нами культурно-географических районов (ре- еще в 1980-х гг. реформы административно-
гионов) на протяжении последних 500-700 лет. территориального деления Республики Бела-
Результаты исследования могут быть исполь- русь, так и при проведении широкого спектра
зованы как при осуществлении намеченной регионологических исследований.
Литература
1. Атлас гісторьіі Беларусі. - Мн.: БелЭн., 2004.
2. Беларусь: Этнагеаграфія. Дэмаграфія. Дыяспара. Канфесіі. Атлас. - Мн., 1996.
3. Жучкевич В. А. Общая топонимика. - Мн.: Высшая школа, 1980.
4. Манаков А. Г. Геокультурное пространство Северо-Запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. -Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦНТ. 2002. - 300 с.
5. Манаков А. Г. На стыке цивилизаций: Этнокультурная география Запада России и стран Балтии. - Псков: Изд-во ПГПИ, 2004. - 296 с.
6. Ридевский Г В. Социально-эколого-экономические районы Могилевской области // География Могилевской области / Под ред. И. И. Пирожника, И. Н. Шарухо. - Могилев, 2004.
7. Русская диалектология / Под ред. Л. Л. Касаткина. - М.: Просвещение, 1989.
8. Смоліч А. А. Географія Беларусі. 3 выд. Вільня, 1923; 4-выд. - Мн., 1993.
9. Цітоу В. С. Гісторыка-этнаграфічныя рэпёны Ютнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя. - Мн.: БСЭ, 1989.
10. Шарухо И. Н. Опыт проведения культурно-географического районирования Беларуси // Районирование в современной экономической, социальной и политической географии: потенциал, теория, методы, практика. - Ростов-на-Дону-Москва, 2004.
11. Этнаграф1я Беларусі. - Мн.: Беларуская савецкая энцыклопедыя, 1989.
Г. В. Ридевский
ПОГРАНИЧНЫЕ РАЙОНЫ БЕЛОРУССИИ:
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Исследование проведено при финансовой поддержке БРФФИ
(проект №»ГО4Р-033)
Основные цели работы и методика оценки ресурсного потенциала административных районов Белоруссии
Как правило, пограничные районы большинства стран мира - относительно отсталые части этих государств. Приграничное сотрудничество различных государств - малая экономическая интеграция - может и должна способствовать устойчивому социально-экономическому развитию приграничных регионов и сближению уровня их социально-экономического развития с наиболее развитыми районами своих стран и между странами. Опыт стран Европейского Союза (ЕС) свидетельствует, что малая экономическая интеграция - весьма важный фактор, способствующий решению проблем социально-экономического развития приграничных регионов. На основе приграничного сотрудничества возможно эффективное использование ресурсного потенциа-
ла пограничных территорий обоих государств и повышение темпов экономического роста и уровня жизни населения.
Возможности приграничного сотрудничества соседних стран определяются экономическим, демографическим и природно-ресурсным потенциалом, прежде всего, тех регионов, которые непосредственно примыкают к государственной границе. В связи с этим исследование ресурсного потенциала приграничного сотрудничества является актуальной научной задачей. Основными целями данного исследования являлись:
• оценка ресурсного потенциала и уровня экономического развития приграничных районов Белоруссии в сравнении с ресурсным потенциалом и уровнем экономического развития других не пограничных районов этой страны;
• сравнительная оценка уровня экономического развития приграничных районов Бе-
лоруссии на границах с Польшей, Литвой, Латвией, Украиной и Россией;
• выявление районов белорусского приграничья, обладающих наибольшим потенциалом приграничного сотрудничества.
Для сравнения приграничных районов Белоруссии с другими не пограничными районами страны методами топологического анализа на основе административно-территориального деления страны были выделены четыре группы административных районов: районы первого топологического слоя - приграничные (непосредственно выходящие к границе); районы второго топологического слоя, граничащие с районами первого топологического слоя; районы третьего топологического слоя, граничащие с районами второго топологического слоя; районы топологического центра страны - непосредственно граничащие с районами третьего топологического слоя.
Для оценки ресурсного потенциала административных регионов Белоруссии использовались три ключевых потенциала: экономический потенциал, демографический потенциал и природно-ресурсный потенциал.
В качестве экономического потенциала рассматривался фонд среднемесячной заработной платы в административных районах страны в процентах от национального уровня. Фонд заработной платы был рассчитан как произведение среднегодовой численности занятых в районе на их среднюю номинальную начисленную заработную плату по итогам 2003 г. [1].
В качестве демографического потенциала каждого района Белоруссии рассматривалась доля района в населении страны в процентах на 1.01.2004 г.
В качестве величины природно-ресурсного потенциала рассматривалась доля площади района в процентах от площади страны. Подобное достаточно грубое допущение возможно в силу широко известной и достоверной зависимости, чем больше площадь территории, тем большее ее богатство природными ресурсами. Для районов, наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, природно-ресурсный потенциал (доля в площади страны) рассчитывался без учета площади зон с плотностью загрязнения почв
цезием-137 более 15 Ки/ кв. км (зоны первоочередного и последующего отселения), а площадь зон с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/ кв. км (зоны с правом на отселение) принималась за 50% их площади.
В том случае, если центром района является город областного подчинения, данные по административному району суммировались с данными по городу областного подчинения.
Полуссумма природно-ресурсного, демографического и экономического потенциала рассматривалась как показатель совокупного ресурсного потенциала того или иного административного района.
Отношение экономического потенциала к демографическому потенциалу - индекс социально-экономической сбалансированности (Исэс) - характеризует уровень социальноэкономического развития того или иного района или группы районов. По своему физическому смыслу этот показатель близок к валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения. Поскольку ВРП для областей и районов Белоруссии не рассчитывается, Исэс можно рассматривать как наиболее репрезентативный индикатор социально-экономического развития территории.
Общая характеристика границ
Республика Беларусь - достаточно ком -пактная страна, протяжённость, которой с севера на юг составляет 560 км, а с запада на восток - 650 км. В стране практически отсутствуют территории, удаленные от границ более чем на 240-250 км. Столица Белоруссии г. Минск находится в 215 км от Вильнюса, в 450 км от Риги, в 550 км от Варшавы, в 580 км от Киева, в 700 км от Москвы и в 1060 км от Берлина [2].
Общая протяжённость границ Республики Беларусь составляет 2.969 км. 86,6% современных границ Белоруссии - новые границы со странами, ранее входившими в состав СССР. К старым границам относится только граница Белоруссии с Польшей. Сегодня Белоруссия имеет границы с пятью странами: Польшей на западе - 399 км; с Литвой и Латвией на северо-западе, соответственно 462 и 143 км, с Украиной на юге - 975 км и
Российской Федерацией на востоке - 990 км [2]. Границы с Польшей, Латвией и Литвой -это границы Белоруссии со странами Европейского Союза (ЕС) и НАТО (33,8% всех границ страны). На границах со странами ЕС действует визовый режим - это самая непрозрачная часть белорусской границы. Белорусско-украинская граница полупрозрачна - на ней действует пограничный и таможенный контроль. Граница России и Белоруссии остается прозрачной, однако, при ее пересечении на приватном автотранспорте приходится преодолевать разного рода препятствия: необходимо оформить страховку, возможен досмотр машины, необходимо иметь список пассажиров, могут действовать запреты на
ввоз-вывоз определенных товаров и т.п. Большинство автомобильных дорог на российско-белорусской границе с двух сторон имеют определенную пограничную инфраструктуру: оборудованы площадками для досмотра автотранспорта, милицейскими постами.
Транспортные связи приграничных регионов
Со всеми соседями Белоруссия связана автомобильными и железными дорогами. Среди важнейших транспортных магистралей страны: первый транспортный коридор - полимагистраль Варшава-Брест-Минск-Орша-Москва (электрофицированная двухпутная железнодорожная магистраль и автомагистраль
Таблица 1
Число пунктов пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта на границах Белоруссии с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной
Участок границы Число пограничных пунктов пропуска автомобильного транспорта Число пограничных пунктов пропуска ж/д транспорта Средний участок границы на 1 пункт пропуска автомобильног о транспорта, км Средний участок границы на 1 пункт пропуска ж/д транспорта, км
Польша- Белоруссия Брузги, Берестовица, Песчатка, Козловичи, Брест (Варшавский мост). Брузги, Пограничный, Свислоч, Высоко-Литовск, Брест. 79,8 79,8
Литва- Белоруссия Видзы, Мольдевичи, Лынтупы, Котловка, Лоша, Каменный Лог, Клевица, Г еранены, Бенякони, Дотишки, Поречье, Привалка. Годутишки, Г удогай, Беняконе, 99-й км, Чернуха. 38,5 92,4
Латвия- Белоруссия Урбаны, Григорощина. Бигосово. 71,5 143
Украина- Белоруссия Томашовка, Олтуш, Мокраны, Дивин, Мохро, Невель, Верхн. Теребежов, Глушкевичи, Новая Рудня, Александровка, Новая Гута, Веселовка. Сушитница Бухличи, Словечно, Посудово, Иолча, Кравцовка, Куток. 81,3 139,3
Прим.: Таблица составлена на основе данных [3] и других картографических источников.
Е30), второй транспортный коридор - полимагистраль С.-Петербург-Витебск-Орша-Моги-лев-Калинковичи-Одесса (железнодорожная магистраль и автомагистраль Е95). От второго транспортного коридора в Жлобине отходят железнодорожные ответвления на Гомель и далее на Украину и на Минск-Вильнюс-Клай-педу. Параллельно железнодорожной магистрали Гомель-Минск-Вильнюс (электрофициро-вана на участке Осиповичи-Минск-Молодеч-но) проходят автомобильные магистрали европейского значения: Брянск-Гомель-Минск (Е271) и Минск-Вильнюс (Е28).
Табл. 1 дает информацию о числе пунктов пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта на границе Белоруссии с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной. Анализ табл. 1 свидетельствует, что наиболее проницаемы для автомобильного и железнодорожного транспорта границы Белоруссии с Польшей и Литвой, а в меньшей степени с Латвией и Украиной.
Российско-белорусскую границу пересекают 6 железнодорожных магистралей: По-лоцк-Великие Луки, Витебск-Дно, Витебск-Смоленск, Орша-Смоленск, Кричев-Рославль, Кричев-Унеча, Гомель-Брянск и 11 автомобильных дорог республиканского значения: Верхнедвинск-Псков, Полоцк-Псков, Россо-ны-Псков, Витебск-Санкт-Петербург (она же автомобильная магистраль европейского значения Е95), Витебск-Велиж, Витебск-Смо-ленск, Орша-Смоленск (она же автомобильная магистраль европейского значения Е30), Мстиславль-Хиславичи, Кричев-Рославль, Костюковичи-Унеча, Гомель-Брянск [3]. Проницаемость границы Белоруссии с Россией для автомобильного и железнодорожного транспорта значительно уступает границам с Польшей и Литвой и примерно соответствует проницаемости границ Белоруссии с Украиной и Латвией. Хотя следует учитывать, что дороги местного значения значительно увеличивают проницаемость границы с Россией для автотранспорта.
Движение пригородных поездов на российско-белорусской границе в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: Полоцк-Новосокольники (1 раз в день), Полоцк-Великие Луки (1 раз в день), Полоцк-
Новосокольники-Великие Луки (1 раз в день), Орша-Смоленск (2 раза в день), Витебск-Смо-ленск (2 раза в день), Кричев-Унеча (1 раз в день), Гомель-Новозыбков (3 раза в неделю). С 2001 г. прекращено движение пригородных поездов на участке Кричев-Рославль.
Прямое автобусное сообщение есть между следующими городами из числа пограничных областей России и Белоруссии: Ви-тебск-Великие Луки (2 раза в день), Витебск-Псков (1 раз в день), Витебск-Смоленск (1 раз в день), Витебск - Велиж (4 раза в неделю), Мстиславль-Смоленск- (1 раз в день), Мстиславль-Хиславичи (1 раз в день), Кри-чев - Рославль (1 раз в день), Гомель-Брянск (3 раза в неделю), Гомель-Новозыбков (4 раза в день), Гомель-Климово (2 раза в день), Го -мель-Клинцы (через день).
Нельзя признать, что такая низкая интенсивность сообщений между приграничными регионами России и Белоруссии способствует активному приграничному сотрудничеству двух стран. Если пригородный поезд ходит один раз в сутки, то он, как правило, сразу же отправляется назад после прибытия на конечную станцию. Это, безусловно, наносит сильный удар по приграничной торговле между странами, поскольку у пассажиров просто не хватает времени для закупки товаров и посещения рынка. Поэтому не случайно, что большинство жителей белорусского приграничья посещают приграничные регионы на собственном автотранспорте. В то же время большинство опрошенных летом-осенью 2004 г. жителей приграничных регионов Белоруссии отметили, что в России ниже цены на продовольственные и промышленные товары, т.е. существует ценовой градиент, который дает возможность развиваться приграничной торговле.
В более выгодном отношении среди других регионов российско-белорусского приграничья оказался Смоленск, который лучше других российских регионов связан пригородным железнодорожным сообщением с регионами Белоруссии и, безусловно, стал главным торговым центром на российско-белорусском пограничье. Система современных вещевых и продовольственных рынков на правом берегу Днепра (Заднепровье) располагается на территории «Литовского гостиного двора»,
который на протяжении столетий был главным рынком во взаимной торговле Московской Руси и Великого княжества Литовского. По объёму собираемых торговых пошлин в конце XVI в. Смоленск уступал в России только Москве [4, с. 75].
На рынках современного Смоленска, как и сотни лет назад, идёт активная розничная и мелкооптовая торговля - отовариваются пассажиры-челноки пригородных поездов, прибывших из Витебска, Орши и Могилёва (через Оршу), здесь же производятся более массовые закупки товаров белорусскими частными предпринимателями для продажи на рынках и в частных магазинах разных городов Белоруссии (вывозятся автомобильным транспортом). По объёму розничной торговли на душу населения в 2003 г. Смоленск занимал лидирующие позиции среди всех районов и городов областного подчинения пограничных с Белоруссией областей Российской Федерации [5, с. 180; 6, с. 145; 7, с. 220].
Четыре топологических слоя административных районов Белоруссии
К районам первого топологического
слоя, т.е. к приграничным районам, непосредственно выходящим к государственной границе Белоруссии, согласно рис. относятся 44 административных района пяти областей страны. Пять административных районов одновременно граничат с двумя странами: Брестский с Польшей и Украиной, Гродненский с Польшей и Литвой, Браславский с Литвой и Латвией, Верхнедвинский с Латвией и Россией, Добрушский с Россией и Украиной. Приграничные районы находятся в 30-50 км зоне примыкающей к границе.
В приграничных районах находятся 6 городов с населением более 100 тыс. чел. (Го -мель, Витебск, Гродно, Гомель, Пинск, Ново-полоцк) из 14 подобных городов Белоруссии.
В силу относительно небольших размеров Белоруссии приграничные районы оказались наиболее многочисленными из всех районов страны, выделенных на основе топологического анализа. Поскольку в большинстве областей Белоруссии их центры располагаются эксцентрично, в число приграничных районов попали четыре из шести областных
центров страны: Витебск, Гомель, Гродно и Брест.
Эксцентричное положение большинства областных центров вблизи границ Республики Беларусь можно объяснить тем, что современная Белоруссия включает только центральную часть этнической белорусской территории, которую она занимала на рубеже Х1Х-ХХ вв. На севере этническая белорусская территория в то время включала Себеж и Невель (теперь Псковская область), на востоке многие регионы современной Смоленской и Брянской областей, на северо-западе район Белостока, Вильны и Даугавпилса (Двинска) [8, с. 43]. Общая площадь Белоруссии в этнографических границах Х1Х-ХХ вв. составляла более 300 тыс. км кв., т.е. современная Белоруссия включает не более 2/3 её былой этнической территории [9, с. 4]. Только в районе Бреста современная граница Белоруссии была близка к этнической, поскольку Брест издревле развивался как пограничная крепость на Западном Буге [8, с.43].
Согласно социально-эколого-экономи-ческому районированию Белоруссии 2003 г. [10] в число приграничных районов попали 7 из 15 региональных центров. Кроме отмеченных выше областных центров, это города: Пинск, Кричев и Полоцк. Социально-экологоэкономические районы Белоруссии выделены на основе сбалансированности социально-экономического и природно-ресурсного потенциала и представляют собой региональные воспроизводственные системы, в пределах которых возможно воспроизводство социально-экономического и природно-ресурсного потенциала. В перспективее социально-эколого-эконо-мические районы Белоруссии можно рассматривать как потенциальные единицы административно-территориального деления. В пределах таких территориальных систем возможна эффективная разработка и реализация региональных стратегий устойчивого развития.
Как организующие центры соответствующих социально-эколого-экономических районов семь региональных центров белорусского пограничья имеют возможности активно вовлекать в приграничное сотрудничество со странами-соседями ресурсный потенциал возглавляемых ими территориальных систем. Хо -
рошие транспортные связи городов - центров социально-эколого-экономических районов белорусского приграничья с зарубежьем и своим хинтерландом облегчают выполнение ими функций организаторов хозяйственной жизни и приграничного сотрудничества в зонах своего непосредственного влияния.
В силу того, что среди 44 приграничных районов столь значительное число крупных региональных центров, районы белорусского приграничья обладают значительным демографическим и экономическим потенциалом (табл. 2). По площади занимаемой территории и величине природно-ресурсного потенциала районы приграничья занимают ведущее место
в стране, а по величине демографического и экономического потенциала уступают только районам третьего топологического слоя. По величине Исэс приграничные районы уступают только районам третьего топологического слоя, где расположена столица страны. Таким образом, пограничные районы - одни из наиболее развитых регионов Белоруссии.
Из 12 наиболее пострадавших районов Белоруссии от аварии на Чернобыльской АЭС 8 относятся к пограничному топологическому слою. К числу наиболее пострадавших от радиоактивного загрязнения регионов белорусского приграничья следует отнести: Краснопольский район Могилёвской области, Чечерский, Ветковский,
Рис. 1. Топологическое положение административных районов Республики Беларусь относительно государственной границы Административные районы: 1. Первого топологического слоя. 2. Второго топологического слоя. 3. Третьего топологического слоя. 4. Четвёртого топологического слоя.
Границы:
5. Административных районов.
Социально-эколого-экономических районов.
Добрушский, Брагинский, Хойникский, Наровлян-ский и Ельский районні Гомельской области.
Второй топологический слой образуют 37 административных районов. Районы этой группы находятся в пределах достаточно широкой полосы на расстоянии 30-120 км от границ Белоруссии.
Региональными центрами - центрами социально-эколого-экономических районов в том поясе являются только три городских центра: Лида, Мозырь и Орша. Только в Мозыре и Орше сегодня проживают более 100 тыс. чел.
Второй топологический слой по занимаемой площади и величине природно-ресурсного потенциала уступает только районам первого топологического слоя, а по величине демографического, экономического и совокупного ресурсного потенциала занимает третье место среди районов остальных топологических слоёв после третьего и второго. Второй топологический слой формируют наименее экономически развитые регионы страны. Районы второго топологического слоя - основная экономическая глубинка страны.
Среди районов второго топологического слоя выделяется ряд районов, наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС: Чериковский и Славгородский районы Могилевской области, Буда-Кошелевский и Кормянский районы Гомельской области.
Третий топологический слой формируют всего 27 административных районов. Административные районы третьего топологического слоя находятся, в основном, на расстоянии 50-150 км от границ Белоруссии. В число районов третьего топологического слоя попали: Минск - столица страны и её крупнейший экономический, финансовый, инновационный и культурный центр, в котором сконцентрировано более 1,765 млн. чел. (18,0% всего населения страны и более ? горожан). Среди других крупнейших региональных центров - центров социально-экологоэкономических районов страны здесь размещены города: Могилёв, Бобруйск, Барановичи и Солигорск. Кроме Минска и других региональных центров к городам - стотысячни-кам относится город Борисов. Всего среди районов этого топологического слоя шесть городов - стотысячников.
Уступая по величине природно-ресурсного потенциала и занимаемой площади районам приграничья и второго топологического слоя, районы третьего топологического слоя прочно занимают первое место в стране по величине демографического, экономического и совокупного ресурсного потенциала. Районы третьего топологического слоя - подлинный экономический центр страны, основной фокус его экономической жизни. В струк-
Таблица 2
Характеристика топологических слоев административных районов Республики Беларусь
Основные характеристики Топологический слой относительно государственной границы
Первый Второй Третий Четвертый
Площадь, тыс. кв. км 80,5 63,1 46,3 17,7
Природно-ресурсный потенциал, % 35,7 29,3 22,2 8,5
Демографический потенциал, % 34,1 19,4 41,5 5,0
Экономический потенциал, % 30,6 14,2 51,2 4,0
Совокупный ресурсный потенциал 34,0 21,3 38,8 5,9
Исэс 0,897 0,732 1,234 0,800
Прим. * Таблица рассчитана на основе данных [1]. Природно-ресурсный потенциал Белоруссии не равен 100 %, поскольку часть его потеряна в результате радиоактивного загрязнения.
туре совокупного ресурсного потенциала это единственная группа районов, в которой преобладает экономический потенциал.
Наряду с районами четвёртого топологического слоя районы третьего топологического слоя наименее других в Белоруссии пострадали от аварии в результате на Чернобылькой АЭС. Доля этой группы районов в площади страны соответствует доле в её природно-ресурсном потенциале. Следует учесть также, что на территории Солигорского и Любанского районов третьего топологического слоя имеются крупные запасы калийных солей мирового значения (Старобинское месторождение). Калийные соли активно осваиваются и являются значительным источником валютных поступлений для белорусского государства.
Четвертый топологический слой
включает 10 административных районов. Районы наиболее удалены от государственных границ страны и находятся на расстоянии от них 100-240 км. Административные районы четвертого топологического слоя - белорусская топологическая глубинка, если смотреть от границ страны, и топологический центр, если идти от него к границам. Топологический центр страны, в целом, совпал с её географическим центром, находящимся в Пухо-вичском районе вблизи д. Антоново.
Среди районов этого топологического слоя нет городов - стотысячников и городов -центров социально-эколого-экономических районов Беларуси. Крупнейшие города района - субрегиональные центры Слуцк и Жоди-но (в каждом более 50 тыс. жителей). Слуцк -крупнейший город полигона, своеобразная столица топологического центра Белоруссии.
По занимаемой площади, величине природно-ресурсного, демографического, экономического и совокупного ресурсного потенциала эта группа районов заметно уступает всем остальным в Белоруссии. Однако, по уровню экономического развития (Исэс) районы четвёртого топологического слоя заметно опережают районы второго топологического слоя.
В структуре совокупного ресурсного потенциала районов приграничья, второго и четвёртого топологических слоёв доминирует природно-ресурсный потенциал.
Сравнительная оценка потенциала приграничного сотрудничества районов Белоруссии на границах со странами-соседями
Для сравнительной оценки ресурсного потенциала приграничных районов Белоруссии на границах с Польшей, Литвой, Латвией, Россией и Украиной все приграничные районы были разделены на пять групп: районы польского приграничья, литовского, латвийского, российского и украинского приграничья. В тех случаях, если приграничный район граничит одновременно с двумя странами, все виды его ресурсного потенциала делились поровну. Поскольку Гомельский район непосредственно не граничит с Российской Федерацией, но находится вблизи российско-белорусской границы и связан с Россией важными автомобильными и железнодорожными магистралями, его демографический и экономический потенциал был также поровну поделен между районами Белоруссии на границе с Россией и Украиной.
Распределение приграничных районов Белоруссии на районы польского, литовского, латвийского, российского и украинского пограничья показано в табл. 3. Характеристика ресурсного потенциала пяти групп районов дана в табл. 4.
Самым значительным совокупным ресурсным потенциалом обладают административные районы Белоруссии на границе с Россией, несколько уступают им районы на границе с Украиной, а районы, расположенные на границе с Польшей, Литвой и Латвией имеют совокупный ресурсный потенциал, примерно равный потенциалу районов, пограничных с Россией и Украиной. Районы Белоруссии на границе с Россией обладают также самым значительным демографическим и экономическим потенциалом в сравнении с районами на границе с другими странами.
По структуре ресурсного потенциала в белорусских районах, пограничных с Россией и Польшей, преобладает экономический потенциал, в силу этого, эти районы - наиболее развитые из всех приграничных районов Белоруссии. В приграничных районах на границе с Литвой, Латвией и Украиной преобладает природно-ресурсный потенциал, а экономический потенциал существенно ниже демографического.
Распределение приграничных районов Белоруссии по отношению к границам с Польшей, Литвой, Латвией, Россией и Украиной
Группы приграничных районов Приграничные районы
Районы польского пограничья Брестский, Каменецкий, Пружанский, Свислочский, Берестовицкий, Г родненский
Районы литовского пограничья Гродненский, Щучинский, Вороновский, Ивьевский, Ошмянский, Островецкий, Поставский, Браславский
Районы латвийского пограничья Брасловский, Верхнедвинский
Районы российского пограничья Верхнедвинский, Россонский, Полоцкий, Г ородокский, Витебский, Лиозненский, Дубровенский, Г орецкий, Мстиславский, Кричевский, Климовичский, Хотимский, Костюковичский, Краснопольский, Чечерский, Ветковский, Добрушский
Районы украинского пограничья Добрушский, Гомельский, Лоевский, Брагинский, Хойникский, Наровлянский, Ельский, Лельчицкий, Столинский, Пинский, Ивановский, Дрогичинский, Кобринский, Малоритский, Брестский
Величина и структура потенциала приграничного сотрудничества отдельных пограничных районов Белоруссии
Пограничные районы Белоруссии существенно отличаются по величине и структуре своего потенциала приграничного сотрудничества. Поскольку потенциал приграничного сотрудничества определяется, прежде всего, экономическим потенциалом, на основе этого показателя все приграничные районы Белоруссии можно разделить на три группы: с
высоким потенциалом приграничного сотруд -ничества - экономический потенциал более 5% от экономического потенциала всех приграничных районов, средним - от 1-5% и низким - менее 1,0%.
К районам с высоким потенциалом приграничного сотрудничества отнесены шесть районов: Гомельский, Гродненский, Брестский, Витебский, Полоцкий и Пинский. На районы этой группы приходится 50,2% совокупного ресурсного потенциала, 62,2% демографического, 75,5% экономического и всего
Таблица 4
Потенциал приграничного сотрудничества пограничных районов Белоруссии с Польшей, Литвой, Латвией, Россией и Украиной
Основные показатели потенциала приграничного сотрудничества Приграничные районы Белоруссии на границе
с Польшей с Литвой с Латвией с Россией с Украиной Всё приграничье
Природно-ресурсный потенциал, % 11,1 15,5 5,0 33,1 35,3 100,0
Экономический потенциал, % 16,8 11,9 1,1 39,5 30,7 100,0
Демографический потенциал, % 15,1 13,1 1,8 37,6 32,4 100,0
Совокупный ресурсный потенциал, % 14,3 13,5 2,63 36,8 32,8 100,0
Исэс 1,113 0,908 0,611 1,051 0,948 1,000
19,7% природно-ресурсного потенциала приграничья.
К числу районов приграничья со средним ресурсным потенциалом отнесены 5 административных районов: Кобринский, Сто-линский, Щучинский, Пружанский и Горец-кий. Районы этой группы концентрируют 10,7% совокупного ресурсного потенциала, 10,3% демографического, 6,8% экономического и 14% природно-ресурсного потенциала приграничья.
Все остальные 33 района белорусского приграничья обладают низким потенциалом приграничного сотрудничества. В районах этой группы сконцентрированы 39,1% совокупного ресурсного потенциала, 27,5% демографического, 17,7% экономического и 66,3% природно-ресурсного потенциала.
По структуре ресурсного потенциала приграничные районы Белоруссии можно разделить на три группы: с преобладающим экономическим потенциалом, с преобладающим демографическим потенциалом и с преобладающим природно-ресурсным потенциалом.
К первой группе относятся: Гродненский, Брестский, Витебский и Полоцкий районы. К числу районов второй группы относятся только два района: Пинский и Кричевский. Все остальные районы белорусского приграничья относятся к районам с преобладающим природно-ресурсным потенциалом.
Высокий уровень социально-экономического развития (Исэс больше 1,000) имеют только пять приграничных районов Белоруссии (районы с преобладанием в структуре совокупного ресурсного потенциала экономического потенциала). К районам со средним уровнем социально-экономического развития можно отнести районы приграничья с Исэс от
0,700 до 1,000 (Пинский, Берестовицкий, Кобринский, Ошмянский, Кричевский). 35 остальных районов белорусского пограничья имеют низкий уровень социально-экономического развития (Исэс меньше 0,700).
Все районы приграничья с преобладающим экономическим и демографическим потенциалом - центры соответствующих соци-ально-эколого-экономических районов (см. рис.). Эти районы - подлинный авангард приграничного сотрудничества белорусского по-
граничья с соседними странами. На семь подобных районов приходится 51,2% совокупного ресурсного потенциала, 63,4% демографического и 76,4% экономического потенциала приграничных районов Республики Беларусь. Уровень социально-экономического развития всех семи районов составляет 1,205 (Исэс), что на 20,5% выше среднего по стране уровня.
Придание социально-эколого-экономи-ческим районам административного статуса позволит их экономическим и инновационным центрам активизировать приграничное сотрудничество со странами - соседями, используя не только собственный ресурсный потенциал, но и потенциал зон своего непосредственного влияния.
Выводы исследования
1. Все границы Белоруссии можно разделить на три группы: непрозрачные (границы с Польшей, Литвой и Латвией), полупрозрачные (граница с Украиной) и прозрачные (граница с Российской Федерацией).
2. Наиболее проницаемы для автомобильного и железнодорожного транспорта границы Белоруссии с Польшей и Литвой, а в меньшей степени - с Латвией, Украиной и Россией.
3. На основе топологического анализа по отношению к государственной границе страны в Республике Беларусь можно выделить четыре топологических слоя. Первый топологический слой - районы белорусского приграничья.
4. Районы белорусского приграничья -одни из наиболее развитых в Белоруссии и уступают по уровню социально-экономического развития только районам третьего топологического слоя, в пределах которого находится столица страны - город Минск.
5. Высокий уровень социально-экономического развития белорусского приграничья объясняется пограничным положением крупнейших городов страны - областных центров: Гомеля, Витебска, Гродно и Бреста, а также таких крупных городов Белоруссии как, Пинск, Полоцк-Новополоцк.
6. В пределах белорусского приграничья находится 7 из 15 важнейших региональных центров Белоруссии: Гомель, Витебск, Грод-
но, Брест, Пинск, Полоцк-Новополоцк, Кри-чев. Каждый из перечисленных городов -центр соответствующего социально-экологоэкономического района. Как организующие центры соответствующих социально-экологоэкономических районов 7 региональных центров белорусского пограничья имеют возможности активно вовлекать в приграничное сотрудничество со странами-соседями ресурсный потенциал возглавляемых ими территориальных систем.
7. Крупнейшим потенциалом приграничного сотрудничества обладают районы Белоруссии, пограничные с Россией и Украиной. Наибольший уровень социально-экономического развития характерен для районов белорусского приграничья, расположенных на границах с Польшей и Россией.
8. Более 51,2% совокупного ресурсного потенциала, 63,4% демографического, 76,4% экономического потенциала белорусского пограничья приходится на семь из 44
приграничных районов Белоруссии: Гомельский, Гродненский, Брестский, Витебский, Полоцкий, Пинский и Кричевский. Уровень социально-экономического развития этих районов, кроме Пинского и Кричевского, значительно выше среднего по стране уровня.
9. Города: Гомель, Гродно, Брест, Витебск, Полоцк, Пинск и Кричев, будучи центрами соответствующих социально-экологоэкономических районов и основными транспортными узлами на границах Белоруссии, -подлинный авангард приграничного сотрудничества белорусского пограничья с соседними странами.
10. Придание социально-эколого-эконо-мическим районам административного статуса позволит их экономическим и инновационным центрам активизировать приграничное сотрудничество со странами - соседями, используя не только собственный ресурсный потенциал, но и потенциал зон своего хинтер-ланда.
Литература
1. Регионы Республики Беларусь. Стат. сборник. - Мн.: Минстат Республики Беларусь, 2004. - 730 с.
2. Окружающая среда Республики Беларусь. - Мн.: БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ, 2004. - 126 с.
3. Республика Беларусь: Карта автомобильных дорог. М 1:750 000 - Мн.: РУП «Белкартография», 2004.
4. Ластовский Г. А. История и культура Смоленщины с древнейших времён до конца XVIII века. - Смоленск,
1997. - 136 с.
5. Районы Псковской области - основные характеристики районов области: стат. сборник. - Псков: Псковстат, 2004. - 170 с.
6. Социально-экономическое положение городов и районов Смоленской области: стат. сборник. - Смоленск: Смо-ленскоблстат, 2004. - 171 с.
7. Города и районы Брянской области: стат. сборник. - Брянск: Брянскстат, 2004. - 244 с.
8. Казлоу Л., Щтоу А. Беларусь на сямі рубяжах. - Мн.: Беларусь, 1993. - 71 с.
9. Смоліч А. Географія Беларусь 4 выд. - Мн.: Беларусь, 1993. - 383 с.
10. Ридевский Г. В. Социально-эколого-экономическое районирование Республики Беларусь // Восточная Европа: вопросы исторической, общественной и политической географии. Сборник научных статей. - Псков: ПГПИ, 2003. -С. 87-96.