Научная статья на тему 'Трансформация речевой культуры обучающихся образовательных организаций высшего образования в условиях использования интернет-коммуникаций'

Трансформация речевой культуры обучающихся образовательных организаций высшего образования в условиях использования интернет-коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЯЗЫК / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗА-ЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / SPEECH CULTURE / INTERNET / WEB COMMUNICATION / WEB SLANG / WEB DISCUSSIONS / TRANSFOR-MATION OF A PERSONALITY'S SPEECH CULTURE / STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF CREA-TIVE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаховалов Н.Н., Шаховалова Е.Г.

Проанализированы основные аспекты трансформации речевой культуры обуча-ющихся образовательных организаций высшего образования творческой направленности в контексте интернет-коммуникации (по результатам опроса пятидесяти обучающихся Алтайско го государственного института культуры /г. Барнаул, Россия/). Исследованы ключевые причины регрессивных изменений речевой культуры личности обучающихся под влиянием использования интернет-языка в виртуальной коммуникации; рассмотрен вопрос о присутствии элементов ин-тернет-сленга в повседневном общении обучающихся. Авторы характеризуют основные разно-видности интернет-коммуникации, типы современного интернет-языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION STUDENTS’ SPEECH CULTURE IN CONTEXT OF WEB COMMUNICATION

The article analyses key aspects of changes in of educational institutions of higher educa-tion of creative orientation students’ speech culture in the context of web communication (from the 50 students survey results, a case of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)). The authors find out major reasons for regressive changes in a student personality’s speech culture under the influence of web slang in virtual communication, also they consider presence of web slang elements in students' day-to-day dialogues while interacting. The authors describe main types of web slang and today’s language using for net interactions

Текст научной работы на тему «Трансформация речевой культуры обучающихся образовательных организаций высшего образования в условиях использования интернет-коммуникаций»

Список литературы

1. Кораблева, В. В. Синергетический подход к анализу и управлению социальными системами : ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.01. - Саратов, 2005. - 22 с.

2. Морозов, В. А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки / В. А. Морозов, Б. А. Федулов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2014. - № 12-2. - С. 128-130.

3. Федулов, Б. А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях // Педагогическое образование на Алтае. - 2000. - № 2. - С. 20.

4. Tompkins, P. K. Role Playing [Electronic resource] // The Internet TESL Journal. - 1998. - Vol. IV. -No. 8. - Access mode : http://iteslj.org/Techniques/Tompkins-RolePlaying.htmllePlaying.html (18.02.2018).

5. Федулов, Б. А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи : [моногр.] / Б. А. Федулов, В. В. Хорольский, Н. В. Андросенко. - Барнаул : Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2004. - 108 с.

6. Crittenden, B. Aims, intentions and purposes in reading and education // Educational Theory. - 1974. -№ 1. - Pp. 47-56.

Boris A. Fedulov, Dr. of Pedagogical Science, Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

fedulovb@mail.ru

Vladimir M. Zuev, Ph. D. in Pedagogical Sciences Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

agtk.fk@mail.ru

APPLYING OF SYNERGETIC APPROACH IN PEDAGOGICAL PROCESS

Abstract. The article reveals a content of several basic categories of synergic philosophy (such as "an attractor", "a fractal", "a bifurcation point", "fluctuation", "non-usual influence") in relation with pedagogical practice in the today's Russian high school. It is argued a talking point on a significant role of application of pedagogical synergy theoretical constructions for a pedagogical contact with students for their personal growth. The paper defines a sum of conditions that are critically important for successful self-organization of non-ordered pedagogical system; reveals key driving forces of anti-entropy process in a situation of a pedagogical interaction. The authors name several main requirements to organization of an effective pedagogical influence on a student, describe some methodological peculiarities of arrangement of a good pedagogical contact, and outline their own guidelines for implementation of synergetic approach into a context of pedagogical process in the today's Russian educational institutions of higher education.

Keywords: synergetic approach, self-organization, pedagogical process, categories of philosophy of synergy, nonlinearity, openness, fluctuations, pedagogical influence.

УДК 004:808.5:378.1:008(571.150)-057.875

Н. Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

snn_1979@mail.ru

Е. Г. Шаховалова, кандидат педагогических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

esh1001@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация. Проанализированы основные аспекты трансформации речевой культуры обучающихся образовательных организаций высшего образования творческой направленности в контексте интернет-коммуникации (по результатам опроса пятидесяти обучающихся Алтайско-

го государственного института культуры /г. Барнаул, Россия/). Исследованы ключевые причины регрессивных изменений речевой культуры личности обучающихся под влиянием использования интернет-языка в виртуальной коммуникации; рассмотрен вопрос о присутствии элементов интернет-сленга в повседневном общении обучающихся. Авторы характеризуют основные разновидности интернет-коммуникации, типы современного интернет-языка.

Ключевые слова: речевая культура, Интернет, интернет-коммуникация, интернет-язык, интернет-общение, трансформация речевой культуры, обучающиеся образовательных организаций высшего образования творческой направленности.

В современных условиях информатизации и стандартизации образования происходит смена приоритетов: становится возможным усиление культурообразующей роли образовательного процесса, появляется новый идеал личности, обладающей интеллектуальной, этической, эстетической, духовной культурой. В данном контексте наиболее значимым компонентом базовой культуры является речевая культура личности, которая обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающим миром.

Речевая культура - совокупность нормативного, содержательного, коммуникативного, этического компонентов, постоянно обогащающихся по мере развития индивида (динамический подход к культуре речи), обеспечивающих эффективность общения обучающихся и создание различных жанров письменных работ [1]. Процесс формирования речевой культуры обучающихся - длительный, сложный, обусловливающий необходимость педагогического взаимодействия в решении данного вопроса на всех этапах образовательной деятельности. Вслед за Е. С. Бутаковой под процессом формирования речевой культуры мы понимаем развитие речевой и языковой компетенции, формирующей языковую личность, реализующую нужные словосочетания, грамматические конструкции, соответствующие определенным нормам культуры речевого поведения для наиболее точного выражения мыслей, уместного и целесообразного применения языковых средств в соответствии с требованием правильности речи [2].

Вместе с тем, в настоящее время все больше усиливается тенденция снижения речевой культуры обучающихся в системе: школа, среднее профессиональное образование, высшее образование. Это обусловлено, на наш взгляд, трансформацией сознания всего общества в целом, влиянием СМИ, Интернета. Большинство обучающихся не читают тексты художественной литературы, все больше погружаются в социальные сети Интернет, что влечет в дальнейшем трансформацию мышления и, как следствие, речевой культуры, нарушения норм письменной и устной речи. В этой связи современная система образования ощущает настоятельную потребность в решении проблемы совершенствования речевой деятельности студентов и повышения их речевой культуры, которая является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально успешной личности, обладающей нравственно-эмоциональной культурой, способной к эффективному речевому взаимодействию.

Так, современное общество определяется как информационное, что связано с повышением роли информации и коммуникации в жизни индивида. На современном этапе отмечается не только увеличение числа межличностных и межкультурных контактов, но и появление новых способов связи. Особое место в системе человеческой коммуникации, как ранее было отмечено, занимает всемирная сеть Интернет, представляющая собой не только телекоммуникацию, но и социальный, психологический и культурный феномен.

Значительная часть коммуникаций перемещается сегодня в новое измерение -виртуальную реальность. Интернет предоставляет индивиду практически неограниченные возможности связи и взаимодействия с другими индивидами, а также возможности самопрезентации и самовыражения. В последние десятилетия все большее число исследователей обращается к изучению виртуальной реальности и Интернет-коммуникации (Н. А. Ахренова, Е. П. Белинская, А. Е. Войскунский, Е. Н. Галичкина, Е. И. Горошко, А. Е. Жичкина, Т. Б. Карпова, В. В. Красных, О. В. Лутовинова, Н. А. Носов, Р. К. Потапова, Г. Н. Трофимова и др.).

Интернет-коммуникация - это способ общения, при котором информация передается, обменивается, по каналам Интернета с использованием стандартных записей. На данный момент передача информации по традиционному механизму (письмо, телеграмма) используется нерегулярно, и быстро замещается новыми технологиями - обмен мгновенными сообщениями, электронная

почта, передача голоса и видео через Интернет (чат, блог, социальные сети) в различных формах - голос, видео, документы, файлы [3].

Современный ритм жизни, стремительный и напряженный, ведет к упрощению норм как поведения, так и речи. С каждым годом всё больше лингвистов (Т. Ю. Виноградова, Е. И. Горош-ко, Л. К. Граудина, Л. Ю. Иванов, И. А. Стернин и др.) в своих исследованиях подробно изучают особенности русского языка в Интернете. Интернет стал важной частью нашей жизни, а всё новое в культуре принимается, прежде всего, через язык. Кроме того, стоит учитывать, что в современном мире компьютерное образование очень высоко ценится, оно стоит если не выше, то точно в одном ряду с языковым образованием, именно по этой причине считается правильным в разговоре в меру использовать упрощенный язык, язык Интернета.

Интернет-язык - новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности. [4]. Участниками общения используется сленг, жаргон. В качестве примера продемонстрируем некоторые выражения интернет-языка: «ок» вместо «хорошо»; ЕВПОЧЯ - аббревиатура от «Если Вы Поняли, О Чем Я»; «емеля» - см. «мейл» - адрес электронной почты (E-mail ящик); синонимы: «мейл», «мыло», «емыло», «мыльница»; ЕМНИМС - аббревиатура от «Если Мне Не Изменяет Мой Склероз» и др.

Так, общение в интернет-коммуникации обусловливает нарушение норм речевой культуры, норм языка, что впоследствии участниками диалогов переносится на реальное общение, и все речевые ошибки и нарушения воспринимаются как норма.

С целью изучения проблемы трансформации речевой культуры личности в условиях использования сети Интернет нами было проведено анкетирование пятидесяти обучающихся Алтайского государственного института культуры.

Ответы на вопрос «Удовлетворены ли Вы состоянием сформированности Вашей речевой культуры?», распределились следующим образом (рис 1): 42 % опрошенных удовлетворены состоянием речевой культуры, 4 % - не удовлетворены, 54 % - удовлетворены не в полной мере.

да нет не совсем

Рис. 1. Удовлетворенность состоянием сформированности речевой культуры

При этом, 28 % респондентов считают, что их уровень речевой культуры является оптимальным, 64 % допустимым, 6 % - критическим (рис. 2).

По мнению респондентов в наибольшей степени состояние речевой культуры студентов зависит от регулярного чтения текстов художественной, научной литературы (64 %), от воспитания в семье (62 %), от влияния средств массовой информации (36 %) (рис. 3).

Рис. 2. Уровень речевой культуры обучающихся

70

60

50

40

30

20

10

62

64

36

16

Рис. 3. Факторы, от которых в наибольшей мере зависит состояние речевой культуры

1. От культуры и профессиональной компетентности преподавателей.

2. От воспитания в семье.

3. От влияния средств массовой информации.

4. От регулярного чтения текстов художественной, научной литературы.

Наряду с традиционным («живым») общением, которое предпочитают 94 % респондентов, достаточно большой процент опрошенных отмечают электронные формы общения: общение в сети - 44 %, посредством телефона - 34 %, посредством текстовых сообщений - 26 % [5].

В настоящее время существует множество форм электронного общения. Выделим основные формы: электронная почта, форумы, чаты, социальная сети, гостевые книги, блоги, мессенджеры (У1Ъег, WhatsАpp и др).

При ответе на вопрос «Какие формы интернет-общения вы чаще всего используете?», обучающиеся отметили, как наиболее часто используемые: социальные сети (94 % опрошенных) и мессенджеры (60 %). В меньшей степени - электронную почту, блоги, чаты (рис. 4).

Оценивая влияние общения в интернет на речевую культуру личности, 34 % респондентов отметили негативное влияние, 12% - считают, что общение в Интернет влияет положительно на речевую культуру личности, 54 % - не знают и не задумываются над этим вопросом.

Отвечая на вопрос «Как влияет интернет-общение на вашу грамотность?», 62 % респондентов считают, что становятся грамотнее, так как стали больше писать, 12 % отметили, что у них прогрессирует неграмотность, 26 % думают, что на их грамотность интернет-общение никак не влияет.

Чаты Форумы Соц. сети Гостев, книги Эл. почта Блоги Мессенджеры

Рис. 4. Формы интернет-общения, используемые студентами

Далее мы выяснили, используют ли опрошенные при коммуникации в сети в Интернет новую форму языкового взаимодействия - интернет-язык (сленг, жаргон). Так, 48 % респондентов интернет-язык используют постоянно при общении в сети, 44 % - не всегда (редко), 8 % опрошенных Интернет-язык не используют совсем (рис. 5). При этом, 22 % опрошенных относятся положительно к появлению сленгового общения в сети интернет, 18 % - отрицательно, а большая часть (60%) не задумываются над этим.

Рис. 5. Использование интернет-языка при общении в сети

Респондентами были приведены примеры слов и сленговых выражений интернет-языка, наиболее часто используемых ими при коммуникации в сети Интернет. Среди приведенных примеров можно выделить следующие группы выражений:

- слова-сокращения, аббревиатуры («СПС»- спасибо, «норм» - нормально, «кст» -кстати, «крч» - короче, «прив», «пт» - привет, «пасиб» - спасибо, «инет» - интернет, «хор» -хорошо и др.);

- аббревиатуры и производные слов и выражений на английском языке («ок» - хорошо, «изи» - от англ. Easy - легко, плизз» (от англ. please), «юзать» от английского «use», что значит «использовать», «имхо» - от англ. Inmyhumbleopinion) - по моему скромному мнению, «лол» - от англ. laughing out loud - громко, вслух смеясь и др.);

- сленговые слова и выражения («рофлить» - смеятся, хохотать, веселиться; «жесть» -что-либо тяжёлое, неприятное, возмущающее, либо выражение особенных эмоций, может значить и «Вау! Клево!» и «Фуу... Отстой» — зависит от интонации; «КЕК» - это злорадный смех, издевательство, насмешка; «потрачено» — означает, что ничего уже не вернуть, все испорчено и обратного пути нет; «зачет», «зачетно» — проявление положительных эмоций, означает великолепно, хорошо, мне понравилось и др.).

Далее мы выяснили, осуществляют ли обучающиеся коррекцию своей культуры речи. В результате выяснилось, что 48 % опрошенных коррекцию осуществляют постоянно, 8 % не корректируют, 44 % осуществляют коррекцию редко (не всегда) (рис. 6). При этом 84 % опрошенных исправляют неправильно употребленные слова и выражения, 26 % — реагируют и поправляют сокурсников, если они употребляют в речи слова-паразиты, тавтологию или ненормативную лексику, 16 % советуют, как лучше отредактировать (исправить текст доклада, статьи, реферата и др.).

Рис. 6. Осуществление коррекции культуры речи

Таким образом, исследование влияния общения обучающихся в сети Интернет на речевую культуру личности позволило вывить, что использование интернет-языка в процессе коммуникации, с одной стороны, негативно влияет на состояние сформированности речевой культуры личности. Вместе с тем процесс общения (электронная переписка), оформление речи в письменном виде обусловливает рефлексию, обдумывание мыслей и, как следствие, соблюдение речевых и языковых норм большинства опрошенных. С другой стороны, следует отметить, что развитие языка, речи — явление динамичное, развивающееся, следовательно, появление Интернета, интернет-коммуникации неизбежно и закономерно повлекло появление интернет-языка — новой формы языкового взаимодействия.

В этой связи использование интернет-языка обучающимися — явление закономерное. Трансформация речевой культуры личности свидетельствует о «приспособлении» языка, речи к современным социкультурным условиям. Исходя из этого, использование интернет-языка, степень владения данной формой речевого взаимодействия и соблюдение в процессе общения норм речевой культуры зависит от уровня сформированности базовой культуры личности обучающегося.

Список литературы

1. Шаховалова, Е. Г. Преемственность начальной и средней школы в процессе формирования речевой культуры учащихся : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Барнаул, 2005. — 206 с.

2. Бутакова, Е. С. Развитие речевой культуры учащихся в процессе личностно ориентированного изучения русского языка : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. — Санкт-Петербург, 1996. — 36 с.

3. Савилова, С. Л. Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества [Электронный ресурс] / С. Л. Савилова, Т. З. Чан, Т. А. Нгуен // Молодой учёный. — 2015. — № 11. - С. 1679—1681. — Режим доступа : https://moluch.ru/archive/91/19145/ (дата обращения: 13.04.2018).

4. Борисенко, А. С. Культура речи в виртуальной среде. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - № 3/4. - С. 51-53.

5. Шаховалов, Н. Н. Использование веб-технологий в образовательном процессе вуза / Н. Н. Шахо-валов, Л. А. Гриневич, Е. Г. Шаховалова // Теория, история и практика образования в сфере культуры : матер. XVIII междунар. науч.-метод. конф. (г. Барнаул, 15 марта 2018 г.). - Барнаул : Изд-во АГИК, 2018. -С. 67-71.

Nikolai N. Shakhovalov, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

snn_1979@mail.ru

Elena G. Shakhovalova, Ph. D. in Pedagogy Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

esh1001@mail.ru

CHANGES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION STUDENTS' SPEECH CULTURE IN CONTEXT OF WEB COMMUNICATION

Abstract. The article analyses key aspects of changes in of educational institutions of higher education of creative orientation students' speech culture in the context of web communication (from the 50 students survey results, a case of Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)). The authors find out major reasons for regressive changes in a student personality's speech culture under the influence of web slang in virtual communication, also they consider presence of web slang elements in students' day-to-day dialogues while interacting. The authors describe main types of web slang and today's language using for net interactions.

Keywords: speech culture, Internet, web communication, web slang, web discussions, transformation of a personality's speech culture, students of educational institutions of higher education of creative orientation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.