Научная статья на тему 'К вопросу о реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на примере Ставропольского края)'

К вопросу о реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на примере Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
837
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / ПРОГРАММА / СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / MIGRATION / MIGRANT / GOVERNMENT POLICIES / RESETTLEMENT / PROGRAM / NATIONALS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Осипова С.А.

Статья посвящена вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Автором проанализированы сдерживающие факторы в вопросах реализации программы, рассмотрен региональный опыт реализации программы на примере Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Осипова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF REALIZATION OF THE STATE PROGRAM ON RENDERING ASSISTANCE TO VOLUNTARY RESETTLEMENT TO THE RUSSIAN FEDERATION THE COMPATRIOTS LIVING ABROAD (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL KRAI)

The article is devoted to the implementation of the State program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. The author analyzes the constraints in the implementation of the program, considered regional experience in the implementation of the program as an example of Stavropol Territory.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (на примере Ставропольского края)»

УДК 314.7.044

Осипова С. А.1

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ

В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ

ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Автором проанализированы сдерживающие факторы в вопросах реализации программы, рассмотрен региональный опыт реализации программы на примере Ставропольского края.

Ключевые слова: миграция, мигрант, государственная политика, переселение, программа, соотечественники.

Osipova S. А.

ТО THE QUESTION OF REALIZATION OF THE STATE PROGRAM ON RENDERING ASSISTANCE TO VOLUNTARY RESETTLEMENT TO THE RUSSIAN FEDERATION THE COMPATRIOTS LIVING ABROAD (ON THE EXAMPLE OF STAVROPOL KRAI)

Abstract. The article is devoted to the implementation of the State program to assist the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. The author analyzes the constraints in the implementation of the program, considered regional experience in the implementation of the program as an example of Stavropol Territory.

Keywords: migration, migrant, government policies, resettlement, program, nationals

С 2007 года Россия открыла новую страницу в своей миграционной политике. Создав условия для привлечения мигрантов, государство обратило особое внимание на граждан стран, входивших в состав СССР. Воспитанные в традициях советской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией, они в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей российского сообщества. Все последующие нормативно-правовые акты принимались и продолжают приниматься с ориентацией именно на данных граждан.

22 июня 2006 г. был издан Указ Президента РФ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», который утверждал Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. [1]

Целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Однако данная программа не привела к тем результатам, на которые рассчитывали разра-

1 Осипова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС

Osipova Svetlana, senior teacher of chair of the public, municipal administration and right. The North Caucasus institute - branch of RANEPA

ботчики. Главной причиной провала Госпрограммы является то, что ее принятие опоздало почти на 15 лет, так как после распада СССР огромное количество соотечественников готово было переехать в Россию.

Помимо этого, Госпрограмма не лишена недоработок и недостатков. Во-первых, очень размыто понятие «соотечественники». В российском законодательстве оно зафиксировано в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»: «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии» [2]. Такое многогранное понятие дает возможность недобросовестным лицам воспользоваться программой и получить российское гражданство на льготных условиях.

Во-вторых, первоначально в Программе участвовало лишь 12 субъектов России. Поэтому почти 80 % соотечественников, отказавшихся от участия в Государственной программе, в качестве принятого решения отмечали невозможность переезда в интересующий их регион (позднее список субъектов, включенных в Программу, будет расширен).

В-третьих, в Программе закреплено положение о том, что соотечественники должны жить в течение 2 лет только в том регионе, который их принял. При переезде в другой регион, даже участвующий в Программе, они теряют льготы по получению денежных компенсаций. В ряде случаев территории вселения бывают не очень удачными, поэтому люди к ним интерес не проявляют.

В-четвертых, не решены вопросы социального обустройства переселенцев (в первую очередь - жилищного) и их адаптации. Большинство соотечественников размещаются либо в съемных квартирах, либо в центрах временного размещения, жить в которых они могут не более двух лет. Механизм адаптации на деле не реализуется.

Таким образом, на 1 января 2010 г. по Госпрограмме в Россию переехало 16,3 тыс. человек, более 0,7 млн. человек вселились самостоятельно. Причем, особый акцент делался на приграничные районы Дальнего Востока, но за три года туда переселился лишь 291 человек. [3]

Все эти недостатки Программы заставили чиновников доработать и усовершенствовать ее: Госпрограмма переселения соотечественников утверждена в 2006 году Указом Президента РФ, а в 2012 году продлена Указом Президента №1289 от 14 сентября 2012 года «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Новая редакция Программы содержит в себе несколько новаций. В частности, в ней уточняется круг членов семьи участника Госпрограммы, включающий теперь бабушек, дедушек, совершеннолетних братьев и сестер, усыновленных детей, что позволит переезжать большими семьями.

Федеральная миграционная служба России разработала План деятельности на 2013-2018 годы. В числе прочего ФМС РФ планирует принятие практических мер по повышению эффективности реализации госпрограммы по результатам проведенных мониторингов ее реализации. В рамках Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом, планируется с 2014 года обеспечить ежегодное переселение в Россию не менее 50 тысяч человек. Таким образом, до 2018 года в Россию переедет не менее 250 тысяч соотечественников. [4]

Важно отметить, что для достижения запланированных показателей потребуется преодолеть ряд сдерживающих факторов. В частности, вопрос трудоустройства и жилищного обеспечения мигрантов. Новая редакция Госпрограммы расширяет спектр возможностей трудоустройства: занятие предпринимательской деятельностью, работу в аграрной сфере и пр. (предыдущая редакция Госпрограммы позволяла работать только в качестве наемного работника). Однако жилищный вопрос так и не решен. В некоторых регионах существует практика создания и функционирования центров временного размещения, но, к сожалению, это не стало общей практикой. 52

Недоступность информации о Госпрограмме и плохая осведомленность соотечественников, желающих переехать в Россию, являются следующим сдерживающим фактором. Поэтому по заказу МИД России в целях информационного обеспечения реализации Госпрограммы информацию разместили на специальных сайтах в сети Интернет: www.mid.ru,www.fms.gov. ги,www.ruvek.ru,www.rs.gov.ru,www.mifis.ru, а также проводятся онлайн-конференции между регионами и странами проживания соотечественников, и разъяснительная работа на местах консульских служб РФ и представительств ФМС.

Также, одним из основных сдерживающих факторов выступает необходимость оперативного согласования и утверждения на всех уровнях региональных Госпрограмм и нормативно-правовой базы. На июнь 2013 года Правительством было одобрено лишь 3 проекта региональных программ переселения соотечественников, еще 10 проектов - условно с учетом последующей доработки. К августу уже согласовано 30 региональных программ переселения, среди которых программы Ямало-Ненецкого автономного округа, Забайкальского края и Еврейской автономной области, Карелии и Марий Эл, Алтайского, Красноярского, Хабаровского краев, Амурской, Волгоградской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Кемеровской, Костромской, Курганской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Пензенской, Псковской, Сахалинской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тюменской областей. Их реализация начнется в ближайшее время после утверждения на региональном уровне. По состоянию на 1 октября 2014 года с Правительством Российской Федерации согласовано и утверждено региональными органами власти 55 программ.

Важно отметить, что каждый регион не просто дублировал Госпрограмму, а учитывал свои индивидуальные особенности. В качестве примера рассмотрим Ставропольский край.

Краевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Ставропольский край соотечественников, проживающих за рубежом» (подпрограмма государственной программы Ставропольского края «Социальная поддержка граждан») утверждена постановлением Правительства Ставропольского края от 23 сентября 2014 года №382-п.

Цель Программы - стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, - потомков казаков, проживающих за рубежом, в том числе потомков казаков Семиреченского казачьего войска и граждан Украины вынуждено покинувших юго-восточные области Украины, являющихся участниками Программы (далее соответственно - соотечественники, потомки казаков - участники Программы, граждане Украины - участники Программы, участники Программы), для социально-экономического и демографического развития Ставропольского края

Основные задачи Программы:

• создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников на территорию вселения края для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи на территории вселения края;

• создание условий для адаптации и интеграции соотечественников в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве;

• содействие обеспечению потребности экономики Ставропольского края в квалифицированных кадрах для реализации инвестиционных проектов, содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае;

Основными целевыми показателями реализации Программы являются количество участников, прибывших в регион 4 ООО соотечественников, из них: 480 потомков казаков - участников Подпрограммы и 1 120 членов их семей; 800 граждан Украины - участников Подпрограммы и 1 600 членов их семей.

Срок реализации программы - 2014-2017 годы

В перечень территорий, где будет происходить расселение переселенцев, входят 24 муни-

ципальных района края. Исключение составляют города Ставрополь и Невинномысск, города-курорты Кавказских Минеральных Вод, территории Минераловодского и Шпаковского районов (кроме села Сенгилеевского), поскольку они испытывают миграционное давление и без участия в Программе.

Следуя обязательным федеральным требованиям к Программе, в перечень основных ее мероприятий включены различные меры социальной поддержки, оказание участникам Программы и членам их семей услуг в сфере здравоохранения, образования и занятости.

В настоящее время во всех территориях вселения создаются межведомственные комиссии, в функции которых будут входить вопросы жилищного обустройства и трудоустройства переселенцев, обеспечения их детей детскими дошкольными учреждениями и школами.

Ежегодный бюджет Программы составляет 4,7 млн. рублей. Большая часть краевых средств направляется на два вида финансовой помощи переселенцам: предоставление участникам Программы (главам семей) компенсации расходов по договору найма (поднайма) жилого помещения, предоставление участникам Программы и членам их семей компенсации расходов на их медицинское освидетельствование на заболевание наркоманией и инфекционными болезнями, представляющими опасность для окружающих.

Программой также предусмотрены различные виды компенсаций расходов за счет средств федерального бюджета, включая расходы на проезд и провоз багажа, оформление документов и уплату госпошлин.

Важно отметить, что в течение двух лет участники Программы не вправе покидать территорию вселения, иначе придется возвращать все полученные деньги.

Особое преимущество участия в Программе - минимальный срок получения гражданства Российской Федерации. На общих основаниях иностранные граждане могут получить гражданство не ранее чем через 6-7 лет проживания в России, участники Программы - в течение полугода.

Однако, нельзя допускать «перекосов», которые могут вызвать негативное отношение к мигрантам со стороны местного населения. С другой стороны, нельзя оставлять переселенцев без поддержки при решении вопросов с жильем, трудоустройством, медициной, образованием и т.д. Тем более, что, судя по данным Управления ФМС России по Ставропольскому краю, участниками Программы станут инженеры, врачи, квалифицированные рабочие востребованных специальностей, то есть необходимый краю народ. К тому же экономические интересы края соотносятся с социальными, так как речь идет и о позитиве в сфере демографии, и о возможностях сохранения традиционного этнобаланса.

Всего в крае до 2017 года предполагается принять 4000 соотечественников: 480 казаков (плюс 1120 членов их семей) и 800 граждан Украины (плюс 1600 членов их семей). [5]

Таким образом, преодоление представленных сдерживающих факторов позволит реализовать запланированные показатели Госпрограммы, что благополучно отразится на миграционных процессах в России и ее регионах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. «Российская газета», № 137, 28.06.2006.

2. Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 25.07.2009) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (принят ГД ФС РФ 05.03.1999)

3. По материалам сайта Федеральной служб государственной статистики http://www.gks.ru

4. Минрегион РФ планирует ежегодное переселение в Россию 50 тысяч соотечественников 28.06.2013 http://www.шvek.ш/?module=news&action=view&id=11629 //Русский век. Портал для русских соотечественников

5. По материалам сайта Управления ФМС России по Ставропольскому краю http://www.26. fms.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.