Научная статья на тему 'Влияние интеграционных процессов Беларуси и России на социально-экономическое развитие Днепро-Двинского региона (Смоленской, Витебской и Могилёвской областей)'

Влияние интеграционных процессов Беларуси и России на социально-экономическое развитие Днепро-Двинского региона (Смоленской, Витебской и Могилёвской областей) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Днепро-Двинский регион / пристоличные регионы / российско-белорусское приграничье / последствия интеграции государств / The Dnieper-Dvina region / the capital regions / the Russian-Belarusian border area / the consequences of the integration of states.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние интеграционных процессов Беларуси и России на социально-экономическое развитие Днепро-Двинского региона (Смоленской, Витебской и Могилёвской областей)»

Кузавко А. С.1

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДНЕПРО-ДВИНСКОГО РЕГИОНА (СМОЛЕНСКОЙ, ВИТЕБСКОЙ И МОГИЛЁВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ)2

Ключевые слова: Днепро-Двинский регион, пристоличные регионы, российско-белорусское приграничье, последствия интеграции государств.

Keywords: The Dnieper-Dvina region, the capital regions, the Russian-Belarusian border area, the consequences of the integration of states.

Актуальность исследований, рассматривающих вопросы развития приграничных регионов, коррелирует с общегосударственной политикой нивелирования колоссальной социально-экономической дифференциации территорий Российской Федерации, которая сложилась на сегодняшний день. Поиск факторов развития приграничных территорий, в том числе за счёт кооперации с регионами сопредельного государства и роста внешнеторгового оборота, является ключевой задачей как для российских, так и для белорусских властей.

Территориальное устройство России и Беларуси значительно отличается. В отличие от России в Республике Беларусь все шесть областей, сопоставимы по площади, при этом они все граничат с центральной областью - Минской. Таким образом, все регионы равноудалены от центральной области. Каждая область граничит еще с тремя областями республики.

Можно предположить, что регионы Беларуси должны развиваться более равномерно по сравнению с регионами России. Однако социально-экономическое положение регионов и России, и Беларуси неравномерно. Известно, что экономическое развитие регионов зависит от их масштабных характеристик в натуральных единицах (площади, численности населения, природных ресурсов и др.). Можно предположить, что на экономическое положение субъектов влияет также соседство регионов другой страны.

Сегодня актуально рассматривать не отдельные области России, а различные регионы, включающие субъекты нашей страны, а также территории других государств. Данные регионы формируются по территориальному принципу. Например, Балтийский регион включает в себя 9 стран, это отдельные территории Польши, стран Балтии, России, Швеции, Финляндии и др. [1].

Современные исследования показывают, что экономики данных регионов не только связаны, но и имеют общие тенденции развития.

Днепро-Двинский регион включает приграничные области России и Беларуси, в частности Смоленскую, Витебскую и Могилевскую. Этот регион может иметь свои тенденции развития, независящие от конъюнктуры развития образующих его стран.

Для России и других независимых государств постсоветского пространства актуальны вопросы адаптации населения и экономики регионов «нового» и «старого» пограничья к произошедшим геополитическим изменениям. Работы многих российских исследователей посвящены изучению данной проблемы. Так В. А. Колосов уделил в своих работах значительное внимание социально-политическим и инфраструктурным проблемам российского приграничья [4]. Весомый вклад в исследование внешнеэкономической деятельности приграничных регионов постсоветского пространства вносят работы Л.Б. Вардомского. Им подробно изучены экономические параметры развития приграничных регионов России, предпринята попытка их анализа в системе международных экономических отношений. Л.Б. Вар-домский выделяет две модели приграничного сотрудничества - институциональную (многоотраслевое сотрудничество с высокой степенью интеграции, закрепленной институционально) и торговую (традиционную) [5]. Он отмечает, что для развитых приграничных регионов характерно преобладание институциональной модели, для российских же регионов нового приграничья свойственно по-прежнему преобладание более узкой торговой модели, что несомненно сказывается на общих тенденция экономического развития белорусско-российского приграничья.

Представители Сибирской и Дальневосточной школ пространственной экономики изучают становление региональной экономики, ее направлений, особенности пространственной экономики современной России, что отражено в работах П. А. Минакира и А.Н. Демьяненко [6]; макроэкономическое зонирование России как метод экономического анализа и прогнозирования (Д. С Вишневский, А.Н. Демьяненко) [7]. Московская школа региональной экономики на-

1 Кузавко Антон Сергеевич - к.э.н., доцент Смоленского государственного университета, директор Ассоциации «Агентство интеграционных инициатив». E-mail: akuzavko@rambler.ru; Сайт: http://np-aaii.ru/

2 Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 19-010-01033 «Выявление закономерностей формирования потребительского рынка регионов российско-белорусского приграничья (Смоленской, Витебской и Могилевской областей - Днепро-двинского региона)».

ряду с разработкой теории активно проводит исследования экономических показателей регионов России, этой теме посвящены исследования А.Г Гранберга, Ю.С.Зайцевой [8].

Проблемы сотрудничества приграничных регионов рассматриваются также в работах сотрудников Института экономики Национальной академии наук Беларуси П.Г. Никитенко и Т. С. Вертинской. Ими детально изучено влияние формирования Союзного государства на внешнюю торговлю России и Беларуси [9]. В своих работах Т. С. Вертинская выделяет методы и индикаторы оценки экономической интеграции и связанности приграничных регионов [10]. С.Л. Баринов рассматривает влияние границ на коммуникации населения [11].

Наибольшее число работ по изучению российско-белорусского приграничья проводится А.П. Катровским и Г.В. Ридевским, особенно для смоленско-могилевского участка границы. В одной из публикаций авторов рассмотрено становление российско-белорусского трансграничного региона после заключения Таможенного союза. А.П. Катров-ский и Г.В. Ридевский впервые приходят к выводу, что приграничные регионы России и Беларуси развиваются более медленно по сравнению с экономиками своих стран [12]. Также работы А.П. Катровского описывают особенности современного экономического и социального развития регионов российско-белорусского приграничья. Особое внимание в его работах уделено центр-периферийным отношениям, выявлены ведущие проблемы развития региона, дана оценка перспективам развития российско-белорусского приграничья как единого трансграничного региона.

Большое внимание исследованию трансформации институциональной среды регионов российско-белорусского приграничья уделено в работах К. А. Морачевской. Она рассматривает ключевые последствия государственных интеграционных процессов для экономического развития российско-белорусского приграничья [13]. Раскрыты примеры положительных и отрицательных последствий для различных сфер - внешней торговли, агропромышленного комплекса, малого предпринимательства.

Изучением опыта приграничного сотрудничества, его принципов и анализом транснациональных связей занимается ряд зарубежных учёных. Среди них: М. Лесаж, Ф. Брайоль, Х. Клауд, С. Брахман и др. Так, в частности, С. Брахман в своих работах уделяет внимание вопросам, связанным с перемещением и концентрацией человеческих ресурсов в приграничных регионах Европейского Союза [14].

С. Стиллер и А. Нейбер исследуют влияние интеграционных процессов на развитие приграничных территорий, выявляя и описывая положительные и отрицательные эффекты этого явления [15].

П. де Грауве рассматривает динамику развития регионов европейских государств в рамках построения ЕС, делая вывод о поляризации регионального развития [16]. Д. Ньюман рассматривает политические аспекты взаимодействия регионов, находящихся в разной правовой юрисдикции [17].

П. Чешир и Ж. Дюрантон говорят об актуализации исследований в области региональной экономики в последние 15 лет не только в Англии, но и во всем мире. Авторы ставят проблему дифференциации показателей экономики крупных городов и небольших населенных пунктов [18].

Таким образом, исследования социально-экономического развития приграничных регионов занимают значимое место в российской и зарубежной научной литературе. Последствия интеграции России и Беларуси рассматриваются во многих статьях российских и белорусских исследователей. Более того, сформулированы преимущества и недостатки этого процесса, требующие дальнейшего осмысления и анализа. Поэтому в рамках данной статьи будет предпринята попытка подвергнуть проверке гипотезу прямо и косвенно следующую из трудов ключевых исследователей российско-белорусской приграничной тематики. Важно проверить действительно ли преимущества от интеграционного процесса получают прежде всего столичные регионы двух государств, а именно Минская и Московская области, которые упрощают перемещение человеческих, финансовый и материальных ресурсов через границу в сторону регионов с более высоким экономическим и социальным потенциалом.

Уровень экономического взаимодействия государств и регионов можно исследовать различными методами. Один из наиболее объективных методов - метод статистических измерений. Анализируя статистику, можно увидеть объективно складывающуюся динамику изменения товарооборота в целом и экспортно-импортных операций в частности. Рост данных показателей во взаимной торговле обычно свидетельствует о благоприятных изменениях в экономической жизни двух государств и увеличении связанности их экономических систем. К сожалению, проблемой статистических измерений в Российской Федерации является отсутствие информации о межрегиональных перемещениях товаров, что не позволяет объективно делать вывод о том, что ввезённая в Смоленскую область продукция из Республики Беларусь была потреблена на территории региона, а не была реэкспортирована в иные субъекты РФ. Также невозможно выделить реальный товарообмен между регионами российско-белорусского приграничья. Доступна лишь статистическая информация, описывающая взаимную торговлю в формате «государство - регион». Например, в статистических ежегодниках Смоленской, Витебской и Могилёвской областей представлена информация о взаимной торговле региона с приграничным государством в целом, без конкретизации по внутриадминистративным единицам и территориям. Поэтому оценку степени кооперации и экономического взаимодействия приграничных регионов России и Беларуси важно дополнять данными, полученными в ходе социологических измерений.

В табл. 1 представлены показатели внешнего товарооборота регионов Республики Беларусь с Российской Федерацией (на основе данных Белстата).

В первую очередь, следует отметить устойчиво отрицательное сальдо торгового баланса Республики Беларусь. Наименьшее отношение сальдо к товарообороту наблюдалось в середине нулевых - 2,2%, в то время как наибольшее 16,0% - в предкризисный период 2010-2011 годов. Сохраняющееся в настоящее время сальдо на уровне 7-8% от товарооборота негативно характеризует перспективы белорусской экономики, что усугубляется закрепившейся динамикой снижения ВВП на 2-3% в год1. Экономике, имеющей значительную долю государственного сектора, производя-

1 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - http://www.belstat.gov.by/

211

щей товары, которые не генерируют значительную добавленную стоимость, априори затруднительно сформировать и наработать значительный экспортный потенциал. Кроме того, проблемы в экономике России, ключевого экспортного партнёра, после кризиса 2014-2016 годов не могли не отразиться на белорусском экспорте. Он снизился в 2015 году в сопоставлении с 2013 годом на 38%. Аналогичное, но менее значительное снижение произошло относительно импорта товаров в Беларусь из России. Тем не менее, оптимизм в торгово-экономических отношениях между двумя странами вызывают итоги 2017 года, представленные в табл. 1. Впервые с 2013 года наблюдается рост товарооборота Республики Беларусь на 24% в целом и, в частности, на 23,5% с Российской Федерацией. Во многом это можно связать с оживлением российской экономики и её адаптацией к санкционному давлению. Рост платёжеспособного спроса на потребительские товары в России приводит к росту продаж белорусских товаров на российской территории. При этом если потребительские товары являются основой белорусского экспорта в России, то импортирует Беларусь нефтепродукты и другие минеральные ресурсы для переработки и последующего реэкспорта европейским потребителям. Стабилизация рынка энергоносителей в 2017 году привела к более значительному росту импорта в Беларусь - на 28% относительно 2016 года, в то время как рост экспорта в 2017 году составил 17,2% относительно 2016 года.

Таблица 1

Товарооборот Республики Беларусь с Российской Федерацией

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Внешняя торговля товарами Республики Бела русь (в млн. долларов США)

Товарооборот 15 972,6 32 687,4 60 167,9 80 225,8 76 582,9 56 951,9 51 147,2 63 446,2

Экспорт 7326,4 15 979,3 25 283,5 37 203,1 36 080,5 26 660,4 23 537,3 29 211,8

Импорт 8646,2 16 708,1 34 884,4 43 022,7 40 502,4 30 291,5 27 609,9 34 234,4

Внешняя торговля товарами Беларуси с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 9314,8 15 834,0 28 034,2 39 742,4 37 371,2 27 541,6 26 254,8 32 424,7

Экспорт 3710,1 5715,8 9953,6 16 837,5 15 181,0 10 398,4 10 948,0 12 830,3

Импорт 5604,7 10 118,2 18 080,6 22 904,9 22 190,2 17 143,2 15 306,8 19 594,4

Внешняя торговля товарами Брестской области (в млн. долларов США)

Товарооборот 735,7 1827,1 3202,1 4 863,1 4 652,1 3203,9 3 272,2 3907,1

Внешняя торговля това] рами Брестской области с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 405,3 862,0 1545,1 2420,3 2498,2 1 748,4 1 823,9 2122,6

Экспорт 268,4 677,1 1232,6 2012,5 2071,0 1404,0 1460,1 1 690,2

Импорт 136,9 184,9 312,5 407,8 427,2 344,4 363,8 432,4

Внешняя торговля товарами Витебской области (в млн. долларов США)

Товарооборот 1136,4 3364,2 5240,4 6471,1 6675,6 5036,3 3909,7 4 910,2

Внешняя торговля това] эами Витебской области с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 618,3 1513,4 3686,8 4619,8 3959,4 3555,7 2664,6 2939,1

Экспорт 279,3 476,3 944,8 1430,8 1319,3 929,4 954,2 1 016,5

Импорт 339,0 1037,1 2742,0 3189,0 2640,1 2626,3 1 710,4 1 922,6

Внешняя торговля товарами Гомельской области (в млн. долларов США)

Товарооборот 2009,4 5051,8 6458,2 9682,8 8908,8 7059,0 6162,1 8275,0

Внешняя торговля товарами Гомельской области с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 1077,8 1882,8 3973,5 5456,70 4817,00 3692,90 3698,6 5179,2

Экспорт 457 722,8 1293,7 2142,50 1792,60 1 185,90 1211,7 1502,4

Импорт 620,8 1160,0 2679,8 3314,20 3024,40 2507,00 2486,9 3676,8

Внешняя торговля товарами Гродненской области (в млн. долларов США)

Товарооборот 823,4 1536,0 2972,2 3985,8 3694,7 2890,5 2994,2 3696,9

Внешняя торговля товарами Гродненской области с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 384,8 629,1 1147,0 1767,6 1668,4 1361,1 1506,0 1869,1

Экспорт 231,7 450,9 868,7 1394,9 1323,4 926,1 951,0 1021,4

Импорт 153,1 178,2 278,3 372,7 345,0 435,0 555,0 847,7

Внешняя торговля товарами г. Минска (в млн. долларов США)

Товарооборот 5977,9 12 556,0 25 537,8 32 395,4 29 181,9 21 197,8 18 951,5 23 779,7

Внешняя торговля товарами г. Минска с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 3551,7 6607,2 8945,5 13 527,7 12 143,7 8193,8 7927,3 10 165,9

Экспорт 1413,5 1974,0 2652,1 4690,8 3887,0 2514,5 2551,9 3201,6

Импорт 2138,2 4633,2 6293,4 8836,9 8256,7 5679,3 5375,4 6964,3

Внешняя торговля товарами Минской области (в млн. долларов США)

Товарооборот 1911,6 4840,6 7404,0 12 746,0 13 813,4 10 751,0 9646,8 11 383,2

Внешняя торговля товарами Минской области с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 850,7 2003,7 2429,3 5054,6 5237,6 3596,1 3629,7 4283

Экспорт 458,9 819,5 1609,6 2810,7 3025,1 2141,4 2380,6 2809,1

Импорт 391,8 1184,2 819,7 2243,9 2212,5 1454,7 1249,1 1473,9

Внешняя торговля товарами Могилёвской области (в млн. долларов США)

Товарооборот 1 088,8 1 615,6 3 237,1 4 311,5 3 983,7 2 804,0 2 913,4 3 248,0

Внешняя торговля товарами Могилёвской области с Россией (в млн. долларов США)

Товарооборот 779,8 938 1851,6 2622,2 2378,8 1752,1 1875 2101,9

Экспорт 444,2 547,9 1145,9 1806,4 1675,2 1228,9 1312,3 1412,9

Импорт 335,6 390,1 705,7 815,8 703,6 523,2 562,7 689

Анализ статистических данных свидетельствует о значительной зависимости белорусского экспорта от экономической ситуации в России, а импорта от ситуации на минерально-сырьевом рынке. Учитывая специфику российской экономики, ориентированной на экспорт энергоносителей и зависимость от цен на мировом рынке, можно сделать вывод, что внешняя торговля Республики Беларусь, как и экономика в целом, значительно связаны с Российской Федерацией и находятся в зависимости от неё. При этом в силу несопоставимости экономик Республики Беларусь и Российской Федерации по размерам, масштабам и структуре обратное утверждение будет неверно.

Используя данные таблицы 1, рассмотрим экспортно-импортную ориентацию регионов Республики Беларусь. Если составить рейтинг белорусских регионов по объёмам взаимной торговли с Российской Федерацией в 2017 году, то получим, что город Минск является абсолютным лидером, Гомельская область занимает второе место, при этом в два раза уступая по объёмам торговли. Далее места распределились следующим образом: третье - Минская область, четвёртое - Витебская область, пятое - Брестская область, шестое - Могилёвская область, седьмое - Гродненская область. Такая дифференциация торговых потоков может быть обоснована рядом причин. Во-первых, столичный регион Беларуси является местом регистрации и нахождения ключевых импортёров и экспортёров товаров из Российской Федерации. Несмотря на фактическое перемещение товаров в разных регионах, юридически в статистических данных они будут отображаться как товары, ввезённые в Минск или Минскую область. Во-вторых, именно в Гомельской и Витебской областях находятся крупнейшие в Беларуси нефтеперерабатывающие предприятия, обеспечивающие значительную долю потребления импортируемой из Российской Федерации нефти. Поэтому эти регионы вторые после Минска по импорту товаров из России. В то время как очищенная от нефтяного фактора Могилёвская область, являясь приграничным регионом, импортирует из соседней страны меньше, чем все остальные регионы, за исключением Брестской области.

Среди ключевых регионов Российской Федерации, с которыми взаимодействует Республика Беларусь, выделяются Тюменская область (1 место по импорту в Беларусь в 2017 году), Московская область (1 место по экспорту из Беларуси в 2017 году), г. Москва (2 место по экспорту из Беларуси в 2017 году)1. По данным «Белстата», Смоленская область занимает 2 место по импорту в Беларусь и 3 место по экспорту из Беларуси по данным за 2017 год. Другие приграничные регионы, по данным за этот же год, имея значительно менее привлекательные инфраструктурные связи с приграничным государством, расположены далеко не на лидирующих позициях: Псковская область - 31 место по экспорту из Беларуси и 47 по импорту в Беларусь; Брянская область - 5 место по экспорту из Беларуси и 17 по импорту в Беларусь. В целом можно констатировать, что экспортируют в Республику Беларусь больше те регионы, которые также успешно работают по другим направлениям международного торгово-экономического сотрудничества, а импортируют из Беларуси регионы с высоким уровнем покупательской способности населения, такие как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Татарстан, Краснодарский край и товаропроводящие регионы (Смоленская и Брянская области), осуществляющие реэкспорт белорусских товаров далее по территории страны. Таким образом, скорее не приграничное положение, а уровень развития транспортной, таможенно-логистической инфраструктуры и сформированный внутренний экономический потенциал регионов определяют характер межрегионального взаимодействия внутри Союзного государства.

По данным статистики для Смоленской области Республика Беларусь является ключевым внешнеторговым партнёром. На рис. 1 наглядно показана доля внешнеторговых операций Смоленской области, приходящаяся на соседнюю республику.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 1.

Структура внешнеторгового оборота Смоленской области

1 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - http://www.belstat.gov.by/

213

В период с 2013 по 2017 год внешнеторговый оборот с Республикой Беларусь составлял для Смоленской области более 50 % и к 2016 году достиг отметки в 56%. Однако по итогам 2017 года резко упал до 44%. По данным Смол-стата, произошло снижение как импорта из Беларуси в Смоленскую область, так и экспорта в Беларусь (рис. 2).

Рисунок 2.

Экспорт и импорт Смоленской области

Основная часть товаров, которые импортирует Смоленская область, приходится на Республику Беларусь. В то время как экспорт Смоленской области в большей степени ориентирован на сотрудничество с иными странами. На протяжении всего анализируемого периода (2005-2017 гг.) основу импортируемых из Беларуси товаров составляют: продовольственные товары и с/х сырьё (от 30 до 44,5% от общего объёма импорта из РБ); машины, оборудование и транспортные средства (от 15,1 до 30,2% от общего объёма импорта из РБ); продукция химической промышленности (от 8,4 до 15,8% от общего объёма импорта из РБ). При этом в последние годы перестал расти объём импорта продуктов питания. Вероятно, белорусские товаропроизводители на смоленском рынке продовольственных товаров заполнили ниши, на которых они могли полностью реализовать ценовое конкурентное преимущество, а ёмкость рынка не увеличивается.

Главными товарами, экспортируемыми Смоленской областью в Республику Беларусь с 2005 по 2017 год, являются: машины, оборудование и транспортные средства (доля этого продукта в экспорте выросла с 20,7% в 2005 г. до 45,5% в 2018 г. от общего объёма экспорта из РБ); металлы и изделия из них (доля этого продукта упала с 50,4% в 2005 г. до 23,4% в 2017 г.); продукция химической промышленности (экспорт данного продукта резко упал в 2017 г. до 5,7% или в 5,5 раза в долларовом эквиваленте относительно 2016 г.); продовольственные товары и с/х сырьё (выросло с 4,8% в 2005 г. до 10,6% в 2017 г.).

Нужно отметить, что статистические данные о перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь носят достаточно противоречивый характер. Анализ российских и белорусских статистических источников показывает значительные расхождения в представленных данных (табл. 2).

Таблица 2

Расхождения данных по экспорту и импорту товаров между Республикой Беларусь и Смоленской областью в статистических источниках (миллионов долларов США)

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Экспорт РБ в Смол. обл. по данным Белстата 1096,4 1022,3 676,5 783,1 1026,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт в РБ из Смол обл. по данным Белстата 3867,6 3842,4 3047,1 2878,8 3136,0

Импорт РБ в Смол. обл. по данным Смолстата 1176,0 1167,6 940,6 1001,7 973,9

Экспорт в РБ из Смол обл. по данным Смолстата 507,4 434,9 347,8 376,1 265,8

Источник: Белстат (статистический сборник «Внешняя торговля Республики Беларусь 2018»); Смолстат (Смоленская область в цифрах 2018: краткий статистический сборник).

Как видно из табл. 2, статистические расхождения в данных по товарообороту между РБ и Смоленской областью значительны. Аналогичная ситуация с данными между республиканской и федеральной статистикой. Можно привести множество возможных причин подобного расхождения, однако это будет не так важно, как понимание того, что нельзя делать выводы о связанности экономики регионов России и Беларуси, основываясь только на данных статистических измерений. Нужна иная объективная информация, которая может помочь оценить уровень кооперации субъектов хозяйствования в приграничных регионах России и Беларуси, а также позволит охарактеризовать бизнес-среду на их территории.

Ключевой региональный показатель экономического развития регионов - ВРП, также был приведён в сопоставимые цены базового года и выражен в %. В некоторых исследованиях для оценки экономического развития регионов и для оценки уровня экономической безопасности используется показатель ВРП на душу населения. В нашем случае, использование данного показателя представляется нецелесообразным. Темпы его роста были бы выше, чем у реального ВРП, так как население РБ и РФ в анализируемый период уменьшалось, а значит, данный относительный показатель увеличивался бы при делении ВРП выраженного в рублях на количество жителей региона.

ВРП, в силу отсутствия данных в официальных статистических сборниках о регионах РБ, был приведён в сопоставимые цены 2008 года. Данные о ВРП регионов Центрального федерального округа РФ (далее ЦФО) присутствуют в официальной статистике с 1995 года.

Рассмотрим темпы роста ВРП в ценах 2008 года для некоторых регионов РБ и РФ. Для сравнительной оценки отобраны приграничные регионы, а также столицы и столичные регионы РБ и РФ (рис. 3).

Результаты расчётов показывают, что наименьшие темпы роста за период с 2008 по 2017 г. продемонстрировал город Москва, индекс составил лишь 95,5%. Это означает, что данный регион не смог достичь уровня 2008 года в сопоставимых ценах. Подтверждается вывод о том, что кризисные явления 2008, 2014 годов в большей степени затронули наиболее развитые регионы РФ. Тем не менее, Московская область показала более солидные результаты, рост реального ВРП составил 21,1%. В регионе были созданы привлекательные условия для инвесторов, также стоимость земли и рабочей силы ниже, чем в Москве. Это стало катализатором роста региона на фоне стагнации столицы РФ.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

—Витебская область й Гомельская область 'К г.Минск > Минскаяобласть Могилевская область 14

^—Брянская область 1 Московская область * Смоленская область ——г.Москва > Псковская область

Рисунок 3.

Индексы динамики ВРП регионов России и Беларуси в сопоставимых ценах

относительно уровня 2008 г., %

Схожая ситуация и в соотношении темпов роста реального ВРП Минской области и г. Минска. Экономика области показала рост в 54,4% к уровню 2008 года в сопоставимых ценах за рассматриваемый период, в то время как экономика города выросла лишь на 14,2%. В Минской области расположен Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», предоставляющий особые условия для развития бизнеса в регионе. Среди регионов российско-белорусского приграничья наибольший рост наблюдается в Брянской области 24,4% к уровню 2008 года. В сопоставлении с регионами ДДР Брянская область имеет более благоприятные условия для ведения сельскохозяйственной деятельности, а также граничит помимо Беларуси с Украиной, ухудшение отношений с которой по торгово-экономическому сотрудничеству пошло на пользу регионам российско-украинской границы (рис. 3). Белгородская и Курская области не просто продолжили развитие после событий 2013-2014 года на Украине, но и ускорили темпы роста. В итоге, к 2017 году они выросли в сопоставимых ценах 2008 года на 52,6 и 33,9% соответственно. Воронежская область, имеющая меньший по протяженности участок российско-украинской границы, и находящийся на значительном удалении от неё г. Воронеж показала рост в 34,1%.

Наилучшие показатели по динамике ВРП за 2008-2017 годы показали Московская (РФ), Минская (РБ), Белгородская (РФ), Тамбовская (РФ), Гродненская (РБ), Воронежская (РФ), Курская (РФ), Брестская области (РФ). Первые два региона нарастили показатель благодаря выводу ряда производственных площадей из столицы для уменьшения себестоимости производства, при сохранении инфраструктурной доступности к рынку сбыта. Остальные регионы развивались за счёт роста производства в сельскохозяйственной и пищевой отрасли, составляющих вертикально-интегрированную структуру. Регионы ДДР существенно не изменили долю промышленности в структуре ВРП. При этом в Смоленской области уменьшилась доля сельского хозяйства, и увеличилась доля торговли. В Смоленской и Витебской областях развивались транспортная и телекоммуникационная отрасли. Также в ДДР развиваются отрасли услуг, относимые к различным видам экономической деятельности без чёткой специализации.

Появление новых предприятий в Смоленской области не приводит к значительному росту ВРП. В основном приходят крупные федеральные игроки, являющиеся резидентами Московского региона, следовательно, основная часть налоговых поступлений не попадает в региональный бюджет.

Таким образом, можно выделить факторы регионального развития за рассмотренный период с 1992 по 2017 год, характерные для РФ и РБ:

1. Географическое положение региона в проекции север-юг.

2. Удалённость от столичного региона.

3. Эффективность регионального администрирования.

4. Эффективность коммуникаций с федеральными министерствами.

5. Привлекательность институциональной среды для работы отечественных и зарубежных инвесторов и др.

Для регионов ДДР, при условии реализации указанных выше факторов, интеграция РБ и РФ, а также их тран-

зитность и межстоличность, не будет приводить к снижению темпов развития, а будет провоцировать структурные

изменения в экономике. Экономические агенты стремятся развивать новые виды экономической деятельности и занимать ниши, сформировавшиеся в результате интеграции.

Список литературы

1. Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Экономическое развитие стран Балтийского региона в 1990-2007 годах. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - 92 с.

2. Baburin V.L., Zemtsov S.P., Kidyaeva V.M. Methodology of Evaluating the Potential of the Economic-geographical Position of Russia's Towns // Vestnik Moskovskogo Unviersiteta. Ser. Geografiya. 2016. - № 1. - C. 39-45.

3. Бабурин В.Л. Устойчивость экономик стран Большого Балтийского региона к циклам конъюнктуры // Балтийский регион. 2019. -Т. 11, № 1. - С. 4-13. doi: 10.5922/2079-8555-2019-1-1.

4. Колосов В.А., Зотова М.В., Попов Ф.А., Гриценко А.А., Себенцов А.Б. Постсоветское пограничье России между Востоком и Западом (анализ политического дискурса). Ч. 2. Глядя на Восток // Полис. - М., 2018. - № 5. - С. 57-69. doi: 10.17976/jpps/ 2018.05.06.

5. Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. - М.: Либроком, 2009. - 216 с.

6. Минакир П.А., Демьяненко А.Н. Очерки по пространственной экономике. - Хабаровск: ИЭИ ДВО РАН, 2014. - 272 с.

7. Вишневский Д.С., Демьяненко А.Н. Дальний Восток России: макроэкономическое зонирование // Известия Русского географического общества. - М., 2011. - Т. 143, № 4. - С. 1-11.

8. Гранберг А.Г., Зайцева Ю.С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта Российской Федерации: методологические подходы и экспериментальные расчеты // Вопросы статистики. - М., 2012. - № 2. - С. 3.

9. Никитенко П.Г., Вертинская Т.С. Белорусско-российское приграничное сотрудничество как фактор формирования Союзного государства Беларуси и России // Неприкосновенный запас. 2006. - № 3. - С. 86-99.

10. Вертинская Т.С. Межрегиональные связи Беларуси со странами-членами ЕАЭС // Наука и инновации. 2019. - Т. 1, № 191. -С. 17-20.

11. Баринов С. Л. Социокультурные аспекты приграничной коммуникации населения России и Беларуси в контексте нового этапа постсоветской интеграции // Евразийская экономическая интеграция. 2013. - № 4 (21). - С. 97-113.

12. Катровский А.П., Ридевский Г.В. Пространственная экономическая асимметрия как фактор российско-белорусского трансграничного региона // Региональные исследования. 2013. - № 3. - С. 128-136.

13. Морачевская К. А. Влияние государственных интеграционных процессов на развитие российско-белорусского приграничья // Стратегия развития приграничных территорий: традиции и инновации: монография / Под ред. Л.Б. Вардомского, Л.И. Попковой. - Курск, 2017. - С. 267-274.

14. Brakman St., Garretsen H., Van Marrewijk Ch., Oumer F. The Border Population Effects of EU Integration // Journal of Regional Science. 2012. - Vol. 52, N 1. - P. 40-59. doi: 10.1111/j.1467-9787.2011.00752.x.

15. Niebuhr А., Stiller S. Integration Effects in Border Regions: a Survey of Economic Theory and Empirical Studies. - Hamburg, 2002. -30 р. - https://www.econstor.eu/bitstream/10419/19341/1/179.pdf

16. Grauwe P. Design Failures in the Eurozone: Can they be fixed? LSE 'Europe in Question' Discussion. // Paper Series LEQS Paper № 57/2013. - 35 p. - http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/LEQS%20Discussion%20Paper%20Series/LEQSPaper57.pdf

17. Newman D. Contemporary Research Agendas in Border Studies: an Overview // Ashgate Research Companion to Border Studies. 2011. -P. 33-47.

18. Cheshire P., Duranton G. Recent Developments in Urban and Regional Economics. 2014. - https://www.researchgate.net/publication/ 30527211_Recent_developments_in_urban_and_regional_economics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.