АЙДЫНБЕКОВ Эльмар Феррухович — аспирант кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления (109542, Россия, г. Москва, Рязанский пр-кт, 99, корп. 1; [email protected])
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ПРАКТИКА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются процессы миграционной политики в Российской Федерации, а также механизмы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, как одного из направлений данной политики.
Исследуются проблемы и также перспективы реализации утвержденной президентом РФ программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Ключевые слова: миграция, миграционный процесс, миграционная политика, переселенцы, соотечественники, иммиграция
На протяжении всей истории России миграция населения играла важную роль в развитии экономических, социальных и демографических процессов. Оказывая колоссальное влияние на развитие общества, миграционные процессы сами попадают под воздействие различных общественных трансформаций [Рощин 2007: 5]. Одной из задач государства является обеспечение комфортного проживания своих граждан, содействие развитию территории, повышению качества жизни, раскрытию и развитию человеческого потенциала. Применительно к миграционным процессам это означает, что государству необходимо проводить разумную политику в этой сфере, создавая систему, в которой существуют ряд барьеров, препятствующих нежелательной для страны миграции, и наряду с этим - послабляющие меры для привлечения отдельных категорий людей. Безусловно, эта политика должна пользоваться поддержкой коренного населения, и одна из задач властей, состоит в том, чтобы создать атмосферу, способствующую позитивному обсуждению возникающих вопросов [Суворова 2008].
Заметим, что тема переселения соотечественников имеет высокое значение для современной России. Это обусловлено в первую очередь потребностью регионов в притоке людей, готовых участвовать в развитии их экономики, непростой демографической обстановкой, особенно в восточных регионах страны, нехваткой квалифицированных кадров.
Миграционная политика России находится на этапе интенсивного развития, совершенствования и укрепления. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмма), направлена на решение данных проблем. Следует отметить, что при разработке Госпрограммы учитывались основные принципы формирования государственных программ в Российской Федерации, а именно:
1) ее формирование на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и учета положений стратегических документов;
2) наиболее полный охват сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета;
3) установление измеримых результатов реализации;
4) интеграция государственных регулятивных и финансовых мер для достижения их целей;
5) определение федерального органа исполнительной власти, ответственного
за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
6) наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации Госпрограммы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения ее целей;
7) проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в т.ч. внешней экспертизы.
Реализация Госпрограммы должна способствовать улучшению демографической ситуации в РФ, стать надежной основой для социально-экономического развития государства. Проект привлечения иностранцев с российскими корнями поможет компенсировать убыль населения в отдельных регионах страны, а также по федерации в целом.
Потребность государства в притоке людей из других стран продолжает оставаться весьма высокой. Очевидно, что каждая страна, в т.ч. и РФ, формируют свою миграционную политику исходя из национальных интересов и геополитического статуса страны. Управление миграционными процессами, по мнению доктора политических наук В.А. Волоха, - это этап реализации государственной миграционной политики, осуществляемый через деятельность государственных и общественных организации с учетом ответной реакции коренного населения и мигрантов на действия властей [Волох 2015: 87].
Грамотное управление миграционными потоками - одна из важнейших составляющих демографической и экономической политики.
Так, еще в 2012 г. президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года1, где были определены ее цели и направления. В документе предусматривается частичная компенсация естественной убыли населения за счет внешней миграции, а также привлечение трудовых мигрантов для поддержания курса поступательного развития экономики.
В практике отечественного государственного управления впервые сформирован регулятивный механизм добровольного переселения соотечественников. Этот механизм служит интересам как переселенцев, так и самой страны, побуждает соотечественников к переезду в Россию в целях укрепления экономики страны и ее регионов должными кадровыми и трудовыми ресурсами [Прудников, Яковлев 2014].
Очевидно, что результативность Госпрограммы в значительной степени обусловлена сохранением и повышением интереса у соотечественников к ней. Это условие достигается путем постоянной работы над совершенствованием ее правовых основ, информационной работы, а также модернизации механизмов оказания переселенцам государственной поддержки.
Стоит заметить, что одной из главных целей Концепции является стабилизация и увеличение постоянной численности населения РФ. Программа способствует привлечению в Россию людей, которые по различным причинам проживают вне пределов нашей страны, но внутренне, духовно связаны с Россией.
Также необходимо заметить, что данная программа наглядно демонстрирует готовность России оказать всестороннюю поддержку и помощь зарубежным соотечественникам. Примером этого является законодательное установление для участников Госпрограммы одного из наиболее льготных режимов оформления правового статуса в России - от внеквотного получения разрешения на временное проживание до возможности приобретения российского гражданства в упрощенном порядке. Также соотечественникам предоставляется различная помощь финансового характера, оказывается содействие в трудоустройстве,
1 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утв. Президентом РФ 13.06.2012. Доступ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/
жилищном обустройстве, медицинском обслуживании и т.п. При этом наибольшие объемы помощи предусмотрены для переселенцев, избирающих для проживания стратегически важные территории страны - субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона, которые относятся к территориям приоритетного заселения.
Весьма существенно также, что в рамках Госпрограммы удается осуществлять некоторые проекты по привлечению в Россию представителей редких специальностей - практически уникальных людей.
Как известно, в 2016 г. Федеральная миграционная служба РФ была упразднена, и ее функции в части реализации Госпрограммы были переданы МВД России1. В настоящее время в этой связи осуществляется работа, направленная на приведение нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию Госпрограммы, в соответствие с положениями данного указа.
Так, постановлением Правительства РФ от 15 июня 2016 г. № 543 утверждены изменения, вносимые в 10 постановлений Правительства РФ2. Также данным распоряжением внесены изменения в 3 распоряжения Правительства РФ. Следует также отметить, что в соответствии с указом Президента РФ от 27 сентября 2016 г. № 502 право на участие в Госпрограмме получили соотечественники, признанные беженцами на территории РФ3.
Следует отметить, что, несмотря на обновление законодательства, необходимы дальнейшее развитие и модернизация нормативной базы добровольного переселения. Правоприменительная практика выявила ряд узких мест в Госпрограмме, которые необходимо скорректировать. Так, в настоящее время срок действия свидетельства участника Госпрограммы составляет 3 года. К сожалению, на практике часть переселенцев приезжают в Россию под конец этого срока и не успевают реализовать свои права - получить различные компенсации, выплаты, а главное, оформить свой правовой статус. Поэтому представляется целесообразным разработать проект указа Президента, в котором будет предусмотрена возможность однократного продления на год статуса участника Госпрограммы для лиц, прибывших в регионы, но не завершивших соответствующие процедуры.
Считаем, что в связи с последними событиями необходимо также совершенствовать меры по работе с гражданами Украины. Так, из 174,5 тыс. соотечественников, переехавших в Россию в период 2014-2016 гг., более 50% составляют соотечественники, вынужденно покинувшие территорию Украины. Эта тема крайне важна, поэтому ей необходимо уделить первостепенное внимание [Прудников, Яковлев 2016: 83].
В настоящее время Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, является единственной комплексной государственной программой в миграционной сфере, включающей в себя два уровня управления - федеральный и региональный.
1 Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». - Собрание законодательства РФ. 11.04.2016. N 15. Ст. 2071.
2 Постановление Правительства РФ от 15.06.2016 N 543 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». - Собрание законодательства РФ. 27.06.2016. N 26, ч. II. Ст. 4051.
3 Указ Президента РФ от 27.09.2016 N 502 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637». - Собрание законодательства РФ. 03.10.2016. N 40. Ст. 5723.
На региональном уровне управления деятельность органов, участвующих в реализации Госпрограммы, сосредоточена на вовлечении в проект соотечественников, оказании государственных услуг по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Госпрограммы, предоставлении установленных для участников Госпрограммы и членов их семей государственных гарантий (выплаты из федерального бюджета, оформление правового статуса на территории РФ), осуществлении федерального контроля за реализацией проекта.
В свою очередь, федеральный уровень управления проектом можно условно разделить на общефедеральный (включает в себя деятельность центральных аппаратов федеральных органов власти по осуществлению координационных мероприятий, разработке нормативных правовых актов федерального уровня, прогнозированию, планированию, оценке результативности работ по проекту в целом и т.д.); территориальный (включает работу территориальных органов исполнительной власти по проведению проверочных мероприятий в отношении потенциальных участников проекта, выдачи свидетельств участника Госпрограммы, осуществления выплат соотечественникам из федерального бюджета и т.д.) и зарубежный (включает работу уполномоченных по реализации Госпрограммы за рубежом с целевой аудиторией проекта).
Также следует отметить, что в настоящее время разработан и проходит стадию согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект указа Президента РФ, предусматривающий упрощение процедуры участия в Госпрограмме соотечественников, имеющих троих и более детей. Необходимо также продолжить разработку новых программ с администрациями субъектов РФ по работе с соотечественниками. Решение этих и иных задач будет способствовать выполнению программы добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Список литературы
Волох В.А. 2015. Новая Россия: политика и управление миграционными процессами: монография. Самара: ИД «Бахрах-М». 192 с.
Прудников А.С., Яковлев В.А. 2014. К вопросу о переселении соотечественников в Российскую Федерацию. - Вестник Московского университета МВД России. № 6. С. 73-77.
Прудников А.С., Яковлев В.А. 2016. О некоторых проблемах реализации программы добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. - Вестник Московского университета МВД России. № 2. С. 81-83.
Рощин Ю.В. 2007. Миграция населения и Россия: учебное пособие. М.: ИД ГУУ. 241 с.
Суворова В.А. 2008. Интеграция мигрантов в сообщество как одна из составляющих иммиграционной политики. — Вестник университета. Государственное и муниципальное управление. М.: ГУУ. № 2(10).
ÁIDYNBEKOV Elmar Ferruhovich, postgraduate student at the Chair of Public Administration and Political Technologies, State University of Management (bld. 1, 99 Ryazansky Ave, Moscow, 109542, Russia; [email protected])
MIGRATION POLICY: THE PRACTICE OF RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS
Abstract. The article examines the processes of migration policy in modern Russia, and mechanisms of assistance to voluntary resettlement to Russia of compatriots living abroad, as one of directions of this policy. The author examines problems of implementation of the program approved by the President on rendering assistance to voluntary resettlement to Russian Federation of compatriots living abroad. The paper also investigates prospects for the development of this program. Keywords: migration, migration policy, migrants, compatriots, immigration
СОРОКИН Данила Алексеевич — кандидат политических наук, доцент кафедры экономической социологии, рекламы и связей с общественностью Саратовского социально-экономического института — филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (410003, Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89; [email protected])
«турецкий Поток» как элемент политического кризиса Македонии
Аннотация. На протяжении новейшей истории руководство Македонии пыталось урегулировать проблемные вопросы. Однако весной 2015 г. республика погрузилась в очередной политический кризис. По времени он совпал с обсуждением вопроса организации международного проекта газопровода «Турецкий поток» - своего рода нефтяного коридора по дну Черного моря из России в Турцию, Грецию, Македонию и далее в Европу.
Политический кризис Македонского государства в 2015 г. имел все предпосылки перерасти в «цветную революцию». Показательны российские оценки сложившейся ситуации как попытки организовать в Македонии нечто похожее на государственные перевороты на Украине и в Йемене. Однако, как отмечается в статье, привычный сценарий был изменен. Власть осталась в руках правящей элиты в обмен на отказ от участия в международном проекте «Турецкий поток».
Ключевые слова: Республика Македония, Россия, ЕС, «Турецкий поток», политический кризис, ВМРО-ДПМНЕ, СДСМ
Процессы взаимозависимости мирового сообщества с недавних пор активизировались настолько, что определенные изменения во взаимодействии геополитических соседей и партнеров отражаются на внутри- и внешнеполитической линии далеко не близких в географическом и геополитическом плане государств. Кризисные явления во взаимоотношениях крупных держав в полной мере охватывают и влияют на проводимую политику стран, менее весомых в масштабах мировой политической арены.
В данном случае интересной представляется ситуация в бывшей югославской республике Македонии - сравнительно небольшом государстве юго-востока Балканского полуострова с историей государственности, насчитывающей четверть века. Изменения во взаимоотношениях России и Украины, а также последовавшие за этим изменения в отношениях РФ с Европейским союзом отразились среди прочего и на политике Македонии, не входящей в еврострук-туры.