УДК 330.3:314.15, ББК К88 © Л.А. Кудринская
Л.А. Кудринская
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПЕРЕСЕЛЯЮЩИХСЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
В эпоху проблем снижения рождаемости и постарения населения социально-экономическое благополучие российских регионов во многом зависит от привлечения соотечественников, проживающих за рубежом. В настоящее время в РФ определена миграционная политика, сформирована законодательная база, регулирующая как вопросы миграции в целом, так и в отношении данной социальной группы. Однако как показывает научный анализ, эффективность мер государственной поддержки соотечественников на современном этапе недостаточно высока, организация процессов переселения имеет целый ряд проблем. В статье анализируются имеющиеся меры государственной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и проблемы их переселения в Россию. Сделан вывод о недостаточности решения на общероссийском уровне ряда социально-экономических, юридических, жилищных и других вопросов. Численность переселяющихся в Омскую область остается невысокой: за период 2013-2017 гг. общая численность соотечественников-переселенцев составила лишь 30 тыс. человек. Результаты анализа приводят к выводу о необходимости совершенствования законодательной базы по вопросу оформления документов для получения гражданства соотечественниками и снятия в этом процессе противоречий, совершенствования вопросов содействия в трудоустройстве с одновременным решением жилищной проблемы переселенцев. Важно восстановить доверие и интерес соотечественников к данной государственной программе, поскольку соотечественники наиболее готовы к социально-экономической и психологической адаптации. Поэтому тематика статьи представляется актуальной, так как речь идет о поиске новых подходов к улучшению демографической ситуации в российских регионах через привлечение соотечественников, посредством совершенствования мер государственной поддержки.
Ключевые слова: миграция, государственная поддержка, добровольное переселение, соотечественники, проживающие за рубежом, госпрограмма Омской области.
В октябре 2018 года Президент России подписал указ «О Концепции государственной миграционной
политики РФ на 2019-2025 годы», которая направлена на формирование более комфортных условий для переселения в Россию соотечественников, на создание четких правил въезда и получения права на проживание, работу, на приобретение российского гражданства [6]. Чем вызвано принятие данного документа? Какую роль при этом играет программа по переселению соотечественников? Для ответа на эти вопросы рассмотрим меры государственной поддержки соотечественников с акцентом на Государственной программе Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в
Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» (далее госпрограмме).
К началу XXI века во многих российских регионах выявилась проблема депопуляции населения, особенно в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока. Главная причина - превышение смертности над рождаемостью: в 2017 году в РФ родилось 1,69 млн. человек, умерло 1,82 млн. [14]. Вторая причина - эмиграция: за период 2012-2017 гг. из Российской Федерации выехало 1663,2 тыс. человек [15]. В 2012-2017 гг. миграционный приток в Россию компенсировал убыль населения. Свою роль сыграла в этом госпрограмма, однако ее итоги оказались не столь значительны. Обратимся к демографическим прогнозам Федеральной службы государственной статистики на 2028 г. [16] (табл. 1).
Таблица 1
Изменение численности населения РФ к 2028 г. по вариантам прогноза
Показатель, тыс. человек Низкий вариант прогноза Средний вариант прогноза Высокий вариант прогноза
Численность населения РФ 1433,54 1458,93 1496,39
Необходимый ежегодный миграционный приток 110,7 235,5 412,1
Для достижения уровня даже среднего варианта прогноза необходим значительный прирост численности мигрантов. В 2012-2017 гг. в гражданство Российской Федерации принято более 1 млн. человек, из них 525 тыс. - в рамках госпрограммы [6]. Чтобы численность населения
России к 2028 г. сохранилась на уровне 2018 г. (146,9 млн.), необходим, по нашим расчетам, средний ежегодный приток мигрантов свыше 300 тыс. человек. Причем, желательно, чтобы это были русскоговорящие граждане, близкие к нашей культуре и имеющие высокий адаптационный
потенциал. Следовательно, необходимы более эффективные меры по приему соотечественников из-за рубежа.
Проблема соотечественников стала остроактуальной после распада СССР, сегодня за пределами России их остается свыше 18 млн. Важную роль в возвращении соотечественников сыграл Указ Президента N 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [5]. В соответствии с ФЗ-99 соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии [7].
Именно соотечественники в наибольшей мере готовы к адаптации в российских условиях, однако при переселении они сталкиваются с множеством проблем: вопросы оформления документов, финансовые трудности, связанные с переездом и приобретением жилья на новом месте, трудности трудоустройства и другие.
Сложность оформления документов для получения гражданства Российской Федерации, постановки на миграционный учет и регистрации по месту жительства связаны с краткосрочностью всех процедур, определенных законодательством. После того, как соотечественник прибыл в определенный регион России, он должен за короткий период времени встать на миграционный учет, для этого нужна регистрация по месту жительства. При этом соотечественник должен отказаться от прежнего гражданства и представить документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства в новом месте [8]. Однако у многих соотечественников отсутствует собственное жилье, они не имеют возможности встать на учет и соответственно зарегистрироваться по месту жительства [13, с. 236-237]. Единицы из них за короткий период времени могут приобрести собственное жилье или его арендовать. Зачастую арендодатели не желают регистрировать иностранных граждан по месту фактического проживания, что не позволяет переселенцам устроиться на работу, получать медицинские, образовательные и другие услуги [10, с. 351]. Однако указанные выше проблемы переселенцев могут привести к подаче в госорганы неверных сведений и в итоге к отказу в получении гражданства.
Почти всегда переселение сопровождается финансовыми трудностями - расходы на транспорт, оформление документов, обустройство на новом месте [12, с. 148]. Уровень материальной обеспеченности переселенцев, как правило, не высок, а перед отъездом в Россию не всегда удается быстро продать свое имущество по рыночной стоимости. Кроме того у переселенцев возникают трудности в сфере занятости. Наиболее острой проблемой
является работа не по специальности и потеря квалификации. Например, врачи, прибывшие в Россию и имеющие немалый стаж работы по специальности, сталкиваются с проблемой подтверждения квалификации, что ведет к дополнительным затратам времени и финансов. Порой проблема заключается не в отсутствии подходящих вакансий в регионе для трудоустройства, а в несоответствии фактического уровня заработных плат потребностям переселенцев [10, с. 351].
Описанные проблемы являются серьезным негативным фактором для переселения в Россию наших соотечественников, проживающих за рубежом. Поэтому в соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ определены меры государственной поддержки соотечественников в экономической и социальной областях (статья 16) [7]. Социально-экономическая поддержка
соотечественников - это система мер по оказанию содействия в материальной, профориентационной, правовой, медицинской и иной помощи, оказываемая социальными службами государственных и негосударственных структур. Она направлена на смягчение трудной жизненной ситуации людей, путем предоставления им компенсаций, пособий и льгот, а также предоставление услуг государственных и негосударственных учреждений. Социально-экономическая поддержка строится на принципах добровольности предоставления ее мер и гарантированности выполнения обязанностей государством по предоставлению мер поддержки. Органами, которые занимаются проблемами поддержки соотечественников в Российской Федерации, являются Министерство внутренних дел РФ, Управление по вопросам миграции МВД РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба по труду и занятости и другие структуры органов власти. Помимо этих органов социально-экономическую поддержку осуществляют комплексные и многофункциональные центры России по следующим направлениям [11, с. 91-92]:
- материальная компенсация понесенного переселенцами ущерба; это направление предполагает назначение компенсаций и пособий в размере понесенного ущерба.
- трудовая и профессиональная адаптация; реализация этого направления предполагает мероприятия по самозанятости переселенцев, их трудоустройство на новом месте с сохранением имеющейся квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку, создание новых рабочих мест;
- правовая защита, чтобы не допустить и пресечь дискриминацию переселенцев;
- жилищное обустройство; прибыв на новое место жительство, переселенцы сталкиваются с проблемой приобретения и аренды жилья, поэтому
им необходима помощь в предоставлении жилого помещения, либо поиске жилья по доступным ценам;
- создание слаженной системы взаимоотношений переселенцев с местным населением;
- создание условий для успешной интеграции переселенцев в новое общество; в этом направлении предполагается использование мер для достижения социального равенства между ними и местным населением, создание системы межкультурного общения, организация необходимой помощи переселенцам для включения их в новое социокультурное окружение;
- оказание медицинской помощи; данное направление предусматривает проведение медицинского осмотра, предоставление бесплатной медицинской помощи.
Государством определена компенсация затрат на оформление визы, прием заявления о выдаче разрешения на временное проживание, проезд к месту проживания всеми видами транспорта, провоз личных вещей, а также таможенные платежи и налоги, относящиеся к перевозу личных вещей соотечественника и членов его семьи. Размер компенсации определяется исходя из предоставленных документов, которые
подтверждают расходы [1].
Следующей компенсацией является оплата государственной пошлины за оформление документов, которые определяют правовой статус переселенца на территории России: выдача разрешения на временное проживание соотечественнику и членам его семьи, выдача вида на жительство, рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, получении гражданства,
восстановлении в гражданстве, выдача паспорта гражданина России [1]. Еще один вид финансовой помощи - единовременное пособие на обустройство, пособие выплачивается в 2 этапа:
1) после того как соотечественник прибыл на территорию приоритетного заселения и встал на учет по месту пребывания или зарегистрировался по месту жительства (соотечественнику выплачивается 150 тыс. руб. и членам его семьи - 70 тыс. руб.);
2) по истечении 18 месяцев со дня регистрации по месту пребывания и фактического проживания на территории приоритетного заселения в качестве участника госпрограммы (90 тыс. руб. и 50 тыс. руб. соответственно) [2].
С 2013 г. в Омской области реализуется госпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом», цель которой -улучшение миграционной ситуации и обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами, приграничность территории является
привлекательным фактором [3].
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, численность населения Омской области ежегодно снижается, а в 2017 г. естественная
убыль впервые составила отрицательную величину (2748 человека). По данным Министерства труда и социального развития Омской области, в условиях убыли населения высокую значимость приобретает реализация региональной программы по переселению соотечественников: в 2017 году прибыло почти 4 тыс. человек из 19 стран, за весь период действия программы переселилось около 30 тыс. человек [9, с. 10]. На наш взгляд, несмотря на проведенную региональными государственными структурами работу, численность переселенцев в Омскую область по программе пока не высока, и меры поддержки требуют дальнейшего совершенствования.
За счет средств бюджета Омской области предоставляется единовременное подъемное пособие (8500 руб. на участника программы и 4500 руб. на каждого члена семьи) и компенсация расходов по договору найма жилого помещения [4]. Компенсация расходов по договору найма жилого помещения выплачивается в размере расходов, совершенных по факту, но не более 24 000 рублей. Кроме того, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области оказывает содействие в жилищном обустройстве участников Государственной программы и членов их семей, которое предусматривает предоставление и помощь в поиске переселенцам жилых помещений для временного размещения. Для облегчения переселенцам поиска временного жилья Министерство размещает на сайте
автоматизированной информационной системы «Соотечественники» в каталоге жилья информацию о наличии жилищных помещений по доступным ценам, а также об условиях их приобретения.
Если участник Государственной программы и (или) члены его семьи покидают Омскую область ранее, чем через три года, с момента получения свидетельства участника Государственной программы в Омской области, то им будет необходимо вернуть всю предоставленную финансовую помощь.
В настоящее время основными субъектами по решению социальных вопросов, связанных с миграцией, в современной России являются Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Важные функции в этом ключе возложены на Министерство здравоохранения РФ и Министерство образования.
Важным направлением работы с соотечественниками является их информирование о самой программе. На наш взгляд необходимо усилить информирование соотечественников о
Государственной программе «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» в бывших республиках СССР, с использованием средств массовой информации и видеоконференций. В этом ключе положительную роль могут сыграть общественные организации за рубежом.
Существует несколько общественных фондов, призванных заниматься вопросами миграции: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, т.е. уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать (строительная бригада, объединения фермеров). Такие группы уже имеют, как правило, основательно разработанные конкретные планы трудоустройства и жилищного обустройства. Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам показывает, что только путем четкой и слаженной работы и государства, и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении добровольных переселенцев.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что экономические и правовые меры государственной поддержки соотечественников требуют постоянного усиления. Это касается совершенствования российского законодательства по вопросу сроков оформления документов для получения гражданства; совершенствования вопросов содействия в трудоустройстве с одновременным решением жилищной проблемы переселенцев; важно восстановить интерес соотечественников к госпрограмме через ряд мер, в том числе через усиление информированности об этой программе в странах зарубежья. Все это позволит повысить эффективность реализации данной государственной программы.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. N 150 «Об утверждении правил выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 270 «О порядке осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
3. Постановление Правительства Омской области от 09 октября 2013 г. N 235-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
4. Постановление Правительство Омской области от 23 октября 2013 г. N 273-п «О мерах социальной поддержки участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Омскую область» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
5. Указ Президента РФ от 14.09.2012 N 1289 (ред. от 15.03.2018) "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
6. Указ Президента РФ "О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы" от 31 октября 2018 г. Режим доступа: http://zakonvremeni.ru/news/13-3-/37113-putin-podpisal-novuyu-kontseptsiyu-gosudarstvennoj -migratsionnoj -politiki.html, свободный.
7. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
8. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Правовая справочно-информационная система.
9. Доклад Министра труда и социального развития Омской области по вопросу "Об итогах работы Министерства труда и социального развития Омской области в 2017 г. и задачах на 2018 г.". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.omskmintrud.ru/?sid=2758, свободный.
10. Красинец Е. С. Переселенческие процессы и миграционная политика современной России / Е. С. Красинец // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ. — Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2016. - № 5. - С. 351.
11. Мамедбекова М. О. К вопросу о социально-экономическом регулировании миграционных процессов в России / М. О. Мамедбекова // Terra Economicus. - 2013. - № 3 - С. 91-92.
12. Подливалов С. М. Современная демографическая обстановка и миграция населения / С.М. Подливалов // Культура Зауралья: прошлое и настоящее, 2005. - № 6 - С. 147-155.
13. Яковлев В. А. Прудникова Т. А. Современные проблемы реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников / В. А. Яковлев, Т. А. Прудникова // Вестник Московского университета МВД России, 2014. - № 7. - С. 236-237.
14. Федеральная служба государственной статистики. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/ demo/ demo21.xls, свободный.
15. Федеральная служба государственной статистики. Общие итоги миграции населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.gks.ru/ free_doc/ new_site/ population/ demo/ migr1.xls, свободный.
16. Федеральная служба государственной статистики. Изменение численности населения по вариантам прогноза. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.xls, свободный.
References
1.Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10 marta 2007 g. N 150 «Ob utverzhdenii pravil vyplaty uchastnikam Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom, kompensacii raskhodov na pereezd k budushchemu mestu prozhivaniya» [ Adoption of payment regulations to participants of the national program for assistance in voluntary resettlement to the Russian Federation of the compatriots living abroad, compensation of expenses on moving to the future place of residence] // Legal reference-information system "Garant".
2.Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 marta 2013 g. N 270 «O poryadke osushchestvleniya vyplaty posobiya na obustrojstvo uchastnikam Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom, i chlenam ih semej» [Order of payment of the resettlement allowance to participants of the national program for assistance in voluntary resettlement to the Russian Federation of the compatriots living abroad and members of their families] // Legal reference-information system "Garant".
3.Postanovlenie Pravitel'stva Omskoj oblasti ot 09 oktyabrya 2013 g. N 235-p «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Omskoj oblasti «Okazanie sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Omskuyu oblast' sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom» [Assistance in voluntary resettlement to Omsk region of the compatriots living abroad] // Legal reference-information system " Garant".
4.Postanovlenie Pravitel'stvo Omskoj oblasti ot 23 oktyabrya 2013 g. N 273-p «O merah social'noj podderzhki uchastnikov Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom, i chlenov ih semej, pribyvshih v Omskuyu oblast'» [Measures of social support of participants of the state program for assistance in voluntary resettlement to the Russian Federation of the compatriots living abroad and members of their families arrived in Omsk region] // Legal reference-information system "Garant".
5.Ukaz Prezidenta RF ot 14.09.2012 N 1289 (red. ot 15.03.2018) "O realizacii Gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federaciyu sootechestvennikov, prozhivayushchih za rubezhom" [ On the implementation of the national program for assistance in the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad] // Legal reference-information system "Garant".
6.Ukaz Prezidenta RF "O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki RF na 2019-2025 gody" ot 31 oktyabrya 2018 g. [ Concept of the state migration policy of the Russian Federation for 2019 - 2025]. Access mode: http://zakonvremeni.ru/news/13-3-/37113-putin-podpisal-novuyu-kontseptsiyu-gosudarstvennoj-migratsionnoj-politiki.html, free.
7.Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj politike Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom» ot 24 maya 1999 g. N 99-FZ [On the state policy of the Russian Federation with regard to compatriots abroad] // Legal reference-information system "Garant".
8. Federal'nyj zakon ot 31 maya 2002 g. № 62-FZ «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii» [On citizenship of the Russian Federation] // Legal reference-information system "Garant".
9.DokladMinistra truda i social'nogo razvitiya Omskoj oblasti po voprosu "Ob itogah raboty Ministerstva truda i social'nogo razvitiya Omskoj oblasti v 2017 g. i zadachah na 2018 g." [Report Of the Minister of Labor and Social Development of Omsk region at the Board of the Ministry of Labor and Social Development of Omsk region on "Work Undertaken by the Ministry of Labor and Social Development of Omsk region in 2017 and focal points for 2018"]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.omskmintrud.ru/?sid=2758, free.
10.Krasinets E. C. Pereselencheskie processy i migracionnaya politika sovremennoj Rossii // Dinamika i inercionnost' vosproizvodstva naseleniya i zameshcheniya pokolenij v Rossii i SNG. [Resettlement processes and migration policy of modern Russia // Dynamics and inertia of population reproduction and replacement of generations in Russia and CIS]. Yekaterinburg: Inst. of Economics UrB RAS, 2016. - № 5. - P. 351.
11.Mamedbekova M. O. K voprosu o social'no-ehkonomicheskom regulirovanii migracionnyh processov v Rossii [To the question of socio-economic regulation of migration processes in Russia] // Terra Economicus.- 2013. -№ 3 - P. 91-92.
12.Podlivalov S. M. Sovremennaya demograficheskaya obstanovka i migraciya naseleniya [Modern demographic situation and migration of the population] // Culture of the Urals: past and present, 2005. — № 6— P. 147— 155.
13.Yakovlev V. A. Prudnikova T. A. Sovremennye problemy realizacii gosudarstvennoj programmy po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu sootechestvennikov [Modern problems of implementation of the state program on assistance involuntary resettlement of compatriots ] // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014. - № 7. - P. 236-237.
14.Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Rozhdaemost', smertnost' i estestvennyj prirost naseleniya [Federal State Statistics Service. Fertility, mortality and natural population growth]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/population/ demo/ demo21.xls, free.
15.Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Obshchie itogi migracii naseleniya Rossijskoj Federacii [Federal State Statistics Service. General results of population migration of the Russian Federation]. [Electronic resource]. Access mode: http: // www.gks.ru/ free_doc/ new_site/ population/ demo/ migr1 .xls, free.
16.Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Izmenenie chislennosti naseleniya po variantam prognoza [Federal State Statistics Service. Change in population according to the variants of the forecast]. [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/progn1.xls, free.
ECONOMIC ASPECTS OF STATE SUPPORT OF COMPATRIOTS RESETTLING TO THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF OMSK REGION)
Lyudmila A. Kudrinskaya,
Associate Professor, Omsk State Technical University
Abstract. In the era of birth rate reduction and aging of the population, the socio-economic well-being of the Russian regions largely depends on the involvement of compatriots living abroad. Currently, the Russian Federation has defined the migration policy, formed the legal framework governing both migration issues in general and in relation to this social group. However, the scientific analysis shows that the effectiveness of state support measures for compatriots is not high enough, and there are problems with the resettlement process structuring. The paper analyzes the existing measures of state support for compatriots living abroad, and general problems of their resettlement in Russia. It is concluded that due to the lack of solutions at the national level on a number of legal, socio-economic, housing and other issues, the number of migrants in Omsk region remains low: during the period of 2013 - 2017 the total number of compatriots-immigrants amounted to 30 thousand people. The analysis results suggest that it is necessary to improve the legal framework for official registration of papers for naturalization of compatriots and remove contradictions in this process, as well as improve the issues of assistance in employment and solve the housing problems of immigrants. It is important to restore the trust and interest of compatriots in this state program, as far as compatriots in particular are mostly ready for socio-economic and psychological adaptation. Therefore, the theme of the paper is relevant, as it discusses the search for fresh approaches to improving the demographic situation in Russian regions through the involvement of compatriots living abroad by improving state support measures.
Keywords: migration, state support, voluntary resettlement; compatriots living abroad; the state program of Omsk region.
Сведения об авторе:
Кудринская Людмила Александровна - доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Социология, социальная работа и политология» ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» (644050, Российская Федерация, г. Омск, проспект Мира, 11), e-mail: kudr_omsk@bk.ru. Статья поступила в редакцию 20.11.2018 г.