трибуна молодого учёного
УДК 323.2
DOI: 10.18384/2949-5164-2023-4-120-131
влияние институтов гражданского общества на диаспоральную политику россии
Шагун Г. Е.
Государственный университет просвещения
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Цель. Изучение роли неправительственных организаций и институтов, которые приняли активное участие в государственной политике в отношении соотечественников с первых лет постсоветской истории Российской Федерации.
Процедура и методы. При проведении исследования применены методы теоретического анализа, обобщения, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический. Результаты. В ходе работы была проанализирована деятельность институтов гражданского общества, направленная на поддержку российских соотечественников за рубежом. Гражданские структуры стали важным фактором инициации развития и повышения эффективности государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты статьи могут быть использованы при составлении лекционных курсов по современной истории и внешней политике России, а также для дальнейшего исследования данной проблематики.
Ключевые слова: диаспоральная политика, российские соотечественники, институты гражданского общества, неправительственные организации, российская диаспора
the influence of civil society institutions on the diaspora policy of russia
G. Shagun
State University of Education
ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow region, Russian Federation Abstract
Aim. Studying the role of non-governmental organizations and institutions that took an active part in state policy towards compatriots from the first years of the post-Soviet history of the Russian Federation.
Methodology. When conducting the research, methods of theoretical analysis, generalization, comparative-historical and problem-chronological were used.
© CC Шагун Г. Е., 2023.
Results. During the work, the activities of civil society institutions aimed at supporting Russian compatriots abroad were analyzed. Civil structures have become an important factor in initiating the development and increasing the effectiveness of state policy towards compatriots living abroad. Research implications. The results of the article can be used in the preparation of lecture courses on modern history and foreign policy of Russia, as well as for further research on this issue. Keywords: diaspora policy, Russian compatriots, civil society institutions, non-governmental organizations, the Russian diaspora
Введение
Новое содержание российской диа-споральной политики, явившееся результатом нового феномена российских соотечественников в странах, длительный исторический период находившихся в составе единого государства, отличающегося целым рядом качественных характеристик от диаспоры, сформировавшейся ранее [1; 5; 6], потребовало значительной трансформации государственной политики в этой сфере, а также её институци-онализации.
Обретение проблемой российских соотечественников бывших союзных республик большого общественного звучания обусловило формализацию мер государственного обеспечения их интересов на высоком государственном уровне. Главный координирующий орган государственной политики - Правительственную комиссию - возглавил министр иностранных дел Российской Федерации.
В самом внешнеполитическом ведомстве России был создан департамент по делам соотечественников. В политике, осуществляемой МИД РФ, обозначился акцент, увязывающий глубину и конструктивность сотрудничества с новыми независимыми государствами с положением русскоязычных общин в странах пребывания.
Особую роль в продвижении политического курса в диаспоральной сфере закрепили за собой профильные комитеты Федерального законодательного Собрания. Отдельные депутаты, сенаторы обратили свою общественно-политическую и законотворческую деятельность в это направление современной политики. Помимо законодательной, депутаты раз-
вернули большую работу по привлечению общественного внимания к проблеме прав и интересов тех, кто не по своей воле остался за пределами исторической Родины.
Позитивным моментом институционального оформления государственной диаспоральной политики стало проведение Конгрессов соотечественников, которые обрели свойства диалоговой площадки соотечественников с российскими государственными структурами. Благодаря этим форумам голос российских соотечественников стал весомым аргументом в совершенствовании и углублении государственной политики в диа-споральной сфере.
По мере обретения институциональных очертаний государственная политика РФ в отношении соотечественников ближнего зарубежья оформляется в специальное направление деятельности субъектов Российской Федерации. Регионы России не просто копировали или осуществляли федеральный политический курс, но и наполняли его своим самобытным содержанием.
Общественный резонанс, которым сопровождалась актуализация проблемы соотечественников, обусловил участие в становлении и развитии политики государства в диаспоральной сфере структур гражданского общества.
Гражданский диалог с соотечественниками в советский период
Было бы неверным полагать, что общественные организации, ведущие свою работу с соотечественниками, появились только в постсоветское время.
^N 2949-5156^
Ещё в советский период истории (1955 г.) сформировалась Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом (Ассоциация «Родина») [2]. Организация финансировалась из государственного бюджета и поддерживала связи с диаспорой по всему миру. Ассоциация «Родина» стала преемницей Комитета за возвращение на Родину граждан, оказавшихся за пределами страны в годы Второй мировой войны.
В 1959 г. функции этого Комитета расширились за счёт большой деятельности по поддержке патриотизма в эмигрантской среде, в т. ч. за счёт постоянного диалога и распространения информации об исторической Родине. Изменилось и название организации, став «Комитетом по возвращению на Родину и развитию культурных связей с соотечественниками за рубежом».
В 1963 г. наименование упростилось до «Комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом», в 1975 г. структура получила статус Советского общества и называлась так до распада СССР. В 1992 г. закрепилось окончательное название - Ассоциация по связям с соотечественниками за рубежом «Родина».
Дальнейшая деятельность «Родины» продолжалась в направлении защиты прав и интересов тех, кто, несмотря на то, что находился вне исторической родины, продолжал оставаться в её историко-культурном пространстве. После того как в 1992 г. государство прекратило финансирование, Ассоциация значительно сократила свою деятельность1. С 2007 г. наступило временное перерождение этой структуры. Вновь стал издаваться печатный орган «Голос Родины»2. Однако постепенное замещение функций, принадлежащих Ассоциации, другими ведомствами (в частности, Россотрудниче-
1 Петров А. Объединители // Гудок. 2005. Вып. 26. С. 6.
2 Государственный архив Российской Федерации. Ф. З-9651. Оп. 1. Ед. хр. 245. л. 16-21; оп. 2. ед. хр. 432. л. 81-95.
f 2023 / № 4
ством) стало основанием прекращения её деятельности 24 декабря 2018 г.3
С 11 марта 1989 г. начал свою работу Международный фонд славянской письменности и культуры, который в ряду других организаций принял деятельное участие в реализации и инициировании государственной политики в отношении соотечественников. Основной функцией фонда было и остаётся решение многосложной задачи поддержания и развития славянского единства, возрождение ценностей и традиций, составляющих его основу. Эта общественная структура концентрировала свои усилия на организации публичных мероприятий, связанных с памятными датами славянской истории, в т. ч. дня памяти Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. К участию в организуемых фондом мероприятиях привлекались соотечественники из славянских стран4.
Развитие гражданских инициатив в 1991-2005 гг.
Активную позицию в реализации госполитики в отношении русскоязычных граждан постсоветских стран заняла другая славянская организация «Братство славян России», созданная 23 марта 1994 г. У её истоков стоял С. В. Падюков (эмигрант из советской России). Просуществовавшее до 24 февраля 2011 г. Братство внесло свой вклад, прежде всего, в правовую защиту русских людей, оставшихся за пределами своей исторической Родины после распада СССР5. В июне 1993 г., собрав обширный материал о нарушениях прав русских и русскоязычного населения в бывших союзных республиках, эта организация презентовала его на Всемирной конференции по пра-
3 Ассоциация «Родина»: [сайт]. html://www/ruspro-file (дата обращения: 21.06.2023).
4 Общественный международный фонд славянской письменности и культуры: [сайт]. URL: www.slav-fond.ru (дата обращения: 14.07.2023).
5 Братство славян Руси: [сайт]. URL: html//www. gheko.ru//company/bratstvo-slavuan-rusi-00-111779003442 (дата обращения: 14.07.2023).
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки
вам человека в Вене, проходившей под эгидой ООН. Тогда же стала очевидной незаинтересованность мирового правозащитного сообщества решать проблемы русских и русскоязычных. Акцент на конференции был сделан на становление государственного суверенитета прибалтийских республик.
В 1993 г. был создан Всемирный русский народный собор, сформировавшийся в авторитетную организацию, играющую значимую роль в делах соотечественников.
Особую значимость форуму придавало то обстоятельство, что в его деятельности приняли участие общественные деятели, представители культуры, искусства, православной церкви, чиновники, делегаты русских общин ближнего зарубежья. Согласно Уставу ВРНС главой Собора стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси, под председательством которого стали проводиться ежегодные соборные заседания1.
Благодаря инициативе Д. О. Рогозина в первые постсоветские годы был сформирован Конгресс русских общин (КРО). Учредительное собрание этой организации состоялось 2 марта 1993 г. В Государственной Думе первого созыва Конгресс получил 5 депутатских мест. Официальная регистрация созданного общественного формирования произошла 30 января 1997 г. Конгресс принял активное участие в подготовке и принятии решения о выделении из бюджета государства средств на осуществление работы с соотечественниками. Одной из уставных целей Конгресса стало отстаивание права соотечественников «на самоидентификацию, на свободу думать и говорить по-русски, называться русским и иметь в своём паспорте соответствующую запись»2.
1 Всемирный русский народный собор: [сайт]. URL: html//www/vrns.ru (дата обращения: 17.07.2023).
2 Конгресс русских общин: [сайт]. URL: https//www// youtube.com/watch?v=IAPGKMOKYOB (дата обращения: 17.07.2023).
Участие КРО в электоральной конкуренции привело к фактическому распаду организации 14 февраля 2004 г. В 2006 г. Д. О. Рогозин провёл восстановительный съезд Конгресса русских общин с присоединением к названию наименования «Родина»3. Датой официальной перерегистрации воссозданного объединения стал апрель 2011 г. Наряду с действую -щим КРО в 2002 г. был учреждён Международный конгресс русских общин, представляющий собой объединение русских землячеств и общин ближнего зарубе-жья4. В состав МКРО вошли 64 организации соотечественников из бывших союзных республик.
Значительное место в реализации планов российского государства в отношении соотечественников сыграл созданный в июле 1995 г. Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (до 1.10.2009 - Библиотека-фонд «Русское Зарубежье»). Наряду с основной целью Дома, заключающейся в сборе и сохранении литературного и культурного наследия русского зарубежья, эта организация приняла деятельное участие в судьбах соотечественников бывшего Советского Союза5.
В мае 1996 г. прошла официальная процедура регистрации Института диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), созданного по инициативе К. Ф. За-тулина, председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками в Государственной Думе первого созыва (1993-1995 гг.). В число учредителей организации вошли знаковые научные и общественно-политические структуры России: МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО МИД РФ, Институт Европы РАН и др.
3 Русские возвращаются // Газета.ги: [сайт]. http// www/gazeta.ru/2006/12/09/oa226110.stml (дата обращения: 14.07.2022).
4 Родина и окрестности [Электронный ресурс]. URL: http://www//orodine.ru/org/kro.html.text-Международный%20 конгресс%20русских%20об-щин (дата обращения: 14.07.2023).
5 Дом русского зарубежья им. А. Солженицына: [сайт]. URL: http://www/bfrz.ru (дата обращения: 14.07.2023).
ISSN 2949-5156^
С момента основания институт занялся оперативным мониторингом и анализом положения соотечественников ближнего зарубежья, информационным сопровождением правовых, организационных и политических инициатив государства в ближнем зарубежье, укреплением связей российских соотечественников с исторической Родиной, содействием их переселению в Российскую Федерацию. При институте с момента его образования была организована консультативная служба, оказывающая помощь представителям российской диаспоры в преодолении различных проблем. За годы своего существования институт провёл более 200 конференций. С 2019 г. при Институте стран СНГ действует научно-образовательный центр дополнительной подготовки и переподготовки кадров высшей школы бывших союзных республик1.
В июне 1997 г. начал свою деятельность Международный фонд по взаимодействию с зарубежными диаспорами «Россияне» (Международный фонд «Россияне»). С момента учреждения фонд сотрудничал с заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления, НПО, СМИ по вопросам защиты прав и законных интересов соотечественников, содействия их возвращению в Россию, создания организаций соотечественников за рубежом, проведения научных исследований, разработке и реализации программных мероприятий по социальным, экономическим, политическим, экологическим и иным проблемам в интересах соотечественников за рубежом2.
Филиалы Фонда образовались в г. Риге и г. Баку. На регулярной основе с
1 Институт стран СНГ: [сайт]. URL: https://www// i-sng.ru/institute-stran-sng (дата обращения: 14.07.2023).
2 Общественные и некоммерческие организации в России, занимающиеся проблематикой соотечественников за рубежом и переселенцев. Департамент информации и печати МИД РФ [Электронный ресурс]. URL: htpps://www/refdb.ru/look/2239024-pail.html (дата обращения: 17.06.2023).
] 2023/№4
2005 г. стал издаваться дайджест «Россия и соотечественники». Организация явилась правопреемником московского отделения Государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне». Фонд просуществовал до 12 ноября 2016 г.3
Основным направлением деятельности Московского фонда поддержки соотечественников им. Юрия Долгорукова, созданного 16 марта 1999 г., стала «экономическая, социальная и правовая помощь в деле соблюдения прав человека, равноправия и защиты законных интересов русскоязычного населения, проживающего в странах СНГ и Балтии, а также оказание содействия программам г. Москвы по поддержке соотечественников»4.
В 2003 г. был создан Международный совет российских соотечественников (МСРС), который объединил соотечественников по всему миру. Деятельность совета направлена на формирование единого российского культурного, информационного и образовательного пространства в интересах укрепления общности российской диаспоры, усиления её международных позиций, привлечение в Россию интеллектуальных, экономических и финансовых ресурсов российских соотечественников, проживающих за рубежом, представление законных интересов, содействие защите и реализации гражданских, политических, экономических, социальных, культурных, религиозных прав и свобод соотечественников за рубежом, распространение русского языка и культуры за рубежом и др.5
3 Московское отделение Государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне»: [сайт]. URL: html//www/rus-profile.ru/id/9157834 (дата обращения: 11.07.2023).
4 Общественные и некоммерческие организации в России, занимающиеся проблематикой соотечественников за рубежом и переселенцев [Электронный ресурс]. URL: https://www/refdb.ru/look/ 1139024-pail.html (дата обращения: 17.06.2023).
5 Международный совет российских соотечественников: [сайт]. URL: https://www//msrs.ru (дата обращения: 14.07.2023).
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки
МСРС объединяет 137 организаций из 52 стран мира и каждые 3 года проводит конференции с участием объединений российской диаспоры. Международный Совет направлял и направляет свои усилия на поддержку традиционных культурных связей российских соотечественников с Родиной.
При поддержке правительства г. Москвы и Московского дома соотечественника с 23 по 27 сентября 2004 г. в Москве состоялся I Форум руководителей молодёжных организаций российских соотечественников. На собрание съехались 150 участников из 40 стран мира1. На пленарном заседании обсуждались задачи консолидации «русского мира». Итогом работы Форума стало создание Международной ассоциации молодёжных организаций российских соотечественников (МАМОРС)2. Свою деятельность ассоциация сосредоточила в направлении сохранения исторической памяти и российского культурного наследия, русского языка и создания и развития единого информационного пространства [11].
Инициативу МАМОРС продолжил Международный молодёжный форум российских соотечественников, который собрал на своей площадке с 29 июля по 6 августа 2021 г. более 100 представителей из ближнего и дальнего зарубежья. В онлайн-формате к форуму присоединились ещё 350 представителей молодёжных организаций соотечественников из 74 стран мира. В приветствии форуму министр иностранных дел С. В. Лавров отметил, что созданная структура составляет «важный элемент общих усилий по развитию движения проживающей за границей
1 В Москве состоялся первый Форум руководителей молодежных организаций российских соотечественников, проживающих за рубежом // Greek.ru: [сайт]. URL: http//www//greek.ru/news/events/10552 (дата обращения: 09.07.2022).
2 Информация о международной Ассоциации молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС) [Электронный ресурс]. URL: http://www/motti.ru/2007-12-08/18440 (дата обращения: 06.01.2023).
российской молодёжи. В работе Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом данное направление остаётся в числе приоритетных» 3.
В марте 2005 г. в целях совершенствования научного и информационно-аналитического обеспечения государственных структур РФ в деятельности, связанной с российскими соотечественниками, был сформирован Институт русского зарубежья, который занял значительное место среди российских неправительственных организаций, занятых в этой сфере. Разворачивая свою работу в формате общественной дипломатии, институт поддерживает тесные связи с организациями соотечественников и государственными структурами. В 2007 г. информационно-аналитический портал института стал лауреатом Национальной премии за вклад в развитие российского сегмента интернета, а в 2008 г. его портал «Россия и соотечественники» был удостоен награды евразийского конкурса электронных СМИ «Гуманитарное сотрудничество во имя процветания»4.
Фонд развития «Институт евразийских исследований», образованный в мае 2005 г, был призван способствовать восстановлению гуманитарных и культурных связей России с Абхазией, Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Южной Осетией, в которых открылись филиалы этого учреждения. Однако, помимо упомянутой цели, институт принял активное участие в реализации государственной политики России в отношении соотечественников. В частности, институтом была учреждена «Русская премия» за лучшее художественное произведение на русском языке,
3 Глава МИД РФ приветствовал участников Форума молодых соотечественников // Rambler: [сайт]. URL: http://www//news.rambler.ru/ community/46923851-glava-mid-rf-privetstvoval-uchastnikov-foruma-molodyh-sootechestvennikov (дата обращения: 03.07.2023).
4 Институт Русского зарубежья: [сайт]. URL: https:// russkie.org/institute/ (дата обращения: 11.06.2023).
ISSN 2949-5156
в Таджикистане, благодаря его инициативе, стал издаваться журнал для детей «Почемучка» и литературный альманах «Русский язык и литература в школах», в Киргизии была реализована инициатива по выпуску журнала «Русский язык и литература в школах Кыргызстана». На регулярной основе в странах, где была развёрнута деятельность фонда по размещению в национальных СМИ дайджестов российских новостей [3].
Особое место в работе Института евразийских исследований заняла обширная деятельность по сохранению общей исторической памяти о Великой Отечественной войне. В рамках научной составляющей содержания работы Фонда развития осуществлялись высококвалифицированные научные исследования1.
Организации по поддержке соотечественников в 2006-2023 гг.
Особенная задача развития и консолидации «Русского мира» ставилась Указом Президента РФ от 21.06.2007 перед одноимённым фондом. Целью этой неправительственной организации, одновременно ставшей оператором бюджетных средств, декларировалась популяризация русского языка как важного элемента российской и мировой культуры.
Среди задач фонда главными стали:
1. поддержка организаций (общественных, академических, образовательных), занимающихся проблематикой, связанной с Русским миром, финансирование их проектов;
2. поддержка российских и зарубежных научных и образовательных центров русистики;
3. содействие возвращению эмигрировавших за границу россиян на Родину;
4. продвижение экспорта российских образовательных услуг;
1 Фонд развития «Институт евразийских исследований»: [сайт]. URL: http://ea-studies.ru/ (дата обращения: 15.07.2023
] 2023/№4
5. поддержка русскоязычных СМИ и медиа за пределами России и др.2
Фондом в партнёрстве с ведущими международными структурами реали-зовывался проект по созданию образовательно-просветительских центров за рубежом (русские центры). В целевых установках фонда подчёркивалось, что продвижение Русского мира не является средством реализации имперских амбиций России, но направлено на активизацию межкультурного диалога и взаимного обогащения духовного достояния народов [8].
В 2017 г. функционировали 110 русских центров в 48 странах3; в 2018 -115 русских центров в 51 стране. Средняя посещаемость центров в 2018 г. составляла 3,5 тыс. чел./год4.
Помимо развития русских центров, фонд выступил в качестве грантодателя на реализацию проектов, направленных на сохранение и развитие единого социокультурного пространства на территории бывшего Советского Союза. За 3 года (2017-2019 гг.) фондом были реализованы 492 проекта по продвижению русского языка, а также культурно-гуманитарной направленности [10].
Свой вклад в реализацию государственной политики в отношении соотечественников внёс Фонд содействия объединению русского народа «Русские», созданный в 2007 г. За время своего существования (до 7 ноября 2016 г.) фонд занимался изучением актуальных проблем русского народа, развитием его творческого потенциала, содействием обретению русскими, оказавшимися после распада СССР на территориях новых государств, равных прав с гражданами -представителями «титульной» нации, поддержкой инициатив, направленных
2 Фонд «Русский мир»: [сайт]. https://rysskimir.ru (дата обращения: 09.06.2023).
3 Отчёт о деятельности Фонда «Русский мир» в 2017 году. М., 2017. С. 29.
4 Отчёт о деятельности Фонда «Русский мир» в 2018 году. М., 2019. С. 20-29.
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки
на реализацию прав русских получать образование на родном языке, а также воплощением основной стратегии, заключающейся в объединении русского народа в Русской цивилизации.
В 2008 г. Фонд «Русские» выступил с предложением принятия закона «О Карте русского». Такую карту предлагалось выдавать не только этническим русским, но и тем, кто самоидентифицирует себя с русскими и считает Россию своей исторической Родиной.
По задумке фонда обладатель такого документа мог претендовать на получение бесплатной многократной визы на неограниченное время пребывания в России, работу на её территории, получение российского образования и т. д.
Некоммерческая организация Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, приступил к своей деятельности в соответствии с Указом Президента РФ с 1 января 2012 г. Целью фонда являлось «оказание российским соотечественникам всесторонней правовой и иной необходимой поддержки в случаях нарушения их прав, свобод и законных интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека» [4].
Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, осуществляет свою деятельность в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, решениями Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, а также с учётом рекомендаций VI Всемирного конгресса соотечественников (октябрь 2018 г.). Практическая деятельность осуществляется на основе решений попечительского совета фонда и ежегодно утверждаемым управляющим советом фонда «Основных направлений деятельности», в т. ч. с учётом задач, предусмотренных ПКДСР в Комплексном плане основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отноше-
нии соотечественников, проживающих за рубежом, на 2018-2020 гг.
Центрами правовой поддержки фонда, начиная с 2012 г., оказана реальная правовая помощь примерно по 70 тыс. индивидуальных и групповых обращений соотечественников. Можно считать, что Россия приобрела эксклюзивный опыт в деле юридической поддержки прав соотечественников за рубежом. Опытом центров заинтересовались и другие диаспоры (Китая, Польши, Венгрии и др.) При этом следует учитывать, что функционирование таких центров проходит зачастую в непростых политических условиях, в т. ч. потому, что в каждой стране возможности ЦПП оказывать правовую поддержку индивидуальны. Например, в Армении власти понимают, что такого рода деятельность содействует поддержанию межнационального мира, а руководство регионов само предлагает организовать у них консультационные пункты. В Азербайджане деятельность ЦПП поддерживается парламентариями, а в Грузии центрами установлен тесный контакт с аппаратом народного защитника, парламентскими структурами.
С другой стороны, правозащитникам -партнёрам фонда - сложно работать в Прибалтике, на Украине и в ряде иных регионов. Причина этого - развёрнутая массированная антироссийская пропаганда.
Если основным полем деятельности Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, стало правовое обеспечение соотечественников вообще, то созданный 29 января 2019 г. Фонд защиты Русского мира призван «содействовать в консолидации русскоязычных предпринимателей за рубежом; в консолидации русскоязычных адвокатов, юристов и правозащитников; в страховании гражданской ответственности граждан и предпринимателей за рубежом»1.
1 Анализ правового положения соотечественников, проживающих в странах постсоветского пространства. М., 2017. 684 с.
¡$$N 2949-5156^
Результаты участия НПО в реализации диаспоральной политики
Общественные движения, фонды и неправительственные организации проявляют активность в диаспоральной политике не только на федеральном, но и региональном и даже местном уровнях. Об этом свидетельствуют данные контент-анализа прессы приграничных областей России, проведённого Институтом стран СНГ в 2007-2009 гг., на предмет участия НКО в диаспоральном процессе. Рассматривались как общественно-политические акции, так и экспертные конференции, научные исследования и публи-кации1.
Согласно результатам из 82 274 организаций в Белгородской, Брянской, Кемеровской, Курганской, Омской, Оренбургской и Смоленской областях, вошедших в исследование, 1 679 занимались проблемами соотечественников, т. е. 20,1%. Таким образом, вполне репрезентабельному анализу деятельности НКО их пятая часть в той или иной степени была задействована в диаспоральной проблематике. При этом только за 2 года, с 2007 по 2009 гг., число неправительственных организаций, участвующих в реализации государственной политики в отношении соотечественников, увеличилось на 27,3% [9].
Все гражданские структуры на конкурсной основе привлекались к реализации проектов поддержки соотечественников. Кроме всего прочего, некоммерческие и неправительственные организации по мере своего становления обретали характеристики фактора, направленного на формирование, развитие и реализацию государственной политики в отношении соотечественников.
Аналитические материалы, мониторинг, рекомендации НПО стали важной составляющей принятия политических решений в этом важном направлении внешнеполитической деятельности го-
1 Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. М.: Общественная Палата РФ, 2009. С. 8.
] 2023/№4
сударства. Кроме того, представители гражданских структур вошли в состав общественных советов при органах государственной исполнительной власти, экспертных рабочих групп МИД России, Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом (Россотрудничества).
Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР) при подготовке сложных политических вопросов активно привлекает экспертов из числа гражданских активистов в состав создаваемых, по мере надобности, специальных рабочих групп, наряду с представителями заинтересованных министерств и ведомств РФ. Так, при подготовке проекта ФЗ «О политике в отношении соотечественников за рубежом» МИД России, исполнявший роль секретариата ПКДСР, организовал специальную межведомственную рабочую группу, в которую вошли, помимо чиновников, и представители гражданских структур2.
В составе Федерального агентства Россотрудничество был создан специальный отдел, обеспечивающий «тесное взаимодействие с неправительственными организациями»3.
Министр иностранных дел РФ С. В. Лавров отметил, что институты гражданского общества выполняют особую роль в отношении соотечественников. Благодаря гражданскому диалогу можно решать те проблемы, которые не всегда возможно решить официальным структурам, находящимся за рубежом, особенно когда речь идёт о правозащитной деятельности4.
2 В частности, Институтом стран СНГ при подготовке законопроекта были подготовлены 11 аналитических материалов .
3 Россотрудничество: [сайт]. http://rs.gov.ru/ node/4967 (дата обращения: 17.06.2023).
4 Докучаева А. В. Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом определилась с работой в 2010 году // Материк: [сайт]. URL: http://www.materik/ru/nationals/smi/problem/ detail.php?ID=7390 (дата обращения: 14.05.2023).
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки
Заключение
По мере осознания российским обществом важности проблемы соотечественников, проживающих в ближнем зарубежье [12], нарастала гражданская активность в содействии государству в реализации политического курса, призванного обеспечить благоприятные условия проживания русскоязычного населения постсоветского пространства и возможность переезда представителей Русского мира на историческую Родину.
Несмотря на ограниченные материальные ресурсы, выделяемые на общественные инициативы в этом направлении [7], на протяжении конца XX и начала XXI вв. расширялся круг гражданских структур, действующих в этом направлении, а также содержание их работы.
Гражданские структуры стали важным фактором инициации развития и повышения эффективности государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом.
Отметим, что деятельность неправительственных организаций стала важнейшим фактором, проявляющимся не
только в сфере законотворческой инициативы, но и в качестве индикатора общественных настроений, эволюционирующих вследствие изменения ситуации, связанной с обеспечением прав и интересов российских соотечественников.
Кроме того, неправительственные организации, налаживая связь с представителями российской диаспоры, стали самостоятельным субъектом реализации государственной политики в отношении соотечественников ближнего зарубежья.
Важнейшим вкладом неправительственных организаций в решение задачи обеспечения прав и интересов российских соотечественников стало определение направлений и актуализации контента мер государственного содействия русскоязычным общинам постсоветского пространства. Вступая в непосредственный диалог с соотечественниками, осуществляя мониторинг их настроений и потребностей, неправительственные организации формировали повестку, вокруг которой строилась стратегия государственной политики.
Дата поступления в редакцию 29.08.2023
литература
1. Ализаде Г. А. Особенности государственной диаспоральной политики Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 181-184.
2. Анализ правового положения соотечественников, проживающих в странах постсоветского пространства / К. Ф. Затулин, В. Г. Егоров, А. В. Докучаева и др. М.: Институт стран СНГ, 2017. 684 с.
3. Докучаева А. В. Российские соотечественники в Казахстане: субъективная оценка положения, ожидания от страны проживания и от России // Постсоветский материк. 2022. № 4. С. 4-15.
4. Затулин К. Ф., Егоров В. Г., Докучаева А. В. и др. Правовое положение соотечественников, проживающих в странах постсоветского пространства: сравнительный анализ. М., 2023. 850 с.
5. Красинец Е. С. Возвратная миграция в Россию: тенденции прошлого и реалии настоящего // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 1. С. 105-117.
6. Михайлин И. В. Россия своих не бросает (о формах поддержки соотечественников в странах Центральной Азии как части «Русского мира») // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 4. С. 199-217.
7. Политика постсоветских государств в отношении русскоязычного населения / Ю. В. Баранчик, В. Г. Гойденко, А. В. Грозин, А. В. Докучаева и др. // Постсоветский материк. 2020. № 2. С. 4-56.
8. Ростовская Т. К., Васильева Е. Н. Образование как ресурс формирования «мягкой силы» в работе с молодыми соотечественниками, проживающими в странах СНГ // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 21-35.
9. Савина О. В., Шелухина О. О. Смена парадигм: трансформация национальной идентичности в постсоветских странах // Постсоветский материк. 2023. № 3. С. 27-36.
10. Худоренко Е. А. Русский язык в ближнем зарубежье: проблемы и особенности продвижения // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. № 6-1. С. 496-499.
11. Худоренко Е. А. Языковая политика России в контексте евразийской интеграции // Политическая наука. 2020. № 2. С. 163-182.
12. Шагун Г. Е. К вопросу о положении соотечественников в ближнем зарубежье в общественном сознании россиян (1991-2021) // Современная научная мысль. 2022. № 5. С. 212-217.
references
1. Alizade G. A. [Features of the state diasporal policy of the Russian Federation]. In: Gosudarstvennoye i munitsipalnoye upravleniye. Uchenyye zapiski [State and municipal administration. Scientific notes], 2019, no. 2, pp. 181-184.
2. Zatulin K. F., Yegorov V. G., Dokuchayeva A. V et al. Analiz pravovogo polozheniya sootechestvennikov, prozhivayushchikh v stranakh postsovetskogo prostranstva [Analysis of the legal status of compatriots living in post-Soviet countries]. Moscow, 2017. 684 p.
3. Dokuchaeva A. V. [Russian compatriots in Kazakhstan: a subjective assessment of the situation, expectations from the country of residence and from Russia]. In: Postsovetskiy material [Post-Soviet continent], 2022, no. 4, pp. 4-15.
4. Zatulin K. F., Egorov V. G., Dokuchaeva A. V., et al. Pravovoyepolozheniye sootechestvennikov, prozhivayushchikh v stranakh postsovetskogo prostranstva: sravnitelnyy analiz [The legal status of compatriots living in the post-Soviet countries: comparative analysis]. Moscow, 2023. 850 p.
5. Krasinets E. S. [Return migration to Russia: trends of the past and realities of the present]. In: Narodo-naseleniye [Population], 2022, vol. 25, no. 1, pp. 105-117.
6. Mikhailin I. V. [Russia does not abandon its own (on forms of support for compatriots in Central Asian countries as part of the "Russian World")]. In: VestnikMoskovskogogosudarstvennogo lingvistich-eskogo universiteta. Obshchestvennyye nauki [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social sciences], 2021, iss. 4, pp. 199-217.
7. Baranchik Yu. V., Goydenko V. G., Grozin A. V., Dokuchaeva A. V., et al. [The policy of the post-Soviet states in relation to the Russian - speaking population]. In: Postsovetskiy material [The post-Soviet continent], 2020, no. 2, pp. 4-56.
8. Rostovskaya T. K., Vasilyeva E. N. [Education as a resource for the formation of "soft power" in working with young compatriots living in the CIS countries]. In: Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 2023, vol. 32, no. 5, pp. 21-35.
9. Savina O. V., Shelukhina O. O. [Paradigm shift: transformation of national identity in post-Soviet countries]. In: Postsovetskiy materik stran [Post-Soviet continent], 2023, no. 3, pp. 27-36.
10. Khudorenko E. A. [Russian language in the near abroad: problems and features of promotion]. In: Bolshaya Yevraziya: razvitiye, bezopasnost, sotrudnichestvo [Greater Eurasia: development, security, cooperation], 2023, no. 6-1, pp. 496-499.
11. Khudorenko E. A. [Language policy of Russia in the context of Eurasian integration]. In: Politiches-kaya nauka [Political science], 2020, no. 2, pp. 163-182.
12. Shagun G. E. [On the question of the position of compatriots in the near abroad in the public consciousness of Russians (1991-2021)]. In: Sovremennaya nauchnaya mysl [Modern scientific thought], 2022, no. 5, pp. 212-217.
информация об авторе
Шагун Глеб Евгеньевич - соискатель кафедры истории России Государственного университета просвещения;
e-mail: [email protected]
information about the author
Gleb E. Shagun - External Postgraduate Student, Department of Russian History, State University of Education;
e-mail: [email protected]
правильная ссылка на статью
Шагун Г. Е. Влияние институтов гражданского общества на диаспоральную политику России // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023. № 4. С. 120-131. DOI: 10.18384/2949-5164-2023-4-120-131
for citation
Shagun G. E. The influence of civil society institutions on the Diaspora policy of Russia. In: Bulletin of State University of Education. Series: History and Political Sciences, 2023, no. 4, рр. 120-131. DOI: 10.18384/2949-5164-2023-4-120-131