of Culture, 277 Yourin str., Barnaul, 656055, Russia

Е-mail addresses: snn_1979@mail.ru, esh1001@mail.ru

Аннотация

Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся является актуальным аспектом изучения в условиях образовательной организации высшего образования, поскольку речевая культура является одной из центральных категорий базовой культуры человека, демонстрирует его умственное развитие, моральные и духовные ценности, коммуникативные способности. Ведущими компонентами речевой культуры являются: нормативный, коммуникативный, содержательный, этический. Коммуникативный компонент формируется с момента становления личности, развивается и совершенствуется в системе непрерывного образования, являясь основой интеграции личности в социум. В современных условиях все больше усиливается роль сети Интернет в общении между людьми, процесс коммуникации в режиме очных встреч заменяется на онлайн (виртуальное) общение. Данное явление влечет за собой трансформацию сознания и мышления человека, изменяется осознание его роли в обществе, профессии, семье. Процесс коммуникации, взаимодействия между людьми становится виртуальным. Интернет является средоточием для позиционирования возможностей личности, дает широкий спектр для взаимодействия и общения. Интернет-коммуникация — способ общения, при котором информация передается, ею обмениваются виртуально в сети Интернет. Массовое использование интернет-коммуникаций закономерно повлекло за собой употребление интернет-языка как новой формы языкового взаимодействия. Интернет-язык - это сленг, жаргон, используемый участниками сети Интернет. Авторами статьи изучены основные аспекты использования интернет-коммуникаций обучающимися образовательных организаций высшего образования (в марте 2018 года было опрошено пятьдесят обучающихся Алтайского государственного института культуры, Барнаул, Россия). В статье представлены примеры популярных речевых формул, используемых в современном интернет-общении, раскрыто содержание отдельных единиц интернет-сленга, даны прогнозные оценки возможности замещения «сетевым» жаргоном традиционной лексики и фразеологии в обыденной речи обучающихся образовательных организаций высшего образования.

Abstrakt

The influence of Internet communications on the speech culture of students is an important aspect of the study in the educational organization of higher education, as speech culture is one of the Central categories of the basic culture of man, demonstrates his mental development, moral and spiritual values,

communication skills. The leading components of speech culture are: normative, communicative, meaningful, ethical. The communicative component is formed from the moment of formation of the personality, develops and improves in the system of continuous education, being the basis for the integration of the individual into society. In modern conditions, the role of the Internet in communication between people is increasingly increasing, the process of face-to-face communication is replaced by online (virtual) communication. This phenomenon entails the transformation of human consciousness and thinking, awareness of its role in society, profession, family. The process of communication and interaction between people becomes virtual. The Internet is the focal point for positioning the capabilities of the individual, giving a wide range for interaction and communication. Internet communication - a way of communication in which information is transmitted, it is exchanged virtually on the Internet. The mass use of Internet communications naturally led to the use of the Internet language as a new form of language interaction. Internet language is the slang, the jargon used by the participants in the Internet. The authors of the article studied the main aspects of the use of Internet communications by students of educational institutions of higher education (in March 2018, more than fifty students of the Altai state Institute of culture, Barnaul, Russia were interviewed). The article presents examples of popular speech formulas used in modern Internet communication, discloses the content of individual units of Internet slang, provides predictive estimates of the possibility of replacing the "network" jargon traditional vocabulary and phraseology in everyday speech of students of educational institutions of higher education.

Ключевые слова: речевая культура, базовая культура личности, Интернет, интернет-коммуникация, интернет-язык, интернет-общение, обучающиеся.

Keywords: speech culture, a personality's common culture, Internet, web communication, Internet slang (netspeak), internet contacts, undergraduates.

Введение

Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся является значимым аспектом изучения в условиях образовательной организации высшего образования, поскольку речевая культура является одной из центральных категорий базовой культуры человека, демонстрирует его умственное развитие, моральные и духовные ценности, коммуникативные способности. Ведущими компонентами речевой культуры являются нормативный, коммуникативный, содержательный, этический компоненты. Коммуникативный компонент формируется с момента становления личности, развивается и совершенствуется в системе непрерывного образования, являясь основой интеграции личности в социум. Следовательно, при получении обучающимися общего образования важно, чтобы содержание образования было нацелено на формирование и развитие базовой культуры личности. Базовая культура представляет собой, по мысли О.С. Газмана, [Газман, 1999] целостность, включающую минимальное и оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общественной культурой.

В.А. Сластенин [Сластенин, 2004] считает, что в базовую культуру входят лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы. Основными направлениями базовой культуры являются культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная, физическая культура; культура общения и культура семейных отношений.

Ведущей категорией культуры общения, на наш взгляд, является речевая культура, выступая компонентом базовой культуры личности.

В.А. Сластенин [Сластенин, 2004, с. 255] рассматривает речевую культуру как составляющий компонент формирования нравственной культуры личности: «...в нравственном поведении личности органически слита культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура».

Таким образом, речевая культура - компонент базовой культуры, который формируется в период становления личности, когда возникает потребность в общении. Для этого необходимо систематическое формирование и развитие содержательности речи, культуры речи, речевого этикета.

Речевая культура, по мнению авторов статьи, - совокупность нормативного, содержательного, коммуникативного, этического компонентов, постоянно обогащающихся по мере развития индивида, обеспечивающих эффективность общения обучающихся и создание различных жанров письменных работ.

Динамика формирования речевой культуры будет положительной при условии педагогического взаимодействия всех участников образовательной деятельности. Вслед за Е.С. Бутаковой [Бутакова, 1996] под процессом формирования речевой культуры мы понимаем развитие речевой и языковой компетенции, формирующей языковую личность, реализующую нужные словосочетания, грамматические конструкции, соответствующие определенным нормам культуры речевого поведения для наиболее точного выражения мыслей, уместного и целесообразного применения языковых средств в соответствии с требованием правильности речи [Шаховалова, 2005].

В системе высшего образования развитие речевой культуры осуществляется в рамках учебных дисциплин «Русский язык», «Культура речи», спецкурсов, дисциплин по выбору и др. На данном этапе большую роль в развитии речевой культуры обучающихся играет самообразование и самоконтроль своих речевых высказываний. Образование, опыт обучающегося, полученные в рамках обучения в общеобразовательной школе, получают свое развитие на последующих этапах обучения.

Процесс обучения в высшей школе и повседневная жизнь студента неразрывно связаны с компьютеризацией и информатизацией образовательной деятельности. И современное общество в целом определяется сегодня как информационное, что связано с повышением роли информации и коммуникации в жизни человека. Как следствие, мы наблюдаем не только увеличение числа межличностных и межкультурных контактов, но и появление новых способов связи. В этой связи получило распространение понятие «межличностная опосредованная коммуникация». Под ним G. Gumpert, R. Cathcart [Gumpert, СаШсаЛ, 1986] понимают взаимодействие между людьми, при котором среда вклинивается между ними для преодоления ограничений пространства и времени.

В современных условиях все больше усиливается роль сети Интернет в общении между людьми, процесс коммуникации в режиме очных встреч заменяется на онлайн (виртуальное) общение. Данное явление влечет за собой трансформацию сознания и мышления человека, осознание его роли в обществе, профессии, семье. Процесс коммуникации, взаимодействия между людьми становится виртуальным. Интернет является средоточием для позиционирования возможностей личности, дает широкий спектр для взаимодействия и общения.

В последние десятилетия все больше исследователей обращается к изучению виртуальной реальности и интернет-коммуникации [Какорина, 2007, Савилова, Чан, Нгуен, 2015]. Под интернет-коммуникацией С.Л. Савилова [Савилова, 2015] понимает способ общения, при котором информация передается, ею обмениваются виртуально в сети Интернет. Передача информации в виде писем, телеграмм сегодня используется в меньшей степени, поскольку употребляются новые формы общения в условиях глобальной сети Интернет: обмен мгновенными сообщениями, такими как электронная почта, передача голоса и видео через Интернет (чат, блог, социальные сети) в различных формах - голос, видео, документы, файлы.

Информатизация среды обусловливает упрощение норм речи человека, в данном контексте Интернет предоставляет широкий спектр для снижения норм речевого поведения пользователей. Современные ученые в области языкознания подробно исследуют употребление русского языка в Интернете, поскольку Интернет прочно вошел в нашу по-

вседневную жизнь. Следует отметить, что последствия ежедневного общения в сети Интернет приводят к «стиранию» границ, норм речевой культуры и использованию в речи упрощенного языка Интернета.

Интернет-язык - новая форма языкового взаимодействия, сленг, жаргон, используемый участниками сети интернет [Борисенко, 2015]. В качестве примера продемонстрируем некоторые выражения интернет-языка: «фейк» вместо «подделка»; АПВС - аббревиатура «А почему вы спрашиваете?»; СДЛ - аббревиатура «сайт для людей»; емеля - см. мейл - адрес электронной почты (E-mail-ящик); синонимы: мейл, мыло, емыло, мыльница; «спам» - сообщение, носящее рекламный характер др.

В результате общение в Интернете обусловливает нарушение норм речевой культуры, норм языка, что впоследствии участниками диалогов переносится на реальное общение, и все речевые ошибки и нарушения воспринимаются как норма. Одной из причин нарушения норм (синтаксических, словообразовательных, морфологических) является и то, что общение в форумах, блогах и чатах происходит в письменной форме, однако представляет собой эмоционально выраженные признаки устной разговорной речи, создается в режиме реального времени, когда нет возможности вернуться к написанному, исправить ошибки и т.д. [Морослин, 2009]. Необходимо также иметь в виду, что большинство участников общения в Интернете, согласно социологическим исследованиям, относится к возрастной группе от 16 до 27 лет. Это объясняет обилие молодежного жаргона, англицизмов, использование разного рода визуальных элементов для подчеркивания устной речи, которая отражается в электронной коммуникации. Кроме того, в интернет-общении, как правило, действует закон экономии усилий отправителя и получателя, что обусловливает использование лексических и графических сокращений. Учеными справедливо отмечается, что причины нарушения норм - языковая игра, желание экспериментировать с языком [Кронгауз, 2008].

Основная часть

Нарушение норм речевого поведения в сети Интернет обусловило проведение исследования по выявлению причин влияния интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся образовательных организаций высшего образования. Для проведения исследования был выбран метод анкетирования. Авторами разработана анкета по изучению причин влияния интернет-комуникаций на речевую культуру личности в условиях использования сети Интернет.

Диагностика была направлена на решение следующих задач:

1) выявление причин воздействия интернет-общения на грамотность обучающихся и факторов, от которых в наибольшей степени зависит состояние сформированности речевой культуры обучающихся;

2) определение отношения обучающихся к появлению сленгового интерент-языка и наиболее часто используемых форм интернет-общения;

3) анализ использования в интернет-коммуникациях сленговых слов и выражений;

4) актуализация проблемы совершенствования речевой культуры обучающихся.

Исходя из задач исследования, диагностика проводилась среди студентов 2-3 курсов на факультете информационных ресурсов и дизайна ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры» (далее АГИК) в марте 2018 года. Таким образом, всего в констатирующем исследовании приняли участие более 50 обучающихся АГИК.

Наряду с традиционным («живым») общением, которое предпочитают 94 % респондентов, достаточно большой процент опрошенных отмечают электронные формы общения: общение в сети - 44 %, посредством телефона - 34 %, посредством текстовых сообщений - 26 % [Шаховалов и др., 2018].

Оценивая влияние общения в Интернет на речевую культуру личности, 34 % опрошенных отметили негативное влияние, 12 % - считают, что общение в Интернет влияет

положительно на речевую культуру личности, 54 % - не знают и не задумывались над этим вопросом.

При ответе на вопрос, «как влияет интернет-общение на вашу грамотность», 62 % респондентов считают, что становятся грамотнее, так как стали больше писать, 12 % отметили, что у них прогрессирует неграмотность, 26 % думают, что на их грамотность интернет-общение никак не влияет (рис.1).

%

70 60 50 40 30 20 10 0

62

Рис 1. Влияние интернет-общения на грамотность обучающихся: 1 - «Я становлюсь грамотнее, т.к. стал больше писать», 2 - «Да, у меня прогрессирует неграмотность», 3 - «На мою грамотность никак не влияет» Fig. 1. Impact of web communication on a level of undergraduates' literacy: 1 - "I am becoming more literate, because I began to write more", 2 - "Yes, I am progressing non-literacy»,

3 - "My literacy is not affected

По мнению респондентов, в наибольшей степени состояние речевой культуры обучающихся зависит от систематического чтения художественной, научной литературы (64 %), семейного воспитания (62 %), воздействия средств массовой информации (36 %) (рис. 2).

1

2

3

64

70 % 60 50 40 30 20 10 0

12 3 4

Рис. 2. Факторы, от которых в наибольшей мере зависит состояние речевой культуры: 1 - профессиональная компетентность и культура преподавателей, 2 - семейное воспитание, 3 - влияние средств массовой информации, 4 - систематическое чтения художественной, научной литературы Fig. 2. Factors determine a level of students' speech culture: 1 - professional competence and culture of teachers, 2 - family education, 3 - the influence of the media, 4 - systematic reading of fiction,

scientific literature

Как известно, в настоящее время существуют различные формы электронного общения. Выделим основные: электронная почта, форумы, чаты, социальная сети, гостевые книги, блоги, мессенджеры (УЛег, WhatsАpp и др).

При ответе на вопрос, «Какие формы интернет-общения вы чаще всего используете?», опрошенные отметили, как наиболее часто используемые, социальные сети (94 %

опрошенных) и мессенджеры (60 %). В меньшей степени - электронную почту, блоги, чаты (рис. 3).

% 100 80 60 40 20 0

94

Чаты

Форумы

Соц. сети Гостев. книги Эл. почта

Блоги Мессенджеры

Рис. 3. Формы интернет-общения, используемые студентами Fig. 3. Modes of students' web communication

Далее мы определили, используют ли опрошенные при общении в сети Интернет новую форму языкового взаимодействия - интернет-язык (сленг, жаргон). Так, 48 % респондентов сленговый язык применяют постоянно при общении в сети, 44 % - не всегда (редко), 8 % опрошенных интернет-язык не используют совсем (рис. 4). При этом 22 % опрошенных относятся положительно к появлению сленгового общения в сети Интернет, 18 % - отрицательно, а большая часть (60 %) - не задумывались над этим (рис. 5).

%

80 60 40 20 0

62

да

нет

редко

Рис. 4. Использование интернет-языка при общении в сети Fig. 4. Internet slang in web communication

% 80

60

40

20

0

положительно

отрицательно

60

не знаю, не задумывался

Рис 5. Отношение обучающихся к появлению сленгового интернет-языка Fig. 5. Students' attitude towards Internet slang (netspeak)

Респондентами были приведены примеры слов и сленговых выражений инетрнет-языка, наиболее часто употребляемых ими при коммуникации в сети-интернет.

Среди указанных примеров можно выделить следующие группы выражений:

- слова-сокращения, аббревиатуры («норм» - нормально, «сек» - секунду, «крч» -короче, «прив», «пт» - привет, «пасиб» - спасибо, «инет» - интернет, «хор» - хорошо, «споки» - спокойной ночи и др.);

- аббревиатуры и производные слов и выражений на английском языке («ок» -хорошо, отлично, «изи» - от англ. Easy - легко, плизз» (от англ. please), «юзать» от английского «use», что значит «использовать», «лол» - от англ. laughing out loud - громко, вслух смеясь и др.);

- сленговые слова и выражения («рили» - реально; «ор, ору» - очень смешно; «КЕК» - это злорадный смех, издевательство, насмешка; «потрачено» - означает, что ничего уже не вернуть, все испорчено и обратного пути нет; «зачет», «зачетно» - проявление положительных эмоций, означает великолепно, хорошо, мне понравилось и др.).

Далее мы выяснили, осуществляют ли обучающиеся коррекцию своей культуры речи. Оказалось, что 48 % опрошенных коррекцию осуществляют постоянно, 8 % не корректируют, 44 % осуществляют коррекцию редко (не всегда) (рис. 6).

%

60

40

20

48

44

да

нет

не всегда

Рис. 6. Осуществление коррекции культуры речи Fig. 6. Correction of Speech culture defects

При этом 84 % опрошенных используют неправильно употребленные слова и выражения, 26 % - реагируют и поправляют сокурсников, если они употребляют в речи слова-паразиты, тавтологию или ненормативную лексику, 16 % советуют, как лучше отредактировать (исправить текст доклада, статьи, реферата и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Исходя из результатов проведенного исследования, мы выявили, что использование интернет-языка в процессе коммуникации, с одной стороны, негативно влияет на состояние сформированности речевой культуры. Это приводит к нивелированию личности, упрощению общения, снижению языковой грамотности, снижению качества вербального восприятия и др.

Вместе с тем процесс общения (электронная переписка), оформление речи в письменном виде обусловливает рефлексию, обдумывание мыслей и, как следствие, соблюдение речевых и языковых норм большинства опрошенных. С другой стороны, следует отметить, что развитие языка, речи - явление динамичное, развивающееся, следовательно, появление Интернета, интернет-коммуникации неизбежно и закономерно повлекло появление интернет-языка - новой формы языкового взаимодействия. В настоящее время предприняты попытки введения определенных норм виртуальной коммуникации: запрет на негативные оценки, употребление ненормативной лексики и др. В сети Интернет размещаются правила общения на форуме, требования к созданию и поддержке сайта (относительно правил речевого этикета), все больше появляется рекомендаций, правил речевого поведения в том или ином жанре интернет-коммуникаций.

8

0

Таким образом, употребление интернет-языка обучающимися - явление закономерное. «Трансформация речевой культуры личности свидетельствует о ''приспособлении'' языка, речи к современным социкультурным условиям» [Шаховалов, Шаховалова, 2018]. Использование интернет-языка, степень владения данной формой речевого взаимодействия и соблюдение в процессе общения норм речевой культуры, речевого этикета в сети Интернет зависит от уровня сформированности базовой культуры личности обучающегося.

^исок литературы References

1. Газман О.С. 1999. Воспитание: цели, средства, перспективы. В кн.: Хрестоматия по педагогике в 2 ч. Барнаул, 1999. Кн. 1: 126-129.

Gazman O. S. 1999. Vospitanie: Tseli, Sredstva, Perspektivy [Upbringing: Goals, Means, Perspectives]. In: Khrestomatiia Po Pedagogike v 2 ch. [Anthology on Pedagogics, in 2 parts] Barnaul, BGPU, Vol. 1, 126-129. (In Russian).

2. Борисенко А.С. 2015. Культура речи в виртуальной среде. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки, 3/4: 51-53.

Borisenko A.S. 2015. Kultura Rechi v Virtualnoi Srede [Speech Culture in Virtual Environment]. In: Sovremennaia nauka: aktualnye problemy teorii i praktiki. Seriia Gumanitarnye nauki [Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Humanities series], 3/4: 51-53. (In Russian).

3. Бутакова Е.С. 1996. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно ориентированного изучения русского языка. Автореф. дисс... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 21.

Butakova E.S. 1996. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно ориентированного изучения русского языка. Razvitie rechevoi kultury uchashchikhsia v protsesse lichnostno orientirovannogo izucheniia russkogo iazyka [Development of Students' Speech Culture in Personally-Oriented Learning Russian Language]. Author's abstract. Full Doctor of pedagogical Sciences. Saint Petersburg, 21. (In Russian).

4. Какорина Е.В. 2007. Язык Интернет-коммуникации. В кн.: Язык массовой и межличностной коммуникации. М.: Медиатека, 393-478. (In Russian).

Kakorina E.V. 2007. Iazyk internet-kommunikatsii [Internet slang]. In: Iazyk massovoi i mezhlichnostnoi kommunikatsii [Language of Mass and Interpersonal Communication]. Moscow, Medi-ateka: 393-478. (In Russian).

5. Кронгауз М.А. 2008. Утомлённые грамотой. Новый мир, № 5: 153-159.

Krongauz M.A. 2008. Utomlennye gramotoi [Tired by Orthography]. Novyi mir [New World], No. 5: 153-159. (In Russian).

6. Морослин П. В. 2009. Есть ли речевой этикет в Интернете? Русская речь, № 4: 50-54.

Moroslin P.V. 2009. Est li rechevoi etiket v internete [Is there Speech Etiquette on the Internet?].

In: Russkaia rech [Spoken Russian], 4: 50-54. (In Russian).

7. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. 2004. Педагогика. М.: Школа-Пресс: 512.

Slastenin V. A., Isaev I. F., Mishchenko A. I., Shiianov E. N. 2004. Pedagogika [Pedagogics].

Moscow, Shkola-Press: 512. (In Russian).

8. Савилова С. Л., Чан Т. З., Нгуен Т. А. 2015. Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества. Молодой учёный, 11: 1679-1681. URL: https://moluch.ru/archive/91/19145/. (дата обращения: 12 февраля 2019 г.).

Savilova S. L., Chan T. Z., Nguen T. A. 2015. Zhanry Internet-kommunikatsii studencheskogo soobshchestva. In: Molodoi Uchenyi, No. 11, 1679-1681. Available at: https://moluch.ru/archive/91/19145/. (accessed February 12, 2019).

9. Шаховалов Н. Н., Гриневич Л. А., Шаховалова Е. Г. 2018. Использование веб-технологий в образовательном процессе вуза. В кн.: Теория, история и практика образования в сфере культуры. Барнаул, АГИК: 67-71.

Shakhovalov N. N., Grinevich L. A., Shakhovalova E. G. 2018. Ispolzovanie Veb-Tekhnologii V Obrazovatelnom Protsesse Vuza [Web Technologies in Educational Institutions of Higher Education]. In: Teoriia Istoriia I Praktika Obrazovaniia V Sfere Kultury [Theory, History and Practice of Education in Cultural Sphere]. Barnaul, AGIK: 67-71. (In Russian).

10. Шаховалов Н. Н., Шаховалова Е. Г. 2018. Трансформация речевой культуры обучающихся вузов в условиях использования интернет-коммуникаций. В кн.: Культура евразийского региона: традиции и новации. Барнаул, АГИК: 256-262.

Shakhovalov N. N., Shakhovalova E. G. 2018. Transformatsiia Rechevoi Kultury Obuchaiushchikhsia Vuzov V Usloviiakh Ispolzovaniia Internet-Kommunikatsii [Transformations in Speech Culture of University Students who use Web Communications]. In: Kultura Evraziiskogo Re-giona Traditsii I Novatsii [Culture of the Eurasian Region: Traditions and Novations]. Barnaul, AGIK: 256-262. (In Russian).

11. Шаховалова Е. Г. 2005. Преемственность начальной и средней школы в процессе формирования речевой культуры учащихся. Дисс. ... канд. пед. наук. Барнаул, 206.

Shakhovalova E.G. 2005. Preemstvennost Nachalnoi I Srednei Shkoly V Protsesse Formirovaniia Rechevoi Kultury Uchashchikhsia [Continuity Between Primary and Secondary School in Development of Pupils' Speech Culture]. Thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences. Barnaul, 206. (In Russian).

12. Gumpert G., & Cathcart R. 1986. Intermedia: Interpersonal Communication in a Media Word (3rd ed). - New York: Oxford University Press.

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Шаховалов Н.Н., Шаховалова Е.Г. 2019Влияние интернет-коммуникаций на речевую культуру обучающихся образовательных организаций высшего образования (на примере Алтайского государственного института культуры). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 38 (2): 336-344. DOI: 10.18413/20754574-2019-38-2-336-344

Shakhovalov N.N., Shakhovalova E.G. 2019. The impact of web-communication on speech culture of students of educational institution of higher education (a case of Altai state institute of culture). Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 38 (2): 336-344. (In Russian). DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-2-336-344

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.