экономика и управление народным хозяйством
Economy and management of national Economy
Л.Б. Вардомский, А.С. Кузавко
особенности формирования потребительского рынка белорусско-российского приграничья
L.B. Vardomskiy, A.S. Kuzavko
Formation of Consumer Market of Belarussian-Russian Border
В современной теории и практике большое внимание уделяется двум уровням интеграционного процесса - странам в целом и их отдельно взятым регионам. «Большая интеграция» рассматривается как добровольное согласование развития суверенных государств. Основу «малой интеграции» в рамках компетенций местных и региональных органов власти составляет трансграничное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, совместная реализация на приграничных территориях экономических, социальных и культурных проектов1.
Исследование экономических и социальных процессов в рамках большой и малой интеграции позволяет лучше понять экономические и социальные эффекты интеграции. Не исключена ситуация, при которой для государств в целом интеграция создает ощутимый положительный эффект, в то время как для отдельных приграничных территорий - определенные проблемы. И наоборот.
Приграничная проблематика постоянно находится в поле зрения ученых в России и за рубежом. В них рассматриваются вопросы: собственно приграничного сотрудничества и его институтов; формирования трансграничных регионов и кластеров; социального развития в смежных регионах стран; меняющихся барьерных и контактных функций границ, трансграничной социальной коммуникации, взаимодействия «большой» межгосударственной и «малой» (трансграничной) интеграции2.
Для России и других новых независимых государствах актуальны вопросы адаптации населения и экономики регионов нового и старого пограничья к произошедшим геополитическим изменениям3,4.
Немалое внимание исследователей посвящено приграничному сотрудничеству и развитию приграничных регионов России и Беларуси, что
обусловлено тесным взаимодействием этих стран. Интеграция России и Беларуси происходила и происходит в многосторонних форматах: СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также на двусторонней основе: сначала как Сообщества двух государств, а затем Союзного государства. В работах упомянутых авторов в основном анализируются существующие практики приграничного сотрудничества и пути их расширения за счет опыта стран ЕС, особенности развития приграничных территорий, их место в интеграционных процессах. В то же время вопросы, касающиеся непосредственного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах в приграничье и влияния на это интеграции, остается малоизученным.
Из немногочисленных работ посвященных проблематики интеграции потребительских рынков России и Беларуси выделяются труды Н.С. Шеле-га5. В то же время вопросам розничного приграничного товарооборота практически не исследованы. Это отчасти объясняется трудностями соответствующего статистического учета.
Целью данной статьи является анализ развития приграничного потребительского рынка в составе Витебской, Могилевской и Смоленской областей (Днепро-Двинского региона) и потребительских предпочтений граждан, проживающих на этой территории.
В качестве информационно-статистической базы исследования были использованы данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (в том числе региональных статистических ежегодников), Национального статистического комитета Республики Беларусь, Федеральной таможенной службы РФ, а также информация, опубликованная на официальных сайтах администраций регионов. Отсутствие конкретной статистики по розничному приграничному товарооборота было восполнено материалами социологического опроса, проведённого в декабре 2017 г. В социологическом исследовании приняли участие 1050 респондентов из Смоленской, Витебской и Могилёвской областей. В качестве респондентов выступали жители, постоянно проживающие на территории приведенных выше регионов Союзного государства. Методом сбора информации послужил опрос в формате анкетирования граждан совершеннолетнего возраста, самостоятельно принимающих решение о покупке товаров и пользовании услугами, предоставляемыми в местах их постоянного проживания.
В основе формирования трансграничного потребительского рынка лежит приграничная торговля, которая и в настоящее время составляет основу приграничного сотрудничества. В нее широко включено население, проживающее на смежных территориях, малый и средний бизнес. Под приграничной торговлей обычно понимается торговля жителей проживающих на территориях прилегающих к госгранице. В России в законе «Об основах регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ»
от 2003 г. приграничная торговля понимается как торговля товарами и услугами, произведенными и потребляемыми в пределах соответствующих приграничных территорий и исключительно для удовлетворения местных потребностей»6.
Исторически основу экономической мотивации приграничной торговли составлял разный уровень цен на отдельные товарные группы по разную сторону границы, или, пограничная рента7, что позволяло, с одной стороны, оптимизировать семейный бюджет, а, с другой, бизнесу, легально или нелегально работающему в сфере приграничной торговли, получать неплохую прибыль. Главным условием приграничной торговли является свободное пересечение населением государственной границы и сохранение различий в ценах6.
Наиболее крупные масштабы приграничная (или челночная) торговля приобрела на российско-китайской границе, где ее оборот в отдельные годы. превышал 5 млрд долл. По мере введения таможенных ограничений на вес и стоимость ввозимых из-за границы товаров, ее объемы заметно сократились. Челночную торговлю вытесняют с потребительского рынка организованные формы торговли.
История развития потребительского рынка российско-белорусского приграничья хранит в себе множество значимых событий. Его особенностью является то, что с момента распада СССР Беларусь и Россия стремились сохранить прозрачность новой границы, используя разные форматы межгосударственного сотрудничества. Этому способствовали близкие по духу национальные идентичности, опирающиеся на этно-культурную и лингвистическую близость двух народов. В то же время в России и Беларуси формировались разные политические системы и системы управления экономикой и социальной сферой. Стремление к единству проявлялось в условиях несовпадающих политических и экономических интересов. РБ в рамках Союзного государства хотела бы, сохраняя суверенитет, иметь доступ к рынку и ресурсам РФ на уровне субъектов РФ. Россия же к этому не была готова. Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования в экономической сфере от 25 декабря 1998 г. оказалось трудно исполнимым.
Государственное регулирование цен на белорусском рынке приводило к значительной ценовой разнице на аналогичные товары в российско-белорусском приграничье. В результате потребители из Смоленской области часто посещали Витебскую, реже Могилёвскую области для приобретения различного рода товаров, в том числе повседневного спроса. Одновременно предприятия и организации Беларуси активно создавали свои товаропроводящие сети на российский рынок в виде магазинов, торговых домов, ярмарок, сборочных предприятий, дилерских и дистрибью-терских представительств, что делало доступными белорусские товары на российской территории8.
Потребительский рынок Смоленской области стал насыщаться товарами белорусского производства, которые имели меньшую стоимость, чем товары местного производства9 Благодаря практически полному снятию барьеров для перемещения товаров и граждан между двумя государствами в результате создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в 2009 г. цены на потребительские товары в приграничье стали выравниваться, равно как и ассортиментное наполнение приграничного рынка.
С созданием общего рынка в рамках евразийской интеграции изменились условия функционирования потребительского рынка в приграничных областях РФ и РБ. Сегодня для него характерны общие принципы и факторы ценообразования, основанные на текущих потребностях населения и производственно-торговых возможностях организаций, функционирующих на данной территории. В рамках данного рынка потребители свободно перемещаются для максимизации функции полезности потребляемых товаров и услуг, а производители перемещают товары для максимизации прибыли.
В настоящее время фактором получения приграничной ренты становится не разница в ценах, а разница в курсах национальных валют. Так в 2011 г. смоляне массово выезжали в Республику Беларусь для приобретения товаров, стоимость которых в российских рублях резко снизилась из-за обвала национальной белорусской валюты. Аналогичным образом сложилась и обратная ситуация в 2014 г., при обвале российского рубля белорусские потребители массово скупали бытовую технику и электронику в приграничных с Белоруссии российских регионах, в том числе и в Смоленской области.
Современный этап развития трансграничного потребительского рынка связан с распространением сетевых торгово-производственных организаций на территории Союзного государства и развитие электронной торговли. Объективное укрупнение бизнес-единиц и цифровизация торговли, которые определяют современную эволюцию потребительского рынка, приводит к изменению покупательского поведения приграничного населения: на него все сильнее начинают влиять различия в доходах населения
Общая площадь Витебской, Могилевской и Смоленской областей или Днепро-двинских регионов (ДДР) составляет 118,9 тыс кв. км (48,1 % всей площади российско-белорусского приграничья), а население на начало 2018 г. составило более 3,1 млн человек или 48,7 % всего населения приграничья России и Беларуси (таблица 1).
Рассматриваемое пространство достаточно однородно по многим социально-экономическим параметрам. Это типичные периферийные территории между Москвой и Минском. Из 700 км разделяющих Московскую и Минскую агломерации около 500 км проходит по областям БРП. Для рассматриваемых областей характерно устойчивое сокращение населения, которое потенциально снижает объём потребительского рынка (таблица 2).
Таблица 1
Некоторые показатели регионов российско-белорусского приграничья
Регионы Площадь регионов, км2 Численность населения тыс человек (январь 2018 г.) Денежные доходы на душу населения в месяц (в 2017 г.) в долл. США в пересчёте по среднегодовому курсу*
Смоленская область 49 779 949,3 445,2
Могилёвская область 29 068 1058,7 231,2
Витебская область 40 051 1180,2 243,2
* Среднегодовой курс российского рубля в 2017 г. составлял 58,30 руб. к доллару США; курс белорусского рубля в 2017 г. составил 1,93 бел. руб. к доллару США (источник -ЦБ РФ и НБ РБ).
Таблица 2
Динамика численности населения, тыс человек (на начало года)
Годы Витебская область Могилёвская область Смоленская область
2000 1369,1 1204,7 1099,3
2005 1289,4 1147,3 1032,3
2010 1229,4 1097,2 993,0
2013 1208,0 1076,4 975,2
2015 1198,5 1070,6 964,8
2016 1193,5 1067,6 958,6
2017 1187,9 1064,4 953,2
2018 1180,2 1058,7 949,3
Источник - Федеральная служба государственной статистики (далее ФСГС), Национального статистического комитета Республики Беларусь (далее НСК РБ)
Анализ демографических данных свидетельствует о том, что население Смоленской области за 18 лет сократилось на 13,7 % (150 тыс человек), Могилёвской на 12,1 % (146 тыс человек), Витебской на 13,8 % (189 тыс человек). Однако данное снижение имеет разные причины. Если для Смоленской области характерно снижение численности из-за естественной убыли населения, то в Могилёвской области 42 тыс человек уехали в другие регионы на постоянное место жительство, из Витебской области за тот же период уехало 18,1 тыс человек. Таким образом, для рассматриваемых
белорусских регионов в меньшей степени характерна естественная убыль населения (на 2017 г.: Витебская область - 4,7 человек на 1000 человек, Могилёвская область - 3,1 человек на 1000, Смоленская область - 6,4 человек на 1000), при значительной миграционной убыли, которая для Смоленской области менее характерна.
Низкий уровень рождаемости, высокая смертность и отток населения в более привлекательные с точки зрения уровня и качества жизни столичные регионы формируют негативный прогноз перспектив социально-экономического развития российско-белорусского приграничья. При этом Московская агломерация по населению и ВРП многократно превосходит Минскую. Средняя зарплата в Москве в два раз выше чем в Минске и почти в 4 раза выше, чем в приграничных областях РБ.
Сравнение Витебской, Могилёвской и Смоленской областей по уровню среднедушевых доходов показывает отставание белорусских регионов от российского приграничного региона (таблица 1). При этом численность населения белорусских регионов незначительно выше. Более низкий уровень доходов населения белорусских регионов делает их менее привлекательными для сбыта продукции смоленскими производителями. В то же время, меньшая стоимость рабочей силы, что подтверждается значениями средней заработной платы (таблица 3), позволяет белорусским организациям произвести товар с более низкими издержками и реализовать его в Смоленской области по конкурентным ценам.
Таблица 3
Динамика изменения среднемесячной заработной платы на душу в Днепро-двинском регионе (в долл. США)
Годы Витебская область Могилёвская область Смоленская область Отношение зарплаты в Смоленской обл. к Витебской обл. Отношение зарплаты в Смоленской обл. к Могилевской обл.
2000 66,4 66,6 58,9 0,887 0,884
2005 199,6 195,3 218,8 1,096 1,120
2010 364,1 364,1 478,0 1,313 1,313
2013 502,4 505,6 642,0 1,278 1,270
2017 356,4« 358,9 450,9 1,255 1,256
1) Без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности.
Источники - ФСГС, НСК РБ.
Сравнительно недорогая белорусская продукция имеет высокий спрос не только в Смоленской области, но и в других регионах России среди населения с низкими душевыми доходами, которых достаточно много и в преуспевающем Московском регионе.
Таблица 4
Розничный товарооборот торговых организаций ДДР
Регионы Розничный товарооборот в 2017 г. Среднедушевой объём розничного товарооборота в 2017 г. Сопоставление уровней среднедушевого товарооборота
в млн росс. руб. в тыс росс. руб. в %
Смоленская область 155933,9 164,0 100,0
Витебская область 130234,1 110,0 76,1
Могилёвская область 103680,1 97,7 59,6
Источник - ФСГС, НСК РБ.
Более высокие доходы населения обусловливают и более высокие показатели розничного товарооборота в Смоленской области в абсолютном выражении и в расчете на душу населения (таблица 4, 5).
Динамика изменения розничного товарооборота в приграничных регионах коррелирует с изменением средней заработной платы в анализируемом периоде (таблица 5).
Таблица 5
Динамика розничного товарооборота в ДДР
Годы Витебская область, в фактически действовавших ценах, млн долл. Могилёвская область, в фактически действовавших ценах, млн долл. Смоленская область, млн долл.
2000 651,4 542,9 529,3
2005 1 274,3 1 097,6 1 379,4
2010 2 591,3 2 132,1 3 228,3
2013 3 550,8 2 754,7 4 114,7
2015 2 424,3 1 914,6 2 567,3
2016 2 051,9 1 626,0 2 275,9
Источник - ФСГС, НСК РБ.
Розничный товарооборот в Смоленской области имеет более высокие значения после 2000 г. Из двух белорусских приграничных регионов наибольший товарооборот наблюдался в Витебской области, причем в некоторые гг. разница в объёмах относительно Могилевской области довольно значительна. Например, в 2013 году объём розничной торговли в Витебской области на 28,9 % больше, чем в Могилёвской области.
В целом же приграничные области уступают среднестрановым показателям оборота розничной торговли на душу населения (таблица 6).
Таблица 6
Сопоставление оборота розничной торговли на уровне стран и некоторых приграничных регионов Союзного государства
Государство/регион Оборот розничной торговли на душу населения в 2017 году
(долл. США) в % к среднему по стране
Российская Федерация 3479,5 100
Смоленская область 2851,1 81,9
Республика Беларусь 2191,2 100
Витебская область 1926,8 87,9
Могилёвская область 1743,9 79,6
Источник - ФСГС, НСК РБ.
Несмотря на общее отставание регионов от общегосударственных показателей нет оснований полагать, что оно обусловлено их приграничным положением. Аналогичные Смоленской области обороты розничной торговли на душу населения имеют иные не приграничные регионы. Например, Ивановская область - 2639,1 долл., Тверская область - 2870,8 долл., Рязанская область - 2744,2 долл. Аналогичная ситуация и с белорусскими регионами.
Наибольшая часть потенциальных потребителей приграничья сосредоточена в районных центрах и крупных городах рассматриваемых регионов (таблица 7).
Наибольший уровень заработной платы работников организаций среди городов в рассматриваемых регионах демонстрирует Десногорск. Средняя заработная плата в городе составляет 196 % от средней оплаты труда по трём регионам приграничья. Это обусловлено расположением в Десно-горске атомной электростанции (Смоленская АЭС), где уровень оплаты труда значительно выше, чем на других крупных предприятиях российско-белорусского приграничья. При этом жители Десногорска, тратят основную часть своих доходов за пределами места жительства. Розничный
товарооборот на душу населения в этом городе 490 долл. в год, в то время как среднемесячная заработная плата 754 долл. Стоит отметить, что объём розничной торговли приведён без учёта оборота малого бизнеса.
Таблица 7
Основная характеристика потребительского рынка городов Днепро-двинского региона в 2017 году
Региональные потребительские рынки Население на начало 2018 г Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2017 г. Розничный товарооборот на душу населения в 2017 г
тыс человек % долларов США % к среднему уровню долларов США % к среднему уровню
Смоленск 329,9 5,5 535,3 139,3 2851,1 131,2
Десногорск 27,9 0,5 754,0 196,2 490,3 22,6
Витебск 370,2 6,2 385,3 100,2 2298,5 105,7
Новополоцк 101,6 1,7 482,8 125,6 1832,0 84,3
Могилёв 381,4 6,4 396,9 103,3 2146,2 98,7
Бобруйск 217,5 3,7 361,9 94,2 1866,3 85,9
Всего ДДР 5953,8 100,0 384,4 100,0 2173,9 100
Источник - ФСГС, НСК РБ.
На втором месте по уровню заработных плат, в рассматриваемых регионах - Смоленск. Именно этот город, с точки зрения количества жителей и уровня заработных плат, представляет собой наиболее привлекательный рынок сбыта потребительских товаров, произведённых как в приграничье, так и других регионах Беларуси. При этом, в настоящее время Смоленск не имеет значительного количества крупных предприятий, работающих с прибылью, и способных повышать заработную плату сотрудникам. Финансово устойчивой можно назвать работу следующих предприятий города: ОАО «Измеритель», ОАО «Смоленский авиационный завод», ФГУП СПО «Аналитприбор», АО «Ледванс». Наибольший вклад в рост благосостояния граждан города Смоленска вносят финансово-кредитные учреждения и предприятия оптово-розничной торговли. В результате в Смоленске наибольший среди городов «Днепро-двинских регионов» розничный товарооборот на душу населения - 2851,1 долл.
Могилёвская и Витебская области характеризуются наличием большего, чем в Смоленской области количества производственных предприятий.
Среди городов Могилёвской и Витебской областей наибольшая среднемесячная заработная плата работников организаций в Новополоцке, являющемся центром белорусской нефтехимии. Здесь расположено ОАО «Нафтан» (Новополоцкий МПЗ). Уровень заработной платы в Новополоц-ке выше среднего значения «Днепро-двинских регионов» на 25,6 %. Однако количество населения, проживающего в данном городе, едва превышает 100 тыс человек, что не даёт возможности говорить о большой ёмкости потребительского рынка.
Также как в Смоленской области жители Десногорска отправляются за покупками в Смоленск и Рославль, в Витебской области жители Новопо-лоцка тратят часть заработанных денег в Витебске. В результате, как видно из Таблицы 6, Объём розничного товарооборота в Витебске получается больше, чем в Могилёве, несмотря на то, что среднемесячная заработная плата там выше.
В городе Могилеве уровень среднемесячной заработной платы работников организаций ниже, чем в Новополоцке, но выше, чем в Витебске. Это можно объяснить инвестиционной политикой проводимой руководством Могилевской области при поддержке республикой власти. В Могилёве создана Свободная экономическая зона и на постоянной основе проводится Международный инвестиционный форум. В результате в городе стали появляться новые производства и создаются высокооплачиваемые рабочие места.
Таким образом, можно говорить о сложившихся трансграничных различиях «Днепро-двинских регионов». Заработная плата жителей Смоленской области в среднем на четверть выше, чем в Могилёвской и Витебской области. При этом модель взаимодействия субъектов хозяйствования и потребителей ориентирована на производство потребительских товаров на белорусской территории и последующее их потребление на российской, в том числе через реэкспорт из Смоленской области в другие регионы РФ. В силу более высокой платёжеспособности российских потребителей белорусские производители ориентированы на завоевание российского рынка в большей степени, чем местного.
Распространение потребительских товаров и перемещение за товарами и услугами потребителей напрямую зависит от удобства транспортного сообщения. Проведённый анализ позволил выявить ряд проблем. Например, малое число регулярных автобусных рейсов между приграничными городами России и Беларуси (особенно между Смоленской и Могилёвской областью). Фактически регулярным сообщением связаны только Смоленск и Витебск. При этом, например, в Оршу из Смоленска ходит только один рейс, а в Могилёв и обратно нельзя съездить на один день10.
Существенной проблемой является и высокая стоимость железнодорожных билетов на рейсовые поезда.
Следует отметить, что проблемы существуют и при пересечении границы России и Беларуси на личном транспорте. Так, например, при въезде на территорию соседнего государства обязательным является оформление страховки (так называемой «зелёной карты»), стоимость которой нередко существенно превышает величину расходов на поездку в соседний приграничный город.
Таким образом, текущая транспортная доступность в пределах ДДР несмотря на «открытость» российско-белорусской границы сдерживает взаимные поездки граждан. Для смолян более целесообразно и просто съездить в Москву, а для жителей Могилёва и Витебска в Минск. Тем не менее более качественная транспортная инфраструктура в Смоленской и Витебской области сказываются на величине товарооборота на душу населения.
Усиление межрегиональных различий по социальным показателям в белорусско-российском приграничье отражается на потребительских предпочтениях населения, которые являются важным индикатором динамики приграничного потребительского рынка. Об этом свидетельствует анализ социологического обследования населения по обе стороны границы, в частности характера его трансграничных перемещений.
Целевые регионы перемещения смолян на территории Республики Беларусь представлены на рисунке 1.
Большинство граждан Смоленской области, въезжающих в Беларусь, направляются в Минскую и Витебскую области. Именно в этих регионах они могут реализовать одну из своих приоритетных целей поездки, связанную с потреблением развлекательных и туристических услуг. В Минской области находиться крупный аквапарк и зоопарк, а также горнолыжные комплексы в Логойске. Витебск притягивает внимание туристов из Смоленской области проведением фестиваля «Славянский базар». В то время Могилёвская область остается без внимания смолян, ведь на её территории нет объектов предоставляющих приоритетные для смолян услуги. Результаты социологического опроса подтверждают ранее сделанный вывод, что объём розничного товарооборота на территории российско-белорусского приграничья обоснованно выше в Витебской области, благодаря транспортной доступности этого региона и наличию событий, притягивающих внимание потребителей.
Следует подчеркнуть, что при ответе на вопрос о целях поездки в соседнее государство смоляне чаще всего (39,9 %) ставили на первое место цель -«навестить родственников/друзей/знакомых». Основными целями, помимо посещения родственников, также являются туризм (25,6 %) и развлечения (20,5 %). Приобретение продуктов питания носит не столько целенаправленный характер, сколько сопутствующий основной цели поездки.
Таким образом, тенденция перемещения смолян через границу России и Белоруссии для приобретения продуктов питания сформировавшаяся в период до 2010 г., практически утратила свою актуальность в силу выравнивания цен и ассортиментного наполнения.
Рис. 1. Наиболее часто посещаемые регионы Республики Беларусь респондентами из Смоленской области
Ещё реже смоляне посещают белорусские регионы с целью приобретения одежды: только 6,6 % поставили её на первое место, 7,1 % - на второе и 9,6 % - на третье. Тем не менее, эта цель устойчиво прослеживается в рангах с 3 по 6. Это свидетельствует о том, что смоляне время от времени приобретают одежду белорусского производства при поездках в Беларусь.
Несколько иная ситуация с потребительским поведением смолян в регионе своего проживания. Было установлено, что белорусские товары в Смоленской области приобретает абсолютное большинство респондентов - 73,97 % от числа опрошенных (рисунок 2). При этом лишь 22,6 % опрошенных заявили, что не уточняют производителя и, скорее всего, не задумываются над тем, кто в конечном итоге является производителем, либо они не занимаются закупками товаров повседневного спроса в семье.
Приобретаете ли Вы в своем регионе белорусские товары?
Рис. 2. Количество респондентов, приобретающих белорусские товары
Среди широкого ассортимента продукции белорусского производства, представленной на потребительском рынке Смоленской области, в рамках обследования были выявлены наиболее популярные категории товаров. Наиболее популярны у смолян молочные продукты. Из числа смолян, приобретающих белорусские продукты, 92,6 % часто приобретают молочную продукцию, 47,4 % - мясную продукцию, 38,7 % - хлебобулочную продукцию, далее одежда и обувь - по 34 %. То есть каждый четвёртый от общего числа опрошенных носит белорусскую одежду и обувь, два смолянина из трёх целенаправленно покупают молочные продукты из Беларуси.
Не всегда потребители высоко оценивают качество приобретаемых ими белорусских товаров, особенно это характерно для молочной и алкогольной продукции. В то же время, несмотря на невысокую частоту приобретения, смоляне считают высококачественной бытовую технику и одежду из Беларуси. Это объясняется большим периодом полезного использования этих товаров.
В рамках исследования установлено, какой товар для потребителей, проживающих в Смоленской области, более качественный: российский или белорусский. 13,93 % респондентов твёрдо указывают на большую симпатию к качеству белорусских товаров, чем к российским, а 47,95 % -чаще сталкиваются с более качественными белорусскими товарами, чем с российскими. Тем не менее, твёрдо уверенных в более высоком качестве российского товара примерно столь же сколько, как и в отношении белорусского - 14,61 %. Несмотря на симпатии смолян к белорусской продукции, большинство из них не считает себя привязанным к ней. Это можно увидеть на рисунке 3.
Примерно для 40 % смолян отсутствие возможности приобрести белорусские товары будет ощутимым. А 20,09% вообще не видят большой трагедии в отсутствии белорусских товаров. Таким образом, белорусские товаропроизводители достаточно широко, с точки зрения номенклатуры, и глубоко, с точки зрения узнаваемости и лояльности потребителей, внедрились в смоленский рынок. Это спровоцировало сокращение поездок резидентов Смоленской области в приграничные регионы Беларуси за продуктами и одеждой.
В зависимости от возрастной группы респонденты по-разному ведут себя при покупке товаров. О готовности поехать в соседний регион Беларуси больше всего заявили смоляне в возрасте от 40 до 55 лет, в то время как молодое поколение практически не рассматривает такой вариант. Следовательно, за товарами, основываясь на привычках из прошлого, в Республику Беларусь ездят в основном представители старшего поколения, а молодёжь делает покупки в Интернете, либо едет в соседний регион РФ, нетрудно предположить, что это город Москва.
В целом все возрастные группы населения удовлетворены и находят то, что ищут, не выезжая за пределы Смоленской области.
Будет ли для Вас ощутимым отсутствие возможности приобретать товары и/или пользоваться услугами белорусских организации?
Рис. 3. Привязанность потребителей Смоленской области к белорусским товарам и услугам
Считаете ли Вы, что организации, предоставляющие услуги в Смоленской области, могут удовлетворить Ваши текущие потребности?
Рис. 4. Удовлетворённость смоленских потребителей услугами, предоставляемыми в регионе их проживания
По результатам социологического исследования установлено, что 38 % смолян выезжают за пределы Смоленской области для удовлетворения своих потребностей в услугах, в то время как за удовлетворением потребностей в товарах, как было установлено выше, выезжают лишь 12 % респондентов. При этом, как видно из рисунка 4, 72,15 % смолян считают, что организации предоставляющие услуги в Смоленской области, могут удовлетворить их потребности.
Жители соседних Витебской и Могилёвской областей так же, как и смоляне, довольно редко посещают приграничное государство. 34,98 % респондентов делают это не чаще одного раза в несколько лет, что на 12 % меньше в сравнении со смолянами. При этом 29,59 % респондентов заявляют, что и вовсе не были в Российской Федерации. То есть из числа белорусских респондентов практически каждый третий не был в РФ, а из числа смолян - каждый пятый. Общей закономерностью для респондентов российско-белорусского приграничья является значительная доля молодых людей в возрасте до 30 лет, которые ни разу не посещали соседнее приграничное государство. Причём в белорусских регионах порядка 40 % респондентов не были в РФ, а в российском - порядка 25 % не были в РБ. Также значительное число от 30 до 45 % в зависимости от региона бывают в соседнем государстве лишь 1 раз в несколько лет.
Белорусы так же, как и смоляне, в большинстве своём приезжают в приграничное государство с целью посещения родственников. 44,2 % респондентов от общего числа, хотя бы раз посещавших РФ, поставили данную цель поездки на первое место. Таким образом, сегодня перемещение жителей приграничных регионов России и Беларуси в оба направления в большей степени стимулируются родственными связями, а не экономической целесообразностью поездок за покупками или в целях туризма. Приобретение одежды и продуктов является сопутствующей целью поездок как для белорусов, так и для россиян. 34,3 % опрошенных из числа посещавших РФ указывают Московский регион в качестве целевого; 18,6 % указывают Ленинградскую область, Смоленскую - 19,5 %. Таким образом, жители Витебской и Могилёвской областей по сути проезжают мимо приграничной Смоленской области и направляются далее для реализации своих фактических целей поездки.
По результатам социологического исследования было установлено, что российские товары в Могилёвской и Витебской областях приобретает гораздо меньшее количество респондентов, чем белорусских товаров смолянами - 43,39 % к 73,97 % соответственно.
Отличительной особенностью ответов респондентов из российского и белорусского приграничья является тот факт, что россияне часто приобретают белорусскую продукцию, которая является, по их мнению, качественной. В то время как респонденты Могилёвской и Витебской областей не всегда довольны качеством российского товара, который они приобретают.
Как показывают результаты исследования, респонденты как из Белоруссии, так и из России считают белорусские товары значительно более качественными. Не более 20 % респондентов из Беларуси и не более 30% респондентов из России считают, что российские товары качественнее белорусских. Тем не менее, порядка 40 % респондентов Могилёвской и Витебской областей заявляют о привязанности к потреблению российских товаров и услуг.
Респонденты Могилёвской и Витебской областей находят меньшее количество нужных им товаров в рамках своего потребительского рынка, чем россияне (43,56 % к 53,88 % соответственно). При этом выехать за пределы своего региона готовы 17 % белорусских респондентов и 12,1 % смолян. Кроме того, недостающие на потребительском рынке товары жители Беларуси чаще покупают в интернете (16,5 %), нежели в аналогичной ситуации смоляне (14,16 %). Всё это свидетельствует о том, что смоленский потребительский рынок более развит и предлагает хороший ассортимент товаров для покупателей. Потребительский рынок Могилёв-ской и Витебской областей меньше и по ассортименту, и по количеству предлагаемых товаров, поэтому некоторая часть потребителей вынуждены ездить за товарами в Россию (8,25 %) или приобретать их в интернете. Некоторые делают это попутно, навещая родственников.
Очевидно, это объяснятся менее широким ассортиментом товаров в магазинах белорусского приграничья и более высокими издержками для поездок в Минск или российские регионы за покупками, нежели приобретение в сети интернет. Стоит отметить, что данная тенденция носит негативный характер для развития приграничных регионов и является подтверждением, набирающей популярность «концепции близости» в эко-номгеографической науке11. Если раньше граждане искали недостающие им товары в соседних регионах, в соседних странах, то теперь издержки заказа товаров через интернет гораздо ниже, чем издержки поиска и поездки за ними самостоятельно. Географическая близость взаимодействующих между собой экономических агентов теряет свою значимость. Издержки коммуникаций между экономическими субъектами, находящимися за тысячи километров друг от друга, сравнялись с издержками коммуникаций между организациями работающими в соседних офисах. Данная ситуация уже сейчас наблюдается в сфере «B2B». Хозяйствующие субъекты, с развитием отрасли телекоммуникаций, всё чаще будут заменять и уже сейчас заменяют личный «offline» контакт на переговоры и презентации продуктов «online». Если раньше процесс закупки товаров, их демонстрация и другие цели взаимодействия требовали командировки сотрудников, то теперь это не всегда обязательно. Искать партнеров и взаимодействовать с ними становится проще вне зависимости от географического местоположения контрагентов. По сути, традиционный розничный потребительский рынок трансформируется в пространство электронной коммерции с ограниченным действием фактора границ. Развитие взаимодействия через интернет снижает и трудовую миграцию. Специалисты в области информационных технологий, бухгалтерия, вынесенная на аутсорсинг, медицинское консультирование и другие услуги во все большей степени будут оказываться удалённо.
Интеграционный процесс России и Белоруссии, безусловно и дальше будет оказывать существенное влияние на развитие потребительско-
го рынка приграничных регионов. Проведанный анализ статистической и социологической информации свидетельствует о том, что столичные регионы двух государств получают преимущества от интеграционного процесса, который упрощает перемещение человеческих, финансовый и материальных ресурсов через границу в сторону регионов с более высоким уровнем экономического потенциала. Регионы российско-белорусского приграничья не сумели сформировать потребительский рынок, способный стать центром удовлетворения платёжеспособного спроса как местных жителей, так граждан Союзного государства в целом. От белорусско-российской интеграции в основном выигрывают столичные регионы. Данная ситуация повторят происходящее на пространстве ЕС. При этом для развития ДДР более значимо положение относительно Московской и Минской агломераций региона, нежели относительно друг друга. Дальнейший отток ресурсов и общее снижение численности население приграничных регионов будут снижать экономический потенциал данных территорий и усиливать экономическое отставание от столичных регионов.
Как было выявлено в социологическом исследовании, основная цель поездки в соседнюю страну граждан, проживающих в приграничье - навестить родственников и друзей. Так ответили 39,9 % - жителей Смоленской области, 44,2 % - жителей Могилёвской и Витебской областей. Скорее всего, фактор родства и старой дружбы, который возник благодаря советской системе перераспределения выпускников по местам работы и который оказал существенное влияние на связанность всех советских республик, постепенно будет снижать своё влияние на перемещение граждан Союзного государства через границу России и Беларуси. Переориентация некоторой части потребителей на покупку товаров через интернет, снижения интенсивности деловых поездок, ослабление родственных и дружеских связей неизбежно будут понижать социальную связанность российско-белорусского приграничья.
Сокращению потенциала малой интеграции следует противопоставить общую стратегию развития потребительского рынка, рынка труда, инфраструктуры и экономики в целом. В противном случает белорусско-российское приграничье превратиться в зону хронической депрессии с неясными последствиями для Союзного государства и евразийского интеграционного процесса.
Примечания Endnotes
1 Мисько О.Н. Международная экономическая интеграция. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2015. 174 с.
2 Kolosov V., Scott J. Selected conceptual issues in border studies // Belgeo, 2013, no. 4, pp. 9-21.
3 Вардомский Л.Б. Российское порубежье в условиях глобализации. Москва, 2009. 216 с.
4 Абдразакова Э.Р., Архипова Е.В., Дахин А.В., Зверев Ю.М., Курила И.И., Ломсад-зе Д.Г., МакарычевА.С., Реут О.Ч., СтепановА.В., СтукановА.С., Сурков Ф.А., Трапш Н.А., Троякова Т.Г. Международная интеграция российских регионов. Москва, 2007. 304 с.
5 Шелег Н. С. Формирование единого потребительского рынка Союзного государства: предпосылки и интересы // Белорусский экономический журнал. - 2007. -№1 (38). С. 17-24.
6 Шлапеко Е.А. Степанова С.В. Развитие приграничной торговли в России: общие тенденции и особенности // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2017 . - Т. 23. №1. - С. 130-138.
7 Колосов В.А. Трансграничная регионализация и фронтальерские миграции: европейский опыт для России// Региональные исследования. - 2016. - № 3 (53). - С. 83 - 93.
8 Квашнин Ю.Д. Белорусские товаропроводящие сети в странах СНГ// Журнал евразийской экономической интеграции. - 2013. - № 1 (18). С. 85-96.
9 Кузавко А.С., Шевченко О.А. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в условиях евразийского экономического союза // Социально-экономические проблемы развития предпринимательства: региональный аспект: Материалы VI Ежегодной Международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. - 2017. С. 148-152.
10 Барановский И.Ю. Транспортный комплекс российско-белорусского приграничья: серьёзные проблемы или заманчивые перспективы // Вестник приграничья. - 2018. - № 21. С. 10-12.
11 Замятина Н.Ю., ПилясовА.Н. Концепция близости: зарубежный опыт и перспективы применения в России. // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2017. - № 3. С. 8-21.
Авторы, аннотация, ключевые слова
Вардомский Леонид Борисович - докт. экон. наук, заведующий Центром постсоветских исследований Института Экономики Российской Академии Наук (Москва). [email protected]
Кузавко Антон Сергеевич - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики Смоленского государственного университета (Смоленск). akuzavko@ rambler.ru
Настоящая статья посвящена малоизученной проблеме формирования потребительского рынка в приграничных регионах, России и Беларуси. В статье приведён анализ развития потребительского рынка в Смоленской, Витебской и Могилёвской областях, а также потребительских предпочтений граждан, проживающих на этой территории. Авторами описана эволюция приграничной торговли в условиях интеграционного процесса России и Беларуси за последние 25 лет. Приведена сравнительная социально-экономическая характеристика регионов российско-белорусского приграничья. Описаны актуальные потребительские характеристики приграничного рынка. Методический инструментарий исследования включает методы обработки статистических данных и социологического опроса населения по различным аспектам их потребительского поведения.
Союзное государство, потребительский рынок, белорусско-российское приграничье, Днепро-двинские ворота, потребительское поведение, интеграция, ЕАЭС, межрегиональные различия, социологическое исследование, статистика белорусско-российского приграничья
References
Articles from Scientific Journals
1. Kolosov V., Skott Dzh. Izbrannyye kontseptualnyye voprosy prigranichnykh issledo-vaniy. Belgeo, 2013, no. 4, pp. 9-21.
2. Sheleg N.S. Formirovaniye yedinogo potrebitelskogo rynka Soyuznogo gosudarst-va: predposylki i interesy. Belorusskiy ekonomicheskiy zhurnal, 2007, no. 1 (38), pp. 17-24.
3. Shlapeko Ye.A. Stepanova S.V. Razvitiye prigranichnoy torgovli v Rossii: obshchi-ye tendentsii i osobennosti. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, vol. 23, no. 1, pp. 130-138.
4. Kolosov V.A. Transgranichnaya regionalizatsiya i frontalyerskiye migratsii: yevropey-
skiy opyt dlya Rossii. Regionalnyye issledovaniya, 2016, no. 3 (53) , pp. 83-93.
5. Kvashnin Yu.D. Belorusskiye tovaroprovodyashchiye seti v stranakh SNG. Zhurnal yevraziyskoy ekonomicheskoy integratsii, 2013, no. 1 (18), pp. 85-96.
6. Zamyatina N.Yu., Pilyasov A.N. Kontseptsiya blizosti: zarubezhnyy opyt i perspektivy primeneniya v Rossii. Izvestiya Rossiyskoy akademii nauk, 2017, no. 3, pp. 8-21.
Articles from Proceedings and Collections of Research Papers
8. Kuzavko A.S., Shevchenko O.A. Problemy razvitiya malogo i srednego biznesa v usloviyakh yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Sotsialno-ekonomicheskiye problemy razvitiya predprinimatelstva: regionalnyy aspekt: materialy VI Yezhegod-noy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - St. Petersburg, 2017, pp. 148-152.
Monographs
9. Misko O.N. Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya, St. Petersburg, 2015, 174 p.
10. Vardomskiy L.B. Rossiyskoye porubezhye v usloviyakh globalizatsii, Moscow, 2009, 216 p.
11. Abdrazakova E.R., Arkhipova Ye.V., Dakhin A.V., Zverev YU.M., Kurila I.I., Lomsadze D.G., Makarychev A.S., Reut O.CH., Stepanov A.V., Stukanov A.S., Surkov F.A., Trapsh N.A., Troyakova T.G. Mezhdunarodnaya integratsiya rossiyskikh regionov, Moscow, 2007, 304 p.
Authors, abstract, keywords
Leonid B. Vardomsky - Doctor of Economics, Head of the Center for Post-Soviet Studies, Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) [email protected]
Anton S. Kuzavko - Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Economics, Smolensk State University (Smolensk, Russia). akuzavko@ rambler.ru
This article is devoted to the little-studied problem of the formation of the consumer market in the border regions, Russia and Belarus. The article gives an analysis of the development of the consumer market in the Smolensk, Vitebsk and Mogilev regions, as well as consumer preferences of citizens residing in this territory. The authors describe the evolution of cross-border trade in the context of the integration process between Russia and Belarus over the past 25 years. The comparative socio-economic characteristics of the regions of the Russian-Belarusian borderland are given. The methodological tools of the study include methods for processing statistical data and a sociological survey of the population on various aspects of their consumer behavior.
The Union State, the consumer market, the Belarusian-Russian borderland, the Dnieper-Dvina gate, consumer behavior, integration, EEU, interregional differences, sociological research, statistics of the Belarusian-Russian borderland.