Научная статья на тему 'Современные задачи политического регулирования внешних и внутренних миграционных процессов российского государства'

Современные задачи политического регулирования внешних и внутренних миграционных процессов российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКРИЗИСНАЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ СТАБИЛИЗАЦИИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПАТЕНТОВАНИЕ / КВОТИРОВАНИЕ / ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ДИАСПОРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / РЕГИОНЫ / POST-CRISIS MIGRATION / LEGAL METHODS OF POPULATION STABILIZATION / PATENTING / QUOTAS / GEOINFORMATION SYSTEMS / INTEGRATION / ADAPTATION / DIASPORAL’NYE INSTITUTIONS / OPEN GOVERNMENT / REGIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

Внешние и внутренние риски функционирования современных государств, вызванные геополитическими, экономическими, социокультурными системными кризисами, обусловливают перманентность миграционных процессов. Для предотвращения миграционных рисков важно разработать эффективные адаптационные и интеграционные механизмы для мигрантов всех категорий (в том числе и внешних), с учетом исторических, правовых, политических, экономических, социокультурных, вероисповедных аспектов. Пресечение неконтролируемых потоков беженцев в Европу из стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, из Афганистана, из других регионов, ставшее одним из явлений европейского миграционного кризиса, начавшегося в апреле 2015 г., потенцировало угрозу национальной безопасности России вторичной миграции. В связи с реализацией Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, интерес представляет проблема аккумуляции потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и корреляцию его с потребностями развития российских регионов. Важное значение имеет совершенствование планирования, патентования, эффективного распределения трудовых мигрантов по отраслям национальной экономики. Серьезного исследования требует вопрос разработки правовых методов стабилизации численности населения России, главным образом на стратегически важных для страны территориях. Актуализируется задача научно-практической разработки теории и правовых основ, эффективных механизмов интеграции мигрантов в российское общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

External and internal risks for the functioning of modern societies caused by geopolitical, economic, socio-cultural system crises, cause permanent migration processes. To prevent the risk of migration it is important to develop effective adaptation and integration mechanisms for migrants of all types (including external), taking into account the historical, legal, political, economic, sociocultural, and religious aspects. Suppression of uncontrolled flows of refugees into Europe from the countries of the Middle East, North Africa, Afghanistan, from other regions, which has become one of the phenomena of European immigration crisis in April 2015, potencirovalo threat to the national security of Russia, secondary migration. With regard to the implementation of State programmes to assist the voluntary resettlement of compatriots to the Russian Federation, residing abroad, interest is the problem of the accumulation potential of compatriots living abroad and its correlation with the needs of the development of Russian regions. Important improvements in planning, patenting, efficient allocation of labour migrants by branches of the national economy. Serious research demands the development of legal methods of stabilizing Russia’s population, principally in strategically important areas. Updated the task of scientifically-practical design theory and legal frameworks, effective mechanisms for the integration of migrants in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Современные задачи политического регулирования внешних и внутренних миграционных процессов российского государства»

УДК 325.1

современные задачи политического регулирования внешних и внутренних миграционных процессов российского государства*

Галас Марина Леонидовна,

д-р ист. наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия MLGalas@fa.ru

Аннотация. Внешние и внутренние риски функционирования современных государств, вызванные геополитическими, экономическими, социокультурными системными кризисами, обусловливают перманентность миграционных процессов. Для предотвращения миграционных рисков важно разработать эффективные адаптационные и интеграционные механизмы для мигрантов всех категорий (в том числе и внешних), с учетом исторических, правовых, политических, экономических, социокультурных, вероисповедных аспектов. Пресечение неконтролируемых потоков беженцев в Европу из стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, из Афганистана, из других регионов, ставшее одним из явлений европейского миграционного кризиса, начавшегося в апреле 2015 г., потенцировало угрозу национальной безопасности России - вторичной миграции. В связи с реализацией Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, интерес представляет проблема аккумуляции потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и корреляцию его с потребностями развития российских регионов.

Важное значение имеет совершенствование планирования, патентования, эффективного распределения трудовых мигрантов по отраслям национальной экономики. Серьезного исследования требует вопрос разработки правовых методов стабилизации численности населения России, главным образом на стратегически важных для страны территориях.

Актуализируется задача научно-практической разработки теории и правовых основ, эффективных механизмов интеграции мигрантов в российское общество.

Ключевые слова: посткризисная миграция; правовые методы стабилизации народонаселения; планирование; патентование; квотирование; геоинформационные технологии; интеграция; адаптация; диаспо-ральные институты; Открытое правительство; регионы.

MODERN TAsKs OF POLITICAL REGULATION OF INTERNAL AND ExTERNAL MIGRATION OF THE RUssIAN sTATE

Galas M.L.,

Doctor of Historical Sciences, professor, chief researcher of Institute of problems of the Effective state and civil

society of Department of political science, Financial University, Moscow, Russia

MLGalas@fa.ru

Abstract. External and internal risks for the functioning of modern societies caused by geopolitical, economic, socio-cultural system crises, cause permanent migration processes. To prevent the risk of migration it is important to develop effective adaptation and integration mechanisms for migrants of all types (including external), taking into account the historical, legal, political, economic, sociocultural, and religious aspects.

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2017 г.

Suppression of uncontrolled flows of refugees into Europe from the countries of the Middle East, North Africa, Afghanistan, from other regions, which has become one of the phenomena of European immigration crisis in April 2015, potencirovalo threat to the national security of Russia, secondary migration.

With regard to the implementation of State programmes to assist the voluntary resettlement of compatriots to the Russian Federation, residing abroad, interest is the problem of the accumulation potential of compatriots living abroad and its correlation with the needs of the development of Russian regions.

Important improvements in planning, patenting, efficient allocation of labour migrants by branches of the national economy. Serious research demands the development of legal methods of stabilizing Russia's population, principally in strategically important areas.

Updated the task of scientifically-practical design theory and legal frameworks, effective mechanisms for the integration of migrants in the Russian society.

Keywords: post-crisis migration; legal methods of population stabilization; patenting; quotas; geoinformation systems; integration; adaptation; diasporal'nye institutions; Open government; regions.

Перераспределение мировых ресурсов, переливы доходов к олигархам и крупному бизнесу, смена системы организации и поиск современного сбалансированного мирового порядка (биполярного, многополярного, Евразийского, постваршавского, национал-эгоцентричного, исламистского и др.) порождают политические кризисы, вооруженные конфликты, гражданские войны, противоборство транснациональной корпоративности и национальных элит. Комплекс кризисных ситуаций спровоцировал новейший (по сравнению с российской постреволюционной миграцией) массовый поток мигрантов из проблемных регионов в относительно благополучные страны Европы.

В условиях политической турбулентности на первый план выходит задача мониторинга внешней и внутренней ситуации в ближневосточном и иных нестабильных регионах, откуда могут исходить новые миграционные волны, а также прогнозирования миграционных рисков в целях превенти-визации угроз национальной безопасности. В решении задачи мониторинга и прогнозирования миграционных рисков могут помочь, прежде всего, партнеры по Евразийскому экономическому союзу, Организации Договора о коллективной безопасности, Содружеству Независимых Государств.

Целесообразно систематизировать деятельность временных творческих коллективов по прогнозированию и мониторингу миграционных процессов, результатами научно-практической деятельности которых должны стать базы данных [1] на основе репрезентативных статистических источников: Автоматизированной системы аналитической отчетности Федеральной миграционной службы (АСАО) [2]; Статистической информации Главного управления по вопросам миграции Министерства

внутренних дел Российской Федерации [3]; Государственной статистической отчетности Росстата [4].

Одним из эффективных инструментов миграционного мотивирования может служить геоинформационный интернет-сервис, отражающий результаты мониторинга социально-экономических, социокультурных, политических, правовых, инвестиционных, налоговых, финансовых, рыночных факторов, визуализированных на интерактивной картографической основе в разрезе субъектов Российской Федерации, с помощью которого заинтересованный пользователь (например, органы власти и управления, потенциальный мигрант) получит комплексную фильтрацию переселенческой привлекательности регионов по различным критериям.

Структура миграционного потока, направленного в Российскую Федерацию, свидетельствует о том, что большинство мигрантов приезжает в частных целях, однако в последние годы доля граждан, имеющих целью трудоустройство в России, постоянно возрастает [2].

Этот процесс во многом связан с системным совершенствованием порядка осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, повышением требований к трудовым мигрантам и ответственности работодателей. Дифференцированная система легализации трудовых отношений предлагает отдельным категориям трудовых мигрантов (в зависимости от квалификации и востребованности на рынке труда) благоприятные условия для занятия трудовой деятельностью, а работодателям — удобное и беспрепятственное использование иностранных работников.

Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны [2], а привлечение иностранных

Таблица

Компоненты изменения общей численности населения, тыс. чел.

год численность населения на 1 января Изменения за год численность населения на 31 декабря Общий прирост за год, процентов

общий прирост естественный прирост миграционный прирост

1990 147 665,1 608,6 333,6 275,0 148 273,7 0,41

1993 148 561,7 -205,8 -732,1 526,3 148 355,9 -0,14

1995 148 459,9 -168,3 -822,0 653,7 148 291,6 -0,11

1999 147 539,4 -649,3 -918,8 269,5 146 890,1 -0,44

2000 146 890,1 -586,5 -949,1 362,6 146 303,6 -0,40

2009 142 737,2 96,3 -248,9 345,2 142 833,5 0,07

2010 142 833,5 31,9 -239,6 271,5 142 865,4 0,02

2011 142 865,4 191,0 -129,1 320,1 143 056,4 0,13

2012 143 056,4 290,7 -4,3 295,0 143 347,1 0,20

2013 143 347,1 319,8 24,0 295,8 143 666,9 0,22

2014 146 267,3 0,21

2015 146 267,3 277,4 32,0 245,4 146 544,7 0,19

Источник: [5].

работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития (см. таблицу).

Одним из инструментов государственной поддержки посткризисной миграции является Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Госпрограмма) которая позволила обеспечить государству переселение в Российскую Федерацию более 500 тыс. соотечественников.

Реализация Госпрограммы предоставляет шансы отдельным категориям иностранных граждан переехать на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и закрепить свой правовой статус. Субъекты Российской Федерации, стремясь к минимизации миграционных рисков, правомочны разрабатывать собственные критерии для соотечественников и членов их семей. Государство стремится проводить мероприятия Госпрограммы по принципу заселения приоритетных районов России. Переселившиеся соотечественники этно-культурно, вероисповедально близки титульному населению России, что свидетельствует о желательности такой миграции.

Необходимым условием для поступательного развития российской экономики является привлечение иностранных работников по тем или иным

приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии со спросом.

Исследование статистических показателей 2012 — первой половины 2016 г. выявило, что соотечественники стараются переселиться в ближайшие от Московского региона субъекты Российской Федерации, участвующие в Госпрограмме (Калужская, Тверская, Тульская области). Помимо этого, наблюдается тенденция переселения с территорий приоритетного заселения, где установлены высокие подъемные и дополнительные льготы (Сибирь, Дальний Восток, Забайкальский край), также — в Московский регион [1]. Целесообразно наладить механизм первичного обустройства и трудоустройства участников Госпрограммы в субъектах Российской Федерации, являющихся стратегически важными для обеспечения национальной безопасности страны. При корректировке программы переселения предлагается расширить перечень восточных территорий приоритетного заселения (Республика Алтай и Республика Тыва), для которых установлены повышенные размеры единовременного пособия.

Опыт содействия переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, показал, что при наличии дополнительно созданной мотивации возможно изменить традиционно приоритетные территории вселения иммигрантов, используя административные, материальные и социальные инструменты и ресурсы.

Мотивация может быть использована также как инструмент отбора мигрантов, подходящих для переселения по своим профессиональным и личностным качествам. Важным условием создания необходимой мотивации и направления в приоритетные территории для заселения является создание «конкуренции» традиционным регионам миграционного притяжения с использованием альтернативных факторов: наличия доступного жилья, возможности недорогой аренды земли, благоприятных экологических условий на территориях, доступности медицинского обслуживания и образования, благоприятного инвестиционного климата и др.

В целях стимулирования желательных категорий иностранных граждан переселяться в Российскую Федерацию на постоянное место жительство упрощен порядок получения гражданства Российской Федерации для предпринимателей, инвесторов, квалифицированных специалистов, выпускников российских образовательных организаций профессионального образования. Упрощенный порядок получения гражданства предусмотрен и для соотечественников, признанных носителями русского языка.

Появились современные информационные системы контроля и профилактики незаконной миграции, благодаря чему снизилось количество правонарушений, совершаемых в сфере миграции

[6]. Действует совокупность механизмов борьбы с незаконной миграцией: проведение оперативно-профилактических мероприятий (далее — ОПМ) и специальных мероприятий по противодействию незаконной миграции граждан третьих стран (к примеру, «Нелегал-2014», «Нелегал-2015» и др.)

[7], проведение ОПМ, направленных на выявление и пресечение каналов незаконной миграции и их организаторов, нарушений миграционного законодательства (например, ОПМ «Регион-Магистраль»); проводится политика по заключению международных договоров о реадмиссии, внедрение государственной дактилоскопической регистрации и др.

В условиях высокой миграционной привлекательности Российской Федерации важным элементом соблюдения прав человека и обеспечения безопасности стало предотвращение рисков возникновения межэтнических, межнациональных и межрелигиозных конфликтов, связанных со значительными миграционными потоками.

В целях стимулирования репатриации перспективной молодежи в рамках региональных переселенческих программ целесообразно прово-

дить целевой прием на обучение по федеральным программам высшего образования за счет региональных и местных бюджетов по специальностям, наиболее востребованным в отраслях экономики субъектов Российской Федерации.

Для применения этих механизмов возможно использовать методику картографической визуализации дисбаланса на рынках труда и занятости для регулирования выдачи трудовым мигрантам разрешительных документов и установления допустимой доли привлечения иностранных работников.

Отдельной проблемой в регулировании миграционных процессов можно назвать «банкрот-ный туризм» — выбор должником правопорядка, предоставляющего наиболее выгодные и оптимальные возможности для получения освобождения от долгов. В законодательстве Российской Федерации — пробельность по международным соглашениям в сфере банкротства. Федеральный закон о банкротстве не дает дефиниции института «трансграничного банкротства». Действует положение, что орган по контролю (надзору) полномочен оказывать поддержку саморегулируемым организациям арбитражных управляющих и арбитражным управляющим в ходе процедур, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности.

Целесообразно концентрировать силы и средства иммиграционного контроля в выявленных потенциально привлекательных для посткризисной миграции субъектах Российской Федерации.

Кризисную ситуацию могут спровоцировать на Северном Кавказе рецидив сепаратизма и институ-ционализация экстремистских и террористических структур. Политическим антидотом угрозы кризисной ситуации может стать вовлечение выходцев из Северного Кавказа в межрегиональную интеграцию, способствующую политической, социокультурной и экономической адаптации этой категории внутренних мигрантов в российские мегаполисы и административные центры благополучных субъектов Российской Федерации. Важно, чтобы эта миграционная страта возвращалась в регион через представительные процессы, прежде всего, выборы.

Межрегиональная интеграция эффективна и в отношении решения задач самоидентификации, политической и социальной адаптации крымчан в российской государственности, регулирования межэтнических отношений в Крыму. Процесс политической интеграции Крыма в состав Российской Федерации потребует длительного времени. Ключевым фактором его успешности станет

формирование эффективной системы управления макрорегионом на основе ротации местной элиты.

23 марта 2017 г. состоялось заседание секции по проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации. Были рассмотрены потенциальные угрозы безопасности, обусловленные попытками «зарубежных деструктивных сил» дестабилизировать социально-политическую обстановку в Республике Крым и г. Севастополе. Существенное влияние на ситуацию в макрорегионе оказывают не только внешние политических силы, выступающие против воссоединения Крыма с Россией, но и внутренние, делающие все возможное, чтобы нарушить жизнеобеспечение, дискредитировать региональные органы власти и управления.

Существенным условием перспективного развития Крыма является разработка и реализация инвестиционных проектов. Многие задачи развития инфраструктуры помогут решить целевые государственные программы развития Республики Крым и ГФЗ Севастополя. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 была принята Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года». Правовыми основаниями разработки этой целевой программы были: указ Президента РФ от 21.03.2014 № 168 (ред. от 28.07.2016) «Об образовании Крымского федерального округа» и указ Президента Российской Федерации от 21.04.2014 № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов». Координатором программы и государственным заказчиком являлось Министерство Российской Федерации по делам Крыма. В настоящее время актуален вопрос о централизованном, специальном органе государственной власти, реализующем Целевую программу.

Но до сих пор нет Федерального закона, учитывающего специфику социально-экономической и политической ситуации, внешние и внутренние миграционные риски в макрорегионе. Рисками развития макрорегиона являются: политическая нестабильность в приграничных регионах Украины; международное санкционирование экономического развития, ослабление международных и внешнеэкономических связей; недостаточность обеспеченности региона источниками энергии, воды, продовольствия; отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью Российской Федерации; неравномерность

размещения природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий; территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения; ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса, высокая ресурсоемкость большинства технологий; недостаточно эффективное использование транзитно-транспортного потенциала в межконтинентальном, межгосударственном и межрегиональном масштабах; осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Одним из факторов увеличения миграционных потоков являются военные и политические конфликты, например так называемая арабская весна — результат противоборства исламизма и западного мира, инициировавшие возникновение экстремистских религиозных группировок, пропагандирующих идею создания всемирного халифата.

В развернувшейся борьбе с исламистами национальных государств разрушаются системы жизнеобеспечения, государственного управления, ликвидируются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, люди лишаются источников и средств существования, жизненных перспектив и вынуждены переселяться в стабильные государства, принимающие мигрантов. Наиболее трагично эти процессы проявились в Сирии и Ираке. Незначительные статистические показатели трудовой миграции из стран Северной и Западной Африки, Афганистана и государств Южной и Юго-Восточной Азии свидетельствуют о потенциальной возможности незаконного нахождения мигрантов на территории Российской Федерации. Возникают риски социокультурной напряженности, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, рост криминогенности, приводящие к угрозе национальной безопасности Российской Федерации. Устойчивый поток в Российскую Федерацию беженцев из Афганистана свидетельствует о гипотетической угрозе возникновения неконтролируемых потоков вынужденных переселенцев, к которым могут присоединиться беженцы из штата Джамму и Кашмир и смежных с ним территорий.

Центром геополитических рисков на Евразийском пространстве является Узбекистан. Общность границ с Афганистаном, Таджикистаном, Киргизией создает политические и социально-экономические сложности, отягощенные экстремизмом запрещенной на территории Российской Федерации организации ИГИЛ.

Не урегулированы пограничные споры Киргизии и Узбекистана по Ферганской долине. Речь идет о плодородных землях киргизов, волюнтаристски присоединенных в советский период к узбекским границам, а также, напротив, об узбекских пахотах, прирезанных административным решением к территории Киргизской ССР.

Кризисной в Центрально-Азиатском регионе является политическая и социально-экономическая ситуация в Кыргызстане. Турбулентное состояние общества — благоприятная среда для экстремистской пропаганды и институционализации ИГИЛ.

Политической стабильности в определенной степени способствовало вступление Кыргызской Республики 12 августа 2015 г. в ЕАЭС. Для адаптации Кыргызской Республики к стандартам ЕАЭС Российской Федерацией и Казахстаном было выделено 300 тыс. долл. США на обустройство государственных границ страны. В интересах поддержки бизнеса Кыргызстана создан Кыргызско-Российский фонд развития, объем которого составит 1 млрд долл. США.

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС оказало влияние на миграционные процессы. В отличие от трудовых мигрантов из Украины, Таджикистана, Узбекистана, граждане Кыргызской Республики имеют преференции при сдаче экзаменов, оформлении патента, регистрации. Как и гражданам Казахстана, выходцам из Кыргызстана достаточно предоставить паспорт своего государства для заключения трудового договора с работодателем при наличии вакансий на рынке труда. В общий трудовой стаж засчитывается работа на территории Российской Федерации. Распространяются на граждан Кыргызстана и социальные гарантии титульного населения России.

Со вступлением в ЕАЭС Кыргызстан рассчитывает на крупные инвестиционные проекты по золотодобыче, разработке месторождений редкоземельных, цветных металлов и угля. В перспективе — строительство железной дороги, соединяющей север и юг Киргизии, а также аэропортов: Манас, Ош, Баткен.

Глава государства промульгировал принятый Жагорку Кенеш (парламентом Кыргызской республики) в июне 2016 г. закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии государств — членов Шанхайской организации сотрудничества по пограничным вопросам». Основными задачами сотрудничества президент Кыргызстана определил: борьбу с экстремизмом, радикализмом, терроризмом, торговлей людьми,

незаконным оборотом оружия, радиоактивных материалов, наркотических средств, психотропных веществ, незаконной миграцией и транснациональной преступностью на приграничной территории.

На итоговом заседании коллегии Федеральной миграционной службы одним из приоритетных направлений деятельности миграционного органа на 2016 г. было обозначено противодействие незаконной миграции, связанной с проблемами криминализации российского общества, распространением транснациональной организованной преступности, экстремистских и террористических организаций. По данным Росстата, в 2015 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории РФ было совершено 48,2 тыс. преступлений [4]. МВД России заявило о 46,4 тыс. преступлений (отмечается, что это на 4,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Удельный вес граждан государств СНГ в преступных деяниях составил 86,9% [3]. За первое полугодие 2016 г. зарегистрировано 1313 преступных деяний террористического характера (в Республике Дагестан — 552) и 830 преступлений экстремистской направленности (наибольший показатель в Москве — 61). Кроме того, экстремистскими и террористическими организациями, транснациональными структурами применяется «сетевая война», направленная на дезориентацию населения, подрыв духовно-нравственных устоев общества и искажение восприятия реальности.

Для превентивизации внешних миграционных рисков важна сбалансированность миграционных потоков на Дальнем Востоке. Правительство России пытается создавать там преференции для развития бизнеса, свободные морские порты и территории опережающего развития. Объективный взгляд на российско-китайские отношения приводит к выводу, что между нашими странами еще существуют сложности внутри Шанхайской организации сотрудничества.

Особым образом развиваются миграционные процессы в Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР). На территории Российской Федерации потоки мигрантов разделяются в зависимости от цели въезда. В Москву направляются транзитные граждане КНДР с целью подачи документов в посольство Республики Корея, чтобы получить разрешение на въезд в это государство для постоянного проживания, воссоединения с родственниками, а также в коммерческих, частных целях, для работы по найму или контракту и пр.

Другой поток трудовых мигрантов из КНДР сосредоточен в Приморье, Хабаровском крае, Сахалинской области. Часть из них незаконно выехала (бежала) из специальных, учрежденных по решению правительства страны трудовых лагерей.

Важным межправительственным механизмом экономического сотрудничества КНДР и Российской Федерации являются отраслевые и межотраслевые комиссии. Например, Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с градацией на отраслевые подкомиссии (по торговле, транспорту, межрегиональному сотрудничеству, лесной промышленности и т.д.).

Руководство КНДР в интересах развития торгово-экономического сотрудничества выразило готовность упростить порядок выдачи многократных виз, гарантировать защиту инвестиций, обеспечить доступ к законодательству, регламентирующему деятельность специальных экономических зон, а также — к техническим системам мобильной и интернет-связи.

В торгово-экономическом сотрудничестве с КНДР в 2013-2014 гг. превалировал российский экспорт (более 90%). Крупным инвестиционным проектом, способным привлечь значительные трудовые ресурсы, стал сервис ОАО «РЖД Логистика» по разгрузке портов Дальнего Востока и привлечению грузопотоков на магистраль Трансиба. Через северокорейский порт Раджин в страны Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляется перевозка угля. Оператором проекта стало российско-северокорейское предприятие «РасонКонТранс», 70% акций которого принадлежит ОАО «Торговый дом РЖД». Наряду с законной желательной миграцией из КНДР, происходит процесс теневой незаконной миграции — нелегалы проникают в Россию через границу с Китаем. В связи с этим 2 февраля 2016 г. ФМС России подписала с КНДР соглашение «О передаче и приеме лиц, незаконно въехавших на территорию Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики».

Основными факторами миграционных рисков и угроз национальной безопасности являются:

1. Экономические, социокультурные, этнокультурные, историко-политические, конфессиональные конфликты.

2. Нестабильность демографических процессов на стратегически важных для России территориях.

3. Институционализация и интеграция экстри-мистской идеологии и терроризм в миграционной среде.

4. Афтершоки сепаратистских движений Северного Кавказа.

5. Угроза вторичной миграции беженцев, вынужденных переселенцев (легитимной и незаконной) из стран Европы в Россию.

6. Ближневосточные вооруженные конфликты и опасность институционализации ИГИЛ.

7. Гражданская война на Юго-Востоке Украины.

8. Нестабильность Азиатско-Тихоокеанского региона.

9. Турбулентность власти в постсоветских государствах Центральной Азии.

Для снижения миграционных рисков и связанных с ними национальных угроз органам государственной власти и управления Российской Федерации предлагается проведение работы по следующим направлениям:

1. Разработка комплексного федерального закона по миграционной политике, которым будет закреплена деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области адаптации и интеграции мигрантов, а также права и обязанности иностранных граждан в данной сфере, учитывающего региональную специфику социально-экономической и политической ситуации, внешние и внутренние миграционные риски [8, 9].

2. Разработка комплексного федерального закона по адаптации жителей Республики Крым и ГФЗ Севастополя.

3. Мониторинг пространственного экономического, политического, социального развития Российской Федерации с учетом оптимизации регулирования миграционных процессов (на основе ГИС-технологий) в целях социально-политического прогнозирования миграционных рисков и угроз национальной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Экспертная оценка потенциала адаптации и интеграции мигрантов в российское общество с учетом экономических и социально-культурных потребностей регионов Российской Федерации.

5. Управление целеполаганием миграционных потоков и привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии со спросом российской экономики.

6. Регулирование трансграничного банкротства, когда процедура признания субъекта несостоятельным охватывает несколько юрисдикций и выходит за пределы одного государства.

7. Вынесение проблемы миграционных рисков за границы Российской Федерации посредством создания правовых основ и экономической системы эффективного инвестирования в страны, являющиеся миграционными донорами, в целях нивелирования миграционных потоков на выгодных для страны-реципиента финансово-экономических условиях (например, КНДР, КНР, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и др.). Экономическое сотрудничество с крупными диа-споральными организациями, а также с корпорациями, желающими инвестировать в Российскую Федерацию.

8. Взаимодействие с национальными и религиозными организациями по адаптации и интеграции мигрантов в правотворческий процесс, социокультурную, экономическую, финансовую среду России в целях превентивизации конфессиональных конфликтов посредством: а) расширения сети центров и социально ориентированных некоммерческих организаций по адаптации мигрантов (правовой, образовательно-воспитательной и социокультурной поддержки, толерантности, межконфессионального и межкультурного сотрудничества и др.); б) мероприятий (встреч, семинаров, круглых столов, консультаций) с представителями диаспоральных институтов по вопросам межнационального сотрудничества, осуществления трудовой и инвестиционной деятельности в Российской Федерации; по предупреждению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, незаконной миграции, по профилактике ксенофобии, экстремизма и терроризма; в) привлечения Общественной палаты Российской Федерации, Экспертного Совета Открытого Правительства и общественных советов при федеральных органах исполнительной власти к участию в обсуждении разрабатываемых/принимаемых органами государственной власти и управления проектов нормативных правовых актов, к оценке эффективности функционирования органов исполнительной власти (и их структур) и качества предоставляемых ими госуслуг.

9. Назначение Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входили бы вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.

10. Управление целеполаганием миграционных потоков и привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-

квалификационным группам в соответствии со спросом российской экономики.

11. Национальная и демографическая политика Российской Федерации в приграничных территориях, в регионах Дальнего Востока, Сибири и Центральной России. Оптимизация в данных регионах правоохранительной системы, а также повышение эффективности управленческих решений, принимаемых местными органами власти, и проводимой ими профилактической и воспитательной работы.

12. Создание государственной системы адаптации мигрантов в российское общество при комплексном взаимодействии следующих составляющих: а) подготовка нормативных правовых актов в области совершенствования политики интеграции в Российской Федерации; б) разработка программ и проектов по адаптации и интеграции мигрантов (например, Государственной программы, Федеральной целевой программы, подпрограмм); в) создание адаптационно-интеграционной инфраструктуры.

13. Внесение Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в перечень государственных программ Российской Федерации. Ответственным координатором Госпрограммы определить Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Целесообразно изменить правовой статус Государственной программы, возведя ее в ранг самостоятельной.

14. Целевой прием на обучение по федеральным программам высшего образования за счет региональных и местных бюджетов с учетом специальностей и направлений подготовки специалистов, наиболее востребованных в отраслях экономики субъектов Российской Федерации в рамках региональных переселенческих программ. Субъекты Российской Федерации могут разработать дополнительные региональные программы, используя бюджеты регионов или привлекая внебюджетные источники (инвестиции) в социально значимые области: здравоохранение, занятость населения, спортивная индустрия и др.

15. Создание специального программного продукта с применением универсальных методов и принципов отражения заложенных фокусных данных на картографической основе в сети Интернет в разрезе субъектов Российской Федерации. Размещение на сайте интерактивной карты России, с помощью которой пользователь

(потенциальный мигрант) может получать ин- в тот или иной регион (фильтрация регионов по формацию относительно условий переселения различным критериям).

литература

1. Галас М. Л., Герасимова И. В., Пережогин А. А. База данных «Оптимизация регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (в контексте социально-политического прогнозирования кризисных ситуаций с применением ГИС-технологий)». М.: Финуниверситет, 2016.

2. Национальный фонд алгоритмов и программ [Электронный ресурс]. URL: http://nfap.minsvyaz.ru/apf/Public/ PublicCard/5925.

3. Официальный сайт Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://xn — b1ab2a0a.xn — blaew.xn — plai/about/activity/stats/Statistics.

4. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ demo/migr4-2.xls.

5. Государственная статистическая отчетность Росстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/new_site/population/demo/komp-chisl.xls.

6. Официальный сайт УФМС России [Электронный ресурс]. URL: http://уфмс-россия.рф/?yclid= 1892795572980288657.

7. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2014 год и плановый период 2015-2017 [Электронный ресурс]. URL: http://92.fms.gov.ru/upload/iblock/b26/ doklad_2014_naplan2015_2017.pdf.

8. Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902246112.

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424.

references

1. Galas M. L., Gerasimova I. V., Perezhogin A. A. Database optimization of regulating migration processes in the Russian Federation (in the context of the socio-political crisis forecasting using GIS-technologies) [Baza dannyh «Optimizacija regulirovanija migracionnyh processov v Rossijskoj Federacii (v kontekste social'no-politicheskogo prognozirovanija krizisnyh situacij s primeneniem GIS-tehnologij)]. Moscow, Finuniversitet, 2016 (in Russian).

2. National fund of algorithms and programs [Nacional'nyj fond algoritmov i program]. Available at: http://nfap. minsvyaz.ru/apf/Public/PublicCard/5925 (in Russian).

3. Official website of the Directorate-General for Migration Affairs of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Oficial'nyj sajt Glavnogo upravlenija po voprosam migracii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii]. Available at: https://xn — b1ab2a0a.xn — b1aew.xn — p1ai/about/activity/stats/Statistics (in Russian).

4. Official website of Rosstat [Oficial'nyj sajt Rosstata]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ population/demo/migr4-2.xls (in Russian).

5. State statistical reports Rosstat [Gosudarstvennaja statisticheskaja otchetnost' Rosstata]. Available at: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/komp-chisl.xls (in Russian).

6. Official site of the Office of the Federal Migration Service of Russia [Oficial'nyj sajt UFMS Rossii]. Available at: http://уфмс-россия.рф/?yclid=1892795572980288657 (in Russian).

7. A report on results and main areas of activity of the federal migration service in the year 2014 and 2015-2017 period covered [Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti Federal'noj migracionnoj sluzhby na 2014 god i planovyj period 2015-2017]. Available at: http://92.fms.gov.ru/upload/iblock/b26/doklad_2014_na-plan2015_2017.pdf (in Russian).

8. List of State programs of the Russian Federation, approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated November 11, 2010 No. 1950-r. [Perechen' gosudarstvennyh programm Rossijskoj Federacii, utverzhdennyj rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 11 nojabrja 2010 g. № 1950-r]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/902246112 (in Russian).

9. The national security strategy of the Russian Federation up to 2020 [Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda]. Available at: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.