СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
РОССИЙСКИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ
В.А. Герасимова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Вопросы определения понятия «соотечественники», как и точный подсчет численности соотечественников за рубежом на современном этапе являются актуальными и проблемными полями исследования феномена. Неточность, запутанность, чрезмерно расширительное толкование понятия приводит к проблемам оказания поддержки данной категории лиц. В работе применены следующие методы: структурный метод социологической науки и системно-аналитический метод исторической и политологической наук.
Ключевые слова: соотечественники, русские, русский народ, постсоветское пространство, Россия.
RUSSIAN COMPATRIOTS ABROAD V.A. Gerasimova RUDN University, Moscow, Russia
Annotation. The issues of the definition of the concept "compatriots", as well as the exact counting of the number of compatriots abroad at the present stage, are relevant and problematic fields of research of the phenomenon. Inaccuracy, entanglement, overly expansive interpretation of the concept leads to the problems of supporting this category of people. The following methods are used in the work: the structural method of sociological science and the system-analytical method of historical and political science.
Keywords: compatriots, Russians, Russian people, Post-Soviet space, Russia.
Проблема определения понятия «соотечественник» в российском законодательстве. С момента распада СССР Россия стала обладательницей одной из самых крупных мировых диаспор (после диаспоры КНР) [Рязанцев 2016: 84-94]. Причем соотечественники никогда себя таковой не ощущали, т.к. проживали в единой стране, в которой русские являлись государство-образующим и доминирующим этносом.
Столкнувшись с закамуфлированной, а в ряде случаев и явной дискриминацией, многие из них предпочли адаптации к некомфортным реалиям страны проживания, возращение на историческую родину. При этом определенная часть соотечественников на текущий момент пребывает в стадии латентной миграции и планирует при резком ухудшении обстановки покинуть места настоящего проживания. Именно под влиянием данных факторов российская диаспора ближнего зарубежья до сих пор не стала диаспорой в том смысле, под которым она понимается в мировой политике и науке. К. Курылев считает, что в социокультурном плане наиболее правомерно говорить о России во всех бывших республиках Советского Союза без исключений [Рязанцев 2016: 84-94]. В этом случае речь идет о десятках миллионов русских, о большом количестве нерусского населения, которые до сих пор остаются в российском цивилизационном поле. Очевидно, что именно Россия является единственным гарантом прав данной категории, что требует четкого осознания Россией собственной роли в судьбе соотечественников, которые оказались за рубежом не по своей воле. В этой связи возникает задача обеспечения прав и интересов русских и представителей других национальностей, за которых Россия несет моральную ответственность.
Однако, политика России в отношении соотечественников носит неопределенный характер. С момента принятия Конституции РФ в 1993 г. в стране было издано множество нормативно-правых актов, в которых использовался термин «соотечественники», но ни один из них не раскрывал содержания данного понятия. В отношении смысла понятия на протяжении многих лет велись ожесточенные споры, т.к. оно было юридически закреплено. В целом термин призван указывать на гражданскую, а не этническую сущность лица и носить нейтральное значение. Точные формулировки термина появились только в Федеральном законе «О государственной политике РФ в отношении соотечествен-
ников за рубежом) от 1999 г1. Закон определяет, что целью данной государственной политики является оказание им разносторонней государственной помощи и поддержки, включая свободный выбор места жительства или право на возвращение в Россию (Ст.5, п.2). Важной особенностью является принятие Россией на себя бремени континуитета, согласно которому институт гражданства соотнесен с принципом непрерывности российской государственности. Редакция закона от 1999 г. определяла понятие «соотечественник» очень «размыто»: это и граждане РФ, проживающие постоянно вне ее территории, и лица, которые состояли в гражданстве СССР (но проживают на постсоветском пространстве), и эмигранты из Российского государства, РСФСР, СССР, РФ, ставшие гражданами иностранного государства, потомки вышеуказанных лиц.
Редакция закона от 2010 г. одновременно включает в себя три определения понятия «соотечественники».
Закон толкует понятие очень неоднозначно, т.к., например, в одном ряду определяются «проживающие за рубежом граждане РФ», которые и так пользуются правом на защиту со стороны России, так и лица, которые совершенно не входят в правовое поле РФ [Балашова 2009: 5-10]. Сам вопрос определения понятия, безусловно, довольно сложен. В этимологическом смысле - это граждане одного государства, если, в свою очередь, под понятием «отечество» понимать одною государство как юридическое образование. Но закон вкладывает несколько иное содержание, которое сводится к тому, что «соотечественниками» именуются лица, относящие себя к реально не существующему одному и тому же государству. Очевидно также, что в законе чрезвычайно размыта формализация принадлежности к соотечественникам, что дает правовую возмож-
1 Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс]//Официальный сайт компании Консультант Плюс. [Электронный ресурс] -Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 3178/ (дата обращения 13.03.2018)
ность причислить к последним любого, например, любящего музыку П.И. Чайковского, т.к. требование Ст.1. п.3 («...иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с РФ») применяются не в обязательном порядке, а «как правило» означает субъективное мнение ответственного чиновника2. Также множество положения закона декларативно, что блокирует механизм их правовой реализации.
Безусловно, что такое положение противоестественно и могло возникнуть только в связи с принудительным роспуском СССР вопреки воле народа, которая была выражена на референдуме 1991 г., считает О.А. Ильченко [Ильченко 2015: 131-137]. Основная цель права заключается в отражении воли носителя суверенитета и права в целом, при этом в случае несоответствия юридических конструкций фактическому содержанию возникают противоречия в урегулировании правовых аспектов. Именно так и случилось с бывшими гражданами СССР, которые считали себя принудительно лишенными юридической связи с тем образованием, которое было основано на общей истории развития и русскоязычной культуре. В этой связи уместно привести мнение Н.А. Нарочницкой, что русский народ - основа и носитель российской государственности - был расчленен насильственно, вопреки его волеизъявлению [Нарочницкая 2003: 214]. Вышеупомянутый закон среди объединений по защите русскоязычного населения в ближнем зарубежье жесткую критику и обвинения в том, что «Родина отказывается от своих детей», в связи с чем были выдвинуты требования более точного определения понятия [Балашова 2009: 7]. Первопричины чрезвычайно широкого толкования понятия в законе очевидны ввиду совершенно уникального многоконфессионального и многонационального характера РФ и правовых предшественников.
2 Курылев К. Соотечественники - инструмент "мягкой силы" России за рубежом [электронный ресурса/Информационное агентство «Реалист». -18.11.2017. - режим доступа:
http://realtribune.ru/news/people/445 (дата обращения 11.03.2018).
В этой связи ряд юридических лиц выступил в пользу неюридического определения термина, стремясь избежать протестов со стороны мировой общественности и групп поддержки диаспоры. Например, в 2001 г. В.В. Путин отметил, что «соотечественники» — это не только юридическая категория, а в большей степени вопрос личного выбора, вопрос духовного само-определения1. В этой связи уместно привести точку зрения П.Г. Щедровицкого, отметившего на постсоветском пространстве концепцию объединения лиц, которые ощущают сопричастность к России и русской культуре, под названием «Русский мир» [Ильченко 2015: 133]. Сущность концепции заключается в том, что в России и за ее пределами проживает одинаковое число русских граждан, не только говорящих, но и думающих на русском языке. Именно эта языковая общность и свидетельствует о социуме под названием «соотечественники».
О.А. Ильченко считает, что наиболее соответствующим современной общественно-политической ситуации является выделение двух категорий «соотечественников», т.к. переселение последних на территорию РФ начинает носить характер системной государственной политики [Ильченко 2015: 133]:
- в широком общем смысле по замыслу законодателя, по духу и букве закона о соотечественниках - последний, это физическое лицо, которое не имеет гражданства РФ, но сохраняет с ней исторические и культурные связи, обладает намерением воссоединиться с исторической родиной с помощью миграционных отношений;
- в узком смысле соотечественник является физическим лицом, гражданином иностранного государства, лицом без гражданства, которое начало процедуру возвращения в РФ для получения гражданства и постоянного проживания. Очевид-
но, что отличительным признаком двух определений является вступление в миграционные отношения с Россией. Иными словами, если в общем смысле соотечественник не является субъектом миграционных отношений, то в узком смысле - он полноценный субъект миграционных отношений, который открыто и свободно выражает волеизъявлений вернуться в РФ на правах гражданина и должен подчиняться всем правилам и нормам миграционного законодательства России. По данным причинам понятие «соотечественник» на современном этапе не имеет правового содержания, которое вкладывается при анализе правового положения данной категории субъектов миграционных отношений. Термин имеет в большей степени не юридическое, а политическое значение.
Широкая трактовка термина также предполагает относить к соотечественникам не отождествляющих себя с русскими представителей народов, которые проживают вне свое этнического ареала, свободно владеют русским языком, используют его в быт и при общении, предпочитают русскую культуру и т.д. [Баранов 2004: 10]. Узкая - русских жителей субъектов РФ и бывших республик СССР. В Джаба-ров предлагает определять в качестве «соотечественников» представителей коренных народов РФ, которые проживают за рубежом (русских, башкир, татар, удмуртов, карел и др.)2. И.С. Еремина полагает совершенно необоснованным распространение понятия на всех граждан бывшего СССР, подданных Российского государства, лиц, проживавших в прошлом на территории РСФСР и СССР. По ее мнению, из числа соотечественников требуется исключить миллионы бывших граждан СССР, которые оказались вне России, на территориях бывшего СССР, получили гражданство иностранного государства или не определились с гражданством, а
1 Выступление Президента России Владимира Путина на Первом Всемирном конгрессе российских соотечественников [электронный ре-
сурса/Официальный сайт ВКСРС. 11.10.2001. режим доступа: http://vksrs.com/publications/vystuplenie-prezidenta-шssii-vladimira-/ (дата обращения 13.03.2018)
2 Само определение понятия «соотечественник за рубежом» нуждается в корректировке [электронный ресурс]//Парламентская газета. 30.01.2013. режим доступа:
https ://www.pnp. ru/opinions/2013/01/30/samo -opredelenie-ponyatiya-sootechestvennik-za-rubezhom-nuzhdaetsya-v-korrektirovke.html (дата обращения 13.03.2018)
также эмигрантов из РСФСР, СССР и РФ, не состоявших в российском гражданстве, и их потомков, желающих сохранить связь с этической родиной [Еремина 2007: 1922]. Утверждения исследователя основаны на позиции, что, если даже незначительная часть данных категорий лиц получит документ, устанавливающий их связь с Россией, на основании которого они будут пользоваться определенными свободами и льготами на ее территории, то это может нанести ущерб экономике, бюджету и безопасности государства. Помимо этого, попытки признать миллионы соотечественников гражданами России могут быть опасным шагом, ведущим к дестабилизации ситуации на постсоветском пространстве.
Лебедева Н.В. отмечает особенности подтверждения статуса соотечественников за рубежом [Лебедева, Огурцов 2016: 1518]. Соотечественники могут регистрироваться в общественных объединениях соотечественников, основой регистрации является Устав объединения. Также они имеют право получить соответствующее свидетельство членства в подобном объединении. За пределами РФ выдача такого свидетельства осуществляется по письменному заявлению консульским учреждением или дипломатическим представительством. В России это осуществляется МВД по месту пребывания гражданина, который обязан подтвердить сам факт прежнего проживания в России, родственные отношения, иными словами, все, что может стать правовым основанием признания соотечественником, также требуется подтвердить факт проживания за рубежом. Проблема заключается в том, что: во-первых, процедура получения свидетельства связана с необоснованными бюрократическими барьерами, во-вторых, не дает совершенно никаких преференций при получении российского гражданства, при въезде и пребывании в России и т.д. Соотечественники за рубежом наделены правами не соотечественников, а граждан. Соотечественники, которые имеют иностранное гражданство или являются апатридами, подчиняются общему режиму иностранных граждан или лиц без граждан-
ства, с исключением дифференциации в правовом регулировании.
Таким образом, проблемой, которая существенно влияет на политику поддержки соотечественников за рубежом, является чрезмерно расширительное токование понятия «соотечественники» в российском законодательстве. Также множество положения закона декларативно, что блокирует механизм их правовой реализации.
Проблема определения количества российских соотечественников за рубежом. В определении количества соотечественников за рубежом имеется ряд проблем, которые негативно отражаются на деятельности государства по оказанию помощи данной категории лиц:
1. Определение численности на постсоветском пространстве этнических русских и русскоязычных сообществ тесно связано с феноменом русскоязычности [Тертри 2017: 43-56]. Если сведения о количестве этнических русских несложно получить из данных последней переписи населения каждого государства, то установить численность именно русскоязычного населения является сложной задачей, которая требует анализа данных из разных источников (полевые исследования, социологические опросы, данные статистики и т.д.). Только многофакторная статистка дает возможность объективно оценить ситуация с «русскоязычием» на постсоветском пространстве и в ближнем зарубежье. Взаимоотношения России с русскоязычным населения существенно отличаются в зависимости от доли последнего в государстве на постсоветском пространстве. В южной части Центральной Азии, в Закавказье, в республиках Прибалтики, т.е. в регионах, где присутствует выраженная этнокультурная разница между титульной нацией и русскоязычным сообществом, к русскоязычному населению в первую очередь относятся лица восточнославянского происхождения. В Молдавии, Кыргызстане, Казахстане к славянскому населению целесообразно добавлять и часть титульной нации вследствие высокого уровня ее русификации [Тертри 2017: 43-56]. На Украине и Беларуси ситуация с подсчетом соотечественников намного сложней,
т.к. с учетом этнокультурной и языковой близости провести грань между русскоязычным населением (преимущественно или исключительно говорящих на русском языке) и просто русскоговорящими составляет значительные трудности.
Согласно данным последней переписи населения (1989 г.) после распада СССР за пределами РФ на территориях новых независимых государств оказалось более 25 млн этнических русских1. Подобная цифра сравнима только с китайской диаспорой. В начале 1990-х гг. население РФ составляло около 148 млн человек, из который 120 млн являлись русскими [Казьмина, Пучков 1994]. Соответственно доля этнических русских за рубежом достигла 17,5%. Причем русское население в большинстве сосредоточено в пограничных зонах (Северный Казахстан, Юго-Восточная Украина и т.д.), что обусловлено двумя причинами:
- в период роста Российской империи отмечалась выраженная миграция русского населения в сопредельные территории (см. Табл. 1.1);
Таблица 1.1
Численность русского населения в республиках СССР (по данным переписи
Регион СССР Числен- Числен-
ность всего ность рус-
населения ских (тыс. человек)
РСФСР 137 410 113 522
Азербайджан- 6 027 475
ская ССР
Армянская ССР 3 037 70
Белорусская ССР 9 533 1 134
Грузинская ССР 4 993 371
Казахская ССР 14 684 5 991
продолжение таблицы 2.1
Регион Численность Численность
СССР всего насе- русских
1 Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР [электронный ресурс]//Демоскоп. 2018. № 761-762. режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php (дата обращения 14.03.2018)
2 Всесоюзная перепись населения 1979 г.
ления (тыс. человек)
Киргизская 3 523 912
ССР
Литовская 3 391 304
ССР
Молдавская 3 950 506
ССР
Таджикская 3 806 395
ССР
Туркменская 2 765 349
ССР
Украинская 49 609 10 472
ССР
Узбекская 15 389 1 666
ССР
Эстонская 1 465 409
ССР
- границы РФ с бывшими союзными республиками, в связи с особенностями формирования российской территории в период СССР, не соответствуют распределению русских на постсоветском пространстве. Также русское культурное и языковое пространство включает не только этнических русских, на момент распада Союза более 60% нерусского населения считали, что владеют русским языком свободно [Москальков 1990: 12-20].
Согласно авторским данным Д. Тер-три, на 2016 г. русское и русскоязычное население на постсоветском пространстве распределялось следующим образом (данные получены исследователем на основании переписи населения, социологических опросов, личных данных) (см. Табл. 1.2, 1.3, 1.4) [Тертри 2017: 46].
Таблица 1.2 Русскоязычное и русское население в ближнем зарубежье (2016 г.) [Тертри
201 17: 43-561
Населе- Ближ Цен- За- Во-
ние нее траль- кав- сточ-
зару- ная казье ная
бежье Азия Ев-
ропа
Все 145,8 67,5 16,5 61,8
населе-
ние (млн
человек)
Этниче- 14,2 5,05 0,21 8,94
ские
2
русские (млн человек)
Этниче- 9,7% 7,5% 1,3% 14,5%
ские
русские, %
Русско- 42,75 10,3 0,95 31,5
язычные
(млн.
человек)
Русско- 29,3 15,3% 5,8% 51%
язычные, %
%
Очевидно, что максимальная пропорция русскоязычного населения в Беларуси и на Украине, минимальная - в Литве.
Таблица 1.4 Русское и русскоязычное население в Закавказье и Центральной Азии [Тертри
2017: 43-561
Нас Ту Та Уз К К Г Аз А
еле рк дж бе ыр аз р ер р
ние ме ик ки гы ах у ба м
ни- ис- ст зст ст з йд е
ста тан ан ан ан и жа н
н я н и
я
Все 5 7,5 31 6 17 4 9,5 3
нас ,5 ,5
Рус 0,1 0,0 0, 0,3 3, 0 0,1 0.
ски 5 4 79 9 68 , 4 0
е 0 2
(мл 5
н
чел
)
% 3% 0,5 2, 6,5 21 1 1,5 0,
% 5 % % , % 5
% 3 %
%
Рус 0,2 0,3 1, 1,2 7 0 0,4 0,
ско 5 58 , 8 1
язы 3 5
чн 2
ые
(мл
н
чел
)
% 5% 4% 5 20 40 8 5% 3
% % % % %
Очевидно, что максимальная пропорция русскоязычного населения в Восточной Европе, что можно объяснить продолжением русификации в Беларуси (где русский язык является обязательным), сплочением русскоязычной общины в Прибалтике, противостоянием националистической политике на Украине и др.1
Таблица 1.3 Русскоязычное население в Восточной
1 Патриарх Кирилл призвал обратить внимание на притеснение на Украине прихожан УПЦ МП [электронный ресурс]//Информационное агентство ТАСС.18.04.2017. режим доступа: (дата обращения 14.03.2018) http://tass.ru/obschestvo/4191283
Очевидно, что в Закавказье максимальная пропорция русскоязычного населения в Грузии, а в Центральной Азии - в Казахстане и Кыргызстане.
2. Недостоверность и неточность данных, полученных российским государственными структурами. Полученные французским исследователем данные о численности этнических русских за рубежом (27,95 млн. человек) практически совпадают с цифрами, озвученными в 2010 г. Департаментом по работе с соотечествен-
Европе [Тертри 2017: 43-561
Население Укр аин а Мол да- вия Бела- рус ь Ли тв а Ла тви я Эс-то-ния
Всего население 42, 6 3,6 9,5 2, 8 2 1,3
Русские (млн чел.) 06, 8 0,24 0,86 0, 17 0,5 4 0,3 3
% 16 % 6% 9% 6 % 27 % 25, 5%
Русско-язычные (млн чел.) 21, 3 0,8 8,08 0, 25 0,6 8 0,3 9
% 50 % 20% 85% 9 % 34 % 30 %
никами МИД России1. Но полученные им данные о численности населения заставляют относиться с осторожностью к достоверности сведений (85,5 млн. человек), т.к. в августе 2017 г. председатель Комитета по образованию Госдумы РФ отметил, что численность русскоязычного населения за рубежом сократилась до 50 млн. че-ловек2. В то же время не исключается возможность, что именно в российских государственных структурах сведения ошибочны, т.к. история подсчетов численности соотечественников за рубежом в России свидетельствует о значительной доле не-достоверностей и неточностей.
С момента принятия Федерального закона № 99-ФЗ и на текущий момент никто не может определить точную численность соотечественников за рубежом, завяленные данные больше декларативны, т.к. все зависит от того, кого именно считать соотечественниками. Неточность и расплывчатость определения понятия в законе спровоцировали в подсчетах соотечественников немалые трудности. Например, в 2010 г А. Чепурин заявил, что в число лиц, попадающих под определение закона, можно приписать автоматически 150-200 млн. человек, но твердо отметил, что их численность не превышает 30 млн. человек, и большинство из них является гражданами государств постсоветского про-странства3. Какими критериями руководствовался МИД РФ, отбирая из «150-200 млн только 30 млн человек» совершенно непонятно.
После изменения в законе в 2010 г. численность «соотечественников» за рубежом по мнению МИД РФ существенно уменьшилась, но количество тех, кого продолжали считать соотечественниками в официальных структурах осталась неиз-
1 За пределами России сейчас проживает около 30 миллионов наших соотечественников [электронный ресурс]//Интерфакс. 12.04.2010. режим доступа: http://www.interfax.ru/interview/131938 (дата обращения 14.03.2018)
2 За пределами России осталось 50 млн русскоговорящих, заявил депутат Госдумы [электронный ресурса/РИА новости.28.08.2017. режим доступа: https://ria.ru/politics/20170828/1501253297.html (дата обращения 14.03.2018)
3 Там же.
менной, что также выглядит абсурдным. В 2012 г. зам. главы МИД РФ отметил, что 30 млн. - это условное количество, а в реальности можно «насчитать и 50 млн.». На IV Всемирном конгрессе соотечественников в 2012 г. К. Косачев отметил, что в дальнем зарубежье проживает около 10 млн россиян (семьи которых эмигрировали в советскую эпоху), в бывших союзных республиках осталось после распада СССР около 20 млн россиян (цифры совпадают с вышеуказанными)4. Однако четких критериев отнесения к «соотечественникам» опять отмечено не было.
В 2015 г. К. Затулин отметил, что за рубежом проживает 25 млн «наших русских людей», т.е. соответственно, в странах СНГ должно проживать уже 15 млн человек. Эта численность совпадает с мнением В. Тимакова, который в 2016 г. отметил, что в ближнем зарубежье «осталось 14 млн русских»5. С Лавров придерживается позиции, что численность соотечественников за рубежом составляет 30 млн. человек, отмечая, что «только после распада СССР за границами РФ оказалось 25 млн. россиян»6. Очевидно постоянное разночтение численности россиян за рубежом. В этой связи Первый заместитель Председателя Комитета Госдумы РФ по СНГ К. За-тулин отметил, что в официальных источниках постоянно присутствуют разные цифры: то 30 млн, то 25 млн. Причем складывается впечатление, что эти данные остаются неизменными даже после присоединения Крыма (что должно было сократить численность «соотечественников»
4 Русский мир: время собираться. В Санкт-Петербурге проходит IV Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом [электронный ресурс]//Информационно-аналитическое издание «Столетие». 26.10.2012. режим доступа: http://www.stoletie.ru/na_pervuiu_polosu/russkij_mir_ vrema_sobiratsa_915.htm (дата обращения 14.03.2018)
5 Яковлев Ф. «Второй свежести» или «в законе»: Кто такие российские соотечественники? [электронный ресурс]//Информационное агентство Ре-гнум. 09.03.2017. режим доступа: (дата обращения 14.03.2018)
6 III Всемирный конгресс соотечественников [электронный ресурс] 12.10.2016. режим доступа: http://www.russianspain.com/blog/diaspora/4363.html (дата обращения 14.03.2018)
минимум на 2 млн человек), после миграции с Украины миллиона русских и т.д.1. Чиновник считает, что подобное несоответствие является следствием отсутствия точных данных в официальных структурах.
Ф. Яковлев в этой связи отмечает, что несоответствие объясняется тем, что в Россотрудничество и МИД РФ не только не знают точную численность данной группы, но и не проводят точных подсчетов, т.к. одна и та же цифра неизменно «кочует из выступления в выступление»2.
Таким образом, имеющаяся неточность в определении понятия и чрезмерно расширительное толкования приводит к тому, что в России отсутствуют точные сведения о количестве соотечественников за рубежом (средние данные - 30 млн. человек). Подобная неточность создает существенные проблемы при планировании и осуществлении поддержки соотечественников за рубежом.
Поддержка соотечественников на постсоветском пространстве. Данная задача является важным аспектом внешнеполитической деятельности.
После распада СССР Б.Н. Ельцин обозначил стремление государства оказывать поддержку соотечественникам за рубежом, которая распространялась только на тех из них, которые проживают в новообразованных государствах СНГ и странах Прибал-тики3. Во второй половине 1990-х гг. реализация политики была приостановлена в
1 Константин Затулин о гражданстве для соотечественников [электронный ресурс]//Официальный сайт К. Затулина. 24.04.2017. режим доступа: https://zatulin.ru/konstantin-zatulin-o-grazhdanstve-dlya-sootechestvennikov/ (дата обращения 14.03.2018)
2 Яковлев Ф. «Второй свежести» или «в законе»: Кто такие российские соотечественники? [электронный ресурс]//Информационное агентство Ре-гнум. 09.03.2017. режим доступа: (дата обращения 14.03.2018)
3 Указ Президента Российской Федерации от 11.08.1994 г. № 1681 «Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» [электронный ресурс]//Официальный сайт Президента РФ. 11.08.1994. режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/6801 (дата обращения 14.03.2018)
связи с социально-экономическими и политическими причинами, фактически оставшись на уровне регулярного выражения недовольства к Эстонии, Латвии и Казахстану в связи с политикой в отношении русскоязычного населения.
I. Государственная политика поддержки соотечественников за рубежом.
Практически до середины 2000-х гг. политика России по отношению к приезжающим из СНГ на постоянное место жительства сводилась к политике вынужденных переселенцев, т.к. только для этой категории соотечественников была разработана нормативно-правовая и законодательная база, озвучена позиция общественных и правозащитных организаций. Во второй половине 1990-х гг. поддержка беженцев с постсоветского пространства осуществлялась на основании следующих документов: Федеральной миграционной программы (1996-2001 гг.), Президентской программой «Дети России», Федеральной миграционной программой «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» (19962001 гг.). С новыми государствами урегулирование отношений осуществлялось на основе двусторонних соглашений. Однако меры государственной поддержки были резко ограничены: поддержка в натурализации вне квоты, но при наличии жилья; беспошлинная провозка багажа [Егоров, Колесов 2014: 128-137].
Ситуация начала меняться только в 2005 г., когда Госдума РФ обсудила Концепцию «О репатриации в РФ», в котором давалось определение репатриантам, описывался механизм добровольного возвращения в Россию, сохранение национального ядра страны, предотвращение ассимиляции соотечественников за рубежом и т.д. Законопроектом концепция не стала в связи с этнической направленностью документа. Далее политика поддержки соотечественников развивалась по ряду направлений:
1. Федеральная поддержка в гуманитарной сфере. В гуманитарном сотрудничестве РФ с государствами на постсоветском пространстве важнейшим приоритетом является защита законных интересов и прав соотечественников, оказание содей-
ствия в адаптации к условиям государства проживания, развитие связей с истерической родиной, регулирование миграционных процессов. Законодательно данное направление определяют:
- Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»; - регулирующим документом является «Программа работы с соотечественниками за рубежом на 20092011 гг.»1; «Программа работы с соотечественниками на 2012-2014 гг.», «Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2015-2017 гг.»2;
- Федеральный закон «О граждан-стве»3;
- многосторонние и двусторонние договоры с государствами СНГ, которые закрепляют обязательства стран-участниц гарантировать всем гражданам, независимо от этнической принадлежности, равные права и обязанности (Декларация о международных обязательствах в области прав человека и свобод от 1993 г., Конвенция об основных правах и свободах человека от 1995 г. и др.).
2. Федеральная поддержка переселения соотечественников в Россию. К середине 2000-х гг. в России демографические проблемы настолько стали явными, что требовались срочные меры для достижения как минимум стабилизации численности населения. Определенные вклад в усиления внимания государства к соотечественни-
1 Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2009 - 2011 гг. [электронный ресурса/Официальный сайт МИД РФ. режим доступа: http ://www.mid. ru/activity/compatriots/zakon/-/asset_publisher/kQVwXqXaMW7q/content/id/304602 (дата обращения 14.03.2018)
2 Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 2321-р, утверждающее Программу работы с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2015-2017 гг.» (с прилагаемой Программой) [электронный ресурс]//Официальный сайт МИД РФ.11.12.2014. режим доступа: http://www.mid.ru/activity/compatriots/zakon/-/asset_publisher/kQVwXqXaMW7q/content/id/855298 (дата обращения 14.03.2018)
3 Федеральный закон "О гражданстве Российской
Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс]//Официальный сайт
компании Консультант Плюс. режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 6927/ (дата обращения 14.03.2018)
кам за рубежом внесло и экономическое лобби, считавшее наиболее целесообразным увеличивать приток рабочей силы за счет соотечественников4. Позиция оправдана тем, что соотечественники уже адаптированы к русской культуре и языку, считают Россию своей родиной и т.д. Поток переселенцев (поначалу незначительный) сразу потребовал корректировки российского законодательства, в связи с чем уже в 2006 г. Президентом В.В. Путиным был подписан Указ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ...»5. Документ не включает в себя положения, ограничивающие участие в переселении, содействие должно оказываться всем попадающим под определение «соотечественника». Основной целью прилагаемой Программы являлось решение демографических проблем страны. Приоритет для переселения отдавался приграничным стратегически важным для России территориям. При этом направленность Программы на стимулирование трудовой миграции, на решение экономических проблем государства очевидна. Экономический признак лежал и в выделении двух из трех категорий переселения: территории категории «Б» - для реализации крупных инвестиционных проектов, которые требуют массового притока переселенцев; категории «В» - с устойчивым социально-экономическим развитием на которых отмечается стойкое снижение численности населения. Подобное деление территорий
4 Выхованец О. Возвращение соотечественников [электронный ресурс]//Сайт РСДМ. 31.05.2013. режим доступа: http://russiancountil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozvrashchenie -sootechestvennikov/?sphrase_id=2092296 (дата обращения 14.03.2018)
5 Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (данным Указом утверждены "Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и "План мероприятий по реализации Государственной программы") [электронный ресурса/Официальный сайт Президента РФ. режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/23937 (дата обращения 14.03.2018)
определяло патернализм государства, отражая дифференцированный подход к финансовой поддержке. Запуск Программы на фоне немалого количества нерешенных проблем с соотечественниками вызвал негативную реакцию экспертов и правозащитников. Недостатки и неурегулированность Программы, скептическое отношение к ее влиянию на социально-экономическое положение России, подтвердились малочисленностью переселенцев «первой волны». В 2006 г. в Россию вернулось 7117 человек, в 2007 г. - 6802, 2008 - 43371. Однако Программа позволила с учетом немногочисленности переселенцев определить «слабые места» в законодательстве и провести корректировку в последующих законодательных и нормативно-правовых актах. Необходимо отметить основные недостатки Программы2:
- отсутствие понятия «соотечественники для целей программы», что привело к невозможности определить круг лиц, на которых распространялось ее действие: жесткие критерии не допускали многих, кто подпадал под понятие «соотечественник»; при этом могли попасть те, кто фор-
1 Демография [электронный ресурс]//Федеральная служба государственной статистики. режим доступа:
http://www.gks.m/wps/wcm/connect/шsstat_main/шss tat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 14.03.2018)
2 Выхованец О. Возвращение соотечественников [электронный ресурс]//Сайт РСДМ. 31.05.2013. режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozvrashchenie-sootechestvennikov/?sphrase_id=2092296 (дата обращения 14.03.2018)
мально соотечественником не был в соответствии с российским законодательством (потомки лиц титульной нации);
- жесткая привязка возможности получения статуса участника программы к наличию конкретного рабочего места и в конкретном регионе, который являлся участником программы;
- невозможность участия студентов;
- невозможность содействия в компактном переселении в сельскую местность;
- распределение территорий на три категории привел к неэффективному распределению бюджетных средств, что не позволило обеспечить переселение именно в наиболее нуждающиеся в этом районы и т.д. Однако необходимо отметить и положительные моменты Программы: за время ее существования был апробирован первый опыт конструирования и обустройства миграционного канала, встроены структуры рекрутчина в ближнем зарубежье, прописаны регламенты, разработаны функциональные системы, определены источники финансирования и т.д.
В 2008-2012 г. начался этап повыше-
ния эффективности выстроенного механизма переселения, которое было возложено на Минрегионразвития РФ. Необходимость адаптации политики переселения обусловили модернизацию государственной программы, к 2008-2012 гг. предполагающую: формирование программ в регионах, расширение круга принимающих регионов, включение в категорию переселенцев уже проживающих на территории государства лиц и т.д. С 2012 г. программа
стала бессрочной1. В соответствии с изменениями условий программы количество переселенцев стало возрастать (см. Рис. 1.2)2.
Новая программа концептуально исходит из следующих принципов:
- добровольность участия соотечественников в программе;
- обеспечение баланса интересов переселенцев, РФ, принимающих регионов, предпринимателей;
- финансовая обеспеченность принятых мероприятий, сочетание возвратного и безвозвратного принципа социально-экономической поддержки переселенцев;
- адресность государственных гарантий и мер социальной поддержки;
- приоритет мер социально-экономического стимулирования, направленность процесса переселения;
- взаимосвязь мероприятий с задачами развития РФ и ее субъектов;
- доступность информации о программе.
Основными целями программы стали:
- содействие социально-экономическому развитию регионов;
- стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников;
- решение демографических проблем в первую очередь на приоритетных территориях.
Рисунок 1.2. Динамика поданных заявлений и выданных свидетельств по программе переселения соотечественников
Программа помогла решить две важные задачи3: сняла излишние администра-
1 Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Госпрограмма утверждена указом Президента России от 22 июня 2006 года №637 [электронный ресурс]//Официальный сайт Правительства России. режим доступа: http://government.ru/programs/471/events/ (дата обращения 14.03.2018)
2 Мониторинг Государственной программы [электронный ресурс]//Официальный сайт МИД России. режим доступа: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/gu vm/compatrюts/monitoring (дата обращения 14.03.2018)
3 Выхованец О. Возвращение соотечественников [электронный ресурс]//Сайт РСДМ. 31.05.2013. ре-
тивные барьеры на пути переселения, облегчила в максимально возможной степени регионам процедуру принятия региональных программ. В программе обеспечен комплексный подход к решению вопросов межотраслевой координации и содействия переселению, получения возможности выбора места проживания, обучения и работы, объемов социальной поддержки и государственных гарантий и т.д. Участники программы вправе получать разрешение на временное проживание без учета вида на жительство, квоты, право на приобретение гражданства России в упрощенном порядке. Прием на работу переселенца полностью идентичен приему гражданина России (дополнительно необходимо только свидетельство участника программы), также не требуется получать разрешение службы занятости и МВД России о приеме на работу и т.д., Иными словами, упрощенная схема социально-экономической адаптации переселенцев очевидна. С 2007 г. по 2012 г. в Россию прибыло более 135 тыс. переселенцев, было подано 120 тыс. анкет [Чистик 2016: 228-235]. Наибольший миграционный потенциал переселенцев реализован из стран СНГ. Соотечественники переселяются также из стран ЕС: Польши, Германии и др.
Принятая в 2012 г. новая редакция программы имеет отличия от прежних ре-
"4
дакции
- участниками могут стать индивидуальные предприниматели при наличии разрешения на временное проживание;
- участниками могут стать студенты, которые проходят обучение на территории РФ;
жим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vozvrashchenie -sootechestvennikov/?sphrase_id=2092296 (дата обращения 14.03.2018)
4 Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" [электронный ресурс]//Российская Газета. 17.09.2012. режим доступа:
https://rg.ru/2012/09/17/programma-dok.html (дата обращения 14.03.2018)
- увеличение сохранения статуса переселенца до 3 лет.
Все участники программы обеспечиваются социальной поддержкой и государственными гарантиями: компенсацию расходов на проезд к месту проживания; компенсацию пошлин по программе; получение «подъемных» (пособие на обустройство). Размеры последнего зависят от территории проживания. Если регион входит в приоритетные территории, то на обустройство выделяется 240 тыс. рублей, и 120 тыс. рублей каждому члену семьи. Приоритетными субъектами РФ признаны: Бурятия, Забайкальский край, Амурская, Сахалинская, Магаданская, Иркутская области, Приморский край, Камчатский и Хабаровский края, Еврейская автономная область.
Очевидно, что российское законодательство в отношении переселения соотечественников на современном этапе повышает авторитет России на постсоветском пространстве и в мире, отвечает национальным интересам. Новой редакцией программы созданы более благоприятные условия для переселения соотечественников, максимально упрощен порядок получения российского гражданства. Содействие переселению соотечественников из-за рубежа является приоритетным направлением миграционной политики России.
3. Поддержка в области культуры. Основным документом в рамках СНГ являются «Основные мероприятия сотрудничества участников СНГ в области культуры на 2016-2020 г.»1. Документ объединяет 11 разделов, которые отражают направления и инструментарий реализации концепции сотрудничества в области культуры2. Он
1 Решение Совета Глав Правительств СНГ от 29 мая 2015 г. «об Основных мероприятиях сотрудничества
государств - участников Содружества Независимых Государств
в области культуры на 2016-2020 годы [электронный ресурс] //Единый реестр правовых актов и других документов СНГ. режим доступа: http://www.cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/vie w/text?doc=5132 (дата обращения 15.03.2018)
2 Информация о Концепции сотрудничества госу-
дарств - участников Содружества Независимых
включает в себя 120 акций национального и международного характера, комплекс мероприятий по углублению взаимодействия в библиотечной и музыкальной сферах, в театральной и концертной областях, в области кино, науки и образования, в сфере изобразительного искусства, в области подготовки кадров и информационного сопровождения и др.
Поддержка в области высшего образования - сетевые университеты, славянские университеты (см. 1.3).
4. Между Россией и государствами СНГ действуют консульские конвенции, с некоторыми странами подписаны соглашения о двойном гражданстве (Туркменистан, Таджикистан), с рядом государств подписаны соглашения об упрощенном порядке получения гражданства (Кыргызстан, Казахстан), о регулировании процесса переселения и т.д.3
Отдельным вопросам в рамках поддержки соотечественников стоит поддержка и распространение русского языка на постсоветском пространстве, особенно с учетом значительного количества русскоязычного населения в данных государствах (см. Табл.2.1-2.3). В данном контексте положительным примером является Республика Беларусь, в которой русский язык имеет статус государственного, с 2000 г. русский язык принял статус официального в Кыргызстане. На постсоветском пространстве численность русскоязычных школ, лицеев, гимназий превышает 5 тыс., а количество двуязычных - 4 тыс. Общее
Государств в сфере культуры и Концепции развития образования в сфере культуры и искусства государств - участников СНГ [электронный ре-сурс]//Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=18930 (дата обращения 15.03.2018)
3 Сотрудничество в гуманитарной сфере, проблемы соотечественников (справочная информация) [электронный ресурс]//Официальный сайт МИД России. режим доступа:
http://www.mid.ru/integracionnye-struktury-prostranstva-sng/-
/asset_publisher/rl7Fzr0mbE6x/content/id/548234 (дата обращения 14.03.2018)
число обучающихся на русском языке превышает 3,2 млн учащихся1.
5. Региональная поддержка соотечественников. В данном направлении в регионах принимаются программы переселения соотечественников, включающие основные положения федеральной программы. Примером комплексной поддержки соотечественников является республика Татарстан. В данном направлении у республики сложились конструктивные взаимоотношения с МИД России, включая блок поддержки соотечественников. Татарстан активно участвует в работе ПКДСР (Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом), на заседаниях которого рассматриваются все предложения республики по поддержке гуманитарных и культурных проектов, по консолидации соотечественников. Орган осуществляет компенсацию части расходов на мероприятия, инициированные республикой: реализация молодежных проектов, проведение Сабантуев и др. [Гимат-динов 2015: 94-102]. Республика на основании двустороннего соглашения активно взаимодействует с Россотрудничеством. В дополнение к федеральным программам работы с соотечественниками Татарстан проводит в Казани крупные международные мероприятия: Международный молодежный форум соотечественников «Молодежь, инновации, наука» (2014 г.), в котором принимали участие делегаты из 49 государств; Международный фестиваль школьного спорта СНГ и др. Из мероприятий, проводимых с соотечественниками татарской национальности, можно отметить организационные заседания Альянса татар Европы, участие делегаций в Универсиаде (Казань 2013 г.), форумы татарской молодежи в республике и др. Особое место в комплексе мероприятий по поддержке соотечественников занимает сотрудничество с МГИМО-Университетом, в
1 Распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2014 г. № 2647-р «О Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык" на 2016 - 2020 годы» [электронный ресурс]//Официальный сайт Правительства РФ. режим доступа: http://rs.gov.ru/uploads/document/file/13/fcp2016.pdf (дата обращения 14.03.2018)
котором за последнее десятилетние подготовлено более 2 тыс. соотечественников из стран СНГ. В 2014 г. в дополнение к обучению в МГИМО в странах СНГ была организована работа выездных комиссий ведущих татарских вузов, в результате чего в последние поступило более 630 соотечественников. В настоящее время в вузах Казани обучается 61 студент и 2 аспиранта из СУАР.
6.Поддержка бизнеса соотечественников за рубежом. На конференции российских соотечественников «Вместе с Россией» была отмечена значимость поддержки бизнеса соотечественников за рубежом2. Необходимо отметить, что данному направлению поддержки соотечественников уделено незначительное внимание. В частности, о поддержке бизнеса соотечественников за рубежом практически не упоминается ни в одном государственном нормативно-правовом акте, в документах Россотрудничества и т.д. В основных задачах Россотрудничества отмечена необходимость «.установлению и развитию контактов и деловых связей между этими объединениями [соотечественников, проживающих за рубежом; примечание автора]» и «.содействие развитию международных контактов субъектов РФ и муниципальных образований в гуманитарной, культурной, научно-технической и экономической областях»3. Конкретизации развития контактов в экономической области и установления деловых связей, также, как и механизма такого взаимодействия, необходимых ресурсов и инструментария под-
2 Резолюция Всемирной тематической конференции российских соотечественников «Вместе с Россией»
(Москва, 1-2 ноября 2016 г.) [электронный ре-сурс]//ВКСРС. 2016. режим доступа: http://vksrs.com/docs/vsemirnye-konferentsii/rezolyutsiya-vsemirnoy-tematicheskoy-konferentsii-rossiyskikh-sootechestvennikov-vmeste-s-rossiey/ (дата обращения 14.04.2018)
3 "Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному сотрудничеству"[электронный ре-сурс]//Официальный сайт Российского центра науки и культуры. режим доступа: https://www.rcnk.gr/sootechestvenniki/programmy-podderzhki-sootechestvennikov (дата обращения 16.04.2018)
держки нет. В рамках МИД поддержка бизнеса соотечественников за рубежом также упоминается в выступлениях официальных лиц, как необходимость «... поддержки соотечественного бизнеса за рубежом, расширения контактов бизнес-структур российских соотечественников с экономическими операторами.», но никак не расшифровывается (инструменты, ресурсы поддержки и т.д.)1. Таким образом, необходимо отметить, что поддержке бизнеса российских соотечественников на государственном уровне уделяется недостаточно внимания.
Значимым шагом в направлении поддержки бизнеса соотечественников за рубежом можно считать начало реализации проекта «Деловой форум соотечественников», направленный на «.содействие созданию экономической основы деятельности диаспоральных структур за рубежом и формирование благоприятных условий для расширения экономического сотрудничества между русскими бизнесменами, проживающими в различных странах, а также между зарубежными соотечественниками и российскими экономическими агентами путем создания профильной диалоговой экспертной площадки и проведения Первого Международного Делового форума соотечественников»2. Форум реализуется при грантовой поддержке из Фонда Президентских грантов. Расходы на проект - 4 732 169 руб. В рамках проекта будут осуществляться следующие направления деятельности:
1 Выступление ответственного секретаря Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России О.С. Мальгинова на парламентских слушаниях «О современной политике Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», Москва, 20 марта 2017 года [электронный ресурс]//Официальный сайт МИД России. 21.03.2017. режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_puЫisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2700907 (дата обращения 17.04.2018)
2 Деловой Форум соотечественников [электронный ресурс]//Фонд Президентских грантов. режим доступа:
https://президентскиегранты.рф/Project/View/37691 (дата обращения 16.04.2018)
- проведение Первого Международного Делового форума соотечественников участием представителей зарубежного российского бизнеса, общественных организаций за рубежом, российских профильных НКО, бизнес-структур, государственных органов, СМИ;
- создание и развитие электронной базы данных предпринимателей и организаций, которые сотрудничают или имеют потенциал сотрудничества с общественными организациями соотечественников;
- медиа-поддержка проекта;
- создание условий для вывода проекта на самостоятельное финансирование.
Проект является значимым, т.к. поддержке НКО по работе с соотечественниками за рубежом в РФ уделяется все меньше внимания, как в организационном, так и в ресурсном аспекте. Например, НКО РСМД в 2014 г. получила бюджетных субсидий в размере 100,42 млн. рублей, в 2017 г. - 81 млн., в планах на 2019 г. отмечена сумма 79 млн. рублей. В совокупности финансирование НКО по работе с соотечественниками сократится с 2018 г. ан 8%3. Поддержка НКО по работе с соотечественниками выделяется в отдельную статью расходов Минфина России. В приказе Минфина отмечено, что финансовую поддержку получат НКО, «.осуществляющие поддержку публичной дипломатии, содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве, активное вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс» и НКО «.оказывающие содействие» в проведении международных внешнеполитических исследований, подготовке специалистов в области внешней политики и регионоведения и т.д.4. Вопро-
3 РБК: Россия снижает финансирование инструментов влияния за рубежом [электронный ре-сурс]//Ведомости. 24.07.2017. режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2017/07/24/72 5487-instшmentov-vliyaniya-rubezhom (дата обращения 17.04.2018)
4 Приказ Минфина России от 28.07.2017 N 121н "Об утверждении Типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным)
сы необходимости и объемов финансирования остаются на усмотрение Минфина.
Таким образом, с нашей точки зрения, государству необходимо разработать направления, ресурсную бузу, инструментарий поддержки бизнеса соотечественников за рубежом и целенаправленную фиксированную поддержку НКО.
II. Организации и объединения, оказывающие поддержку соотечественникам за рубежом. - Первым международным объединением, в задачу которого входило и сохранение культурных связей между нациями, стало СНГ. Еще до его образования в декабре 1991 г. в Москве прошел первый конгресс соотечественников, на котором делегаты утвердили отказ от всех идеологических противопоставлений между группами российских эмигрантов, и между последними и россиянами в России [Толстой 2014: 71-87]. На заседании оргкомитета было отмечено, что «русский» означает не национальность, а самоидентификацию (отношение к русской истории, литературе, языку, как родному). С 1992 г. все вопросы взаимодействия с зарубежными странами, включая вопросы поддержки соотечественников, были закреплены за РАМСиР (Российским агентством международного сотрудничества и развития). С 1994 г. функционировала специальная комиссия при Правительстве России по делам соотечественников и Росзарубеж-центр, одной из функций которого стало содействие распространению русского языка за рубежом, поддержание контактов с русской диаспорой и т.д.1
Отдельно необходимо выделить деятельность Россотрудничества и его загра-нучреждений, которая направлена на реализацию международного гуманитарного
учреждением" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2017 N 48322) [электронный ре-сурс]//Официальный сайт компании Консультант Плюс. режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 78747/ (дата обращения 17.04.2018) 1 Чесноков А.С. Государственная политика России в отношении соотечественников и поддержки русского языка за рубежом [электронный ре-сурс]//Вестник УРФУ. 2013.№ 6. режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/51842/1/klo_2013_2 25.pdf (дата обращения 14.03.2018)
сотрудничества, на содействие распространению объективного представления о России за рубежом2. Россотрудничество представлено на настоящий момент в 81 государстве и имеет: 74 центра науки и культуры, 98 представительств, 24 представительства в составе посольств. Однако приоритетом деятельности является взаимодействие в рамках государств СНГ, в которых в каждом из государств имеются российские центры науки и культуры. Также разработан и последовательно реализуется План открытия новых центров до 2020 г.3.
Приоритетным направлением деятельности Россотрудничества являются государства-участники Содружества Независимых Государств, где в каждой стране есть российские центры науки и культуры. Разработан перспективный план открытия новых РЦНК и представительств до 2020 года. В аспекте поддержки соотечественников организация взаимодействует с организациями соотечественников, организует совместные мероприятия, развивает дружеские связи между государствами. Компетенцией организации является реализация вышеуказанных программ работы с соотечественниками в сферах: удовлетворения духовных, культурных, языковых потребностей; поддержки общественных объединений; поддержки молодежной российской диаспоры и т.д. Каждый год в государствах СНГ (и иных государствах) организацией проводятся мероприятия, приуроченные ко Дню русского языка, Дню народного единства, спортивные турниры, вечера памятных дат России, тема-
2 Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1315 (ред. от 31.12.2015) "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества" (вместе с "Положением о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству") [электронный ре-сурс]//Официальный сайт компании Консультант Плюс. режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7 9833/ (дата обращения 14.03.2018)
3 О Россотрудничестве [электронный ре-сурс]//Официальный сайт Россотрудничества. режим доступа: http://rs.gov.ru/ru/about (дата обращения 14.03.2018)
тические конкурсы, творческие фестивали и иные мероприятия. Также в компетенции организации входит поддержка проведения подобных мероприятий в регионах России.
Наиболее масштабным мероприятием является организация учебных и образовательных поездок по историческим местам России - «Здравствуй, Россия», в которых ежегодно принимают участие более 1000 молодежи из числа соотечественников. Деятельность агентства направлена на укрепление связей с Россией, на сохранение русского культурного наследия, на развитие и распространение русской культуры и языка за рубежом, на поддержку этнокультурной самобытности. Гуманитарная составляющая мероприятий поддержки соотечественников за рубежом представлена в вышеуказанных программах работы с соотечественниками, и включает в себя следующие направления дея-тельности1:
- содействие консолидации общественных объединений, проведение скоординированных фестивалей, форумов, акций: проведение конгрессов соотечественников, конференций международного и регионального уровней, содействие взаимодействию с соотечественниками-предпринимателями, организация мероприятий по привлечению научно-интеллектуального потенциала к процессу модернизации России, содействие реализации системы морального поощрения соотечественников и др.;
- развитие информационного обеспечения: проведение исследований о положении соотечественников, исследование статуса русского языка, содействие изданию в странах проживания справочных материалов о современной России, содействие в создании виртуальных музеев и книг памяти, содействие в подписке на русские периодические издания и др.;
- поддержка молодежи и их объединений: привлечение молодых соотечественников к получению высшего образования в российских вузах, содействие молодежным инициативам по проведению фести-
1 см. Программа работы с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2015-2017 гг.
валей, выставок, конкурсов и иных мероприятий, организация летних школ в странах проживания по изучению гуманитарных дисциплин и др.;
- поддержка социально незащищенных слоев соотечественников: оказание гуманитарной и медицинской помощи, организация в странах проживания санаторно-курортного и оздоровительного отдыха, реабилитация ветеранов ВОВ. Таким образом, очевидно, что гуманитарная составляющая поддержки соотечественников за рубежом охватывает практически все основные аспекты жизнедеятельности и способствует повышению. имиджа России и повышению доверия со стороны соотечественников.
Участие НПО в поддержке соотечественников за рубежом. В целом, организации, осуществляющие поддержку соотечественников за рубежом, можно разделить на две большие категории: правительственные учреждения и НПО. Закон «О государственной политике в отношении соотечественников» представляет возможность НПО на конкурсной основе привлекаться к различным мероприятиям в этой сфере. При организации фестивалей, проведении исследований, организации «круглых столов» по проблемам соотечественников используются средства федерального и регионального бюджетов. При организации деятельности по диаспораль-ной проблематике большинство НПО активно привлекают внебюджетные средства [Мухаметов 2014: 118-125].
НПО оказывают содействие соотечественникам по следующим направлениям:
- организационная и методическая помощь организациям соотечественников, включая международные и региональные;
- оказание правовой помощи;
- поддержка русской культуры и языка, оказание помощи в получении образования на русском языке и т.д.;
- информационное сотрудничество, поддержка русскоязычных СМИ;
- социальная защита соотечественников, поддержка организаций, объединяющих соотечественников-инвалидов и с ограниченными возможностями.
Немаловажной НКО в поддержке соотечественников за рубежом является Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, который был создан в 2012 г. Указом Президента РФ1. Учредителями НКО являются Россотрудничество и МИД России. Основной целью фонда является оказание правовой и иной поддержки при нарушении прав и свобод соотечественников за рубежом. Целевая правовая помощь оказывается посредством выделения субсидий и грантов, помощь оказывается не только правозащитным организациям, но и отдельным гражданам.
Таким образом, одной из актуальных проблем, которая существенно влияет на политику поддержки соотечественников за рубежом, является неточность определения самого понятия «соотечественник», которое является чрезмерно расширительным. В законе чрезвычайно размыта формализация принадлежности к соотечественникам, что дает правовую возможность причислить к последним любого, кто любым способом докажет свою духовную или культурную связь с Россией, т.к. требование Ст.1. п.3 применяются не в обязательном порядке, а «как правило» означает субъективное мнение ответственного чиновника. Также множество положения закона декларативно, что блокирует механизм их правовой реализации.
Имеющаяся неточность в определении понятия и чрезмерно расширительное толкования приводит к тому, что в России отсутствуют точные сведения о количестве соотечественников за рубежом. Средняя цифра, которая фигурирует в официальных источниках - 30 млн. человек, что приближается к данным французского исследователя Д. Тертри. Отсутствие точных данных создает существенные проблемы по всем направлениям работы с соотечественниками: начиная от объемов финан-
1 Указ Президента РФ от 25 мая 2011 г. N 678 "О создании Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубе-жом"[электронный ресурс]//Сайт Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. режим доступа:
http://pravfond.ru/?module=pages&action=view&id=8 (дата обращения 14.03.2018)
сирования, заканчивая ошибками в расчетах на их поддержку интересов России на местах.
Поддержка соотечественников за рубежом осуществляется по всем общественно значимым направлениям:
- федеральная поддержка переселения соотечественников в Россию; федеральная поддержка в гуманитарной сфере;
- поддержка и распространение русского языка на постсоветском пространстве; поддержка в области высшего образования и культуры;
- региональная поддержка соотечественников с учетом этнических интересов;
- участие НПО в поддержке соотечественников. В отношении поддержки соотечественников отмечен недостаток внимания к вопросам развития бизнеса и поддержки НКО, в связи с чем государству необходимо разработать направления, ресурсную бузу, инструментарий поддержки бизнеса соотечественников за рубежом и целенаправленную фиксированную поддержку НКО.
Проводимая РФ политика в отношении соотечественников за рубежом свидетельствует о том, что страна осознает свою роль в судьбе данной категории лиц, оказавшихся за рубежом зачастую не своей воле.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балашова Т.Н. Проблемы реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом//Вестник РУДН. Серия: юридические науки.2009. № 1. С. 5-10.
2. Баранов Ю.А. Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: автореф. дис. к. п. н. 23.00.04 /Баранов Юрий Александрович. Науч. рук. Тупикин А.П. РАГС. Москва. 2004. С. 10.
3. Гиматдинов Р.Р., Насыров И.Р. Взаимодействие с соотечественниками на уровне российских регионов: опыт Татарстана// Вестник МГИМО Универси-тета.2015. № 3 (42). С. 94-102.
4. Егоров В.Г., Колесов В.В. Место и роль программы переселения соотечествен-
ников в диаспоральной политике Российской Федерации//Вестник Московского государственного областного университета.2014. № 4. С. 128-137.
5. Ильченко О.А. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом//Вестник ВГУ. Серия: право. 2015. № 4. С. 131-137.
6. Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учебное пособие. М.: Наука, 1994. 253 с.
7. Лебедева Н.В., Огурцов А.Ю. Конституционно-правовые основы политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубе-жом//Общество: политика, экономика, право. 2016. № 12. С. 15-18.
8. Москальков С.П. Географические аспекты распространения русского языка в СССР // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1990. № 3. С. 12-20.
9. Мухаметов Р.С. Место и роль неправительственных организаций в российской дипломатии в ближнем зарубежье // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2014. № 1 (125). С. 118-125.
10. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М.: Международные отношения. 2003. С. 214.
11. Рязанцев С.В. Эмигранты из России: русская диаспора или русскоговорящие сообщества? // Социологические исследования. 2016. № 12. С. 84-94
12. Тертри Д. Русский вопрос в постсоветский период//Вестник СПбГУ. 2017.Т.62. Вып. 1. С. 43-56.
13. Толстой М.Н. Первый Конгресс сооте-чественников//Петербургский исторический журнал. 2014. № 3. С. 71-87.
14. Чистик Г.И. Сравнительно-правовой анализ государственной программы по поддержке соотечественников из-за рубежа в России и Казах-стане//Перспективы государственно-правового развития России в ХХ1веке: материалы конференции. Ростов-на-Дону. 2016. С. 228-235.
Сведения об авторе: Герасимова Валерия Андреевна - магистр в области международных отношений, РУДН (e-mail:
REFERENCES
1. Balashova T.N. Problemy realizacii gosu-darstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom//Vestnik RUDN. Seriya: yuridicheskie nauki.2009. № 1. S. 5-10.
2. Baranov YU.A. Politika Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom: avtoref. dis. k. p. n. 23.00.04 /Baranov YUrij Aleksandrovich. Nauch. ruk. Tupikin A.P. RAGS. Moskva. 2004. S. 10.
3. Gimatdinov R.R., Nasyrov I.R. Vzai-modejstvie s sootechestvennikami na urovne rossijskih regionov: opyt Tatarsta-na// Vestnik MGIMO Universiteta.2015. № 3 (42). S. 94-102.
4. Egorov V.G., Kolesov V.V. Mesto i rol' programmy pereseleniya sootechestvennikov v diasporal'noj politike Rossijskoj Federacii//Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta.2014. № 4. S. 128-137.
5. Il'chenko O.A. K diskussii ob opredelenii ponyatiya i administrativno-pravovogo statusa sootechestvennikov za rubezhom//Vestnik VGU. Seriya: pravo. 2015. № 4. S. 131-137.
6. Kaz'mina O.E., Puchkov P.I. Osnovy ehtnodemografii: Uchebnoe posobie. M.: Nauka, 1994. 253 s.
7. Lebedeva N.V., Ogurcov A.YU. Konstitucionno-pravovye osnovy politiki Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom//Obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo. 2016. № 12. S. 15-18.
8. Moskal'kov S.P. Geograficheskie aspekty rasprostraneniya russkogo yazyka v SSSR // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 5. Geografiya. 1990. № 3. S. 12-20.
9. Muhametov R.S. Mesto i rol' nepravi-tel'stvennyh organizacij v rossijskoj diplomatii v blizhnem zarubezh'e // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo univer-siteta. Ser. 3, Obshchestvennye nauki. 2014. № 1 (125). S. 118-125.
10. Narochnickaya N.A. Rossiya i russkie v mirovoj istorii. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2003. S. 214.
11. Ryazancev S.V. EHmigranty iz Rossii: russkaya diaspora ili russkogovoryashchie soobshchestva? // Sociologicheskie issledovaniya. 2016. № 12. S. 84-94
12. Tertri D. Russkij vopros v postsovetskij period//Vestnik SPbGU. 2017.T.62. Vyp. 1. S. 43-56.
13. Tolstoj M.N. Pervyj Kongress sootech-estvennikov//Peterburgskij istoricheskij zhurnal. 2014. № 3. S. 71-87.
14. Chistik G.I. Sravnitel'no-pravovoj analiz gosudarstvennoj programmy po podderzhke sootechestvennikov iz-za rubezha v Rossii i Kazahstane//Perspektivy gosudarstvenno-pravovogo razvitiya Rossii v XXIveke: materialy konferencii. Rostov-na-Donu. 2016. S. 228-235.
About the author: Gerasimova Valerija
A. Master of International Relations, RUDN
University (e-mail: [email protected]).