Научная статья на тему 'Современные проблемы и особенности переселенческой политики Российской Федерации'

Современные проблемы и особенности переселенческой политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
735
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPATRIOTS / THE STATE PROGRAM / IMMIGRANTS / IMMIGRATION POLICY / REFORM / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / ИММИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Айдынбеков Э. Ф.

В нынешнее время, для эффективного управления миграционными процессами, максимизации положительных результатов и минимизации отрицательных последствий, от перемещения потоков людей, в 2012 году Российской Федерацией была принята Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года, которая определила основные цели, задачи и принципы миграционной политики России (Далее – Концепция).Стабилизация и увеличение постоянной численности населения страны, является одной из самых главных целей, прописанных в Концепции. Вместе с тем, приоритетной задачей, поставленной для достижения указанной цели, является создание условия и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категории иностранных граждан, востребованных для российской экономики.В данном направлении Концепция предусматривает следующее: [1]• содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;• реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ее модернизация и придание ей бессрочного характера;• содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей;• модернизация институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство.С учетом экономических, демографических и политических вызовов и угроз, содействие добровольному переселению в Россию соотечественников постоянно проживающих в других странах, является важнейшим стратегическим ресурсом по решению ряда важных проблем и задач.Реализуемая «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» целями которой является [2]:• стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительство в Российскую Федерацию;• содействие социально-экономическому развитию регионов.• решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения. направлена на консолидацию потенциала соотечественников, с потребностями поступательного развития регионов страны и экономики в целом. При этом, Государственная программа нуждается в систематическом совершенствование и корректировке, с учетом внешних и внутренних изменений.В данной статье рассматриваются особенности переселенческой политики Российской Федерации. Исследуются современные ключевые проблемы в данной области, в сфере миграционной политики, проанализированы вопросы совершенствования правового обеспечения процесса переселения соотечественников проживающих за рубежом на территорию России, представлены статистические данные по количеству участников и регионам заселения, рассмотрены преференции получаемые соотечественниками решившими переехать на постоянную основу в один из регионов Россию, а также подведены предварительные итоги работы Государственной программы по переселению соотечественников прожимающих за рубежом в Российскую Федерацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Айдынбеков Э. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the effective management of migration processes, maximizing the positive outcomes and minimizing the negative consequences, in 2012 the Russian Federation adopted the Concept of the state migration policy for the period up to 2025, which defined the main goals, objectives and principles of the Russian migration policy (hereinafter – the Concept).Stabilization and increasing permanent population of the country is one of the most important goals.However, the priority objective to achieve this goal is to create the conditions and incentives for the resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation for the permanent residence, emigrants and certain categories of foreign nationals, necessary for the Russian economy.In this direction, the Concept of the state migration policy for the period up to 2025 provides as follows: [1]• Assistance to voluntary resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation and emigrants’ returning;• Implementation of the State program to assist the voluntary resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation, its modernization and making it termless;• Facilitating resettlement of foreign nationals for the purpose of family reunification to the Russian Federation;• Upgrading of institutions of temporary residence permit and a residence permit.Taking into account the economic, demographic and political challenges and threats, assistance to the voluntary resettlement of compatriots, residing in other countries to the Russian Federation, is the most important strategic resource to solve a number of important issues and tasks.The implemented «State program to assist the voluntary resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation» [2] is aimed to consolidate the potential of compatriots, to the needs of progressive development of the regions of the country and the economy as a whole.The objectives of the program are:• Promotion and organization of the voluntary resettlement of compatriots on the permanent residence in the Russian Federation;• Assistance to the social and economic development in the regions;• Solution of demographic problems, especially in the priority areas of settlement.At the same time, the State program requires a systematic improvement and adjustment, paying attention on external and internal changes.This article discusses the resettlement policy of the Russian Federation, explores the current key issues in this area, in the sphere of migration policy, analyzes the issues of improving the legal support of resettlement of compatriots, living abroad to the territory of Russia, presents statistical data on the number of participants and regional settlement, considers preferences, received by compatriots, decided to move on a permanent basis in Russia, as well as the preliminary results of the State program on resettlement of compatriots to the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы и особенности переселенческой политики Российской Федерации»

УДК 325 Э.Ф. Айдынбеков

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2500-3925-2017-1-69-75

Государственный университет управления, Москва, Россия,

Современные проблемы и особенности переселенческой политики Российской Федерации

В нынешнее время, для эффективного управления миграционными процессами, максимизации положительных результатов и минимизации отрицательных последствий, от перемещения потоков людей, в 2012 году Российской Федерацией была принята Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года, которая определила основные цели, задачи и принципы миграционной политики России (Далее — Концепция).

Стабилизация и увеличение постоянной численности населения страны, является одной из самых главных целей, прописанных в Концепции. Вместе с тем, приоритетной задачей, поставленной для достижения указанной цели, является создание условия и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категории иностранных граждан, востребованных для российской экономики. В данном направлении Концепция предусматривает следующее: [1]

• содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов;

• реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ее модернизация и придание ей бессрочного характера;

• содействие переселению в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях воссоединения семей;

• модернизация институтов разрешения на временное проживание и вида на жительство.

С учетом экономических, демографических и политических вызовов и угроз, содействие добровольному переселению в Россию соотечественников постоянно проживающих в других странах, является важнейшим стратегическим ресурсом по решению ряда важных проблем и задач.

Modern problems and resettlement policy of

For the effective management of migration processes, maximizing the positive outcomes and minimizing the negative consequences, in 2012 the Russian Federation adopted the Concept of the state migration policy for the period up to 2025, which defined the main goals, objectives and principles of the Russian migration policy (hereinafter — the Concept). Stabilization and increasing permanent population of the country is one of the most important goals.

However, the priority objective to achieve this goal is to create the conditions and incentives for the resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation for the permanent residence, emigrants and certain categories of foreign nationals, necessary for the Russian economy.

In this direction, the Concept of the state migration policy for the period up to 2025 provides as follows: [1]

• Assistance to voluntary resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation and emigrants ' returning;

• Implementation of the State program to assist the voluntary resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation, its modernization and making it termless;

• Facilitating resettlement of foreign nationals for the purpose of family reunification to the Russian Federation;

• Upgrading of institutions of temporary residence permit and a residence permit.

Taking into account the economic, demographic and political challenges and threats, assistance to the voluntary resettlement of compatriots, residing

Реализуемая «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» целями которой является [2]:

• стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительство в Российскую Федерацию;

• содействие социально-экономическому развитию регионов.

• решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения.

направлена на консолидацию потенциала соотечественников, с потребностями поступательного развития регионов страны и экономики в целом. При этом, Государственная программа нуждается в систематическом совершенствование и корректировке, с учетом внешних и внутренних изменений.

В данной статье рассматриваются особенности переселенческой политики Российской Федерации. Исследуются современные ключевые проблемы в данной области, в сфере миграционной политики, проанализированы вопросы совершенствования правового обеспечения процесса переселения соотечественников проживающих за рубежом на территорию России, представлены статистические данные по количеству участников и регионам заселения, рассмотрены преференции получаемые соотечественниками решившими переехать на постоянную основу в один из регионов Россию, а также подведены предварительные итоги работы Государственной программы по переселению соотечественников прожимающих за рубежом в Российскую Федерацию.

Ключевые слова: соотечественники; Государственная программа; переселенцы; переселенческая политика, реформа, иммигранты, миграционная политика.

Elmar F. Aydynbekov

State University of Management, Moscow, Russia

in other countries to the Russian Federation, is the most important strategic resource to solve a number of important issues and tasks. The implemented «State program to assist the voluntary resettlement of compatriots, living abroad to the Russian Federation» [2] is aimed to consolidate the potential of compatriots, to the needs of progressive development of the regions of the country and the economy as a whole. The objectives of the program are:

• Promotion and organization of the voluntary resettlement of compatriots on the permanent residence in the Russian Federation;

• Assistance to the social and economic development in the regions;

• Solution of demographic problems, especially in the priority areas of settlement.

At the same time, the State program requires a systematic improvement and adjustment, paying attention on external and internal changes. This article discusses the resettlement policy of the Russian Federation, explores the current key issues in this area, in the sphere of migration policy, analyzes the issues of improving the legal support of resettlement of compatriots, living abroad to the territory of Russia, presents statistical data on the number of participants and regional settlement, considers preferences, received by compatriots, decided to move on a permanent basis in Russia, as well as the preliminary results of the State program on resettlement of compatriots to the Russian Federation.

Keywords: compatriots, the State program; immigrants; immigration policy, reform.

peculiarities of the the Russian Federation

Объективная оценка прошлого должна оказать определенное воздействие на индивидуальное и общественное сознание, а это, в свою очередь, в известной мере повлияет на проблему развития межнациональных отношений, выявив как положительные, так и отрицательные аспекты в контексте современного восприятия последствий переселенческой политики многонациональной империи. Все это, несомненно, обращает внимание на не проходящую актуальность всестороннего, научного рассмотрения вопроса переселенческой политики Российской Федерации.

На тему переселения, являющимся одной из разновидности миграции населения, имеется обширная литература. Начиная с трудов русских историков-классиков, таких как Н.М. Карамзин и В.О. Ключевского, экономиста и статиста Кауфмана А.А. которым написаны несколько работ по проблематике переселения населения в Сибирь. Немало исследователей занимавшихся переселенческой проблематикой и в Советский период, Ямзин И.Л., Пруденский Г.А., Рыбаковский Л.А., Зайончков-ская Ж.А. Рощин Ю.В. который писал в своей работе «... переселенческая политика государства должна приобретать многосторонний характер — от решения при содействии переселения ведомственных задач, до хозяйственного и культурного развития заселяемых территорий» [3].

Вместе с тем, изучение современных проблем и особенностей переселенческой политики России, не стало до настоящего времени объектом целостного специального изучения.

Ещё в 1905 г. П.А. Столыпин, рассматривал переселения, прежде всего, как средство разрешения земельного вопроса. Термин «переселение» широко использовался

Таблица 1

количество участников программы переселения с начала 2016 года по 29.05.2016)

(поступило заявлений об участии в ГП)

субъект Российской Федерации Всего

участ. ГП соотеч.

центральный Фо 20 920 46 900

1 Брянская область 771 1 542

2 Воронежская область 4 957 11 729

3 Калужская область 3 961 9 104

4 Костромская область 322 720

5 Курская область 1 062 2 139

6 Липецкая область 3 078 6 932

7 Орловская область 364 854

8 Рязанская область 1 120 2 559

9 Смоленская область 829 1 469

10 Тамбовская область 520 1 200

11 Тверская область 730 1 661

12 Тульская область 2 635 5 648

13 Ярославская область 571 1 343

северо-Западный Фо 3 640 8 570

1 Республика Карелия 146 319

2 Архангельская область 186 319

3 Вологодская область 194 394

4 Калининградская область 1 407 3 560

5 Ленинградская область 822 2 024

6 Мурманская область 236 504

7 Новгородская область 262 656

8 Псковская область 367 761

9 Ненецкий АО 20 33

Южный Фо 1 400 3 443

1 Астраханская область 157 394

2 Волгоградская область 830 1 958

3 Ростовская область 413 1 091

северо-кавказский Фо 413 842

1 Ставропольский край 413 842

Приволжский Фо 4 595 10 342

1 Республика Марий Эл 63 124

2 Республика Мордовия 101 197

3 Удмуртская республика 108 232

4 Чувашская республика 206 334

5 Пермский край 310 651

6 Нижегородская область 761 1 741

7 Оренбургская область 393 928

8 Пензенская область 329 704

9 Самарская область 1 114 2 764

10 Саратовская область 871 1 943

11 Ульяновская область 339 724

Уральский Фо 4 537 10 030

1 Курганская область 99 197

2 Свердловская область 1 659 3 781

3 Тюменская область 124 338

4 Челябинская область 1 705 3 706

5 Ханты-Мансийский АО 827 1 727

6 Ямало-Ненецкий АО 123 281

сибирский Фо 5 789 12 990

1 Республика Бурятия 55 110

еще в российской дореволюционной литературе. Он означал массовое перемещение населения внутри страны из аграрно-перенаселенных районов в осваиваемые и малонаселенные территории с целью их колонизации. Сам термин «переселенческая политика» предлагалось заменить термином «колонизационная политика», как более соответствующим сути происходящего. Переселенческая политика имела положительное значение. Увеличилось население Сибири. Новоселы освоили более 30 млн десятин пустующей земли, построили тысячи сел, дали толчок развитию экономики Сибири. Важным было и то, что становление земельных отношений в переселенческих районах шло именно в том направлении, которое определяли столыпинские реформы, по пути создания крепких единоличных хозяйств. Успешность переселенческого дела П.А. Столыпина, по его мнению, зависела главным образом от условий заселения. Это составляющая остается важнейшей и в настоящее время [4]. Таким образом, данная реформа явилась мощным толчком в развитии переселенческого движения.

В целом же рассмотрение переселенческой политики царской и советской России свидетельствует о ее определяющем вкладе в превращении России в великую и могущественную державу.

В настоящее время, для России, уже несколько столетий не проводящей колониальной политики, одной из будоражащих массовое общественное сознание основных тревог, является нарастающая потенциальная угроза кардинального изменения этнического состава населения страны за счет притока с разных рубежей страны иммигрантов.

Для того, чтобы сохранить российскую идентичность в целом, необходимо увеличивать

Продолжение табл. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

субъект Российской Федерации Всего

участ. ГП соотеч.

2 Республика Хакасия 90 159

3 Алтайский край 587 1 378

4 Забайкальский край 117 204

5 Красноярский край 733 1 607

6 Иркутская область 356 939

7 Кемеровская область 493 1 205

8 Новосибирская область 2 075 4 588

9 Омская область 1 085 2 340

10 Томская область 198 460

дальневосточный Фо 2 224 4 425

1 Камчатский край 78 178

2 Приморский край 841 1 838

3 Хабаровский край 629 1 093

4 Амурская область 164 356

5 Магаданская область 229 371

6 Сахалинская область 187 380

7 Еврейская АО 96 209

60 Всего по стране 43 518 97 542

дФо + Байкальский регион 2 752 5 678

Таблица 2

количество участников программы переселения с начала ее реализации 2007 г., по 29.05.2016)

Субъект Российской Федерации Принято анкет (заявлений) всего

участ. ГП чел.

центральный Фо 181 681 412 795

1 Брянская область 3 690 7 543

2 Воронежская область 30 403 70 744

3 Калужская область 46 623 109 209

4 Костромская область 2 777 6 029

5 Курская область 14 377 30 882

6 Липецкая область 32 982 78 164

7 Орловская область 1 711 4 091

8 Рязанская область 2 428 5 707

9 Смоленская область 5 665 11 361

10 Тамбовская область 6 409 13 924

11 Тверская область 12 664 27 153

12 Тульская область 18 660 40 773

13 Ярославская область 3 292 7 215

северо-Западный Фо 52 112 123 546

1 Республика Карелия 2 595 5 452

2 Архангельская область 1 815 3 186

3 Вологодская область 630 1 449

4 Калининградская область 35 497 87 784

5 Ленинградская область 1 247 3 192

6 Мурманская область 3 073 6 503

7 Новгородская область 3 258 7 224

8 Псковская область 3 807 8 435

9 Ненецкий АО 190 321

Южный Фо 10 392 24 630

1 Астраханская область 485 1 220

2 Волгоградская область 8 182 19 067

Субъект Российской Федерации Принято анкет (заявлений) всего

участ. ГП чел.

3 Ростовская область 1 725 4 343

северо-кавказский Фо 2 938 5 912

1 Ставропольский край 2 938 5 912

Приволжский ФО 35 780 78 573

1 Республика Марий Эл 653 1 416

2 Республика Мордовия 1 726 3 453

3 Удмуртская республика 186 429

4 Чувашская республика 1 246 2 174

5 Пермский край 1 807 3 681

6 Нижегородская область 5 412 12 241

7 Оренбургская область 1 888 4 411

8 Пензенская область 5 163 10 619

9 Самарская область 4 612 11 365

10 Саратовская область 10 478 23 267

11 Ульяновская область 2 609 5 517

Уральский Фо 28 741 65 407

1 Курганская область 1 112 2 508

2 Свердловская область 9 850 22 756

3 Тюменская область 2 672 6 456

4 Челябинская область 9 796 21 832

5 Ханты-Мансийский АО 4 323 9 625

6 Ямало-Ненецкий АО 988 2 230

сибирский Фо 70 723 153 347

1 Республика Бурятия 700 1 385

2 Республика Хакасия 499 983

3 Алтайский край 7 040 15 421

4 Забайкальский край 1 708 2 954

5 Красноярский край 8 084 17 157

6 Иркутская область 6 976 15 012

7 Кемеровская область 6 877 15 850

8 Новосибирская область 20 800 45 946

9 Омская область 17 841 38 179

10 Томская область 198 460

дальневосточный Фо 24 408 47 175

1 Камчатский край 1 885 3 675

2 Приморский край 9 238 18 507

3 Хабаровский край 6 512 11 629

4 Амурская область 2 810 5 359

5 Магаданская область 1 152 2 175

6 Сахалинская область 1 996 4 198

7 Еврейская АО 815 1 632

60 ВСЕГО по стране 406 775 911 385

дФо + Байкальский регион 33 792 66 526

Арктическая зона 6 066 12 240

репродуктивный потенциал нации, обеспечивать высокий уровень рождаемости и естественного прироста населения, заниматься на государственном уровне «собирательством» россиян через реализацию программ переселения людей, имеющих исторические корни и связи с Россией и желающих способствовать ее процветанию.

Возвращающиеся в Россию соотечественники, часть трудовых мигрантов, решивших остаться жить и работать в России, а также образовательная миграция являются единственным источником восполнения естественной убыли населения нашей страны в трудоспособном возрасте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, одним из приоритетных направлений переселенческой политики Российской Федерации является оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Известно, что достаточно долго продолжается процесс, который законодательно утвержден еще в 2006 году. Ожидаемое массовое переселение не случилось, и в связи с этим уже в 2016 году были внесены поправки, которые еще больше упростили процесс. Вся ответственность за развитие программы возложена на органы ФМС, в настоящее время ГУВМ МВД (Главного управления по вопросам миграции министерства внутренних дел России), поэтому с каждым годом вносятся коррективы и предложения.

Так, например, по статистическим данным главного управления по вопросам миграции МВД России, с начала текущего 2016 года и по состоянию на 29.05.2016 г было принято порядка 98 000 заявлений об участие в программе переселения.

Рассматривая ситуацию уже с позиции сделанных шагов, миграционная служба

прилагает все усилия для поддержания должных темпов развития программы. Вопросы решаются оперативно и быстро, процедуры сведены к разумному минимуму. Стоит ознакомиться со всеми этапами, через которые придет-

Продолжение табл. 2

ся пройти участникам данной программы.

Переселение соотечественников — это наполнение регионов страны новой рабочей силой, специалистами по многим отраслям жизнедеятельности и, конечно, возвра-

сведения о реализации государственной программы за рубежом (разбивка по странам) с 01.01.2016 по 29.05.2016)

Прибыло в Россию

Участники программы Вместе с членами семей

всего за рубежом: 7 340 15 238

1 Казахстан 2 756 6 034

2 Узбекистан 1 244 2 382

3 Молдавия 1 447 2 902

4 Украина 692 1 307

5 Армения 603 1 291

6 Киргизия 215 428

7 Таджикистан 221 589

8 Грузия 47 80

9 Туркменистан 24 43

10 Азербайджан 18 36

11 Латвия 22 27

12 Беларусь 12 23

13 Германия 18 48

14 Литва 6 7

15 Греция 2 3

16 Эстония 3 13

17 Израиль 2 7

22 Испания 1 1

25 Абхазия 1 1

27 Польша 1 2

28 Великобритания 2 6

55 Чехия 2 6

57 Швейцария 1 2

щение в родную культуру. Поэтому этот вопрос курируется лично президентом страны, который законодательными актами утвердил оказание помощи переселенцам. Рассмотрим выполнение программных обязательств с позиции 2016 года

В ходе реализации Государственной Программы, несмотря на изначально правильную идеологию — дать возможность нашим соотечественникам вернуться в Россию и обустроиться, стали возникать существенные проблемы. В начале действии Программы были допущены просчеты с оценкой миграционного потенциала соотечественников, желающих вернуться в Россию. По прогнозам многих экспертов, с начала реализации программы переселения, минимальный приток соотечественников должен был составить более

Таблица 3

полутора миллионов человек. По данным главного управления по вопросам миграции МВД России, с начала реализации Государственной программы, в ней приняли участие всего 911 тысяч человек.

Таким образом, факт переселения в рамках программы пока не удовлетворяет первичных ожиданий многих экспертов. Предполагалось, что количество желающих переехать будет больше. Обеспечить в полном объеме переселенцев работой в соответствии с их профессиональной квалификацией не всегда удается, так как нередко специальность переселенцев не соответствует потребностям рынка труда.

Сложно решаются вопросы жилищного обустройства. Лишь 10% участников Программы получают постоянное жилье. Остальные размещаются либо в центре временного

размещения, либо в съемных квартирах (жить в таком жилье они могли не более двух лет). Предполагается, что в течение двух лет переселенцы смогут купить себе жилье. Другой проблемой для переселенцев стала легализация на территории Российской Федерации, а именно проблема регистрации по месту жительства, так как многие прибывшие в Россию не имеют собственного жилья, родственников или знакомых, которые могут предоставить им возможность для временного или постоянного проживания. В свою очередь без регистрации по месту жительства не принимают документы на предоставление гражданства. Многие решают данную проблему, заплатив немалые деньги посторонним людям за фиктивное разрешение на проживание [5]. Таким образом, перечисленные выше причины мешают соотечественникам принять положительное решение о переезде в Россию. Основная масса соотечественников, прибывает в Российскую Федерацию из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Украины, Молдовы, Латвии, Германии. Проводимый ГУВМ МВД России мониторинг показывает, что сдерживающие факторы отличаются в различных странах. Соотечественники из Казахстана, Украины, Молдавии и Киргизии чаще указывают на проблемы приобретения жилья в России и трудоустройства. Соотечественники из Германии и Латвии, где экономические условия лучше, ссылаются на соблюдение закона и защиту личности от противоправных посягательств. Соотечественники из центрально-азиатского региона указывают на неприятие местным населением переселенцев из других стран.

Вопросы совершенствования правового обеспечения процесса переселения соотечественников, остаются акту-

альными и требуют постоянного внимания. Принятые в 2016 году поправки предоставили новые области для проживания переселенцев. Также внесены некоторые изменения в списки требований, предъявляемых к переезжающим гражданам.

Так как эта программа добровольного переселения, то, в принципе, понятно, что надеяться в ней можно только на предложения правительства, которое, в свою очередь, должно гарантировать переселенцам место для работы и упрощенную процедуру получения гражданства. Предложения, поступающие от президента, гарантируют получение денежных средств, которые помогут обустроиться на новых местах. Являясь участником программы, они могут также рассчитывать на разные льготы и привилегии.

Практически отдельную нишу переселенцев занимают граждане, переехавшие или стремящиеся к переселению из Украины. Учитывая тяжелую обстановку в соседней стране, президент РФ хочет вернуть на Родину максимальное количество тех, кто переехал и находится на территории соседнего государства.

Нестабильность и военные действия, продолжаются на Украине. Это формирует стойкое убеждение главы правительства в том, что облегченная процедура возврата и привлечения переселенцев даст возможность многим семьям начать новую жизнь в спокойной обстановке. В принципе, как утверждают политологи, именно из-за этих событий процедура переселения упрощена. В следующем году ожидается переселение 300—400 тысяч семей. Но для огромной площа-

ди страны, это даже не будет заметно.

Тем более что на данный момент предположительно около 10 млн. незаконно пребывающих на территории или граждане России, получившие вид на жительство на украинской земле, все-таки более подходят под определение соотечественников. Это позволит переселенцам с Украины быстро адаптироваться на новых местах. Общность интересов и отсутствие языкового барьера, наиболее подходящие данные для переселенцев из соседней страны.

Однако, несмотря на ряд проблем Государственной программы, результаты многочисленных опросов продемонстрировали, что в Россию желают переехать на постоянное место жительства образованные и квалифицированные люди, которые находятся на сегодняшний день в возрасте продуктивной деятельности. Более половины потенциальных переселенцев обладают высшим, незаконченным высшим либо средним профессиональным и техническим образованием. Люди преклонного возраста составляют менее 10%. Исследования, проведенные Институтом Стран СНГ, а также «Мониторинг миграционных настроений соотечественников, проживающих за рубежом» по заказу Министерства иностранных дел Российской Федерации, указывают на то, что потенциал соотечественников очень велик [6]. Большинство потенциальных переселенцев — русские, но среди желающих принять участие в Госпрограмме есть не только украинцы, но и казахи, татары, белорусы и другие национальности. Поэтому столь пристальное

внимание к «Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», вселяет уверенность в ее дальнейшем совершенствовании, которая сможет обеспечить будущих переселенцев серьезными объемами государственной поддержки. Данный проект должен продолжать модернизироваться, необходимо искать пути решения, способные существенно увеличить его значимость и эффективность. От оптимального и умного решения перечисленных проблем зависит успех в дальнейшей реализации Государственной программы.

Таким образом, необходимо продолжить работу по привлечению в Россию соотечественников, прежде всего путем дальнейшего упрощения порядка и процедур приобретения соотечественниками гражданства Российской Федерации. Не вызывает сомнений, что миграция способна обеспечить экономический рост, но для этого необходимо решить связанные с ней политические, правовые и социальные проблемы [7]. Финансирование мероприятий по переселению соотечественников по-прежнему в значительной мере возложено на региональные бюджеты, что не стимулирует местные власти активизировать работу. Поэтому надо изыскать возможность возложить расходы по реализации Госпрограммы на федеральный бюджетмигрантов вообще составляют низко квалифицированный контингент рабочей силы. Украинцы, ведь, как показывает опыт, экономическая составляющая проблемы — одна из самых важных.

Литература

1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [электронный ресурс] http:// www.kremlin.ru/events/president/news/15635 дата обращения: 01.10.2016).

2. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [электронный ресурс] http://grajdanstvo-rossii.com/ programma-pereseleniya-sootechestvennikov. (дата обращения: 01.10.2016).

3. Рощин. Ю.В. «Миграция населения и Россия» учебное издание/Рощин. Ю.В., — издательский дом ГОУВПО «ГУУ», 2007. - Стр. 84.

4. Герасимова И.В. Влияние миграционных процессов на регулирование социально-трудовых отношений [Текст]: монография / Герасимова И.В. - М.: ГУУ, 2014. - С. 55, п. 1.3.

5. Демьянчук В.А., Яценко В.В. Актуальные проблемы получения гражданства российской федерации по государственной программе добровольного переселения соотечественников. // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права Сборник научных статей. 2016. С. 51-55.

6. Получение временной регистрации и принятие участия в программе по переселению соотечественников [электронный ресурс] http:// grajdanstvo-rossii.com/programmapereseleniya-sootechestvennikovhttp://bs-life.ru/rabota/ personal/programmapereseleniya2013.html. (дата обращения: 01.10.2016).

7. Волох В.А. «Трудовая миграция: законодательство и политика» [электронный ресурс] http://e-notabene.ru/lr/article_594.html. (дата обращения: 01.10.2016).

Сведения об авторе Э.Ф. Айдынбеков,

аспирант, кафедра «Государственного управления и политических технологий» Государственный университет управления, Москва, Россия

References

1. Kontseptsiya gosudarstvennoy migratsion-noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Electronic resource]: Available at: http://www. kremlin.ru/events/president/news/15635 (Accessed: 01.10.2016). (in Russ.)

2. Gosudarstvennaya programma po okazaniyu sodeystviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Ros-siyskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, pro-zhivayushchikh za rubezhom [Electronic resource]: Available at: http://grajdanstvo-rossii.com/ pro-gramma-pereseleniya-sootechestvennikov. (Accessed: 01.10.2016). (in Russ.)

3. Roshchin. Yu.V. «Migratsiya naseleniya i Rossiya» uchebnoe izdanie/Roshchin. Yu.V., — izdatel'skiy dom GOUVPO «GUU», 2007. - 84 p. (in Russ.)

4. Gerasimova I.V. Vliyanie migratsionnykh prot-sessov na regulirovanie sotsial'no-trudovykh otnosh-eniy [Text]: monografiya / Gerasimova I.V. — M.: GUU, 2014. — 55 p., par. 1.3. (in Russ.)

5. Dem'yanchuk V.A., Yatsenko V.V. Aktual'nye problemy polucheniya grazhdanstva rossi-yskoy federatsii po gosudarstvennoy programme dobrovol'nogo pereseleniya sootechestvennikov. // V sbornike: Aktual'nye problemy konstitutsionnogo, munitsipal'nogo i mezhdunarodnogo prava Sbornik nauchnykh statey. 2016. Pp. 51—55. (in Russ.)

6. Poluchenie vremennoy registratsii i prinyatie uchastiya v programme po pereseleniyu sootechestvennikov [Electronic resource]: Available at: http:// grajdanstvo-rossii.com/programmapereseleniya-sootechestvennikovhttp://bs-life.ru/rabota/per-sonal/programmapereseleniya2013.html. (Accessed: 01.10.2016). (in Russ.)

7. Volokh V.A. «Trudovaya migratsiya: zakonodatel'stvo i politika» [Electronic resource]: Available at: http://e-notabene.ru/lr/article_594.html. (Accessed: 01.10.2016). (in Russ.)

Information about the author

Elmar F. Aydynbekov,

Graduate student of the Department «Public administration and political technologies» State University of Management, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.