УДК 338.246.027 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-5-59-64
СТАНДАРТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА
СТРУСОВ ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ МОУ ВПО «Российско-Таджикский (славянский) университет (РТСУ)», г. Душанбе, Республика Таджикистан, e-mail: [email protected]
ЮХАЧЁВ СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Статья посвящена повышению эффективности реализации мероприятий Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на территории Тамбовской области. На сегодня важнейшей задачей органов местного самоуправления Тамбовской области является создание для соотечественников комплекса благоприятных условий для постоянного проживания на территории вселения. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа и созданию благоприятных условий для их постоянного проживания предлагается внедрение в каждом муниципальном образовании Тамбовской области стандарта деятельности органов местного самоуправления. Стандарт предусматривает реализацию комплекса из тринадцати основных положений, затрагивающих нормативную составляющую процесса добровольного переселения, планирование работы органами местного самоуправления, создание общественного Совета соотечественников на территории вселения, доступность жилищной инфраструктуры, оказание консультационных услуг соотечественникам по принципу «одного окна», создание специализированного информационного ресурса в сети Интернет, разработку механизма взаимодействия между администрацией муниципального образования, центром занятости и работодателями по вопросам трудоустройства соотечественников и др. Комплекс мероприятий стандарта может быть дополнен другими пунктами, отражающими специфику отдельных территорий. Стандарт деятельности содержит минимальные условия для повышения эффективности мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа на уровне городского округа или муниципального района. В перспективе Стандарт позволит не только устранить имеющиеся на настоящий момент проблемы, но и создать благоприятные условия для постоянного проживания в муниципальных образованиях соотечественников, прибывших в добровольном порядке из-за рубежа.
Ключевые слова: государственная программа, соотечественник, территория вселения, благоприятная среда для проживания, стратегия социально-экономического развития, центр временного размещения
С 2006 г. в Российской Федерации действует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. Государственная программа является мощнейшим инструментом миграционной политики страны, уже позволившим вернуть на территорию России более 345 тыс. соотечественников из-за рубежа [1].
Основными целями Государственной программы является:
- стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на
постоянное место жительства в Российскую Федерацию из-за рубежа;
- содействие социально-экономическому развитию регионов РФ;
- решение демографических проблем [2].
Тамбовская область в числе первых 12 регионов Российской Федерации стала участником Государственной программы. За период с 2007 г. в область прибыло более 8 тыс. добровольных переселенцев. Сегодня в области определены 30 муниципальных образований для работы в Государственной программе [3; 4; 5].
I. A. STRUSOV, S. P. YUKHACHYOV
На протяжении всего срока реализации мероприятий Государственной программы не прекращаются споры относительно ее эффективности. Количественная сторона Государственной программы выполняется, чего нельзя сказать про качественную сторону.
На сегодня важнейшей задачей является создание для соотечественников комплекса благоприятных условий для постоянного проживания на территории вселения. В противном случае, все проводимые мероприятия по привлечению в область соотечественников из-за рубежа будут носить бессмысленный характер, так как и демографические, и экономические составляющие выполняться не будут.
Практика реализации мероприятий, направленных на создание благоприятного климата для добровольного переселения соотечественников из-за рубежа на территорию Тамбовской области, свидетельствует о необходимости расширения и оптимизации всех имеющихся процессов взаимодействия с соотечественниками и внедрении качественно новых подходов и методик. Достижение поставленных целей возможно лишь в случае наличия в каждом муниципальном образовании области эффективно выстроенных систем работы с соотечественниками.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа и созданию благоприятных условий для их постоянного проживания предлагается внедрение в каждом муниципальном образовании Тамбовской области стандарта деятельности органов местного самоуправления.
Внедрение Стандарта должно быть построено на соблюдении следующих принципов:
- мероприятия, реализация которых предусмотрена Стандартом, должны носить комплексный характер;
- реализация мероприятий должна осуществляться в долгосрочном периоде непрерывно;
- все мероприятия должны быть целенаправленными, гласными и открытыми;
- в основе всех мероприятий Стандарта должны лежать гибкие механизмы, позволяющие учитывать культурные и духовные особенности соотечественников, прибывших в муниципальное образование из различных стран мира.
Органам власти муниципального образования необходимо не реже одного раза в год проводить оценку эффективности внедрения и реализации Стандарта. Для проведения оценки необходимо принимать за основу следующие критерии:
- рост числа добровольных переселенцев и членов их семей, прибывших на территорию муниципального образования в рамках Государственной программы;
- рост процента трудоустроенных участников Государственной программы и членов их семей от общего числа прибывших;
- рост процента добровольных переселенцев, получивших гражданство РФ, от общего числа прибывших соотечественников;
- рост процента добровольных переселенцев, оставшихся на территории муниципального образования на постоянное место жительства, от общего числа прибывших.
Стандарт не предполагает утверждение на территории муниципального образования как нормативного документа, а предусматривает реализацию комплекса из 13 основных положений.
Основные положения стандарта могут быть дополнены другими пунктами, отражающими специфику отдельных территорий.
Основные положения Стандарта:
1. Утверждение раздела оказания содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа в рамках комплексной программы (стратегии) социально-экономического развития муниципального образования.
2. Создание межведомственной комиссии по решению вопросов оказания содействию добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
3. Ежегодное послание главы муниципального образования структурам, задействованным в реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа на территории муниципального образования.
4. Ежегодное формирование плана мероприятий, направленного на оказание содействия добровольному переселению в муниципальное образование соотечественников, проживающих за рубежом.
5. Формирование Совета соотечественников в муниципальном образовании.
6. Создание доступной жилищной инфраструктуры для соотечественников в муниципальном образовании.
7. Внедрение системы софинансирования процентной ставки по ипотечным кредитам высококвалифицированных специалистов - участников Государственной программы.
8. Наличие в муниципальном образовании регламента сопровождения соотечественника по принципу «единого окна».
9. Наличие в муниципальном образовании специализированного транспортного сообщения с областным центром для соотечественников.
10. Формирование системы обучения, повышения квалификации и оценки компетентности сотрудников профильных органов муниципальной власти, задействованных в реализации мероприятий Государственной программы.
11. Создание в муниципальном образовании специализированного информационного ресурса, посвященного Государственной программе, в сети Интернет на нескольких языках.
12. Создание механизма взаимодействия между администрацией муниципального образования, центром занятости и работодателями по вопросам трудоустройства соотечественников.
13. Создание механизма взаимодействия между администрацией муниципального образования и собственниками жилых помещений по вопросам жилищного обустройства соотечественников.
Программа социально-экономического развития определяет основные перспективы и проблемы, имеющие место в муниципальном образовании, а также инструменты их решения. Важнейшей проблемой, имеющей место во всех муниципалитетах области, является проблема демографии населения. Стандарт предполагает разработку раздела, характеризующего процесс добровольного переселения соотечественников из-за рубежа как одного из основных инструментов решения демографической проблемы за счет увеличения миграционного притока в муниципальное образование.
В целях координации работы различных структур и ведомств на территории муниципального образования по вопросам реализации комплекса мероприятий, направленных на оказание содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, Стандарт предполагает создание межведомственных комиссий. Межведомственная комиссия должна состоять из представителей администрации муниципального образования, отделения УФМС России, сферы медицины, УВД и СМИ. Председателем комиссии должен являться заместитель главы администрации муниципального образования, на которого возложены обязанности по реализации программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом.
Глава муниципального образования должен представлять ежегодное послание структурам, задействованным в реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселе-
нию соотечественников, проживающих за рубежом. Ежегодное послание может быть оформлено как отдельным документом, так и являться частью ежегодного послания главы муниципального образования.
В муниципальном образовании ежегодно должен формироваться и обновляться план мероприятий, направленных на оказание содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. План должен разрабатываться в наглядной форме и иметь форму таблицы.
План должен содержать информацию обо всех мероприятиях, которые будут реализовы-ваться на территории муниципального образования различными структурами, ответственных лицах за выполнение мероприятий, сроках реализации, необходимых финансовых затратах и конечных результатах.
В муниципальном образовании должен быть создан открытый совещательный орган - Совет соотечественников, в состав которого должны входить участники Государственной программы и члены их семей, прибывшие на территорию муниципального образования, имеющие активную жизненную позицию. Совет должен иметь собственное положение, отражающее порядок его формирования, цели, задачи и основные функции.
Одной из основных задач администраций муниципальных образований является создание на территории доступной жилищной инфраструктуры для участников Государственной программы и членов их семей.
Стандарт предполагает создание на территории муниципального образования нескольких видов жилья для соотечественников.
1. Центры временного размещения. Данное жилье необходимо для размещения соотечественников как иностранных граждан на период до получения ими гражданства РФ.
2. Жилые помещения для высококвалифицированных специалистов. В целях привлечения в муниципальные образования высококвалифицированных специалистов из числа добровольных переселенцев Стандарт предполагает создание специализированного жилого фонда для данной категории.
3. Жилой фонд для размещения участников Государственной программы после получения ими гражданства РФ. Для решения проблем с проживанием и регистрацией после получения соотечественниками гражданства РФ Стандарт рекомендует создать на территории муниципального образования жилой фонд по типу общежитий. Допускается варианты с использованием для
I. А. 8ТШ80У, 8. Р. УиКИЛСЫУОУ
этих целей общежитий, принадлежащих индивидуальным предпринимателям или коммерческим организациям. Размещение в данном жилье должно осуществляться на коммерческой основе.
Кроме создания в муниципальном образовании жилого фонда для соотечественников, важно наладить работу по формированию и размещению в открытом доступе банка жилья. Банк жилья должен включать в себя актуальные сведения о продаваемом и сдаваемом жилье на территории муниципального образования.
Стандарт предполагает внедрение в муниципалитетах системы софинансирования процентной ставки по ипотечным кредитам высококвалифицированных специалистов - участников Государственной программы, осуществляющих трудовую деятельность в организациях на территории муниципального образования.
Рекомендуется предусмотреть в бюджете муниципального образования средства на компенсацию части затрат добровольного переселенца по выплате процентов по ипотечным кредитным договорам.
Стандарт предполагает разработку регламента сопровождения соотечественников по принципу «одного окна». Данная мера направлена на снижение временных издержек добровольных переселенцев из-за рубежа за счет исключения необходимости обращения в различные структуры.
Сопровождение соотечественников по принципу «одного окна» представляет собой комплекс мер, направленных на оказание информационной и консультационной поддержки добровольным переселенцам с момента их прибытия на территорию муниципального образования до получения гражданства РФ.
Сопровождение должно оказываться уполномоченным на это органом. Уполномоченный орган должен утверждаться постановлением администрации муниципального образования.
Процесс оформления гражданства Российской Федерации в рамках Государственной программы сопровождается существенными как временными, так и финансовыми затратами со стороны добровольных переселенцев. Основной задачей муниципалитетов является минимизация подобных затрат. Обязательным требованием Стандарта является организация бесплатной перевозки Соотечественников до областного центра. Кроме того, муниципалитеты имеют возможность проводить и другие мероприятия по снижению прочих переменных затрат.
Стандарт предполагает создание на территории муниципального образования системы обуче-
ния и повышения квалификации специалистов, занимающихся реализацией Государственной программы на территории муниципального образования.
В целях решения проблемы с недостаточным информационным обеспечением участников Государственной программы и членов их семей муниципальный Стандарт предполагает разработку и внедрение в каждом муниципальном образовании специализированного Интернет-ресурса, посвященного мероприятиям программы добровольного переселения.
Информационный ресурс должен быть ориентирован на конкретную аудиторию. Цель - не просто освещение ситуации, а содействие процессу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа в муниципальное образование.
При изложении материала на информационном ресурсе следует соблюдать баланс фактов и комментариев. Уход в любую из крайностей приведет либо к недостаточной информативности, либо к избыточности описательности.
Стандарт предполагает разработку и внедрение в муниципальном образовании системы взаимодействия между администрацией, службой занятости и работодателями по вопросу трудоустройства добровольных переселенцев из-за рубежа и членов их семей.
Для оказания содействия в постоянном жилищном обустройстве добровольным переселенцам из-за рубежа Стандарт предполагает разработку и внедрение системы взаимодействия администрации города и владельцев жилых помещений.
Стандарт содержит минимальные условия для повышения эффективности мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа на уровне городского округа или муниципального района.
В перспективе Стандарт позволит не только устранить имеющиеся на настоящий момент проблемы, но и создать благоприятные условия для постоянного проживания в муниципальных образованиях соотечественников, регламентировать порядок взаимодействия структур власти в вопросах реализации мероприятий Государственной программы.
Литература
1. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 (с изм.и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
2. Основные цели и принципы программы. URL: http://www.fms.gov.ru/about/compatriots/Osnovnie_celi_i _principi
3. Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Оказание содействия добровольному переселению в Тамбовскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2020 гг.: постановление Администрации Там-бовс-кой области от 05 апреля 2013 г. № 332 (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».
4. Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. URL: http:// emigrant-ussr.ru/pamyatka/gosprogramma.pdf
5. Памятка соотечественнику, желающему принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. URL: http://www.ruvek.info/ media/ anya/6.pdf
References
1. O merakh po okazaniyu sodejstviya dobro-vol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federatsiyu sootech-estvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom: ukaz Pre-zidenta RF ot 22 iyunya 2006 g. № 637 (s izm.i dop.) [About measures for rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation the compatriots living abroad: the presidential decree of the Russian Federation from June 22, 2006 № 637 (with amendment and additional)]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant-Plyus».
2. Osnovnye tseli i printsipy programmy [Main objectives and principles of the program]. URL: http:// www.fms.gov.ru/about/compatriots/Osnovnie_celi_i_principi
3. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Tambovskoj oblasti «Okazaniye sodejstviya dobro-vol'nomu pereseleniyu v Tambovskuyu oblast' sootech-estvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom» na 20132020 gg.: postanovleniye Аdministratsii Tambovskoj oblasti ot 05 aprelya 2013 g. № 332 (s izm. i dop.) [About the statement of a state program of the Tambov region «Rendering assistance to voluntary resettlement to the Tambov region the compatriots living abroad» for 2013-2020: the resolution of Administration of the Tambov region from April 05, 2013 № 332 (with amendment and additional)]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
4. Ofitsial'nyj informatsionnyj paket o Gosudarstvennoj programme po okazaniyu sodejstviya dobro-vol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federatsiyu sootech-estvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom [Official information package about the State program on rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation of the compatriots living abroad]. URL: http:// emi-grant-ussr.ru/pamyatka/gosprogramma.pdf
5. Pamyatka sootechestvenniku, zhelayushchemu prinyat' uchastiye v Gosudarstvennoj programme po okazaniyu sodejstviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossijskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom [Instruction to the compatriot wishing to take part in the State program on rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation of the compatriots living abroad]. URL: http://www.ruvek.info/ media/ anya/6.pdf
* * *
STANDARD OF ACTIVITY OF BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT OF THE TAMBOV REGION AT REALIZATION OF THE STATE PROGRAM OF VOLUNTARY RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS FROM ABROAD
STRUSOV IVAN ALEKSEEVICH Russian-Tajik (Slavic) University (RTSU)", Dushanbe, the Republic of Tajikistan, e-mail: [email protected]
YUKHACHYOV SERGEY PETROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Article is about increase of efficiency of realization of actions of the State program for rendering assistance to voluntary resettlement of the compatriots living abroad in the territory of the Tambov region. For today the most important task of local government bodies of the Tambov region is creation for compatriots of a complex of favorable conditions for a permanent residence in the territory of installation. For increase of efficiency of activities of local government bodies for rendering assistance to voluntary resettlement of compatriots from abroad and to creating favorable conditions for their permanent residence there is an introduction in each municipality of the Tambov region of the standard of activity of local government bodies. The standard provides realization of a complex from thirteen basic provisions mentioning a standard component of process of voluntary resettlement, scheduling by local government bodies, creation of public council of compatriots in the territory of installation, availa-
I. A. STRUSOV, S. P. YUKHACHYOV
bility of housing infrastructure, rendering consulting services to compatriots by the principle of «one window», creation of a specialized information resource in the Internet, development of the mechanism of interaction between administration of municipality, job center and employers concerning employment of compatriots, etc. The complex of actions of the standard can be added with other points reflecting specifics of certain territories. The standard of activity contains the minimum conditions for increase of efficiency of actions for rendering assistance to voluntary resettlement of compatriots from abroad at the level of the city district or municipal district. In the long term the Standard will not only allow to fix the problems which are available currently, but also to create favorable conditions for a permanent residence in municipalities of the compatriots who arrived in a voluntary order from abroad.
Key words: state program, compatriot, territory of installation, favorable environment for accommodation, strategy of social and economic development, center of temporary placement