УДК 911.3
В. И. Часовский
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ И БЕЛОРУССКИХ РЕГИОНОВ
В статье даётся характеристика отдельных форм экономического сотрудничества приграничных российско-белорусских регионов в начале ХХI в. Рассматриваются отдельные факторы, влияющие на динамику интеграционных связей стран. В качестве факторов развития экономики и социальной сферы приграничных территорий рассматриваются характер отношений соседних стран, уровень развития и структурные особенности регионов пограничного пояса. Исследование факторов соседства ведётся в региональном геополитическом контексте с учётом широко понимаемой безопасности. Важным концептуальным подходом, используемым в исследовании, является сравнение условий развития регионов. В статье оцениваются институциональные формы, которые позволяют наиболее эффективно использовать фактор соседства для целей экономического развития приграничных территорий. Обращается внимание на неравномерное структурное соотношение инвестиционных секторов, находящее своё выражение в создании и размещении совместных предприятий Смоленщины. Рассматриваются причины, препятствующие реструктуризации индустрии и усилению интеграционного взаимодействия приграничных регионов.
Ключевые слова: экономическое сотрудничество, приграничные регионы, региональная торговля, промышленное сотрудничество, инвестиционные проекты, предприниматели, коммунальная сфера, дорожное строительство.
Введение. Приграничное сотрудничество в государствах — участниках СНГ развивается и становится двигателем экономики приграничных территорий. Правовая основа экономической интеграции России и Белоруссии определяется Договором о создании Союзного государства и Программой действий по реализации его положений от 8 декабря 1999 г., в которых были поставлены задачи по формированию единого экономического и таможенного пространства, гармонизации национального законодательства в экономической сфере, переходу на использование единой денежной единицы, созданию объединённых энергетических систем.
Качественно новым шагом в развитии интеграционного взаимодействия стало создание в 2010 г. Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Реализация подписанных в рамках Таможенного союза соглашений позволила унифицировать экспортно-импортные тарифы и обеспечить с 1 июля 2011 г. перенос всех видов согласованного государственного контроля с внутренних на внешние границы Таможенного союза. С 1 января 2012 г. начало действовать Единое экономическое пространство с участием трёх государств, в рамках которого предусматриваются обеспечение не только свободного движения товаров, но и услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе и проведение согласованной валютной и макроэкономической политики.
Между тем отметим, что целью нашего исследования, представленного в данной статье, является проведение краткого анализа становления и развития различных
форм экономического сотрудничества в российско-белорусском приграничье в свете происходящей широкомасштабной экономической интеграции России и Белоруссии.
Известно, что экономическая сфера сотрудничества белорусско-российских регионов является одним из важнейших направлений развития интеграционных связей между партнёрами по Союзу России и Белоруссии [4]. Это детерминируется совокупностью целого ряда объективных факторов: геополитическим местоположением двух государств, культурно-цивилизационными особенностями, взаимодополнением их экономических интересов, наличием достаточно высокого уровня научно-образовательных и технологических связей, сформировавшейся в советские времена относительно разветвлённой инфраструктурой, которые объединяют между собой Белоруссию и Россию [2].
Площадь приграничного с Белоруссией российского региона, в составе Псковской, Смоленской и Брянской областей составляет 140 тыс. кв. км (0,8 % территории России), общая численность населения этих областей в 2000 г. составляла 3,471 млн. чел. (2,3 % населения РФ), а в 2012 г. — 2,912 млн. чел. (2 % россиян) (табл. 1).
Таблица 1
Уровень жизни населения в 2012 г. (в баллах 100-балльной шкалы) [5]
Области Место в РФ Доходы Условия жизни Социальная инфраструк- тура Удовлет- ворён- ность населения Уровень экономи- ческого развития Безопас- ность прожива- ния
Брянская 44 33,1 60,4 40,9 48,1 27,5 54,6
Псковская 45 25,5 62,3 42,6 54,7 25,4 53,6
Смоленская 40 32,2 64,1 47,4 30 33,9 43,4
В хозяйственном плане приграничные с Белоруссией регионы в целом являются депрессивными, имеющими в основном неконкурентоспособные отрасли обрабатывающей промышленности, нерентабельное сельское хозяйство и недостаточно развитую транспортную инфраструктуру (табл. 2).
Таблица 2
Структура валовой добавленной стоимости Брянской, Смоленской и Псковской областей (%) [5]
Области Промышленность Сельское хозяйство Строительство Услуги
2000 г. 2011 г. 2000 г. 2011 г. 2000 г. 2011 г. 2000 г. 2011 г.
Брянская 21,3 16,8 9,5 10,8 4,1 6,5 69,2 66,9
Смоленская 23,2 22,7 7,2 7,2 7,1 8,9 69,6 61,2
Псковская 19,7 19,1 6,9 6,9 5,0 4,6 73,4 69,4
Между тем, в рамках приграничного российско-белорусского сотрудничества активно развиваются различные формы внешнеэкономической деятельности, способные изменить и улучшить положение в приграничных регионах. В настоящее время наибольшее развитие получила торговля между приграничными регионами. Полного статистического учёта товарообменных операций в пределах непосредственно приграничной территории, как с российской, так и с белорусской стороны не
осуществляется, прежде всего, потому, что торговля во многом имеет «челночный» характер, без оформления её участниками прав и обязанностей предпринимательской деятельности.
Об объёмах и структуре приграничной торговли можно судить на основе экспортно-импортных операций на уровне областей. Департамент внешних связей правительства РФ констатировал, что на Смоленскую, Брянскую, Псковскую области приходится 4,72 % общего товарооборота российских и белорусских регионов. Во многом именно поэтому товарооборот трёх приграничных областей Белоруссии (Витебской, Гомельской, Могилёвской) с названными российскими регионами не отличается от их взаимодействия с «дальними» регионами России. Между тем, к примеру, в общем объёме торгово-экономического взаимодействия Белоруссии с субъектами РФ Смоленщина занимает 5-е место. В 2012 г. товарооборот между Республикой Беларусь и Смоленской областью впервые в истории торгово-экономического сотрудничества достиг 1 млрд. долл. США [8].
В товарной структуре белорусского экспорта в Россию преобладает продукция электронной, нефтехимической, химической, пищевой и лёгкой промышленности, металлообработки, автомобилестроения, строительной индустрии, сельскохозяйственного производства. В товарной структуре российского экспорта в Белоруссию преобладают топливно-энергетическое сырьё (нефть, природный газ), металл, древесина, разнообразная продукция машиностроения, в том числе транспортные средства.
Развивается в приграничье и торговая инфраструктура. Например, в Смоленске открыт первый Торговый дом, объединяющий ряд белорусских товаропроизводителей, таких как ОАО «Гродненский мясокомбинат», «Новогрудский маслодельный комбинат», «Слонимский мясокомбинат», «Лидский молочно-консервный комбинат», «Волковысский мясокомбинат» и др. В 2010 г. Могилёвский мясокомбинат открыл фирменный магазин «Богатырская еда» в г. Ярцево Смоленской области с ассортиментом продуктов питания более 200 наименований.
Жители Смоленской области ежегодно участвуют в выставках-ярмарках, таких как «Инвестиционный форум» в Витебске, «Весна в Гомеле», «Инвестиции — кооперация — экспорт» в Могилёве и др. В рамках подобного рода мероприятий заключаются соглашения торгово-экономического характера. Так, в 2009-2010 гг. Смоленская область приобрела 80 тракторов Минского завода, на 11 млн. руб. закуплено агротехники у белорусских производителей «Гомсельмаш» и «Бобруйскагромаш».
В Брянской области ежегодно проводится более 20 выставочно-ярмарочных мероприятий, в которых систематически участвуют представители предприятий из Республики Беларусь.
В российско-белорусском трансграничном регионе развивается и производственное сотрудничество между крупными предприятиями, холдингами и производственными объединениями [7]. На этом уровне общая картина в целом выглядит достаточно позитивно. В частности, предприятия Гомельской и Брянской областей предусматривают реализацию совместных инвестиционных программ, уже действует совместное предприятие по ремонту автобусов. Кроме того, российско-белорусское предприятие совместно производит кормоуборочные комбайны КСК-100А-3. Так же в Брянске действует СП «Брянсксельмаш», соучредителем которого с белорусской стороны является ОАО «Гомсельмаш», по сбору в Брянской области белорусских зерноуборочных комбайнов «Полесье-600» и «Полесье-800» [1].
На территории Брянской области создан дилерский центр «Минского тракторного завода». Брянская область заинтересована в организации производства лифтов белорусского завода «Могилёвлифтмаш», в создании нового завода по производству строительного кирпича с использованием оборудования белорусского производства.
Особо тесные связи сложились у Брянской области с Гомельской областью. Гомельская область является для Брянской области одним из ведущих экономических партнёров. Предприятиями торговли Брянской области налажены долгосрочные связи с гомельскими молокоперерабатывающими предприятиями (ЧУП «Светлогорский молочный завод», «Молочное кружево», «Мозырские молочные продукты», ОАО «Рогачёвский молочно-консервный комбинат», «Румянцевское»), филиал Злынков-ского райпо отгружает хлебобулочные изделия в Гомель, Климовский райпотребсоюз работает с производителями Мозырского молкомбината, в Гордеевском районе налажены добрососедские связи с Добрушским районом.
Развивается экономическое сотрудничество и между Смоленской и Гомельской областями, где достигнута договорённость о взаимодействии алмазообрабатывающих предприятий, сотрудничество по поставкам сельскохозяйственной техники, продовольствия и товаров народного потребления. Белорусские машиностроительные заводы поставляют в Смоленск сельскохозяйственные машины, пассажирские автобусы — «МАЗ» и «Неман».
Экономическое производственное сотрудничество осуществляется и между приграничными административными районами Смоленской области и Белоруссии
— Руднянским и Лиозненским, Краснинским и Дубровенским соответственно. Например, в г. Рудня Руднянского района работает белорусское ООО «Белпромвест-С», в пос. Демидов Демидовского района — белорусское ООО научно-производственное предприятие «Оптима-С» [8].
В рамках приграничного сотрудничества активно развиваются связи между Псковской и Витебской областями. В Пскове регулярно проходят ярмарки белорусских товаров, в которых участвует широкий круг производителей из соседней области. Так, в 2010 г. белорусская сторона была представлена 25 предприятиями. В рамках сотрудничества с белорусскими производителями сельскохозяйственной техники во время ежегодных выставок-ярмарок «Белагро» проводятся встречи по обмену опытом, где предприятия Псковской области знакомятся с новыми технологиями в растениеводстве и животноводстве, с новой техникой, заключают взаимовыгодные контракты для внедрения их в производство в российских условиях.
Достаточно активно развивается в приграничье инвестиционное сотрудничество. В структуре белорусских инвестиций 100 % приходится на прямые инвестиции. Например, в 2012 г., по данным Федеральной службы государственной статистики по Псковской области, на её территории зарегистрировано 50 предприятий с участием белорусского капитала.
Для поддержки сотрудничества в сфере предпринимательства Псковской областной администрацией была создана автономная некоммерческая организация «Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области». Одно из направлений её деятельности — расширение партнёрской сети в соседних государствах. В сети контактов фонда есть предприниматели и структуры поддержки бизнеса Республики Беларусь, с которыми в настоящее время идёт активное развитие диалога [1].
В Смоленской области более половины совместных производств создано с участием белорусского капитала. Фирмы Витебской и Могилёвской областей регулярно участвуют в универсальной выставке-ярмарке «Весенний калейдоскоп», проводимой в Смоленске. Таким образом, приведённые примеры иллюстрируют положительную динамику белорусско-российских производственных связей в промышленности [7].
Осуществляется приграничное сотрудничество российских регионов и с белорусскими производителями сельскохозяйственной продукции. Например, Могилёвская область оказывает серьёзную помощь в загрузке перерабатывающих предприятий Смоленской области. Значительная часть того же молока, произведённого на могилёвской земле, уходит в Россию. И эту продукцию можно рассматривать как белорусские инвестиции в экономику Смоленской области. Между тем уже идут переговоры о том, чтобы российский капитал вкладывался в переработку в белорусских приграничных регионах, а на Смоленщину вывозилась уже готовая продукция. Между Могилёвской и Смоленской областями налажено сотрудничество по обмену опытом и технологиями возделывания картофеля.
Брянская и Гомельская области также готовы создать совместные предприятия по производству продукции растениеводства, а также крупнотоварных предприятий и молочно-товарных ферм. Намечено сотрудничество и в сфере картофелеводства, т. к. Брянская область активно использует сорта картофеля белорусской селекции, а Республика Беларусь заинтересована в областном опыте по созданию крупных центров по переработке картофеля.
Кроме того, в приграничных районах Смоленской и Брянской областей периодически, особенно во время уборки урожая, белорусской стороной оказывается помощь в виде предоставления сельскохозяйственной техники российским хозяйствам. Проводятся встречи и семинары по обмену опытом, организуются посещения передовых хозяйств Белоруссии.
Наиболее ярким примером приграничного сотрудничества является строительная индустрия, в частности, дорожное и жилищное строительство, в которых ещё несколько лет назад совместные предприятия не работали. Например, в Смоленске уже идёт реализация «пилотного» проекта — строительство автоматизированной отопительной котельной с применением технологий и котлоагрегатов Витебского унитарного коммунального производственного предприятия котельных и тепловых сетей «ВПКиТС».
Предприятия строительной отрасли Белоруссии заинтересованы в увеличении своих поставок строительных материалов, а также в увеличении объёмов строительно-монтажных и проектных работ, совместной разработке технологий, проектировании и строительстве.
Проектные организации Витебска и Минска активно привлекаются для осуществления авторского надзора и выполнения проектных работ по объектам, находящимся на территории г. Смоленска и области, например, здания Налоговой службы, Дворца правосудия, здания Пенсионного фонда, Спортзала с искусственным льдом, а также жилых комплексов в областном центре.
В 2012 г. субподрядными организациями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории юго-западных районов Брянской области, осуществлялась поставка различных наименований железобетонных изделий, лакокрасочных материалов, погонажных изделий производства Республики Беларусь, для строительства различных объектов.
В дорожном строительстве Смоленской области совместно с белорусскими строителями осуществлён ряд проектов. Например, проведена установка оборудования по мойке щебня и хранению битумных эмульсий в Угранском, Ельнинском и Кар-дымовском ДРСУ. Прошло ознакомление операторов и производителей работ структур СОГУ «Смоленскавтодор» и УП «Витебскоблдорстрой» с организацией работ по выпуску битумной эмульсии и устройству ямочного ремонта с её применением.
В коммунальной сфере также осуществляется сотрудничество. Например, витебское предприятие «Полимерконструкция» участвует в смоленской программе по очистке сточных вод и установке станций обезжелезивания, поставляя полный цикл оборудования по водоподготовке.
Особое внимание в приграничном сотрудничестве уделяется развитию инфраструктуры приграничных территорий, сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечению санитарного, экологического и ветеринарного благополучия, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правоохранительной деятельности и регулирования миграции населения.
По мнению государств — участников СНГ в настоящее время актуальной задачей становится разработка новых механизмов и форм сотрудничества, которые позволили бы устанавливать прямые торгово-экономические отношения между хозяйствующими субъектами государств, в отличие от существующих рамочных соглашений. Одними из перспективных форм приграничного сотрудничества становятся еврорегионы, кластеры, особые экономические зоны, созданные на границах Белоруссии и России [3].
В российско-белорусско-украинском приграничье пока действует единственный еврорегион — «Днепр», созданный в 2003 г. в рамках реализации Соглашения о взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между Гомельской (Беларусь), Черниговской (Украина) и Брянской (Россия) областями. Площадь территории еврорегиона — 107,2 тыс. кв. км. Численность населения еврорегиона — 3,909 млн. чел. Города еврорегиона: Гомель, Мозырь, Жлобин (Республика Беларусь), Чернигов, Нежин, Прилуки (Украина), Брянск, Новозыбков, Клинцы (Россия). Еврорегион «Днепр» имеет статус наблюдателя в Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР).
Основными направлениями деятельности еврорегиона определены: экономическое развитие, региональное планирование, коммуникации, транспорт и связь, образование, здоровье населения, спорт и туризм, охрана и улучшение состояния окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, расширение контактов между жителями приграничных территорий, развитие сотрудничества между учреждениями, организациями и субъектами хозяйствования.
Не ставя здесь целью анализ эффективности еврорегиона «Днепр», отметим, что в него вовлечены только две области юго-востока белорусско-российского приграничья — Гомельская и Брянская.
Деловые связи хозяйствующих субъектов различных регионов государств — участников СНГ способствуют развитию взаимного экспорта продукции, созданию дополняющих друг друга производств, комплексному решению экологических проблем и рациональному использованию природных ресурсов, эффективному использованию транзитных возможностей [6].
Наиболее качественно эти задачи реализуются в настоящее время при проведении ставших традиционными форумов межрегионального сотрудничества, проходящих как с привлечением глав государств, так и руководства регионального уровня. Эта новая форма диалога по широкому кругу вопросов становится все более результативной по итогам своей деятельности.
Вместе с тем, в развитии межрегионального экономического сотрудничества России и Белоруссии имеются серьёзные проблемы, не в последнюю очередь связанные с различиями в экономических моделях, используемых государствами. Кроме того, можно выделить несколько групп «факторов-ограничителей» межрегиональной интеграции [3].
1. Институциональные факторы: а) существующая система экономических и правовых регуляторов лишает бизнес заинтересованности в опытно-конструкторских разработках новых технологий и изделий; б) не развито венчурное предпринимательство.
2. Отсутствие специальных целевых программ на областном уровне для приграничных районов.
3. Недостаточное внимание, уделяемое развитию приграничных регионов на межгосударственном уровне в рамках Российско-Белорусского Союза.
4. Неэффективное управление и дефицит инициативы местных властей.
5. Нехватка инвестиционных ресурсов.
6. Коррупция и криминализованность (этот показатель в России вдвое выше, чем в Белоруссии), деформирующие все хозяйственные отношения.
7. Несовершенство законодательной базы.
Рассматривая данные факторы применительно к условиям приграничных с Белоруссией районов России, следует указать и на серьёзную проблему, связанную с реализацией муниципальной реформы. Среди негативных факторов можно выделить такие, как не вполне чёткие прерогативы муниципальных образований, несбалансированность местных бюджетов, расширение круга вопросов местного значения, недостаточная налоговая база, сложности организационно-информационного, финансового и кадрового обеспечения, ограниченные бюджетные полномочия, вследствие чего нередко имеют место такие явления, как определённое разбалансирование элементов управленческой вертикали и низкий уровень самоорганизации местных сообществ.
Органы местного самоуправления в настоящее время сталкиваются с целым веером трудноразрешимых проблем. Острейшей среди них является дефицит финансовых ресурсов, необходимых для осуществления капитальных вложений и бюджетных инвестиций в развитие приграничных территорий, а также для реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований. В этой связи необходимо отметить тот факт, что земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые отнесены к категории местных налогов, на сегодняшний день не являются определяющими в структуре доходов местных бюджетов. В настоящее время наиболее весомыми среди всех налоговых поступлений в местные бюджеты служат отчисления от налога на доходы физических лиц. Но для большинства приграничных аграрноориентированных районов с преобладающим сельским населением и повышенной долей людей пенсионного возраста получение данного дохода весьма проблематично, ввиду чего формирование местных бюджетов проис-
ходит в основном за счёт дотаций и финансовой помощи областных центров. Ещё одной сложной проблемой является слабая включённость в процесс управления непосредственно населения самих приграничных территорий.
Для целенаправленного и системного развития двусторонних связей, а также придания динамизма производственно-экономическим, научно-техническим и торговым отношениям необходимо разработать совместную программу развития межрегионального и приграничного сотрудничества. Предлагаемая программа должна предусматривать проведение целого комплекса работ на межгосударственном и региональном уровнях по подготовке и согласованию различных нормативных правовых актов, проведению консультаций, разработке схем и прочее.
Основываясь на анализе теоретических аспектов развития приграничного сотрудничества и взаимодействия, представляется целесообразным осуществить проработку ряда совместных проектов, призванных углубить и расширить сферу двусторонней специализации и кооперации как на микро-, так и на макроуровне.
Комплексная программа приграничного взаимодействия Белоруссии и России в качестве отдельных базовых элементов могла бы включать [4]:
- создание особой экономической зоны, включающей территории двух пограничных и близко расположенных российско-белорусских райцентров Рудня-Лиозно, которые соединены между собой железнодорожными и сухопутными магистралями, имеют давние торгово-экономические и социокультурные связи;
- опираясь на солидный промышленный и научно-технический потенциал активно взаимодействующих между собой Брянска и Гомеля, осуществить близ стыка границ двух областей с Украиной (имея в виду последующее вовлечение и подключение к проекту её прилегающих районов) формирование инновационно-внедренческого кластера многопрофильного типа;
- используя потенциал Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, находящейся в приграничном городе Горки, реализовать развёртывание сети агрогородков по обе стороны белорусско-российской границы, использующих новейшие биотехнологии и методики управления агрокомплексом;
- в районе Невель (Псковская обл.) — Полоцк (Витебская обл.) создать трансграничный технопарк по совместной разработке и освоению прорывных, креативных проектов и нанотехнологий;
- создать на паритетной основе совместный инвестиционный «Фонд развития приграничных территорий»;
- разработать единую целевую Программу модернизации российско-белорусского пограничья;
- исходя из географического, социокультурного и геоэкономического местоположения Смоленска, а также с учётом общего культурно-исторического наследия выйти с совместной инициативой и лоббировать через механизмы Российско-Белорусского Союза, СМИ, правительственные и парламентские структуры двух государств размещение в г. Смоленске на постоянной основе Парламентского Собрания Российско-Белорусского Союза и его институтов, что придаст мощный импульс развитию инфраструктуры не только города местопребывания, но и всего края.
Выводы. Таким образом, перспективы развития межрегионального и приграничного экономического сотрудничества в первую очередь зависят от его политической и ресурсной поддержки со стороны как государственных, так и региональных
властных структур, а также создания работоспособной договорно-правовой базы. А укрепление регионального уровня приграничной интеграции может рассматриваться как механизм нейтрализации угроз глобализации, проявляемых на уровне местных сообществ, и балансирования интересов государства, территории, населения и международного бизнеса. Развитие межрегионального и приграничного экономического сотрудничества, в первую очередь, отвечает идее формирования социально ориентированной, устойчивой и инновационной модели как российской, так и белорусской трансграничной экономики и является её продолжением во внешнеэкономической сфере.
Литература
1. Бландин А. А. Роль совместных проектов в приграничном сотрудничестве / Приграничные регионы, приграничное сотрудничество. М.: Вестник научной информации, 2000. № 11-12.
2. Вардомский Л. Б. Российское порубежье в условиях глобализации. М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2008.
3. Двустороннее сотрудничество стран СНГ: современное состояние, новые возможности // Проблемы постсоветских стран. Вып. № 7. М.: ИМЭПИ РАН, 2005. 261 с.
4. Никитенко П., Вертинская Т. Белорусско-российское приграничное сотрудничество как фактор формирования Союзного государства Беларуси и России // Общество и экономика. 2006. № 3. С. 92.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.
6. Фактор соседства в экономическом развитии приграничных регионов стран СНГ. М.: ИЭ РАН, 2010. С. 95-135.
7. Часовский В. И. Российско-белорусское приграничье: изменения в территориально-отраслевой структуре хозяйства в постсоветский период развития // Региональные исследования. Смоленск: Универсум, 2010 (июль). 2(28). С. 82-90.
8. Часовский В. И. Производственно-экономическое сотрудничество приграничных территорий Смоленской области и Республики Беларусь // Псковский регионологический журнал. Псков: ПсковГУ, 2012. №13. С. 55-59.
9. Часовский В. И. Механизмы и этапы интеграции промышленности стран СНГ в региональные и мировые индустриальные структуры // Актуальные проблемы современной географии. Смоленск : Универсум, 2007. Вып. 5. С. 301-309.
Об авторе
Часовский Владимир Иванович — доктор географических наук, профессор кафедры социально-экономической географии и природопользования Смоленского государственного университета, Россия.
E-mail: chassovsky@rambler.ru
V. Chasovskiy
TRANSBOUNDARY ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIAN AND BELARUSIAN REGIONS
In this article deals with characteristics of some certain forms of economic cooperation of the pre-border Russian and Belorussian regions at the beginning of the XXI century. The author considers certain factors that influence on the dynamics of the integration contacts of the countries. Character of relations between the neighbouring countries, level of development and structural features of the frontier belt are considered as factors of economy development and social sphere of the frontier territories. Research
of neighbourhood factors is conducted in regional geopolitical context with regard for security in the broad sense. An important conceptual approach used in the research is comparison ofdevelopment of the regions. The article performs an analysis of the collection institutional forms permitting to use the factor of neighbourhood for the purposes of economic development of the frontier territories in the most effective way. Special attention is paid to uneven structural correlation of investment sectors which finds its expression in creation and placement of joint enterprises in the Smolensk region. The article gives reasons preventing industrial restructuring and intensification of integration co-operation in border regions.
Key words: economic cooperation, pre-border regions, regional trade, industrial partnership, investment projects, entrepreneurs, communal sphere, road construction.
About the author
Prof. Vladimir Chasovskiy, Department of Social and Economic Geography and Management of Natural Resources, Smolensk State University, Russia.
E-mail: chassovsky@rambler.ru