УДК 327;325.2:34
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-152-160
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
Ревазова М.И.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д.10А, Российская Федерация
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы обеспечения прав и интересов российских соотечественников за рубежом после распада СССР. Проведен анализ политико-правовых средств, применяемых Россией для урегулирования положения соотечественников за рубежом и их переселения в Россию, дана оценка эффективности данных норм. Отмечены положительные тенденции в решении проблем соотечественников. Рассмотрены профильное законодательство, дипломатическая работа в рамках международных организаций, реализация Программы добровольного переселения соотечественников, усиление интеграционных процессов на евразийском пространстве и проведение мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа России. По заключению автора, всестороннее обеспечения прав и интересов российских соотечественников станет возможным только после отказа Запада от политики «двойных стандартов» в защите прав человека, поскольку главным препятствием формирования и развития «русского мира» являются геополитические интересы Запада.
Ключевые слова: Россия, республики бывшего СССР, международные отношения, «русский мир», законодательство о правах соотечественников.
POLITICAL-LEGAL MEANS OF ENSURING THE RIGHTS AND INTERESTS OF COMPATRIOTS
M. Revazova
Moscow Region State University
10A, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the problems of ensuring the rights and interests of Russian compatriots abroad after disintegration of the USSR. The article examines political and legal means used by Russia to resolve the situation of compatriots abroad and their resettlement in Russia. The effectiveness of these norms is also evaluated. The article underlines the positive trends in solving the problems of compatriots. In particular, the improvement and development of relevant legislation is indicated, as well as the diplomatic efforts in the framework of international organizations, and the implementation of the Program of voluntary resettlement of compatriots. The issues of strengthening of integration processes in the Eurasian space and implementation of measures aimed at formation of positive image of Russia within the country and abroad are scrutinized. However, in the opinion of the author, comprehensive securing of
© CC BY Ревазова М.И., 2018.
Russian compatriots' rights and interests will be possible only after the failure of the West's policy of double standards in human rights protection as the geopolitical interests of the USA and some countries of Western Europe are the main obstacle to the formation and development of the "Russian world".
Key words: Russia, the republics of the former USSR, the "Russian world", legislation on the rights of compatriots.
Проблема обеспечения прав и интересов соотечественников стала для России особенно актуальной после распада Советского Союза. Президент России В.В. Путин в своем интервью американскому режиссеру О. Стоуну заявил, что считает это событие величайшей геополитической катастрофой XX века, поскольку «25 миллионов русских людей в одну ночь оказались за границей» [10]. Стоит отметить, что при этом были нарушены права и законные интересы соотечественников, восстановить которые Российской Федерации как государству - правопреемнику СССР - в полной мере не удается и сегодня. Достаточно привести в пример ситуацию с правами русскоязычного населения в Молдавии, Прибалтике или на Украине, чтобы понять, насколько сложной и важной сегодня является рассматриваемая в настоящей статье проблема.
Социально-правовое положение соотечественников неодинаково на постсоветском пространстве. В ряде бывших советских республик представители российской диаспоры лишены гражданских прав и имеют статус не граждан, на территории других республик ущемляются их права, связанные с получением образования на русском языке, трудоустройством, улучшением жилищных условий, получением социальной поддержки от государства и т.д. Целью статьи является изучение политико-правовых средств обеспече-
ния прав и интересов соотечественников.
В своем анализе автор опирается на труды Л.Н. Васильевой [1], В.Г. Егорова, В.В. Колесова [3], Т.В. Удалой [14] и других. Эти авторы выявили и систематизировали многие правовые, социально-экономические и культурные проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются соотечественники за рубежом, и предложили пути их решения.
Вскоре после распада СССР обеспечение правового положения русскоязычного населения в бывших советских республиках планировалось обеспечить посредством системы двойного гражданства. Однако данная идея не получила своего развития, поскольку новые независимые государства потребовали, чтобы проживающие в них люди были или гражданами, или иностранцами. В этих условиях русскоязычное население приняло гражданство страны пребывания. Именно поэтому идея российского гражданства близких по духу и родственным связям россиянам соотечественников дезавуировалась. Такая ситуация обусловила необходимость для России выстраивать особую политику в отношении диаспоры ближнего зарубежья.
Выступая на Конгрессе соотечественников в Москве в 2001 г., Президент РФ В.В. Путин отметил [2], что понятие «соотечественник» не являет-
ся исключительно юридической категорией, подразумевающей определенный статус или выплату льгот. Этот термин отображает духовное самоопределение и личный выбор человека, поскольку «русский мир» всегда выходит далеко за пределы территории государства и границы русского этноса.
В соответствии с российским законодательством «соотечественник» представляет собой лицо, проживающее за рубежом, которое не обязательно имеет российское гражданство, но отличается от иностранного гражданина в первую очередь тем, что является носителем русского языка, сохраняет культурную самобытность, почитает обычаи и традиции Российского государства, подтвердившего право соотечественников полагаться на его защиту [1, с. 55]. В целях сохранения самобытности российские соотечественники за рубежом создают свои национально-культурные автономии, поддерживаемые Россией.
В России сегодня действует законы, регулирующие защиту прав и интересов соотечественников. Основными из них являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ, Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 г. № 4528-1-ФЗ, Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 г. № 4530-1. Проблема подтверждения принадлежности к российскому гражданству является весьма острой для России как государства - правопреемника СССР. Государству пришлось заняться обеспечением
правового положения своих этнических соотечественников в республиках на постсоветском пространстве. Федеральный закон о гражданстве предоставил лицам этой категории упрощенный порядок получения российского гражданства, поскольку в большинстве своём бывшие республики СССР взяли курс на моноэтничность. Основной целью упрощенной процедуры получения гражданства стало недопущение ухудшения правового положения людей, которые постоянно проживают в странах постсоветского пространства. В реализации этой социальной задачи заключается современная политика России в отношении соотечественников за рубежом. Это обязательство государства отражено в Конституции РФ. Государственная дума ФС РФ в 1995 г. приняла Декларацию о поддержке российской диаспоры и покровительстве российским соотечественникам (Постановление от 8. 12.1995 г. № 1476-1 ГД). Правительство РФ в 1996 г. утвердило Программу мер по поддержке соотечественников за рубежом (Постановление от 17.05.1996 г. № 590). Позже был принят Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ.
Следует заметить, что благодаря действующей нормативно-правовой базе удалось осуществить на практике много конструктивных программ, направленных на продвижение русской культуры и языка на территории государств СНГ; активизировать поддержку соотечественников; усилить интеграционные процессы на евразийском пространстве, в том числе в гуманитарной сфере. В 2006 г. была
утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289). Для реализации программы и обеспечения соответствующего административно-правового механизма был принят Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ .
По Программе добровольного переселения соотечественников в Россию в период с 2007 по 2016 гг. вернулись 584,9 тыс. человек, которые переселились из Казахстана, Украины, Молдавии, Узбекистана, Таджикистана, Армении и Киргизии. Только в первой половине 2017 г. в страну въехали 71,4 тыс. соотечественников [12].
В целом следует отметить, что применяемые Россией правовые средства обеспечения прав и интересов соотечественников дают определенные результаты, которые с каждым годом становятся все более заметными. Вместе с тем количество проблем у соотечественников, проживающих за рубежом, также стремительно увеличивается. Это связано с проводимой в бывших республиках СССР политикой и общей нестабильностью международных отношений. В этой связи очевидно, что государству следует и дальше совершенствовать свое законодательство в пользу упрощения процедуры добровольного переселения соотечественников и предоставления им необходимой для этого помощи и поддержки. Однако не менее важно концентрировать усилия на повышении эффективности политических ме-
ханизмов решения имеющихся в рассматриваемой области проблем.
На политическом уровне Россия в рамках международных организаций, прежде всего ООН, регулярно обращает внимание мировой общественности на недопустимость ущемления прав и интересов русскоязычного населения за рубежом, ограничения его правового статуса и социально-экономического положения. В 2011-2014 гг. МИД РФ выпустил ряд ежегодных докладов о нарушении прав человека в разных государствах мира. Это ведомство и его структурные подразделения регулярно публикуют на своих информационных ресурсах рекомендации и претензии международных организаций к Латвии [7], Эстонии [8] и другим странам, в связи с нарушением прав национальных меньшинств. В Государственной Думе ФС РФ в мае 2012 г. проходили слушания о правах человека в ЕС [6]. Все современные политические и дипломатические подходы России к урегулированию рассматриваемой проблемы исходят из необходимости как можно скорее наладить с государствами, где происходит нарушение прав и интересов соотечественников, конструктивный диалог по улучшению положения в них русскоязычного населения. Вместе с тем МИД РФ прямо указывает на несоблюдение властями бывших советских республик рекомендаций компетентных международных организаций (ООН, Совета Европы и других) [11]. В связи с этим можно констатировать, что большая часть политических усилий России по защите прав и интересов своих соотечественников за рубежом, к сожалению, не приводит к реальному практическому результату.
Такое положение дел обусловлено нестабильностью системы международных отношений и многополярного мирового порядка. В сущности, страны Запада и Россия находятся в состоянии конфронтации, поскольку первые стараются всеми силами и средствами воспрепятствовать трансформации однополярного мира. Конфликт интересов с каждым годом становится все более очевидным. В такой ситуации (особенно после объявленных в 2014 г. антироссийских санкций) проблема обеспечения прав и интересов русскоязычного населения становится одним из рычагов влияния Запада на Россию. Именно поэтому западные государства в международных организациях попустительствуют притеснению российских соотечественников. В ситуации противостояния России Запад ищет любую удобную возможность, чтобы нанести максимальный урон противостоящей стороне, разобщить ее народ и дестабилизировать политическую обстановку внутри страны [4]. Собственно, это и есть цель современных антироссийских санкций. По мнению главы «Роснефти» И.И. Сечина, санкции против России вводились для того, чтобы оказать воздействие на выборы Президента РФ в марте 2018 г. [9]. Выход из сложившейся ситуации может быть в активизации усилий, направленных на создание региональных союзов, например БРИКС и других объединений, вокруг позиций укрепления формирующегося многополярного мира. Иными словами, до тех пор, пока многополярная система международных отношений не будет официально признана мировым сообществом и не найдет своего прямого закрепления в документах международных органи-
заций, проблему обеспечения прав и интересов своих соотечественников за рубежом останется в актуальной повестке внешней политики России. Отдельные действия могут улучшить положение диаспоры, но системно и надолго это не изменит ситуацию.
В политическом отношении важно в дополнение к тем мерам, которые уже предпринимаются руководством России, исходя из существующих возможностей, продолжить работу по формированию благоприятного образа России за рубежом с привлечением к этой деятельности представителей гражданского общества. При этом следует учитывать то обстоятельство, что против России в ежедневном режиме ведется информационная война, направленная на дискредитацию государства, его граждан и формирование в лице России «образа врага». В настоящее время крайне востребованными становятся новые коммуникационные технологии по противодействию такой недружественной политике ряда стран в отношении нашего государства.
Прежде всего, речь идет о виртуальном пространстве глобальной сети Интернет, именно на работе в нем следует сконцентрировать внимание. Этот подход и соответствующие инициативы соотечественников за рубежом активно поддерживает МИД РФ, указывая на то, что русскоязычные граждане ведут эффективную информационную деятельность по продвижению объективного и благоприятного образа России в мире. По мнению министра иностранных дел С.В. Лаврова, профильная активность журналистов-соотечественников помогает в общем деле сплочения русскоязычных общин, объединения их со своей исторической Родиной и способ-
ствует отстаиванию интересов русского народа за рубежом [5].
Исследование особенностей формирования позитивного образа российского государства - актуальный и практически значимый вопрос. При этом, как справедливо отмечает российский исследователь А.В. Федякин [13, с. 398], российским политикам и политологам необходимо сконцентрироваться на разработке следующих приоритетных задач:
- алгоритмов управления образом государства, включая изучение специфики разных целевых аудиторий и возможность адаптации к ним конкретных информационных технологий продвижения положительного образа России;
- теоретико-методологических основ создания и проведения информационных кампаний, направленных на продвижение благоприятного имиджа России внутри страны и за рубежом;
- вариантов оптимизации политики формирования благоприятного имиджа страны в кризисных ситуациях и условиях и т.д.
Думается, что практическая реализация этих задач позволит через улучшение образа российского государства решить ряд проблем, связанных с восприятием соотечественников за рубежом.
Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что в настоящее время Россия использует широкий спектр политико-правовых средств обеспечения прав и интересов соотечественников. К ним относятся: разработка и совершенствование профильного законодательства, дипломатическая работа в рамках международных организаций, реализация Программы добровольного переселения соотечественников, усиление интеграционных процессов на евразийском пространстве, в том числе в гуманитарной сфере, проведение мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа России внутри страны и за рубежом. Вместе с тем России следует активнее привлекать гражданское общество к решению проблем соотечественников за рубежом и продвигать благоприятный имидж страны мире. Однако всестороннее обеспечение прав и интересов российских соотечественников станет возможным только после того, как Запад откажется от политики «двойных стандартов» в вопросах защиты прав человека. В этом случае развитию «русского мира» не будет препятствовать открытая геополитическая конфронтация России и Запада.
Статья поступила в редакцию 18.12.2017
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Л.Н. Проблема сохранения самобытности русскоязычными соотечественниками за рубежом // Журнал российского права. 2005. № 5. С. 52-59.
2. Выступление Президента России Владимира Путина на Первом Всемирном конгрессе российских соотечественников (11.10.2001) // ВКСРС [сайт]. - URL: http://vksrs.com/ publications/vystuplenie-prezidenta-rossii-vladimira-/ (дата обращения: 28.03.2018).
3. Егоров В.Г., Колесов В.В. Место и роль программы переселения соотечественников в диаспоральной политике Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. № 4. С. 128-137.
4. Мажарин С. Для Запада нет задачи важнее, чем уничтожение России (25.09.2017) // Newsland [сайт]. - URL: https://newsland.com/community/5862/content/dlia-zapada-net-zadachi-vazhnee-chem-unichtozhenie-rossii/6008845 (дата обращения: 28.03.2018).
5. МИД РФ намерен отстаивать права соотечественников за рубежом (23.06.2017) // ТАСС [сайт]. - URL: http://tass.ru/politika/4360937 (дата обращения: 28.03.2018).
6. О парламентских слушаниях на тему «О проблемах с соблюдением прав человека в государствах-членах Европейского союза» (15.05.2012) // Постоянное представительство Российской Федерации в Европейском Союзе [сайт]. - URL: https://russiaeu.ru/ ru/novosti/o-parlamentskikh-slushaniyakh-na-temu-o-problemakh-s-soblyudeniem-prav-cheloveka-v-gosudarst (дата обращения: 28.03.2018).
7. Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации [сайт]. - URL: http://www.mid.ru/ foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/492850 (дата обращения: 28.03.2018).
8. Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Эстонии // Посольство Российской Федерации в Эстонской Республике [сайт]. - URL: https://estonia.mid.ru/perecen-osnovnyh-pretenzij-i-rekomendacij-mezdunarodnyh-organizacij-i-npo-k-estonii (дата обращения: 28.03.2018).
9. Плющенко А. Сечин: цель санкций против России - повлиять на выборы (интервью, 05.06.2017) // MK.RU [сайт]. - URL: http://www.mk.ru/politics/2017/06/05/sechin-cel-sankciy-protiv-rossii-povliyat-na-vybory.html (дата обращения: 28.03.2018).
10. Путин объяснил, почему считает распад СССР крупнейшей катастрофой XX века (13.06.2017) // РИА Новости [сайт]. - URL: https://ria.ru/politics/20170613/1496353896. html (дата обращения: 28.03.2018).
11. Россия и проблематика обеспечения прав человека в государствах мира // Министерство иностранных дел Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.mid.ru/rossia-i-problematika-obespecenia-prav-celoveka-v-gosudarstvah-mira (дата обращения: 28.03.2018).
12. Тищенко М. Дорога домой: за десять лет в Россию вернулись 584,9 тысячи соотечественников (20.09.2017) // Русский век: портал для российских соотечественников [сайт]. - URL: http://www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=10755 (дата обращения: 28.03.2018).
13. Федякин А.В. Политика формирования позитивного образа российского государства (теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа): дис... докт. полит. наук. М., 2010. 400 с.
14. Удалая Т.В. Взаимодействие государственных институтов и неправительственных организаций в вопросах осуществления политики в отношении соотечественников за рубежом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2011. № 1. С. 158-162.
1. Vasil'eva L.N. [The problem of preserving the identity of Russian compatriots abroad]. In: Zhurnal rossiiskogo prava, 2005, no. 5, pp. 52-59.
2. Vystuplenie Prezidenta Rossii Vladimira Putina na Pervom Vsemirnom kongresse rossi-iskikh sootechestvennikov (11.10.2001) [The speech of the President of Russia Vladimir Putin at the First world Congress of Russian compatriots (11.10.2001)]. VKSRS [website]. Available at: http://vksrs.com/publications/vystuplenie-prezidenta-rossii-vladimira-/ (accessed: 28.03.2018).
REFERENCES
3. Egorov V.G., Kolesov V.V. [The place and role of the program of resettlement of compatriots in the diaspora politics of the Russian Federation]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki, 2014, no. 4, pp. 128-137.
4. Mazharin S. Dlya Zapada net zadachi vazhnee, chem unichtozhenie Rossii (25.09.2017) [The West has no task more important than the destruction of Russia (25.09.2017)]. Newsland [website]. Available at: https://newsland.com/community/5862/content/dlia-zapada-net-zadachi-vazhnee-chem-unichtozhenie-rossii/6008845 (accessed: 28.03.2018).
5. MID RF nameren otstaivat' prava sootechestvennikov za rubezhom (23.06.2017) [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation intends to defend the rights of compatriots abroad (23.06.2017)]. TASS [website]. Available at: http://tass.ru/politika/4360937 (accessed: 28.03.2018).
6. O parlamentskikh slushaniyakh na temu «O problemakh s soblyudeniem prav cheloveka v gosudarstvakh-chlenakh Evropeiskogo soyuza» (15.05.2012) [Parliamentary hearing "on problems with human rights in the member states of the European Union" (15.05.2012)]. Postoyannoe predstavitel'stvo Rossiiskoi Federatsii v Evropeiskom Soyuze [Permanent mission of the Russian Federation in the European Union] [website]. Available at: https://rus-siaeu.ru/ru/novosti/o-parlamentskikh-slushaniyakh-na-temu-o-problemakh-s-soblyude-niem-prav-cheloveka-v-gosudarst (accessed: 28.03.2018).
7. Perechen' osnovnykh pretenzii i rekomendatsii mezhdunarodnykh organizatsii i NPO k Lat-vii po pravam natsional'nykh men'shinstv (spravochnaya informatsiya) [List of main claims and recommendations to the international organizations and NGOs to Latvia on the rights of national minorities (reference information)]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation] [website]. Available at: http://www.mid.ru/foreign_policy/rso/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/ id/492850 (accessed: 28.03.2018).
8. Perechen' osnovnykh pretenzii i rekomendatsii mezhdunarodnykh organizatsii i NPO k Estonii [List of main claims and recommendations to the international organizations and NGOs in Estonia]. Posol'stvo Rossiiskoi Federatsii v Estonskoi Respublike [The Embassy of the Russian Federation in the Estonian Republic] [website]. Available at: https://estonia. mid.ru/perecen-osnovnyh-pretenzij-i-rekomendacij-mezdunarodnyh-organizacij-i-npo-k-estonii (accessed: 28.03.2018).
9. Plyushchenko A. Sechin: tsel' sanktsii protiv Rossii - povliyat' na vybory (interv'yu, 05.06.2017) [Sechin: the goal of sanctions against Russia is to affect elections (interview, 05.06.2017)]. MK.RU [website]. Available at: http://www.mk.ru/politics/2017/06/05/sechin-cel-sankciy-protiv-rossii-povliyat-na-vybory.html (accessed: 28.03.2018).
10. Putin ob"yasnil, pochemu schitaet raspad SSSR krupneishei katastrofoi XX veka (13.06.2017) [Putin explained why he considers the collapse of the Soviet Union to be the biggest catastrophe of the XX th century (13.06.2017)]. RIA Novosti [website]. Available at: https://ria. ru/politics/20170613/1496353896.html (accessed: 28.03.2018).
11. Rossiya i problematika obespecheniya prav cheloveka v gosudarstvakh mira [Russia and the issue of human rights in the countries of the world]. Ministerstvo inostrannykh del Rossiiskoi Federatsii [The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation] [website]. Available at: http://www.mid.ru/rossia-i-problematika-obespecenia-prav-celoveka-v-gosu-darstvah-mira (accessed: 28.03.2018).
12. Tishchenko M. Doroga domoi: za desyat' let v Rossiyu vernulis' 584,9 tysyachi sootechestvennikov (20.09.2017) [The road home: within ten years 584,9 thousands of compatriots returned to Russia (20.09.2017)]. Russkii vek: portal dlya rossiiskikh sootechestvennikov [Russian century: a portal for Russian compatriots] [website]. Available at: http://
www.ruvek.ru/?module=articles&action=view&id=10755 (accessed: 28.03.2018).
13. Fedyakin A.V. Politika formirovaniya pozitivnogo obraza rossiiskogo gosudarstva (teore-tiko-metodologicheskie i prikladnye aspekty politologicheskogo analiza): dis... dokt. polit. nauk [The policy of formation of a positive image of the Russian state (the theoretical-methodological and applied aspects of politological analysis): Thesis dokt. polit. sciences]. Moscow, 2010. 400 p.
14. Udalaya T.V. [The interaction of state institutions and non-governmental organizations in the implementation of the policy in respect of compatriots abroad]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki, 2011, no. 1, pp. 158-162.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ревазова Маргарита Игоревна - аспирант кафедры политологии и права Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Margarita I. Revazova - postgraduate student of the Department of political science and law, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Ревазова М.И. Политико-правовые средства обеспечения прав и интересов соотечественников // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 2. С. 152-160. DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-152-160
FOR CITATION
M. Revazova. Political-Legal Means of Ensuring the Rights and Interests of Compatriots. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Politic Sciences, 2018, no 2, pp. 152-160.
DOI: 10.18384/2310-676X-2018-2-152-160